Заседание № 196
О проекте федерального закона № 319238-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона от 20.06.96 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (в части выполнения мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, затрагивающей деятельность организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), согласно ранее утверждённым проектам до полного исполнения всеми участниками своих обязательств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Очень просят рассмотреть пункт 50. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона... "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Доклад должен был делать Сергей Иванович Неверов, но он написал письмо, что просит рассмотреть законопроект без своего участия. Пётр Николаевич Рубежанский сделает доклад от комитета. Включите микрофон. РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на изменение принципов государственного регулирования и финансирования реструктуризации угольной промышленности. Законопроект расширяет утверждённый правительством перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счёт средств федерального бюджета. Не соблюдены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации об определении источников, порядка финансирования новых видов расходов бюджетов и принципов распределения расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и средствами собственников. Законопроект был внесён в Государственную Думу с отрицательным заключением Правительства Российской Федерации. Кроме того, на законопроект получено отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи не поддерживает концепцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Вопросов нет. Есть желание выступить у депутата Бадалова. Включите микрофон. БАДАЛОВ Р. М. Уважаемые коллеги, если внимательно посмотреть, чего от нас ждут, и не только от нас, что предлагают наши коллеги из Кузбасса, то мы увидим, что они всего-навсего предлагают закрепить на законодательной основе те обязательства, которые были приняты и прописаны в технико-экономических обоснованиях при ликвидации угледобывающих предприятий. Чем это всё вызвано? А вызвано это следующим. Реструктуризация угольной отрасли, которая проводилась с 94-го года и старт которой был дан траншами Всемирного банка, продолжается уже тринадцать лет. За этот период несколько раз менялись правила игры. В 94-м году у нас было триста тридцать одно угледобывающее предприятие. За этот период было ликвидировано двести три предприятия. Сегодня у нас действуют девяносто четыре шахты и сто тридцать три разреза всего-навсего. Так вот, за весь этот период из восьмисот восьмидесяти восьми тысяч семисот работников отрасли были уволены в связи с ликвидацией предприятий шестьсот пятьдесят одна тысяча человек, то есть 73 процента работников. Были разработаны программы переселения из северных регионов, были разработаны программы переселения из Кизиловского угольного бассейна, были разработаны программы создания новых рабочих мест в регионах, это была альтернатива по созданию новых рабочих мест. Так вот, смотрите, за весь период у нас создано всего-навсего двадцать семь тысяч рабочих мест. Программы переселения из районов Крайнего Севера выполнены на 30 процентов, переселения из ветхого жилья - на 50 процентов, а в комплексе программы, которые были предусмотрены и законодательно утверждены, постановлениями правительства подтверждены и так далее, и так далее, я их сейчас не буду здесь называть за нехваткой времени, выполнены на 30 процентов. Сегодня сохраняется острое социальное напряжение в угледобывающих регионах, и, скорее всего, оно и дальше будет развиваться. Наши коллеги обеспокоены тем, что мы с вами здесь, в этом зале, взяли и приняли 122-й закон, этим выбросив целый пакет социальных программ, в первую очередь касающихся не столько непосредственно людей, сколько экологии и социально-бытовой сферы, программ, финансируемых из государственного бюджета. Но этого недостаточно, там была часть программ, финансируемых из местных бюджетов, и часть программ, финансируемых собственниками ликвидируемых угледобывающих предприятий, и мы весь этот блок законодательно выбросили. Так вот, наши коллеги из Кемерова, обеспокоенные этой ситуацией и тем, что мы завтра ещё что-то выбросим, говорят о том, что на основании технико-экономического обоснования постановлением правительства, подзаконными актами принимаются решения о переселении, о реализации той или иной социальной программы, которая из-за отсутствия достаточного финансирования растянута на десять - пятнадцать лет. И они просят, давайте закрепим эти обязательства, и люди будут знать, что пусть через пятнадцать, двадцать, сорок лет, но они всё-таки будут переселены оттуда. Хотя бы это скажите, уже не давайте деньги, а скажите, что выполните те обязательства, которые принимали в связи с реструктуризацией. Мы с вами обманули людей - этим обеспокоены наши коллеги. Теперь самое главное. Внимательно посмотрите заключение правительства: оно дано именно в тот день, когда мы с вами внесли поправки в закон об угле и установили совершенно иной, новый механизм государственной поддержки, в тот же день заключение дано, поэтому оно уже устарело само по себе, оно к старому тексту закона. С 1 января 2007 года там совершенно иные механизмы действуют, и они позволяют часть средств выделять и на такие программы, поэтому надо эти документы все пересмотреть. Закон надо принимать в первом чтении, он актуален и очень остр. Ещё раз говорю, если внимательно посмотреть текст закона, то увидим, что он состоит из одной фразы: те программы, финансирование которых, независимо от организационно-правовых форм, предусматривалось согласно утверждённым проектам реструктуризации за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств собственников организаций, осуществляются до полного исполнения всеми участниками своих обязательств. То есть он говорит о том, что свои обязательства надо выполнять, больше ничего. И против этого можно выступать?! Что мы делаем?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 23 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2% Результат: не принято Не принято.