Заседание № 229
25.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 319049-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части законодательного закрепления понятийного аппарата в сфере внутреннего железнодорожного туризма).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5680 по 5871 из 6244
27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад и содоклад сделает Сергей Владимирович Кривоносов. Пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный законопроект - это результат совместной работы депутатов, сенаторов, профильных министерств и "РЖД". Нам необходимо развивать внутренний туризм, все виды внутреннего туризма, одним из которых является железнодорожный туризм. Начиная с 2022 года нами было проведено несколько "круглых столов", большое количество консультаций, и мы в результате, взвесив всё, пришли к единому мнению. Законодательной инициативой вносятся изменения в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и в закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Законопроект направлен на разграничение туристических перевозок и пассажирских. Законопроектом вводятся понятия "железнодорожный туризм", "туристический поезд", "туристические железнодорожные перевозки" и "железнодорожный туристский маршрут". Появляется возможность у туристического поезда ожидать туристов по принципу отеля на колесах, наподобие круизов по морю, и при необходимости передвигаться от города к городу. Могут использоваться обзорные вагоны, спортзалы и другие сервисы, которые сейчас пока недоступны. Комплекс услуг в таких поездах может включать просветительские, познавательные мероприятия, экскурсионное обслуживание туристов во время остановок. Туристические железнодорожные маршруты, как правило, носят событийный или сезонный характер, и одним из наиболее востребованных маршрутов сегодня является так называемый круговой маршрут, когда пункт отправления и пункт прибытия совпадают. Законопроект позволяет ведомствам и организациям формировать специальные программы, направленные в том числе на решение социальных задач. Также это позволяет субъектам Российской Федерации активнее развивать свою инфраструктуру и, естественно, экономические показатели улучшать. Законопроект не вводит дополнительных ограничений или финансовых обязательств, при этом позволяет получить гибкий инструмент для развития, для принятия управленческих решений. Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры полностью поддерживает данный законопроект, и, уважаемые коллеги, для развития внутреннего туризма в нашей стране прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Сергей Владимирович, коллеги, мы, конечно, поддержим эту инициативу, но вот такой вопрос в развитие, может быть, чтобы не возвращаться к этой теме. У нас же были и даже есть, скажем, агитпоезда, такие партийные поезда, коллеги из ЛДПР используют такую практику, поезда Деда Мороза и для других акций каких-то. Может быть, расширить всё-таки перечень таких оснований? Это очень схоже, то же самое: вагоны, какие-то места для встреч, ну и в том числе, может быть, для полезного отдыха пассажиров таких поездов. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Как раз наш законопроект и направлен на это. Если сегодня по закону, по уставу это нельзя делать, то есть, по сути дела, есть грузовые перевозки, пассажирские, то как раз, когда появится возможность запуска туристических поездов, вот всё то, о чём вы говорили, - поезда для разных задач, тематических мероприятий - станет возможным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Сергей Владимирович, в проекте закона, по моему мнению, не конкретизирован вопрос о потребителе. На основании какого договора будет осуществляться перевозка по туристическому железнодорожному маршруту, на основании договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом, или на основании договора о реализации туристического продукта, или, например, вообще на основании приобретения посадочных мест на железнодорожном транспорте общего пользования? Вот будут ли указаны вид договора и основные критерии этого договора для получения гарантированной возможности и понимания потребителя, какие услуги ему будут оказаны? КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо за вопрос. Конечно, это ещё будет дополнительно обсуждаться, но я предполагаю, что, скорее всего, это определённые туроператоры будут продавать туры и, соответственно, реализовывать их должным образом, как в законе о туристской деятельности прописано. Скорее всего, именно таким образом будет происходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Владимирович, вы сказали, что с 2022 года обсуждаете этот законопроект, но ведь идея-то не новая, давайте будем справедливы. Замечательная практика, один из любимых видов путешествий для туристов в советские времена, и реанимация этой идеи - это, конечно, очень хорошо. Романтика железнодорожного туризма по-прежнему востребована. Кроме того, нет нелётной погоды, до определённого времени этот вид передвижения был более или менее безопасным. Но какова будет доступность вот этих турпоездок? Будут ли субсидии? Будет ли госпрограмма, которая позволит покупать билеты недорого, без дефицита, особенно семьям с детьми (мы же в Год семьи принимаем закон)? Будет ли госзаказ на такие поезда? Какие-то технические особенности у них ведь должны быть - почему в законопроекте ничего не указано? Трудно отделить такие поезда от остального железнодорожного транспорта. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемая Нина Александровна, конечно, такие возможности появятся. Сегодня мы создаём понятийный аппарат, чтобы кроме пассажирских поездов появился вот такой вид передвижения для туристов, а дальше, естественно, мы предполагаем и будем, может быть, ко второму чтению предлагать, чтобы у семей участников СВО, возможно, у многодетных семей, естественно, появилась такая возможность. Но сегодня необходимо ввести это понятие, расписать, а дальше будем с этим работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Школкина Надежда Васильевна, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нет, Николай Васильевич, вы в какой-то степени не правы. Почему я вышла? По одной причине. Казалось бы, это очевидно, законы действительно хорошие, их нужно принимать, но мы потратили практически полтора года, доказывая на самом деле элементарные вещи: пассажирские перевозки на самом деле кардинально отличаются от туристских перевозок. Чтобы вы понимали, железнодорожный туризм является одним из самых востребованных, перспективных и, самое главное, апробированных на практике. Я могу привести только несколько цифр: в прошлом году в рамках железнодорожного туризма было перевезено 940 тысяч человек, сегодня уже разработано 90 маршрутов, объединяющих 50 субъектов Российской Федерации, включая шесть спецпроектов, которые всем вам известны, - "Поезд Деда Мороза", "Большая перемена", "Своих не бросаем". Сейчас Сергей Владимирович сказал, что мы будем для участников СВО разрабатывать. Коллеги, данный проект уже есть, он уже разработан "РЖД Тур" при поддержке фонда "Защитники Отечества" и, естественно, поддержан нашей партией, в рамках этого проекта участники СВО - военнослужащие и их семьи смогут не просто приятно, но и с пользой проводить время, отдыхать в кругу своей семьи. Вместе с тем для дальнейшего поступательного развития данного направления у нас, как оказалось, нет соответствующего правового регулирования, потому что, ещё раз говорю, пассажирские перевозки кардинально отличаются от туристских. Ну, берём пассажирский поезд. Мы с вами садимся - какова цель пассажирской перевозки? Довезти пассажира из точки А в точку Б, причём по фиксированному, регулируемому графику и регулируемому тарифу. И самое главное, пассажир может в ходе следования поезда выйти из него и продолжить путешествие. Какова цель туристской перевозки? Если человек приобретает тур, он, естественно, не может выйти и зайти на любой станции, его точка отправления совпадает с окончательной точкой, то есть из Москвы вы убыли, в Москву вы и прибыли. А сейчас я вам предлагаю просто немножко отвлечься. Вот представляете, во время движения поезда вам предлагают дополнительные услуги в виде чашечки кофе и завтрака в постель, анимации для взрослых и детей. Для вас останавливают поезд в красивых местах, вы осматриваете достопримечательности, причём не таская с собой чемоданы. И самое главное, в поезде с вами не перевозят ни больных людей, ни патогены, ни, извините, человеческие останки. И важно, что горизонт планирования у вас не ограничивается 45-60 днями. И на самом деле, когда мы с вами формируем законодательство, в том числе даже понятийный аппарат - что такое "железнодорожный туристский поезд", "железнодорожный туристский маршрут", - мы с вами даём возможность перевозчикам в том числе... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 17 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается единогласно.