Заседание № 95
26.01.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 318844-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1382 по 1567 из 5635
Уважаемые коллеги, переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Мы с вами договорились рассмотреть 6-й и 7-й вопросы с одним докладом и с одним содокладом. 6-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы", и 7-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.". С докладом выступает официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель министра юстиции Российской Федерации Максим Александрович Травников. Пожалуйста, Максим Александрович. ТРАВНИКОВ М. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагаются два проекта федеральных законов. Первый проект достаточно похож на многие, которые вам уже доводилось рассматривать, - это проект закона о ратификации соглашения о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы. Данный договор призван урегулировать отношения в сфере передачи осуждённых, до настоящего момента никак не урегулированные между нами и Ираном. Возможно, именно по этой причине фактически передача осуждённых между нами и Ираном никогда не осуществлялась, несмотря на то что у нас содержатся 12 заключённых - граждан Ирана и в Иране есть один заключённый - российский гражданин. В целом договор достаточно типовой - в нём говорится о необходимых условиях, критериях передачи, основаниях для отказа. Особо подчеркну: в договоре указано, что его действие распространяется только на лиц, осуждённых к лишению свободы, смертная казнь выведена за рамки этого договора. Договор содержит классические позиции, которые раскрывают более детально положения Уголовно-процессуального кодекса, но напрямую в нём не содержатся, в этом смысле содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кроме того, предметом договора являются основные права и свободы человека и гражданина, и по этим двум основаниям он подлежит ратификации. Дополнительных средств не потребуется, закон будет реализовываться за счёт средств, предусмотренных для ФСИН на соответствующие периоды. В законодательстве тоже ничего менять не потребуется. Единственное, пожалуй, отличие от аналогичных договоров - это то, что в нём предусмотрен более короткий, но достаточный для организации передачи срок. Обычно этот срок составляет не менее одного года, то есть у заключённого должна оставаться неотбытой часть наказания не менее одного года, чтобы его передали, в данном случае срок сокращён на шесть месяцев. Ну, это непринципиально. Второй документ немножко более необычный, речь идёт о внесении изменений путём подписания протокола о внесении изменений в договор от 1996 года. Этот достаточно большой договор регулировал сразу все аспекты, связанные с оказанием правовой помощи по гражданским делам, по уголовным делам, вопросы, связанные с экстрадицией и ряд других моментов. Основной задачей заключения протокола является адаптация уже довольно старого договора к современным реалиям, приведение его в соответствие с той договорной практикой, которую за последние годы нам удалось совместно с вами наработать. В частности, из договора путём внесения изменений уходит ряд положений, которые стали неработающими, речь идёт о процедуре усыновления: в Иране этот институт был отменён, в связи с этим эти положения потеряли правовое значение. Кроме того, уточнены основания для отказа в выдаче, существенно расширены и уточнены соответствующие положения статьи, в частности напрямую вписано, что выдача не производится в случае, если подозреваемому или обвиняемому грозит смертная казнь. Естественно, в 1996 году, в момент, когда мы только присоединялись к Совету Европы, такого обязательства у нас не было, поэтому смертная казнь оставалась в этом договоре, а теперь это положение уходит, как и во многих других договорах, которые мы в последнее время ратифицируем. Договор содержит более детальные положения, которые не в полной мере воспроизведены в Уголовно-процессуальном кодексе, в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах, поэтому он подлежит ратификации. Также он затрагивает основные права и свободы человека и гражданина, и это второе основание для ратификации. Дополнительных средств для реализации закона не потребуется, нет необходимости во внесении изменений в законодательство. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Прозвучал доклад по 6-му и 7-му вопросам. Содоклад председателя Комитета по международным делам Леонида Эдуардовича Слуцкого также по 6-му и 7-му вопросам нашей повестки. Пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ушедший 2017 год стал годом резкого наращивания, интенсификации российско-иранского сотрудничества по всем векторам, по всем направлениям, речь идёт не только о сотрудничестве по сирийскому досье на площадке переговоров в Астане. Наше межпарламентское взаимодействие также резко пошло вверх: только за три последних месяца 2017 года спикеры наших парламентов трижды встречались и достигли серьёзных договорённостей - на площадке Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, на международной антинаркотической конференции здесь, в зале заседаний Думы, 4 декабря, затем на региональной межпарламентской конференции по вопросам безопасности в Исламабаде за несколько дней до Нового года. 20 ноября Президент Российской Федерации внёс два этих важнейших документа о ратификации в Государственную Думу, и этим мы, по сути дела, создаём международно-правовую базу российско-иранского сотрудничества в области передачи лиц, осуждённых к лишению свободы, и осовремениваем, совершенствуем, как справедливо отметил Максим Александрович Травников, договор от 1996 года в области сотрудничества по гражданским и уголовным делам. Документы тщательно выверены на этапе подписания, рассмотрены в Государственной Думе. Комитет по международным делам единогласно принял решение поддержать проекты о ратификации. Просим Государственную Думу также проголосовать за ратификацию этих инфраструктурно значимых для российско-иранского сотрудничества договоров. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Скляр Геннадий Иванович. От фракции. Фракция будет вести дискуссию, поддерживаем или не поддерживаем ратификацию... СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Создание прочной правовой базы межгосударственных отношений Российской Федерации и Исламской Республики Иран является важнейшим фактором укрепления доверия между нашими странами. Я не случайно вышел на эту трибуну и не случайно говорю о доверии: наши контакты с иранскими коллегами показывают, что сегодня пока ещё есть дефицит доверия. Каждое наше решение в отношении Исламской Республики Иран работает на стратегические цели России, именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать эти соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчика? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы", 6-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 11 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно - поздравляю, коллеги! Переходим к голосованию по 7-му вопросу нашей повестки. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 55 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно - поздравляю, коллеги!