Заседание № 219
О проекте федерального закона № 318652-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Мы с вами приняли этот законопроект во втором чтении 16 марта. За прошедшее время были проведены правовая и лингвистическая экспертизы. Замечаний по тексту не имеется. Поэтому комитет просит вас принять этот законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по докладу. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 38 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 217
О проекте федерального закона № 318652-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4, долгожданный проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Михаила Васильевича Емельянова. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Напомню, что рассматриваемый нами во втором чтении законопроект касается создания системы мер административного принуждения, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства. Этот законопроект мы с вами приняли в первом чтении четыре с половиной месяца назад. В нашем комитете была создана рабочая группа, она всё это время достаточно интенсивно работала, было проведено много заседаний. В рабочей группе принимали участие не только депутаты, но и представители Федеральной антимонопольной службы, представители делового сообщества, Российского союза промышленников и предпринимателей. Пожалуй, главным вопросом, который обсуждался в рабочей группе и в комитете, был вопрос о соразмерности наказаний за совершение административных правонарушений в сфере антимонопольного законодательства. С одной стороны, мы все с вами понимаем, какое большое зло приносит экономике монополизм, об этом говорила оппозиция при обсуждении предыдущего вопроса. Я думаю, в этом сходятся представители как оппозиции, так и партии власти. С другой стороны, совершенно понятно, что наказание не должно быть чрезмерно суровым, по крайней мере таким, которое может парализовать деятельность хозяйствующего субъекта. В первом чтении, как вы помните, мы приняли достаточно жёсткий законопроект, и основные поправки были направлены на нахождение более оптимальной схемы штрафов. При этом мы концептуально не поменяли подход, который был в первом чтении, мы сохранили его и отвергли все поправки, которые меняли концепцию законопроекта. Но вместе с тем определённые изменения были внесены. К чему мы в конечном счёте пришли? По новому варианту, подготовленному ко второму чтению, в качестве базы исчисления штрафа выступает по-прежнему сумма выручки правонарушителя от реализации товара, но только того товара, на рынке которого было совершено правонарушение, а не весь оборот в целом, как это предполагалось в редакции первого чтения. Конкретные размеры штрафов составляют от 1 до 15 процентов указанной суммы. При этом максимальный размер административного штрафа не может превышать 4 процентов суммы общей выручки от реализации правонарушителем всех товаров, услуг, то есть от всего его оборота. Кроме того, ко второму чтению уточнены составы административных правонарушений, посягающих на нормальное развитие конкуренции. В частности, мы разграничили составы административных правонарушений в этой области и преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом. Из других важных новелл я бы отметил изменения в статью 19.5 кодекса, которые исчерпывающе определяют, за невыполнение каких именно предписаний антимонопольных органов какие санкции должны следовать. Мы уточнили подсудность данных дел, и с учётом их характера такие дела теперь будут рассматриваться арбитражным судом. Также для стенограммы я хотел бы отметить, что уже после направления поправок вам, депутатам, поступило заявление от депутата Козерадского, который присоединяется к авторству ряда поправок, а именно: 2, 4, 6, 7, 8, 10, 14, 21, 23, 27, 28, 30 и 31-й из таблицы принятых. Что касается таблицы непринятых. В неё включено тридцать три поправки, и я попытаюсь сгруппировать эти поправки по мотивам отклонения. Прежде всего, это поправки, которые противоречат концепции законопроекта. В основном это те поправки, которые направлены на замену штрафов, исчисляемых в зависимости от выручки правонарушителя, штрафами, выраженными в минимальных размерах оплаты труда. Вторая группа поправок - это те, которые бы затруднили реализацию новых положений кодекса. В частности, это те поправки, которые предлагают в качестве базы для исчисления штрафа брать доход, полученный в результате правонарушения. Но ни одна из них не содержит конкретного механизма, поэтому, естественно, правоприменение этих новелл было бы весьма затруднено. Следующая группа поправок, которые отклонены, - это те, которым была альтернатива в принятых. Они в принципе говорят о том же, что и ряд принятых поправок, но в несколько ином варианте. Более того, в некоторых случаях комитет пошёл даже дальше, чем авторы этих поправок. Например, определение выручки предлагалось вести по правилам бухгалтерского учёта, мы же предложили - по правилам Налогового кодекса. И в этом случае это более выгодно для бизнеса, потому что НДС не включается в эту базу. Ну и наконец-таки, поправки, носящие редакционный и технический характер, но они, по нашему мнению, не улучшали нормы законопроекта, и поэтому мы их тоже не приняли. Отдельно два слова хотел бы сказать по поводу замечаний Правового управления. Их два. Одно касается названия законопроекта. Но я могу сказать, что мы не отступили от общего подхода, мы всегда, в общем-то, так называем законопроекты. На наш взгляд, Правовое управление предложило некоторую новеллу, ещё не апробированную, но она, по-моему, будет не совсем удобна для правоприменителя, поскольку он вряд ли будет разыскивать в базе конкретно наш закон, который мы сейчас принимаем, так как это закон, вносящий поправки, скорее всего, он обратится к кодексу в целом в новой редакции. Второе замечание также, на наш взгляд, не является существенным, поскольку ответственность за правонарушение, которое предусмотрено статьёй 19.8 КоАП, существовало и до внесения рассматриваемого законопроекта. Сложилась обширная правоприменительная, в том числе и судебная, практика, которая исходит из того, что нарушением сроков подачи ходатайств является их подача не до совершения сделки, как того требует закон, а после. И без внесения изменений в базовый закон о конкуренции, собственно, предлагаемое замечание, если его отразить в виде поправки, не изменит сложившегося на практике смысла данной нормы. Что касается замечаний юридико-технического и лингвистического характера, то они учтены, и поэтому комитет считает, что наличие замечаний Правового управления не препятствует принятию законопроекта во втором чтении. В этой связи я прошу вас проголосовать за принятие таблиц 1 и 2, соответственно рекомендованных к принятию и не рекомендованных к принятию поправок. И также, коллеги, я обращаюсь к вам с убедительной просьбой, учитывая, что мы работаем в дополнительное время, и учитывая высокую степень консенсуса, которая достигнута в работе над данным законопроектом, по возможности воздержаться от вынесения поправок на отдельное голосование, если в этом нет крайней необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, рассматриваем таблицу 1 поправок, которые комитет рекомендует принять. Информирую вас, что в ложе находится руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев. Пожалуйста, по таблице 1 есть ли замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 1. В ней тридцать одна поправка, которые комитет рекомендует принять. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 10 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2% Результат: принято Утверждаем таблицу. Таблица 2. Тридцать три поправки, их комитет рекомендует отклонить. Есть ли желающие выступить по этим поправкам? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 50 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6% Результат: принято Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 27 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 189
О проекте федерального закона № 318652-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева Игоря Юрьевича. Пожалуйста, Игорь Юрьевич. АРТЕМЬЕВ И. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной антимонопольной службы. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию сегодня представляются поправки Правительства Российской Федерации в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения антимонопольного законодательства за нарушения в этой сфере. Мы хотим выразить вам глубокую признательность за ранее принятый вами закон о защите конкуренции, который вступил в силу 26 октября этого года. Поправки в КоАП являются частью пакета Правительства России, направленного на совершенствование антимонопольного законодательства в нашей стране. Это вторая часть. Дело всё в том, что сегодня максимальные штрафы по КоАПу для юридических лиц составляют не более 500 тысяч рублей, что определяет рецидивность правонарушений в этой сфере. Мы сегодня можем констатировать, что эти небольшие штрафы закладываются многими компаниями просто в свои финансовые бюджеты, и всё это приводит к тому, что эти штрафы не выполняют своей главной функции - пресечения в будущем нарушений законодательства. Очень важно, что те штрафы, которые на протяжении всего этого времени применялись, на самом деле не сдерживали нарушения, а во многом даже способствовали тем нарушениям, которые происходят во всех сферах экономической жизни нашей страны. Это сдерживает развитие малого предпринимательства, других компаний и в целом экономическое развитие нашей страны. Если сравнивать эту практику с аналогичной практикой, например, Европейского союза, где установлены оборотные штрафы, до 10 процентов с оборота, то наши штрафы сегодня в десятки тысяч раз меньше, чем те, которые применяются, например, в странах ЕС. Поэтому основное, ключевое звено этого законопроекта - это введение также так называемых оборотных штрафов, при этом по тому проекту, который предложен вашему вниманию, они будут всё равно примерно в три раза ниже, чем принятые, например, в том же самом Евросоюзе. Соответственно что предлагается? По прямым составам, за прямые правонарушения в нашей сфере, за особо опасные правонарушения, такие, как злоупотребление доминирующим положением, предлагается Правительством России ввести штрафы от 0,5 процента до 2 процентов от оборота компании, а за создание картелей, то есть за ценовые сговоры, ввести диапазон штрафных санкций от 1 до 4 процентов от оборота соответствующей компании. Кроме того, предлагается ввести дисквалификацию, заполнив соответствующие разделы по нарушениям антимонопольного законодательства этой статьей. При этом предполагается, что дисквалификация будет вводиться в отношении должностных лиц компании также только за наиболее опасные правонарушения в этой сфере, а также за злонамеренное продолжение нарушения после вступившего в силу законного предписания антимонопольного органа либо решения суда. Мне хотелось бы сказать, что мы также предлагаем ввести сегодня от имени правительства ещё так называемую программу смягчения, когда соответствующие юридические лица, допустившие нарушения, в частности создание картелей, и заявившие о своём участии в картелях, то есть в ценовых сговорах, и предоставившие необходимую информацию для раскрытия этого картеля, в случае сотрудничества с правоохранительными органами и антимонопольным органом будут освобождаться от части штрафных санкций, которые предусмотрены законом. В целом сегодня эта конструкция полностью одобрена двумя профильными комитетами, за что мы крайне признательны и комитету по государственному строительству, и комитету по экономической политике. Мы благодарны вам, уважаемые депутаты, за целый ряд ваших замечаний. В частности, нам предстоит, видимо, во втором чтении уточнить определение и внести более точный смысл в определение дисквалификации, а главное - определить, за какие точно составы будет применяться эта мера. Но в любом случае хотелось бы подчеркнуть, что по проекту закона, внесённому правительством, эта санкция может применяться исключительно по решению судебных органов. Здесь произвола исполнительной власти быть не может. Кроме того, соответственно другие ваши замечания, связанные с некоторой детализацией, связанные с программой смягчения, уже упомянутой, также, наверное, можно будет учесть во втором чтении. В целом мы крайне благодарны и комитетам, и вам, уважаемые депутаты, за поддержку и просим принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич. Присаживайтесь. Содоклад сделает Александр Петрович Москалец, а потом перейдём к вопросам. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Суть законопроектных предложений правительства в данном случае состоит в том, чтобы, во-первых, расширить понимание административного штрафа, включая в него и суммы выручки от реализации товара, установив при этом планку недопустимого превышения; во-вторых, дополнительно включить в Кодекс об административных правонарушениях три новых состава правонарушений в целях воздействия на факты злоупотребления доминирующим положением на рынке и недопущения недобросовестной конкуренции; в-третьих, предлагаются новая редакция пункта 2 статьи 19.5 и дополнение в статью 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, детализирующие возможные варианты противодействия законным решениям федерального антимонопольного органа санкциями за их допущение. Также законопроект предлагает и технологии исполнения указанных предложений. Предлагаемые изменения, на наш взгляд, представляются концептуально обоснованными и заслуживающими поддержки. Мы полагаем, что принятие законопроекта позволит повысить эффективность государственного антимонопольного контроля и создаст достаточный стимул для добросовестного рыночного поведения и соблюдения требований антимонопольного законодательства. В то же время по содержанию отдельных норм законопроекта имеются у нас некоторые замечания. Так, при установлении порядка исчисления административного штрафа в процентном отношении к сумме выручки представляется необходимым рассмотреть вопрос о предотвращения искажения отчётности. С учётом Федерального закона "О защите конкуренции" - он недавно вступил в силу - нуждаются в уточнении диспозиции предлагаемых статей кодекса. Необходимо также исключить конкуренцию положений данного законопроекта со статьёй 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за ряд действий, направленных на недопущение ограничения или устранения конкуренции. Нуждается в дополнительном обсуждении предложение об установлении административного наказания в виде дисквалификации с учётом характера и степени общественной опасности конкретных административных правонарушений. Представляется целесообразным также обсудить или уточнить подсудность дел о предусмотренных законопроектом правонарушениях. Текст законопроекта нуждается в юридико-технической и лингвистической доработке, но тем не менее высказанные замечания могут быть вполне устранены в ходе дальнейшей работы над законопроектом. И в связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. И для стенограммы отмечу, уважаемые коллеги, что в заключении комитета есть ошибка: указана дата 19 ноября, а заседание комитета проходило 19 октября. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Кузнецов Виктор Егорович. И Конев Юрий Михайлович потом. Два вопроса. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Игорь Юрьевич, вы говорили сейчас о картельных соглашениях. У меня такой вопрос. Пятнадцать лет уже существует антимонопольная служба в России. И как только начинаются разговоры о каких-то повышениях цен на энергоресурсы, так они обязательно и происходят, несмотря на то что в правительстве напрягают лбы, сотрясают воздух. Я хотел бы услышать, действительно ли удаётся и насколько удаётся доказать наличие вот этих картельных соглашений? Есть ли такая практика? И что действительно удаётся предъявить? Вы сейчас требуете повышения штрафов, наверное, это правильно, изменения методики, но, вообще, практика-то хоть какая-то есть сейчас? АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Виктор Егорович, действительно, нам за последние два года удалось доказать по меньшей мере пять случаев наличия картельных сговоров на уровне регионов, в том числе в отношении компаний, которые производят нефтепродукты. В частности, это было сделано в Ставрополье, в Нижнем Новгороде, в ряде других регионов. В результате многомесячных судебных разбирательств юридический факт картелей и согласованных действий был установлен российским судом. После этого был наложен максимальный штраф по КоАПу - 500 тысяч рублей. Соответственно вы понимаете, что это абсолютно не мешает компаниям и не мешало уже на следующей неделе после вынесения судом решения делать то же самое, что они делали до этого. Первая причина - отсутствие высоких штрафов. Вторая причина - в старом нашем законодательстве о конкуренции, которое было неэффективным в части, о которой вы спрашиваете, по картелям. Закон давал определение картеля как письменного или устного соглашения, и суды требовали от нас документ за подписью руководителей компаний, о том что они вступили в сговор. Такие документы, разумеется, никто не подписывает. Поэтому в новом антимонопольном законе и в поправках в КоАП, которые мы представили сегодня вашему вниманию, уважаемые депутаты, вводится определение согласованных действий: это такие действия компаний, которые не требуют письменных соглашений, но которые по сути являются ценовым сговором. Соответственно, нам легче это будет квалифицировать, а судам легче накладывать штрафы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И Конев Юрий Михайлович, ваш вопрос. КОНЕВ Ю. М., фракция "Единая Россия". Коллега Кузнецов задал мой вопрос, я получил ответ на него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли ещё вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Желающих нет. Представитель президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 40 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принято.