Заседание № 195
О проекте федерального закона № 318444-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся порядка определения итогов голосования и результатов выборов и референдумов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 11. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Сергея Владимировича Иванова. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я понимаю, время позднее, все устали, постараюсь быть кратким. Но тем не менее, Любовь Константиновна, с заключительным словом я обязательно выступлю. Смысл данного законопроекта очень простой: немножко по-другому предлагается считать те голоса, которые получает партия, кандидат на выборах. У нас сейчас есть такой прецедент. Когда мы считаем процент голосов, которые получила партия на выборах любого уровня, - неважно, выборы президента или какие-то другие, - мы сталкиваемся с такой вещью, как недействительные бюллетени. Эти недействительные бюллетени принимаются в расчёт и тем самым немного снижают процент, который получен тем или иным кандидатом. Ну это как, допустим, собирается несколько человек и учреждают акционерное общество, каждый вносит какую-то часть: у одного 5 процентов там, у другого 10, у третьего 15 и так далее. В итоге каждый обладает акциями в соответствии со своим взносом. Но тут появляется некто, кто говорит: я ничего не вложил, но 5 процентов мне отдайте. Вот абсолютно такая же ситуация складывается и при подсчёте голосов на выборах любого уровня. Данная поправка не только позволяет партиям полнее получать голоса избирателей, но и в случае недостающих каких-то небольших процентиков пройти в парламент, то есть быть представленными в парламенте. Для примера могу сказать, что, допустим, на выборах депутатов Государственной Думы нашего созыва количество недействительных бюллетеней составило более миллиона. То есть, понимаете, они ни за кого вообще, но тем не менее их считали, и эти подсчёты, они снижают... Может быть, мы имели бы удовольствие видеть в этом зале Григория Алексеевича Явлинского там или "Союз Правых Сил", ну, по крайней мере, Россию бы меньше пинали за отсутствие демократии и так далее. Вот и вся, по большому счёту, суть данного законопроекта. Сейчас комитет изложит свои возражения, - я понимаю, что законопроект на вынос, - а уж тогда я изложу свои возражения и то, как надо с этим бороться, потому что это просто недопустимо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Москалец содоклад от комитета по данному законопроекту сделает. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, автор законопроекта сейчас изложил даже технологию обсуждения сегодняшнего вопроса. По сути дела, мы не очень-то услышали то, что положено говорить в обоснование законопроекта, весь расчёт делался на то, что доложит сейчас комитет. И в связи с этим я не планирую обсуждать и тем более опровергать доводы автора законопроекта, а в содокладе выскажу только точку зрения комитета, а вам предстоит тогда уже определиться и выбрать, естественно, правильное решение. Уважаемые коллеги, вообще, если рассматривать подобные вопросы через призму теории проблем государственного правового регулирования, то нужно отметить, что даже, казалось бы, незначительная замена форм и видов правовой оценки тех или иных действий может повлечь за собой определённую неразбериху. А уж если говорить об избирательном законодательстве, которое является базой многих политических процессов, то это может повлечь за собой не просто неразбериху, а может создать хаос, так как создаётся непонятная субординация правовых норм, резко уменьшаются гарантии исключения злоупотреблений, в том числе и публичными функциями, что, вообще-то, в совокупности с другими правовыми просчётами повышает возможность возникновения и других негативных последствий. Комитет полагает, что в любой ситуации нормотворчества, а в рассматриваемой особенно, мы должны действовать крайне осмотрительно, тем более когда формируется система, когда это не одиночный случай, который не может резко негативно повлиять на общее состояние законности и правопорядка, а вот неверная система как раз такое влияние может оказать. И опасность тут как раз в том, что система таких подходов - это угроза верховенству закона, - а таковым является Конституция, - это, можно сказать, подрыв основ государственного управления. Она может не только расчистить путь неправомерному поведению, но и способствовать формированию таких отношений, которые мы сегодня не допускаем ни при каких условиях. А вот теперь смотрите, что мы имеем в данном случае. Проект закона предлагает изменение единой концепции определения итогов голосования и результатов выборов или референдумов, которая отражена в нормах как предлагаемых к изменению федеральных законов, так и, хотя он здесь не указан, Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", путём замены действующей процедуры подсчёта голосов избирателей, принявших участие в голосовании, на подсчёт избирательных бюллетеней, признанных действительными. Предлагается также исчислять и минимальный процент голосов избирателей, необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов. Но сразу отмечу, что данное предложение затрагивает суть как конституционных положений, так и положений статьи 6 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме..." о непосредственном участии граждан в референдуме и свободных выборах путём непосредственного голосования. Мы знаем, что и избирателям, и участникам референдума, и избирателям с открепительными удостоверениями выдаются именно бюллетени, с помощью которых каждый избиратель, участник референдума осуществляет голосование лично. При этом следует иметь в виду, что выданный бюллетень по своей правовой природе не равен личному голосу избирателя или участника референдума, так как частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации право избирать или участвовать в референдуме предоставлено гражданам Российской Федерации, обладающим правом голоса, то есть такое право предоставлено избирателям, участникам референдума, а не бюллетеням. Гражданин может практически реализовать своё право, только приняв участие в голосовании, - и вот на этом подходе построена вся логика, выстроены концептуальные положения действующих законов. И данных, каких-либо вообще данных компрометации таких подходов у нас сегодня в комитете нет. Кроме того, действующий закон обеспечивает реализацию конституционного права граждан, а не устанавливает обязанность избирателя опустить полученный бюллетень в ящик для голосования или в технические средства подсчёта голосов. В таком случае число избирателей, участников референдума, внесённых в список на момент окончания голосования, что отражается в первой строке протокола участковой комиссии об итогах голосования, не может никак равняться числу бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования. Вместе с тем такая ситуация может свидетельствовать и о скрытой форме протестного голосования. Далее. Согласно пункту 2-1 статьи 70 федерального закона число избирателей, участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Определённое число этих бюллетеней может быть признано недействительными, то есть не позволяющими установить волеизъявление избирателей или участников референдума. В этом случае число действительных бюллетеней может быть несколько ниже числа избирателей, принявших участие в голосовании, что приведёт к снижению фактической величины заградительного барьера и повлияет на распределение депутатских мандатов. Вместе с тем допускаемая законопроектом возможность определения результатов голосования по числу избирательных бюллетеней, признанных действительными, может, в свою очередь, спровоцировать заинтересованность недобросовестных лиц при подсчёте голосов в манипуляциях с бюллетенями для признания их недействительными. Таким образом, казалось бы, простая замена терминологии при формулировании нормы закона, устанавливающей порядок определения результатов голосования на выборах или волеизъявления граждан при участии в референдуме, повлечёт нарушение прав граждан, а также будет способствовать, мы считаем, фальсификации результатов выборов, референдума, противоречить природе института непосредственной демократии. В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Представители президента и правительства? Нет. Кто за то, чтобы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово только в том случае, когда есть выступления депутатов. Я ещё раз вам говорю, у нас есть Регламент, Сергей Владимирович, а заключительное слово докладчика и содокладчика только в случае выступлений депутатов. Таковых не было. Кто за то, чтобы принять... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну извините, вы выступали, у вас было время, пятнадцать минут. По мотивам, три минуты, пожалуйста, с места. Сергей Владимирович, вы ведёте себя сегодня совсем как в детском саду. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Какой-нибудь микрофон включите..." Как я вам включу какой-нибудь микрофон? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Регламент посмотрите как следует. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 36 сек.) Проголосовало за 41 чел.9,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел.90,9% Результат: не принято Не принято.