Заседание № 196

24.11.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 317890-4 "О внесении изменений в статью 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся оплаты труда и пенсионного обеспечения работников государственных и муниципальных образовательных учреждений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5773 по 5944 из 7390
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 42. О проекте федерального закона "О   
внесении изменений в статью 54 Закона Российской Федерации "Об образовании".    
Доклад сделает Борис Алексеевич Виноградов.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет докладчика, Чуева нет. Мы уже написали, что           
отсутствует докладчик.                                                          
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".              
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект                
предусматривает приравнивание оплаты труда и пенсионного обеспечения            
работников образовательных учреждений к денежному содержанию и пенсионному      
обеспечению государственных и муниципальных служащих. Законопроект носит не     
только социальный характер, я хотел бы сказать, что этот законопроект носит     
статусный характер. Почему? Потому что мы с вами знаем, что статус учителя      
сегодня крайне принижен, и социальный, и общественный, а школа - это задача     
государственной важности, потому что школа не только обучает, но и              
образовывает человека, делая его гражданином страны и патриотом либо не делая   
этого. Так что учитель - фигура государственная. Такова, собственно,            
концепция этого законопроекта. Он не социальный в этом плане, вернее, не        
только социальный аспект имеет в виду этот закон. Мы предполагаем сделать       
законодательно фигуру учителя государственной, значит, по заработной плате и    
пенсионному обеспечению мы приравниваем его к государственным и муниципальным   
служащим соответствующих образовательных учреждений, государственных или        
муниципальных.                                                                  
                                                                                
Что ещё я хочу сказать в защиту этого законопроекта, несмотря на                
отрицательный отзыв правительства и отрицательный отзыв комитета? Конечно, я    
согласен, что следует учитывать различную специфику государственной службы и    
педагогической работы, касающуюся режима работы, норм рабочего времени, как     
отражено в заключении комитета. Но хочу вам сказать, что эта норма, которую     
мы попытались сформулировать в законе, была триста лет тому назад придумана     
Петром Алексеевичем Романовым, Петром Великим, который ввёл Табель о рангах.    
И, как вы помните, не только "человек в футляре", господин Беликов, был         
коллежским асессором, но и папа Владимира Ильича Ленина Илья Николаевич         
Ульянов был штатским генерал-лейтенантом - действительным статским              
советником. Так что эта норма, когда учитель приравнивался к государственному   
служащему по Табели о рангах, к гражданскому государственному служащему, была   
введена у нас давным-давно. Кстати, я хочу сказать, что эти нормы действуют и   
за рубежом, в частности во Франции учителя приравнены к государственным         
гражданским служащим. И в этом нет ничего удивительного.                        
                                                                                
Второй момент. Мы с вами в своё время, в 1992 году, принимали Закон "Об         
образовании", где было сказано, что заработная плата учителя равна средней      
заработной плате в промышленности. Эта норма не действовала все годы с          
момента принятия закона. А заработная плата работников вузов, как вы помните,   
в два раза выше, чем в среднем в промышленности. Норма не действовала           
никогда, потом её тихонько отменили, но в 2001 году правительством была         
принята концепция модернизации образования, и в этой концепции записана         
норма, что в 2006 году (который вот-вот закончится) заработная плата учителя    
будет равна средней заработной плате в промышленности. Докладываю вам:          
средняя по стране заработная плата учителя - 5900 рублей, в промышленности -    
11 200. Это данные Роскомстата. Так что сохраняется та же норма: в два раза     
меньше, как и было всё время. Этот законопроект направлен на то, чтобы нам      
хоть один раз, но попытаться выполнить свои обещания.                           
                                                                                
Я хочу сказать вам, что Российский союз ректоров вообще более десяти лет тому   
назад разработал своеобразную табель о рангах для работников образовательных    
учреждений. Ещё был президентом Борис Николаевич Ельцин, с ним                  
договаривались. Он клятвенно обещал, даже в указе одном написал порученческий   
пункт о том, что это надо разработать и принять. Но в итоге всё закончилось     
защитой социального статуса ректора вуза, такое постановление правительства     
было принято, а по самим работникам образовательных учреждений всё осталось     
на уровне пожеланий.                                                            
                                                                                
Ясно, что правительство, аргументируя сегодня свой отрицательный отзыв,         
говорит о том, что в законопроекте не указано, к какому именно виду             
государственной службы - гражданской, правоохранительной или военной - будут    
приравниваться по уровню оплаты труда и пенсионного обеспечения работники       
образования. Ну, вообще-то, из самого вопроса вытекает ответ: понятно, что к    
государственной гражданской службе. В принципе можно ко второму чтению эти      
слова "государственной гражданской службы" дописать, хотя это и так очевидно.   
Но речь сегодня идёт о концептуальной постановке вопроса.                       
                                                                                
Я хочу в заключение вам, уважаемые коллеги, напомнить фильм "Подранки"          
Губенко. Действие происходит в послевоенное время, вы помните. Воспитанники     
детского дома, дети, потерявшие родителей во время войны. Среди воспитателей    
и учителей были мужчины. Сегодня в школе очень редко можно найти мужчин, в      
основном преподают женщины, работают в школах женщины. Почему? Потому что на    
такую зарплату, конечно, в школу мужчина не пойдёт. Поэтому я призываю вас      
задуматься о ситуации со статусом учителя и поддержать данный законопроект.     
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по данному законопроекту сделает Сергей Иванович Колесников.           
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ С. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Борис      
Алексеевич во многом облегчил мою задачу, потому что он изложил суть            
законопроекта и часть претензий, которые к нему предъявляются. Но несомненно,   
что вопросы, которые поднимаются в данном законопроекте и касаются мер          
социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений,      
являются очень важными, вместе с тем, к сожалению, принятие законопроекта в     
данной редакции их не решит. Поэтому Комитет Государственной Думы по            
образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить данный           
законопроект по следующим основаниям.                                           
                                                                                
Прежде всего, это - об этом упомянул Борис Алексеевич - специфика               
государственной службы и педагогической работы, и отнесение к статусу           
государственных служащих, вообще-то, регулируется совсем другим законом - "О    
государственной гражданской службе Российской Федерации", статья 50. Именно     
туда должны были быть внесены указанные изменения. Кроме того, при принятии     
такого закона неясно будет, как определять самые разнообразные надбавки для     
работников образовательных учреждений, не очень ясно, как может быть            
приравнена к денежному содержанию государственных и муниципальных служащих      
оплата труда работников образовательных учреждений.                             
                                                                                
Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих и педагогических       
работников регулируются нормами различных законов. Например, законом "О         
трудовых пенсиях в Российской Федерации" для работников образовательных         
учреждений предусмотрена, в частности, льгота по назначению досрочной           
трудовой пенсии с правом продолжения работы. Надо учитывать ещё, что            
пенсионное обеспечение по данному законопроекту связано с определённой          
ответственностью и дополнительными затратами из муниципальных бюджетов,         
которые должны компенсироваться из средств федерального бюджета. В этом         
случае необходимо вносить изменения, конечно, в базовые федеральные законы по   
пенсионному обеспечению - "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О       
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но такое        
положение в рассматриваемом законопроекте отсутствует. Не очень ясно, каких     
работников и каких образовательных учреждений имеют в виду авторы, поскольку    
в финансово-экономическом обосновании указываются расчёты только для учителей   
и для директоров школ.                                                          
                                                                                
Теперь о том, в какую статью предлагается внести изменения, - в статью 54,      
однако вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются   
статьёй 55 Закона "Об образовании". Нет в законопроекте положений, которые      
определяют порядок и источники финансирования новых видов расходов              
федерального бюджета, что, к сожалению, не согласуется с требованиями статьи    
83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.                                     
                                                                                
Есть тут ещё некие, так скажем, эмоциональные вопросы, ведь если мы             
приравниваем оплату труда и пенсионное обеспечение работников образовательных   
учреждений, педагогических работников, и соответствующих государственных        
служащих, то встаёт вопрос о том, что делать с другими бюджетными               
работниками, такими, как медицинские работники, работники культуры.             
Совершенно ясно, что этот законопроект нуждается в очень существенной и         
концептуальной, и юридико-технической доработке. Вполне вероятно, что это       
будет проведено при подготовке следующего варианта законопроекта, но данный     
вариант законопроекта Комитет по образованию и науке не поддерживает.           
                                                                                
На законопроект поступило двадцать два отзыва от субъектов Российской           
Федерации, в том числе девять отрицательных, и от высших исполнительных         
органов госвласти тридцати девяти субъектов, в том числе двадцать               
отрицательных, более половины. Правительство Российской Федерации, как вы       
слышали, тоже не поддерживает данный законопроект.                              
                                                                                
Исходя из этого комитет считает целесообразным отклонить этот законопроект в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Желающие выступить? Представители правительства и              
президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу   
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              103 чел.22,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    103 чел.                                          
Не голосовало                 347 чел.77,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.