Заседание № 17
04.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 317699-3 "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3539 по 4245 из 6437
Уважаемые депутаты, мы с вами переходим к пункту 13. О проекте федерального закона "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством" доложит депутат Государственной Думы Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Общеизвестно, что непринятие органами власти мер борьбы с таким явлением, как коррупция, органами власти чаще всего приводило или к разрушению государства, или к кровопролитным гражданским войнам на его территории. Вот готовясь к сегодняшнему обсуждению, специально взял в открытой печати две справочки. Первая - о чиновниках, привлечённых за последние пять лет за злоупотребление властью, начиная от мэра или главы администрации района и заканчивая заместителем министра финансов Российской Федерации. И вторая справочка - количество покушений на чиновников за последние пять лет начиная с районного звена и кончая федеральным. Сколько, вы думаете, здесь человек? Здесь по шесть листов убористого текста. Это говорит о чём? Что проблема коррупции стала разъедать нашу страну. Давайте возьмём последние факты. У нас ведь первого заместителя председателя Центробанка на улице застрелили, и до сих пор никаких конкретных мер не принято и причины не выявлены, ничего не делается. У нас застрелился не кто-нибудь, а генерал-полковник министерства обороны в ранге и.о. начальника расквартирования войск. Пример гибели высшего военного чина такого уровня, генерала, был только один - маршал Ахромеев, которого повесили в 1991 году. Давайте посмотрим дальше. Ещё вопиющий случай! Следственный комитет, который создали как раз для того, чтобы убрать коррупцию из органов прокуратуры: отстранены от занимаемых должностей в связи с подозрением в получении взятки высшие должностные лица. Странное дело: у нас уходящий президент обеспокоен коррупцией, у нас избранный президент обеспокоен коррупцией, но в стране нет ни одного закона, который бы регламентировал эту борьбу, а есть статьи, разбросанные по различным законодательным актам. Кроме того, у нас указ президента - единственный законодательный акт. Это при том, что в Санкт-Петербурге на встрече "восьмёрки" принимали заявление о подключении к борьбе с коррупцией на высшем уровне, мы с вами ратифицировали конвенции Совета Европы и другие. И в то же время мы с вами, наверное, все знаем, что по уровню коррупции Россия сегодня одна из самых неблагополучных стран мира, причём мне даже стыдно, что мы в одном ряду с Нигерией, Суданом, Филиппинами и другими странами в этом списке. Но борьбы-то никакой нет! В результате что происходит? Используя властные полномочия, у нас на различных уровнях чиновники просто обогащаются. У нас ведь целые городские Думы посажены. Смотрите: Тверская - тринадцать депутатов, Волгоградская - во главе с председателем тоже несколько депутатов. Но давайте зададим себе вопрос: под какую из квалификаций предъявленных обвинений не подпадает любой из ныне действующих мэров? Я не хочу оскорбить никого из тех, кто исполняет эти обязанности, но у нас, к сожалению, зачастую привлекают мэров и прочих по политическим мотивам, хотя коррупция у нас и пронизала все сферы общества. Вот мы, три депутата третьего созыва - Борис Львович Резник, Александр Дмитриевич Куликов и ваш покорный слуга, - ещё пять лет назад внесли этот законопроект, однако несмотря на то что он был в плане работы Комиссии по борьбе с коррупцией, членом которой я имел честь быть, несмотря на то что Совет Думы ещё в третьем созыве принял решение о включении его в календарь рассмотрения вопросов, фактически он не был рассмотрен и только сейчас включён в календарь. Но если почитать заключение... Я лично и не ожидал, что кто-то из власти предержащей будет поддерживать наш законопроект. Почему? Потому что ни один чиновник никогда в жизни себя ограничивать ни в чём не будет. Поэтому наш законопроект, в отличие, скажем, от циркулирующих в Думе, не предлагает правоохранительным органам кавалерийским наскоком, прямо завтра включиться в борьбу и пересажать всех стрелочников. Мы предлагаем некую систему. Да, она несовершенна, мы прекрасно понимаем, что совершенных законов не бывает, но мы предлагаем подступить к этому системно, начиная депутатов представительных органов районов, поселений, регионов, глав поселений и выше, Государственной Думы, Совета Федерации, всех федеральных органов, предлагаем всё же несколько очень простых, на первый взгляд, вещей. Первое - это декларирование доходов не только ими, но и членами их семей. Второе. Мы предлагаем обязательное создание комиссий по борьбе с коррупцией во всех законодательных (представительных) органах. Да, мы прекрасно понимаем, что даём колоссальный инструмент людям, которые будут избраны в эту комиссию, но мы предлагаем и сам инструмент специального отбора этих людей. Третье. Мы предлагаем ввести уполномоченный орган. В одном из заключений написано, что мы предлагаем дополнительный орган. Уважаемые коллеги, ни в одной стране - а я изучил, или прочитал, скажем так, опыт многих стран мира - без создания специальных органов с этим социальным злом бороться не удавалось. Возьмите Италию, наиболее, скажем, близкий пример. Мы с Италией, кстати, рядышком находимся во всех рейтингах по коррупции, и сегодня в Европе существует термин "русско-итальянская мафия", он для нас оскорбителен, но, к сожалению, это так. Мы предлагаем ввести орган уполномоченного по этике. В разных странах функции этого органа выполняет где уполномоченный по правам человека, как в Новой Зеландии, в Австралии, в Южной Африке, где другие уполномоченные. Но мы считаем, что если мы осознаем опасность этой борьбы, то необходимо к ней подступать. А ко второму чтению, если примете концепцию нашего закона, пожалуйста, двери открыты. Я думаю, что комитет у нас очень квалифицированный, кстати, комитет Плигина вносит больше всех законопроектов, он из очень квалифицированных людей состоит. Но я уверен, что если мы будем только говорить об этой проблеме, но ничего не делать, то нас рано или поздно ждут колоссальные социальные потрясения, которые будут происходить из-за того, что люди задушены коррупционерами и не могут оформить своё дело, не могут жить в рамках закона (а коррупция, она ведь даёт преференции отдельным людям трактовать закон в свою пользу), и вот все должностные преступления как раз говорят об этом. Заканчивая свой доклад, призываю всех дать возможность Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству продолжить работу над этим законопроектом. Мы свою миссию выполнили, проблему подняли, хоть и пять лет назад. Да, время ушло, но я считаю, что во втором чтении можно внести конструктивные изменения в этот закон, для того чтобы начать борьбу и поддержать избранного президента, его желание бороться с коррупцией. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Рамиля Кабировича Искужина. ИСКУЖИН Р. К. Уважаемые коллеги, комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством". Представленный законопроект предлагает установить ряд мер антикоррупционного характера, направленных на предупреждение злоупотребления властью или служебными полномочиями должностными лицами, осуществляющими управление государством в органах исполнительной, законодательной и судебной власти. В законопроекте широко используется понятие "верхний уровень управления государством", которое как термин в действующем законодательстве не определено и в силу этого не используется. Законопроектом предусматривается учреждение должности Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации, а также создание его рабочего аппарата, экспертного совета, Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации, специального государственного фонда, формирование банка данных, содержащего сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации. Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом положения в части вопросов о статусе, полномочиях, ответственности, а также об ограничениях для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, не всегда согласуются с нормами, установленными в первую очередь Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами "О судебной системе Российской Федерации", "О Правительстве Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека...", "О Счётной палате...", "О прокуратуре...", "О статусе судей в Российской Федерации". Комитет полагает, что действующие нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства сегодня позволяют вести борьбу с коррупцией. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть глава 30 "Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", которая постатейно регулирует все правоотношения, изложенные в предлагаемом законопроекте: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение взятки, дача взятки, о которых докладчик говорил. Мнение и Правительства Российской Федерации, и Верховного Суда Российской Федерации, и комитетов Совета Федерации, и Аппарата Государственной Думы: данный законопроект в корне противоречит основному закону - Конституции Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь... А, пока не надо. Вопросы. Пока постойте на центральной трибуне, у нас есть вопросы. Так, я перечисляю: депутат Рябов, депутат Иванов, депутат Жириновский и депутат Гудков, правильно, да? Никого не забыл? Четыре вопроса, и подводим черту. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Рамиль Кабирович, вот вы сейчас утверждаете, что есть и законы, и средства, и методы борьбы с коррупцией, а коррупция процветает. Ответьте, пожалуйста, в чём же тогда причина? Причина-то... ИСКУЖИН Р. К. Я вам скажу, как практик, работник правоохранительных органов. Да, действительно, имеющиеся законы, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, о которых я говорил, охватывают все те правоотношения и направления, о которых сегодня говорилось как о проблемных. Законы есть, они действуют, то есть сегодня надо ставить вопрос о более эффективном их использовании правоохранительными органами в первую очередь. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Николай Васильевич, вам, конечно, нужно было начать с доклада вашего коллеги Рашкина, он собрал больше сведений, там ещё и партийная принадлежность указана. Мы не против борьбы-то с коррупцией, но вопрос у меня такой по вашему законопроекту: почему вы считаете, что в чиновники категории "А", против которых он направлен, попадают бомжи? Ведь туда попадают люди уже со своими связями, со своим окружением. Раньше для них всё сделали, и поэтому, попав на эту должность, они могут вообще ничего не брать. Вспомните, разве Сталину кто-нибудь взятки носил? Никто не носил. А распределял он совершенно по-разному, то есть не как гласил принцип социальной справедливости, а вот кто понравился - тому сделает, кто не понравился - тому не сделает. И почему у вас в статье 5 сказано, что только за совершение умышленного имущественного должностного или служебного преступления кандидат должен быть отклонён? А если он совершил тяжкое преступление какое-то или ещё что-то в этом духе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Коломейцеву Николаю Васильевичу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, уважаемый Сергей Владимирович, что вы внимательно читаете все наши документы. Что касается законопроекта, я же вас пригласил. Давайте мы в первом чтении примем, а во втором мы с вами доработаем и всё, что вы считаете неприемлемым, конечно, если это не меняет концепции, мы вполне можем исправить. Что касается содержания. Вы ведь поймите, проблема как раз в том и заключается, что когда человек занял какой-то пост, то он уже может воздействовать на исполнение закона, так сказать, с помощью своего телефона и стула. Поэтому и нужны органы, которые контролируют тех, кто занял уже соответствующую должность. А получается так, что, извините, человек без штанов пришёл на должность, а через определённое время у него уже, как у плохого гаишника, и иномарка, и квартира, и дача на Лазурном берегу и так далее. Ничего предвзятого мы не предлагаем, мы предлагаем: раз человек идёт на государственную или муниципальную должность, он уже должен взять на себя ограничение, что не будет воровать, брать не своё. Именно для этого предлагается, чтобы и он, и члены его семьи обязательно декларировали доходы. Вот в чём суть этого закона. Вот здесь уважаемый коллега содокладчик говорил о том, что у нас есть все статьи. Вы поймите, когда статьи разбросаны по множеству законов, а сами следователи, которые должны за их исполнением следить, по чьему-то заказу занимаются незаконным привлечением к ответственности, то тогда законы не работают. Значит, нужна структура над ними, которая будет ставить на место тех, кто принимает серьёзные решения. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Был вопрос - это ответ. У нас есть время, отведённое на ответы. Пока всё происходит в рамках Регламента. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику. Здесь говорится о злоупотреблении полномочиями на верхнем уровне управления государством. А как мы это согласуем в случае привлечения его к ответственности? Ведь Уголовный кодекс, Конституция, другие правовые акты не предусматривают верхний уровень власти, нижний уровень власти. Вот эту несогласованность как вы можете объяснить? Мы вводим новые термины, предполагаем, что верхний уровень власти будем привлекать к ответственности, а тогда внизу скажут: нас это не касается, и мы можем делать всё, что хотим. Вот зачем это понятие ввели, "верхний уровень", с точки зрения привязки, как их привлечь к ответственности? Получается, только верхний уровень будем привлекать к ответственности? В суде они докажут, что они не относятся к верхнему уровню, и этот закон на них не будет распространяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Ну, вы знаете, принятие любого нового закона предполагает введение новых понятий. Но если вы внимательно ознакомились с текстом законопроекта, то там есть исчерпывающий перечень тех должностей, которые подпадают под действие предлагаемого закона. Поэтому "верхний"... Ну мы ввели новый термин - "верхний", потому что рыба гниёт с головы и наиболее серьёзные коррупционные преступления, влияющие в том числе и на государственное спокойствие, совершаются наверху. Замминистра финансов, он же украл, или инкриминируются ему, не три копейки - 42 миллиона долларов. Это только то, что предъявили. Понимаете? Или Козлов. Его же убили не за то, что он там воробья подстрелил, а за то, что закрыл несколько банков, которые отмывали денежные доходы миллиардами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Да, спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к представителю комитета, к Рамилю Кабировичу. Вот сегодня два законопроекта, которые направлены, по сути дела, на установление контроля над чиновниками высшего или иного уровня... Вы сейчас отрицаете один и второй законопроект. Скажите, пожалуйста, вот тема парламентского контроля, которая отработана уже многими десятилетиями во всех странах мира и является эффективной мерой, сдерживающей коррупцию и наносящей серьёзный удар как раз по тому самому верху, откуда рыба гниёт... Вот, скажите, пожалуйста, какое отношение у комитета к этой теме - к парламентскому контролю? Может быть, нам всё-таки взять эту тему и реализовать в рамках пятой Государственной Думы? И тогда мы снимем все вопросы о контроле чиновников. ИСКУЖИН Р. К. Геннадий Владимирович, вопрос чуть-чуть не по обсуждаемой теме. Мы обсуждали конкретную тему - законопроекта, который сегодня вносился, и я исхожу из конкретных предложений, которые содержатся в этом законопроекте. В завершение по данному законопроекту хотел бы напомнить о том, что статья 19 Конституции Российской Федерации гласит, что все равны перед законом и судом. То есть в целом этот законопроект, мягко скажем, нарушает основные принципы самой Конституции. То есть он выводит из принципа равенства граждан перед Конституцией, перед законом отдельные категории - категории "А" ли, "Б" ли, верхнего уровня, нижнего уровня, - что дискредитирует и государство, и в целом силу закона. Если говорить о парламентском контроле, то я считаю, что он сегодня есть и существует. А статус и депутата Государственной Думы, и члена Совета Федерации наделяет нас определёнными полномочиями и по контролю, предоставляя по этому статусу соответствующие полномочия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Рамиль Кабирович. Мы сейчас переходим к обсуждению, но у меня двое просят слова по ведению. Я так понимаю, что это не имеет отношения к этому законопроекту. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Я бы попросила вас сделать замечание коллеге Коломейцеву Николаю Васильевичу, потому что предъявленное обвинение ещё не доказано. Говорится о намерении украсть, а вы уже сказали, что украли. Законодателю надо быть очень осторожным в высказываниях, тем более такому опытному депутату, как Николай Васильевич. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будем считать, что вы уже сделали замечание. Тимченко снимает своё предложение. Обсуждаем законопроект, я вижу: раз, два, три, четыре, пять... По одному от фракции. Тимченко, пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, я предлагаю по одному выступлению от фракции до пяти минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение по одному выступлению от фракции до пяти минут. Но в этой связи у меня другой вопрос к залу: сейчас 13.52, мы тогда должны принять решение о том, что продолжаем обсуждение после перерыва, или будут какие-то другие предложения? Вот есть предложение у Кармазиной. Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Предложение сократить перерыв до 15 часов, потому что остаётся восемь вопросов. А по этому вопросу я предлагаю до перерыва обсудить и уйти на перерыв. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну тогда у нас перерыв будет короткий. Хорошо. Вот также предложение депутата Жириновского, он предлагает завершить. Тогда я вношу компромиссное предложение: завершить обсуждение этого вопроса, то есть по одному выступлению от каждой фракции, дальше сделать перерыв на один час, с тем чтобы сегодня провести - у нас много записавшихся - "час заявлений" и уложиться в отведённое время. Соглашаетесь с таким предложением? Ставится на голосование предложение депутатов Кармазиной, Жириновского, Морозова. Включите режим голосования. (Шум в зале.) Сейчас от фракций до пяти минут, а затем объявляется перерыв на один час. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 15 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4% Результат: принято Принято. Пожалуйста, кто от фракции КПРФ выступает? Нет желающих. Пожалуйста, депутат Жириновский выступает от фракции ЛДПР. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Зря мы, конечно, сократили, можно было бы работать в соответствии с Регламентом. Очень рад, что полный зал, приятно выступать - четыреста пятьдесят депутатов, все сидят, потому что их это всё волнует очень. В чём проблема? Вот когда мы докладываем законопроекты, мы не указываем причин возникновения явления, и так мы никогда не добьёмся успеха, а это самое важное. Коррупция существует уже тысячу лет со дня образования любого государства и охватывает все государства. В чём специфика этого явления у нас? Это приход к власти большевиков. И сразу была установлена низкая зарплата. Вот первая причина коррупции в советской России - абсолютно низкая зарплата, на которую не мог прожить ни один чиновник, ни один гражданин. И почему стали брать взятки чиновники советские? Потому что у них были полномочия. То же самое делали рабочие - они несли всё что можно с завода. Я тоже нёс с завода, моя мать несла из столовой, чтобы я не умер с голоду. Вы ей платили 40 рублей. (Шум в зале.) Вы что, хотели, чтобы я умер с голоду? Нет. Воровали и будем воровать - не давайте такую низкую зарплату. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Не имеете права захватывать власть! Вот я вам и говорю эту правду: воруем и будем воровать, все! А что вы обвиняете тогда?.. Почему вы устроили эту низкую зарплату? Самую низкую в мире зарплату получали советские чиновники, самую низкую зарплату - нянечки в детском саду, в школе преподаватели. С чего начиналось? С родильного дома. Туда принеси - родила жена или родственница, в детский сад принеси... Коробочку конфет, но всё равно несут. В школу несли, в вуз несли и чиновникам несли. То есть мы, общество породило её. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, секундочку. Уважаемые депутаты, вы что, хотите, чтобы я поставил вопрос о лишении вас возможности выступать в зале? Ну что за манера? У вас была возможность взять слово и выступить для обоснования своей позиции. Я дал слово представителю другой фракции. Если вы хотите обсудить это лично с Владимиром Вольфовичем Жириновским, пожалуйста, вне зала, ругайтесь с ним, обсуждайте. Сейчас он стоит на трибуне, говорит только он. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Моё право. Дальше. И почему это произошло? Однопартийный режим. Не было контролёра. Вот тогда это произошло. Мы же заразились, это болезнь, болезнь вошла в кровь. Ведь как давали зарплату ВКП(б)? Сталин разрешил давать зарплату высшим партийным чиновникам в конверте, потому что он понимал, что давать такую низкую зарплату нельзя. Вот откуда первые конверты появились. Сейчас снова конверты, чтобы избегать налогов. Это в привычку вошло. Дальше. Мы поддерживали зарубежные партии, в основном в Азии и Африке, а там принято подарки дарить, и наша помощь шла на подарки руководителям, а не на то, чтобы обеспечить развитие той страны, которая пошла по социалистическому пути. А наши чиновники это видели. Раз там советские деньги можно положить в карман, а почему у себя, на Родине, нельзя? Третий фактор - национальный вопрос. Чтобы национальные окраины спокойно себя вели, им разрешали заниматься теневой экономикой. А что, это разве не коррупция? 30 процентов советской экономики - теневая. Я в Грузии находился, там прямо так выбирали секретаря райкома: сколько дадут члены райкома - кто больше даст, того избирали секретарём. Коррупция шла через партийный аппарат, чаевые. Потом это перешло и на государственный аппарат. Это касалось и международной деятельности. Когда мы снова совершили революцию, мы не только не установили низкую зарплату, мы вообще её перестали платить. Так что делать людям? Они, естественно, шли теми путями, которые были реальны. А потом международная помощь пошла. Где все кредиты, которые получили в эпоху Ельцина, - 60 миллиардов долларов? 30 миллиардов - советские долги, 60 - получил Горбачёв. Куда они ушли? На сохранение режима. Он не сохранил, а куда деньги ушли? 60 миллиардов получил Ельцин. Вот они, 150 миллиардов долларов, мы их сейчас вернули. Но ведь не доказано, куда ушли. Опять ушли в карманы чиновникам. Что, Запад не знал, куда ушли 120 миллиардов, прямо минуя страну? Хоп, последний транш - и в Австралию. И там они получили. И ещё где-то они возглавляют некоторые верхние уровни власти. А чего же мы ничего не делаем? Они здесь сидели. Чего же им не говорили, когда они здесь сидели? Только фракция ЛДПР говорила: кого вы назначили полпредом в Поволжье, одним из полпредов? Мы здесь требовали: разберитесь. То есть правильный закон, хороший закон, но нужно вскрывать источники болезни. Бороться надо, и мы будем бороться всю свою жизнь. Но коррупцию победить полностью невозможно, потому что дети подрастают, они хотят чего-то другого, а папа и мама не могут им этого дать. Бороться надо, правильно, но надо вскрывать причины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутат Гончар. И кто от фракции "Справедливая Россия"? Гудков. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Конечно, если бы я выступал не от имени фракции, а от своего имени, я бы Владимира Вольфовича, конечно, может быть, и переплюнул, но слишком серьёзный вопрос. Чего категорически нельзя делать, борясь с коррупцией? Нельзя устраивать кампаний, нельзя использовать это благое дело как элемент политической борьбы. Ни для кого не секрет, существует предположение, что ряд последних коррупционных дел является отражением этой тенденции. Наша фракция считает, что это недопустимо, категорически нельзя позволять использовать правоохранительные органы, органы надзора в ходе политической борьбы, в том числе и среди упомянутых высших эшелонов власти. По существу законопроекта, у меня пять минут. Тема актуальная. Закон никакого практического смысла иметь не будет, кроме как для группы лиц, которых назначат уполномоченными по приостановлению осуществления полномочий и так далее. Фантастическая должность, абсолютно бескорыстная и некоррупционная, когда не отвечающий ни за что человек и аппарат будут иметь возможность приостанавливать или не приостанавливать деятельность должностного лица! Класс! Конечно, это должность, которая ну никак не будет стимулировать процесс, бороться с которым призывают авторы! По существу. Слушайте, у меня такое ощущение, что кто-то настойчиво пытается развить у нас комплекс неполноценности, включая тему борьбы с коррупцией, - мы уже и после Нигерии, и ещё чего-то там... На самом деле первый показатель коррупции, а именно воровство бюджетных денег, я имею в виду деньги федерального бюджета, существенно уменьшился. Одним из признаков этого уменьшения является то, что каждый раз мы сталкиваемся с тем, что деньги не освоены. Я хочу напомнить середину и конец 90-х годов: в ноябре даются деньги, а в декабре все доложили, что всё освоили. Единственный способ за месяц освоить миллиарды рублей - украсть их, это всё было понятно. Но ввели механизм, в том числе благодаря тому же Минфину, и это стало сложно делать, а многие вещи и вовсе нельзя сделать. Поэтому, кстати говоря, примеры приведённые: здесь группу депутатов взяли, там с заместителем министра занимаются, разбираются... Тезис первый - об использовании этой борьбы в политических целях - тоже здесь, мне кажется, так или иначе присутствует. Я мог бы вспомнить ещё массу фамилий. Итак, единственный способ реально бороться с коррупцией - применять то законодательство, которое есть. И ещё есть один момент - не делать это выборочно: в отношении одних компаний, должностных лиц мы эту норму закона применили, а в отношении других мы забыли это сделать. Вот этого не надо делать. Но эта реальная правоприменительная практика, а не ещё один закон, который не будет исполняться. Вот по этой причине мы против. Тяжёлая, кропотливая, ежедневная работа - это то, что поможет нам решить эту проблему. Говорят, невозможно решить её до конца. Это как линия горизонта: мы будем к ней стремиться. Мы будем голосовать против, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В. Уважаемые коллеги, наша фракция будет голосовать свободно, объявлено свободное голосование, но я хочу сказать о необходимости той работы, которую Государственная Дума делает и которая, к сожалению, отрицается сегодня. Мы говорим о коррупции, приводятся фантастические заявления моего уважаемого - поверьте, я нисколько не иронизирую - коллеги Николая Николаевича о том, что, дескать, сократилось воровство бюджетных денег. Николай Николаевич, к сожалению, должен вас разочаровать: как было, так и есть, увеличивается и увеличивается за счёт откатов, и участвуют в этом самые что ни на есть высшие должные лица нашего государства. Поэтому говорить о том, что сегодня эту проблему мы решили... Мы, как до линии горизонта никогда не дойдём, так и проблему не решим, если будем такими способами её решать. Вы говорите, достаточное законодательство в России. Тогда возникает вопрос: если законодательство достаточное, чего мы так бьёмся сейчас за закон о борьбе с коррупцией, который непонятно, когда поступит в Государственную Думу, за который взяла ответственность на себя уважаемая фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Почему тогда у нас процветает коррупция и становится национальным злом? Почему Россия откатывается по рейтингам - и совершенно, к сожалению, заслуженно - на последние места в списке стран, в которых коррупция наиболее развита и наиболее актуальна? К сожалению, сегодня этот законопроект решает только часть задачи. Действительно, коррупция начинается сверху, рыба гниёт с головы, это правда. И то, что если сегодня делаются попытки депутатами... А тут депутаты, кстати говоря, разных фракций подписались и достаточно хорошо поработали. Посмотрите, там нормативные документы приложены к этому законопроекту, это говорит о том, что работа была серьёзная, и просто так её списывать со счетов нельзя. Сегодня совершенно очевидно, что нужен масштабный закон о борьбе с коррупцией, который должен сопровождаться также законом о парламентском контроле. Без контроля за деятельностью исполнительной власти невозможно коррупцию победить, потому что коррупцию порождает то, что есть бесконтрольность, кулуарность, закрытость, естественно, это порождает тотальную коррупцию. Она начинается с верхних эшелонов, переходит в регионы, потом мы с ней сталкиваемся на муниципальном уровне, в результате воруют сегодня миллионы российских граждан, которые считают, что можно бесконечно пилить сук, на котором мы сидим, под названием "российская экономика", под названием "бюджет", "бюджетная политика" и это ничем не кончится, кроме обогащения. Нет, это кончится, это кончится, если мы сами не остановим этот процесс, мы, Государственная Дума, различные партии, различные фракции, это кончится трагическими последствиями для нашего государства. Не понимать этого сегодня не может, мне кажется, ни один мыслящий человек. Совершенно очевидно, что коррупция - сегодня главное зло для Российского государства, нашей территориальной целостности и нашей суверенности. НАТО сегодня по сравнению с коррупцией - это угроза номер три, четыре, пять и так далее, а коррупция есть первое зло. Почему отрицается проработанная попытка установления контроля за верхним эшелоном власти? Да потому, что верхние эшелоны власти у нас не хотят никакого контроля над собой! Мы говорим: да, мы будем бороться с коррупцией, ура! Заявляет президент - и мы тут же единодушно поддерживаем. Всё замечательно, слова хорошие, может быть, давайте подкрепим их делами? Сегодня Государственная Дума сносит два законопроекта, реально направленных на борьбу с коррупцией. Можно было бы доработать, можно было бы переработать. В конце концов, что такое первое чтение? Первое чтение - это коррупция, боремся или не боремся, включаем механизм контроля или не включаем, заставляем чиновников отчитываться о доходах или не заставляем, и всё. Всё остальное, как уже утверждалось с этой трибуны совсем недавно, до 99 процентов, может быть переделано. Почему мы отказываем сами себе в этом праве? К нам в Государственную Думу поступают тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч писем, где граждане говорят о диких, варварских фактах коррупции повсеместно, во всех сферах. А мы с вами здесь начинаем впадать в юридические и юридико-технические споры о том, правильно или неправильно, соответствует или не соответствует. В Соединённых Штатах Америки, в президентской стране, с сильной президентской властью, все высшие должностные лица не только публикуют свои доходы, но и сдают в управление все свои акции, там есть специальная служба, которая занимается контролем за доходами этих граждан. Почему мы не можем пойти по этому пути, что нам мешает? Мне кажется, что пора заканчивать разговоры о борьбе с коррупцией, имитацию борьбы с коррупцией, а действительно начинать борьбу с коррупцией так, как её ведут во всех странах. Вот тогда мы с вами не будем выглядеть банановой республикой, в которой всё продаётся и всё покупается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Я сначала спрошу у представителя президента: нет намерения выступить? У представителя правительства? Также нет. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Пожалуйста, докладчик, Коломейцев Николай Васильевич. Потом Искужин, если есть желание. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, спасибо всем за внимание, проявленное при рассмотрении законопроекта. Единственное, удивляют меня три вопроса. Вот я в жизни своей никогда не воровал, всегда производил, как и моя семья, в отличие от некоторых лидеров. Второе. Меня всегда удивляет, когда обсуждение идёт не по существу, а идут воспоминания, лирические отступления и никакой конкретики. Третье. Меня очень удивил Николай Николаевич Гончар, уважаемый мною и очень подготовленный человек. Почитайте "Российскую газету", три номера назад (нам их раздают вот здесь, когда заходите в зал). Там на первой странице написано, что разворовывается треть бюджетных средств. Это в "Российской газете", правительственной, не я написал! Далее. Реплика по поводу внешних долгов. Лично я во втором и третьем созывах инициировал трижды отчёт на этой трибуне министра финансов, председателя Счётной палаты и председателя Центробанка. И почитайте стенограмму, вы очень удивитесь, когда увидите, что три высших должностных лица, ответственных за финансы, называли разные суммы. Реально долги, накопленные Борисом Николаевичем Ельциным, были 169 миллиардов. Почему их быстро погасили? Потому что мы нашли документы, подтверждающие, что природа всех внешних долгов не соответствует международно-правовым нормам и они были неправильно оформлены. Именно поэтому их закрыли, чтобы нельзя было возвращаться к ним. Но законопроект не об этом. С моей точки зрения, ну, несколько лукавит комитет, когда говорит, что мы там нарушили кучу конституционных норм. Ничего подобного! Мы предлагаем элементарное, ни на кого "фас" не говорить. Идёшь ты на муниципальную службу, или на государственную, или в депутаты - ты берёшь на себя ограничение: не брать чужое. Ты должен продекларировать доходы, и твои, и семьи. Что здесь такого сверхчрезвычайного? В Америке даже сексотов стимулируют и выплачивают деньги за то, чтобы настучали, если ты там чего-то купил не по средствам. Следующее. Меня удивляет позиция, когда говорят, что нельзя контролировать вышестоящих. А кто же их будет контролировать?! Вы обратите внимание, мы с вами последовательно сдали свои функции. Дума второго созыва имела право по закону о Счётной палате утверждать треть аудиторов Счётной палаты и председателя Счётной палаты по предложению президента. Теперь мы всё отдали президенту, мы вообще ничего не контролируем, понимаете? Минфин у нас... Смотрите, вам вот здесь, с этой трибуны, председатель Счётной палаты месяц назад сказал следующее: хотели проверить эффективность использования золотовалютных резервов, а банковский совет, членом которого является министр финансов, не пустил проверять. Вы подумайте, что это такое! Два федеральных бюджета используются бесконтрольно. Вы уверены, что бескорыстно? Я - нет. Мы, авторы этого законопроекта, прекрасно понимаем ситуацию, но я не понимаю логики правящей партии. Вы поддерживаете линию Владимира Владимировича Путина - он вам во всех своих интервью трёхчасовых говорил: коррупция - первое зло, которое разъедает Россию. Вы поддерживаете вновь избранного президента - он вам в первом интервью говорит: коррупция - это самое страшное. Мы даём вот вам первичный камешек, работайте. Председатель комитета - из вашей фракции. Ну почему вы пятнадцать лет не выносите на рассмотрение существующие законопроекты о коррупции? Почему принятый в первом чтении законопроект о противодействии коррупции не принят до сих пор и не выносится на второе чтение? Вы ведь поймите, то, что происходит на Северном Кавказе, что бы там Владимир Вольфович ни рассказывал, - это как раз следствие коррупции, потому что многие ресурсы, выделенные для республик Северного Кавказа и не только, туда не доходят, не выходят даже за пределы Садового кольца, а люди получают откаты, подкаты, закаты... Все об этом говорят, но мер никто не принимает. Почему? Потому что сегодня силовые структуры, правоохранительные органы вовлечены во все эти процессы. А если человек получает дивиденды от противоправного действия, будет он его пресекать? Поэтому мы считаем, нравится это кому-то, не нравится, если мы с вами за сохранение нашей страны, если мы с вами за то, чтобы нам не было стыдно перед своими детьми и внуками, мы должны не говорить, а начинать бороться посредством принятия законов, потому что, как в пословице, сколько не говори халва, во рту сладко не будет, пока её туда не положишь. Я благодарю ещё раз всех за участие. Огорчён, что ограничили обсуждение и вопросы, хотя я считаю, что вот это самая главная проблема сегодня у нас в России, не решим её - погибнем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель комитета настаивает на заключительном слове? Нет. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Ставится на голосование проект федерального закона "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством". Позицию комитета вы слышали. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 13 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.