Заседание № 188

20.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 317107-4 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налога на добавленную стоимость операций по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4326 по 4340 из 8253
Пункт 8. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части    
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя             
председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова.         
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен    
к третьему чтению. Проведена экспертиза, замечаний юридико-технического и       
лингвостилистического характера не имеется. Комитет предлагает поддержать       
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Также на "час голосования".         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4529 по 4544 из 8253
Пункт 8. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части    
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Прошу проголосовать за         
данный законопроект в третьем чтении.                                           
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6%                                     
Проголосовало против           28 чел.6,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 186

13.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 317107-4 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налога на добавленную стоимость операций по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1699 по 1758 из 6769
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 149       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя       
председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова.         
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается во   
втором чтении законопроект, внесённый нашими коллегами Юрием Викторовичем       
Васильевым и Сергеем Александровичем Поповым. Закон очень важный, устраняющий   
существенное противоречие, уточняющий одну из статей Налогового кодекса.        
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило две поправки. Одна     
из них - по сроку введения, об этом мы говорили при первом чтении. Вторая       
поправка уточняет терминологию, приводит её в соответствие с                    
законодательством Российской Федерации. Других поправок у нас нет. Обе          
поступившие поправки приняты, поэтому предлагаю проголосовать по единственной   
таблице поправок.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Таблица 1. Две поправки, которые комитет рекомендует к принятию. Есть ли        
замечания по данной таблице у депутатов? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1   
поправок, рекомендованных к принятию.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
Я вижу, что без карточки нет никого.                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3%                                     
Проголосовало против           40 чел.8,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2%                                     
Проголосовало против           34 чел.7,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается во втором чтении.                                      
                                                                                

Заседание № 180

15.09.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 317107-4 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налога на добавленную стоимость операций по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3962 по 4260 из 7418
Переходим к вопросу 9 порядка работы. О проекте федерального закона "О          
внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Юрия Викторовича Васильева.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию    
предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149      
части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесённый мной и         
Сергеем Александровичем Поповым.                                                
                                                                                
Законопроект направлен на устранение неоднозначного толкования в                
правоприменительной практике действующей налоговой льготы по налогу на          
добавленную стоимость в отношении религиозных организаций. Он предусматривает   
освобождение от обложения этим налогом операции по реализации предметов         
религиозного назначения и религиозной литературы, осуществляемой не только      
религиозными организациями или объединениями, которые производят данные         
товары, но и религиозными организациями или объединениями, не являющимися       
производителями этих товаров.                                                   
                                                                                
По своей специфике религиозные организации, как правило, не являются            
производителями предметов религиозного назначения, а приобретают их у других    
организаций, в том числе у таких, которые находятся в их собственности, что     
лишает подавляющее большинство религиозных организаций возможности              
использовать настоящую налоговую льготу. Представляется, что данное             
ограничение не имеет под собой каких-либо веских оснований и не соответствует   
социальной основе, природе этой льготы.                                         
                                                                                
Учитывая, что состав товаров религиозного назначения строго ограничен           
перечнем, который утверждается Правительством Российской Федерации, считаем,    
что предлагаемая поправка не приведёт к каким-либо злоупотреблениям данной      
нормой. Принятие законопроекта не повлечёт за собой сколь-либо существенных     
выпадающих доходов бюджета. Согласно экспертной оценке, сумма выпадающих        
доходов в год составит не более 20 миллионов рублей.                            
                                                                                
Хочу отметить, что как действующая редакция пункта 3 статьи 149, так и          
предлагаемая нами редакция в равной степени распространяются на все             
религиозные организации, вне зависимости от принадлежности к той или иной       
конфессии.                                                                      
                                                                                
Правительство Российской Федерации в целом поддержало законопроект. Есть        
замечание, которое касается срока вступления в силу данного закона, но оно      
будет устранено ко второму чтению. Комитет по бюджету и Комитет по делам        
общественных объединений и религиозных организаций рекомендовали Думе принять   
данный законопроект в первом чтении. И также отмечу, что на законопроект        
поступил шестьдесят один отзыв, пятьдесят семь отзывов - положительные. Прошу   
поддержать законопроект и принять его в первом чтении.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович, присаживайтесь.                 
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по        
бюджету и налогам Андрею Михайловичу Макарову.                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я буду предельно краток.                                     
                                                                                
Законопроект рассмотрен на заседании Комитета по бюджету и налогам. Имеется     
положительное заключение правительства. Законопроект важный, своевременный и    
очень точный. О единственном замечании к законопроекту, которое есть, Юрий      
Викторович уже сказал, - это срок введения. Мы полагаем, что он может быть      
введён только с нового бюджетного года, то есть с 1 января. Во всём же          
остальном законопроект заслуживает полной поддержки. Поэтому предлагаем         
поддержать этот законопроект, принять его в первом чтении, а замечание,         
которое было высказано, учесть при подготовке законопроекта ко второму          
чтению.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Какие есть вопросы к докладчику и содокладчику? Два вопроса - Кузнецов Виктор   
Егорович и Митрофанов. Пожалуйста.                                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. В России сегодня действует несметное число организаций,          
которые относят себя тем или иным образом к религиозным. И зарегистрированы     
они как религиозные организации. Не кажется ли вам, что таким образом мы        
позволяем развиваться, или помогаем развиваться, и тем организациям, которые,   
вообще говоря, являются организациями сектантского такого плана? И более        
того, у нас сегодня есть такие группы, где используются, что называется,        
приёмы психологического подавления, а мы им открываем ворота.                   
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо большое за вопрос. Мне кажется, Виктор Егорович           
поднимает очень важную тему. Я хотел бы сказать единственное, что эта тема не   
предмет данного закона. Вопрос сектантских или несектантских религиозных        
организаций - это предмет регулирования не налогового законодательства. Что     
же касается налогового законодательства, тот законопроект, который внесён,      
безусловно, в равной степени, поскольку налогообложение может быть только       
равным, без выделения кого-либо, относится ко всем конфессиям.                  
                                                                                
Но я хотел бы обратить ваше внимание на следующее: у нас с вами есть ещё один   
ключ, кроме этого закона. Перечень имущества, на которое не распространяется    
НДС, устанавливается постановлением правительства, и, таким образом, вопросы,   
которые связаны с каким-то религиозным экстремизмом и так далее, и так далее,   
они имеют ещё вот этот ключ, которым, естественно, можно открывать или,         
наоборот, закрывать. Поэтому в данном случае той опасности, о которой вы        
сейчас сказали, безусловно, не существует.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрофанов, пожалуйста, ваш вопрос.               
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к вам, Андрей Михайлович.                        
                                                                                
Я депутат не первый год и хорошо помню, так сказать, всякие ситуации,           
связанные с ввозом церковью и алкогольных напитков в середине 90-х, и           
сигарет, и во что это всё превратилось в итоге. Не открытие ли это потихоньку   
той же лавочки, так сказать, которая закончится стрельбой конкретной?           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Алексей Валентинович, спасибо огромное за вопрос. Мне кажется,    
как по стрельбе, так и по ввозу алкоголя в нашу страну вы специалист лучший,    
чем я, поэтому, мне кажется, тут вы можете дать более исчерпывающую             
консультацию. Что же касается того, чем это закончится или не закончится, мы    
не позволяем в данном случае, не даём церкви, не даём конфессиям каких-то       
дополнительных льгот, мы устраняем неточность, которая содержится сегодня в     
законодательстве.                                                               
                                                                                
О чём это говорит? Давайте возьмём пример из православия, из нашей              
православной церкви, хотя на самом деле пример могу привести по любой другой.   
Понятно, что основные предметы культа изготавливаются в "Софрино". Так вот,     
если у вас храм находится с той же стороны дороги, где изготовлены предметы     
культа, то НДС они не облагаются. Но вот другой храм, который стоит на другой   
стороне улицы. То же самое "Софрино" реализует ему, к примеру, свечи, чтобы     
отдавать их прихожанам, - в данном случае будет взиматься НДС. И происходит     
это не потому, что это правильно или неправильно, это просто неточность         
законодательства. Никакого распространения алкоголя, подакцизных товаров,       
табака здесь нет. Только ваш, депутата фракции ЛДПР, огромный опыт позволяет    
вам видеть в данном случае за устранением неточности налогового                 
законодательства такие вещи. Но это проблема уже отечественной фармацевтики.    
Вы знаете, вы можете ко мне подойти, я вам порекомендую чудесные таблетки:      
принимаешь одну таблетку утром - и никаких вопросов не возникает.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Переходим к            
выступлениям. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть.        
Депутат Тюлькин, депутат Митрофанов. Всё, да? Подводим черту. Два               
выступления. Пожалуйста, депутат Тюлькин.                                       
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я в данном случае буду выступать от себя и от своей партии,       
хотя у нас бывают и разные точки зрения. Мне кажется, что данный законопроект   
сугубо реакционный. Относясь со всем уважением к праву граждан на свободу       
вероисповедания, всё-таки мы понимаем, что сегодня даже церковные иерархи       
стоят на вполне материалистических позициях и главными функциями религии        
сегодня, вообще-то, являются формирование мировоззрения и управление людьми.    
И если вносить такой законопроект, то законно встаёт вопрос: а как поступать    
с теми организациями, которые несут научное мировоззрение, с атеистическими     
организациями и прочее, и прочее?                                               
                                                                                
Вообще, не требует доказательства, что сегодня церковь, и православная в том    
числе, всё больше и больше превращается в коммерческое предприятие и всё        
больше и больше является союзницей власти в обработке умов и в формировании     
мировоззрения. Те же самые свечки и изделия - это сверх-, сверх-,               
сверхприбыльная продукция, понимаете? И проводить через закон такие             
преференции - это как бы возвращаться в средние века, это реакционнейшее        
направление. Этот закон надо, во-первых, отправить на проверку в нашу           
комиссию по борьбе с коррупционной составляющей, потому что вносить его         
образованным людям в парламент, ну, просто нелепо в данном случае. А            
во-вторых, нельзя его пропускать потому, что это, ещё раз повторяю, шаг         
назад, шаг в средневековье.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Митрофанов.                           
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы за всяческую политическую поддержку      
Русской православной церкви выступали и выступаем и, в общем, не скрываем эту   
позицию никогда. Мы в том числе и за поддержку финансовую. Мы даже              
высказывали идею создания православного государства по типу Ватикана на         
территории Москвы или России в целом, ну, Москвы прежде всего. Но, к            
сожалению, вокруг реализации товаров религиозного назначения работают           
коммерческие структуры, которые могут играть свою роль, быть очень              
влиятельными и расширительно трактовать всё это. Завтра появится список         
правительственный, в список этот войдут вода или кремы, к примеру, которые      
имеют какое-то значение для верующих, освещённые или ещё какие-то, и            
потихоньку вот эта коммерция действительно, как говорил депутат Тюлькин,        
съедает религию на самом деле. Вся эта коммерческая деятельность подъедает      
то, ради чего существует церковь. То есть мы и ей наносим определённый ущерб.   
И когда говорится о простом устранении какой-то неточности в                    
законодательстве, мол, одни торгуют, а если кто-то берёт на реализацию, там     
возникает НДС... Какова политическая задача в расширении этого? Ну какая, в     
чём политическая задача вот этой поправки? Почему для других категорий не       
сделать это изъятие? А таких категорий, кому в политических целях надо бы       
сделать изъятие, а мы не делаем, я вам насчитаю много. Там мы стоим насмерть,   
а здесь идём навстречу и в итоге открываем дверь не только для софринского      
предприятия, очень успешного, но и для других, менее успешных и более           
криминальных структур, которые немедленно прилипают...                          
                                                                                
И вообще, Андрей Михайлович, уважаемый (который действительно очень активен,    
особенно поутру, я обратил внимание, он, видимо, знает такие порошки и          
таблетки, которые помогают утром взбодриться), я вам в целом скажу, что меня    
пугает, когда речь идёт об изъятии НДС для кого-то, вот эта вся льготная        
система, причём для категорий, которые, так сказать, не содержат фактора        
политического, а имеют такой расширительный смысл, чисто лоббистский. И когда   
я опять вижу освобождение от налога на добавленную стоимость, я нервничаю.      
Да, Андрей Михайлович, я очень нервничаю, потому что понимаю, что за этим       
всем стоит. И подчас это не интересы церкви, а интересы просто коммерческих     
структур, как "Софрино", упомянутое вами, абсолютно успешная коммерческая -     
ещё раз подчёркиваю: коммерческая - структура. И золочение куполов, и продажа   
символики церковной не имеют ничего общего с верой. Это мы прекрасно            
понимаем. Это, конечно, помогает, это, конечно, позволяет отправлять            
церковную работу. Но так же, как и миссия политической партии не майки          
раздавать и значки, а нести определённую идеологию, так и миссия церкви - не    
торговать атрибутикой, по большому счёту, и не реализовывать какие-то вещи.     
Хотя это помогает, конечно, помогает поддерживать существование церкви.         
                                                                                
Поэтому, условно говоря, большая часть нашей фракции поддерживает это,          
потому что мы поддерживаем... но как-то так, скрепя сердце. Я лично,            
например, не буду поддерживать, не буду поддерживать это, потому что не вижу    
оснований.                                                                      
                                                                                
И в это время десятки категорий бьются в Минфин, бьются в комитет по бюджету,   
хотят достучаться, чтобы аргументировать свои основания для освобождения от     
НДС, обосновать необходимость этого. И это имеет свою логику, имеет и           
производственный смыл, и экономический смысл сделать это. Мы этого не делаем,   
мы насмерть стоим: никаких ограничений! А здесь мы опять идём на какие-то       
поправки. И когда выходят на бюджетный комитет с предложениями, они нам всё     
время рассказывают: да это технические проблемы, просто несоответствие          
законодательству, и вообще, короче, не читайте это всё, быстренько давайте      
примем, вообще даже не смотрите, чего мы делаем, не надо, так сказать, вы всё   
равно ничего не поймёте, всё равно вы бестолковые. То Богом, то ещё чем-то      
прикрываются: простое несоответствие законодательству... Ну обидно: здесь       
продают с НДС, там без НДС, давайте по-быстренькому, чирк-чирк, и так всё       
сделаем. Нехорошо это, это неправильно. Мы всё понимаем. И к сожалению, вся     
эта политика льгот и в 90-е годы, и сейчас, она безнравственна по сути,         
бестолкова по экономическому содержанию и абсолютно ничего не даёт.             
                                                                                
Так что вот такая позиция.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Единая Россия" - депутат Воронин.             
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Я хотел бы Алексею Валентиновичу сказать, что речь идёт не о продаже воды,      
там "Святой источник". В законе чётко написано: предметы религиозного           
назначения. А к ним относятся и свечка, как символ дара Господу (её ставят не   
потому, что нужно поставить свечку, а просто в момент молитвы человек это       
делает), и иконы, и колокола. Если золотят колокола, то их же не дома ставят,   
во дворе, а ставят в религиозном учреждении - в церкви. Соответственно,         
иконки выпускают для того, чтобы люди ставили дома. И иконы не штампуют,        
Алексей Валентинович, иконы пишут люди, иноки пишут, которые постятся,          
которые живут в монастырях. Икона - это вход в потусторонний мир для человека   
верующего, а не кусок доски, на котором намалёвано что-то и который можно за    
сколько-то денег продать, поместив в серебряный или золотой оклад.              
Неправильное у вас рассуждение. Это копейки.                                    
                                                                                
У меня в округе у нескольких церквей арестовывала счета налоговая инспекция.    
Это было возмутительно, понимаете? Но по закону они были правы. Они сами        
понимали, что это идиотская норма, но, с другой стороны, вот есть закон, и      
они его выполняли. Приходилось разруливать ситуацию, потому что церковь         
должна была со своих счетов это оплатить, нельзя было прийти и заплатить за     
церковь. И такие минусы есть.                                                   
                                                                                
Сегодня церковь является оплотом духовности. Вот коллега Тюлькин, когда здесь   
выступал, говорил, что... Раньше, когда вы Ленину носили цветы, с вас же за     
гвоздички НДС никто не брал. Вы заменили Бога на истукана и ему поклонялись     
массово. А что вы хотите? Сейчас идёт речь о возрождении духовности, и          
церковь выполняет задачи именно поддержки устойчивого развития общества в       
духовном плане. Здесь неважно, материалисты или атеисты. Что ваши               
материалисты или атеисты предлагают? Они говорят: Бога нет - и                  
перефразировали десять заповедей. Здесь вопрос идёт о том, чтобы помочь этим    
организациям. Что плохого, если, например, какие-то синтоистские храмы в        
Бурятии действуют? Они же не учат там людей идти и убивать соседа, они учат:    
не воруй, не прелюбодействуй, тому же самому. И что плохого, если мы            
немножечко их поддержим? Я не вижу здесь ничего плохого, в этом                 
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Хочу коммунистам сказать: вот у вас лидер фракции в церковь ходит и свечку      
держит, а вы тут, вообще, непонятно... Разберитесь между собой, кто у вас       
верующий, кто нет. Предлагаю поддержать и не дискутировать больше.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось обсуждение. Есть ли желание у докладчика и    
содокладчика выступить с заключительным словом? Нет. Представитель              
президента? Нет. Представитель правительства? Также нет. Ставится на            
голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Комитет предлагает       
данный законопроект поддержать. Первое чтение.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.