Заседание № 153
О проекте федерального закона № 317033-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Можно уже не повторять название, Александр Петрович. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Пройдя процедуры подготовки, а также рассмотрения в первом и во втором чтениях, данный законопроект полностью сохранил свою цель - расширение представительства политических партий в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Учтены при этом и гарантии и технологии соблюдения и исполнения данного нововведения. К третьему чтению материалы подготовлены в полном объёме. Замечаний правового, лингвостилистического и юридико-технического характера не имеется. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Есть. Депутат Иванов записывается по мотивам. Одно выступление.
Включите микрофон депутату Иванову по пункту 2. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, в который раз мы хотим сказать большое спасибо президенту за то, что он неотступно следует своим планам демократизации политической системы, которые озвучил в послании Федеральному Собранию. Всё было бы неплохо, если бы мы, как оппозиция, не видели нюансов, которые здесь могут, очень даже могут нас преследовать. Как сказал Владимир Николаевич Плигин в своём докладе, у нас осталось некоторое количество субъектов Федерации, в которых ещё есть пятипроцентный проходной барьер, в остальных он уже семипроцентный. И в связи с принятием данного закона мы совершенно чётко можем прогнозировать, что этих субъектов больше не останется, пятипроцентный барьер везде будет отменён, везде появятся 7 процентов, и, таким образом, мы увидим, что для того, чтобы перед, ну, не знаю, мировым сообществом или просто-напросто российским демократическим сообществом соблюсти лицо, так называемым оппозиционным партиям будет даваться по одному месту в парламенте, их освободят от сбора подписей - ну, вот все те привилегии, которые им сейчас даются, - то есть все увидят, что они вроде бы как представлены, вроде бы как имеют возможность выразить мнение своих избирателей. На самом деле, по большому счёту, под вопросом, во-первых, ещё само получение этого мандата, поскольку, как мы знаем по итогам, допустим, осенних выборов, у нас были регионы, где в соответствии с существующей системой Империале партии, прошедшие проходной барьер, мест так и не получили. Ну и даже если пройдут и будут иметь один голос, что изменится, по большому счёту, если большинство будет у правящей партии? Практически ничего. То есть здесь мы можем сказать, что видимость соблюдается, вроде партии представлены, а вот будет ли толк от того представления - это ещё большой вопрос. Поэтому мы очень бы хотели, чтоб мы ошиблись в этом отношении, очень бы хотели. Но, к сожалению, как показывает практика, связанная, например, с тем же законом о равном доступе политических партий к средствам массовой информации, мы можем сделать вывод о том, что все те нюансы, о которых мы говорили при принятии данного закона, имеют место быть. И здесь может случиться то же самое. Но очень хотелось бы, чтобы мы ошиблись. Мы, конечно, поддержим данный законопроект, но от подводных камней никто не застрахован. И если получится так, что мы будем правы, то придётся вносить изменения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 2 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 57 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7% Результат: принято Принимается.
Обращаю внимание на пункт 2 этого постановления, на то, что мы с вами приняли решение, что в трёхдневный срок подаются предложения по поправкам к проекту постановления, который мы только что приняли. Спасибо, коллеги.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 317033-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 10 - проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 26 февраля 2010 года. Как известно, данный законопроект направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. Целью законопроекта является повышение представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт расширения представительства политических партий в указанных органах за счёт списков кандидатов, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также упрощения регистрации на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и на выборах в органы местного самоуправления, в том числе и для тех политических партий, которые были допущены к распределению мандатов или которым был передан мандат в этом законодательном (представительном) органе власти данного субъекта Российской Федерации путём освобождения их от сборов подписей избирателей. К законопроекту поступили четыре поправки, они в таблице 1 - принятых поправок. Просим принять таблицу 1. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания по таблице? Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 58 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин 26 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 145
О проекте федерального закона № 317033-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 14, это законопроект первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается внесённый Президентом Российской Федерации проект федерального закона с достаточно длинным названием (я не буду его повторять, Олег Викторович его озвучил). В самом названии законопроекта перечислены основные новеллы этой президентской инициативы - это, во-первых, повышение представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, и второй, тоже очень важный, хотя и технологический, аспект - это освобождение от сбора подписей избирателей тех политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Хочу вам напомнить, что соответствующие предложения были сформулированы Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году. Представленные инициативы имеют своей целью дальнейшее совершенствование политической системы Российской Федерации и направлены на укрепление демократического характера функционирования институтов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации. В Послании Президента Российской Федерации упоминались две позиции, которые я уже обозначил: во-первых, необходимо предоставить гарантии представительства в законодательном органе субъекта Российской Федерации тем политическим партиям, которые на региональных выборах получили поддержку 5 и более процентов избирателей, и во-вторых, освободить от сбора подписей избирателей для участия в региональных выборах те политические партии, которые не представлены в Государственной Думе, но имеют соответствующие фракции в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации. Основная цель данной законодательной инициативы - это расширение представительства политических партий в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации, ну, а в связи с этим, как вы понимаете, речь идёт о повышении представительства тех избирателей, которые проголосовали за соответствующие политические партии. При этом, если вспомнить статистику и количество избирателей, проживающих в тех или иных субъектах Российской Федерации, цифра "5 процентов", как вы понимаете, свидетельствует о достаточно серьёзной электоральной поддержке этих политических партий. Соответствующие изменения в избирательное законодательство применительно к федеральному уровню - формированию Государственной Думы, как вы знаете, нами уже были рассмотрены, и, вы знаете также и помните о том, что в отношении тех политических партий, которые не набрали 7 процентов, но прошли пятипроцентный барьер, мы также используем вот этот механизм предоставления возможности получить депутатские мандаты на федеральном уровне. И теперь вот то же самое предлагается сделать на уровне субъектов Российской Федерации. Для реализации указанной задачи вам представлен, по сути дела, пакет, содержащий в себе три законопроекта - изменения в три основных федеральных избирательных закона: во-первых, это Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", во-вторых, это закон "О выборах Президента Российской Федерации", и наконец, это закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Как я уже сказал, законопроект содержит две основные новеллы. Первая новелла: предусматривается норма, которая предполагает передачу депутатского мандата списку кандидатов, который получил на региональных выборах 5 и более процентов, но не преодолел барьер в том случае, если он установлен законодательством субъектов Российской Федерации. Как вы знаете, минимальный процент, который установлен федеральным законодательством, - это 7 процентов, и теперь предусмотрено, что в тех случаях, когда законом субъекта установлен так называемый заградительный барьер и он не ниже 5 процентов, политические партии, которые наберут на соответствующих выборах от 5 до 7 процентов голосов, гарантированно получают один депутатский мандат. При этом тоже обращаю ваше внимание на терминологическую разницу: есть политические партии, которые преодолевают заградительный барьер, и они допускаются к распределению депутатских мандатов, а политическим партиям, которые преодолевают пятипроцентную норму, но не добирают до заградительного барьера, предусматривается передача депутатских мандатов. То есть это два различных термина и, соответственно, разный правовой статус тех политических партий, которые набрали тот или иной процент голосов избирателей. Предусматривается, что такому списку кандидатов, который недобрал до максимального, семипроцентного, но преодолел пятипроцентный барьер, передаётся один депутатский мандат. Таким образом, создаётся гарантия того, что как минимум те политические партии, которые преодолеют заградительный барьер, будут не в худшем положении, чем те политические партии, которые чуть-чуть недоберут до этого заградительного барьера. В том случае, если установленный законом субъекта минимальный процент составляет менее 5 либо вообще не установлен, данное положение не применяется. Политические партии, которым будут передаваться депутатские мандаты, получают практически такие же права, как политические партии, которые допущены к распределению депутатских мандатов. Это касается возможности участвовать в формировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и нижестоящих избирательных комиссий. Кроме того, это предусматривает возможность назначать в эти избирательные комиссии по одному члену комиссии с совещательным голосом. Они также будут иметь одинаковые возможности, что касается предоставления бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания. Как я уже говорил, для политических партий, которым был передан мандат в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, упрощается процедура регистрации списка кандидатов на выборах: во-первых, на выборах в региональный парламент, которые будут проходить на соответствующей территории; во-вторых, они будут освобождены от сбора подписей на всех выборах муниципального уровня на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, предусматривается также, что на выборах Президента Российской Федерации и на выборах депутатов Государственной Думы политические партии, которым были переданы депутатские мандаты или которые были допущены к распределению депутатских мандатов суммарно не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, будут освобождаться от сбора подписей избирателей. Вот в целом, уважаемые депутаты Государственной Думы, основные новеллы предложенных президентских инициатив. Кроме этого, хочу вам напомнить, что 24 февраля текущего года Президентом Российской Федерации был внесён ещё один проект федерального закона, который также направлен на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства и политической системы. В нём речь идёт о том, чтобы вот эти партии, которым будут переданы депутатские мандаты, могли создавать фракции в соответствующих парламентах, и определённым образом корректируются процедуры досрочного голосования и получения открепительных удостоверений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь. Плигин Владимир Николаевич сделает содоклад от профильного комитета. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Принятие политического решения требует глубокой политической оценки того, что должно быть сделано в условиях, когда в обществе существует несколько направлений и мнений. В связи с этим представляется принципиально важным, чтобы в это обсуждение либо в рамках непосредственной демократии, либо в рамках демократии представительной было вовлечено максимальное число членов общества, которые разделяют его ценности, в нашем случае - чтобы было вовлечено максимальное число наших граждан, которые разделяют ценности, установленные Конституцией Российской Федерации. Президент России, выступая на заседании Государственного совета, отмечал, что общая дискуссия, многопартийная конкуренция у нас могут быть сколь угодно острыми, но базовые ценности у всех у нас общие, независимо от партийной принадлежности и других привычек, - процветание России, социальная стабильность, мирная жизнь, государство, свобода и справедливость, наконец, права и достоинство человека. Таким образом, данным законопроектом предлагается вовлечь в позитивный политический процесс максимально большое число членов общества, которые получают возможность быть представленными в законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации в том случае, когда установлены определённые барьеры, в данной ситуации - пресекательный барьер, допустим 7 процентов. В семидесяти одном субъекте Российской Федерации установлен барьер 7 процентов, в девяти субъектах - 5 процентов, в двух субъектах - 6 процентов, в одном субъекте - 4 процента. В рамках заседания комитета нами данный законопроект был предметно проанализирован. Он полностью соответствует Конституции Российской Федерации и отражает те тенденции развития демократического общества, которые наблюдаются в настоящее время. Мы также отмечаем как очень положительную меру то, что без сбора подписей на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусматривается осуществлять регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой допущены к распределению депутатских мандатов или спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации. Эти предложенные президентом меры, возможность передачи мандатов полностью отражают итоги обсуждения данного законопроекта в рамках той рабочей группы, которая была создана по инициативе Президента России, рабочей группы по изменению избирательного законодательства. Ещё раз хотел бы отметить, что в данную рабочую группу входят представители как всех политических партий, работающих в Государственной Думе, так и политических партий, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Мы предлагаем принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да, есть вопросы. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь... Ну, давайте запишемся. Может быть, сразу по два вопроса от фракции? Ну, хорошо, давайте посмотрим. Сейчас запишутся двадцать пять человек. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну да, не будут. Я по вашим глазам вижу, что будете выступать. Конечно, дам, как же не дам. Покажите результаты записи. Двенадцать записавшихся. Давайте пока по два вопроса от фракции, потом... Против Иванов, хотя у них было две руки, но Иванов против, он за демократию. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, в данном случае против не я, а против Регламент, статья 56, пункт 5. С согласия большинства присутствующих в зале председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, время на вопросы и ответы, продлить время выступления, но ограничивать вы не можете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, вы доигрались. Депутат Гайнуллина вносит предложение: по два вопроса от фракции. Пожалуйста, включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, она выступила. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я слышу хорошо, у меня слух хороший. Гайнуллина подтверждает, что она предложила. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 10 сек.) Проголосовало за 294 чел.98,0% Проголосовало против 4 чел.1,3% Воздержалось 2 чел.0,7% Голосовало 300 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято По два вопроса от фракции. Депутат Локоть первый записался. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, я хочу выразить сожаление от имени фракции по поводу того, что начались трактовки сегодня выступления, вернее, инициатив президента, направленных на демократизацию политической реформы. Я по поводу полемики, которая утром была, о введении прямой пропорциональной системы выборов на муниципальном уровне. Вопрос же касается следующего: действует ли норма, которая даёт льготы по сбору подписей? Имеется в виду, чтобы не собирать подписи тем партиям, депутаты которых в настоящее время уже избраны в законодательные собрания по одномандатным спискам либо, если такая система есть, по прямой пропорциональной системе. Понятно, о чём я спрашиваю, да? МИНХ Г. В. Спасибо, вопрос понятен, Анатолий Евгеньевич. Тут надо посмотреть, как сформулировано положение законопроекта, связанное со вступлением его в силу. Предполагается, что его нормы будут распространяться на те выборы, которые сейчас ещё не назначены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, от фракции ЛДПР - депутат Селезнёв Валерий Сергеевич. Он так и идёт, кстати, по очереди. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Гарри Владимирович, у меня такой вопрос, может быть, чисто математический. Я считал в соответствии с тем законопроектом, который вы упомянули, другим президентским, который был принят в первом чтении 17 февраля 2010 года, что минимальная численность депутатов законодательных органов составляет пятнадцать человек. Посредством простых арифметических вычислений нетрудно установить, что вес одного депутатского мандата при такой численности и при условии, что весь состав формируется по партийным спискам, составляет больше 5 процентов, а именно 6,7 процента голосов. Получение 5 процентов голосов даёт один депутатский мандат при условии, что по партийным спискам проходит не менее двадцати депутатов. Вот что это? Или возникла некая ситуация неравномерного веса мандата по разным партийным спискам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, я уже сказал о том, что законопроект предусматривает определённые гарантии для тех политических партий, которые преодолевают заградительные барьеры и набирают более, например, 6 или 7 процентов. В основном у нас 7 процентов, о чём сказал Владимир Николаевич, как это установлено федеральным законодательством. При этом предусматривается, что та политическая партия, которая преодолевает заградительный барьер, естественно, получает как минимум один депутатский мандат. И здесь, конечно, с точки зрения простого арифметического деления партия, набравшая, допустим, 5,1 процента, и партия, набравшая 7 процентов голосов, теоретически могут получить по одному депутатскому мандату. Но если мы сейчас начнём составлять пропорцию депутатов, которые представлены во фракциях, находящихся в Государственной Думе, то простым арифметическим делением мы также получим не совсем совпадающие веса. Ясно, что стопроцентной чистоты, равновесности депутатских мандатов мы не получим в принципе. Но тем не менее подчеркну ещё раз, что та гарантия, которая предусмотрена законопроектом, - 5-7 или 5-6, она позволяет говорить о достаточной репрезентативности парламентариев, входящих либо в списки партий, которые будут допущены к распределению депутатских мандатов, либо в списки тех партий, которым будут переданы депутатские мандаты. Поэтому здесь, строго говоря, с правовой и политической точек зрения нормы представительства примерно одинаковые получаются. Арифметически, конечно, мы с вами иногда в процессе деления получаем полтора депутата, два, три, но, как вы понимаете, реализовать такие вещи можно, но вряд ли после этого можно будет говорить о том, что это депутат. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Медведев Юрий Германович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Наверное, досрочное голосование в той или иной степени используется как избирательная технология, возможно, были злоупотребления. Почему наверное и возможно? Потому что ни разу не читал и не слышал, чтобы суды признавали выборы недействительными по этой причине, хотя отдельные политические партии, когда не получают доверия избирателей, когда за них не голосуют, называют это одной из главных причин. Это как раз тот случай, когда плохому танцору всегда что-то мешает. Вы сегодня, предлагая законодательную инициативу по изменению порядка досрочного голосования, понимаете, что значительную часть, более 1 процента избирателей, мы тем самым лишаем конституционного права (отпуск, болезнь и многое другое)? У меня вопрос: правильно ли это, можно ли сегодня решить эту правовую проблему другими механизмами, оставив в прежнем виде досрочное голосование? У нас и так очень низкая избирательная активность на выборах. Спасибо. МИНХ Г. В. Уважаемый Юрий Германович, вы меня, наверное, не очень хорошо поняли. Сегодня мы рассматриваем законопроект, которым эти вопросы не затрагиваются. Я просто в конце своего доклада напомнил коллегам - депутатам Государственной Думы о том, что 24 февраля был внесён проект соответствующего закона, а это законопроекты совместного ведения, поэтому они попадают в месячную рассылку с учётом всех соответствующих процедурных сложностей, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Поэтому вопросы о досрочном голосовании, открепительных удостоверениях я только обозначил как дальнейшую перспективу рассмотрения законопроектов, посвящённых корректировке избирательного законодательства. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Она реальная, она абсолютно точно нам предстоит, но давайте мы будем... Я не хотел бы у самого себя отбирать хлеб, который мне предстоит кушать через месяц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, готовьтесь к ответу на этот вопрос. Гудков от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня два коротких вопроса к Гарри Владимировичу и один - к Владимиру Николаевичу. Отмена подписей, там частичное и прочее - это всё какие-то полумеры. Готов ли президент идти на более решительные шаги? Мне хотелось бы понять. То есть когда мы принимали отмену залогов, говорили, что будет отмена подписей для политических партий, у нас их всего семь. Готов ли президент пойти на то, чтобы пятипроцентный барьер ввести, как в подавляющем большинстве стран, чтобы нам больше не считать эти дробные числа, дробные мандаты, чтобы голову не морочить, а сделать нормальную федеральную норму в 5 процентов? И третий вопрос - Владимиру Николаевичу. Более полугода назад мы внесли законопроект, наша фракция, о профессиональных региональных парламентах и минимальной их численности. Вот почему полгода мы не рассматриваем этот законопроект, а президентские проекты у нас, так сказать, идут в течение одного-двух дней? Вот почему такое отношение? МИНХ Г. В. Ну, отвечаю на два подвопроса, а точнее, на один вопрос Геннадия Владимировича: готов ли президент к дальнейшему совершенствованию политической системы и избирательного законодательства тем путём, который предлагает Геннадий Владимирович? Думаю, что Президент Российской Федерации не только готов, но те инициативы избирательные, которые мы сейчас с вами рассматриваем, - это инициативы, которые направлены в эту сторону. Это во-первых. Во-вторых, я уже неоднократно говорил о том, что те инициативы, которые мы сегодня рассматриваем, точно так же, как все инициативы, которые после послания президента внесены в Государственную Думу и направлены на совершенствование политической системы и избирательного законодательства, они подготовлены рабочей группой, состоящей из представителей всех без исключения семи политических партий российских, в том числе и политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Поэтому, если у вас всё-таки темпы совершенствования более высокие, чем у ваших коллег, это можно только приветствовать, но в любом случае мне кажется некорректной сама постановка вопроса: а можно ли нам сделать ещё быстрее, ещё лучше? Ну, безусловно, можно, но я предложил бы анализировать ситуацию исходя из того, что у нас есть сейчас, движемся ли мы в сторону улучшения ситуации или в сторону ухудшения ситуации. Ответ на эти вопросы очевиден. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Добавить хочет Владимир Николаевич. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Отвечаю на подвопрос. Геннадий Владимирович, мне кажется, в вашем компьютере произошёл сбой программы, поскольку этот законопроект прошёл необходимые сроки рассылки, он касается регулирования вопросов совместного ведения. Таким образом, это было более месяца, то есть не один-два дня. Это не так. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас второй вопрос от фракции КПРФ. Если по записи, то Куликов, если фракция решит иначе... Плетнёва, да? Пожалуйста, Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, во всём мире выстраивается схема из двух партий. У нас в политическом спектре представлены, по-моему, все, кто есть в Государственной Думе: правые, левые, либералы, никакие. Что ещё хотел бы этим законом президент?.. Какие партии претендуют и чем они отличаются? И Владимиру Николаевичу вопрос: почему эта норма не будет действовать тогда при выборах в Государственную Думу, а только при выборах в региональные собрания? Вы сказали, о позитивном процессе вовлечения в работу. А если будет не позитивный, если будет против власти? Это что, значит, такие партии не могут претендовать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, вы начнёте? Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Спасибо за очень, объективно говоря, очень интересный вопрос. И я хотел бы подчеркнуть, что у нас существует определённый стандарт работы государства. Этот стандарт работы государства полностью определяется Конституцией 1993 года, которая определяет рамки в том числе допустимого, установленного законом, политического процесса, она устанавливает и те ценности, о которых мы можем говорить. С моей точки зрения, это полностью соответствует стандартам любой демократии, действия реальных политических сил постоянно укладываются в этот процесс. В том случае, если совершаются действия, которые выходят за нормальный, стандартный политический процесс, в любом государстве они в той или иной форме преследуются. Это относится обычно к деятельности террористической, это относится к деятельности экстремистской, к деятельности фашистской и иного рода видам деятельности. Что касается вопросов представительства на федеральном уровне, в Государственной Думе, соответствующие решения уже были приняты Государственной Думой, то есть, таким образом, ответ на этот вопрос лежит уже в области законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста, ваша часть ответа. МИНХ Г. В. Уважаемая Тамара Васильевна, если говорить о том, кого мы ещё ожидаем в региональные парламенты... Ну, я уже говорил, что у нас всего семь политических партий, но в порядке иллюстрации могу, например, привести данные по двум субъектам Российской Федерации. Один субъект Российской Федерации всем нам хорошо известен, мы сейчас в нём находимся - это город Москва. По итогам выборов 11 октября, как вы знаете, в состав депутатского корпуса Мосгордумы вошли представители двух политических партий. Одна из политических партий набрала 6,13 процента, а ещё четвёртая политическая партия набрала 5,33 процента. То есть если сегодняшние инициативы развернуть немножечко в обратную сторону, то у нас в Мосгордуме было бы представлено четыре политические партии. Говоря о Тульской области, можно сказать, что там представлены три политические партии (ну, я умышленно не называю политические партии) и одна из политических партий набрала 6,0 процента голосов. Вот такие примеры просто подтверждают, что это не какие-то теоретические размышлялки и не полумеры, как их Геннадий Владимирович Гудков называет, а это реальные предложения, для того чтобы в региональных законодательных органах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста, потому что тут два ответчика у нас. МИНХ Г. В. Не ответчика, а отвечающих, Олег Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два отвечающих. Хорошо, годится. МИНХ Г. В. И поэтому в региональных парламентах, законодательных, представительных органах, политический спектр будет гораздо больше представлен и большее количество избирателей будет считать эти парламенты своими. И о том, почему не делается на федеральном уровне. Это уже сделано, я об этом говорил, те новеллы, которые мы предлагаем по отношению учёта количества голосов избирателей, поддерживающих политические партии, в объёме 5 и более процентов, но менее заградительного, - эти новеллы уже действуют на федеральном уровне. Здесь всё идёт достаточно логично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР Рохмистров задаёт второй вопрос. Пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, настоящий законопроект вносит изменения, вмешивается, будем так говорить, в процесс распределения мандатов на выборах в законодательные органы власти. Следует ли из смысла законопроекта, что он изменит сложившуюся на сегодняшний день систему распределения мандатов, так называемую Империали, при действии которой мы фактически будем нарушать права партии? И примеров здесь более чем достаточно: партия, которая наберёт 10-12 процентов, получит точно такой же один мандат, как и партия, которая получит 5 процентов. И при этой системе мы уже получили большие "плюсы". Так, например, во Владимирской области мы получили те же самые 10 процентов, как и получали раньше, но раньше у нас это было два мандата, а с введением системы Империали эти наши два мандата при тех же процентах превратились в один... (Микрофон отключён). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? МИНХ Г. В. Вопрос был мне адресован, если я правильно понимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Станиславович, во-первых, мы не вторгаемся, а регулируем, всё-таки законодательство, закон - это форма регулирования общественных отношений. И безусловно, с точки зрения предмета вы его абсолютно правильно поняли. Мы корректируем процедуру, скажем так, раздела депутатских мандатов или распределения депутатских мандатов, когда наряду с партиями, допущенными к распределению, появляются также и партии, которым передаются депутатские мандаты. Действительно, это основная новелла, и мы - и Владимир Николаевич, и я - об этом говорили. Это первое. Второе. Я не вижу здесь того, что вы называете... и в принципе полагаю, что это невозможно - что мы с вами нарушаем фактически права политических партий, потому что та цель, которая заявлена, и те правовые механизмы, которые предлагаются, не позволяют прийти к такому выводу. Точно такую же точку зрения по этому вопросу высказывал и ваш коллега по фракции Игорь Владимирович Лебедев, который очень активно участвовал в рассмотрении данного законопроекта в рамках этой рабочей группы. Поэтому повторю, что мы не касаемся того, по какой системе будет организовано подведение итогов в субъектах Российской Федерации, это вопрос компетенции субъектов. Мы с вами решаем только те вопросы, о которых сегодня мы докладывали, и, повторюсь, это не влияет на данную ситуацию. Но, опять же, те примеры, которые я приводил по Московской и по Тульской областям, имеют прямое отношение к вашей политической партии. Я думаю, что, наоборот, здесь создаются дополнительные возможности для более активного участия в деятельности законодательных (представительных) органов в субъектах Российской Федерации всем без исключения политическим партиям, в том числе ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас от "ЕДИНОЙ РОССИИ" у Кармазиной был вопрос. Раиса Васильевна, не настаиваете на вопросе? КАРМАЗИНА Р. В. Я сняла. О досрочном голосовании уже ответили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимается, ответили. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не настаивает? Драпеко, пожалуйста, второй вопрос. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, у нас есть целые категории граждан, которые сегодня голосуют на региональных выборах, однако мы не можем организовать участие политических партий, в том числе в основном оппозиционных политических партий, в агитации этих граждан. Это касается гражданских лиц, замещающих должности военной службы, которые служат в воинских частях и проживают на территории этих частей, в частности весь инженерный состав Балтийского флота, и гражданских моряков, которые находятся на промыслах в море либо работают на гражданских судах, находящихся в море. Там невозможно ни организовать агитацию, ни наблюдателей поставить, ни организовать нормальный избирательный процесс. Единственным документом о результатах голосования... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд. Завершайте. ДРАПЕКО Е. Г. Единственным документом, который является основанием для подведения итогов выборов на этих судах, является радиограмма капитана. Кроме того... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вам ли вопрос, Гарри Владимирович? МИНХ Г. В. Смысл вопроса я понял, Елена Григорьевна. Ну, во-первых, всё-таки с точки зрения того, чему посвящён законопроект, - это немного в другой плоскости лежит. Единственное, что, на мой взгляд, имеет непосредственное отношение к проблематике, затронутой Еленой Григорьевной, - это то, что, как я уже сказал, те политические партии, которым будут переданы депутатские мандаты, получают точно такое же право на использование средств массовой информации, включая электронные. И поэтому теле- и радиовещание, в том числе и на территории войсковой части, которое идёт в режиме обычной трансляции, общедоступной, безусловно, будет работать в отношении тех, повторюсь, политических партий, которые наберут более 5 процентов голосов, но менее 7 процентов. А вот всё остальное из того, что вы говорите, в принципе предметно к нашей сегодняшней дискуссии, наверное, очень сложно будет отнести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, завершили мы процедуру вопросов и ответов. Кто собирается выступить? Пожалуйста, от фракции КПРФ - Останина. Включите микрофон на месте. Я вижу вашу руку, Сергей Владимирович. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, принятие этого законопроекта, по сути дела, мера вынужденная, к которой прибег президент, так же как он вынужден был 22 января провести и заседание Госсовета по совершенствованию политической системы. Я напомню, что после организованного протеста оппозиции в Государственной Думе был созван Государственный совет. Вот этот закон появился потому, что другого способа каким-то образом заставить региональную власть остепениться в своём рвении засвидетельствовать перед центром лояльность процентом голосов, которые они собирают за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", к сожалению, просто на сегодняшний день, наверное, нет, потому что наши голоса и в этом зале, и за пределами этого зала, на улицах услышаны не были. Во всяком случае, то, что мы сегодня в этом зале услышали от депутата Медведева от "ЕДИНОЙ РОССИИ", - либо народная присказка "кому-то что-то мешает", либо путь, который, как всегда, указывают нам, - "обращайтесь в суды", - но при этом заранее уже известно, в чью пользу будет принято решение в судах. Поэтому вопрос, кому нужен этот закон, имеет такой двойной ответ. Нужен ли он политическим партиям, которые не представлены сегодня в региональных парламентах? Да, наверное, нужен. Но хотелось бы сказать, что вот эта площадка, получаемая ими в лице одного депутата, будет означать, что, по сути дела, гласность будет, но будет ли слышимость, услышит ли власть одного депутата, который будет представлять политическую партию в региональном парламенте? А вот губернаторам этот закон сегодня очень нужен, потому что можно будет отчитаться, что и демократия есть, и политический плюрализм. Однако хочу заранее дать очень плохой прогноз. Вот сегодня три региона: Чечня, Чукотка и Кузбасс - имеют однопартийный парламент. Мне кажется, что это те регионы, где оппозиция будет представлена в лице только одного депутата от политической партии, которая на сегодня не имеет голоса в региональных парламентах. Поэтому трудно не согласиться с коллегой Гудковым, который сказал, что механизм, который предусмотрен в этом законе, дающий гарантии политическим партиям иметь своё представительство в региональных парламентах, - это всё-таки полумера. Хотелось бы призвать и авторов этой законодательной инициативы, и то депутатское большинство, которое сегодня есть в этом зале, от которого очень многое зависит, чтобы эти полумеры стали основой для создания полноценного механизма по представительству оппозиции в региональных законодательных собраниях... Наверное, главная мера - проведение честных выборов. Поэтому, поддерживая сегодня вот эту президентскую инициативу, голосуя за неё, мы бы хотели призвать к тому, чтобы выборы в региональные парламенты были честными, начиная с момента агитационной кампании и заканчивая самим процессом голосования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. Я сказал, что я всем дам слово и после вас не называл других фамилий. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" записалось семь человек, но я дам слово только одному. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, что хотелось бы сказать по данному законопроекту? Фракция ЛДПР выражает глубокую признательность президенту за те шаги, которые он после своего послания делает в направлении усиления представительства в парламенте других партий, потому что президент в принципе понимает, что по-другому ситуацию не изменить. Хотя давайте с вами вдумаемся, нужно ли было всё это делать, если бы соблюдались хотя бы элементарные нормы ведения избирательного законодательства? Разумеется, этого делать бы не пришлось. Ведь как происходят наши нынешние выборы? Вот, например, двадцать лет назад мы решили, что засилье одной партии не очень хорошо влияет на развитие ситуации: конкуренции нет, стагнация, застой, - ну, вы помните все эти термины, которыми ту эпоху описывали. Хорошо, давайте проведём выборы, давайте. И вот как выборы проходят сейчас. Допустим, ЛДПР говорит: давайте проведём выборы. Партия власти говорит: хорошо, давайте регистрироваться. И получается следующее: так, тебя мы не зарегистрируем, потому что неразборчиво написано, тебя мы не зарегистрируем, потому что ты привлекался за распитие спиртных напитков в общественном месте, с другом на лавочке пиво сидел пил, а тебя потому, что, как говорит губернатор, рожей не вышел, и вообще этот список никогда не зарегистрируем, потому что в этом списке есть вот такой-то человек. Это первый этап. Слава богу, что президентский законопроект подобные вещи учитывает. Уже сбор подписей проводить не надо, и, стало быть, меньше будет возможностей придраться к тому, разборчиво или не разборчиво написаны фамилия и адрес, по которому проживает избиратель. Второй момент - предвыборная агитация. Давайте агитировать, надо же с народом встречаться, давайте. Власть говорит: "Значит, так, весь город - заповедник, встречаться с избирателями будете где-нибудь там, на окраине, на площадке цемзавода, куда, разумеется, никто не поедет". Так? Так. Никакой встречи с избирателями не будет. Оппозиция говорит: "Ребята, давайте всё-таки в равных условиях проводить выборы". Ей отвечает власть: "Ну хорошо, давайте миллиард рублей, наверное, будет достаточно для проведения предвыборной кампании". Разумеется, миллиард рублей может аккумулировать на предвыборную кампанию только честный человек, который честным путём, горбом наживал все эти средства, а потом, для того чтобы государство развивалось и процветало, всё это вкладывает, да? И получается, что кто-то за копейки проводит избирательную кампанию, а кто-то тратит на это огромные суммы. Разумеется, чтобы аккумулировать эти огромные суммы, в эти списки вносятся люди, которые не то что на лавочке сидели и пиво пили, а занимались, так скажем, общественно-полезным трудом, получили непосильным трудом в свою собственность от бывшей нашей страны огромные предприятия. Вот они там и заправляют, ставят своих людей. Далее, что касается выступлений в средствах массовой информации. Вот оппозиция говорит: ну давайте все в равных условиях выступать. Власть говорит: конечно, давайте, конечно, - в два часа дня все идут на перерыв и смотрят, как вы там выступаете. Никто, конечно, не смотрит, но поскольку миллиард рублей есть на проведение избирательной кампании - пожалуйста, куча рекламы, которая промывает мозги нашим избирателям в самое удобное для этого время. У оппозиции таких возможностей нет. Вот эти все "равенства", которые соблюдаются таким образом, что в два часа дня, или там в шесть утра, или в двенадцать ночи показывают политические дебаты, которые, кстати говоря, почти нигде и не проводятся, плюс к этому ещё руководство региона, например, тоже начинает отчитываться о том, как они лично ходят подметают, строят дома, из своего кошелька оплачивают открытие каких-нибудь спортивных комплексов и так далее - вот так происходит агитация. Дальше, когда идёт подсчёт голосов. Ну, допустим, проголосовали сто человек, значит, распределяется сто депутатских мандатов. За одну партию проголосовали семь человек, за другую восемь, за третью десять, за четвёртую двадцать, за следующую пятьдесят пять - ну, примерно расклад понимаете, да? В это самое время избирательная комиссия думает: так, вот та партия, за которую проголосовали семь человек, там один голос недействителен, потому что по заботливо предоставленной из роддома справке... человеку, который проголосовал, вроде как есть восемнадцать, но по этой справке он родился в двадцать три часа, и на момент голосования ему ещё не было восемнадцати лет. И таким образом, партия получает как бы 6,99 или 6,88 процента. Почему они так поступают? Ну, потому что, разумеется, хоть члены избирательной комиссии и назначаются политическими партиями, но отозвать мы их не можем, а все остальные, большинство, - от групп избирателей, по месту жительства и так далее - почему-то всё время голосуют за одну и ту же партию, которая эти выборы проводит, и в итоге получается, уважаемые коллеги, что нам приходится с вами принимать закон, который гарантирует, что по одному-то месту вы получите. Кстати, вот я, к сожалению, должен констатировать, что все двенадцать регионов, которые Владимир Николаевич перечислил, теперь вместо 5, 4 и 6 процентов сделают 7 процентов, по одному месту отдадут. Да, я ещё забыл сказать, что и при подсчёте голосов, после того как эту партию отшили, дали ей 6,99 процента, вступает в силу система Империали, которая опять же работает, разумеется, на тех, кто не добрал голосов, - даёт им мандаты (в кавычках, сами понимаете). Вот такая наша политическая действительность. И большое спасибо Президенту Российской Федерации, который хоть что-то пытается изменить. Но вот это "что-то" опять же будет простой декларацией - одному человеку предоставят возможность присутствовать в парламенте, а остальные все места, как в анекдоте: все билеты проданы, все места расписаны. Поэтому, уважаемые коллеги, очень прискорбно, что у нас такая ситуация. Я надеюсь, что большинство всё-таки поймёт - потому что именно вы работаете на местах, - что в подобной ситуации не будет никакой конкуренции, не будет движения вперёд, не будет никакой модернизации, о чём говорили ваш президент и ваш премьер-министр. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Гончар от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИЗ ЗАЛА. А он не записывался! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Записывался. Вообще, странная позиция. Фракция хочет высказать свою точку зрения по законопроекту - говорят: не надо, не хотим слушать. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я глубочайшим образом признателен коллеге Иванову, который сказал сейчас фразу, абсолютно точно описывающую ситуацию: "Именно вы, - обратился коллега Иванов к фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - работаете на местах". Конечно, он имел в виду регулярный приём населения и вообще ту работу, которую действительно депутаты нашей фракции регулярно ведут. Слушайте, в этом зале можно говорить всё что угодно, но в данном случае мы обсуждаем конкретный законопроект, и очень хотелось бы услышать не общие рыдания и плач Ярославны, а аргументацию в пользу или против принятия данного законопроекта. Хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что в последних выборах в Государственную Думу участвовало шестьдесят восемь миллионов человек и одиннадцать политических партий. Здесь сидят представители четырёх политических партий из одиннадцати, за которых проголосовали примерно шестьдесят три миллиона человек. Четыре миллиона девятьсот семьдесят одна тысяча пятьсот сорок семь человек пришли и проголосовали за те политические партии, которые в этом зале не представлены, - они не прошли барьер. Вот понимая всю эту ситуацию, понимая ответственность перед этими четырьмя миллионами девятьюстами семьюдесятью одной тысячей пятьюстами сорока семью избирателями, президент и вносит этот законопроект, который позволит, да, политическим партиям, не пользующимся значительной поддержкой, тем не менее предоставить право голоса, право законодательной, или законотворческой, инициативы, и мы считаем это исключительно важным. Кстати говоря, хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что очень часто вы в кулуарах, в том числе и в кулуарах, расположенных по ту сторону Кремлёвской стены, убедительно просите учесть то или иное изменение в избирательном законодательстве, а потом рассказываете, как кованый сапог "ЕДИНОЙ РОССИИ" топчет ростки демократии. В качестве примера приведу следующую ситуацию. Это вы, коллеги, настойчиво просили отменить графу "Против всех..." (все понимали, что люди, которые приходят на избирательный участок в день голосования и голосуют против всех, за партию власти никогда голосовать не будут, и многие из тех, кто приходит, таки голосуют за вас, то есть за оппозиционные партии, это понятно и понятны причины, по которым это было сделано), а сейчас вы рассказываете - конкретно несколько ваших коллег, участвующих в выборах, - что вот была такая графа, а вот "ЕДИНАЯ РОССИЯ" её исключила. Слушайте, а не хотите внести законодательную инициативу о возврате этого положения? Вносите! Вы хотеть хотите, вы и писать, наверное, можете, - вносите, вперёд. И тогда посмотрим, чем эта история закончится. С 11 октября прошло четыре месяца. Хоть одна законодательная инициатива по поводу ужесточения норм ответственности, в том числе предусмотренных в Уголовном кодексе, поступила или нет? Риторический вопрос. Теперь по поводу данного закона. Мы всячески будем поддерживать и этот закон, и мы будем голосовать за дальнейшее развитие демократических начал в избирательной системе, но я хочу напомнить вам, что "политическая борьба" - не случайное словосочетание, коллеги, это нужно делать в том числе и прежде всего вместе с вами. У нас после 11 октября в ходе тех демаршей, или спектаклей, называйте их как угодно, тут один из руководителей партий говорил: я договорился с губернатором такой-то области, а, оказывается, он нас кинул. Слушайте, это явка с повинной на предмет участия в преступном сговоре, и это именно так трактуется действующим законодательством. Вы хоть в следующий раз, 15-го и прочего марта, подобного рода вещи-то не говорите! Ведь стенограмма-то есть. И от других политических партий говорят: а за счёт кого губернатор указанной области обещал вам нарисовать то, что вы просили? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГОНЧАР Н. Н. Кстати говоря, думаю, что за ваш. Поэтому мы будем голосовать за, мы будем в свою очередь вносить законодательные инициативы, которые будут способствовать в случае их принятия честным выборам, и мы надеемся на совместную с вами работу. Мы не в меньшей, если не в большей, степени заинтересованы в том, чтобы выборы были такими, чтобы можно было говорить о том, что власть абсолютно легитимна, и чтобы никаких сомнений в этом не было. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот законопроект. Мы видим его и политическое, и юридическое значение. Политическое его значение в том, что этот законопроект показывает, что президент понимает значение многопартийности в стране, политического плюрализма, что он отнюдь не удовлетворён ситуацией, когда в региональных парламентах присутствуют только одна фракция или две. И слова его на этот счёт на Госсовете оказались не пустым звуком. Безусловно, этот законопроект направлен на расширение плюрализма на региональном уровне. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно предлагала снизить порог прохождения в региональные парламенты до 5 процентов, пока эти поправки не нашли своего отражения в законодательстве. В то же время простой арифметический подсчёт показывает, что фактически для большинства парламентов это положение законопроекта означает, что порог снижен до 5 процентов, потому что исходя из порога прохождения и численности региональных парламентов и семипроцентное прохождение, и пятипроцентное означают, что будет лишь один депутат. В то же время этого депутата наделяют практически всеми правами фракции, и это хорошо. Пользуясь случаем, мы ещё раз хотим подчеркнуть, что политический плюрализм - это не только конституционная норма, конституционный принцип нашего общества. Он должен иметь и реальное воплощение в жизнь, именно за счёт этого должна обеспечиваться политическая стабильность в обществе. Все политические, все социальные группы должны иметь возможность быть политически представленными как на федеральном, так и на региональном уровнях, и это самая лучшая гарантия от различных волнений, митингов, майданов и так далее. Если граждане не могут легально реализовать свои политические интересы, высказать своё мнение о работе власти, если они не верят власти, если растёт отчуждение от власти, тогда появляются различные неконтролируемые формы социального протеста. Поэтому мы хотим ещё раз подчеркнуть, что нынешняя власть зиждется не только на господстве одной партии, но её легитимность обеспечивается всей политической системой, в том числе и существованием оппозиционных партий. Если оппозиционных партий не будет, то, совершенно очевидно, и на самом высшем уровне будут совсем другие люди. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, у меня высветилось "по ведению" у Рохмистрова. Это по ведению или это попытка в дискуссию войти в очередной раз? А его и нет, нажал и пошёл. Так, уважаемые депутаты, закончилась дискуссия. Обращаюсь к докладчику: есть ли необходимость выступить с заключительным словом? Да, пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прежде всего хочу вас всех поблагодарить за поддержку тех инициатив, которые были внесены Президентом Российской Федерации. Это действительно подтверждает тезис о том, что наличие политической конкуренции - это необходимое условие для того, чтобы обеспечить политическую стабильность. И кроме того, меня, конечно, немножко удивляют слова коллег из ЛДПР, когда один из руководителей политической партии говорит, что спасибо Кремлю, ну, имелся в виду, безусловно, Президент Российской Федерации, а другой представитель ЛДПР говорит, что это ваш президент, адресуясь только к одной политической партии. Я думаю, и я этот тезис неоднократно уже в этом зале предлагал вашему вниманию и, естественно, считаю, что он безусловно правильный, что Президент Российской Федерации - это глава государства, поэтому Президент Российской Федерации в равной степени уважительно относится ко всем политическим партиям, представленным в Государственной Думе и не представленным в Государственной Думе. Об этом свидетельствуют те шаги, которые президент предлагает. И поэтому, безусловно, Президент Российской Федерации опирается на всех российских граждан, на весь российский народ и на те политические партии, которые этот народ представляют. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плигин, пожалуйста. Заключительное слово содокладчика. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, даются оценки российской политической системе и подчёркивается, что о ней можно говорить только с прискорбием. Я категорически возражаю против такого рода оценки российской политической системы. Российская политическая система дала возможность присутствовать в этом зале нескольким политическим партиям и высказывать свои собственные мнения. Российская политическая система позволяет стране нормально существовать в очень сложных условиях того финансового кризиса, который есть. Российская политическая система - явление сложное, понятно совершенно, формирующееся, она формируется в течение последних двадцати лет, в части своей присутствует, конечно, и маятниковое явление, когда мы вынуждены развивать институты в более сложных, комплексных условиях. Но говорить о ней с прискорбием ни в коем случае нельзя, мы можем её оценивать, оценивать правильно, но ни в коем случае не с прискорбием. И ещё одно замечание. Когда мы оцениваем ту или иную инициативу как полумеру, то надо говорить об этих вещах содержательно и не забывать, что данная мера даёт возможность представителю политической партии, которой будет передан мандат, участвовать в законотворческой деятельности, обладать правом законодательной инициативы. Это не полумера, это серьёзная мера по расширению демократического пространства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, закончилось обсуждение. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона под пунктом 14. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 00 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.