Заседание № 12
О проекте федерального закона № 316837-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (по вопросу о признании гражданами Российской Федерации лиц, являющихся представителями многонационального народа, не имеющего иных национально-территориальных образований, кроме как на территории России, и ранее состоявших в гражданстве СССР, и их потомков по прямой нисходящей линии, не заявивших о своем желании состоять в гражданстве других государств; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва Г. И. Тихоновым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Прошу обосновать перенос пунктов 22.1, 22.2. Включите микрофон депутату Жириновскому. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У нас в пункте 6 есть закон "О гражданстве...", и все остальные, которые я указал, пункты 21, 22.1, 22.2 и 23 - то же самое, всё это законы, связанные с увеличением оснований для предоставления российского гражданства. Мы их разделяем сейчас - депутаты могут не понять, почему мы должны пункт 6 принять, а остальные у нас идут даже в разделе "Вне тематического блока". Это непонятно, это всё касается одного, это всё разновидности оснований предоставления гражданства. Идеальный вариант, чтобы, конечно, наш комитет по конституционному законодательству подготовил бы один проект закона и четко написал бы, что все русские, где бы они ни родились и где бы ни проживали, автоматически получают российское гражданство. Иначе эта путаница с десятками законов ни к чему хорошему не приведет. Ну хотя бы на данном этапе соединить их вместе, чтобы их рассматривать подряд: они связаны с одним и тем же - как расширить основания для предоставления гражданства, - и мы это разрываем в повестке дня! Пункт 6 мы успеем рассмотреть, а вот пункты 21, 22 и так далее идут почему-то вне тематического блока. Непонятно: пункт 6 - тематический блок, а такие же законы, касающиеся гражданства, оказались вне тематического блока. Вот я предлагаю их соединить и поставить после пункта 6 пунктами 7, 8, 9, 10. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Cпасибо, Владимир Вольфович. Только пункт 6 у нас - это законопроект второго чтения, а законопроекты, которые вы предлагаете перенести и рассматривать после этого пункта, - это законопроекты первого чтения, поэтому я думаю, что надо будет поставить ваш вопрос на голосование. Мы никогда так повестку не меняли - не вставляли среди рассматриваемых законов второго чтения законопроекты первого. Поэтому я прошу проголосовать предложение депутата Жириновского. Кто за то, чтобы перенести на место пункта 7 пункты 22.1, 22.2? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 16 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1% Проголосовало против 89 чел.19,8% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2% Результат: не принято Не принято.
Вопросы 22.1 и 22.2 у нас альтернативные. Так, коллеги, тогда мы начинаем рассмотрение пункта 22.1, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доложит данный законопроект первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Здесь есть два законопроекта... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, по двум можете доложить, а потом будем задавать вопросы. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве..." был внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва Тихоновым 21 февраля 2003 года. Законопроектом предлагалось установить упрощенный порядок приобретения российского гражданства лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и их потомками, не заявившими путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств. Применительно к этой категории лиц в законопроекте предлагается дополнить закон нормами, предусматривающими возможность приобретения российского гражданства не только по основаниям, предусмотренным ныне действующим законом, но и по признанию. И вот сразу же отмечаю, что после внесения указанного законопроекта депутатом Государственной Думы третьего созыва Тихоновым 9 апреля прошлого года был внесен еще один, альтернативный законопроект подобной же тематики - это проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", который на сегодняшнем пленарном заседании рассматривается совместно с настоящим законопроектом. Отличие указанного альтернативного законопроекта от настоящего только в том, что норма о приобретении российского гражданства в порядке признания лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и их потомками по прямой нисходящей линии, не заявившими путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств, дополняется указанием на то, что упомянутые правила приобретения российского гражданства - по признанию - касаются так называемых российских соотечественников, то есть лиц, являющихся представителями многонационального народа Российской Федерации, не имеющих нигде, кроме России, своих национально-территориальных образований. Главное возражение против обоих законопроектов заключается в следующем. Признание как одно из оснований приобретения российского гражданства действительно существовало, но существовало в период действия Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", принятого еще 28 ноября 1991 года, а в настоящее время в соответствии с Федеральным законом 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" это не предусмотрено. В сегодняшних условиях законодательное восстановление института признания как возможного основания приобретения гражданства Российской Федерации нельзя считать оправданным, поскольку неиспользование возможности получить российское гражданство в порядке признания в течение 1992-2002 годов - по сути дела, в течение десяти лет - лицами, имеющими на это право в соответствии с прежним законом о гражданстве, с одной стороны, может свидетельствовать о нежелании указанных граждан состоять в российском гражданстве, с другой стороны, принятый по инициативе президента новый закон, 2003 года, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" существенно расширил категории лиц - бывших граждан СССР, которые могут приобретать гражданство Российской Федерации на основании приема, но в упрощенном порядке. Во-первых, это касается лиц, родившихся на территории Российской Федерации (это пункт "а" части 2 статьи 14), в отношении которых не применяются условия об обязательном сроке проживания в Российской Федерации. И во-вторых, это относится к иным лицам, имевшим гражданство СССР, прибывшим в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по состоянию на 1 июля 2002 года по месту жительства либо получившим разрешение на временное проживание в России, в отношении которых при приеме в российское гражданство не применяются условия об обязательном сроке проживания в России, о наличии законности источника средств к существованию и о владении русским языком. Таким образом, законодательное установление института признания как основания приобретения российского гражданства в нынешних условиях представляется нецелесообразным. С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует отклонить указанные проекты федеральных законов, внесенные депутатом Государственной Думы третьего созыва Тихоновым. Просим поддержать решение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть ли вопросы к докладчику, коллеги? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Я несколько слов добавлю к тому, что прозвучало здесь. Знаете, если объективно взвешивать, то получается, что не такой простой вопрос, прав был депутат Тихонов или не прав. Мне кажется, он был прав, когда вносил свои предложения, кстати, раньше, чем появились изменения и дополнения, предложенные Президентом России. Неверна трактовка, что граждане, которые оказались не по своей воле за рубежами России, в течение десяти лет будто бы не хотели... Есть масса примеров, когда люди мучительно ломали себя, решали, поехать ли в Россию, оторвавшись от традиционного образа жизни, например прожив тридцать - сорок лет в Латвии или на Украине, где есть квартира, где всё более-менее утрясено, а в России массовая безработица была, и сегодня она остается реальностью, и отсутствие квартиры. А ведь русских буквально выжимали со страшной силой из той же Латвии или Эстонии, да и из среднеазиатских бывших республик, и цена квартир русского человека там была смехотворной. И вот мешали эти все, вместе взятые, социально-бытовые обстоятельства, а не идейные колебания: я русский, я гражданин России или нет. Да эти миллионы людей мечтали иметь надежные гарантии, быть со своей родиной, Россией, но здесь надо иметь квартиру, иметь работу и так далее. Вот, я думаю, чем руководствовался депутат Тихонов, внося свой проект закона. Отсюда мое мнение таково, что неверно было бы отказывать в праве на существование той формулировки, которую дал депутат предыдущего созыва Тихонов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Пожалуйста, Ближина Любовь Фёдоровна. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, нельзя отклонять этот законопроект. Вы сами ведете прием и видите: десятки людей приходят. Это очень серьезный вопрос, поэтому я обращаюсь к вам ко всем, а особенно к комитету. Люди, русские по национальности, приехавшие из бывших республик Советского Союза, не могут долго получить российский паспорт, всё это время они не могут устроиться на работу, получать пенсии и социальные пособия. Многие из этих людей уже в преклонном возрасте, нуждаются в постоянном уходе, в лекарствах и так далее. Во всём им отказывают, их даже не прописывают у родственников. Я три месяца принимаю избирателей, у меня уже пятнадцать таких заявлений. И главное, что они остаются без средств к существованию. Это тем более обидно, что люди уезжали из коренных русских областей по оргнабору поднимать национальные окраины. Они проработали более сорока-пятидесяти лет, потеряли здоровье и сейчас никому не нужны. Они мечтают дожить свою жизнь достойно и умереть на родной земле гражданами России. Особенно плохо обстоит дело с гражданами Узбекистана, Казахстана, Туркмении и Украины. И видимо, вы тоже принимаете избирателей своих, к вам тоже люди обращаются с этим вопросом, поэтому давайте отнесемся к этому вопросу очень серьезно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Варенников Валентин Иванович, пожалуйста. ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я поддерживаю целиком и полностью этот проект закона. Мы, в конце концов, должны чувствовать страдания нашего народа, многолетние страдания после разрушения Советского Союза. Мне довелось недавно быть в Абхазии. Буквально навалились жители Абхазии на меня, требуя, чтобы руководство наше, законодательство наше наконец обратили внимание на тех беженцев, которые находятся сейчас у нас в России. Мало того что я поддерживаю этот законопроект, я еще просил бы включить туда предложение Президента Российской Федерации о том, чтобы лицам, которые идут служить в Вооруженные Силы России из стран, окружающих наше государство, также предоставлялась возможность для получения российского гражданства. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я понимаю, что мне еще не раз придется, видимо, обращать внимание вновь избранных депутатов на то, что следует, в общем, посмотреть, что было принято в последние хотя бы месяцы Государственной Думой предыдущего созыва, прежде чем ставить вот такие вопросы. Я напоминаю, что в конце, буквально в конце работы Государственной Думы прошлого созыва был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, в котором решены вопросы, поднимавшиеся в законопроектах, ранее внесенных депутатом Тихоновым. Закон этот вступил в силу в январе, он только-только начал работать. Прочитайте его и посмотрите правоприменительную практику, которая сейчас имеется в России. Как мы можем говорить о том, что необходимо вернуться к законопроектам, внесенным депутатом Тихоновым, если мы еще даже не знаем, как работает новый закон о гражданстве? Это первое. Второе. Уважаемый Валентин Иванович, в этом же зале три месяца назад в первом чтении принят внесенный Президентом Российской Федерации проект закона о порядке принятия на службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации граждан государств - участников СНГ, где прямо указывается, что эти граждане, поступив на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, имеют право в упрощенном порядке получить гражданство Российской Федерации. Уважаемые депутаты, ну вы цените хотя бы труд своих коллег. Этот законопроект находится в стадии подготовки ко второму чтению. Зачем вносить еще какой-то законопроект, когда вы еще не приняли этот, который решает проблему и который находится у вас? Это надо знать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович Москалец, требуется ли заключительное слово по данному законопроекту? Не требуется. По ведению - депутат Швец. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Господину Котенкову большое спасибо за столь весомое слово. У него голос стал еще более уверенным, по-видимому в связи с переизбранием президента Путина, и он нас, как всегда, отчитывает. Спасибо ему большое. Но у меня вот какое замечание. Депутат, докладывавший относительно снятия этих законов с рассмотрения, в свете выступления господина Котенкова должен был бы процитировать, что принято в предыдущих законах, которые уже одобрены и даже инициированы президентом, для того чтобы у тех, кто впервые пришел в Думу и не знает прежних законов, вопросов не возникало. И впредь это необходимо делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Никитична, но у нас же здесь не ликбез, депутаты работают в комитетах, и при подготовке законопроекта они имеют право ознакомиться с любой информацией. Спасибо, коллеги. У нас два альтернативных законопроекта, поэтому мы с вами сейчас будем голосовать в режиме рейтинга. Первым на голосование ставится пункт 22.1. Кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу голосовать. Так как у нас это рейтинговое голосование, мы посмотрим результаты потом. (Идет голосование.) Голосуется законопроект под номером 22.2. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать. (Идет голосование.) Кто без карточки, зарегистрируйте тогда свое пожелание по голосованию в секретариате. Итак, прошу показать результаты первого голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 36 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3% Проголосовало против 83 чел.18,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8% За - 114. Покажите результаты второго голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 09 сек.) Проголосовало за 35 чел.7,8% Проголосовало против 74 чел.16,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6% За - 35. Коллеги, повторно на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", пункт 22.1. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу голосовать. Мнение комитета - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 05 сек.) Проголосовало за 115 чел.25,6% Проголосовало против 43 чел.9,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 158 чел. Не голосовало 292 чел.64,9% Результат: не принято Не принимается.