Заседание № 15

26.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 316826-3 "О внесении дополнения в статью 346-26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о добровольном порядке перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также об изменении нормативов распределения единого налога между бюджетами различных уровней; внесен депутатами Государственной Думы О. Г. Дмитриевой и Г. К. Леонтьевым и депутатом Государственной Думы третьего созыва И. Д. Грачёвым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2329 по 2469 из 6001
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью      
346-26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении          
изменений в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад          
депутата Государственной Думы Оксаны Генриховны Дмитриевой. Пожалуйста.         
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен   
законопроект, который был внесен еще в предыдущем созыве и ждал своего          
рассмотрения достаточно длительное время.                                       
                                                                                
В законопроекте два вопроса: это введение добровольности перехода на единый     
налог на вмененный доход и (второй вопрос) изменение нормативов зачисления      
поступлений от единого налога на вмененный доход. Предложение заключалось в     
том, чтобы он весь поступал в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты,    
бюджеты муниципальных образований. Второй вопрос уже решен в рамках тех         
предложений, которые вносило правительство к бюджету на 2004 год, поэтому       
этот вопрос я предлагаю не рассматривать, и если законопроект будет принят в    
первом чтении, то во втором чтении эту часть надо будет из законопроекта        
изъять. Поэтому я остановлюсь лишь на первом вопросе - это разрешение           
добровольно, по решению самого предпринимателя, переходить или не переходить    
на специальный налоговый режим, который называется "единый налог на вмененный   
доход".                                                                         
                                                                                
Я напомню историю введения единого налога на вмененный доход. Когда он          
вводился, ставилось две цели: одна цель - упростить и облегчить систему         
взимания налога для малых предпринимателей и вторая цель - фискальная.          
Правительство считало, что данный налог позволит собирать налоги в тех          
областях и в тех секторах, где общим налоговым режимом это взимание налога      
затруднено. В течение времени, пока этот налог действует, первую цель уже       
забыли и все сосредоточивались лишь на второй цели - взимании налога там, где   
это затруднено, забыв о том, что вводилось это все-таки ради упрощения          
системы налогообложения для малых предпринимателей.                             
                                                                                
Критики закона, когда он только вводился, говорили о том, что вменить систему   
и рассчитать налог то ли в субъекте Федерации, то ли в федеральном центре для   
малого предпринимателя невозможно. Такая система в любом случае приведет либо   
к завышению ставок базовой доходности, либо к занижению ставок базовой          
доходности, то есть возможен очень большой разброс и очень большая              
вероятность ошибки. Так оно и произошло, потому что введение этого налога       
сопровождалось многочисленными митингами и забастовками в тех субъектах         
Федерации, где предлагались ставки существенно выше приемлемого уровня для      
малых предпринимателей. Тогда правительство, чтобы защитить малых               
предпринимателей от произвола местных властей, решило регулировать эту          
систему из федерального центра, и с 1 января 2003 года введена новая система,   
где все коэффициенты фиксируются федеральным центром. При этом предлагается     
три коэффициента. Один коэффициент - корректировка на инфляцию, он един для     
всех отраслей в субъекте Федерации. Второй коэффициент - это коэффициент,       
который субъект Федерации вправе понижать для отдельных видов деятельности от   
1 до 0,1, то есть разница коэффициентов по различным видам деятельности может   
быть в сто раз. Третий коэффициент, который собирались вводить, должен был      
зависеть от земельного кадастра. Поскольку земельного кадастра нет, то и        
введение коэффициента приостановили, поэтому в данный момент нет                
коэффициента, который бы дифференцировал ставку базовой доходности для          
отдельных видов бизнеса, расположенных на разных участках одного и того же      
субъекта Федерации. Вот сейчас ситуация следующая: для отдельных типов          
бизнеса - один коэффициент вне зависимости от того, где этот бизнес             
расположен. Вот, например, у нас, в Санкт-Петербурге, для ларька должна быть    
одна ставка базовой доходности - 6 тысяч рублей (или меньше) вне зависимости    
от того, где этот ларек расположен: то ли на Невском проспекте около метро,     
то ли в отдаленном спальном районе. Поэтому получается ситуация: для Невского   
проспекта ставка базовой доходности 6 тысяч - мало, а малого предпринимателя    
с ларьком, расположенным в отдаленном спальном районе, и 3 тысячи приведут      
фактически к разорению.                                                         
                                                                                
Что это показывает? Что регулировать систему из федерального центра не          
представляется возможным, поэтому фактически единый налог на вмененный доход    
вводится лишь по тем видам деятельности в каждом субъекте Федерации, где так    
или иначе достигнуто согласие со всем предпринимательским сообществом. А по     
тем видам деятельности, где это невозможно отрегулировать, возникает массовый   
протест. Опять же привожу в пример свой субъект Федерации, Санкт-Петербург. У   
нас до сих пор этот закон не введен, потому что невозможно его отрегулировать   
и имеет место массовый протест всех предприятий розничной торговли и            
общественного питания, так как невозможно назначить один коэффициент по всей    
территории субъекта. То же самое касается и города Москвы.                      
                                                                                
Поэтому предложение следующее: ввести добровольность перехода на систему        
единого налога на вмененный доход и при этом - это можно будет сделать во       
втором чтении - расширить возможности субъекта Федерации по дифференциации      
ставок базовой доходности. Тогда система настроится сама собой. Если            
предпринимателю этот режим будет выгоден по сравнению с общим налоговым         
режимом, он будет на него переходить. А субъект Федерации, если во втором       
чтении ему дадут право дифференцировать эти ставки по территории, тоже сможет   
назначить ставки базовой доходности такие, которые реально не будут ущемлять    
его бюджет и будут каким-то образом учитывать критерии дифференциации           
эффективности работы бизнеса по территории региона. В противном случае, без     
введения добровольности, этот налог не настроить. У нас уже были две попытки:   
один раз была попытка отдать всё на откуп субъекта - и массовое недовольство    
предпринимателей, другой раз была попытка всё регулировать из единого центра    
- и отсюда невозможность дифференцировать этот налог. Мы можем предпринять      
еще несколько попыток регулировать его то ли из федерального центра, то ли из   
субъекта Федерации, но без введения добровольности этого сделать нельзя.        
Система при введении добровольности настроилась бы сама собой. Вот цифры,       
которые говорят сами за себя: после попытки регулировать всё из федерального    
центра сборы от единого налога на вмененный доход в 2003 году по сравнению с    
2002 годом уменьшились в полтора раза, а при упрощенной системе                 
налогообложения, где добровольный переход на упрощенную систему                 
налогообложения, сборы увеличились в два раза в 2003 году по сравнению с        
2002-м. Это как раз и говорит в пользу добровольности, в пользу того, чтобы     
дать возможность и субъектам Федерации, и предпринимательскому сообществу       
настроить эту систему.                                                          
                                                                                
И в завершение я хотела попросить Государственную Думу и                        
председательствующего дать слово для выступления представителю                  
Торгово-промышленной палаты, поскольку мы обсуждали на совместном совещании с   
Торгово-промышленной палатой, с председателями комитетов ТПП и председателями   
комитетов Государственной Думы, чтобы по вопросам, касающимся экономики и       
предпринимательства, представители Торгово-промышленной палаты могли иметь      
возможность высказывать свою позицию. Спасибо.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
У нас осталось две минуты. Содоклад? Для содоклада слово предоставляется        
Бурыкиной Наталье Викторовне. Пожалуйста, Наталья Викторовна.                   
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Оксана Генриховна очень подробно        
рассказала не только о данном законопроекте, но и о всей концепции              
соответствующей главы Налогового кодекса о едином налоге на вмененный доход,    
поэтому я буду очень кратко говорить. Дело в том, что предложенным              
законопроектом предлагается кардинально изменить концепцию уже существующей     
главы, то есть перейти к добровольной уплате налога по одной либо другой        
системе. Комитет внимательно рассмотрел данный вопрос. Мы считаем, что это      
принципиально противоречит уже принятой главе и на самом деле предложение       
Оксаны Генриховны сводится только к одному - чтобы в принципе отказаться от     
вменения дохода по определенным видам деятельности. Она очень подробно на       
примере Санкт-Петербурга рассказала о том, что там такой принцип не             
применяется, что очень печально для петербургских предпринимателей, потому      
что раз они не находятся сегодня на вмененном налоге по определенным видам      
деятельности, то, платя налоги по обычной системе, несут, видимо, непосильное   
для них налоговое бремя.                                                        
                                                                                
А что касается другого ее вопроса - по фискальности данного налога, то мы       
сегодня будем рассматривать другой законопроект, там как раз вопросы ставок     
будут возникать. И я думаю, в том, другом законопроекте мы будем решать эти     
вопросы. Поэтому предложение комитета: данный законопроект не поддерживать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2493 по 2641 из 6001
Так, начинаем работу. По ведению - депутат Дмитриева.                           
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, я хочу напомнить, чтобы        
предоставили слово представителю Торгово-промышленной палаты по                 
законопроекту, доклады по которому были сделаны до перерыва.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите, чтобы он выступил прямо сейчас или когда       
будут выступать депутаты?                                                       
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Не принципиально.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не принципиально, но мы всё равно будем ставить на        
голосование, в любом случае.                                                    
                                                                                
И депутат Розуван, по ведению, пожалуйста. Пожалуйста, Алексей Михайлович       
Розуван. Ошибочно нажали кнопку?..                                              
                                                                                
Коллеги, я тогда сразу поставлю на голосование. Это вопрос процедурный, и,      
так как по данному вопросу мы палатой решаем, предоставить ли слово             
докладчику, ставлю на голосование: кто за то, чтобы мы по данному               
законопроекту дали возможность выступить Ермакову Виктору Петровичу,            
председателю Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по       
развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса? Прошу         
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.28,2%                                     
Проголосовало против          245 чел.71,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. (Шум в зале.)                                                       
                                                                                
Выступают только те, кто выступает по законопроекту.                            
                                                                                
Вопросы по законопроекту, доложенному депутатом Дмитриевой и содокладчиком      
Бурыкиной Натальей Викторовной. Пожалуйста, есть ли вопросы у депутатов?        
Вопросов нет. Кто хотел бы выступить?                                           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович Штогрин.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы высказать свою личную позицию по данному          
законопроекту. И первое, на что хотел бы обратить ваше внимание, - это то,      
что, принимая еще в 2002 году измененную редакцию новой главы Налогового        
кодекса, мы существенно сократили перечень видов деятельности, которые          
подпадают под единый налог на вмененный доход. Сделано это было осознанно,      
для того чтобы дать возможность налогоплательщикам прежде всего из малого       
бизнеса выбирать между стандартной системой и упрощенной системой               
налогообложения. При этом, конечно, под налог на вмененный доход подпали        
такие сферы деятельности, с которых не брать налоги было бы просто стыдно, а    
с другой стороны, их сложно администрировать, и львиную долю этого налога       
дает, конечно, розничная торговля.                                              
                                                                                
Поэтому, принимая решение голосовать за или против данного законопроекта, мы    
должны понимать: если мы поддерживаем законопроект, то мы серьезным образом     
поддерживаем эту отрасль. А давайте посмотрим по жизни: является ли             
необходимой поддержка инвестиций в розничную торговлю и в сферу общественного   
питания? Ну, каждый из вас знает свои округа избирательные и, наверное, со      
мной согласится, что в крупных городах на первых этажах жилых зданий, где       
были раньше жилые квартиры, уже таких квартир не осталось - это либо торговые   
точки, либо салоны красоты, либо что-то другое. Во всяком случае, в моем        
избирательном округе в Биробиджане на центральных улицах уже всё занято         
торговыми точками без всякой поддержки от государства. И проблема у этих        
налогоплательщиков есть только одна - это подешевле купить квартиру либо        
подешевле взять в аренду у муниципалитета площадь, для того чтобы разместить    
свое предприятие и чтобы пониже была арендная плата за то помещение, которое    
арендуют. Поэтому сегодня никаких проблем с тем, что завышается налог           
субъектами Федерации, нет, поскольку коэффициент К2 может варьироваться         
субъектом Федерации и уменьшать базовую ставку, которую мы установили           
федеральным законом, аж в сто раз. Поэтому в последние годы с какими-либо       
письмами о том, что высокие ставки и так далее, ко мне, например, никто не      
обращался. По арендной плате проблемы есть.                                     
                                                                                
Поэтому мы должны четко представлять, что мы делаем, голосуя за этот            
законопроект. Мы реально поддерживаем торговлю, розничную торговлю, тех, кто    
имеет стационарные точки прежде всего. И реально, если мы это решение           
принимаем, то, по сути дела, все эти налогоплательщики перейдут на упрощенную   
систему налогообложения, где они сами считают свои доходы, и будут они их       
показывать или не будут показывать, но однозначно те 16 миллиардов рублей,      
которые поступили в прошлом году в бюджеты субъектов Федерации и                
муниципальные бюджеты, мы в будущем году уже не соберем, реально мы на          
следующий год, принимая решение о добровольном переходе, субъекты Федерации и   
муниципальные образования лишаем этих доходов.                                  
                                                                                
Я думаю, что приводить еще какие-то доводы просто нет необходимости.            
Поскольку розничная торговля, общественное питание развиваются весьма бурно,    
там большие доходы, а представьте себе, какие доходы снимаются с таких          
крупных торговых комплексов, какими являются митинский радиорынок,              
"Горбушка", другие вокруг Москвы и в субъектах Федерации. И только путем        
вмененного налога вообще можно взять налог с этих предпринимателей.             
                                                                                
А если говорить о реальной поддержке малого бизнеса, то надо помнить, что он,   
конечно, не заканчивается торговлей. Для малого бизнеса создана упрощенная      
система, которой активно все пользуются, тем более что сейчас многие            
представители даже среднего слоя разбивают свой бизнес на малые части, с тем    
чтобы работать по этой системе.                                                 
                                                                                
Поэтому я предлагаю законопроект не поддерживать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли еще желающие выступить? Нет.    
Оксана Генриховна, требуется ли заключительное слово? С места, пожалуйста.      
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я еще раз хочу сказать, что суть             
законопроекта не в том, чтобы разрешить не платить малому бизнесу, а в том,     
чтобы малый бизнес выбирал сам: то ли он остается на общем режиме               
налогообложения, то есть платит как все, то ли он переходит на специальный      
режим налогообложения.                                                          
                                                                                
А что касается митинского рынка, так Москва не ввела единый налог на            
вмененный доход именно потому, что этот налог не позволяет дифференцировать и   
объективно вменить налог, рассчитать так, чтобы его ставка была, с одной        
стороны, приемлемой для предпринимателя, а с другой стороны, чтобы она          
действительно не занижала реальную выручку предпринимателя, то есть не          
ставила бы этот налог на заведомо низкий уровень.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства хотели бы высказаться? Нет. Ставлю     
на голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального    
закона "О внесении дополнения в статью 346-26 части второй Налогового кодекса   
Российской Федерации и внесении изменений в статью 48 Бюджетного кодекса        
Российской Федерации"?                                                          
                                                                                
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Кто без карточек?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4%                                     
Проголосовало против          100 чел.22,2%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    195 чел.                                          
Не голосовало                 255 чел.56,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.