Заседание № 21

21.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 316823-3 "О дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 17.1-1" (об установлении ответственности за проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4013 по 4358 из 6017
Переходим к вопросу 8 порядка работы. О проекте федерального закона "О          
дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях     
статьей 17.1-1". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Николаевича        
Шишкарёва. Его нет. Автор просит рассмотреть законопроект без его участия.      
Предлагается выступить первому заместителю председателя Комитета по             
конституционному законодательству и государственному строительству Александру   
Петровичу Москальцу. Пожалуйста.                                                
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! К сожалению,   
в рассматриваемом случае мы столкнулись с ситуацией, когда общие правила, или   
подход, ну, как кому будет удобнее, один в один, без всякого                    
трансформирования превращены в четкую санкцию. О чем вообще идет речь? Статья   
43 закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата                  
Государственной Думы..." гласит, что неуважение к члену Совета Федерации,       
депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении каких-либо действий,   
свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию, влечет за      
собой ответственность, предусмотренную административным законодательством. И    
вот автор законопроекта, полагая, что коль скоро в статье 43 указано, что       
неуважение влечет ответственность, предусмотренную административным             
законодательством, предлагает установить ее в размере от двадцати до тридцати   
минимальных размеров оплаты труда.                                              
                                                                                
Вообще, как мы помним, в главе III закона о статусе содержится три статьи,      
которые имеют все-таки несколько иную цель, чем указанная в данном случае, -    
прежде всего создать конкретное обеспечение деятельности лиц установленного     
статуса. И указывается при этом в каждой статье, к какому виду                  
ответственности может быть привлечено лицо за то или иное деяние. Ну, вот       
смотрите: статья 41 закона - за создание препятствий в деятельности члена       
Совета Федерации, депутата Государственной Думы наступает ответственность,      
предусмотренная административным и уголовным законодательством, в статье 42     
за неправомерное воздействие на члена Совета Федерации, депутата                
Государственной Думы предусмотрена уголовная ответственность, в статье 43 за    
неуважение к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы              
предусмотрена административная ответственность. То есть, исходя из смысла       
этой главы, в решении этих вопросов нужно руководствоваться действующим         
уголовным и административным законодательством, оно, кстати, небезразлично к    
этой области правонарушений, и уголовное, и административное законодательство   
содержат специальные главы и отдельные статьи, обеспечивающие в этом плане      
порядок.                                                                        
                                                                                
Ну а если уж хотя бы чуть-чуть попристальнее посмотреть на диспозицию           
предлагаемого дополнения, то становится непонятным, как применять его на        
практике. Оно звучит таким образом: "Неуважение к члену Совета Федерации,       
депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении должностным лицом      
действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию..."   
Это ж как надо тогда не уважить депутата Государственной Думы или члена         
Совета Федерации, чтобы это свидетельствовало о неуважении ко всему             
Федеральному Собранию! Нам представляется, что в данном случае нельзя было      
так вот дословно переписывать нормы из закона в закон. И как ни грустно об      
этом говорить, но мы полагаем, что для введения такой статьи надо бы еще        
иметь и подготовленное позитивное общественное мнение.                          
                                                                                
Завершая содоклад, отмечу, что предлагаемая законопроектом формулировка         
состава административного правонарушения - неуважение к члену Совета            
Федерации и депутату Государственной Думы - совершенно не конкретизирует        
объективную сторону проступка и предполагает возможность применения             
административного наказания за любое, в том числе и формальное, нарушение       
установленных прав либо гарантий. Такие формулировки, как "проявление           
неуважения" и "явное пренебрежение", являются весьма субъективными и            
оценочными. С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству   
и государственному строительству рекомендует указанный законопроект             
отклонить.                                                                      
                                                                                
Я понимаю, что несколько вышел за рамки формального доклада, но это,            
уважаемые коллеги, как раз тот случай, когда право и мораль абсолютно и         
неразрывно взаимосвязаны, и полагаю, что забывать об этом мы не вправе.         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопрос. Два вопроса как минимум есть.                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Апариной Алевтине Викторовне.                     
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, что здесь: в законодательной инициативе неудачно по        
форме выражено желание установить ответственность за проявление неуважения к    
члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы или мнение комитета       
таково, что нужен закон, но просто он в другой формулировке должен быть? Или    
комитет считает, что это ненужная законодательная инициатива? Спасибо.          
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Комитет считает, что очень неудачно построена сама диспозиция    
этой статьи. То, что заложено как основной подход в законе "О статусе члена     
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", нужно, конечно,   
было... Если даже ставить вопрос о конкретной статье в Кодекс об                
административных правонарушениях, или в Уголовный кодекс, или в еще             
какой-либо, то, конечно, над ней нужно было бы работать. Безусловно, эту        
формулировку, как она предлагается, просто отредактировать невозможно, она      
должна быть совершенно другой. Это основная позиция комитета, о которой я вам   
и доложил.                                                                      
                                                                                
Ну а как депутат, как ваш коллега, я вижу еще целый ряд сопутствующих этому     
вопросу моментов даже при положительном его решении. Спасибо.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Махмудов Махмуд Гаджулаевич.                  
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, трудно оценивать понятия "уважение",              
"неуважение". Хотел бы сказать об уважении не только к депутатам                
Государственной Думы и членам Совета Федерации, но и об уважении ко всей        
Государственной Думе. Я имею в виду следующее. В свое время средства массовой   
информации каких только выпадов не делали в адрес Государственной Думы,         
называя ее коммунистической, например, в позапрошлый созыв! Сегодня вроде бы    
особой конфронтации ни с властными структурами нет, ни с большинством в         
Государственной Думе конфронтации нет, но средства массовой информации          
продолжают выпады. Наверное, ни в одном государстве такого нет, чтобы           
парламент вызывал такое негативное отношение к себе всего общества. Как вы      
считаете, нормально это или, может быть, есть какие-то рычаги защиты нашего     
парламента от тех кривотолков, которые создаются в средствах массовой           
информации?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, я бы вот что тут отметил. Я депутат первый раз в своей       
жизни, но, конечно же, наблюдал, видел эту работу непосредственно из другой     
ложи, скажем, или же по телевидению. И вот если так ретроспективно или если     
немножко отвлечься, вот хотя бы на минуту... Как этот проект закона может       
быть воспринят в обществе, если его сопроводить, скажем, каким-то               
ретроспективным показом по телевидению, ну, не знаю, например, сцен             
оскорблений, драк, поливания друг друга водой, употребления ненормативной       
лексики и так далее? Я думаю, что это как раз повод для того, чтобы             
задуматься действительно об этике, о том, чтобы уважать закон о статусе         
депутата, который говорит об уважительном отношении друг к другу и о целом      
ряде других сопутствующих моментов, которые действительно соответствуют         
высокому статусу народного избранника. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. Потом Иванов.       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Александр Петрович, вот вы сослались на закон о статусе          
депутата, на действующие сегодня нормы. По этим законам, имея, скажем,          
видеоролик или аудиозапись, можем ли мы или конкретный депутат обратиться,      
например, к мировому судье, чтобы тот нашел норму, по которой будет тот или     
иной телеканал или тот или иной журналист в конце концов отвечать за            
нарушение вот тех трех позиций, о которых вы говорите и которые есть в законе   
о статусе депутата?                                                             
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Я понял вопрос. Безусловно, исходя из закона о статусе           
депутата, мы не найдем ответа, но мы должны поработать с другими нормативными   
актами и, может быть, даже вообще в другом правовом поле. Как бывший            
практикующий юрист, я могу, ну, не то чтобы гарантировать, но могу              
положительно ответить вам, что при нормальной и даже не очень                   
заинтересованной, но просто объективной работе мы вполне можем найти решение    
вопроса, ну, например, как вы говорите, о привлечении к ответственности,        
вполне. На это рассчитан и Уголовный кодекс, там есть статьи о привлечении к    
ответственности за оскорбление или за клевету, есть и Кодекс об                 
административных правонарушениях, и Гражданский кодекс, даже и гражданским      
судопроизводством можно достичь соответствующего результата.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Нет, такой нормы, о которой мы сейчас говорим, действительно,    
нет.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Петрович, у нас каждый законопроект, который   
мы принимаем, заканчивается словами, что необходимо привести нормативную базу   
в соответствие с вновь принятым законопроектом. С 1993 года существует эта      
статья в нашем законе о статусе, но в то же самое время читаешь нашу базу, и    
прямо пишут, что кодекс такого административного правонарушения не содержит.    
Может быть, нам стоит тогда отменить эту статью из нашего закона о статусе      
депутата?                                                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Нет, я бы не считал необходимым отменять данную норму, потому    
что она действительно обеспечивает вот такое высокостатусное должностное        
лицо, как депутат Государственной Думы или член Совета Федерации... сразу       
говорит, что и в отношении этого лица, если будут допущены нарушения, могут     
применяться нормы, заложенные в административном законодательстве.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет вопросов больше. Пожалуйста, присаживайтесь, Александр Петрович. Олег       
Александрович Малышкин, вопрос. Еще один вопрос, Александр Петрович.            
Пожалуйста, вернитесь на трибуну.                                               
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вот у меня к вам вопрос как депутата депутату. Чтобы вас уважали, наверное,     
надо как-то себя поставить, преподнести. Это одно.                              
                                                                                
А вопрос у меня по такому случаю. Вот мы пишем депутатские запросы              
руководителям органов исполнительной власти субъектов, главам местного          
самоуправления и получаем иногда такой ответ!.. И притом не от них, а           
какой-то десятый зам отвечает! А иногда бывают такие случаи, что и вообще       
ответа нет вовремя. Может быть, мы как-то привяжем вот эту позицию к данным     
случаям? Есть же у нас закон по отстранению глав администраций от должности.    
Может, привязать это к этому, и тогда, я думаю, нормально будет?                
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Вот как раз по такому случаю, о каком вы говорите, приводите     
пример, есть прямая статья в Кодексе об административных правонарушениях, и в   
ее рамках вполне можно рассматривать такие случаи.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Закончили с вопросами. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие     
выступить? Вижу двоих. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я очень коротко. Все-таки я считаю, что это     
очень важный вопрос. Несмотря на то что, отвечая на мой вопрос, мне сказали,    
что в административном кодексе есть такие нормы, еще раз утверждаю: в           
административном кодексе нормы о подобном правонарушении нет. Вот нам           
предлагают руководствоваться статьей 17.1 Кодекса об административных           
правонарушениях "Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или    
депутата Государственной Думы" или статьей 287 Уголовного кодекса "Отказ в      
предоставлении информации Федеральному Собранию... или Счетной палате           
Российской Федерации". То есть эти две вещи абсолютно никак не связаны с        
обсуждением сейчас поправки к статье нашего закона о статусе депутата.          
                                                                                
Я могу привести массу примеров, когда должностное лицо, не говоря ни одного     
матерного или бранного слова, так опускает Федеральное Собрание наше, что       
просто уши вянут, и никаким образом его нельзя привлечь к ответственности за    
это. Я вовсе не настаиваю на том, чтобы перед нами все два приседания делали,   
говорили "ку" или еще что-то в этом роде, но чиновники некоторые уже            
настолько ведут себя по-хамски, и это так дискредитирует наше собрание!         
                                                                                
И правильно сказал Олег Александрович Малышкин: когда мы пишем запрос и         
получаем... я не знаю, как даже назвать этот ответ, мы ничего абсолютно не      
можем сделать, к сожалению. Поэтому я считаю, что нужно обязательно             
поработать над этой статьей и какие-то меры реагирования принимать. О           
Государственную Думу уже и так ноги вытирают, дальше будет еще хуже.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Бабурин Сергей Николаевич.                                          
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, я считаю, что действительно вопрос, который    
вынесен на обсуждение, - это вопрос не праздный и аргументы, которые            
Александр Петрович приводил, критикуя законопроект, по большому счету, не       
работают против этого законопроекта.                                            
                                                                                
Я соглашусь, что недостаточно четко прописана объективная сторона в этой        
норме. Но давайте мы признаем, что для первого чтения важно определиться с      
концепцией. Смысл первого чтения именно в том, что мы определяем принципы. И    
совершенно верно звучало и во многих вопросах, и в выступлении коллеги          
Иванова, что мы уже за много лет, провозгласив ответственность за неуважение    
к депутату парламента, не предприняли пока шагов, чтобы сделать эту             
ответственность реальной. И вопрос не только в оскорблениях, хотя иногда        
пытаются говорить об оскорбительных действиях. Такие статьи есть, хотя я        
считаю, что и в этой статье может быть более жесткая норма. Вопрос в другом.    
Допустим, депутат приходит на прием к должностному лицу субъекта Федерации,     
местного самоуправления, а секретарь говорит: вы не записаны, мы сегодня вас    
не допустим к нему. Есть еще какие-то примеры, когда депутату демонстративно    
не отвечают на письма и обращения, которые он направляет должностному лицу.     
Это демарш не только по отношению к депутату, это отношение, конечно, и к       
парламентской системе как таковой.                                              
                                                                                
Поэтому я считаю, что этот законопроект требует не только нашей с вами          
поддержки, но и серьезной, кропотливой доработки перед вторым чтением, потому   
что вот в сегодняшнем виде его нельзя принимать в окончательной редакции.       
Здесь должна быть более конкретная норма, конкретно прописано, в чем            
выражается неуважительное отношение к члену Совета Федерации или депутату       
Государственной Думы. Поэтому я предлагаю поддержать этот законопроект, но      
перед вторым чтением серьезно и конкретно прописать, за что человек будет       
подлежать ответственности. Это, я уверен, обеспечит более эффективную работу    
должностных лиц всех уровней, в том числе и депутатов.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович.                                      
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вопрос       
психологически очень сложный. Я думаю, что мы не в том месте ищем авторитет     
депутата, он совершенно в другом месте находится. Я хорошо помню время, когда   
депутат СССР - это было нечто святое, и не потому, что кто-то диктовал, что     
командно-нажимная система была. Если он входил в вагон, если он входил в        
автобус или просто в здание, все с почтением к нему относились, потому что      
знали о моральных качествах депутата, знали более или менее его жизненную       
позицию, знали, что выбор был жестким и так просто какой-нибудь жулик,          
мошенник и так далее не прошел бы в депутаты.                                   
                                                                                
Мы сегодня не можем гарантировать... Во-первых, мы все не святые, так Бог нас   
устроил, мы тоже способны и унижать, и оскорблять, и нам принять закон, по      
которому суды или другие органы путались бы и искали, кто прав, кто             
виноват... Уверяю вас, мы только унизим себя, когда первого человека            
оштрафуют, первого накажут, это будет наказание нам с вами, депутатам. Вот      
как только жизнь в стране станет лучше, как только люди почувствуют, что        
можно найти правду... А сегодня правду попробуйте найти в суде, ее найти        
невозможно - деньги всё решают. И когда люди всё это знают, они начинают и      
нас ненавидеть вместе с другими органами власти. Поэтому в другом бы месте      
надо поискать...                                                                
                                                                                
Конечно, играло свою роль то, что исполнительные структуры в старой системе     
были подотчетны депутатам, они выходили перед депутатами и отчитывались.        
Стоило трем крикунам-депутатам сказать, что ты взяточник, что ты занимаешься    
грязными делами, - и я уверяю, больше тебе председателем крайисполкома или      
председателем райисполкома не быть, не быть и заместителем и службу не          
возглавлять. Сегодня этой подотчетности нет, а, повторяю, все не святые, в      
том числе исполнительная власть не святая. Поэтому в обществе у нас сегодня,    
как я понимаю, ситуация с уважительным отношением к органам власти весьма       
сомнительна. Я бы не торопился принимать этот закон, ибо мы больше людей        
насмешим, чем сделаем полезного. Считаю невозможным принимать этот закон.       
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства?       
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Действительно,   
надо делить "неуважение", о котором идет речь в данном законопроекте, - этот    
термин, к сожалению, юридически очень трудно идентифицировать с точки зрения    
последующей правоприменительной практики, - так вот, это "неуважение" надо      
делить либо на "нелицеприятные публикации средств массовой информации", либо    
на "публичные оскорбления", либо же на то, что подразумевает закон о статусе    
депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Но в этой части, а именно в        
части выполнения депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации     
своих обязанностей, предусмотренных законом о статусе, всё решено уже в         
Кодексе об административных правонарушениях: в статье 17.1 за невыполнение      
законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы    
административную ответственность несут должностные лица госоргана, органа       
местного самоуправления, организации или общественного объединения, не          
выполнившие этих законных требований, либо создавшие препятствие в              
осуществлении депутатами их деятельности. И штрафы, санкции за эти нарушения    
уже установлены. Во второй части этой статьи предусмотрена также                
административная ответственность за несоблюдение должностным лицом              
установленных сроков предоставления информации по запросам члена Совета         
Федерации или депутата Государственной Думы. Так что фактически кодекс уже      
дает ответ на тот вопрос, который сейчас звучал в выступлениях депутатов. Мы    
считаем, что нет необходимости поддерживать данный законопроект, поскольку он   
просто запутает законоприменительную практику. Спасибо.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться по данному законопроекту в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               25 чел.5,6%                                      
Проголосовало против           88 чел.19,6%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    116 чел.                                          
Не голосовало                 334 чел.74,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается. Законопроект отклоняется.                                       
                                                                                

Заседание № 13

19.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 316823-3 "О дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 17.1-1" (об установлении ответственности за проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 959 по 961 из 6827
пункта 29 в связи с отсутствием докладчика Шишкарёва также переносится на       
другое заседание.