Заседание № 34

19.06.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 316805-5 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся стоимости услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов; внесён депутатами Государственной Думы И. В. Лебедевым, С. В. Ивановым, К. И. Черкасовым, а также Ю. В. Коганом, М. Я. Хесиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5884 по 6472 из 6692
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 19, о проекте федерального закона "О внесении       
изменений в статью 50 Федерального закона "Об основных гарантиях                
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ещё раз здравствуйте, уважаемые коллеги! Опять очень коротко.      
                                                                                
Как мы знаем, у нас для всех равные условия, абсолютно равные условия, только   
что мы это обсудили. Причём меня всегда радует, что, когда большинство в зале   
понимает, что законопроект-то в принципе правильный, но голосовать не стоит,    
оно моментально из зала испаряется, поэтому за голосует только оппозиция, а     
остальных в зале как бы нет. Ну, это так, к слову.                              
                                                                                
Ну что ещё сделать, чтобы не было равных условий для предвыборной агитации?     
Очень просто! Предвыборная агитация ведь стоит денег, и денег, к сожалению,     
очень больших. Вот когда молодая российская демократия только-только начинала   
развиваться, у нас, вы знаете, были предпосылки для того, чтобы сделать наши    
выборы действительно честными, нормальными, без различных злоупотреблений.      
Это было очень просто: собрал подписи, тебя избирательная комиссия              
зарегистрировала, государство выделило тебе деньги на агитацию и ты идёшь       
агитируешь, ну, плюс ещё, если свои сбережения есть, можешь их точно так же     
тратить. Вот ЛДПР давно предлагает вообще полностью убрать все эти фонды -      
туды их в качель, извините опять же за непарламентское выражение: начинаются    
выборы, государство предоставляет всем участникам выборов одинаковое            
количество эфирного времени и печатных площадей - всё, агитируйте, ребята,      
доказывайте, что вы лучше, умнее и достойнее, и никаких злоупотреблений не      
будет, и никаких олигархов, уважаемые коллеги, не надо будет тащить в свои      
ряды, чтобы потом они здесь, в зале, не показывались. Кстати, хорошее           
предложение, подумайте над ним.                                                 
                                                                                
Ну, потом, сами понимаете, всё это постепенно сошло на нет, и теперь во всех    
наших так называемых собраниях из учителей и врачей сидят совсем не бедные      
люди, которые обеспечены на несколько поколений вперёд, и беспокоиться о тех,   
кто их выбрал, у них особо задачи-то и нет. И вот после этого реклама стала     
платной, и очень платной, очень-очень платной. Ну, для примера могу сказать     
по последним выборам в Государственную Думу - вы все это видели, по закону      
расценки должны были быть опубликованы, - что у нас чемпионами по расценкам     
были первый и второй каналы: стоимость одной минуты у них превышала миллион     
рублей, а в прайм-тайм чуть ли не за 2 миллиона зашкаливало. Одна минута,       
коллеги, представляете?! Это же сколько олигархов надо набрать в список,        
чтобы обеспечить более-менее нормальную избирательную кампанию?! А потом мы     
говорим, что у нас законы лоббируются, не принимаются или ещё что-то в этом     
духе. Причём, поскольку выборы процесс кратковременный, краткосрочный,          
средства массовой информации, которые в настоящий момент сформировались, - и    
независимых уже практически не осталось - этой монополией пользуются, и         
пользуются довольно успешно: на период предвыборной кампании вздувают цены,     
можно сказать, до небес.                                                        
                                                                                
Вот в связи с этим мы, уважаемые коллеги, очень вас просим не вводить никого    
в искушение, а принять данный законопроект, который предполагает, что           
расценки на рекламную продукцию не могут превышать тех расценок, по которым     
юридическим и физическим лицам были оказаны те же самые рекламные услуги в      
месяц, в котором было объявлено о назначении выборов. Таким образом, мы очень   
простым, дешёвым и эффективным способом обеспечим политическим партиям          
нормальное участие в выборах, гражданам - возможность ознакомиться с            
политической платформой политических партий, ну а средства массовой             
информации, большинство из которых у нас, кстати, государственные, не будут     
наживаться, но с честью смогут сказать, что они сделали всё, чтобы граждане     
выбрали достойных.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамерлан Кимович Агузаров.                                                      
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Авторы           
законопроекта предлагают установить ограничение на повышение расценок для       
размещения предвыборных агитационных материалов в агитационный период,          
предусмотрев, что они не должны превышать стоимость аналогичных услуг по        
размещению коммерческой рекламы для физических и юридических лиц.               
                                                                                
Разделяя стремление авторов законопроекта не допускать установления             
необоснованно высоких расценок на услуги по изготовлению и размещению           
агитационных материалов, комитет вместе с тем отмечает, что предлагаемый        
подход к решению данной проблемы не учитывает целый ряд обстоятельств,          
влияющих на стоимость этих услуг.                                               
                                                                                
Во-первых, в соответствии с пунктом 11 статьи 50 Федерального закона "Об        
основных гарантиях избирательных прав..." предоставление эфирного времени,      
печатной площади для проведения предвыборной агитации производится на           
основании договора. Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса             
Российской Федерации физические и юридические лица свободны в установлении      
своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий      
договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса            
Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной    
соглашением сторон, и лишь в предусмотренных законом случаях применяются        
цены, регулируемые уполномоченными на то государственными органами и органами   
местного самоуправления. Таким образом, установление ограничения стоимости      
услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов не      
отвечает требованиям свободы договора, установленным Гражданским кодексом       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Во-вторых, порядок изготовления и размещения предвыборных агитационных          
материалов отличается от порядка изготовления и размещения коммерческой         
рекламы. В соответствии с пунктом 6 статьи 50 упомянутого мной федерального     
закона при проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты       
эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей     
организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не    
позднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования решения о     
назначении выборов. В тот же срок указанные сведения вместе с уведомлением о    
готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения          
предвыборной агитации должны быть представлены в соответствующую                
избирательную комиссию. Сведения об оплате публикуются организацией             
телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания за свой счёт,      
поэтому указанные расходы, как правило, закладываются в стоимость услуг, что    
приводит к повышению их расценок. На увеличение стоимости услуг влияют и        
сроки размещения предвыборных агитационных материалов, а также повышенные       
требования к их содержанию.                                                     
                                                                                
Кроме того, в период выборов государственные и муниципальные организации        
телерадиовещания, редакции печатных изданий в связи с предоставлением           
бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения       
предвыборной агитации несут значительные расходы, которые в соответствии с      
пунктом 10 статьи 50 названного федерального закона также относятся на          
результаты деятельности указанных организаций и редакций. Эти условия также     
являются немаловажным фактором, влияющим на стоимость платных услуг по          
изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов.                 
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству также предлагает отклонить указанный             
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться на вопросы.                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Анатольевич Овсянников.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. У меня вопрос к Тамерлану Кимовичу.                            
                                                                                
Тамерлан Кимович, вы же прекрасно понимаете, что то, что вы сейчас сказали, -   
что заключённый договор предусматривает цену, установленную соглашением         
сторон... Но законопроектом-то предлагается затормозить чрезмерный аппетит      
редакций всех уровней во время выборов - вот в чём смысл законопроекта!         
Понятно, что договорные отношения устанавливаются договором, в том числе и на   
коммерческую рекламу во время выборов, но почему так цены поднимаются - в       
разы? Ведь это же, по сути, выламывание рук! Это не административный ресурс,    
это не наезд бандитов - это финансовый удар по кошельку кандидатов, ну, может   
быть, из не самой богатой партии. И по-моему, совсем-то уж олигархических       
партий у нас по стране раз-два и обчёлся. В своё время золото КПСС где-то       
ходило-гуляло, а сегодня понятно, в какой политической организации состоят      
"основные кошельки" - богатые люди России.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тамерлан Кимович.                             
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К. Я хочу сказать, что в период выборов государственные и           
муниципальные организации телерадиовещания, редакции государственных и          
муниципальных периодических печатных изданий в связи с предоставлением          
бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади для проведения        
предвыборной агитации также несут значительные расходы, которые потом относят   
на результаты деятельности указанных организаций и редакций. Эти условия        
также являются немаловажным фактором, влияющим на стоимость платных услуг по    
изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопрос к Тамерлану Кимовичу, вопрос следующий: как вы считаете, как      
представитель комитета, кратное завышение расценок во время выборной агитации   
не является ли ограничением прав кандидатов? Это первое.                        
                                                                                
И второе. Как вы считаете, в тех регионах, где ограниченное количество          
средств массовой информации принимает участие в выборной кампании, не           
является ли это использованием доминирующего положения на рынке и нарушением    
антимонопольных принципов?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон, пожалуйста, включите депутату Агузарову.        
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К. Что касается кратного повышения расценок, то я уже говорил,      
почему повышаются цены на рекламу в печатных изданиях и расценки организаций    
телерадиовещания. Говорить, что это является нарушением... надо разбираться в   
каждом случае отдельно. Ситуация может складываться так, что это может быть     
нарушением, а может и не быть, поэтому надо разбираться в каждой ситуации       
отдельно.                                                                       
                                                                                
Что касается второго вопроса, я считаю, это не является нарушением              
антимонопольного законодательства.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Тамерлан Кимович, основной ваш аргумент - это то, что     
организации несут расходы. Но расходы вызваны как раз повышенным спросом, и     
организации получают от этого больше доходов и покрывают свои расходы - это     
обычный закон бизнеса. Не кажется ли вам, как человеку, который в прошлом был   
председателем Верховного Суда в субъекте Федерации и для которого               
ориентирами, я полагаю, были честность и справедливость, что в данном случае    
как раз несправедливо пользоваться безвыходным положением участников            
избирательной кампании и в разы повышать цены на предоставляемые услуги?        
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К. Я ещё раз хочу сказать: если данные отношения регулируются       
заключённым договором, то в такой ситуации, я считаю, это не является           
нарушением законодательства. В то же время, ещё раз говорю, государственные и   
муниципальные печатные издания и организации телерадиовещания несут расходы,    
и поэтому наверняка есть основания для повышения цен при предоставлении         
данных услуг.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Тамерлан Кимович, сегодня мы все вопросы вам задаём.    
                                                                                
Классик когда-то сказал, что закон есть воля господствующего класса, отлитая    
в нормы права. Кто господствует у нас в стране, предельно ясно -                
олигархический капитал. Неужели мы не видим, что телевизионное пространство у   
нас в высшей мере монополизировано и нет никакого варианта выбора хотя бы у     
политической партии или у физического лица, которые пытаются войти в выборную   
кампанию? Почему комитет эту степень монополизации не хочет учитывать?          
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемый Валентин Степанович, я считаю, что ни одна             
политическая партия, ни один кандидат, который выдвигается на ту или иную       
должность, не лишены права воспользоваться услугами и телерадиовещания, и       
периодических печатных изданий, поэтому здесь никакого нарушения закона нет.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Тамерлан Кимович, вы ведь хорошо знаете, что во время выборных   
кампаний рекламные организации чудовищно вздувают свои расценки, и, отклоняя    
наш законопроект, вы тем самым способствуете превращению предвыборных           
кампаний в битву олигархов, когда по финансовым причинам простой человек,       
собственно говоря, и близко к кампании подойти не может. Так вот вы, как        
опытный юрист, ответьте, не считаете ли вы, что таким образом, хоть и           
косвенно, нарушается 32-я статья Конституции Российской Федерации,              
устанавливающая для каждого гражданина право быть избранным в органы            
государственной власти и органы местного самоуправления?                        
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемый Дмитрий Иванович, во время моей работы в должности     
председателя Верховного Суда Северной Осетии мы много дел рассматривали, и      
выборных в том числе, но я не помню ни одного выборного дела, связанного с      
тем, чтобы гражданином, который избирается в органы местного самоуправления,    
в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, были             
обжалованы действия какой-либо организации, занимающейся телерадиовещанием,     
или какого-либо периодического печатного издания. Хотя я не исключаю, что       
такие факты могут быть в Российской Федерации.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Прошу записаться на выступления.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
От фракции КПРФ - Михаил Михайлович Заполев.                                    
                                                                                
ЗАПОЛЕВ М. М. Уважаемые коллеги, представьте себе, что произошло чудо и         
Госдума, её большинство, приняла все поправки, которые только может оппозиция   
придумать для того, чтобы создать настоящий, хороший, работающий закон... Но    
я хочу сказать, что у нас в стране недостаточно иметь абсолютно хороший         
закон, для того чтобы обеспечить абсолютно справедливые выборы. Ведь и          
сегодняшние нормы закона, если бы их исполняли, имели бы положительный эффект   
в плане соблюдения законности.                                                  
                                                                                
Приведу пример. Алтайский край, город Бийск, выборы мэра города. Выходят во     
второй тур прежний глава города и кандидат от оппозиции. По итогам              
получается, что перевес в 70 голосов у прежнего главы, но оппозиционер          
доказывает в районном суде несостоятельность подведения итогов по двум          
избирательным участкам. Не буду подробно рассказывать о том, как это было, но   
главное, что районный суд принимает решение о неправомерности и отменяет        
результаты голосований на двух этих избирательных участках, в результате        
победа переходит к кандидату от оппозиции. Казалось бы, в этой ситуации         
избирком должен принять постановление и изменить результаты, но не тут-то       
было - второй год идёт тяжба: районный суд - несколько заседаний, краевой суд   
- несколько заседаний, в конце концов Верховный Суд Российской Федерации - я    
это подчёркиваю: Верховный Суд Российской Федерации - признаёт правомочным,     
правильным решение районного суда, но и после этого никаких сдвигов нет. Мы     
дважды писали от имени руководителя фракции в избирком и руководству страны,    
я дважды задавал вопросы Путину и Медведеву, когда они были у нас здесь, -      
всё остаётся на том же уровне. Но пока идёт хождение по судам, вносятся         
изменения в устав города, приходят совершенно новые люди, проходит почти два    
года, и сегодня никто не знает, что же в этой ситуации делать, потому что       
нет, оказывается, в нашем законе механизма разрешения подобной ситуации. Вот    
отсюда и получается такой результат: так сказать, справедливость не             
сработала. Ладно, пусть это будет на совести и судебной власти, и               
избирательной комиссии, но я вот думаю: есть ли в мире примеры, чтобы решение   
высшего судебного органа страны не выполнялось, извините за такое выражение,    
каким-то избиркомом в каком-то небольшом городе? Нужно подумать об авторитете   
Верховного Суда - ведь им, наверное, стыдно перед коллегами из других стран,    
когда им говорят, что их решения не выполняются!                                
                                                                                
Поэтому, чтобы были честные выборы, нужно исполнять те законы, которые есть.    
А до тех пор, пока не будут готовы власти наши власть передавать при            
проигрыше, всё так и будет, какие бы законы мы с вами ни принимали.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР выступает Виталий Сергеевич Золочевский. До семи минут.         
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо. Я буду краток.                                       
                                                                                
Ну действительно, вот данная ситуация абсолютно несправедливая, хотя по         
закону, кажется, здесь возражать сложно. Но для того, чтобы выборы были более   
справедливыми, более эффективными и чтобы все кандидаты имели равные            
возможности освещения своей позиции в средствах массовой информации, фракция    
ЛДПР считает, что необходимо данный законопроект принять. Мы все с вами         
сталкивались с тем, что на рекламные ролики, на рекламные статьи одна цена в    
межвыборный период, а во время выборов - другая, и она превышает все разумные   
пределы в некоторых регионах. Так, например, во Владимирской области в городе   
Коврове цена на услуги местного телеканала "Ковров-ТВ" превысила 100 тысяч      
рублей за одну минуту. Естественно, никто не стал пользоваться такими           
услугами, даже представители партии власти не стали пользоваться. Таким         
образом, телеканал "Ковров-ТВ" вышел из агитационного процесса, хотя ранее      
подавал соответствующие заявки. Тем самым мы ставим в неудобное положение       
большое количество людей, в том числе молодых кандидатов, которые не могут      
достойно осветить свою деятельность, представить свою программу, своё видение   
ситуации.                                                                       
                                                                                
Мы предлагаем поддержать данный законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Лысаков Вячеслав Иванович.                 
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. К сожалению, наши коллеги из других фракций нас не слышат,        
поэтому придётся всё по порядку. Фракция политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"    
рассмотрела данный проект федерального закона. Законопроектом предлагается      
установить ограничение на повышение расценок для размещения предвыборных        
агитационных материалов в агитационный период, предусмотрев, что они не         
должны превышать стоимости аналогичных услуг по размещению коммерческой         
рекламы для физических и юридических лиц. Могу сказать, что согласен с          
авторами в том (и фракция согласна, не только я, конечно), что в настоящее      
время действительно имеет место проблема завышения расценок на услуги средств   
массовой информации в агитационный период, но так, как предлагают наши          
коллеги, проблему решить невозможно по одной очень простой причине. Дело в      
том, что согласно действующему законодательству предоставление эфирного         
времени и печатной площади для проведения агитации производится на основании    
гражданско-правового договора с самостоятельными хозяйствующими субъектами,     
то есть помимо действующих норм избирательного права, которые предлагают        
авторы в данном случае скорректировать, существуют и нормы Гражданского         
кодекса Российской Федерации, как уже было справедливо отмечено в докладе       
профильного комитета. Поэтому, по нашему мнению, ограничение стоимости услуг    
по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов в             
агитационный период будет противоречить основным принципам                      
гражданско-правового регулирования, то есть свободному осуществлению права      
определения физическими и юридическими лицами любых не противоречащих           
законодательству условий договора, а также свободе заключения договора, что     
соответствует пункту 2 статьи 2 и статье 421 Гражданского кодекса Российской    
Федерации. Стоимость услуг по изготовлению и размещению предвыборных            
агитационных материалов определяется по добровольному соглашению сторон,        
коллеги, это Гражданский кодекс.                                                
                                                                                
Из замечаний общего характера могу отметить, что законопроектом не определён    
чётко круг лиц, на которых будет распространяться данное ограничение. Кроме     
того, представляется, что предлагаемые положения части 3 статьи 5.5 КоАП не     
отвечают общеправовому критерию определённости, ясности и недвусмысленности     
правовой нормы, поскольку содержат формулировки, не позволяющие с достаточной   
точностью установить содержание объективной стороны правонарушения, что         
убедительно было подтверждено в докладе представителя профильного комитета.     
                                                                                
Фракция политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагает, что в законодательстве    
Российской Федерации достаточно гарантий обеспечения принципа равенства         
кандидатов, избирательных объединений при проведении ими агитации в средствах   
массовой информации - мы поставлены в равные условия, - и не поддерживает       
данный проект федерального закона. Но тем не менее ещё раз подчёркиваю, что     
действительно имеет место проблема завышенных расценок, над этим вопросом       
надо работать в дальнейшем.                                                     
                                                                                
Данный законопроект фракция не поддерживает.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Валерий Карлович Гартунг.            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, мы в этом зале обсуждали разные горячие        
темы. Помнится, мы обсуждали причины, почему люди выходят на улицы, причём      
выходят сотни тысяч, и мы все сошлись в одном, едином мнении, что причина - в   
фальсификациях на выборах и нужно всё сделать для того, чтобы все               
политические споры перешли из уличного противостояния к обсуждению проблем в    
стенах парламента. Вот сегодня нам предоставляется такая возможность в          
очередной раз, и в очередной раз мы видим нежелание нашей самой крупной         
фракции идти по этому пути. Ведь что страшного здесь мы обсуждаем? Точно так    
же мы обсуждали в прошлый раз вопросы изменения законодательства, когда         
предлагали, чтобы при получении бюллетеня избиратель не только свою подпись     
ставил, но и писал фамилию, имя, отчество, это дало бы возможность              
идентифицировать при экспертизе фальсификатора подписи, ведь фальсификация      
списков избирателей - это основной путь к фальсификации результатов выборов.    
                                                                                
Здесь сегодня мы обсуждаем абсолютно простой вопрос: мы принятием этого         
закона сделаем более справедливыми правила ведения предвыборной агитации. Ваш   
лидер, Президент России Путин, перед выборами говорил, что он за честные        
выборы, и вы его поддержали, и мы все в этом зале его поддержали: установили    
камеры видеонаблюдения. Но подсчёт голосов, даже если он честный и              
прозрачный, при нечестно проведённой предвыборной кампании не даёт ответа на    
вопрос, кто же является честно выбранным победителем. Поэтому сегодня в этом    
зале предлагается навести порядок в первой части предвыборного процесса - в     
предвыборной агитации. Не все проблемы, конечно, решатся, но ограничение        
расценок на рекламу в предвыборный период мы могли бы установить.               
                                                                                
Да, может быть, законопроект небезупречен, но можно внести поправки во втором   
чтении, и если вы подтверждаете, что действительно несправедливость             
существует, давайте... Мы много раз так делали в этом зале: вносился            
законопроект, который потом до неузнаваемости перерабатывался во втором         
чтении, когда была воля на то правящей партии. Любое решение можно принять,     
если на то есть политическая воля!                                              
                                                                                
Наша партия, наша фракция предлагает поддержать этот законопроект и сделать     
шаг на пути к по-настоящему честным и справедливым выборам.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вряд ли мы успеем рассмотреть следующий вопрос, поэтому давайте в      
полном объёме рассмотрим текущий. Я хочу предоставить слово всем, кто           
записался на выступления. По три минуты.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович Руденко.                                          
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Хотелось бы отметить, что всё-таки законопроект - если наши коллеги изучали     
внимательно, они знают - предлагается принять пока в первом чтении, то есть     
мы с вами должны поддержать концепцию данного законопроекта. И наши коллеги     
из фракции ЛДПР именно это и хотели сказать - что они вносят этот               
законопроект как концепцию, которую мы с вами, все фракции, должны обсудить и   
принять соответствующее решение.                                                
                                                                                
Я слушал коллегу Лысакова из "ЕДИНОЙ РОССИИ" и хочу ответить ему, что да, в     
нашей стране существуют и гражданско-правовые договора, и Гражданский кодекс,   
и многое другое, но когда у нас Всероссийская государственная                   
телерадиокомпания, полностью, на сто процентов государственная, взвинчивает     
расценки до невозможности.... Вот коллега приводил примеры стоимости одной      
минуты: если брать обычные расценки этой государственной телекомпании,          
стоимость минуты коммерческой рекламы - 25 тысяч рублей, но в период выборов    
стоимость минуты политической рекламы составляет 100 тысяч рублей!              
                                                                                
Если уже мы разрешили создавать маленькие партии численностью пятьсот           
человек, почему бы нам хотя бы на государственных каналах не ограничить         
стоимость той же политической рекламы? Тогда нам не нужно будет изменять        
гражданско-правовое регулирование, Гражданский кодекс, потому что мы можем      
это законодательно закрепить, дать команду тем же государственным компаниям     
оставить коммерческие расценки - если за коммерческую рекламу 25 тысяч их       
устраивает, почему тогда на политическую рекламу цены взвинчиваются? А всё      
ясно почему: потому что надо довести позицию некоторых партий до абсурда.       
Если мы видим, что в девяноста процентах случаев партию составляют знакомые     
все лица, мелькающие на экранах, говорящие только в пользу одной партии,        
если, извините, лидера "ЕДИНОЙ РОССИИ" Дмитрия Анатольевича Медведева,          
председателя правительства, показывают практически в каждом выпуске новостей,   
то мы не можем того же сказать об оппозиционных партиях, которые пойдут на      
выборы, а у нас ещё грядут выборы губернаторов, а у нас ещё пройдут другие      
различные выборы, в которых будут участвовать маленькие партии.                 
                                                                                
Конечно же, наша фракция поддержит концепцию законопроекта, представленного     
нашими коллегами из фракции ЛДПР, но мы хотели бы обратиться всё-таки и к       
коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ": давайте как-нибудь первую ласточку запустим. Я     
недавно говорил, что мы запустили весеннюю ласточку, когда рассмотрели          
наконец-то законопроект о замене членов избирательной комиссии (он, правда,     
опять рухнул где-то в недрах Государственной Думы, не знаю, когда мы его        
дальше будем рассматривать), и давайте ещё эту ласточку запустим - рассмотрим   
расценки хотя бы в государственных компаниях ко второму чтению:                 
государственная компания не будет иметь права взвинчивать цены, и можно будет   
допустить на телевидение, в средства массовой информации те маленькие партии,   
которые будут создаваться и которые смогут тогда сказать людям, что они хотят   
сказать.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Я благодарен коллеге Иванову за внесённый законопроект, потому что, на мой      
взгляд, идея блестящая, и тому есть масса подтверждений. Без ложного пафоса     
это заявляю, поскольку, если классифицировать эту проблему, мы увидим много     
её граней. Во-первых, конечно, это проблема нравственная, надо честно           
признать это и сделать тарифы едиными, чтобы все имели равный доступ и чтобы    
действительно в этом никто не сомневался. Во-вторых, психологическая. Сегодня   
в кампаниях участвуют те, у кого больше денег. Валом макулатуры заваливают      
все почтовые ящики, тем самым вызывая колоссальное раздражение у граждан,       
которые прекрасно понимают, сколько стоят эти газеты, эти публикации, эти       
тонны и тонны, так сказать, агитационных материалов, поступающих к ним. Любая   
провинциальная газетёнка из небольшого муниципалитета выходит тиражом,          
сопоставимым по стоимости со стоимостью детского сада, - и избирателям это      
понятно.                                                                        
                                                                                
Очень важно посмотреть на это с такой точки зрения, что, если сделают           
одинаковые тарифы, от этого выиграет не только оппозиция, но и большинство      
выиграет: меньше надо денег собирать на выборы, больше денег можно потратить    
с пользой. Всем известно, что партия большинства потратила на выборы            
существенно больше, чем оппозиция, но если бы эта маржа была направлена не на   
разврат журналистики, не на раскармливание газет, редакций и на                 
паразитирование порой некоторых изданий от выборов к выборам... Они теряют      
профессиональную квалификацию, навыки, они ждут выборов, поскольку идёт, так    
сказать, сенокос и можно цены заворачивать насколько угодно. Собственно         
говоря, печать материалов в любой провинциальной газете сегодня по стоимости    
уже превосходит аналогичную работу в зарубежных изданиях, можно уже             
обращаться в "Монд", "Фигаро": напечатайте для моего городишки спецтираж,       
только заранее опубликуйте свои расценки - и это будет выгоднее, дешевле и      
профессиональнее. Теряем ремесло, теряем профессию, и, это всё негативно        
сказывается в первую очередь на партии большинства.                             
                                                                                
Ещё раз хотел бы отметить, что концепция законопроекта очень разумная, и я      
обращаюсь к коллегам из партии большинства: уважаемые товарищи, не голосуйте,   
пожалуйста, за этот закон, и чем дольше, тем лучше. Собственно говоря, если     
вы проголосуете за законопроект, вам же будет только лучше. А если              
воздержитесь, не проголосуете, встанете на первых рядах, скрестив руки на       
груди, значит, оппозиция на следующих выборах ещё больше голосов получит, и к   
следующему созыву здесь ещё больше будет представителей оппозиции, с каждым     
разом всё больше и больше.                                                      
                                                                                
Прошу отнестись с пониманием к моему призыву. Буду расценивать это как          
доверие.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов записывался на выступление, но я не вижу его в зале.   
Снял? Спасибо.                                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не выступают. Докладчик? Сергей       
Владимирович Иванов, пожалуйста.                                                
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Ну что, уважаемые коллеги, вынужден с прискорбием констатировать, что старею    
и от раза к разу всё хуже и хуже докладываю свои идеи, - не понимают.           
                                                                                
Вы знаете, мы с вами недавно утвердили ещё одну праздничную дату - День         
российского парламентаризма. Если кто-то забыл, я напомню, что выборы в         
первую российскую Государственную Думу проходили с использованием               
имущественного ценза. Вот то, что сейчас есть, это не что иное, как             
имущественный ценз. Я не могу поверить, что все прекрасные люди, которые        
собрались в этом зале, не понимают элементарных вещей, о которых я здесь        
рассказываю, и даже не читали законопроект! ЛДПР, придя к власти, наверное,     
тоже не создавала бы тепличных условий, но мы это делали бы по-другому: мы      
разобрались бы с тарифами, с олигархами, решили бы коммунальные проблемы и      
так далее. А вот что касается равного участия в избирательной кампании, мы      
только за, потому что в этих соревнованиях мы лучше становимся, имейте это в    
виду. Это первое.                                                               
                                                                                
Второе. Вы знаете, чуть не расплакался, когда слушал про наши несчастные        
средства массовой информации! Вот сами просто подумайте, что мы предлагаем:     
чтобы расценки были такие же, как расценки на коммерческую рекламу для          
физических и юридических лиц. Вы что, всерьёз думаете, что все средства         
массовой информации весь год работают себе в убыток и дают рекламу              
коммерческую бесплатно, так, что потом еле-еле сводят концы с концами? Да       
нет, конечно! Это один момент. Второй момент, уважаемые коллеги: вы знаете,     
что у нас частные телерадиокомпании, газеты и журналы практически уже не        
участвуют в освещении избирательной кампании - себе дороже, замучаешься         
отчёты писать. А все остальные - различные ГТРК, которые у нас в каждом         
субъекте есть, - это, извините, государственные компании, понимаете,            
государственные! И не зря в законе написано, что расходы относятся на           
результаты их деятельности: результаты их деятельности - это то, что мы с       
вами, налогоплательщики, платим, на что они существуют и создают эфирный        
продукт, и мы с вами смотрим, как сеем, как доим, какая погода, как кошечку     
спасли, попавшую в люк, и так далее. Ну это же тоже элементарно, уважаемые      
коллеги!                                                                        
                                                                                
Нам тут говорят, что мы нарушаем свободу договора. Вот, знаете, как             
что-нибудь полезное сделать - от вас не дождёшься, как что-нибудь путное        
предлагается - вы тут же вытаскиваете эту замшелую 55-ю статью Конституции и    
говорите, что права и свободы человека можно ограничить в целях безопасности    
государства, здоровья граждан и так далее. Ну так же нельзя, уважаемые          
коллеги!                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Цигель-цигель, да? Ну, ладно, раз Кармазина говорит, я             
заканчиваю.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, всё, да? Спасибо.                    
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              197 чел.43,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    197 чел.                                          
Не голосовало                 253 чел.56,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён законопроект.