Заседание № 172
О проекте федерального закона № 316690-8 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении оснований досрочного расторжения договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Данный законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой в третьем чтении. Он прошёл все необходимые экспертизы. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать позицию комитета. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 50 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 316690-8 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении оснований досрочного расторжения договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. В первом чтении был принят 13 июня текущего года. Ко второму чтению поступило десять поправок: семь поправок комитет рекомендует к принятию, они сведены в таблицу № 1, три поправки комитет рекомендует отклонить, они сведены в таблицу № 2. Комитет просит рассмотреть данный законопроект и принять во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 31 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 57 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 21 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 316690-8 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении оснований досрочного расторжения договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра транспорта Российской Федерации Дмитрия Станиславовича Зверева. Пожалуйста. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Законопроект предусматривает возможность досрочного расторжения договора аренды, подчёркиваю, в судебном порядке в случае повторного в течение одного года невыполнения арендатором в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный экологический контроль (надзор) или федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды или законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности, связанной с погрузкой или разгрузкой угля в морском порту, установленного предписанием контрольного органа и вступившим в законную силу, подчеркну, решением суда об административном приостановлении деятельности арендатора. Законопроект, с одной стороны, направлен на обеспечение благоприятных условий жизни и здоровья населения, исключение вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности, связанной с погрузкой и разгрузкой угля, а с другой стороны, учитывает интересы бизнеса: мы говорим о том, что лишь возможно и только при неоднократном нарушении. Законопроект подготовлен в связке с разработанным Минприроды России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации № Пр-524 и уже принятым Федеральным законом № 530-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". По предложению Российского союза промышленников и предпринимателей срок вступления в силу закона установлен с 1 сентября 2025 года. В этом смысле он полностью корреспондирует по сроку с 530-м федеральным законом. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виктора Ефимовича Дерябкина. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Станиславович подробно доложил нам о положительных сторонах законопроекта. Законопроект был рассмотрен на заседании комитета, в рамках которого произошёл обмен мнениями относительно его положений, высказан ряд замечаний и предложений. Комитет Государственной Думы по энергетике в своём заключении выразил мнение, что в представленной концепции законопроект несёт в себе риски приостановки деятельности и банкротства стивидорных и угледобывающих компаний, и поддерживает принятие законопроекта в первом чтении при условии, что будут учтены ко второму чтению все предложения, которые они внесли. По мнению Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, в текущих условиях внешнего давления на отечественную экономику приостановка погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах может привести к сокращению рабочих мест и к другим негативным моментам, поэтому все возможные риски должны быть нами тщательно проработаны ко второму чтению. Комитет поддержит принятие законопроекта в первом чтении, мы считаем, что все указанные поступившие предложения могут быть учтены в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, ну, наверное, имеет право на существование такая идея. Но скажите, скольких портов это может коснуться на данный момент? Это первое. И второе. С нашей точки зрения, есть... Вот у меня есть обращение нескольких десятков руководителей по поводу участка акватории реки Дон до Аксайского моста, который признали морским портом. Вы знаете, что признание морским портом резко меняет ситуацию: ну, морская вода и пресная вода - это же разное воздействие и разные затраты на строительство, экологию и так далее, что резко уменьшает инвестиционные возможности и лишает рабочих мест несколько тысяч человек. Вот мы вам трижды писали, а вы... Ну у вас там коллега есть, он моряк сам, понимаете? Он не понимает, что такое речной порт, а может быть, имеет какие-то, ну, виды на то, чтобы... (Микрофон отключён.) ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Но всё-таки законопроект касается морских портов, и в первую очередь он касается восьми - как вы знаете, с теми самыми восьмью стивидорами были подписаны министерством природы соответствующие соглашения, были планы-графики как раз по устранению недостатков. И наверное, если бы в полном объёме стивидоры выполняли свои обязательства по уже ранее выданным предписаниям по устранению недостатков, мы бы и не ставили перед собой задачу по внесению данного законопроекта. И даже срок, который устанавливается, 2025 год, как раз даёт возможность бизнесу устранить нарушения, войти в нормальный график, с одной стороны, работы, с другой стороны, выполнения экологических требований. Второй вопрос. Наверное, предвосхищая... я уже с коллегами обсуждал: всё-таки речь идёт о порте или об объектах порта? Конечно же, речь идёт об объектах порта, по которым есть нарушения. Мы, если данная фраза, или дефиниция, некорректно отражена, готовы внести юридико-технические изменения, корректирующие дефиницию с точки зрения того, чтобы чётко читалось, что приостановка... в любом случае в КоАП предусмотрена приостановка в отношении объектов, но и здесь в части возможности расторжения соответствующего договора это касается конкретного объекта, чтобы не звучал порт в целом, хотя и так понятно, что это портовое гидротехническое сооружение. И третий вопрос: всё-таки какого количества объектов это касается? Сегодня самые явные нарушения, по которым мы ведём мониторинг, отслеживаем, касаются восьми стивидоров - это Находкинский порт, Посьет, Восточный порт, Владивостокский порт, Восточная стивидорная компания, стивидорная компания "Малый порт", там есть нарушения как раз по перевалке и нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М. Дмитрий Станиславович, да, необходимо уточнение по портовой инфраструктуре, это первое. Второе: почему только уголь, ведь есть и другие пылящие грузы? И третье: почему только данный вид загрязнителей рассматривается, когда есть ещё инфраструктурные проблемы, например отсутствие очистных сооружений? И опять же, что будет в тех случаях, когда решение суда невозможно исполнить в силу технологических особенностей нахождения данного объекта? ЗВЕРЕВ Д. С. Борис Михайлович, спасибо за вопросы. Я бы всё-таки хотел вернуться, наверное, к "дорожной карте", или регламенту, к тому, как это будет осуществляться. В первую очередь органы государственного контроля выносят необходимые предписания, для того чтобы конкретная компания, в данном случае стивидорная компания, выполнила экологические и санитарно-эпидемиологические требования, а уже после этого при неоднократном неисполнении идёт речь о приостановке. И только после этого возникает вопрос о возможности расторжения договора в судебном порядке, так как Гражданский кодекс нам не позволяет это делать, и через особенности заключения договора, которые мы сразу предусматриваем, мы таким образом запускаем этот механизм. Что касается других грузов, мы отрабатывали данный вопрос совместно с министерством природы и исходили из того, что поручением Президента Российской Федерации был обозначен именно данный вопрос и, наверное, не то время сейчас, чтобы сразу обозначать бизнесу достаточно жёсткие меры реагирования по всем типам грузов, давайте всё-таки оценивать их опасность для окружающей среды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Дмитрий Станиславович, согласно проекту федерального закона, загрязнение окружающей среды при погрузке, разгрузке угля будет являться основанием для расторжения договора аренды морского порта. В связи с этим уточните, пожалуйста, предусматриваются ли ещё возможности, помимо досрочного расторжения договора аренды, будет ли это основанием для привлечения лица к ответственности за нанесённый экологии ущерб, в том числе с точки зрения принятия компенсирующих мер, прежде чем виновному будет дана возможность уйти из порта? ЗВЕРЕВ Д. С. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Повторю ещё раз тезис о том, что расторжение в судебном порядке, безусловно, лишь опция. В первую очередь стивидор должен выполнить требования, должен устранить недостатки, особенно длящиеся недостатки, и, безусловно, компенсировать ущерб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Дмитрий Станиславович, в очередной раз хочу вас попросить обратить внимание на существующую проблему, и этот вопрос я уже один раз задавал, письмо в ваш адрес, в адрес министерства ушло. Речь идёт о Ненецком автономном округе, городе Нарьян-Маре, там морской порт, и акватория расположена таким образом, что жители Заполярного района, которые едут в больницу, на работу либо на рыбалку, вынуждены пересекать 500 метров акватории, и в этом случае они должны иметь необходимое оборудование, стоимость которого 25 тысяч рублей. Абсолютно не нужно оно им. Давайте поменяем границы акватории и сделаем маленький коридор, для того чтобы моторные лодки могли проходить, и не будет необходимости приобретать жителям оборудование, тратить большие деньги на всё это. Это в компетенции правительства находится, но необходимо, чтобы инициатором выступило соответствующее министерство. И просьба: может быть, вы свяжетесь с региональными чиновниками, кто за это отвечает, кого-то командируете. Вы увидите, что речь идёт о пустом... (Микрофон отключён.) ЗВЕРЕВ Д. С. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос. Письмо находится действительно в профильном департаменте морского и речного транспорта, там есть две позиции, которые мы сейчас отрабатываем, чтобы всё-таки достичь результата. Первое, это действительно изменение границ, но для этого должны быть все границы установлены. Второе, это изменение обязательных правил, которые как раз утверждаются приказом министерства. Наиболее оптимальный вариант будет выбран, мы готовы вам доложить обязательно. Вопрос есть, рассматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кривоносов Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Станиславович, в законопроекте говорится о разгрузке, погрузке угля. Как вы считаете, может быть, список вредных грузов нужно расширить? Бывают и минеральные удобрения, и другие виды грузов, которые могут нанести ущерб окружающей среде. ЗВЕРЕВ Д. С. Сергей Владимирович, спасибо за вопрос. Это рассматривалось и в законопроекте о рейдовой перевалке, но здесь мы всё-таки говорим о возможности досрочного расторжения. Исходили из опасности вреда окружающей среде и рассматривали вместе с Росприроднадзором. Если правоприменительная практика по нарушениям по иным видам грузов (имеются в виду стивидоры, занимающиеся иными видами грузов) будет такая же отрицательная, уверен, практика по дополнению позиций с точки зрения товарных номенклатур будет расширена. Но сейчас акцент Росприроднадзор делает именно на угольной пыли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 09 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.