Заседание № 247
11.06.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 316515-3 "О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2750 по 3078 из 13718
Пункт 11 - проект федерального закона "О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах м участниках Содружества Независимых Государств". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Александра Альбертовича Вешнякова. Пожалуйста, Александр Альбертович. Очень интересный закон. Вот и расскажите про его уникальность. Пожалуйста. ВЕШНЯКОВ А. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Позвольте представить на ваше рассмотрение для ратификации Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах м участниках Содружества Независимых Государств. Конвенция была подписана в Кишинёве 7 октября 2002 года руководителями семи стран СНГ, в том числе и Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем. Моя задача сегодня несколько упрощается тем обстоятельством, что конвенция разрабатывалась по линии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств при активной помощи и поддержке многих депутатов Государственной Думы и была одобрена парламентскими делегациями на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств в ноябре 2001 года. Говоря о значении конвенции, нельзя не отметить, что она кодифицировала все существующие обязательства государств в плане проведения демократических выборов, которые в настоящее время рассредоточены более чем в двадцати международных документах. Эти обязательства конкретизированы и развиты в этом уникальном международно-правовом документе, носящем форму многостороннего международного договора. Конвенция основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права в области организации избирательного процесса, зафиксированных в документах Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, Совета Европы. Кстати, на разных стадиях подготовки проект конвенции по нашей инициативе дважды проходил экспертизу в бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое высоко оценило подготовленный документ. Более того, разработка конвенции СНГ послужила своего рода катализатором активизации деятельности ОБСЕ в области кодификации международных избирательных стандартов. Безусловно, следует упомянуть и о том, что идеи конвенции восприняты в Совете Европы. На сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы 30 января этого года принята специальная рекомендация о подготовке Европейской конвенции о стандартах проведения выборов с учетом аналогичного проекта, разработанного ЦИК России в рамках Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, во многом опирающаяся на ту же конвенцию СНГ. Таким образом, эта инициатива Российской Федерации в сфере избирательных прав и свобод человека и гражданина получила адекватное и своевременное международное признание и продолжение. Уважаемые депутаты, данную информацию я довел до вас, чтобы продемонстрировать, какой потенциал несет в себе представленная на ратификацию конвенция. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что настоящая конвенция - это пока единственный международно-правовой документ такого рода в электоральной сфере. В чем ее основные достоинства? Для государств - участников СНГ конвенция может стать объективным инструментом демократического развития национальных законодательств в соответствии с нормами международного права, защиты от политики двойных стандартов, нередко применяемой некоторыми государствами и международными организациями при оценке выборов в государствах СНГ. В то же время ратификация указанной конвенции не влечет дополнительных обязательств для Российской Федерации, поскольку все ее положения базируются на Конституции и законодательстве о выборах Российской Федерации и не требуют внесения в них каких-либо изменений и дополнений. Конвенция не препятствует и выполнению Российской Федерацией других международных обязательств, в том числе по вопросам создания Союзного государства Белоруссии и России, выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства от Российской Федерации. Абсолютно очевидна демократическая направленность конвенции. Известно, что всегда надо находить ответ на, так сказать, ключевой вопрос: а кому выгоден тот или иной документ? Кому выгодна данная конвенция? В первую очередь она защищает интересы тех, кто сам избирает, то есть наших избирателей, граждан Российской Федерации и стран СНГ, закрепляя их избирательные права и свободы в этом международно-правовом документе. Во-вторых, конвенция защищает интересы тех, кого избирают, поскольку в ней утверждаются единые демократические правила организации проведения выборов. В третьих, она защищает интересы других участников избирательного процесса, например, национальных и международных наблюдателей, представителей средств массовой информации, предоставляя им широкие возможности и права в ходе избирательных кампаний. Наконец, конвенция защищает интересы организаторов выборов в том смысле, что позволяет оценивать их работу с точки зрения оформленных международно-правовых норм. Безусловно, достоинством конвенции является то, что она содержит положения, направленные на цели защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, независимо от его национальной принадлежности. А это будет содействовать обеспечению и реализации избирательных прав и свобод наших соотечественников, проживающих в государствах, которые подписали и ратифицируют конвенцию или намерены к ней присоединиться. Не могу не сказать о коллективном характере создания данной конвенции. В этой работе принимали участие более тридцати различных национальных и международных структур, что обусловило высокую степень проработанности каждой статьи документа, логичность ее структуры и соответствие основным международным актам, предусматривающим стандарты и критерии в области избирательного права и избирательных процедур. И последнее, на что я хотел бы обратить внимание депутатов Государственной Думы. Конвенция вступит в силу после ее ратификации тремя государствами - участниками СНГ. По имеющейся информации, наши партнеры ждут в этом вопросе примера России, который, без сомнения, повлияет на ход ратификации в парламентах государств СНГ. Во всяком случае, эта процедура находится на достаточно продвинутой стадии в высших законодательных органах власти Киргизской Республики, Республики Молдова. На Украине, как сообщают наши коллеги, вопрос ратификации конвенции намечено внести в повестку осенней сессии Верховной Рады. Что касается присоединения к конвенции других государств СНГ, пока не подписавших ее, то знаю, что этот вопрос серьезно изучается в государственных структурах Азербайджанской Республики, Республики Беларусь и Республики Казахстан, где я был буквально два дня назад, они изучают вопрос присоединения к данной конвенции также. Убежден, что рано или поздно соответствующие решения в этих государствах будут приняты. Надеюсь, что Государственная Дума не только ратифицирует этот документ, но и будет играть важную роль в том, чтобы способствовать превращению конвенции в действенный механизм укрепления демократической государственности как в России, так и в других государствах СНГ. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содокладчик Андрей Афанасьевич Кокошин. Пожалуйста. КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассматриваем, я считаю, исключительно важный документ, который имеет стратегическое значение для взаимоотношений на постсоветском пространстве, для реализации стратегических направлений внешней политики России. Президент России Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию недавно отметил, что СНГ - это зона стратегических интересов России, так же как и страны СНГ рассматривают Россию как зону своих стратегических интересов. Это напрямую относится к проблеме обеспечения демократии, обеспечения прав человека в СНГ и в других странах постсоветского пространства. С принятием этой конвенции Россия утверждает свое лидерство по этому вопросу. И надо прямо отметить, что применительно к проблеме выборов, обеспечения демократии, несмотря на все существующие у нас проблемы, положение дел в России намного лучше, чем во многих других близлежащих странах - и принадлежащих к СНГ, и не принадлежащих к СНГ. И Александр Альбертович сказал, что все участники конвенции ждут, как поведет себя Россия. С принятием этой конвенции, я думаю, у нас появятся дополнительные возможности совместно с нашими партнерами, друзьями, соседями по странам СНГ воздействовать на обстановку в этой сфере. Я не могу не отметить, что меня, моих коллег по Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками серьезно тревожит положение дел с правами человека в целом ряде наших сопредельных стран, и мы будем активно ставить эти вопросы. Наличие же такой конвенции будет нам давать в этом отношении дополнительные возможности. Мы очень серьезно относимся к нарушению прав человека не только в Туркмении, например, и не только применительно к нашим соотечественникам, к русскоязычному населению, но мы так же серьезно относимся к нарушениям прав человека в отношении людей любого этнического происхождения на постсоветском пространстве. Очень большую тревогу вызывают нарушения прав человека в Латвии, где до сих пор очень значительная часть населения не имеет этих прав и не может голосовать, участвовать в голосовании, тем самым не может участвовать в реализации одного из базовых прав и демократических свобод, которые сейчас общеприняты в мире, и особенно в Европе. Вот с учетом всего этого Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками единогласно принял решение поддержать принятие этого закона и просит соответствующим образом голосовать Государственную Думу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Афанасьевич. Задержитесь на трибуне, может быть, вопросы будут. Пожалуйста, коллеги, есть вопросы? Митрохин Сергей Сергеевич, к кому вопрос? МИТРОХИН С. С., фракция "ЯБЛОКО". Вопрос, наверное, к Александру Альбертовичу будет. Пункт 8 статьи 9, в нем запрещается бойкот или призывы к бойкоту выборов, отказ от выполнения избирательных процедур или избирательных действий. Написано, что это должно преследоваться по закону. Вопрос из двух частей. Во-первых, соответствует ли это российскому законодательству, в котором нет такого запрета - на бойкот выборов? Во-вторых, соответствует ли это как раз вот той поставленной задаче - стремиться к демократизации режимов стран СНГ, потому что мы знаем, какие режимы у нас существуют. Хоть, к примеру, Туркмения, Белоруссия не присоединились, тем не менее некоторые другие страны с авторитарными тенденциями присоединились. Иногда там выборы сами превращаются... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. МИТРОХИН С. С. Там иногда выборы превращаются в профанацию, и бойкот таких выборов является единственным способом для граждан заявить свою позицию. Кстати, и Грузия вот сделала оговорку по этому вопросу. Не кажется ли вам, что все-таки этот пункт лишний и его следовало бы устранить из текста соглашения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Альбертович. ВЕШНЯКОВ А. А. Уважаемый Сергей Сергеевич, я полагаю, что этот пункт совершенно не лишний, потому что его надо читать в полном объеме, а он начинается так: "Лица и органы, чья деятельность направлена на фальсификацию подсчета голосов, итогов голосования и результатов выборов, на воспрепятствование свободному осуществлению гражданином его избирательных прав и свобод...", а потом уже говорится: "в том числе в форме бойкота... должны преследоваться по закону". Вы же не можете отрицать, что лица, которые направляют свою деятельность на фальсификацию итогов выборов, должны преследоваться по закону, что соответствует полностью в данном случае всему законодательству Российской Федерации? Вы сфокусировали внимание на вопросах бойкота, но в данном случае по позициям бойкота законов Российской Федерации нет, и не планируется их предусматривать в ближайшее время. Что касается республик, которые вы назвали, то, конечно, можно с большой долей вероятности говорить, что пока в разработке этой конвенции, в рассмотрении ее не участвовала Туркмения, и, видимо, она в ближайшее время к этому шагу не готова, наверное. Но в то же время этот документ открыт для присоединения, а если к нему присоединяешься, то берешь на себя обязательства - обязательства проведения демократических выборов. Ведь надо смотреть все другие статьи, которые предусматривают широчайшие права в том числе наблюдателей, широчайшие права средств массовой информации, широчайшие права на получение полной информации каждым из избирателей и гарантированные права кандидатам, политическим партиям на ведение своей избирательной кампании. Поэтому когда в общем контексте смотрим на эту конвенцию, то, я полагаю, опасаться того, чего вы опасаетесь, не надо, а, наоборот, надо приветствовать и стремиться к тому, чтобы она была сегодня ратифицирована и чтобы как можно больше государств - стран СНГ и, может быть, даже не стран СНГ присоединись к этому документу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще вопросы? Так, есть. Пожалуйста, Коломейцев Виктор Андреевич. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к Александру Альбертовичу. В конвенции есть статья 10, которая предполагает быстрое и эффективное рассмотрение жалоб на нарушение избирательных прав. Вот три месяца назад я к вам обратился с жалобой на нарушения при выборах в Законодательное Собрание Ростовской области - получил мгновенный ответ. Я его зачитаю. На ваш запрос сообщаем, что изложенные в нем факты являются предметом тщательной и всесторонней проверки со стороны ЦИК России. Последней образована специальная комиссия для изучения материалов дела на месте. О результатах проверок вам будет сообщено в установленные законом сроки. Прошло два с половиной месяца - ни ответа ни привета. После ратификации этой конвенции ситуация с содержательной проверкой жалоб по избирательному законодательству у нас в России как-то изменится? А то мы собираемся учить всех в сопредельных странах СНГ, а сами у себя порядок навести не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВЕШНЯКОВ А. А. Уважаемый Виктор Андреевич, вы правильно процитировали данную статью, она совершенно правильная, а что касается примера, который вы привели, давайте конкретно в нем разберемся. То есть принятие этой конвенции с соответствующей статьей никак не ухудшит вашу ситуацию, а, наоборот, улучшит. Тем более выведет ее на уровень международного договора, принятого Российской Федерацией, обязательного для исполнения и Россией, и другими государствами, которые к ней присоединятся. Поэтому я прошу частные случаи, в том числе пример, который привели, не путать с теми общими задачами, которые ставит эта конвенция. И я готов персонально ответить вам на вопросы, которые возникают по частному случаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эта конвенция ведь и вас обязывает, наши избирательные комиссии в странах СНГ. ВЕШНЯКОВ А. А. Конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть, да? Пожалуйста, Алкснис Виктор Имантович. АЛКСНИС В. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, у меня нет больших сомнений в необходимости ратификации данной конвенции. Единственное, на что я хотел обратить ваше внимание, - это на то, что нам необходимо и наше законодательство о выборах приводить в соответствие с этой конвенцией, и устранять те недостатки, которые в нем имеются. Я хотел бы обратить внимание, что до выборов депутатов Госдумы осталось полгода, но в действующем законе о выборах депутатов Государственной Думы и в законе об основных гарантиях есть серьезные недостатки, которые очень серьезно скажутся на ходе проведения выборов. И как мне кажется, эти моменты противоречат в том числе и принимаемой конвенции и серьезно затруднят проведение предвыборной кампании. Я хотел бы обратить внимание, пользуясь тем, что здесь находится Александр Альбертович Вешняков, на то, что вот те поправки, которые уже внесены и будут сегодня рассматриваться, частично снимают вопросы, но каждый день выявляются новые и новые проколы. И вот, например, последний. Ну, совершенно справедливо в законодательство введено положение о том, что нельзя без письменного разрешения физического лица использовать его изображение или позитивные высказывания. Ну, мы уже знаем пример с Геннадием Николаевичем Селезнёвым, когда депутат Федулов это делал, или, скажем, когда манипулируют изображением Президента и других лиц. Но в этой ситуации, мне кажется, хотели как лучше, а получилось как всегда. Ну, представим, партия "Единая Россия" запускает рекламный ролик на выборах, в котором показывает свою деятельность среди избирателей, скажем, пикет по сбору подписей против повышения энерготарифов. Она будет обязана представить вместе с роликом подписи всех тех лиц, которых показывают на экранах телевизоров как подписывающихся против повышения тарифов. Ну это же не реально! Съемка была сделана год назад, и вот через год надо будет искать этих людей, чтобы получить у них подписи? Да, очевидно, необходимо вводить в законодательство запрет, но надо определить круг лиц. Ну, на мой взгляд, это должны быть Президент Российской Федерации, премьер-министр, Председатель Государственной Думы, Председатель Совета Федерации, федеральные министры, руководители субъектов Федерации и так далее. То есть надо определить четкий круг лиц, без разрешения которых нельзя использовать их изображение. Ведь ясно же, что изображение пенсионерки Марьи Петровны Ивановой, если человек показывает, как он встречался с ней у себя на приеме по личным вопросам, не повлияет, не может оказать такого глобального воздействия, как фальсифицированный снимок с Президентом или фальсифицированная видеосъемка какого-то всем известного человека: политического деятеля, скажем, спортсмена - олимпийского чемпиона или кого-то другого. И поэтому вот эта часть 8 статьи 57, на мой взгляд, Александр Альбертович, требует срочного внесения поправки, потому что иначе практически вся телевизионная агитация будет невозможна. Любое изображение на экране телевизора человека, которого найти невозможно, потому что он участвует в массовом митинге на Васильевском спуске, условно говоря, где "Единая Россия" проводит свое мероприятие, стоят сотни людей, камера показывает их лица, но это изображение физических лиц - значит, необходимо найти их, чтобы они поставили подписи? И поэтому я обращаюсь к вам с просьбой все-таки в часть 8 статьи 57 закона о выборах депутатов и часть 9 статьи 48 закона об основных гарантиях прав срочно внести поправки и рассмотреть этот вопрос в Государственной Думе. Я буду вносить со своей стороны эти поправки, но необходима совместная работа, чтобы успеть эти поправки принять до выборов, иначе мы все действительно окажемся в очень сложном положении. Спасибо за внимание. А конвенцию надо ратифицировать.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3099 по 3117 из 13718
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств". Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 55 сек.) Проголосовало за 404 чел. 89,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел. 10,2% Результат: принято Принимается. Спасибо.