Заседание № 211

14.02.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 316140-4 "О внесении изменения в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об исключении нормы, предусматривающей возможность осуществления посреднической деятельности на территории Российской Федерации органов или организаций иностранных государств при усыновлении российских детей иностранными гражданами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5713 по 6365 из 6579
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 126-1       
Семейного кодекса Российской Федерации". Доклад Елены Владимировны              
Афанасьевой.                                                                    
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О   
внесении изменения в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации".      
Данный проект закона касается исключения нормы, предусматривающей возможность   
осуществления на территории Российской Федерации посреднической деятельности    
органов или организаций иностранных государств при усыновлении российских       
детей иностранными гражданами.                                                  
                                                                                
Прежде чем начать доклад по своему законопроекту, хочу напомнить, что за        
последние три года по данному вопросу Государственная Дума четыре раза          
обращалась в Правительство Российской Федерации с требованием навести порядок   
в вопросах усыновления и деятельности иностранных агентств на территории        
России. За этот период также было вынесено пять постановлений Генеральной       
прокуратуры по этим же вопросам, но ситуация не меняется, если не сказать,      
что она стала хуже.                                                             
                                                                                
Хочу сразу пояснить, что российское законодательство, а именно Семейный         
кодекс Российской Федерации, статья 126-1, пункт 1, говорит о том, что          
посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается, то есть        
запрещается. В то же время пункт 2 этой же статьи, который я предлагаю          
исключить из Семейного кодекса, устанавливает исключение, то есть не признаёт   
посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки    
и попечительства и органов исполнительной власти, а также - непонятно почему    
- деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов     
или организаций по усыновлению детей.                                           
                                                                                
Разберём данный пункт, его составные части, подробнее. Да, я согласна с тем,    
что нельзя считать посреднической деятельностью по усыновлению детей            
деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти,    
но упоминание данных органов в этой статье излишне, так как статья 121 и        
статья 122 Семейного кодекса говорят о том, что этот вид деятельности - это     
обязанность этих органов. Так для чего же тогда авторы данной статьи в 98-м     
году упомянули эти органы именно в этом пункте? Видимо, для того, чтобы         
скрыть истинное предназначение данного пункта, а именно деятельность            
иностранных агентств по усыновлению детей. Всё звучит благородно:               
деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или   
организаций по усыновлению детей. Но что происходит в реальности? Ни одно из    
государств официально не уполномочило ни одно из своих агентств действовать     
на территории России именно по вопросам усыновления. Агентства на территории    
России действуют на основании рекомендательных писем, выданных органами,        
которые выдавали лицензии в странах образования этих агентств, в странах        
происхождения. На территории России представительства этих агентств             
регистрируются без образования юридического лица, заявляя о гуманитарном        
характере своей деятельности. На самом деле эти агентства преследуют совсем     
иные цели: они собирают данные на детей, они подбирают детей, они подкатывают   
и, видимо, откатывают российским чиновникам вплоть до судов.                    
                                                                                
Следующий непонятный принцип, который заложен в данном пункте статьи 126-1, -   
принцип взаимности в деятельности таких агентств. Для нас этот принцип вообще   
никакой роли не играл, не играет и в обозримом будущем играть не будет. Дело    
в том, что российские граждане крайне редко усыновляют иностранных детей и      
практически ни одно российское агентство на территории других государств не     
работает. Для того чтобы иметь возможность отслеживать дальнейшую судьбу        
нашего малыша, которого усыновили иностранные граждане, необходимы              
двусторонние международные договора об этом, чего до сих пор не сделано ни с    
одним государством. Порядок деятельности иностранных агентств, порядок          
контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.                   
                                                                                
Что происходит в реальной жизни сейчас? Постановление правительства 2000 года   
ограничивало деятельность таких агентств. Например, информация на ребёнка в     
банке данных могла быть получена только после того, как на усыновителя были     
поданы документы. Причём усыновитель лично должен был приехать в детский дом,   
познакомиться с детским домом, познакомиться с ребёнком и потом лично           
присутствовать в суде. Вместо того чтобы усилить контроль за деятельностью      
таких агентств - с 2000 года проводились неоднократно проверки не только        
Генеральной прокуратурой, но и органами ФСБ, - наше правительство принимает     
новое постановление 4 ноября 2006 года, которое, наоборот, расширяет            
полномочия этих агентств, да ещё эти полномочия противоречат законам            
Российской Федерации. Например, в их полномочия теперь входит визовая           
поддержка, присутствие в суде, и в принципе легализуется право взимать плату,   
в то время как усыновление на территории Российской Федерации проходит          
бесплатно.                                                                      
                                                                                
Тот, кто прочитал заключение Комитета по делам женщин, семьи и детей на этот    
законопроект, тот понял, насколько ужасающая, катастрофическая ситуация         
складывается в этой области - области усыновления вообще. Особенно это          
касается международного усыновления. Насколько нагло, нарушая российские        
законы, действуют здесь иностранные агентства в вопросах усыновления,           
насколько бездушны наши чиновники, которые берут взятки и отправляют наших      
малышей неизвестно куда!                                                        
                                                                                
Но это только половина того, что вытерпела комитетская бумага. Вторая           
половина - это отчёты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые     
говорят о том, что в деятельности агентств существуют нарушения: неразбериха    
в лицензировании деятельности, отсутствие должного контроля за деятельностью    
этих агентств и, что самое главное, отсутствие возможности со стороны           
Российского государства проконтролировать дальнейшую судьбу своего              
маленького, молодого гражданина - его быт после усыновления, условия жизни и    
моральное самочувствие в новой семье. Поэтому основной аргумент, который        
приводит правительство в своём отзыве на данный законопроект, я считаю          
несостоятельным. Правительство говорит: запрет деятельности агентств приведёт   
к невозможности осуществлять контроль за условиями жизни и воспитанием          
усыновлённых детей за границей. Но опять вернёмся к реальности. Речь идёт о     
так называемых отчётах о жизни детей. Эти отчёты на самом деле самая            
натуральная фикция. Во-первых, ни одно из агентств мы просто не можем даже      
законодательно заставить давать такие отчёты. Во-вторых, даже неблагоприятный   
отчёт не будет иметь практического значения, опять же потому что нет договора   
между двумя государствами, который будет регулировать межгосударственные        
отношения в вопросах усыновления. То есть если мы знаем, что ребёнку плохо на   
территории другого государства, мы не можем вернуть его сегодня на территорию   
Российской Федерации. Его начинают передавать уже там из семьи в семью, и вы    
понимаете, как сказывается это на психике ребёнка. И один из последних          
случаев - тринадцатилетняя девочка, которая уже четыре семьи сменила на         
территории Соединённых Штатов. Она говорит: "Заберите меня обратно!" А          
российское государство этого сделать не может, потому что она уже является      
гражданкой другого государства.                                                 
                                                                                
Само по себе запрещение деятельности на территории России иностранных           
агентств по усыновлению не будет препятствовать усыновлению иностранными        
гражданами российских детей. Возможность этого предусмотрена статьями 124 и     
165 Семейного кодекса, в соответствии с которыми все действия, входящие в       
досудебные, в судебные процедуры усыновления, иностранные граждане, как и       
граждане Российской Федерации, обязаны совершать лично. Необходимую помощь      
иностранным гражданам, которые желают усыновить российского ребёнка, могут      
оказать консульские службы на территории Российской Федерации. Поэтому, когда   
говорят: а как они будут общаться на русском языке, они его не знают, -         
пожалуйста, сейчас не проблема нанять любого переводчика на территории          
России, приехать и лично это всё сделать, как положено по законодательству      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Данный законопроект был поддержан тридцатью двумя субъектами Российской         
Федерации. Три региона этот законопроект не поддержали: Московская,             
Саратовская и Ростовская области. И в десяти регионах мнения законодательной    
власти и исполнительной власти разошлись: законодательная власть выступает за   
данный законопроект, исполнительная власть выступает против, и я думаю, что     
те, кто когда-то работал с министерствами образования, непосредственно          
отвечающими за усыновление детей, в том числе международное, могут подвергать   
это сомнению.                                                                   
                                                                                
Официальный отзыв правительства также отрицательный. Об аргументе главном я     
уже сказала.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вас прошу поддержать данный законопроект, потому что       
вообще у иностранцев на сегодняшний день есть устойчивое мнение, что в России   
можно купить всё, и даже детей, и они говорят: ради бога, заплати деньги и ты   
получишь такого ребёнка, какого ты хочешь, тебе там выберут, подберут, только   
плати.                                                                          
                                                                                
Каждый из нас своими действиями сегодня должен определиться: если вы за то,     
чтобы в XXI веке происходила торговля людьми, то голосуйте против моего         
закона.                                                                         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Александр Александрович Сизов.                     
                                                                                
СИЗОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги-депутаты!        
Комитет внимательно рассмотрел законопроект, внесённый Еленой Владимировной     
Афанасьевой, и в целом согласен с оценкой ситуации в сфере усыновления наших    
детей иностранными гражданами. Государственная Дума уже не раз обращалась к     
обсуждению этих проблем. Уже четыре раза мы принимали парламентские запросы к   
председателю правительства по вопросу о наведении порядка в этой сфере.         
                                                                                
Сегодня демографическая ситуация критическая, и мы должны дорожить каждым       
рождённым ребёнком, однако в последние годы ежегодно порядка семи-восьми        
тысяч наших детей усыновляют иностранцы, и они навсегда покидают нашу страну.   
Это в основном дети маленькие, здоровые или имеющие заболевания, которые в      
России лечатся, дети-инвалиды составляют не более 2 процентов.                  
                                                                                
Резкий рост иностранного усыновления и падение усыновления внутри страны        
произошли после 98-го года, когда в России была легализована деятельность       
иностранных агентств по усыновлению. До последнего времени в России легально    
работали с разной степенью интенсивности около шестидесяти агентств, в          
основном из США. Как они работают в России, нас неоднократно информировала      
Генеральная прокуратура, а также ФСБ: есть нарушения российского                
законодательства. Вопреки установленному порядку представители ряда агентств    
занимаются активным поиском детей в детских учреждениях, отслеживают детей с    
момента рождения, получают информацию о ребёнке гораздо раньше российских       
граждан и так далее.                                                            
                                                                                
Не снимая вины с наших чиновников, хочу сказать, что за этим стоят, конечно,    
большие деньги. Всем известно, что ребёнок из России обходится в 25-30, а то    
и 80 тысяч долларов, хотя по законодательству России усыновление на всех его    
этапах осуществляется бесплатно. Контроль за деятельностью агентств             
недостаточный, в основном контролируется, представлены или нет отчёты о жизни   
наших детей за рубежом. Вместе с тем Государственная Дума, я уже говорил,       
неоднократно обращала внимание правительства, что предоставление отчётов нам    
мало что даёт, и это не может восприниматься как осуществление контроля. Если   
ребёнку на чужбине плохо, ни один российский орган не вправе сегодня            
вмешиваться в решение дальнейшей судьбы ребёнка или вернуть его в Россию. Мы    
предлагали правительству решить вопрос путём заключения двусторонних            
договоров России с теми странами, которые усыновляют наших детей. Хорошо, что   
сейчас этот процесс медленно, но пошёл, на заключительном этапе находится       
подписание договора между Россией и Италией.                                    
                                                                                
Следует также отметить, что на ниве международного усыновления кроме            
легальных агентств пасётся ещё много незаконных посредников, а эффективных      
мер противодействия их незаконной деятельности до сих пор не выработано.        
Комитет считает, что предложенный депутатом Афанасьевой полный запрет           
деятельности в России иностранных агентств по усыновлению будет, по существу,   
способствовать только одному - размножению и процветанию незаконных             
посредников. Из России агентства не уйдут, будут работать нелегально, а         
отследить и поймать их за руку будет весьма сложно. Государственный контроль    
за процессом усыновления, как я уже говорил, пока слабый.                       
                                                                                
Позиция комитета, которую он не только неоднократно заявлял, но и               
последовательно отстаивает на всех уровнях власти, сводится к следующему.       
                                                                                
Во-первых, компетентным органам необходимо усилить государственный контроль     
за деятельностью иностранных агентств по усыновлению на территории России и     
принять действенные меры, направленные на выявление и пресечение                
посреднической деятельности при усыновлении детей иностранными гражданами.      
                                                                                
Во-вторых, мы считаем, что допускать деятельность на территории России          
иностранных агентств по усыновлению возможно только при наличии двустороннего   
международного договора, гарантирующего на уровне государственных               
международных обязательств соблюдение порядка передачи детей на усыновление и   
осуществление контроля за их жизнью в семьях усыновителей за рубежом.           
                                                                                
В-третьих, Правительству Российской Федерации необходимо активизировать         
работу по заключению таких договоров, и, самое главное, необходимо и на         
федеральном, и на региональном уровнях всячески содействовать тому, чтобы как   
можно больше детей-сирот устраивалось в российские семьи. Эту задачу поставил   
президент, и она уже начала реализовываться. Как вы знаете, на федеральном      
уровне приняты меры по материальному стимулированию тех граждан, которые        
хотят взять детей. Введено федеральное пособие в размере 8 тысяч рублей на      
каждого ребёнка при принятии его в семью. Из федерального бюджета в помощь      
регионам выделены средства в размере 6,2 миллиарда рублей на увеличение         
оплаты труда приёмных родителей и содержания детей в опекунских и приёмных      
семьях. Однако одними деньгами проблему не решить. Если сидеть сложа руки и     
ждать, когда люди сами придут, и при этом ещё создавать им искусственные        
препятствия - а это, к сожалению, тоже имеет место, - то результата не будет.   
Надо людей информировать, просвещать, учить, работать с ними, помогать им.      
Задача сегодняшнего дня - создание такой государственной системы, которая       
обеспечивала бы устройство сирот именно в российские семьи в разных формах -    
в приёмную семью, под опеку, на усыновление, чтобы система работала на          
профилактику социального сиротства. Будем активно этим заниматься, тогда и      
проблемы с международным усыновлением отпадут сами собой. На усыновление        
иностранцам будем отдавать единицы, а уж если отдали на усыновление             
иностранцам, должны знать, что с этими детьми происходит, до восемнадцати лет   
они граждане России, они имеют двойное гражданство.                             
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует законопроект отклонить. Наш комитет    
готов к сотрудничеству с депутатами всех фракций в вопросах наведения порядка   
в области международного усыновления российских детей. К сведению депутатов,    
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а также     
Правительство Российской Федерации не поддерживают законопроект.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Так как у нас осталось не очень много    
времени, я также прошу...                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну и что? У вас среда, и у нас среда, у нас с вами        
разные среды. Да, и среды тоже разные бывают.                                   
                                                                                
Запишитесь тогда на вопросы. И примем решение, как будем отвечать на них.       
                                                                                
Покажите результаты записи.                                                     
                                                                                
Десять человек. Предложения какие будут? По одному от фракции.                  
                                                                                
От независимых заявление тогда давайте, что вы выступаете, Светлана Петровна.   
Я сегодня в порядке исключения вам слово предоставляла уже.                     
                                                                                
Так, от фракции КПРФ кто? Кузнецов Виктор Егорович.                             
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я попросил бы объяснить, почему исключение этого положения (я    
- представитель комитета) именно усугубит ситуацию. Ведь у нас дети, вообще     
говоря, не где-то в кустах продаются, по большому счёту, или передаются, они    
все проходят через детские учреждения, они все на учёте. Там есть все           
чиновники, вся отчётность. Что усугубляет вот ситуацию-то, если мы              
ликвидируем вот эти незаконные... или, скажем, право иностранных этих           
организаций заниматься посреднической деятельностью? Что усугубляет-то?         
                                                                                
СИЗОВ А. А. Уважаемый Виктор Егорович, я уже говорил о том, что если мы         
запретим агентствам заниматься этим вопросом, то обязательно - так считают      
все правоохранительные органы и другие структуры, - эта система уйдёт в         
теневую экономику, но всё равно этим заниматься будут. Вот передо мной          
справка по уголовным делам, возбуждённым в связи с гибелью детей,               
усыновлённых иностранными гражданами. Здесь очень много примеров приводится,    
когда не агентства, а в настоящее время даже граждане занимаются этими          
вопросами - подбирают детей, выезжают в детские дома, вывозят их, знакомят в    
тех же Соединённых Штатах Америки с будущими родителями и за это получают       
деньги.                                                                         
                                                                                
Поэтому систему нельзя сейчас нарушать. Другое дело - я, может быть, опережаю   
вопросы, - что у нас начинает нормализовываться в этом плане обстановка. Я      
вам назову такие цифры. Если в 2002 году российскими гражданами было            
усыновлено семь тысяч сто семьдесят пять детей, а иностранными - шесть тысяч    
девятьсот двадцать шесть, то в 2003-м, наоборот, цифры такие: семь тысяч        
триста и семь тысяч восемьсот, иностранными больше. А сейчас благодаря тем      
усилиям, которые предпринимаются у нас в стране, наоборот, российские           
граждане стали больше удочерять и усыновлять, а иностранные меньше, и           
особенно в 2006 году. Если в 2005-м всего лишь на тысячу усыновлений было       
больше, то в 2006 году - в два раза: восемь тысяч пятьсот детей усыновили       
российские граждане и только три с половиной тысячи иностранные, то есть        
динамика положительная.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович.             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Александрович, уважаемые коллеги! Вдумайтесь, логика        
комитета такова. Есть в Российской Федерации детский дом, и есть посредники,    
которые участвуют в усыновлении детей, которые получают за это бешеные бабки.   
И комитет говорит так: если мы этих посредников уберём, то все сотрудники       
детских домов станут ворюгами, станут нехорошими людьми и тут же начнут         
продавать наших детей за рубеж, поэтому пускай будут зарубежные посредники,     
которые за это дело получают огромные суммы, которые не имеют лицензии,         
допустим, у себя на родине, которые вообще неизвестно откуда взялись. Но, не    
дай бог, работники наших детских домов вдруг станут такими нехорошими людьми.   
Это логика комитета, что ли, Александр Александрович?                           
                                                                                
СИЗОВ А. А. Значит, Сергей Владимирович, я считаю, вы здесь немножко            
передёргиваете. Я никогда не говорил о том, что будут получать деньги в         
большом количестве работники детских учреждений и так далее. Занимаются этими   
вопросами посредники. Люди, которых очень трудно схватить за руку. Я            
поинтересовался в прокуратуре, сколько же уголовных дел у нас вот за эти        
нарушения. Всего лишь около двух десятков. То есть процесс очень сложный, и     
схватить, как говорится, за руку трудно, но, когда этим занимаются агентства,   
здесь всё более прозрачно, нежели если будут заниматься частные лица.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Единая Россия", есть желание задать вопрос? Никто не     
записывался.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, Бабошкин. Пожалуйста, Анатолий Васильевич. Извините,   
вы записывались.                                                                
                                                                                
БАБОШКИН А. В. У меня вопрос к Елене Владимировне.                              
                                                                                
Елена Владимировна, скажите, пожалуйста, что есть в заключениях субъектов       
Федерации, в чём их суть? Два-три, если можно, зачитайте. И как к               
международному усыновлению относятся граждане иностранных государств? Потому    
что тут тоже информация интересная поступает, её надо знать. И какое            
отношение к международному усыновлению у наших государственных структур?        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Афанасьевой.                   
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Законопроект поддержали тридцать два субъекта. Вот выдержки    
из некоторых заключений.                                                        
                                                                                
Башкортостан: указанный законопроект позволит обеспечить более строгий          
контроль государства при осуществлении международного усыновления.              
                                                                                
Правительство Ингушетии: усыновление российских детей иностранными гражданами   
необходимо вообще отменить.                                                     
                                                                                
Народный Хурал Республики Калмыкия: закон направлен на уменьшение нарушений     
закона и прав детей при международном усыновлении.                              
                                                                                
Вот те, кто поддержал. Кто не поддержал этот законопроект - это                 
исполнительная власть десяти регионов. Просто пишут: не поддерживаем, никаких   
объяснений практически не дают.                                                 
                                                                                
Отношение государственных структур к международному усыновлению. Основной       
контроль осуществляется прокуратурой. В Генеральной прокуратуре ранее           
существовал отдел по делам несовершеннолетних и молодёжи, который курировал     
Фридинский. Пока он был при должности, мы все помним, он постоянно будоражил    
этот улей агентств, постоянно проверки были и постоянно были замечания у        
министерства образования. Сегодня что происходит? Отдел потерял свою            
самостоятельность, он находится в составе управления. В свою очередь состав     
управления входит в состав Главного управления по надзору за соблюдением        
федерального законодательства. Естественно, произошло сокращение штатов в       
этом отделе. Естественно, этот отдел остался на задворках, что сказывается и    
на региональном уровне: прокуратура на региональном уровне делает практически   
то же самое.                                                                    
                                                                                
Об отношении правительства я говорила в докладе. Более того, в плане            
правительства по разработке законов стоит законопроект, который будет           
разрешать международное усыновление только через аккредитованное агентство.     
То есть мы хотим ввести на территории Российской Федерации систему              
усыновления по принципу, действующему в Соединённых Штатах Америки, - у них     
даже внутреннее усыновление проходит через агентство.                           
                                                                                
Но вот другие государства. Например, Швейцария вообще не имеет таких            
агентств. Для того чтобы усыновить российского ребёнка, гражданину Швейцарии    
придётся искусственно заставить своё государство создать такое агентство. И     
мы понимаем, что не одна Швейцария будет создавать искусственное                
нагромождение вот таких структур непонятных. И кто ответственность за них       
будет нести? На сегодняшний день, например, Соединённые Штаты Америки ещё нам   
официально не представили ни одного агентства, за которое бы они поручились,    
за деятельность которого они будут нести ответственность, за тех усыновлённых   
ребятишек, которые будут жить на территории Соединённых Штатов Америки.         
Причём доходит до того, что эти агентства в США закрываются, а у нас им         
продляются лицензии, потому что российская сторона ещё не знает, что это        
агентство на месте было лишено аккредитации.                                    
                                                                                
Теперь об отношении иностранных граждан. Вот передо мной лежит письмо из        
Испании... (Микрофон отключён.)                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, закончилось время для ответа.                    
                                                                                
Так, у нас ещё кто записывался от фракций? Нет, Крутов не записывался,          
Светлана Петровна Горячева записывалась... А, да, есть, извините. Александр     
Николаевич, пожалуйста.                                                         
                                                                                
Включите Крутову микрофон, а потом - Горячевой.                                 
                                                                                
КРУТОВ А. Н. Александр Александрович, трудно понять логику вашего комитета,     
вы её объясняли, но понять трудно. Вот вы мне объясните: если у нас сегодня     
стоят в очереди на усыновление, удочерение сотни тысяч российских людей - они   
не могут этого сделать, им создаются огромные препоны, - почему мы должны       
отдавать своих детей за границу? Вот принцип объясните: почему? Почему мы не    
хотим, чтобы наши дети, наши родные дети, наша кровь, оставались у нас в        
России?                                                                         
                                                                                
СИЗОВ А. А. Я с вами согласен, действительно, в очереди стоят около года наши   
люди, которые хотели бы усыновить детей. Такие цифры: кандидатов в              
усыновители в России пятьсот девяносто три человека, опекунами хотят быть сто   
шестьдесят шесть человек, приёмными родителями - семьдесят один человек. Как    
видите, цифры не такие уж большие, но тем не менее есть желающие, с этим надо   
согласиться. Но я уже говорил в своём ответе, что тенденция переломилась,       
переломилась она буквально в течение последнего года: если раньше               
иностранными гражданами на тысячу, на две тысячи больше детей усыновлялось,     
то сейчас - в два раза меньше. И я думаю, что эта тенденция продолжится в       
связи с принятыми нами законами, которые сейчас реализуются.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос Горячевой Светланы Петровны.                                           
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Вот 80 процентов наших детей вывозятся сегодня, по статистике, в Соединённые    
Штаты Америки. Соединённые Штаты Америки - это страна, которая против           
заключения вот такого двустороннего договора. Скажите, пожалуйста: как сейчас   
здесь обстоит дело? Мы знаем, что сегодня нет такого договора, но в             
перспективе собираются его заключать или нет? Потому что больше всего           
нарушений законодательства в отношении наших детей было как раз, как вы         
знаете, в Америке.                                                              
                                                                                
СИЗОВ А. А. Я должен вам сообщить следующее, видимо, в своём докладе я не       
сказал, и Елена Владимировна это не отметила: принимаемые правоохранительными   
органами, особенно прокуратурой, и, естественно, министерством образования      
меры, дают свои результаты. Я говорил, у нас было шестьдесят таких агентств,    
сейчас официально имеют разрешение только десять, сорок агентств добиваются     
такого разрешения, но им ставят серьёзные условия, серьёзная проверка идёт, а   
девяти агентствам было уже отказано. То есть работа в этом отношении ведётся.   
                                                                                
Правильно, основная доля усыновлений идёт в Соединённые Штаты Америки. Так      
например, из США в прошлом... в позапрошлом году было три тысячи девятьсот      
шестьдесят шесть человек, в то же время из Канады - сто девять, из Италии -     
шестьсот пятьдесят три, из Испании - тысяча двести шестьдесят три, из других    
стран - девятьсот тринадцать. То есть, вы совершенно правы, львиная доля - из   
Соединённых Штатов Америки. Италия идёт сейчас на то, чтобы соглашение          
подписать. Я думаю, что мы его ратифицируем в этом году, в нашем созыве, я в    
этом уверен. Ну а с Соединёнными Штатами Америки будем работать, как с          
Италией, я думаю так.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Две руки, двое, по три          
минуты. Первый - Жириновский Владимир Вольфович. Пожалуйста.                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот сегодняшний день у нас, так сказать, антинародный: мы     
все законы, которые направлены на улучшение пенсионного обеспечения,            
увеличение стипендий, восстановление коэффициентов, на то, чтобы остановить     
продажу детей за рубеж, - всё отклоняет Государственная Дума. Вот такой         
парламент, вообще, нужен стране? Я понимаю исполнительную власть, им выгодно:   
чем меньше население, тем меньше забот. Посмотрите отзывы: все местные          
законодательные органы за принятие закона, исполнительные - против.             
Чиновникам и губернаторам зачем нужно лишнее население? Деньги останутся для    
меньшего количества граждан на территории, за которую они отвечают.             
                                                                                
Позиция комитета совершенно нелогичная, это всё равно что говорить: вот у нас   
граница есть, мы видим, откуда нарушители переходят нашу границу и идут в       
наше государство, но давайте закрывать границу не будем, потому что тогда они   
полезут в другом месте. Ну это же абсурд! Мы говорим: остановим вывоз детей     
за рубеж, у нас единственная страна в мире, где самый тяжёлый демографический   
кризис, самый тяжёлый. Чтобы оставить на Севере, не хотим восстановить          
коэффициент, молодёжи не хотим дать надбавку к стипендии, и просто уже детей    
вывозят, но они говорят: и пускай вывозят! Ну никакой логики!                   
                                                                                
Вы хоть что-то сделали бы для страны, ведь весь день сегодня, в среду... И      
наоборот, ратифицировали соглашение о реадмиссии, что означает, что мы будем    
нести расходы за возврат тех, кто пересёк границу России. Переселенцев из       
любой страны мира, раз они через Россию попали в Европу, мы теперь будем        
содержать. Вот весь день, с утра до вечера... Плюс промышленная политика. Её    
нет сегодня, промышленной политики, нет никакого машиностроения. Весь день      
только отрицательные решения! Ну покажите правду всей стране! Вы же ничего не   
покажете сегодня.                                                               
                                                                                
Ну как так можно ставить вопрос? Это же издевательство над детьми! Ведь у       
Америки уже триста миллионов населения, триста миллионов! А у нас в 89-м году   
было двести восемьдесят. Если бы не было этой дурацкой перестройки, команды     
Горбачёва и Ельцина, у нас сегодня было бы триста двадцать миллионов            
населения, а вместо этого сто сорок пять, и не можем посчитать... В той же      
Америке наших людей десять миллионов находится, нормальных, здоровых,           
сильных, которые выехали, как только мы открыли занавес. И сто тысяч детей      
наших там находится. Вот она собирает со всего мира людей, и всё распухает,     
уже дошла вот до трёхсот миллионов - самое крупное государство северной         
цивилизации. А мы хотим остановить, немножко сберечь. Ну что за логика: мол,    
если уберём агентства, будут другим путём усыновлять? Тогда давайте             
легализуем наркотики, всё равно их подпольно везде употребляют. Давайте         
легализуем, чтобы могли видеть, чтобы прозрачность была при употреблении        
наркотиков в стране. Ну полное отсутствие логики! Вот криминал у нас            
постоянно действует в обход закона, но мы же не будем разрешать это делать,     
мы ловим преступников и так далее. Поэтому нельзя говорить так: пусть это       
будет потихонечку, но мы всё-таки будем видеть, сколько у нас вывозят. Это      
означает, что правительству наплевать на наш народ, на наше население, оно не   
хочет никак его оберегать, что идёт вразрез с посланием президента              
Федеральному Собранию... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович.                                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Выступающий сказал: один ребёнок - от 20 тысяч долларов до 80    
тысяч. Несложный подсчёт: примерно 500 миллионов долларов в год крутится в      
этом бизнесе, вокруг усыновления наших детей. Вот то препятствие, которое не    
может преодолеть ни правительство, ни наш уважаемый комитет. Понимаете, когда   
читаешь заключение комитета, - это слёзы и полная беспомощность. Ведь если      
сегодня говорить только об агентствах... Что, сегодня, минуя агентства, что     
ли, не усыновляют? Усыновляют. Что, сегодня, что ли, прокуратура проснулась?    
Да нет, это идёт с начала 90-х годов.                                           
                                                                                
Мне приходилось в области этой проблемой заниматься. Сидели тётеньки из         
детских учреждений и бледнели-краснели, когда вдруг областной совет             
спрашивал: а почему, а сколько, а где и на каком основании? Потому что нет      
законодательной базы.                                                           
                                                                                
Прокуратура сегодня говорит: мы не можем ничего сделать. Так давайте            
посмотрим, как законодатели, как комитет, который этот вопрос ведёт, чего не    
хватает сегодня в уголовном и в административном праве для того, чтобы          
пресечь эти процессы. Почему мы боимся вот этих вот наших?.. Я не понял вот     
этого объяснения, когда сказали, что уйдёт всё в тень. С одной стороны,         
совершенно точно, сидят чиновники и работники наших бюджетных учреждений. Это   
что, первая половина этого теневого бизнеса, что ли, и мы с ней согласны?       
Ведь всё же понятно: они передают все документы, всё оформляют и так далее.     
Ах, сложно установить! Да за каждый случай просто... я не знаю, ну, не          
расстрелять, но посадить-то уже давно пора сколько-то человек. Чего не          
хватает в этом деле? И я вижу, что комитет как раз в этой части не согласен.    
                                                                                
Теперь что касается закона. Да его надо принять! Перед всеми иностранными       
государствами надо поставить условия: работаем нормально и знаем, что с этим    
ребёнком, мы вправе приехать и посмотреть, что и как. Если мы этого не          
сделаем, значит, согласны, чтобы наших детей, извините, на запчасти туда        
увозили. Мы согласны или нет? Я думаю, нет, не согласны. Поэтому надо           
принимать этот закон, надо поставить этот барьер, пусть он будет                
искусственный, но пусть они его попробуют преодолеть. Пусть они попробуют       
сейчас нам доказать, что они с нашими детьми обходятся нормально и что эти      
дети действительно вырастают в нормальных семьях. Мы же видим совершенно        
обратные процессы. Нас пресса уже по полной программе, что называется...        
показывает пальцем на Думу, показывает: это вы создали такое                    
законодательство, это вы создали такие условия, это вы ничего не хотите в       
этом плане сделать.                                                             
                                                                                
Я думаю, коллеги, у нас просто нет другого выбора. Мы обязаны поддержать этот   
законопроект, поставить эту препону, а дальше пусть думают правительства        
иностранных государств, как эти проблемы решить, если уж так им сильно          
хочется усыновлять наших детей.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Требуется ли заключительное слово? Елена Владимировна Афанасьева.               
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, те цифры, которые привёл представитель      
нашего комитета, на мой взгляд, не совсем соответствуют действительности.       
Потому что вот, например, по моим данным, на территории Оренбургской области    
за первое полугодие 2006 года усыновление международное равнялось усыновлению   
внутригосударственному: сто пятьдесят человек на сто пятьдесят человек. С       
98-го года по сегодняшний день мы вывезли за границу целый город детей, это     
где-то шестьдесят - восемьдесят тысяч маленьких граждан Российской Федерации.   
                                                                                
И всё же я хотела бы вам сказать, как относятся наши и иностранные граждане к   
усыновлению, и в пример я приведу несколько писем.                              
                                                                                
Вот письмо российской мамы, которая хотела усыновить ребёнка: "Я обратилась с   
заявлением в отдел опеки. Меня спросили: что, своих не можете родить? - Могу,   
но хотела бы взять ребёнка из детского дома. - Делать больше нечего? Своих      
рожать надо, а не чужих брать". Вот как опека относится к российским            
гражданам при усыновлении.                                                      
                                                                                
Второе письмо, из Испании: "У нас есть русские друзья, которые помогли моим     
внукам на форуме министерства образования найти телефоны в различных городах    
России, где принимают документы на усыновление. Но по всем телефонам нам        
стали говорить, что не работают с независимыми усыновителями, что надо идти в   
агентство". Зачем? Для того, чтобы получить взятку.                             
                                                                                
Правительство России требует, чтобы агентства давали обязательства приходить    
в семьи и наблюдать за жизнью детей и за родителями. Агентства написали такие   
обязательства, но у нас по закону агентства такого права не имеют. Как живут    
дети из России - контролируют работники органов опеки. Это доказывает в         
очередной раз, что всё это фикция, те отчёты, которые представляют агентства,   
потому что они даже права не имеют зайти в дом этого человека - усыновителя.    
                                                                                
Следующее письмо. Я думаю, что у меня просто не хватит времени. Но вот это      
письмо - письмо адвоката из Атланты. Оно на нескольких страницах, оно будет     
передано в Генпрокуратуру, потому что пишет человек, который занимается         
международным усыновлением. Пишет, какие происходят в нашем Министерстве        
образования и науки казусы, как кидают этих людей, которые хотят усыновить      
лично, заставляют идти и усыновлять этих детей через агентства.                 
                                                                                
Вот здесь приводится выступление директора Департамента государственной         
молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки           
Левицкой, которая заявила, что независимое усыновление будет запрещено.         
Данная концепция одобрена правительством, в 2007 году ожидается её принятие.    
В основном жёсткое обращение с детьми-сиротами отмечается в семьях, которые     
усыновляли ребёнка в независимых организациях. Но это не совсем соответствует   
действительности, товарищи. Дело в том, что эти последние тринадцать случаев    
убийств наших детей на территории Соединённых Штатов говорят об обратном.       
Только одно или два убийства были совершены в таких семьях, где усыновители     
сами усыновляли детей. Все остальные дети проходили через агентства, причём     
эти агентства продолжают действовать и многие из них имеют шанс получить        
новую аккредитацию на территории Российской Федерации.                          
                                                                                
Вот в этом письме отмечается, например, агентство "Фрэнк Эдопшн Сентер".        
Через это агентство был усыновлён ребёнок из Оренбургской области. Этот         
ребёнок, Никита Хохряков, в 2002 году умер. Его мать была приговорена к пяти    
годам лишения свободы. Это агентство продолжает действовать, и оно,             
безусловно, будет переаккредитовано на территории Российской Федерации. Кроме   
того, это агентство широко использует в своей деятельности незаконную           
зонтичную систему, то есть оно прикрывает деятельность неаккредитованных        
агентств, таких маленьких конторок на территории России, давая им крышу и       
говоря: "Это мы работаем", - причём взимают с них самую высокую плату за свой   
бренд.                                                                          
                                                                                
Агентства, не имеющие аккредитации, работают в России под прикрытием вот        
этого "Фрэнк Эдопшн Сентер" (Норт Каролина), и на своих веб-сайтах они          
рекламируют свои программы усыновления детей из России. Об этом, как отмечает   
адвокат из Атланты, известно Министерству образования и науки Российской        
Федерации, однако оно продолжает продлевать аккредитацию вышеуказанного         
агентства.                                                                      
                                                                                
Ещё одним примером сокрытия Министерством образования и науки незаконной        
деятельности иностранных организаций служит корпорация "Амрекс", которая под    
своей крышей создала на сегодняшний день практически сорок шесть различных      
агентств... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у комитета? Нет желания. Представители              
правительства и президента?.. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный          
законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              110 чел.24,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    110 чел.                                          
Не голосовало                 340 чел.75,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.