Заседание № 248

18.06.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 316010-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в части согласования проектов решений по установлению тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 633 по 638 из 9453
ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                                
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, есть предложение пункт 29 - о внесении         
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании     
тарифов..." - перенести на более раннее время. Обоснование - позже.             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1011 по 1046 из 9453
Депутат Липатов, пожалуйста, вам слово для обоснования переноса рассмотрения    
пункта 29.                                                                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, я действительно предлагаю пункт 29 - "О        
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном          
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской          
Федерации" - перенести на место пункта 15, в связи с тем что уже четыре         
месяца прошло с того инцидента, когда региональные энергетические комиссии      
присвоили себе полномочия Правительства и когда были большие скандалы и         
проблемы у населения. Закон подготовлен, он очень короткий. Есть предложение    
его сегодня принять и поставить на этом точку. Спасибо.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А куда повыше, Юрий Александрович?                        
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. 15-м.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставить пунктом 15. Есть ли другая точка зрения? Нет.   
Коллеги, кто за то, чтобы пункт 29 рассмотреть после пункта 14? Прошу           
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.             72,9%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.             26,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5044 по 5175 из 9453
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 29: проект федерального закона "О      
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном          
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской          
Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по энергетике,             
транспорту и связи Юрия Александровича Липатова.                                
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Дорогие и уважаемые коллеги, мы рассматриваем законопроект во     
втором чтении. Я напомню коллизию, когда в феврале региональные                 
энергетические комиссии субъектов Федерации значительно превысили уровень       
повышения тарифов, который был определен Правительством. В результате           
произошли большие неприятности, скандал на территории Российской Федерации.     
Было принято решение, и мы в первом чтении внесли уточнение в закон "О          
государственном регулировании..." о том, чтобы Федеральная энергетическая       
комиссия утверждала все решения региональных энергетических комиссий.           
                                                                                
Проект был разослан во все субъекты Федерации. Со многими субъектами            
переговоры были непосредственно на местах. И мы пришли к выводу, на основании   
которого сделано несколько поправок. Первая поправка принципиальная, в ней      
говорится о том, что Федеральная энергетическая комиссия рассматривает и        
утверждает материалы, только если региональные энергетические комиссии          
приняли решение, перекрывающее решение Правительства Российской Федерации.      
Остальное Федеральная энергетическая комиссия рассматривать не будет, дабы не   
гонять бумаги в разные стороны.                                                 
                                                                                
Поэтому поправки, рекомендуемые к принятию и отклонению, прошу поставить на     
голосование.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к принятию?       
Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять данную           
таблицу? Прошу проголосовать.                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.             52,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.             47,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 2? Нет. Кто за то, чтобы           
согласиться с мнением комитета и принять данную таблицу? Прошу проголосовать.   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              231 чел.             51,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    231 чел.                                          
Не голосовало                 219 чел.             48,7%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу   
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              250 чел.             55,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    250 чел.                                          
Не голосовало                 200 чел.             44,4%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Юрий Александрович, здесь у меня, я вижу, постановление есть о принятии в       
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но я обращаю внимание на заключение Правового             
управления от 17 июня, где написано, что при подготовке законопроекта к         
третьему чтению замечания Правового управления учтены не были. Заключение       
номер такой-то от 11 июня.                                                      
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Совершенно верно. Из трех предложений Правового управления одно   
учтено, и к третьему чтению документ уже отработан. По остальным вопросам       
есть небольшая правовая коллизия, которую, я думаю, должен рассмотреть          
парламент.                                                                      
                                                                                
Правовое управление говорит следующее. Представим себе, что региональная        
энергетическая комиссия не учла решение Правительства и тарифы утвердила        
завышенные. Федеральная энергетическая комиссия рассматривает этот вопрос, и,   
если она соглашается с решением региональной энергетической комиссии, тогда     
получается, что решение Федеральной энергетической комиссии становится выше     
решения Правительства. Но, насколько мы понимаем, для того и дается ФЭК         
обязанность, чтобы отсекать все эти повышения. В противном случае мы не можем   
решить поставленную перед нами задачу, о которой говорили в феврале. С          
Правовым управлением мы об этом говорили, они согласились. И теперь - как       
решит парламент.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете сегодня на третье чтение вынести?          
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Я предлагаю на третье чтение, потому что в принципе вопрос        
понятен.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ни у кого возражений нет? Нет. Коллеги, в рамках "часа    
голосования" ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный             
законопроект в целом? Прошу проголосовать. (Выкрики из зала.) Но голосование    
уже идет, надо было раньше думать. Но надо было Резника отодвинуть немножко в   
стороночку.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              247 чел.             54,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    247 чел.                                          
Не голосовало                 203 чел.             45,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 244

23.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 316010-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в части согласования проектов решений по установлению тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 794 по 806 из 6276
КУВАЕВ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Моя очередь сейчас докладывать.                                                 
                                                                                
Я прошу по пункту 8 поменять докладчика: в связи с болезнью Райкова             
докладывать будет Аксаков.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 8, да?                                              
                                                                                
КУВАЕВ А. А. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков, хорошо.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1828 по 2288 из 6276
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 8: проект федерального закона "О внесении           
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании     
тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".            
Докладывает Аксаков Анатолий Геннадьевич.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В декабре    
минувшего года мы с вами внесли изменения и дополнения в закон "О               
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую               
энергию...". Суть изменений заключалась в том, что предельные уровни            
повышения тарифов должны утверждаться вместе с бюджетом на следующий год. 10    
января Президент подписал этот закон, и он вступил в силу.                      
                                                                                
Когда мы с вами рассматривали проект бюджета на 2003 год, мы также              
договорились с Правительством, согласовали с Правительством, что предельные     
уровни тарифов на услуги естественных монополий - на газ, на связь и на         
электроэнергию - будут соответствовать тем прогнозным показателям, которые      
были представлены Правительством вместе с проектом бюджета. По                  
электроэнергии, в частности, предельный уровень тарифов не должен был           
превышать 14 процентов. Правительство протокольным решением 11 декабря 2002     
года это решение подтвердило. Но в январе 2003 года неожиданно во многих        
регионах, во многих субъектах Федерации начался неуправляемый рост тарифов на   
электроэнергию. В сорока регионах уровни тарифов превысили те показатели,       
которые были установлены Правительством Российской Федерации, то есть выросли   
более чем на 14 процентов. В некоторых регионах тарифы повысили на 30 и даже    
на 50 процентов. Естественно, это вызвало возмущение населения, возмущение      
депутатского корпуса. И группа "Народный депутат" в свое время подготовила      
проект постановления - центристы его поддержали, - в соответствии с которым     
мы требовали, чтобы Правительство в короткие сроки разобралось с этой           
ситуацией.                                                                      
                                                                                
Далее. Здесь, на этой трибуне, стоял Михаил Михайлович Касьянов, которого мы    
пригласили для того, чтобы обсудить ситуацию в жилищно-коммунальном             
хозяйстве, а также ситуацию с тарифами на услуги естественных монополий.        
Тогда он перевел все наши претензии на уровень субъектов Федерации, сказав о    
том, что ни Правительство, ни Федеральная энергетическая комиссия не могут      
вмешаться в компетенцию региональных органов власти, в компетенцию              
региональных энергетических комиссий и, соответственно, не могут отменить       
решения субъектов Федерации. И всё перевел на то, что несовершенен закон, -     
он не предоставляет Правительству такого права. Я думаю, что Михаил             
Михайлович тогда лукавил. Но тем не менее в законе действительно это четко не   
прописано. В связи с этим группа депутатов - Райков, Пехтин, Морозов и          
Володин - подготовила законопроект, который вынесен на ваше рассмотрение.       
Законопроект устанавливает, что региональные энергетические комиссии            
субъектов Федерации должны согласовывать предельный уровень роста тарифов с     
федеральным органом, который уполномочен эти вопросы регулировать.              
                                                                                
Прошу поддержать этот законопроект, поскольку он позволяет решить проблему,     
позволяет уже Правительству не отказываться, не отводить от себя проблему,      
связанную с регулированием тарифов.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Анатолий Геннадьевич.                     
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи    
Липатова Юрия Александровича.                                                   
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, я не буду повторять, депутат Аксаков           
подробно рассказал всю историю вопроса. Действительно, в начале года мы         
столкнулись с такой ситуацией, когда, по сути дела, выполнение декабрьского     
решения Правительства полностью было парализовано, оно не выполнялось           
практически на всей территории Российской Федерации: рост тарифов пошел         
значительно выше 14 процентов, определенных Правительством. И на протяжении     
последних двух месяцев для того, чтобы стабилизировать обстановку, к вопросу    
снижения тарифов подключались региональные прокуратуры.                         
                                                                                
Поэтому для того, чтобы все-таки на всей территории Российской Федерации        
формирование тарифов было подконтрольно, руководители четырех фракций внесли    
предложение, чтобы, перед тем как вводить в действие решения субъектов          
Российской Федерации по тарифам, эти решения были подтверждены решением         
федерального органа исполнительной власти, в настоящее время - Федеральной      
энергетической комиссии.                                                        
                                                                                
Комитет по энергетике, транспорту и связи рассмотрел данный проект              
постановления, единогласно проголосовал за то, чтобы поддержать данный проект   
постановления. Довожу до вашего сведения, что отзыв Правительства за подписью   
Христенко положительный, Правовое управление принципиальных замечаний по        
данному законопроекту не имеет. Поэтому вносится предложение поддержать         
данный законопроект.                                                            
                                                                                
У меня всё.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Никитчук Иван             
Игнатьевич, пожалуйста.                                                         
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Любовь Константиновна.                                  
                                                                                
Я хотел спросить товарища Аксакова. Анатолий Геннадьевич, скажите,              
пожалуйста, - конечно, у нас интересная страна, непонятно, кто управляет: то    
ли Президент, то ли Правительство, то ли Чубайс, - ну вот кто-то понес          
наказание за то, что нарушены были те пределы, которые установило               
Правительство? Это первый вопрос.                                               
                                                                                
И второй. Не будем ли мы снова возвращаться к этому закону и вносить            
следующие поправки, поскольку уже некие муниципальные образования будут         
устанавливать свои тарифы, тогда еще раз будем возвращаться, потому что некий   
мэр решит, что он главнее, чем Президент и Правительство?                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Аксакову.                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый товарищ Никитчук, как раз в своем выступлении я         
сказал о том, что закон действительно был несовершенен и позволял уходить от    
ответственности за принимаемое решение. И многие регионы - но я думаю, что      
даже не регионы, наверняка они это делали под давлением Федеральной             
энергетической комиссии - приняли решения не в соответствии с постановлением    
Правительства. Закон им позволял это делать. Сейчас мы эту проблему снимаем,    
эту коллизию разрешаем, в результате уже такие ситуации не будут возникать.     
Тогда можно будет и требовать ответственности за принимаемое решение.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич Решульский, ваш вопрос.                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос один, но к обоим докладчикам. Насколько я понимаю, предложенный   
законопроект затрагивает компетенцию органов исполнительной власти субъектов    
Российской Федерации. Есть ли у вас отзывы на предлагаемый законопроект от      
субъектов Российской Федерации? Каковы они? И вообще, как относятся органы      
исполнительной власти субъектов к предлагаемому законопроекту?                  
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Я отвечу на этот вопрос. Да, мы собирали информацию: 30           
процентов субъектов Российской Федерации лояльно относятся к данной             
постановке вопроса, остальные - против. Потому что действительно, по сути       
дела, данный закон отсекает определенные полномочия. Я вам скажу больше: у      
многих сенаторов в Совете Федерации (выкрики из зала), у многих членов Совета   
Федерации отрицательное отношение к данному документу. И я прямо могу           
сказать, что в Совете Федерации, если мы примем этот закон, он будет            
проходить очень тяжело, потому что они выполняют поручения губернаторов и       
руководителей областных и краевых дум. Значит, это дело Совета Федерации. Но    
мнение комитета, я высказываю мнение комитета: мы считаем, что Правительство    
должно иметь возможность держать подконтрольно любую точку Российской           
Федерации в установлении тарифной политики.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И Аксаков Анатолий Геннадьевич. Есть что добавить? Потому что вопрос был к      
обоим докладчикам.                                                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я думаю, Юрий Александрович вполне развернуто ответил. Нечего     
добавить.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно, Сергей Николаевич?                            
                                                                                
Депутат Коломейцев Виктор Андреевич.                                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос к авторам законопроекта. Вот вы предлагаете субъектам Федерации          
предварительно согласовывать тарифы с Федеральной энергетической комиссией,     
считая, что тем самым будет обеспечен контроль за установлением тарифов. Но     
ведь в 2003 году первым звеном, не выполнившим рекомендацию Правительства об    
установлении предельного тарифа на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, в       
размере 14 процентов, была именно Федеральная энергетическая комиссия, она      
установила тариф 19 процентов. Это четко сказано в ответе господина Кутового    
в Госдуму от 25 апреля. Так как же можно давать право контроля органу,          
который сам нарушает правительственные рекомендации, протокол Правительства     
об установлении предельных размеров тарифов?! Ответьте, пожалуйста.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Александрович.                           
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Это Аксакову вопрос.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Аксакову.                      
                                                                                
Он сказал: вопрос к обоим докладчикам...                                        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. В этом же ответе Кутовой как раз указывает, что в среднем по      
России тарифы не превысили 14-процентного уровня, то есть таким образом отвел   
в этом плане от себя ответственность.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами приняли изменения и дополнения в закон, который    
Президент подписал 10 января. В соответствии с этим законом вместе с проектом   
бюджета теперь Правительство должно будет нам представлять предельные уровни,   
на которые можно поднять тарифы на услуги естественных монополий.               
Соответственно, мы с вами уже берем под контроль эту ситуацию. Сейчас мы        
предоставляем федеральным органам власти право согласовывать тарифы для         
регионов. Таким образом, мы берем под контроль ситуацию в целом по России.      
                                                                                
Поэтому я считаю, что этот законопроект просто необходимо поддержать для        
того, чтобы в том числе депутатский корпус имел возможность контролировать      
ситуацию с тарифами в России.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Скажите, пожалуйста, не вторгается ли эта поправка в статью 72 Конституции?     
Это ведь вопросы, отнесенные к совместному ведению, а вы предлагаете навязать   
вопрос, не согласовывая с субъектом.                                            
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Я считаю, что здесь нет противоречия. Почему? Потому, что никто   
не отбирает у субъектов Российской Федерации право устанавливать тарифы.        
Именно они определяют тарифы, именно они определяют экономическую основу.       
Вопрос заключается только лишь в том, что они должны подтвердить свое решение   
или правомерность тех расчетов, которые были в Федеральной энергетической       
комиссии.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть еще вопросы? Депутат Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста.                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. У меня три вопроса. Вопрос первый: что значит "в установленном      
порядке"? Означает ли это, что инструкцию, как поднимать или опускать           
региональные тарифы, будет принимать сама Федеральная энергетическая            
комиссия? Это вопрос к Юрию Александровичу, потому что, я знаю, он специалист   
в этом деле.                                                                    
                                                                                
Второй: сколько у нас в стране региональных энергетических комиссий и           
сколько, по-вашему, потребуется времени и итерационных процедур, чтобы          
провести это согласование?                                                      
                                                                                
И вопрос третий. Уже больше полутора лет мы никак не рассмотрим во втором       
чтении так называемый "закон 26-ти". Дело близится к рассмотрению бюджета.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Ну давайте, может, мы тогда с конца начнем, по "закону 26-ти".    
Первое: законопроект внесен в график июня, на 18-е число. Но по этому           
законпроекту я должен сказать следующее. Когда мы получили соответствующие      
бумаги со стороны субъектов Российской Федерации, то, прямо скажем, нам         
показалось, что идея закона понятная и правильная, но то, что напихали туда     
абсолютно все отрасли народного хозяйства, вносит в этот законопроект большой   
сумбур и путаницу. И я сомневаюсь, что этот документ во втором чтении будет     
принят или принят в том виде, в котором он имеется на сегодняшний день.         
                                                                                
Теперь что касается вопроса о том, сколько региональных энергетических          
комиссий. В каждом субъекте Российской Федерации своя комиссия. Вопрос, как     
долго или насколько оперативно будет идти согласование с Москвой. Я понимаю,    
что это вопрос организации дела, но, учитывая то, что мы с вами приняли закон   
о том, что тарифы повышаются один раз в год, я думаю, что сама по себе          
практика должна иметь какие-то разумные временные сроки. Поэтому здесь          
хаотичности не может быть. Если региональная энергетическая комиссия повышает   
тарифы два раза в год, то, как мы с вами говорили, этот вопрос должен           
решаться на уровне депутатов, на уровне Правительства. Я не думаю, что будет    
какой-либо массовый порядок...                                                  
                                                                                
И последний вопрос напомните, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Зубову Валерию Михайловичу.             
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Кто устанавливает этот самый порядок согласования решений и         
предполагается ли только установление верхней планки или и право ФЭК            
поднимать тарифы?                                                               
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Я считаю, что не исключено, что об установлении порядка будет     
дополнительная инструкция. Я так понимаю, что это обязанность Федеральной       
энергетической комиссии - давать оценку на тот предмет, не завышены ли          
тарифы.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Вопросы закончились. Есть ли желающие   
выступить? Запишитесь, пожалуйста, на выступление, кто хотел бы выступить.      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, если отбросить, или не брать во внимание,   
чисто пропагандистский аспект предлагаемого законопроекта (а то, что он         
присутствует, я полагаю, ясно всем), то, на наш взгляд, стоило бы поддержать    
предлагаемый законопроект, поскольку хотя бы такая не совсем продуманная        
форма, даже больше скажу, не совсем профессионально продуманная форма,          
позволяет вскрыть внутренние механизмы необоснованного, порой чисто             
волюнтаристского, не побоюсь этого слова, повышения тарифов.                    
                                                                                
В предлагаемом законопроекте учитываются только, на наш взгляд, интересы        
компаний. Но это первое чтение, и, вообще-то, было бы возможно, наверное, с     
учетом вопросов нашего коллеги Зубова Валерия Михайловича продумать ко          
второму чтению механизмы контроля и тех ограничений, в которые мы должны        
поставить и ФЭК, и региональные энергетические комиссии вместе с органами       
исполнительной власти, которые в первую очередь способствовали бы               
государственному регулированию тарифов в пользу населения, наших избирателей.   
Если же оставлять это всё в предложенном варианте, то получится, в общем-то,    
закон для чиновничества как субъектов Федерации, так и федерального уровня,     
они будут придумывать механизмы или порядок согласования тарифов между          
субъектом и федеральным органом, будут друг другу что-то доказывать и           
объяснять. На это будут уходить даже не десятки дней, а месяцы, наверное,       
тарифы же автоматически, механически до окончания согласования будут            
подниматься региональными энергетическими компаниями.                           
                                                                                
Хотелось бы просто посмотреть и предложить, может быть, и другой вариант.       
Если вдруг будет голосоваться данный законопроект (я еще раз это                
подчеркиваю), даже наша фракция, отбросив все чисто пропагандистские аспекты,   
для чего он был вынесен, проголосует за него. Большего от этого состава Думы    
вряд ли мы что-то получим. Даже отбросив это всё, может быть, ко второму        
чтению можно было бы учесть все те предложения и наработки по контролю и        
государственному регулированию, которые есть и в законопроекте, предложенном    
большой группой депутатов Государственной Думы, - в ней, по-моему, больше       
двадцати человек - и постараться сделать из предложенного варианта, в           
общем-то, приемлемую для наших избирателей и для нашего государства             
юридически обоснованную норму, и таким образом мы могли бы в пользу нашего      
населения обеспечивать государственное регулирование и контроль за тарифами     
на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.                     
                                                                                
Я еще раз говорю (наверное, наши коллеги еще выскажут замечания и               
предложения): учитывая все эти аспекты, нынешнее положение в Государственной    
Думе и ее состав, мы готовы поддержать данный законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сафронов, пожалуйста.                             
                                                                                
РОМАНОВ В. С. По карточке Сафронова - депутат Романов.                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я слушал докладчиков и вольно или невольно возвращался к    
той очень жесткой дискуссии, которая шла у нас в этом зале, когда мы в трех     
чтениях рассматривали пакет законов по так называемой реструктуризации          
электроэнергетического комплекса. Я снова вспоминал выводы доктора              
экономических наук Кузовкина, который заявил письменно о том, что нас ожидает   
скачок тарифов в четыре или в пять раз. Я снова вспоминал о горьком опыте       
полутора десятков стран, которые пошли на приватизацию генерирующих             
источников и везде получили энергетический коллапс. Я снова думал о позиции     
"Единой России", которая в лихорадочном темпе продавливала пакет законов,       
который ведет нас к национальной катастрофе, и невольно снова вспоминал, как    
эта же "Единая Россия" собирала в свое время подписи, а сегодня 275 человек,    
в том числе и от "Единой России", отказались поддержать предложение вместе с    
Правительством внимательно рассмотреть вопрос о состоянии энергетики и          
коммуналки в канун зимы.                                                        
                                                                                
Я с большой горечью вижу эту картину и вправе задать несколько вопросов.        
Например, чего боится Правительство сегодня, когда руками "четверки" вносит     
это предложение? Боится того, что регионы резко завысят тарифы и тем самым      
вызовут социальную дестабилизацию, такие потрясения, которые качнут правящую    
власть? Или Правительство боится, что регионы, опасаясь своего населения,       
будут занижать скачки тарифов и тем самым вызовут праведный гнев господина      
Чубайса, который, безусловно, мощно влияет на решения и Правительства, и ФЭК?   
То есть так - Сцилла, а так - Харибда.                                          
                                                                                
Наконец, я думаю о том, что само Правительство должно было бы демонстрировать   
волю и большую определенность в своем поведении. Ну что же это была за сцена,   
когда не правительственным постановлением, а некой протокольной записью         
определили 14 процентов. И в этом смысле руководство РАО, руководство ФЭК и     
РЭК имели право кричать: так у нас нет решения Правительства!                   
                                                                                
То есть ситуация января - марта этого года в Самарской области обернулась вот   
так: населению - плюс 41 процент, пяти крупнейшим монополиям - ничего, а для    
таких среднего класса предприятий, как, скажем, станкостроительный завод,       
тарифы взлетели в два с половиной раза, и десятки предприятий были обречены     
на банкротство. Потом последовали мощные митинги оппозиции, профсоюзов, потом   
последовали демарши губернатора Титова. Наконец, он разогнал региональную       
комиссию, создал первую в России структуру внутри своего аппарата, взяв         
теперь на себя всю ответственность. Я представляю, насколько сложным будет      
отношение регионов, в том числе губернаторов и дум к этому закону. Хоть так     
поверни - неладно, хоть сяк поверни - нехорошо.                                 
                                                                                
Повторяю: вижу массу противоречий во всём этом деле. Полагаю, что мы должны     
признать сырым внесенный проект. Если говорить о втором чтении, то безусловно   
надо всерьез прописывать, например, планки, верхнюю и нижнюю, сроки             
рассмотрения, оглянуться на наш закон от 10 января, в котором мы записали,      
что бюджет 2004 года должен уже приниматься с учетом вот этих новых             
контрольных планок.                                                             
                                                                                
Вообще, если прямо говорить, господа правые, вы же снова перед страной          
лицемерите. Ведь мы сейчас обсуждаем проект закона, который реально сможет      
работать максимум один год. В 2005 году благодаря вашим рукам государство       
Российское уходит из сферы регулирования тарифов. Вы ведь этим самым решением   
о ликвидации государственного регулирования в 2005 году порождаете, повторяю,   
катастрофические последствия.                                                   
                                                                                
Вот всё это, вместе взятое, когда думаешь... Видимо, каждый депутат сейчас      
будет определяться, как он сам считает, но если кто-то нажмет кнопку "за", то   
он должен понимать, что в таком виде во втором чтении подобный проект           
невозможно поддерживать. Это должны понимать и в Правительстве, и, полагаю, в   
Администрации Президента. Хватит нам театров, хватит лицемерия! Давайте         
всерьез признавать, что мы два с половиной года пакет разрабатывали, а вот      
сегодня снова говорим: ах, мы недосмотрели! Железнодорожный пакет продавили,    
а сегодня в повестке дня, пожалуйста, поправки. Год назад мы криком кричали в   
отношении закона "О гражданстве...": не гоните лошадей! А сегодня уже из уст    
Президента под аплодисменты "Единой России" признаем, что закон, оказывается,   
сырой.                                                                          
                                                                                
Я еще раз призываю коллег-депутатов тщательнее подходить к подготовке и         
проработке законов и слышать голос оппозиции, когда она искренне ищет более     
конструктивный подход.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич.                                 
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Уважаемые коллеги, у меня скорее реплика, чем выступление,       
поскольку мои коллеги достаточно подробно осветили эту тему.                    
                                                                                
Если откровенно, честно относиться к тому, что происходит, то, мне кажется,     
каждому понятно, что мы имеем чистой воды пиаровскую акцию - внесение этого     
законопроекта есть не что иное... Ну, действительно, если мы принимаем бюджет   
и есть там некие пороги по отношению к тарифам, то что мы будем                 
согласовывать, что предлагается согласовывать местным властям с федеральным     
уровнем? Снижение тарифов? Ну, это ради бога, пусть каждый регион в рамках      
заданного верхнего уровня относится к этому, наверное, так, как он считает      
необходимым. А повышение тарифов ограничено теми цифрами, которые будут         
записаны при утверждении федерального бюджета. Поэтому, мне кажется, мы         
совершенно бесполезную бумагу плодим.                                           
                                                                                
И еще раз, я согласен с тем, что говорил коллега Романов: мы просто             
обманываем и сами себя, и своих избирателей. Давайте подумаем: зачем это всё    
мы делаем? Ради выборов? Ну, это одна проблема. Ради того, чтобы порядка было   
больше? Если бы и Президент, и Правительство хотели навести порядок, то давно   
смогли бы это сделать, в том числе и с помощью Государственной Думы. Но,        
очевидно, власть такова, что Чубайс сильнее, чем Президент и Правительство.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, все, кто записывался на выступление, выступили.             
Представитель Правительства хотел бы высказаться? Нет. Президента? Нет.         
                                                                                
Заключительное слово. Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич.                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, вы знаете, что неуправляемый рост тарифов      
съедает небольшой рост доходов нашего населения и вызывает его справедливое     
возмущение в связи с этой ситуацией. Поэтому наша группа "Народный депутат",    
центристы поставили вопрос о том, чтобы Правительство навело порядок с          
тарифами в России. Вы помните, как выступал Михаил Михайлович Касьянов и        
говорил о том, что у Правительства нет возможностей для того, чтобы повлиять    
на тарифную политику регионов, и ссылался на тот закон, о котором мы сегодня    
говорим. Поэтому центристы внесли поправки в закон, которые позволяют теперь    
нам в том числе, депутатам, взять под контроль тарифную политику в России. Мы   
с вами будем уже в этом году осенью рассматривать и предельные уровни           
тарифов, и проект бюджета и увязывать тарифы с бюджетным процессом.             
Соответственно такая же ситуация будет в регионах. И регионы теперь,            
согласовывая свои тарифы с федеральными органами власти, не смогут повышать     
тарифы выше тех уровней, которые мы с вами здесь, в этом зале, определим.       
                                                                                
Поэтому, на наш взгляд, необходимо поддержать закон. Если есть к нему           
замечания... Я думаю, что есть справедливые замечания. Кстати, в группе         
"Народный депутат" мы обсуждали законопроект, у нас тоже есть вопросы,          
предложения, чтобы усовершенствовать этот законопроект. Я думаю, что ко         
второму чтению появятся необходимые поправки. А сейчас прошу поддержать         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Александрович Липатов, заключительное    
слово. Нет.                                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом    
чтении? Пожалуйста, голосуйте. В первом чтении, коллеги. И пожалуйста,          
поправки подавайте своевременно.                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.             83,1%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.             16,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.