Заседание № 162
31.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 315954-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения функций и полномочий Банка России в сфере валютного регулирования, формирования и использования золотовалютных резервов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4019 по 4134 из 5004
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад Николая Васильевича Арефьева. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект о Центральном банке вынашивался во фракции довольно давно. Проблема в принципе всем известная. У нас есть золотовалютные резервы, которые непонятно для чего существуют. Когда у нас была заморожена половина золотовалютных резервов, все спрашивали: а они у нас были? Мы не знаем, какой толк от золотовалютных резервов, которые имеют довольно большой объём (на сегодня это 575 миллиардов долларов), если страна по-прежнему побирается, вязнет в долговых обязательствах и мы платим по долгам. Вот бюджет скоро будем рассматривать: у нас обслуживание долговых обязательств - 2,5 триллиона, а к 2026 году будет 3,5 триллиона. Я подсчитал: это 22 годовых бюджета Волгоградской области. А зачем мы платим эти проценты? У нас более 50 триллионов составляют золотовалютные резервы, а мы их никак не используем. Эти вопросы мы много раз задавали и правительству, и Центральному банку, но вразумительного ответа мы не получили. Почему золотовалютные резервы нельзя трогать? Почему мы их не используем? Это же резервы! Это резервы, которые на всякий случай у нас есть, это та же самая подушка безопасности, что и Фонд национального благосостояния. Но мы почему-то ничего не берём, а занимаем чужие деньги, платим огромные проценты. Какая выгода? Ну вот этот законопроект и определяет, что такое золотовалютные резервы и как их использовать. Второй вопрос, который мы всегда задаём Центральному банку, связан с ответственностью Центрального банка за кредитную политику. Ну вот сейчас поднялась ключевая ставка до 15 процентов, значит, кредитный ресурс уже под 30 процентов. У нас нет таких высокорентабельных предприятий, которые могли бы брать кредиты под такой большой процент. Значит, импортозамещение сворачивается, значит, свою продукцию мы делать не будем, потому что у нас нет собственных средств, за рубежом кредиты мы взять не можем - запрещено, своя ключевая ставка высокая, поэтому мы не можем взять кредиты в собственных банках. А как выходить из этого положения? Мы много раз предлагали сделать так, чтобы Центральный банк всё-таки отвечал за кредитную политику, за развитие экономики, но Центральный банк говорил, что его главная задача - таргетировать инфляцию, хотя таргетировать инфляцию Центральный банк может только опосредованно. Вы прекрасно знаете, что сбить цену можно только огромной товарной массой, чем больше товарная масса, тем дешевле продукты. Но ведь Центральный банк товарную массу не выпускает, нет, выпускает её промышленность, следовательно, правительство вместе с Центральным банком должно сделать такие кредиты, чтобы они были доступны нашей экономике, чтобы она больше производила товаров. А получается наоборот: у нас кредиты настолько недоступные, что экономика сворачивается, товаров становится меньше и мы садимся на шею Китайской Народной Республике. Так мы до победного конца никогда не дойдём. Ну и третий вопрос - это вопрос кадровый. Он сегодня решается ведомственным актом Центрального банка, а не законом. Мы повышаем, так сказать, переводим этот вопрос на уровень федерального закона, для того чтобы руководствоваться федеральным законом, а не ведомственными нормативными актами, которые можно менять внутри самого ведомства, и решать вопросы замещения тех или иных должностей или же вопросы замены Совета директоров Центрального банка. К сожалению, заключения профильного комитета и правительства отрицательные. Тем не менее фракция просит проголосовать за этот законопроект, он необходим. Ко второму чтению все шероховатости можно ликвидировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Аркадия Николаевича Свистунова. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, настоящий законопроект, который предполагает внесение изменений в закон "О Центральном банке...", получил, как правильно заметил автор законопроекта, отрицательные отзывы Правительства Российской Федерации, Центрального банка, а также Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Правового управления Аппарата Государственной Думы. В этих отрицательных заключениях очень чётко изложены причины, по которым данный законопроект не может быть поддержан. Они достаточно обширны и в большей степени носят характер юридический, потому что авторы предлагают как бы смешивать в одном законопроекте предметы разного регулирования, разных законопроектов. Ну, в частности, например, валютным регулированием у нас занимается Министерство финансов, все об этом знают, а Центральный банк в данном случае выступает как... выпускает нормативные акты, которые касаются банковской деятельности. Или предложение, касающееся Совета директоров Центрального банка: речь идёт о том, чтобы публиковать протоколы заседаний Совета директоров Центрального банка, но тогда возникнет противоречие с законом о гостайне, например, потому что на заседаниях зачастую (не всегда, но очень часто) рассматриваются вопросы, которые не могут выноситься в общую плоскость, ну и так далее. Таким образом, целый ряд концептуальных юридических замечаний не позволяет поддержать указанный законопроект. Кроме того, позиция, касающаяся пересмотра функций Центрального банка в смысле изменения, так скажем, его основного направления, давно высказывают в информационном поле многие депутаты, со стороны оппозиции тоже. Однако сегодня Центральный банк отвечает - это его основная задача - за денежно-кредитную политику, за формирование целей денежно-кредитной политики и дальнейшее исполнение, и всё, что касается, так скажем, концептуального изменения вот этого положения, требует глубокой проработки и дополнительного обсуждения. Поэтому, коллеги, Комитет по финансовому рынку не смог поддержать настоящий законопроект и просит депутатов отклонить его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 49 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Отклоняется.