Заседание № 176
О проекте федерального закона № 315733-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части отмены требования о резервировании и требования об использовании специального счёта).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 21. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Александра Васильевича Бездольного. Пожалуйста. БЕЗДОЛЬНЫЙ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! По законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" поправок не поступило. Комитет вносит предложение принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поправок не поступило, поэтому ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 43 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0% Проголосовало против 43 чел.9,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Александр Васильевич, какие есть предложения? БЕЗДОЛЬНЫЙ А. В. Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! У нас имеется заключение Правового управления по данному законопроекту, в котором замечаний нет. На руках у вас проект постановления Государственной Думы. Я вношу предложение от имени комитета принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет замечаний по докладу? Глазьев Сергей Юрьевич, пожалуйста, замечания по докладу. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемый Борис Вячеславович, я хотел бы выступить от фракции по мотивам перед голосованием в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим данный законопроект на "час голосования", который у нас объявлен, и в рамках "часа голосования" перед голосованием по мотивам выступает Глазьев Сергей Юрьевич. Пожалуйста. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемые коллеги, мне кажется, мы очень поспешно и формально относимся к очень важному вопросу - валютного регулирования и контроля. Этот формально-бюрократический подход - для галочки выполнить одну из позиций послания президента - может привести к прямо противоположным результатам, на которые, может быть, многие, голосуя за этот закон, рассчитывают. Ведь смысл конвертируемости рубля заключается не в том, чтобы облегчить режим ввоза валюты в нашу страну. Смысл конвертируемости рубля заключается в том, чтобы рубль стал международно признанной валютой, чтобы мы могли расширить масштаб использования рубля, расширить наши финансовые возможности. В том виде, в котором сегодня эта задача решается, - это путь к совершенно противоположному результату: снимается последнее валютное ограничение на операции в иностранной валюте, и, следовательно, мотивов предпочитать рубли в международных расчётах вообще не остаётся. Это попытка решить задачу конвертируемости рубля с обратного конца. Нужно сначала добиться того, чтобы рубль стал предпочтительным в расчётах. Нужно снять валютные ограничения сначала только на рублёвые операции, сохранив валютные ограничения на операции в иностранной валюте. Нужно застраховаться от ситуации дефолта, которая сегодня реально возможна в связи с резким наращиванием иностранных займов со стороны частных организаций. Нужно заставить мировой рынок востребовать рубли, перейдя на торговлю за рубли нашими нефтью и газом, убедив Европейский союз и наших соседей по Содружеству использовать рубли в качестве средства платежа и резервной валюты. И только после этого уже, когда рубль будет востребован, когда сложится устойчивое предпочтение работы в рублях, снимать ограничения на валютные операции в иностранной валюте. Центральный банк с правительством так легко, я бы сказал, безответственно и неграмотно решают задачу, которую поставил президент. Это приведёт к прямо противоположному результату - рубли станут использовать ещё меньше, чем сейчас, потому что никакого смысла после этих поправок предпочитать использование рублей в расчётах просто не будет. То есть это закон, который фиксирует долларизацию нашей экономики, который фиксирует совершенно убогое и неполноценное функционирование рубля. Это при том, что рубль сегодня самая обеспеченная резервами валюта мира. Мы фактически дестимулируем наши хозяйствующие субъекты использовать рубли в международных расчётах. Я бы хотел, чтобы вы нашу позицию поняли чётко: мы за конвертируемость рубля, мы за то, чтобы рубль... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты закончились. По ведению - Гребенников Валерий Васильевич, пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, при голосовании по вопросу об аудиторе Счётной палаты я голосовал за кандидата Абрамова, но почему-то в распечатке отмечен как неголосовавший. Я прошу исправить эту ошибку техники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 46 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 175
О проекте федерального закона № 315733-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (отмена действия ограничений, касающихся требований о резервировании и об обязательном использовании специальных счетов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан в целях реализации положений послания президента Федеральному Собранию в части принятия мер по обеспечению свободной конвертируемости рубля и отмены действия связанных с этим ограничений с 1 июля 2006 года. Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительству Российской Федерации и Центральному банку для обеспечения стабильности макроэкономической ситуации в стране предоставлено право устанавливать определённые ограничения при совершении резидентами и нерезидентами валютных операций. Сегодня это прежде всего касается резервирования определённых средств под те или иные операции. И по сути, предлагаемые сегодня в этот закон поправки подтверждают уже свершившийся факт конвертируемости рубля, отменяя те ограничения, которые уже фактически отменены постановлениями правительства, но формально присутствуют ещё сегодня в законе и должны действовать до 1 января следующего года. Принятие этого законопроекта обеспечит свободу расчётов между резидентами и нерезидентами во внешнеэкономической сфере. Законопроект призван продемонстрировать российскому и иностранному бизнесу необратимость проводимого курса на либерализацию в валютной сфере. И мы просим поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Александра Васильевича Бездольного. Пожалуйста. БЕЗДОЛЬНЫЙ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ну, чего греха таить, конвертируемость национальной валюты Российской Федерации является нашей давней мечтой, и мы с вами давно об этом думали. Поэтому Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам на своём заседании внимательно рассмотрел этот законопроект и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Необходимо только дополнительно отметить, что в настоящее время сложившаяся в стране макроэкономическая ситуация, которая характеризуется как высоким уровнем золотовалютных резервов, отсутствием резких колебаний курса рубля, так и устойчивым платёжным балансом, создала возможность отмены действия ограничений установленных требований о резервировании и предоставила такую возможность. Ещё следует также отметить, что те необходимые нормативные акты, которые были нужны для ввода конвертируемости рубля с 1 июля, Центральным банком приведены в соответствие с существующим положением. Поэтому, уважаемые коллеги, вношу предложение - у вас имеется проект постановления - принять этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Васильевич. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Докладчику вопрос. Уважаемый Сергей Дмитриевич, в условиях, когда из-за политики цен на энергоносители невыгодно заниматься реальным производством в России, не боитесь ли вы, что после этой операции все сбережения окончательно уйдут в зарубежные банки? Потому как играть на нашем поле при отсутствии товарных масс... Рубль никогда не будет прочным, деньги в обращении не будут соответствовать товарным массам, будет просто рискованно хранить деньги. Не боитесь ли вы такой утечки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Нет, мы не боимся того, что это каким-то образом подорвёт нашу банковскую систему. Тенденция такова, что объём депозитов и вкладов у нас в России увеличивается. Более того, снятие этих ограничений позволит ещё и иностранным гражданам открывать счета в российских банках и хранить на наших банковских счетах свою валюту. Поэтому мы считаем, что здесь никаких рисков нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вот скажите, с чем всё-таки связана спешка в принятии этого закона, ведь по самому его содержанию отмена спецсчетов начинается по факту с 1 января 2007 года. Сейчас вы правильно закладываете определённый переходный этап. Насколько я понял послание президента и проблему конвертируемости рубля, там ведь главное было - создание биржи по торговле нашей нефтью и нефтепродуктами на территории России. Вот когда этот вопрос будет решён и когда рубль действительно станет уважаемой валютой? И к Александру Васильевичу вопрос. Что за мечты такие, у кого они были, по поводу конвертируемости российского рубля? И что это даст Российской Федерации? Просчитывалось ли это хотя бы на краткосрочную перспективу? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Вопрос о конвертируемости рубля и вопрос о создании биржи - два в какой-то степени связанных, но в то же самое время параллельных вопроса и два параллельных процесса. Работа по созданию биржи идёт, но для того, чтобы эта биржа эффективно работала, как раз и нужно снять те ограничения, которые сегодня существуют при расчётах между резидентами и нерезидентами, отменить резервирование. И никакой спешки здесь на самом деле уже нет. Это не более чем законодательное оформление той реальности, которая уже сложилась в настоящее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бездольный Александр Васильевич, ваш ответ. БЕЗДОЛЬНЫЙ А. В. Мечта любой нации, любого государства, любой экономической формации, чтобы валюта была узнаваема, признана и действительно имела прочную основу не только в своём государстве, но и, как в данной ситуации, на международном рынке. А в части того, просчитывали или не просчитывали... Ну что эти расчёты! Я уже сказал, что в настоящее время и макроэкономическое положение страны, и потенциал, который мы с вами заложили, заключаются не только в экспорте наших энергоносителей, а ещё и в улучшении экономики нашей страны. Поэтому я думаю, что мы давно заслужили это право. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. У меня вопрос к докладчику, Сергею Дмитриевичу, и к содокладчику тоже. Я совершенно не разделяю эйфорию по поводу нашей стабильности, в том числе финансовой и банковской, поскольку это не подкрепляется, по большому счёту, товарным производством в нашей стране. А вопрос мой заключается в следующем. Рассматривая в целом сегодняшний законопроект, нельзя отрывать его от определённой сложившейся финансовой составляющей. И беспокоит в данном случае вопрос о средствах Стабилизационного фонда, которые сегодня, как известно, размещены за пределами нашей страны, и о золотовалютном резерве. Вот недавно в Соединённых Штатах Америки было принято решение в связи с Белоруссией, определено было понятие американской демократии, нарушены эти составляющие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, продлите время. КАШИН В. И. ...были наложены, по существу, аресты на имущество и на всё, что связано с финансовой составляющей. Как защищены в этом плане макроэкономические составляющие надёжности нашей финансовой системы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Вопрос настолько обширный, что надо давать, видимо, очень развёрнутый ответ. На самом деле макроэкономическая ситуация в стране очень хорошая, золотовалютные резервы велики - больше 250 миллиардов долларов. Размещены эти средства на счетах Центрального банка, а не за границей. И никаких потрясений из-за того, что будет принят этот закон, не произойдёт. Ещё раз подчеркну: все требования по резервированию, все требования по обязательной продаже валютной выручки уже на самом деле отменены, и никаких новых веяний, никаких новых возмущений этот законопроект не повлечёт за собой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость в выступлениях? Один выступающий. Запись завершена. Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я ярый сторонник конвертируемости нашей валюты - это гордость моя. Но я сегодня воздержусь от голосования только потому, что хорошо знаю, что наш рубль сегодня не обеспечен собственными товарными массами, что за всё время преобразований, которые мы проводили, мы уничтожили заводы и фабрики, которые создавались трудом целых поколений. Мы не имеем сегодня своего продовольствия, а рубль без товарного обеспечения - это бумажка, он не имеет прочной и твёрдой основы. Считать нефть и газ, которые мы продаём, твёрдой основой, дорогой Александр Васильевич, для нас с вами, седых, не дело, это заблуждение. Теперь о промыслах. Там русских, я не раз вам говорил, нет. Что ты, Александр Васильевич, русский, поимеешь с того, что завтра хозяева все будут (они находятся, вы знаете где, хозяева)... что мы с тобой будем иметь от этого? В любой момент, как захотят, так и обойдутся они с рублём, что захотят, то и сделают. Потому я проявлю невиданную сдержанность при голосовании по этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 06 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принято. По ведению - Бездольный Александр Васильевич. Пожалуйста. БЕЗДОЛЬНЫЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам просит включить в повестку дня пленарного заседания на 8 июля этот законопроект для рассмотрения во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений по поводу рассмотрения завтра во втором чтении? Нет. Спасибо.