Заседание № 146

15.02.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 315684-3 "О внесении изменений и дополнений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации" (о порядке ведения налогового учёта расходов на капитальные вложения производственного назначения; внесен депутатами Государственной Думы В. Г. Драгановым, В. В. Гальченко, В. Б. Шубой, В. Я. Пекаревым, И. Н. Руденским и Г. В. Боосом в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3986 по 4493 из 5418
МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня есть предложение заслушивание пунктов 9 и 10 объединить, потому что      
заключение комитета практически одно и то же по этим двум законопроектам и      
они вносят практически одно и то же предложение по льготам.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Доклад тогда делает у нас по первому проекту      
закона, "О внесении изменений и дополнений в главу 25 Налогового кодекса        
Российской Федерации" Игорь Николаевич Руденский. Пожалуйста, Игорь             
Николаевич.                                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию            
предлагается законопроект, внесённый группой депутатов Государственной Думы и   
предусматривающий восстановление так называемой инвестиционной льготы,          
которая действовала до 1 января 2002 года, а именно уменьшение суммы налога     
на прибыль на сумму фактически произведённых затрат за счёт прибыли,            
остающейся в распоряжении предприятия и направляемой им на финансирование       
капитальных вложений производственного назначения. При этом расходы на эти      
цели не должны уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50 процентов.     
                                                                                
Уважаемые депутаты, наш президент Владимир Владимирович Путин в недавних        
ответах журналистам сказал, что удельный вес налогов в ВВП России составляет    
34,8 процента, и назвал его чрезмерным. Он также сказал о необходимости         
дальнейшего сокращения налогового бремени. И тут, конечно, возникает вопрос:    
какие налоги и на сколько лучше сократить, чтобы добиться наилучшего            
результата в социально-экономическом развитии страны?                           
                                                                                
Лучше всего, на наш взгляд, сократить налог для предприятий и организаций с     
таким расчётом, чтобы полученные ими дополнительные средства прямо пошли на     
ускорение экономического роста. С этих позиций вряд ли какое-либо другое        
направление в сокращении налогов по эффективности может сравниться с            
восстановлением инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Об этом             
свидетельствует, во-первых, резкое сокращение прироста инвестиций, после того   
как эта льгота была отменена. Напомню, что при наличии этой льготы в 2000       
году инвестиции в основной капитал России выросли на 17 процентов, а в 2001     
году они выросли примерно на 9 процентов. Когда же в 2002 году инвестиционная   
льгота была упразднена, инвестиции в основной капитал выросли лишь на 2,6       
процента, и этот год был отмечен самым низким ростом и ВВП, и промышленности,   
и сельского хозяйства.                                                          
                                                                                
Финансисты часто возражают против таких аргументов, так как якобы в 2003 и      
2004 годах инвестиции опять стали хорошо расти, более чем на 10 процентов в     
год, и темпы экономического роста тоже выросли - с 4 до 7 процентов. Но все     
знают, что на этот рост повлияла никак не отмена инвестиционной льготы, а       
небывалое повышение экспортных цен, сверхприбыльность экспорта, и за счёт       
этого произошёл рост экспортного производства, для чего потребовались           
дополнительные инвестиции.                                                      
                                                                                
Ликвидация инвестиционной льготы привела также к резкому сокращению прибыли в   
народном хозяйстве в целом: с 1 триллиона 141 миллиарда рублей до 923           
миллиардов рублей в 2002 году. Особенно сократилась прибыль по                  
промышленности, строительству и транспорту, в частности по промышленности - с   
580 миллиардов рублей до 444 миллиардов рублей. Соответственно резко            
сократился и налог на прибыль.                                                  
                                                                                
Когда была инвестиционная льгота, то, чтобы её использовать, предприятия        
старались показать всю прибыль, чтобы больше иметь инвестиционных льгот.        
После отмены льготы часть прибыли ушла в тень, и государство впрямую потеряло   
сотни миллиардов рублей. Из сказанного видно, что восстановление                
инвестиционной льготы на прибыль существенно расширит инвестиции и приведёт к   
выходу из тени части прибыли, что будет способствовать более полной уплате      
налогов с этого показателя. С другой стороны, нужно учесть, что из 35           
процентов налогов в ВВП население платит менее 5 процентов, а более 30          
процентов приходится на предприятия и организации. Между тем за двести лет      
существования налоговой системы мир давно выработал правило, что налоговая      
система опирается на две примерно равные опоры - это налоги с населения         
(подоходный налог плюс налог на недвижимость) и налог с предприятий и           
организаций, то есть налог с бизнеса. Есть страны вроде США, где население      
уплачивает больше налогов, чем бизнес. Есть такие страны, где население         
уплачивает 40 процентов налогов, а бизнес - 60. Но нигде нет такого перекоса    
налогообложения с населения на бизнес, как в России.                            
                                                                                
Наша налоговая система, если так можно выразиться, - это калека с фактически    
обрубленной одной ногой. И хотя налоговая нагрузка в России в целом не самая    
высокая в мире (правда, чрезмерная для страны, которая хочет развиваться        
намного быстрее), но налоговый гнёт на бизнес является беспрецедентным. Мы      
затягиваем петлю на шее у предприятий и организаций налоговым бременем и        
мешаем их развитию, а инвестиции, как вам известно, главный двигатель           
социально-экономического развития страны. Здесь нужно учесть, что в среднем     
предприятия и организации обеспечивают до 70 процентов инвестиций за свой       
собственный счёт, оплачивая их из прибыли и амортизации, этим они отличаются    
от западных собратьев, которые за счёт своих средств финансируют 25-30          
процентов инвестиций, а остальное изыскивают на рынке капитала.                 
                                                                                
В России в отличие от других стран рынка капитала фактически не существует, у   
нас нет рыночной инфраструктуры инвестиций денежных фондов, так называемых      
длинных денег. В других рыночных странах источниками крупных и долговременных   
инвестиций служат многомиллиардные средства негосударственных пенсионных        
фондов (в России их практически нет), плюс гигантские средства страховых        
компаний, ибо там повсеместно распространено обязательное страхование           
источников повышенной опасности (в России страховые общества бедны и            
практически не финансируют народное хозяйство), плюс третьим крупным            
источником инвестиций на Западе являются паевые фонды, а в России они созданы   
лишь недавно и имеют всего 4 миллиарда накопленных вкладов, это практически     
ничего, и это при том, что в рыночных странах активы банков составляют от 200   
до 300 процентов ВВП, в Китае - 180 процентов, в Казахстане - и то 120          
процентов. А в России активы всех банков, включая и госбанки, равны только 45   
процентам ВВП, и суммарные активы вдвое меньше, чем активы, например, одного    
немецкого не самого крупного банка - Дрезден-банка. К тому же в наших банках    
почти нет длинных денег и инвестиционных кредитов. Они выдают крайне мало,      
менее 10 процентов от всех инвестиций в России, так что приходится нашим        
предприятиям и организациям, в основном экспортно ориентированным, влезать в    
зарубежные долги, и суммарно этот долг растет ежегодно примерно на 20-30        
миллиардов долларов и уже составил 130-140 миллиардов долларов, превысив долг   
страны более чем в полтора раза. Не дай бог, изменится внешнеэкономическая      
конъюнктура, снизятся экспортные цены, упадут прибыли, и тогда может начаться   
череда банкротств организаций и банков, крупных держателей валюты. Так что      
изыскание дополнительных источников инвестиций для нас с позиции будущего       
социально-экономического развития страны - проблема номер один.                 
                                                                                
Здесь нужно также учесть, что в период ужасного десятилетнего кризиса           
90-99-го годов объём инвестиций в основные фонды в России снизился примерно в   
пять раз по сравнению с докризисным периодом, поэтому фонды почти не            
обновлялись. Сейчас средний срок службы машин и оборудования приближается к     
двадцати одному году, в то время как старыми считаются машины и оборудование    
со сроком службы примерно десять лет. Если у вас есть легковые машины,          
произведённые двадцать один год назад, вы наглядно можете ощутить, насколько    
устарела эта техника. Нам сегодня нужны двойные инвестиции для того, чтобы      
обновить безнадёжно устаревшие фонды, и для того, чтобы расширить               
производство. Так что рост инвестиций, который мы имеем в последние семь лет    
и который при взлёте подрезан отменой Минфином инвестиционной льготы,           
обеспечил нам инвестиции сегодня в размере всего лишь 35-40 процентов от        
уровня 89-90-го годов, и большинство наших отраслей, имея устаревшие основные   
фонды, не могут производить современную продукцию, повышать её качество и,      
соответственно, остаются неконкурентоспособными. Возьмите нашу лёгкую           
промышленность. Спрос на её товары ежегодно растет на 10-15 процентов, а с      
2002 года объём производства в этой отрасли сокращается, отрасль деградирует,   
превалирует импорт. Подобная картина в большинстве отраслей машиностроения,     
лёгкой промышленности, лесной промышленности и нефтехимии.                      
                                                                                
В заключение хочу сказать, что необходимость введения инвестиционной льготы в   
налоговой системе более чем назрела. Это находится в струе прогрессивных        
изменений, которые нам надо сделать. Очень важно понять, что налоговая          
система отнюдь не замыкается на фискальных целях, на обеспечении доходов в      
бюджет. В рыночных странах налоговая система является также важнейшим           
стимулом для технических нововведений, расширения инвестиций, развития науки    
и образования, благотворительной деятельности, чего у нас практически сегодня   
нет. У нас налоговая система главным образом преследует чисто фискальные        
цели. Она строится так, чтобы было удобно собирать налоги. Если на эту          
проблему взглянуть с народно-хозяйственных позиций, позиций интересов всего     
общества, то приходится признать: совершена грубая, принципиальная ошибка,      
когда разработку Налогового кодекса отдали в руки фискального ведомства -       
Минфина. Это всё равно что отдать разработку Уголовного кодекса в руки          
милиции.                                                                        
                                                                                
Я думаю, нам ещё предстоит вносить изменения в Налоговый кодекс, и хорошо       
было бы сейчас создать общегосударственную комиссию по доработке Налогового     
кодекса, с тем чтобы он работал не на интересы ведомства, а на                  
социально-экономическое развитие страны и на интересы нашего общества.          
                                                                                
Уважаемые депутаты, предлагаю принять данный законопроект, так как из           
расчётов, приложенных к нему, видно, что в результате применения указанного     
инвестиционного механизма объём капитальных вложений в производственную сферу   
возрастёт как минимум на 200-300 миллиардов рублей. В то же время               
консолидированный бюджет не понесёт потерь, а, напротив, за счёт роста          
инвестиций в производственную сферу и кумулятивного эффекта налоговые           
поступления увеличатся как минимум на 20-30 миллиардов рублей. Прошу            
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Следующий законопроект Законодательное собрание Челябинской области просит      
рассмотреть без участия своего представителя. Это проект федерального закона    
"О внесении дополнения в главу 25...", о чём говорила Надежда Сергеевна         
Максимова, поэтому от комитета она сделает содоклад по пункту 9 и               
одновременно доложит пункт 10.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Любовь Константиновна.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, вашему вниманию представлено два              
законопроекта на одну и ту же тему - о внесении дополнений в главу 25 части     
второй Налогового кодекса Российской Федерации. Внесены эти законопроекты       
были в апреле 2003 года рядом депутатов Государственной Думы и в августе 2003   
года Законодательным собранием Челябинской области.                             
                                                                                
Оба проекта, как уже было сказано, предполагают внесение изменений в главу 25   
"Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса. Предлагается    
восстановить льготу, которая действовала до 1 января 2002 года, путём           
уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в размере тех сумм, которые      
направлены на капитальные вложения в производственные фонды. А                  
Законодательное собрание Челябинской области предлагает ещё и увеличить эту     
сумму уменьшения налоговой базы на сумму капитальных вложений в                 
социально-культурную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство по объектам,        
которые находятся на балансе налогоплательщика. Общий объём таких исключений,   
вычетов не может составлять более 50 процентов налога на прибыль,               
исчисленного соответствующим налогоплательщикам. Таким образом, в 2003 году     
предлагалось стимулировать повышение инвестиционной активности производителя.   
                                                                                
Комитет рассмотрел эти предложения и рекомендует вам отклонить эти              
законопроекты по следующим основаниям. Я вам напоминаю, что эти законопроекты   
были внесены в середине 2003 года по итогам работы предприятий за 2002 год,     
когда эта льгота впервые перестала действовать. Но с того времени на            
протяжении последующих трёх лет мы с вами постоянно работаем над изменением     
налогового законодательства в пользу налогоплательщика и постепенно снижаем     
налоговую нагрузку на него, чтобы действительно увеличивалась инвестиционная    
активность товаропроизводителей и повышалась заработная плата работающих на     
этих предприятиях.                                                              
                                                                                
Я вам напоминаю, что за этот период были отменены все оборотные налоги, за      
исключением налога на добавленную стоимость, что мы с вами снизили ставку       
налога на прибыль с 35 процентов до 24 процентов, снизили ставку налога на      
добавленную стоимость с 25 процентов до 18 процентов, и сейчас вопрос стоит о   
том, чтобы и дальше её продолжать снижать. Мы с вами снизили также ставку       
единого социального налога с 35,6 процента до 26 процентов. Все эти ресурсы     
дополнительно остаются в обороте у предприятий, чтобы они улучшали свою         
инвестиционную активность.                                                      
                                                                                
И я вам должна сказать, что вот такие меры, которые предпринимались по          
снижению налоговой нагрузки на налогоплательщика, приводили к тому, что у нас   
с вами ежегодно при рассмотрении бюджетов на соответствующий год уменьшалась    
налоговая нагрузка и удельный вес налоговых поступлений в валовом внутреннем    
продукте сокращался ежегодно более чем на один пункт, а в бюджете на 2006 год   
на два пункта сокращены эти поступления. И в бюджете 2006 года впервые за       
многие годы поступления от налогов, за исключением налогов от добычи и          
реализации нефти и нефтепродуктов, в абсолютной сумме сокращены по сравнению    
с предыдущими годами.                                                           
                                                                                
Тем не менее вопрос о необходимости налогового стимулирования инвестиций нами   
с вами обсуждался, коллеги, в прошлом году, когда мы рассматривали              
законопроект, который потом стал законом № 58-ФЗ от 6 июня 2005 года "О         
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и     
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и          
сборах". В результате статья 259 Налогового кодекса была дополнена              
положением, в соответствии с которым налогоплательщик вправе включать в         
состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные           
вложения в размере, не превышающем 10 процентов от первоначальной стоимости     
основных средств (исключаются основные средства, полученные безвозмездно) и     
расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации,         
технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Этот        
механизм так называемой амортизационной премии вступил в силу с 1 января        
текущего, 2006 года. То есть законодатель практически реализовал предложения    
авторов законопроектов, но через другие механизмы.                              
                                                                                
Кроме того, с 1 января текущего года также вступила в силу норма Федерального   
закона от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части     
второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу   
отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и     
сборах". Вот эта норма о зачёте в общем порядке налога на добавленную           
стоимость, который уплатил налогоплательщик поставщикам товаров, работ          
(услуг) при осуществлении капитальных вложений, и плюс ещё ускоренная           
амортизация с 1 января 2006 года действует по нашему законодательству, вот в    
совокупности эти нормы превышают практически ту льготу, которая предлагается    
авторами законопроектов.                                                        
                                                                                
Помимо изложенного необходимо отметить, что авторы и того и другого             
законопроектов отмечают, что бюджеты всех уровней понесут значительные потери   
в результате предоставления такой налоговой льготы, но вместе с тем             
источников возмещения выпадающих доходов не предлагают. Между тем налог на      
прибыль - это один из основных бюджетообразующих доходов, особенно в            
регионах. Вы знаете, что из 24 процентов ставки 17,5 процента поступает в       
бюджеты субъектов Российской Федерации, а внутри региона налог на прибыль       
наравне с налогом на доходы физических лиц - это основной регулирующий налог    
в межбюджетных отношениях.                                                      
                                                                                
Вот по всем изложенным основаниям Комитет по бюджету и налогам предлагает вам   
отклонить указанные законопроекты - № 315684-3 "О внесении изменений и          
дополнений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации", внесённый       
депутатами Государственной Думы, и № 360284-3 "О внесении дополнения в главу    
25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который внесён        
Законодательным собранием Челябинской области.                                  
                                                                                
Обращаю ваше внимание ещё раз на то, что практически механизмы стимулирования   
инвестиционной составляющей нами приняты, они начали работать с 1 января        
этого года, и мы должны ещё проанализировать, как они сработают, какие они      
дадут результаты. Прошу поддержать оценку комитета по бюджету.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы есть? Есть два вопроса. Первый вопрос у депутата               
Сапожникова.                                                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Сапожников по карточке Маслюкова.                                               
                                                                                
Вот вы сказали, что авторы законопроектов не предлагают источников возмещения   
выпадающих доходов. А я внимательно слушал выступление господина Руденского,    
он же назвал, за счёт чего будут возмещены эти выпадающие доходы.               
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Он сказал о том, что они будут возмещены в течение по меньшей   
мере пяти лет, а нам с вами сегодня вопросы финансирования нужно решать, в      
текущем году. Весь этот аккумулятивный эффект будет достигнут в течение пяти    
лет, по оценке авторов законопроекта.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Я уже сказала, что практически другой механизм мы с вами        
приняли в прошлом году. Мы же подробно рассматривали... В том числе, кстати     
говоря, была и эта поправка - о том, чтобы восстановить вот эту                 
инвестиционную льготу по налогу на прибыль в размере 50 процентов. Но мы с      
вами сказали, что нет, мы даём такую инвестиционную льготу, но она будет        
равняться 10 процентам от первоначальной стоимости основных фондов. Я вас       
уверяю, что для многих предприятий эта льгота значительно существеннее, чем     
та, о которой говорят авторы законопроекта.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И второй вопрос - Малышкин Олег Александрович.                                  
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Надежда Сергеевна, вот мы сейчас только перед этим               
рассматривали вопрос, связанный с законом "Об особых экономических зонах в      
Российской Федерации". Вот не кажется ли вам, что это то же самое - особая      
экономическая зона, но только этого предприятия? Может быть, пересмотреть нам   
процентную сторону этой льготы? Может, дать им действительно большую льготу и   
пусть они работают? Ведь всё равно то на то получается.                         
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Олег Александрович, мне как-то неудобно в третий раз говорить   
об одном и том же. Мы сегодня с вами уже три льготы дали, я ещё раз повторяю:   
10 процентов первоначальной стоимости основных фондов, ускоренная амортизация   
и вычеты налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком.       
Давайте мы с вами проживём 2006 год, ведь все эти нормы вступили в действие с   
1 января 2006 года, и посмотрим, какой эффект, в том числе и аккумулятивный,    
дадут все эти меры, которые мы с вами приняли.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Было только два вопроса. Присаживайтесь,         
Надежда Сергеевна.                                                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Дмитриева Оксана Генриховна.                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Я бы считала, что законопроект коллеги Руденского и других депутатов следует    
поддержать, несмотря на все совершенно справедливые замечания, высказанные      
представителем комитета, о том, что данная возможность отнесения на расходы     
10 процентов от осуществлённых капитальных вложений или от первоначальной       
стоимости приобретённых основных средств и есть отнесение по налогу на          
добавленную стоимость. Тем не менее все эти новации не заменяют той             
инвестиционной льготы, которая исчезла с 2002 года с введением нового           
варианта налога на прибыль.                                                     
                                                                                
Дело в том, что совершенно по-другому сконструировано, допустим, отнесение 10   
процентов от первоначальной стоимости основных фондов. Вот эта норма может      
заинтересовать крупные предприятия, осуществляющие большие капитальные          
вложения. Но предприятие небольшое или среднее как раз больше заинтересовано    
именно в прямой инвестиционной льготе, поскольку оно реально может вывести      
все объёмы капитальных вложений из-под налогообложения в размере до 50          
процентов от прибыли. Более того, вот эти нормы сконструированы диаметрально    
противоположно, и правильно говорил коллега Руденский, что прямая               
инвестиционная льгота - 50 процентов от прибыли - заинтересовывает              
предприятия в легализации прибыли и в показе прибыли, а вот это отнесение 10    
процентов на расходы совершенно не увязывается с объёмом прибыли, поэтому как   
раз вот при такой ситуации предприятие может и отнести 10 процентов от          
приобретённых основных фондов на расходы и минимизировать прибыль. Поэтому      
вот та льгота, которая принята, даёт как раз большие возможности именно для     
оптимизации налогообложения, для ухода от налогообложения, а прямая             
инвестиционная льгота как раз стимулирует инвестиционную активность, при этом   
заставляет, как совершенно правильно отметил докладчик, реально показывать      
прибыль, реально осуществлять открытую и прозрачную деятельность. И надо        
сказать, что предприниматели изо всех общественных организаций, вне             
зависимости от размеров организации, и РСПП, и "Деловая Россия", и "Опора       
России", и Торгово-промышленная палата Российской Федерации, постоянно ставят   
вопрос о возврате инвестиционной льготы именно в том виде, в каком она          
существовала до введения нового налога на прибыль.                              
                                                                                
Поэтому я поддерживаю и сам законопроект, и ту аргументацию, которая была       
высказана коллегой Руденским в его докладе.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше желающих выступить не было. Требуется ли заключительное слово?..         
                                                                                
Оськина Вера Егоровна.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Оськиной.                                
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Странно, Любовь Константиновна, почему вы не заметили мою руку.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нажимать надо на кнопочку.                                
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Я поддерживаю предложение Надежды Сергеевны Максимовой по         
отклонению данных законопроектов, и вот почему. Когда снижали единый            
социальный налог, нас убеждали в том, что 284 миллиарда - выпадающие доходы     
из бюджета - пойдут: а) на обновление оборудования; б) на создание новых        
рабочих мест; в) на повышение заработной платы, говорили, что часть этих        
средств вернётся в бюджет страны через подоходный налог с повышенных зарплат    
и так далее. На самом деле получилось, что все социальные фонды были            
сформированы с дефицитом, в частности, Пенсионный фонд этот дефицит пополнял    
из федерального бюджета. Поэтому, когда мы говорим вот о таких вещах, как       
снижение налогового бремени, Игорь Николаевич, и когда вы говорите, что         
200-300 миллиардов рублей останутся на развитие предприятий, то нужно думать    
и о социальных программах, и, извините меня, о функции государства, которое     
должно выполнять свои обязанности.                                              
                                                                                
Поэтому я призываю отклонить данные законопроекты.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги...                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите сказать? Не записывались? Нет.                  
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский, пожалуйста, заключительное слово...                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но если настаивает коллега Наталья Бурыкина, дадим ей     
слово? Только коротко очень, пожалуйста.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Я хотела бы что добавить? Здесь много аргументов прозвучало за и против этого   
законопроекта. Я просто хочу коллегам напомнить, что при принятии ставки по     
налогу на прибыль эта ставка была существенно снижена. И на самом деле          
уместней было бы ставить вопрос в принципе о снижении налога на прибыль либо    
о переводе его из федерального в региональный, это было бы более корректно.     
То, что вы предлагаете, уже было сделано: инвестиционная льгота, которая была   
у действующих предприятий, сохранена путём снижения ставки налога на прибыль.   
А сегодня вы предлагаете бюджету дополнительно поучаствовать в инвестировании   
в эти предприятия, для того чтобы капитализация перешла потом не в бюджет, а    
к владельцам этих предприятий.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Николаевич, вы хотите выступить с заключительным словом? Пожалуйста.      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо.                                                        
                                                                                
Мне, конечно, неудобно критиковать председателя подкомитета, но хотел бы        
сказать коллеге Бурыкиной, что ставка была снижена с 35 процентов до 24, но     
эффективная ставка в тот момент была 19 процентов, то есть реально              
предприятия платили 19 процентов. И вы, конечно, об этом знаете.                
                                                                                
Что касается единого социального налога. Вы знаете, в том-то и дело, что        
после того, как убрали инвестиционную льготу, он сократился, потому что         
предприятия перестали платить налоги вообще, ушли в тень. У нас самая большая   
нагрузка на бизнес в мире, мы предприятия задушили.                             
                                                                                
И хотел бы сказать коллеге Оськиной: дело в том, что, если мы с вами будем      
развивать экономику, у нас больше средств останется на социальную сферу. Так    
давайте не будем душить налогами бизнес и развивать как бы через это            
социальную сферу, давайте сделаем всё наоборот: разовьём свою экономику,        
которая у нас уже буксует, ну и, соответственно, отдадим эти деньги             
социальной сфере.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё?                                                      
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. В общем-то, да, спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотели бы выступить представители президента,             
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Пункт 9. Кто за то, чтобы   
принять данный законопроект в первом чтении?                                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Пункт 10 мы обсудили. Прошу уважаемых коллег определиться голосованием. Кто     
за то, чтобы принять законопроект, пункт 10, в первом чтении?                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пункту 9 мы проголосовали только что - восемьдесят     
восемь "за" было.                                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     79 чел.                                          
Не голосовало                 371 чел.82,4%                                     
Результат: не принято