Заседание № 110
О проекте федерального закона № 315553-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" (о подготовке к военной службе в образовательных учреждениях; принят в первом чтении 10 октября 2003 года с названием "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 19 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании". Доклад члена Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании". Законопроект с наименованием "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" принят в первом чтении Государственной Думой третьего созыва еще 10 октября 2003 года. Поэтому кратко скажу о сути законопроекта. Основная цель законопроекта - привести Закон Российской Федерации "Об образовании" в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" по вопросам подготовки граждан к военной службе, осуществляемой в образовательных учреждениях. В чем именно заключается несоответствие этих законов? Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" получение гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования - это обязательный вид подготовки, а согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", пункт 7 статьи 14, военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе и с согласия обучающихся и их родителей, причем за счет средств и силами заинтересованных ведомств. Вот и всё противоречие, которое предлагается устранить. Особенно обращаем ваше внимание, уважаемые депутаты, вот на что: законопроект направлен только на устранение проблемы противоречия правовых норм и не ставит перед собой цели решения вопроса о введении нового самостоятельного предмета "Основы военной службы" и уж тем более - "Начальная военная подготовка", выделив их из состава дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". Этот вопрос должен рассматриваться только в рамках утверждения государственных образовательных стандартов и никакого отношения к представляемому законопроекту не имеет. Законопроектом также не затрагиваются вопросы ни содержания, ни методов этой подготовки, ни состава материально-технической базы образовательных учреждений, ни требований к преподавателям, ни пересмотра источников или порядка финансирования, он только устраняет противоречия юридических норм. Ко второму чтению к законопроекту поступило двадцать три поправки. Комитетом по обороне все поправки рассмотрены и сведены в две таблицы, в том числе и поправка уважаемого Олега Николаевича Смолина, которую сегодня распространили в зале. Она рассмотрена комитетом и включена в таблицу 2 отклоненных поправок. Таблица поправок, рекомендуемых к принятию, включает четыре поправки, остальные девятнадцать поправок сведены в таблицу 2 и рекомендуются к отклонению. Ко второму чтению с учетом принятых поправок текст законопроекта претерпел изменения, но концепция его при этом не изменилась. Законопроектом теперь вносятся изменения в большее количество статей Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", чем это предполагалось в первом чтении. В связи с этим изменилось и его наименование. Заключение Правового управления Аппарата Госдумы на законопроект имеется, оно положительное. Уважаемые депутаты Государственной Думы, просим рассмотреть и принять таблицы поправок и законопроект во втором чтении. Доклад окончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице поправок, рекомендованных к принятию, есть ли вопросы? Нет. Ставится на голосование предложение комитета: принять таблицу 1. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 18 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9% Результат: принято Принимается. По таблице поправок 2 есть ли возражения, коллеги? Одну руку вижу только. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. Номера поправок назовите. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Георгий Валентинович. Я прошу вынести на голосование поправку 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение комитета в части отклонения поправок, за исключением поправки 11. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 28 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9% Результат: принято Согласились с предложением комитета. Поправка 11. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович! Я прошу вас поддержать поправку 11 по следующим соображениям. Ну, во-первых, вопреки поддержке уважаемого мною Правового управления Аппарата Думы я думаю, что текст, который предложен нам сегодня, далек от юридического совершенства. Я, собственно, не в претензии, поскольку, наверное, если бы я сам стал заниматься законами в области обороны, у меня бы, наверное, тоже получились какие-нибудь неточности, так мягко скажем, но в этом тексте есть как минимум две удивительные вещи. Первая заключается в том, что мы предполагаем, что вопросы военной подготовки будут регулироваться не только стандартами общего образования, но и стандартами профессионального образования. Должен сказать совершенно четко, что стандарт, например, начального профессионального образования токаря не может предусматривать вопросов начальной военной подготовки, поскольку это именно стандарт подготовки токаря. Естественно, в учреждении начального профессионального образования в рамках общеобразовательного стандарта, который там действует, может реализовываться начальная военная подготовка, но профессиональное образование токаря здесь ни при чем. Это во-первых. Во-вторых, предлагается регулировать проблемы начальной военной подготовки не только федеральным законодательством, но и законодательством субъектов Российской Федерации. Уважаемые коллеги, по своим законам об образовании субъекты Российской Федерации могут регулировать только региональный компонент образовательных стандартов, а речь идет в данном случае о федеральном компоненте, поэтому неизбежно возникнут разночтения в трактовке этого закона. Это первая позиция. Вторая позиция, собственно, в поддержку поправки. Николай Максимович говорил, что закон не предопределяет, в каком виде будет реализовываться поправка - начальная военная подготовка или подготовка по основам военной службы. Я и предлагаю в своей поправке сохранить существующую ситуацию, когда основы военной службы изучаются в рамках стандарта, в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Я бы хотел сказать в обоснование этого предложения, что, во-первых, на этом в свое время очень активно настаивала по крайней мере часть силового блока, в частности министерство по чрезвычайным ситуациям. Во-вторых, такая практика позволяет нам не разделять жестко юношей и девушек в школе, потому что для одних реализуются одни компоненты основ безопасности жизнедеятельности, для других - другие. В-третьих, у нас довольно много ребят с ограниченными возможностями здоровья, которые вполне могут изучать и изучают основы безопасности жизнедеятельности, но, к сожалению, не могут готовиться по основам военной службы. Ну и плюс еще к тому, уважаемые коллеги, я просил бы, чтобы подготовка по основам военной службы была расходным обязательством Российской Федерации в точном соответствии со статьей 71 Конституции, которая относит к исключительному ведению Российской Федерации оборону и безопасность. Прошу поддержать. Я думаю, что это... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, на центральной трибуне включите микрофон. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет внимательно рассмотрел поправку уважаемого Олега Николаевича и предлагает ее отклонить. Во-первых, эта поправка противоречит поправке 4 из таблицы уже принятых поправок. Мы уже приняли поправку 4 в таблице принятых, где пункт 7 в новой редакции. Таким образом, принятие поправки, которая полностью меняет текст пункта 7, отредактированный заново, неприемлемо. Это во-первых. А во-вторых, есть три момента в поправке Олега Николаевича, на которых я хотел бы все-таки остановиться. Во-первых, в поправке не учтено, что в настоящее время в законодательных актах, я подчеркиваю, еще нет норм, определяющих принадлежность предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" к государственным образовательным стандартам. Больше того, до сих пор не реализован пункт 4 статьи 7 Закона "Об образовании", требующий наличия специального федерального закона, определяющего основные положения государственных образовательных стандартов общего образования, порядка их разработки и утверждения. Второй момент. Автор предлагает подготовку граждан к военной службе в образовательных учреждениях осуществлять в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, однако подготовка граждан по основам военной службы осуществляется и в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Кроме того, понятие "подготовка к военной службе" включает в себя не только подготовку по основам военной службы, но и подготовку на военных кафедрах вузов, и, таким образом, трактовать так, как предлагает Олег Николаевич, просто некорректно. И третий момент. Олег Николаевич предлагает финансирование за счет федерального бюджета. Вот это как раз то, что затянуло принятие законопроекта во втором чтении ровно с августа прошлого года, поскольку шло согласование с Министерством образования и науки, Министерством обороны и Министерством финансов, откуда этот предмет должен финансироваться. И в конце концов решено не нарушать закон № 122-ФЗ и финансировать из бюджетов субъектов. Поэтому предлагаю поправку отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение принять поправку 11. Комитет рекомендует ее отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 49 сек.) Проголосовало за 47 чел.10,4% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9% Результат: не принято Не принимается данная поправка. Правильно я понял, что вот те поправки, которые были розданы дополнительно, в результате уже проголосованы? Правильно я понял. Ставится на голосование: принять данный проект федерального закона во втором чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 33 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9% Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы, заключение Правового управления к третьему чтению имеется, оно положительное. Текст законопроекта роздан, постановление роздано. Убедительная просьба комитета - проголосовать в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Возражений нет? Ставится на голосование в рамках "часа голосования" данный законопроект в третьем чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 34 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается законопроект в третьем чтении.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 315553-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Закон Российской Федерации "Об образовании" (о подготовке к военной службе в образовательных учреждениях; принят в первом чтении 10 октября 2003 года с названием "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Есть ли по повестке дня замечания у полномочного представителя правительства, у полномочного представителя президента? Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые депутаты, просьба следующая: 5-й пункт повестки дня и 7-й пункт повестки дня перенести на следующую неделю. По 5-му пункту у нас буквально сегодня утром появились замечания, присланные из администрации, и комитету необходимо время, для того чтобы проанализировать их и по возможности учесть. То же самое по 7-му вопросу, здесь у нас в большей степени разночтения с правительством, потому что те поправки правительства, которые были учтены в тексте, не устраивают администрацию президента. Чтобы все эти вопросы снять, нам необходимо хоть небольшое время. Поэтому прошу эти два вопроса перенести на следующую неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Предложение представителя президента: пункт 5 и пункт 7 перенести на 6-е число. Правильно, Александр Сергеевич? Правильно. Есть необходимость... Другие точки зрения есть? Пожалуйста, Николай Максимович Безбородов. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде всего я хотел бы обратиться к официальному представителю Правительства Российской Федерации Андрею Викторовичу. Только в этом году уже шестой раз переносится рассмотрение законопроекта, который предусматривает, чтобы основы военной службы преподавались не факультативно, то есть никак, а в обязательном порядке. Наконец-то правительство определилось с поправками - сегодня взяты под сомнение Президентом Российской Федерации. То есть вы всё делаете для того, чтобы этот закон не прошел! Безусловно, комитет согласен с предложением официального представителя Президента Российской Федерации перенести законопроект. Мы убедительно просим поставить его на 6 июля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы поддерживаете это? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну уже больше не буду давать слово... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Алексей Валентинович. Двоим - представителю президента и тому, кто хотел высказать противоположную позицию. Ставится на голосование предложение перенести на 6 июля, я повторяю: на 6 июля, рассмотрение пунктов 5 и 7. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 40 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2% Результат: принято Переносится на 6 июля.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 315553-3 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" (о подготовке к военной службе в образовательных учреждениях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Мы просим перенести на более поздние сроки рассмотрение вопросов под пунктами 13 и 14. В пункте 13 речь идет о внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и в статью 14 Закона "Об образовании". На 21 июня намечено совещание у заместителя председателя правительства по согласованию позиций Минобороны, Минфина, министерства образования и министерства экономического развития. Мы просили бы до проведения этого заседания и определения окончательной позиции правительства по данному вопросу законопроект не рассматривать, поскольку не исключено, что мы будем рекомендовать ряд поправок к тексту законопроекта. Мы предлагаем перенести его на 6 июля. С комитетом мы согласовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 13 и 14, так я понимаю? ЛОГИНОВ А. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства, еще раз назовите пункты. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы просим перенести законопроект, пункт 13, на 6 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А 14-й? ЛОГИНОВ А. В. 14-й тоже, это второй вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Нет возражений? Нет.
ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! По пункту 13. Комитет седьмой раз уже переносил, вернее, переносило правительство этот законопроект. Ко второму чтению в принципе никаких не требуется заключений, отзывов и так далее. Мы шли навстречу... Минобороны уже устало эти заключения давать. Я в качестве компромисса могу только одно сказать, уважаемый Андрей Викторович, на 29-е число мы можем согласиться, не более! Не на 6-е, а на 29-е. Если нет, не соглашаются, то тогда ставим на голосование, чтобы его рассмотрели сегодня по повестке дня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Михайлович, я сейчас дам слово Андрею Викторовичу. Я думаю, что это нормальное предложение. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Виктор Михайлович! Это не компромисс, а ультиматум. Я хотел напомнить, что ситуация следующая. Мы на совещании у Александра Дмитриевича Жукова будем рассматривать позицию правительства. Если вы хотите увидеть этот законопроект принятым и получить поддержку правительства... Не исключено, что мы предложим внести некие поправки. Следующая неделя у вас - работа в округах. В понедельник-вторник даже если вы проведете заседание комитета, вам потребуется как минимум трехдневный срок для рассылки материалов депутатам для ознакомления. Компромиссом мог бы явиться срок до 1 июля, если мы предлагаем 6 июля, а вы 29-е. Я предлагаю 1 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Михайлович?.. Согласился. Всё, уважаемые коллеги, тогда нет необходимости нам голосовать. Пожалуйста, Комарова, по ведению. По пункту 14, я так понимаю? Пожалуйста. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, фракция "Единая Россия". По пункту 14. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил ко второму чтению этот законопроект, но, учитывая просьбу Правительства Российской Федерации, мы согласовываем срок рассмотрения во втором чтении этого законопроекта - 6 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Значит, мы договорились, пункты 13 и 14 из сегодняшнего порядка работы мы исключаем.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 315553-3 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" (о подготовке к военной службе в образовательных учреждениях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании". Доклад заместителя председателя Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании". На что направлен законопроект? Законопроект направлен на устранение противоречий, возникших между Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Законом Российской Федерации "Об образовании" по вопросам подготовки граждан к военной службе. Что это за противоречия? Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (статьи 12 и 13) подготовка граждан по основам военной службы в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования - обязательный вид подготовки. На это в соответствии с положением о финансировании расходов, связанных с реализацией федерального закона, из федерального бюджета выделяются денежные средства. Но согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" (пункт 7 статьи 14) военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей за счет средств и силами заинтересованного ведомства. Вот и всё противоречие, которое предлагается устранить, а именно предлагается изменить редакцию пункта 7 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании", сделать эту норму отсылочной к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", и она будет звучать так: "Подготовка граждан к военной службе в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Особенно обращаем ваше внимание, уважаемые депутаты, вот на что. Законопроект направлен только на устранение проблемы противоречия правовых норм и не ставит перед собой целью решение вопроса о введении нового самостоятельного предмета "Основы военной службы", выделив его из состава предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Этот вопрос должен рассматриваться в рамках утверждения государственных образовательных стандартов и никакого отношения к представляемому законопроекту не имеет. Помимо изложенного законопроектом предлагается перенести проведение учебных сборов в рамках подготовки граждан по основам военной службы, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": проводить сборы не в конце последнего, а в конце предпоследнего года обучения. Это окажет позитивное влияние на подготовку граждан к сдаче выпускных и вступительных экзаменов в образовательных учреждениях. На практике уже пошли по этому пути, и мы фактически придаем легитимный характер тому, что прижилось на практике. На законопроект Комитет Государственной Думы по обороне получил заключение Комитета Государственной Думы по образованию и науке, который является соисполнителем. Заключение комитета-соисполнителя отрицательное. Комитет по образованию и науке в своем заключении на законопроект не высказывает возражений ни против необходимости приведения двух законов во взаимное соответствие, ни против исключения из Закона Российской Федерации "Об образовании" нормы, закрепляющей факультативный характер подготовки в образовательных учреждениях граждан к военной службе. В качестве единственного аргумента против принятия законопроекта Комитет по образованию и науке высказывает нецелесообразность включения в Закон Российской Федерации "Об образовании" отсылочных норм. С этим согласиться Комитет по обороне не может. Почему? Согласно статье 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка граждан к военной службе, в том числе и в образовательных учреждениях, является одним из элементов воинской обязанности граждан, и дублирование норм в Законе Российской Федерации "Об образовании" не только нецелесообразно, но и с правовой точки зрения опасно: рано или поздно дублирующие друг друга правовые нормы, как правило, приходят в противоречие. Примером тому рассматриваемые сегодня два закона. Аргументы Комитета по образованию и науке в пользу отклонения законопроекта, на наш взгляд, вряд ли можно признать достаточными и убедительными. Это доказывает и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект, где констатируется отсутствие замечаний к нему. Законопроект направлялся нами также в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. За принятие законопроекта солидарно высказались органы государственной власти 20 субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти 32 субъектов Российской Федерации высказались за принятие законопроекта по отдельности, то есть только один из двух органов, или законодательный, или исполнительный. Таким образом, за принятие законопроекта высказались органы государственной власти 58 процентов всех субъектов Российской Федерации. Против принятия законопроекта солидарно не высказался ни один орган государственной власти. Не высказали своего мнения по законопроекту органы государственной власти 30 субъектов Российской Федерации. Можно констатировать, что большинство органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повторяю еще раз, 58 процентов, поддерживают законопроект. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Доклад окончен. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. А, есть вопрос, у депутата Вульфа. Пожалуйста, Андрей Юрьевич. ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Николай Максимович, не видите ли вы в проекте закона очевидное противоречие Конституции Российской Федерации в той части, которая гарантирует гражданам свободу выбора - служить на военной службе либо выбирать альтернативную гражданскую службу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Комитет по обороне не видит противоречия данного законопроекта Конституции Российской Федерации, постольку поскольку данный законопроект не обязывает учащихся служить в армии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо. Александр Владимирович, вы хотели вопрос задать или выступить? Хорошо. Вопросов нет. Присаживайтесь. Пожалуйста, кто желал бы выступить? Запишитесь, пожалуйста, на выступления. Покажите список. Четыре депутата. Пожалуйста, Александр Евгеньевич Баранников. БАРАННИКОВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем очередную попытку восстановления в наших школах начальной военной подготовки. Я отношусь к тем молодым людям, которые в свое время обучались этому предмету. Я не могу сказать, что у меня есть какие-то негативные воспоминания, связанные с этим, но это было другое время, это была другая страна, мы жили при другой Конституции. Сегодняшняя Конституция гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания. Международные акты, в том числе Конвенция ООН о правах ребенка, также гарантируют ребенку свободу выражения своего собственного мнения, свободу выбора вероисповедания, а родителям предоставляется полное право воспитывать своих детей в соответствии со своим выбором. И к этому выбору в первую очередь относится право исповедовать определенную веру, которой может претить несение военной службы. Кроме того, молодые люди могут иметь пацифистские убеждения. На мой взгляд, и это мнение разделяет фракция "Союз Правых Сил", данный законопроект напрямую нарушает конституционные права граждан, конституционные права молодых людей. Мы хотим загнать всех молодых людей, заставить их обучаться военной специальности, даже если они не приемлют для себя службы с оружием в руках, даже если они впоследствии будут выбирать альтернативную гражданскую службу, а не военную службу (такое право гарантировано им Конституцией). Уважаемый Николай Максимович во время доклада сказал, что обязательная военная подготовка - это один из элементов военной обязанности. Совершенно верно. Но только мы забываем, что Конституция нам гарантировала право отказаться от военной службы и избрать альтернативную гражданскую службу, поэтому введение обязательной военной подготовки в школе - прямое противоречие Конституции. Ну и потом, коллеги, вы спросите у своих детей, которые сейчас учатся в школе, или у ваших внуков, которые учатся в школе, сколько им приходится в день проходить предметов. Нагрузка, которую испытывают сейчас школьники, неимоверна. И эта нагрузка связана с получением общих знаний. Дополнять образовательную программу еще и военной подготовкой - это перегружать наших детей чрезвычайным образом. Вот наверху стоят молодые люди, у них тоже надо спросить: хотят они в обязательном порядке ходить в пилотках и изучать военную специальность? Не надо превращать наши школы в казармы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Захаров. Пожалуйста, Алексей Константинович. ЗАХАРОВ А. К., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, в настоящий момент у наших детей есть такие замечательные и очень нужные предметы, как физкультура, а также гражданская оборона (или как она сейчас по-новому называется?), на которых они имеют возможность получить все необходимые сведения о том, как себя вести в экстремальных ситуациях, что надо делать в случае возникновения военной опасности, угрозы и так далее. То есть всё то, что нужно гражданину свободной страны для того, чтобы адекватно вести себя в тяжелых и критических ситуациях, школьная программа уже содержит. Зачем же нужна еще дополнительно военная подготовка? Зачем нужны еще сборы для всех без исключения детей, которые предлагаются нам сейчас фактически этим законопроектом? Для меня это остается тайной. Мне кажется, что содержательно здесь ничего добавить уже невозможно. И есть только одно обстоятельство, которое заставляет в настоящее время людей выступать за принятие подобного рода законопроектов, - это возрождение влияния, милитаристского влияния на гражданскую жизнь в стране, что, на мой взгляд, сегодня является совершенно вредным. Ну вспомните, вспомните замечательное изречение: если вы такие умные, то почему не ходите строем? Вот именно это и пытаются навязать нашим детям: пусть они будут умными и пусть ходят парами, это будет полезнее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шишлов. Пожалуйста, Александр Владимирович. ШИШЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мы с Николаем Максимовичем Безбородовым обычно солидарно выступаем по всем вопросам, когда нужно поддерживать образование, когда нужно защищать ученых. А вот сегодня мы выступаем порознь. И более того, к сожалению, Николай Максимович, на мой взгляд, невольно исказил суть заключения комитета, который я возглавляю. Именно поэтому я вышел на трибуну и хочу привлечь ваше внимание к сути этого закона. Вопросы юридической техники, которые здесь упоминались, вопрос ликвидации коллизии между двумя действующими законами - это совсем не главное в том, что мы обсуждаем сегодня. Действительно, существует коллизия. В Законе "Об образовании" сегодня ясно сказано, что начальная военная подготовка осуществляется на добровольной основе, на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей. Нам предлагается эту норму привести в соответствие, а точнее, убрать и принять то, что существует сегодня в законе "О воинской обязанности...", а именно что факультативности нет, что права на дачу согласия нет, что начальная военная подготовка носит обязательный характер, более того, обязательны военные сборы для всех лиц мужского пола, которые предлагается теперь проводить не в последнем классе, а в предпоследнем, то есть в 10-м классе. Что касается юридической техники и аргументов правового характера. Действительно, мы против того, чтобы в базовом законе "Об образовании", который является основополагающим документом, регулирующим государственную политику в сфере образования, существовали отсылочные нормы и часть образовательных программ регулировалась другим законодательством. Это прямой путь к растаскиванию закона, к разрушению законодательства. Но это правовые аргументы, юридические аргументы. Здесь можно спорить, здесь есть разные вкусы у юристов. Но суть-то не в этом, суть-то в том, что вместо права выбора, вместо факультативного характера военной подготовки, вместо уважения Конституции и уважения прав тех, кто потом выберет альтернативную гражданскую службу, вместо защиты интересов тех, кто по состоянию здоровья потом просто не сможет служить на военной службе, нам предлагается в обязательном порядке всех детей отправлять на сборы и учить военному делу. С таким подходом, на мой взгляд, согласиться абсолютно невозможно, особенно учитывая то, как проходят эти самые сборы. Сегодня в зале заседаний по моей просьбе была распространена статья о том, как совсем недавно, три недели назад, погиб мальчик на таких же сборах, потому что его заставляли бежать кросс в противогазе. И потом эту историю пытались замять. Замять не удалось. Подумайте, пожалуйста, о наших детях. Что мы хотим получить?! Мы хотим стать высокотехнологичной страной, опирающейся на экономику, знания? Мы хотим учить наших детей или мы хотим милитаризации? Какое будущее мы выбираем для наших детей и для нашей страны?! Прошу подумать об этом, прежде чем голосовать! Как председатель Комитета по образованию и науке и как представитель фракции "ЯБЛОКО", я категорически против этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вульф. Пожалуйста, Андрей Юрьевич. ВУЛЬФ А. Ю. Уважаемые коллеги, данным проектом закона предусмотрено введение обязательной военной подготовки в образовательных учреждениях среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Хочу обратить ваше внимание на то, что осуществлять такую подготовку школы, училища и колледжи должны будут согласно проекту за счет собственных средств, то есть бюджетных ассигнований на образование. Я так же, как и большинство здесь присутствующих людей мужского пола, проводил часы на занятиях по начальной военной подготовке. Могу сказать, что за два года я научился отличать левое от правого, так и не научился разбирать автомат Калашникова, научился реагировать панически на команду "Газы!". Оказавшись в армии, в течение одного месяца я научился делать первое, второе, третье и четвертое гораздо быстрее и гораздо эффективнее под руководством действительно специалистов, которые, собственно говоря, и призваны это сделать. Хочу обратить ваше внимание на то, что по ныне действующему закону не запрещается получать военное образование в школах, есть такая возможность. Но делается это на добровольной основе. И те молодые люди, которые планируют связать свою судьбу в будущем с Вооруженными Силами либо с правоохранительными органами либо просто считают это необходимым для своего общего физического развития или духовного развития, имеют полное право это сделать. Вместе с тем, как правильно отметили выступившие до меня коллеги, право на альтернативную гражданскую службу предусматривает и возможность альтернативного образования, в том числе возможность не получать военное образование. На мой взгляд, введение обязательного военного образования в достаточной степени милитаризует нашу столь недавно демилитаризованную систему образования. Десять лет назад всеми палками и метлами выгоняли мы из школ муштру, и вот сейчас мы ее добровольно возвращаем в школы! Потом, уважаемые коллеги, давайте задумаемся об экономической стороне этого вопроса. Фактически на нашу систему образования, на министерство образования, которому не хватает денег на самые элементарные вещи - на достойные зарплаты учителям, на нормальные стипендии для студентов, на нормальные условия материально-технического обеспечения в школах, особенно в сельских школах, - мы планируем сейчас возложить, на эту систему образования, еще дополнительные финансовые нагрузки по содержанию армии военных преподавателей, по их трудоустройству, по их переподготовке и так далее, и тому подобное? Мне кажется, это достаточно цинично с точки зрения отношения гражданского общества, поскольку... Мы не сравниваем на сегодняшний день огромный бюджет нашего военного ведомства, Министерства обороны, и абсолютно куцый социальный бюджет, абсолютные копейки Министерства образования, несравнимые с тем, что получает Министерство обороны. Если эту программу планируется осуществлять за деньги Министерства обороны и на средства Министерства обороны - это другой вопрос, и надо тогда рассматривать уже в данном случае идеологические моменты: насколько это нужно и насколько это противоречит или не противоречит Конституции. Но здесь мы возлагаем дополнительное экономическое бремя на нашу систему образования. И совершенно очевидно, что денег этих не будет хватать. И если сейчас мы эти деньги дадим здесь, значит, где-то в другом месте у нас этих денег не будет, например их не будет на достойное повышение заработной платы учителям. Вот это вопрос выбора, вопрос приоритетов. Для меня лично приоритет в пользу достойной оплаты труда учителей совершенно очевиден, поэтому я предлагаю не поддерживать данный законопроект - ни его концепцию, ни его содержание, - голосовать против него. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Коллеги, все, кто записался, выступили. Безбородов Николай Максимович - заключительное слово. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не хочу давать подробную оценку всем выступлениям, потому что это будет некорректно с моей стороны, но я вынужден ответить на те вопросы, которые в выступлениях прозвучали. Уважаемый Андрей Юрьевич, вот то, как вы сейчас выступали, называется в философии эклектикой - вы смешали всё, всё, что можно и нельзя смешивать. Вы и милитаризацию приплели, извините за выражение, и всех школьников поставили под ружье, и деньги, оказывается, надо большие... Но вы хоть вникните в содержание закона! Вы же не по предмету вносимой законопроектом поправки выступали. А что касается денег, то они в федеральном бюджете уже каждый год закладываются на проведение основ военной подготовки. Я еще раз хочу сказать, уважаемые коллеги, ведь речь-то идет об одном - речь идет только об устранении проблемы взаимного противоречия двух законов. Согласно закону "О воинской обязанности и военной службе" подготовка проводится обязательно, а согласно закону "Об образовании" - факультативно, значит, вы извините, порой никак. А вас не удивляет то, что приходит молодежь, не подготовленная морально-психологически к службе в армии в том числе? Уважаемые коллеги, я очень дорожу мнением комитета по образованию, но я не могу согласиться с теми выступлениями, которые были, потому что выступления были не по существу и не затрагивали предмета данного законопроекта. Я прошу поддержать, тем более что правительство поддерживает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Представители правительства хотели бы высказаться? Нет. Представитель президента? Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Трудно согласиться с основной массой выступавших в том, что начальная военная подготовка не нужна вообще. Ну, не хочется приводить в пример себя, но приходится. Я в свое время прошел и начальную военную подготовку в школе, и военную кафедру в институте, потом закончил две академии военных и так далее и ничего в этом страшного не вижу. Но, проходя начальную военную подготовку в школе, я никогда не думал вообще о том, что стану генералом, я не готовился к этому. Но я еще раз говорю, она мне не мешала. И думаю, что любой гражданин... Давайте откроем Конституцию, там написано, что защита Отечества - обязанность и долг каждого гражданина. Сейчас мы переходим к иным способам формирования Вооруженных Сил, со временем откажемся от всеобщего призыва, у нас будет профессиональная армия, у нас есть альтернативная служба, - это хорошо, но ведь обязанность гражданина защищать Родину остается, и в случае войны большинство граждан будет призвано в Вооруженные Силы на защиту Отечества. Вопрос: что он там будет делать, не зная, с какой стороны взять в руку автомат? С этой точки зрения я считаю, что начальная военная подготовка необходима. Но большинство выступающих приводили в пример как самый страшный, вопиющий факт наличие сборов в старших классах, военных сборов пятидневных. Честно говоря, когда я учился, у нас этих сборов не было, и для меня это несколько неожиданно, видимо, я немножко отстал от жизни. Тем не менее сейчас, сопоставив действующие законы и предлагаемый законопроект, я могу предложить следующий вариант. Данный законопроект может быть принят в первом чтении при условии, что во втором чтении статья 1 будет изменена и вместо того, чтобы в последней строчке слово "последнего" заменить словом "предпоследнего" (речь идет как раз о сборах, чтобы не в последнем классе проводить сборы, а в предпоследнем), записать: абзац третий пункта 1 статьи 13 исключить, то есть упоминание об обязательных сборах просто исключить. Тогда остается предыдущий абзац, где написано, что начальная военная подготовка осуществляется "в соответствии с государственными образовательными стандартами". И вот утвердите стандарт, что военная подготовка включает в себя изучение оружия, правил обращения с оружием, ну, скажем, основы тактики боя - и всё. Кто будет против этого? Поэтому, уважаемые депутаты, я предлагаю принять этот законопроект в первом чтении, обусловив его принятие как раз исключением упоминания об обязательных сборах, оставив это на государственный образовательный стандарт. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Кто за то... От фракции по мотивам голосования - депутат Шишлов. ШИШЛОВ А. В. Уважаемые коллеги, то, что сейчас мы услышали от представителя президента, показывает, что, к сожалению, не все, кто готовит законопроекты, знают действующую нормативно-правовую базу. Обязательные сборы, если мы примем этот закон, предусмотрены будут. Сборы предусмотрены уже сегодня для тех, кто имеет такое несчастье проходить курс начальной военной подготовки. Вот целая пачка подзаконных правительственных актов, регулирующих порядок прохождения этих сборов, которые приводят к тому, что дети на них гибнут. Что касается знаний о воинской службе. Они уже существуют, они заложены в курс "Основы безопасности жизнедеятельности". Мы хотим ввести новый предмет? Мы хотим усилить перегрузку детей? Подумайте о том, что мы делаем: мы лишаем детей права выбора, мы лишаем их возможности учиться тому, что действительно нужно будет делать. Фракция "ЯБЛОКО" категорически против этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 29 сек.) Проголосовало за 338 чел. 75,1% Проголосовало против 42 чел. 9,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел. 15,6% Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.