Заседание № 180
22.01.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 315397-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части установления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4382 по 5112 из 5462
Пункт 17 проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Сергея Михайловича Катасонова. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который вносит изменения в закон 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Дело в том, что та проблема, которую мы с коллегами из фракции ЛДПР пытаемся решить в данном законопроекте, является актуальной для всех граждан, которые сегодня проживают в сельской местности. Я напомню, что таких граждан в России практически 40 процентов, это очень большая категория. И у нас в субъектах очень много поселений, которые достаточно далеко расположены друг от друга, и наличие в них специалистов, которые могли бы оказать быстро и качественно медицинскую помощь, очень важно и для социальной стабилизации нашего общества, и для того, чтобы обеспечить доступность гарантированных государством услуг в области здравоохранения для наших граждан, проживающих в сельской местности. О чём идёт речь? Я хочу напомнить, что, когда мы приняли в августе 2004 года 122-й закон, мы заменили натуральные льготы и провели монетизацию. После этого мы возвращались к этому закону, корректировали его, разделили наших медицинских и фармацевтических работников на категории - государственные, субъектовые и муниципальные и сказали в этом законе, что теперь каждый из субъектов имеет право поддержать в том объёме, в котором считает возможным. Что в результате мы с вами получили? Мы получили следующую диспозицию: сегодня эта монетизация, компенсация для федеральных медицинских и фармацевтических работников, которые находятся в сельской местности, установлена в размере 1200 рублей, и у нас произошло замещение. Что сюда входит? Это проживание, это коммунальные услуги - отопление, освещение. Существуют другие категории льготников, я сейчас не беру муниципальный уровень, возьмём наших льготников на уровне субъекта, потому что мы практически всё передали на уровень субъекта из муниципалитетов, ну, уже давно передали, не сегодня, и здесь каждый субъект идёт своим путём. Я хочу сказать, что для жителей Оренбургской области размер компенсации, который сегодня принят, составляет 155 рублей, - вот вы можете себе, наверное, представить, что это такое. Мы неоднократно пытались решить эту проблему - сегодня содокладчик, наверное, будет выступать и говорить, что надо решать этот вопрос на уровне субъектов, 122-й закон дал такие полномочия, - мы пытались решить на уровне субъекта, но у нас, у оппозиции, не хватает, скажем так, голосов, чтобы это принять, ну и наверное, совести у кого-то не хватает, потому что то, что де-факто происходит в субъектах, - это полный маразм! Я могу сказать, если рассматривать Оренбургскую область, что мы закладываем в бюджете 60 миллионов рублей на то, чтобы все эти категории получили через суд положенную льготу, - ну это не глупость? Я считаю, что это глупость. Во-первых, идут издержки, которые накладываются на государство, а во-вторых, всё равно эти граждане получают компенсацию, но позорно, через суд, в котором практически каждый раз поднимаются три субъекта: в первую очередь губернатор, который пишет Председателю Верховного Суда, мол, прошу поддержать нас, сколько можно, в конце концов, деньги отдавать этим гражданам незаконно; министр финансов областной; министр здравоохранения и сама больница. У меня, например, есть решение одного из судов (это Красногвардейский район Оренбургской области), где чёрным по белому написано, где даётся ссылка на решение Конституционного Суда о том, что принятие 122-го закона, которым разрешили замену натуральных льгот монетизацией, компенсацией денежной, не может ущемлять права этих категорий граждан, которые имели эту льготу. То есть решением Конституционного Суда чётко определено, что размер такой компенсации должен хотя бы соответствовать тем льготам, которые были. Да, мы можем сегодня сказать, что у нас принимаются другие меры, есть программа "Земский доктор", по которой даётся 1 миллион рублей при переселении в сельскую местность, но анализ той программы, которая существует (да, на сегодняшний день уже, наверное, порядка 30 тысяч молодых специалистов такую льготу получили), если мы посмотрим статистику по России, показывает, что практически их количество не изменилось, а если возьмём Оренбургскую область, то количество медработников на селе падает. Поэтому, какой бы ни была стартовая помощь сотруднику, приезжающему в сельскую местность, ничто не восполнит мизерную заработную плату, которая сегодня не соответствует тем нормативам, которые установлены в указах президента, где она должна соответствовать средней заработной плате по данному субъекту. Мы считаем, что необходимо провести гармонизацию законодательства: всё-таки мы живём в федеративном государстве, что бы мы ни говорили. Это просто невозможно, когда у соседей, в Самарской области, выплачивается справедливый размер компенсации: 100 процентов за отопление, 30 процентов за электроэнергию, 100 процентов за содержание жилья, а рядом, в Оренбургской области, платят 155 рублей врачу, и потом этот врач несёт в суд оплаченные счета за отопление, за освещение, за содержание, и суд в обязательном порядке, поскольку есть решение Конституционного Суда, принимает решение компенсировать разницу. Я считаю, что всё-таки нужно привести в соответствие, установить определённые границы - либо в цифровом выражении, либо в натуральном выражении, - но поддержка со стороны субъектов и государственная поддержка наших федеральных льготников должны быть примерно одинаковыми, иначе это не федеративное государство, а бог знает что! А то, что творится в Оренбуржье, когда через суды всё выплачивается, - это, я считаю, дискредитация нашей власти и позор. Поэтому предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Тамары Ивановны Фроловой, члена Комитета по охране здоровья. ФРОЛОВА Т. И. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопросы предоставления социальных гарантий медицинским и фармацевтическим работникам очень важны, тем более в условиях имеющегося кадрового дефицита в сельской местности, и не случайно эти вопросы находятся в центре внимания Комитета по охране здоровья. Буквально полгода назад комитет провёл заседание "круглого стола" на тему "Социальный статус медицинского работника. Юридическая и социальная защита, льготы, страхование жизни, здоровья и профессиональной ответственности", по итогам которого рекомендации направлены в Правительство Российской Федерации, в Министерство здравоохранения, а также в органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Однако, несмотря на значимость данного вопроса и глубочайшее уважение к автору законопроекта, необходимо отметить ряд несоответствий, имеющихся в представленном законопроекте. Прежде всего, следует сказать, что на сегодняшний день, и об этом вы уже говорили, механизм установления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников уже закреплён законодательно. Предусмотренное данным законопроектом установление права на получение компенсации расходов не только медицинскими и фармацевтическими работниками, но и иными работниками государственной и муниципальной систем здравоохранения не согласуется с нормами 323-го федерального закона (статья 72 этого закона), а используемые в законопроекте понятия (например, тариф на оплату жилого помещения) вообще не содержатся в действующем законодательстве. Кроме того, законопроект противоречит принципам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также принципу самостоятельности органов местного самоуправления. В случае принятия данного законопроекта, уважаемые коллеги, компенсационные выплаты расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг станут обязательными для всех субъектов Российской Федерации независимо от возможностей их бюджетов. Вместе с тем в представленном финансово-экономическом обосновании законопроекта не определяются источники и порядок финансирования новых расходных обязательств, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса, а в случае недостаточности собственных средств, как мы с вами уже все знаем, для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, что также не отражено в представленном законопроекте. Уважаемые коллеги, Комитет по охране здоровья не поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна. Коллеги, есть вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к Тамаре Ивановне. Тамара Ивановна, вот вы много аргументов привели, в соответствии с которыми этот законопроект, по вашему мнению и по мнению комитета, надо отклонить. Аргументы названы: Правительство Российской Федерации и мы много делаем для того, чтобы система здравоохранения развивалась, - а почему врачей-то тогда нет? Скажите, почему не хватает врачей, почему не хватает медикаментов, почему всё это происходит? Чего мы не делаем и почему не принимаем законы, которые действительно могут изменить эту ситуацию к лучшему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФРОЛОВА Т. И. Ну, с моей точки зрения, ваш вопрос направлен в совершенно другое русло. Мы говорим о соответствии законодательству данного законопроекта, а вы спрашиваете о том, что нужно медицинским работникам или не нужно. Я, имея опыт работы в здравоохранении 32 года, хочу вам сказать: это нужно, но всё, что мы принимаем, должно соответствовать действующему законодательству. Если мы говорим, что на сегодняшний день эта инициатива не соответствует - в чём, я сейчас перечислила, сказала, мне кажется, подробно, - то надо привести в соответствие, а потом к этому вопросу заново возвращаться. На сегодняшний день какое право есть у Минздрава наделять субъект Российской Федерации... И Правительству Российской Федерации передать полномочия по установлению порядка компенсации - ну это вообще нарушение других федеральных законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Я тоже задам вопрос Тамаре Ивановне. Тамара Ивановна, несоответствие, соответствие - это такие юридические аспекты, а вот если рассуждать, пользуясь нормальной человеческой логикой... В Оренбургской области 155 рублей получают врач или медсестра в качестве компенсации оплаты коммунальных услуг, в Самарской области компенсация 2 тысячи рублей у такого же врача, который делает точно такую же работу, и у такой же медсестры, которая делает точно такую же работу, в Ульяновской области - 300 рублей. Мы всё-таки единая страна, у нас врачи одинаково работают, выполняют одинаковые функции во всех регионах, почему же каждый регион, что называется, платит как может, начиная от чисто символических 100 рублей в Оренбургской области и заканчивая достаточно, скажем так, жирными 2 тысячами в Самарской области? ФРОЛОВА Т. И. На сегодняшний день законодательство, и федеральное, и региональное, регулирует эти вопросы, и у каждого субъекта Российской Федерации есть возможность эти расходы компенсировать и уравнивать их, анализируя, проводя мониторинг по всем субъектам Российской Федерации. Вот я представляю Тамбовскую область. У нас на сегодняшний день, слава богу, здесь нет никакой проблемы, у нас выплачиваются все эти суммы из нашего регионального бюджета, для того чтобы приравнять и учителей, о которых мы на заседании комитета говорили, они по Федеральному закону "Об образовании..." также должны получать компенсацию. Этот вопрос больше, наверное, к региональной законодательной власти, они должны это в бюджете предусматривать, когда он формируется. Но у меня тоже есть вопрос, уважаемые коллеги, и к авторам законопроекта, и к вам, уважаемая фракция КПРФ. Почему вы этот вопрос не поднимали, когда мы бюджет рассматривали? Сейчас бюджет принят, и мы с вами этот вопрос рассматриваем. В законопроекте нет финансово-экономического обоснования. Если этот закон будет приниматься, нужны расчёты по финансовым средствам, а их в законопроекте нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, и в Комитете по охране здоровья я тоже голосовал за данный законопроект. Это очень актуальный вопрос. У нас в Республике Саха (Якутия), например, только в сельской местности не хватает около 1100 специалистов - медсестёр, врачей, фельдшеров, - эти специалисты живут и работают в очень суровых условиях, вы все знаете, температура до минус 60, в холоде. Молодые люди уже не хотят ехать в сёла. В связи с этим у меня вопрос к авторам: вы планируете, что в случае принятия данного закона будут применяться районные коэффициенты и северные надбавки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Катасонову включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Во-первых, на мой взгляд, это предмет второго чтения, мы могли бы тут уточнить, проговорить. Во-вторых, по духу законопроекта мы не отрицаем возможности принятия субъектами данных решений. Но на мой взгляд, мы хотя бы должны, как во многих других законах... Например, мы определили условия по ставке налога на имущество, которую принимают даже муниципалитеты, мы обозначили определённые границы, в рамках которых они должны действовать. На федеральном уровне мы определяем хотя бы какие-то порядки. Ну вот посмотрите: в Оренбургской области женщина из красногвардейской больницы получила компенсацию в размере 2,5 тысячи рублей за год, а сумма, которую она предъявила в суде и которую суд признал, составляет 30 тысяч рублей. Вы понимаете, что у нас вот эти рамки как бы потеряны? И ещё один момент, о котором я сказал (может быть, не услышали врачи): у нас в бюджете субъекта заложены эти деньги, они всё равно их все получают, но получают в судебном порядке - зачем позорить наше государство, я не понимаю. Давайте мы с вами определим, может быть, в цифровом выражении, пусть это будет так, как на федеральном уровне - 1200 рублей, но мы хотя бы позор снимем с субъектов! Не хотите так - давайте сделаем так, как в Самарской области, в других областях, в натуральном выражении также будем выплачивать 100 процентов, 30... Законопроект рамочный, он предусматривает компенсацию и в натуральном выражении, и в цифровом, в том числе и с использованием тех повышающих коэффициентов, о которых мне задали вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Тамара Ивановна, вы говорите, что комитет держит этот вопрос под наблюдением. У меня вопрос следующий: можете ли вы назвать максимальный размер компенсации по России, минимальный и средний по России размеры компенсаций, которые получают медицинские работники? ФРОЛОВА Т. И. Это зависит от возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации: есть субъекты, которые выплачивают 50 процентов стоимости коммунальных услуг, есть те, кто 75 процентов выплачивает, а есть такие, кто только 25 процентов выплачивает, но нет ни одного субъекта Российской Федерации, который эту компенсацию не выплачивает. Но я, уважаемые коллеги, не могу сегодня не сказать о том, что всё-таки работников бюджетной сферы, будь то работники культуры или образования, нельзя сегодня сравнивать с работниками здравоохранения. Если в предыдущие годы миллионные компенсационные выплаты получали молодые специалисты с высшим образованием, которые ехали работать на селе, то с прошлого года 500 тысяч рублей получает уже и средний медицинский работник, который едет работать на селе, - всё-таки есть разница по сравнению с другими бюджетниками. И возможность у этих специалистов - и с высшим образованием, и со средним - остальную разницу по коммунальным услугам выплачивать вот из тех средств, которые они получают как из федерального бюджета, так и из регионального, есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. У нашей фракции актуальность данного законопроекта не вызывает сомнений, поскольку он направлен на обеспечение решения проблемы кадрового дефицита, на закрепление кадров. Ведь у нас на селе сегодня медицинских работников, кадров примерно вдвое меньше, чем если брать среднероссийские показатели, то есть недостаток налицо. Конечно, упорядочить компенсации - это очень хороший подход, но многочисленные беседы в районных больницах и с представителями местной власти, проведённые за последнее время, меня убеждают в том, что главное для закрепления кадров - это жильё, предоставление жилья, а в муниципальных бюджетах средств на это зачастую не хватает. Конечно, мой вопрос выходит за рамки представляемого законопроекта, но его необходимо решать. Вопрос к обоим, и к докладчику, и к содокладчику: если вы согласны с этим, то каков выход? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Николай Иванович, поддерживаю вашу озабоченность и согласен с теми цифрами, которые вы привели, по обеспеченности врачами на селе, но всё-таки в докладе я акценты расставил чуть-чуть по-другому. Программа "Земский доктор" и те средства, которые выделяются, как раз позволяют решить квартирный вопрос в сельской местности. И я не согласен с содокладчиком в том, что эти средства они должны сохранить, чтобы в течение жизни компенсировать коммунальные услуги. Они используют эти подъёмные как раз для решения жилищного вопроса. На мой взгляд, самое важное - это, скажем так, текущее, ежедневное существование наших врачей в сельской местности. Конечно, они получают заработную плату, но она сегодня, к сожалению, совершенно не соответствует требованиям указов президента, хотя отчитываются, что всё нормально. Доля коммунальных платежей очень велика, и я считаю, что принципиально для людей, основной вопрос, как следует из моей практики общения с врачами в сельской местности, всё-таки на первом месте для них сегодня даже не столько получение жилья, потому что они там уже живут де-факто, сколько компенсация оплаты коммунальных, жилищных услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФРОЛОВА Т. И. Я ни в коем случае с вами не соглашусь. Я опять же вернусь к своей родной Тамбовской области: у нас 30 муниципальных образований, в 15 из них главы муниципальных образований молодым специалистам с высшим образованием, приезжающим работать, предоставляют жильё, это кроме миллиона, а в другой половине главы муниципальных образований не предоставляют жильё. И там, где предоставляют жильё, молодые специалисты получают и квартиры или дома, уже построенные, очень комфортабельные, и этот миллион рублей, который используют куда угодно, вплоть до ипотечного кредитования, в областном центре получают квартиры или покупают машины. Так что эти деньги - и в законе это прописано - не обязательно используются на приобретение жилья, они используются так, как молодой специалист посчитает нужным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Я совсем коротко, от фракции будет Василий Максимович Власов выступать. Здесь дискуссия разгорелась о том, насколько предложенные законопроектом меры решают вопросы с нехваткой медицинских кадров на селе. Хотелось бы вернуться к вопросу о том, что наш, скажем так, каркас поселений, на базе которого формируется экономический потенциал, формируются рубежи нашей огромной страны, в основе своей имеет некоторые обязательные инфраструктурные единицы. Вот само поселение или районный центр не может полноценно функционировать, вести экономическую и хозяйственную деятельность, получать определённые доходы, показывать определённую динамику в плане уплаты налогов, развития малого и среднего предпринимательства, если в этом райцентре, в населённом пункте не будет необходимых инфраструктурных условий, таких как учреждения культуры, учреждения образования, учреждения здравоохранения, и обязательно должна быть связь в любой форме - почтовая связь, Интернет, то есть должны быть все необходимые условия, для того чтобы поселение вело нормальную хозяйственную деятельность, а население получало необходимый пакет социальных услуг. У нас есть серьёзные проблемы с кадрами в образовании и всё ещё хуже в здравоохранении: несмотря на то что выпускаем мы огромное количество квалифицированных, высококвалифицированных специалистов из наших медицинских вузов, они, к сожалению, не мотивированы на переезд, на ведение деятельности в сельской местности. Более того, у нас даже есть отрицательная тенденция: абитуриенты из сёл, в силу того что ЕГЭ даёт такие возможности, поступают в вуз для получения медицинского образования либо в субъектовом центре, либо даже за пределами своего региона и на свою родную территорию не возвращаются. Вот такая отрицательная тенденция также наблюдается. Всё это ведёт к тому, что нарушается расселенческий каркас, и программы, которые предусмотрены, и "Земский доктор", и компенсации, эту проблему не решают. Эти проблемы необходимо решать через целевой набор, через отработку определённого времени в сельской местности, в родной местности. Собственно говоря, сама система образования, подготовки - и главы поселений в этом заинтересованы, - когда ведут некоторых талантливых учеников, для того чтобы они хорошо отучились, получили общее образование, поступили в специализированный, там, педагогический или медицинский вуз, через пять-восемь лет вернулись в поселение и работали в своей районной больнице... к сожалению, сегодня эти меры не принимаются. Но законопроект даже не об этом, коллеги, потому что по программе "Земский доктор" получают деньги, приезжают, отрабатывают несколько лет и уезжают, они даже не приобретают жильё, потому что нет задачи осесть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Евгений Викторович Косяненко. КОСЯНЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает важность рассматриваемого законопроекта по улучшению социальных гарантий медицинским работникам. Представленный законопроект предусматривает порядок расчёта и выплаты компенсации медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1607 уже установлены ежемесячные денежные выплаты для компенсации оплаты жилых помещений и коммунальных услуг в размере 1200 рублей. В свою очередь, субъекты Российской Федерации в рамках своих бюджетов вправе самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование реализации таких полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Предлагаемые законопроектом изменения противоречат концепции действующего правового регулирования отношений, основанных на принципе самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает рассматриваемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые члены президиума, дорогие мои коллеги! Можно сколько угодно спорить, я просто вам расскажу кое-что из жизни. Я пообщалась с одной женщиной, она учительница, ей уже за 80 лет, но она работает. Она рассказала: "Я ухожу на пенсию, а месяца через три ко мне приходит директор и умоляет вернуться, потому что молодой приехал, немного поработал и уехал - и всё". И больницах так же, уже в районных, не говоря о сельских, в районных уже нет специалистов по профилю! То, что сегодня предлагается в законе, понятно: давайте сделаем надбавку по стране одну хотя бы, одну минимальную, а дальше уже пусть всё зависит от области, будет возможность - добавят, но чтобы не было возможности убавить, вот в чём дело. Ну что это такое - 150 рублей надбавка! Вот о чём речь! А мы не хотим этого делать. Тамара Ивановна докладывала... Она из нашей же области, была очень хорошим замгубернатора, болела душой за всё, всё делала, но я не согласна с тем, что в одних муниципалитетах, в пятнадцати, допустим, дают жильё, а в остальных не дают. Так случилось, не только области разные, у нас уже районы разные - вот в чём дело, когда я езжу, я вижу это. В советское время, напоминаю (да вы все это знаете, мы здесь все не совсем молодые), давали - что? - подъёмные, давали - что? - жильё, если было, а если жилья не было, то устраивали на квартиру и доплачивали за это. И кроме того, вы знаете, была ещё обязательная сельская надбавка в процентах, по всей стране одинаковая, и нужно было обязательно отработать три года. Вот сейчас мы опять спорим об этом - нужно или не нужно вводить эту норму? - у нас же сейчас демократическое государство, но оно у нас ещё и социальное, не надо об этом забывать. Когда сельские ребятишки оканчивают школу, про них говорят: да он сельскую окончил, да что он там... он ничего не знает. Это не зависит от ребёнка - это зависит от того, кто его учит и кто его лечит. И к врачам всегда очень трепетное у меня, например, отношение, потому что мы все волнуемся и боимся заболеть, все ходим к врачам, а на селе ходить-то уже не к кому. Теперь вот, слава богу, вспомнили, что у нас ФАПов нет и что надо их восстанавливать. Законопроект своевременный, мы голосовать за него будем, но мы прекрасно понимаем, что дело тут не в финансово-экономическом обосновании, их можно сто штук написать. А это, кстати, должно правительство делать, а не мы: у нас один-два помощника - и всё. Но мы всё время об этом говорим, чтобы, ну, как бы самим себе доказать, почему надо отклонить, а отклоняем потому, что у нас не хватает средств. Но мы будем голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Пожалуйста, Власов Василий Максимович. ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Очень сложно выступать по этому вопросу, потому что все прекрасно понимают, что законопроект важный и нужный. Каждый из вас в региональную неделю выезжает в регион, и я уверен, что к вам приходили врачи и говорили, как тяжело работать, какая низкая зарплата и что привилегии, которые есть на бумаге, по факту, к сожалению, отсутствуют. Я, как депутат Государственной Думы, избранный от замечательного города Москвы, вам скажу, что в Москве таких проблем немного. Жалоб у врачей, поскольку средняя зарплата врача в Москве достаточно высокая, почти нет, никто даже не поднимает вопрос по поводу того, чтобы компенсировать определённым образом оплату тех коммунальных платежей, услуг, которые существуют. Но давайте подумаем о тех людях, которые работают врачами на селе, работают не в самых современных больницах, работают не в самых близких пунктах, и чтобы до своего рабочего места можно было спокойно доехать на метро - такого там нет. Если мы говорим про коммунальные платежи, давайте сравним цены в Москве на коммунальные услуги и в регионах Российской Федерации. Многие говорят, что Москва - дорогой город, но это не так: иногда в регионах коммунальные платежи намного выше, чем в городе Москве. И поэтому, когда мы вносим такой законопроект, мы, конечно, надеемся на вашу поддержку, учитывая, что это же всё-таки наши граждане, они лечат наших с вами дедушек и бабушек, в конце концов. Ведь кто остаётся на селе? Чаще всего, к сожалению, это люди в возрасте, а у таких людей огромное количество проблем, болезней, которые нужно лечить, это люди, которые должны определённым образом получать ту медицинскую помощь, право на которую заложено в Конституции Российской Федерации - там ведь написано, что граждане Российской Федерации равны, и право на медицинскую помощь также должно быть у всех граждан Российской Федерации, они должны получать её абсолютно в равных условиях. Ну и в заключение. Спецпоезд ЛДПР проходит по всей России, мы, фракция ЛДПР, участвуем в этом, и я вам скажу, что порядка 60 процентов обращений граждан, которые мы принимаем на этом поезде, посвящены как раз проблемам медицины и здравоохранения. И чаще всего, кстати, приходят на наши встречи именно врачи, они говорят, что, да, на федеральных каналах говорят о высоких зарплатах, росте зарплат, но, когда они получают платёжки, видят размер квартплаты, они понимают, что для них это огромные деньги, иногда квартплата составляет 10-20 процентов самой заработной платы. И последнее, наверное. В средствах массовой информации достаточно много шуму наделала ситуация со списанием долгов по газу в одном из регионов Российской Федерации. Мы, конечно, это дело поддерживаем. Сразу начался марафон таких предложений, каждый регион говорил, что хочет списать долги по коммунальным платежам и по газу. Вот здесь мы, насколько я понимаю, в итоге не примем наш законопроект, а в других регионах долги людей, которые не платят, списываем - я считаю, это не очень правильно. Фракция ЛДПР будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! От фракции выступать будет Куринный Алексей Владимирович, я - в личном качестве в пределах трёх минут. Итак, мои аргументы за этот закон. Первое - это действительно вопрос, касающийся не только медиков, это вопрос, касающийся всех сельских жителей. К сожалению, конституционное право на бесплатную медицину, на охрану здоровья у нас нарушается на селе, и чем далее, тем более, его просто некому реализовывать. Второе. Стартовая поддержка медиков - это хорошо, программа по 1 миллиону рублей начинающему сельскому доктору - это тоже хорошо, но здесь справедливо говорили о том, что эта программа, увы, не обеспечивает закрепления. Действительно, многие люди покупают на миллион рублей квартиру в городе, едут на три года в село, квартира ждёт, потом возвращаются, а село остаётся без доктора. Кстати, что касается заработной платы врачей, по официальным данным Росстата, она в среднем по России 53 тысячи рублей, а вот Общероссийский народный фронт провёл опрос, и 58 процентов врачей заявили, что получают меньше 25 тысяч. Третье. Указ президента № 204. Коллеги, а кто будет обеспечивать рост продолжительности жизни на селе? Мы принимаем пенсионный закон, тем самым снижая продолжительность жизни, теперь мы не хотим принимать законы, которые улучшают медицинскую поддержку граждан. Четвёртое. Нам говорят, что этот закон не соответствует действующему законодательству. Коллеги, но мы тогда вообще ни одного закона принять не сможем, ибо любой закон меняет прежнее законодательство. Пожалуйста, больше таких аргументов не используйте. Пятое. Нам говорят, что денег нет в бюджете, но тут возникает вопрос о курице и яйце: если мы подаём поправки в бюджет, когда ещё не принят закон, нам говорят, что нельзя, потому что нет закона, когда мы предлагаем закон, говорят - нет финансирования в бюджете. Коллеги, закон можно вводить с нового бюджетного года или с изменений в бюджет, которые мы вносим по три раза каждый год. Шестое. Уважаемые коллеги, нам говорят, что этот закон не соответствует распределению полномочий между регионами. Но надо посмотреть вообще на это распределение, в чём его суть. Очень простая: мы деньги собираем в центр, а финансовые и социальные обязательства сбрасываем в регионы. Повторю, медицина - это конституционная гарантия, и поддержка врачей, как, кстати, и учителей должна осуществляться на федеральном уровне. Мы считаем, уважаемые коллеги, что, если мы не будем принимать такие законы, мы не сможем обеспечить единое социальное пространство. И без того у нас уже Москва живёт примерно как Чехия, Тыва - как Монголия, как говорят экономисты, а все остальные регионы где-то посерединке. У нас нет единой страны в социальном пространстве. Надо укреплять единство страны такими законами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я напомню вам, с чего всё начиналось, я про льготы. Начиналось это в далёком 1936 году, когда было постановление Совнаркома, в соответствии с которым государство было обязано предоставить учителю и врачу (ну, там ещё по библиотекарям была своя норма) помещения, обеспеченные светом и отоплением, бесплатно. Повторяю, это то, что было в 1936 году. Эта льгота не отменялась даже в тяжёлые военные годы, она действовала до самого последнего времени - до 2004 года. Что мы сегодня имеем? Региональную специфику, про которую только что говорили. Региональная специфика - это когда в одном регионе 155 рублей, в другом регионе 1,2 тысячи рублей, в третьем регионе 2 тысячи рублей, в то время как абсолютно одинаковая функция, абсолютно одинаковая работа - забота о здоровье наших граждан, и работают везде врачи с такими же точно знаниями, навыками. Мы говорили про опасность дезинтеграции, социальной дезинтеграции государства, и это первый и весьма опасный шаг на этом пути. Сравнивать то, что сегодня есть у учителей и у врачей, может быть, некорректно, учителя долго бились и свою натуральную льготу длительное время удерживали. В этом плане Ульяновская область - классический пример: в 2005 году были приняты законы, врачам и медицинским работникам оставили так называемую ЕДВ, ежемесячную денежную выплату, а для учителей сохранили вот это право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Сегодня, по прошествии 14 лет, разница такая (вам для понимания): 300 рублей получают медицинские работники, около 2 тысяч рублей в среднем получает учитель - вот сколько потерял каждый медицинский работник, ну и другие работники, которые тоже приравнивались к ним, за время действия знаменитого 122-го закона! Что касается разовых мер поддержки, я точно так же не возлагал бы на них больших надежд. Миллион рублей получили многие врачи, которые приехали в сёла, но мы проанализировали статистику: более половины уезжают, отработав положенный срок, я уж не говорю про то, что некоторые в декрет ушли, другие манипуляции были. Факт остаётся фактом: этой мерой мы сегодня не привязываем медицинских работников к селу - к сожалению, не привязываем. Жильё не предоставляется в большинстве муниципалитетов, и сегодня ставить предоставление или непредоставление жилья врачу в зависимость от того, какой глава, хороший или плохой, в такой важной сфере, как сохранение и здоровьесбережение, на мой взгляд, совершенно неправильно, неверно. Предложение авторов законопроекта - централизовать это всё, вывести на федеральный уровень, тем самым решив раз и навсегда вопрос и закрепив, что врачи, медицинские работники и учителя - это государственные люди, а не какие-то маленькие чиновники субъектов, с которыми можно обращаться как угодно, это государственные люди, которые везде выполняют одинаковую государственную функцию, соответственно, везде они должны иметь одинаковые меры социальной государственной поддержки. Зарплаты могут отличаться, но меры соцподдержки должны быть одни и те же. Если уж говорить в заключение об итогах реализации того самого 122-го закона 2004 года, о котором в этом зале очень много спорили, я просто ради интереса вам сейчас приведу цифры по одному региону: коммунальные услуги - 300 рублей и 2 тысячи рублей, то есть одна седьмая часть осталась от тех льгот, которые предоставляла прежняя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время, выступление от фракции. КУРИННЫЙ А. В. Я заканчиваю. Лекарственное обеспечение - 50 процентов, то есть половину того, что люди имели в 2004 году, они имеют сейчас по лекарственному обеспечению. Санаторно-курортное лечение - раз в пять лет, то есть одна пятая тех гарантий, которые были в 2004 году. Про бесплатный проезд я не говорю, потому что большинство муниципальных и государственных организаций, которые занимались перевозкой и которые предоставляли льготу, на сегодня ликвидированы и это право осталось в некоторых регионах и в некоторых наших муниципальных образованиях исключительно на бумаге. Ну и наконец, попытка переложить всё на региональные бюджеты. Мы с вами знаем статистику: долги региональных бюджетов сегодня составляют более 2 триллионов рублей, и профицит федерального бюджета точно так же будет составлять почти 2 триллиона рублей - вдумайтесь в эту цифру! И самое главное и самое опасное - это дезинтеграция, разница, и нарастание дифференциации по регионам. У нас производства размещены по-разному: где-то есть нефть, где-то есть алмазы, где-то расположены крупные предприятия, где-то добывают и обрабатывают алюминий, а где-то этого нет, но это не означает, что люди, проживающие в таких областях (может быть, там и губернаторы плохие, может быть, власть неэффективная), тем более специалисты, врачи и учителя, те, кто обеспечивает сегодня поддержание, что называется, этой самой жизни, должны как-то от этого страдать. Централизация на федеральном уровне, выделение необходимых ресурсов, в том числе из федерального бюджета, сегодня является единственным правильным и нормальным шагом. Фракция КПРФ будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово? Сергей Михайлович Катасонов, есть желание? Пожалуйста, Катасонову Сергею Михайловичу включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я благодарю всех за заинтересованное обсуждение. Действительно, этот вопрос сегодня очень сильно волнует всех граждан, а не только жителей сельской местности, потому что мы все с вами заинтересованы в нормальном развитии и существовании нашего государства. Я только хотел бы обратить внимание вот на что. Здесь высказывались оппоненты, те, кто против, приводили аргумент, мол, можно взять разовую выплату по программе "Земский доктор", положить её, каждый год по 30-40 тысяч брать оттуда и выплачивать в качестве компенсации. Я думаю, мы реалисты и должны понимать, что это не работает в современных условиях: люди, которые получают эту сумму, используют её по назначению - либо жильё приобретают, либо машину и так далее. Так что не надо такие аргументы приводить. В качестве финансово-экономического обоснования мы приводили цифры, сколько необходимо ежегодно. Общая сумма, если исходить из размера федеральной компенсации 1200 рублей, порядка 600 миллионов рублей - столько необходимо будет заложить в бюджете, то есть даже меньше 1 миллиарда, поэтому, на мой взгляд... И ещё один момент. Вот представитель фракции выступал и говорил о том, что субъекты не имеют права... На мой взгляд, Конституционный Суд в 2009 году однозначно определил, что они как раз не только имеют право предусматривать средства на выполнение, он чётко определил, что они обязаны - обязаны! - выполнять нормы 122-го закона, то есть не могут ухудшать положение граждан. Я думаю, что здесь в принципе концептуально всё складывается, и прошу данный законопроект поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Ивановна Фролова, есть желание выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", 17-й вопрос нашей повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 17 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект под пунктом 17.