Заседание № 137

22.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 315386-5 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (о возможности замещения должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах заместителями Председателя Правительства Российской Федерации и федеральными министрами в соответствии с указами Президента Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1869 по 2465 из 6045
Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении. Проект федерального             
конституционного закона "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального      
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Докладывает     
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной     
Думе Гарри Владимирович Минх.                                                   
                                                                                
Да, обращаю ваше внимание, Совет Государственной Думы принял решение о том,     
что мы слушаем доклад Гарри Владимировича и соответственно содоклад комитета    
сразу по двум пунктам повестки дня - по пунктам 6 и 7, поскольку они            
взаимосвязаны.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается           
небольшой, из двух законопроектов, пакет, внесённый в Государственную Думу      
Президентом Российской Федерации. Первый законопроект - это проект              
федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 6 и 11      
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".    
И второй законопроект, взаимосвязанный с ним, - проект федерального закона "О   
внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственной           
гражданской службе Российской Федерации".                                       
                                                                                
Прежде чем говорить о содержании этих двух законопроектов, я хотел бы вам       
напомнить послание президента Федеральному Собранию от 12 ноября прошлого       
года. Президент Российской Федерации, давая характеристику ситуации на          
Северном Кавказе, обозначил её как самую серьёзную внутриполитическую           
проблему в нашей стране и перечислил ряд проблем, которые существуют в этом     
регионе. Это терроризм, экстремизм, преступность на экономической почве,        
клановость, взяточничество. Было отмечено, что этот комплекс проблем,           
серьёзный комплекс проблем невозможно решать только силовыми средствами.        
                                                                                
Причинами такой ситуации является то, что на территории субъектов               
Северо-Кавказского региона существуют такие явления, как экономическая          
отсталость, массовая безработица и отсутствие нормальных жизненных перспектив   
у значительной части населения. И поэтому решение этих проблем необходимо       
осуществлять тоже на комплексной основе и прежде всего использовать меры        
экономического характера: создание новых рабочих мест, создание новых           
предприятий, развитие социальной инфраструктуры. Для этого необходимо           
предпринять целый ряд серьёзных шагов.                                          
                                                                                
Следует отметить, что в настоящее время и Правительство Российской Федерации    
предпринимает значительные усилия, прежде всего финансового характера, для      
того чтобы стабилизировать и улучшить ситуацию в этом регионе: выделяются       
серьёзные финансовые ресурсы, осуществляется целый ряд федеральных целевых      
программ. Вместе с тем, как отмечал президент, эффективность расходования       
этих средств, эффективность реализации этих федеральных целевых программ        
достаточно низкая. Для того чтобы эту ситуацию улучшить, необходимо             
определить человека, который нёс бы личную ответственность за положение дел в   
этом регионе и обладал достаточными полномочиями для того, чтобы обеспечить     
эффективную координацию работы на данном направлении.                           
                                                                                
Как вы знаете, в настоящее время Президентом Российской Федерации был принят    
ряд указов, которые направлены на решение этой задачи. Был образован            
Северо-Кавказский федеральный округ, в который вошли целый ряд                  
северокавказских республик, а также Ставропольский край. Кроме того, была       
введена ещё одна должность заместителя Председателя Правительства Российской    
Федерации, на которую назначен Хлопонин Александр Геннадьевич. Этим же указом   
президент назначил Хлопонина Александра Геннадьевича полномочным                
представителем президента в этом новом Северо-Кавказском федеральном округе.    
Вместе с тем в указе содержится положение о том, что эта позиция, о             
назначении на должность полпреда, вступает в силу только тогда, когда вступит   
в силу соответствующее изменение в Федеральный конституционный закон "О         
Правительстве Российской Федерации".                                            
                                                                                
Совмещение в одних руках и полномочий, которые имеются у полпреда президента    
в федеральном округе, прежде всего связанных с координацией деятельности        
федеральных органов государственной власти, правоохранительных органов,         
органов исполнительной власти, и полномочий, которые будет иметь Хлопонин как   
заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, позволит           
повысить эффективность деятельности федеральной власти в Северо-Кавказском      
регионе.                                                                        
                                                                                
Для того чтобы реализовать эту задачу, возникла необходимость в корректировке   
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации",    
так как в действующей редакции установлены ограничения и запрет для членов      
правительства замещать другие должности в органах государственной власти. Для   
того чтобы это противоречие снять, предлагается дополнить статью 6              
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"     
положением, которое предусматривает, что в соответствии с указами Президента    
Российской Федерации члены правительства могут замещать должности полномочных   
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.           
                                                                                
Соответствующее изменение вносится также в абзац третий статьи 11               
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации",    
в котором содержится ограничение. Предусматривается, что ограничение, в         
соответствии с которым члены правительства не вправе замещать другие            
должности в органах государственной власти и в органах местного                 
самоуправления, снимается в тех случаях, когда изъятие или исключение           
устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами   
и указами Президента Российской Федерации.                                      
                                                                                
Аналогичного плана корреспондирующие изменения вносятся в статью 17             
Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской            
Федерации". В этой статье указаны запреты, связанные с гражданской службой, в   
частности запрет гражданскому служащему замещать должность гражданской службы   
в случае назначения на госдолжность. Законопроектом добавляется положение о     
том, что это не распространяется на те случаи, когда подобное исключение        
установлено частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона "О      
Правительстве Российской Федерации".                                            
                                                                                
Учитывая то обстоятельство, что содержательно это достаточно небольшие          
новеллы, они позволяют максимально эффективно осуществлять полномочия           
указанного должностного лица по комплексному решению проблем Северного          
Кавказа, и с учётом того, что, как вы знаете, уже состоялось назначение         
Хлопонина Александра Геннадьевича на должность заместителя Председателя         
Правительства Российской Федерации - вчера он уже принимал участие в            
заседании Правительства Российской Федерации, - я просил бы вас, уважаемые      
депутаты Государственной Думы, поддержать законодательные инициативы            
президента, одобрить проект федерального конституционного закона и принять      
проект федерального закона, которые я уже называл, и сделать это и в первом     
чтении, и в целом одновременно, для того чтобы новые институты, новое           
должностное лицо максимально быстро и оперативно принялись за решение сложных   
задач Северо-Кавказского региона.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Гарри Владимирович.              
Пожалуйста, Владимир Николаевич Плигин. От комитета содоклад также по двум      
пунктам повестки дня.                                                           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович подробно       
остановился на содержании предложений Президента Российской Федерации по        
изменению Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской      
Федерации" и соответственно федерального закона, регулирующего вопросы          
государственной гражданской службы, что исключает необходимость более           
предметно на этом останавливаться. Позвольте только отметить следующее в        
связи с конкретной темой, которая сегодня рассматривается.                      
                                                                                
Несомненно, главными факторами, придававшими достаточно негативный характер     
развитию ситуации в целом ряде субъектов Российской Федерации, которые вошли    
в данный федеральный округ, были деиндустриализация и массовая безработица,     
явившиеся результатом столь драматичных изменений, проходивших в конце          
прошлого века, и некоторых процессов, происходящих и в настоящее время.         
                                                                                
Наши многочисленные собеседники при характеристике ситуации, складывающейся в   
регионе, указывают на два важнейших обстоятельства. Государство не всегда       
способно взимать налоги. Огромное количество денег вращается в тёмной или       
серой зонах и, соответственно, является недосягаемым для налоговых органов.     
Это первая проблема. Вторая проблема, на которой в дальнейшем необходимо        
также сосредоточить внимание, - это утрата монополии на принуждение. Вот эти    
сложнейшие явления, конечно, необходимо регулировать. Единственным способом     
преодоления такой причины кризиса, как разобщённость, преодоления тех           
негативных явлений, на которые я здесь указывал, является, конечно же,          
последовательное внедрение принципа правового государства как явления,          
обеспечивающего приемлемое, справедливое развитие общества. Правовое            
государство должно предполагать применение единого правового стандарта для      
всех групп и лиц, что, собственно говоря, является основной базой               
формирования общности, в том числе в данном регионе.                            
                                                                                
Комитет считает, что данные законопроекты весьма актуальны, соответствуют       
Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, и с учётом     
необходимости решения тех задач, которые были обозначены представителем         
Президента Российской Федерации, необходимости скорейшего использования         
инструментария вновь создаваемого института в практической жизни комитет        
предлагает Государственной Думе одобрить в первом чтении федеральный            
конституционный закон и принять федеральный закон в первом чтении, а затем -    
в целом, что предусматривается статьёй 119 Регламента Государственной Думы.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Предлагаю записаться на вопросы. Идёт запись на вопросы.       
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Тринадцать депутатов.                                                           
                                                                                
Депутат Багаряков, пожалуйста.                                                  
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, учитывая, что новый округ уже образован, у меня   
следующий вопрос. В этом округе громадная безработица, отсутствие какого бы     
то ни было производства, но в то же время я приведу вам некоторые цифры по      
количеству банков на один миллион человек на территории вновь образованного     
округа. Например, в Дагестане 11,8 банка на один миллион человек, в             
Карачаево-Черкесии - 11,7 банка, в то время как на остальной территории         
страны эта цифра меньше: в Петербурге - 8,7 банка на один миллион человек, в    
Воронежской области - 1,8 банка на один миллион человек, то есть там в разы     
больше.                                                                         
                                                                                
В связи с этим у меня вопрос и к представителю президента, и к представителю    
правительства, если он появится на рабочем месте: думает ли федеральная         
власть организовать в этом вновь образованном округе новый финансовый центр     
вместо Москвы и если да, то какие для этого будут приниматься меры?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не очень понятно, какое это имеет отношение к проекту     
закона, и тем не менее. Хотя это ваше право - отвечать или нет.                 
                                                                                
МИНХ Г. В. Давайте я попробую ответить на тот вопрос, который прозвучал.        
Еесли обратиться к тексту тех двух законопроектов, о которых мы говорили, то    
прежде всего речь идёт о том, что в руках одного человека сосредотачивается     
достаточно серьёзный инструментарий, как сказал Владимир Николаевич, для того   
чтобы решать практические задачи, и, конечно же, теоретические размышления о    
том, где центр вселенной, или центр Российской Федерации, - финансовый,         
индустриальный, политический и так далее, и так далее... Безусловно, каждый     
может высказывать свою точку зрения и вносить предложения, но давайте           
всё-таки подходить к тому, что мы обсуждаем, серьёзно и не пытаться решать      
свои прикладные, политические, задачи, формулируя таким образом свою позицию    
в виде вопроса.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров.                                       
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Лебедев по карточке Рохмистрова.                                                
                                                                                
У меня вопрос к представителю президента.                                       
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, сразу скажу, что фракция ЛДПР поддержит           
принятие данного законопроекта, поскольку считает его важным и необходимым,     
но, как всегда, к сожалению, он принимается с небольшим опозданием. Полагаем,   
что изменения в законодательство по данному вопросу необходимо было принимать   
ещё тогда, когда образовывались федеральные округа на территории Российской     
Федерации и только появились представители президента в этих федеральных        
округах. В связи с этим вопрос: принятие данного законопроекта                  
распространяется только на восьмой федеральный округ и на господина Хлопонина   
или же впоследствии оно может быть распространено на всех представителей        
президента во всех федеральных округах России?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Игорь Владимирович, прежде всего хочу напомнить вам, что   
закон - это форма нормативно-правового регулирования, а не индивидуальных       
решений по конкретным персоналиям. Это первое.                                  
                                                                                
И второе. Если вы ещё разок взглянете внимательно на текст законопроекта, то    
увидите, что речь идёт о возможности совмещения должности члена                 
правительства, государственной должности Российской Федерации, и должности      
гражданской службы - полномочного представителя Президента Российской           
Федерации в федеральном округе. А вопрос о том, как эту норму реализовывать,    
- это вопрос, относящийся к компетенции президента.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                      
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемые коллеги! Я хотел бы         
спросить: организация нового федерального округа связана с тем, что старая      
структура не справилась с поставленными задачами? И может быть, действительно   
малоэффективно работает федеральная администрация в округах?                    
                                                                                
И ещё на один мой вопрос, пожалуйста, ответьте. Почему Полтавченко и его        
структура до сих пор молчат по поводу последних событий в "Речнике"? Все        
средства массовой информации, все политические структуры уже высказались по     
этому поводу, а вот эти товарищи как воды в рот набрали, молчат. До каких пор   
вот так будут работать федеральные округа?                                      
                                                                                
МИНХ Г. В. Если говорить о конкретном регионе, то, я думаю, нет смысла          
повторять то, о чём я говорил в своём докладе, что Северный Кавказ - это наша   
серьёзнейшая внутриполитическая проблема. Это первая часть ответа.              
                                                                                
Вторая часть ответа. Всё-таки я не использовал бы и на практике логику,         
которую иногда по-разному называют, когда мы от частного пытаемся перейти к     
оценке общего. С точки зрения законов логики это не совсем точный подход.       
                                                                                
И последнее, отвечая на такую актуальную тему по "Речнику", скажу, что          
всё-таки есть разница между тем, как реагируют представители политических       
партий, и как работают в структурах лица, замещающие соответствующие            
должности. Это разный инструментарий, разный подход к решению вопросов, а не    
к тому, что к этим вопросам нужно привлечь внимание. Задачи структур, которые   
занимаются профессиональной работой, людей, занимающих соответствующие          
должности, - это немножко другой жанр, поэтому я не стал бы их смешивать и      
предлагать полпреду президента реагировать в той форме, которую используют      
депутаты Государственной Думы.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Гарри Владимировичу.                             
                                                                                
Безусловно, задачи полномочных представителей до сих пор не очень понятны, во   
всяком случае для оппозиции, потому что они как бы встречаются с                
губернаторами, чего-то там обсуждают... Это ещё один начальник над              
губернатором, который должен ему помочь, или я неправильно понимаю?             
                                                                                
А вопрос у меня по второму законопроекту. Здесь в статье записано, что          
гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы,       
если его избрали на какую-то государственную должность. А дальше идёт ссылка:   
за исключением статьи 6. Извините, когда мы готовимся к заседанию, не всегда    
можем все законы просматривать. Не можете ли вы сказать, что это за             
исключение, кого оно касается?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Гарри Владимирович.                         
                                                                                
МИНХ Г. В. Наверное, мне был адресован вопрос.                                  
                                                                                
Первое. Уважаемая Тамара Васильевна, если у оппозиции и у вас, в частности,     
нет точного понимания того, чем занимаются полномочные представители            
Президента Российской Федерации, то я хочу вам подсказать номер и дату Указа    
Президента Российской Федерации, который называется "О полномочном              
представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", это указ   
от 13 мая 2000 года № 849. Можете его изучить в актуальной редакции, это,       
может быть, вам слегка позволит самим прийти к выводам, о которых вы            
спрашиваете.                                                                    
                                                                                
И второе. Что касается отсылки на конкретную статью конкретного федерального    
конституционного закона, то это то самое исключение, о котором мы сегодня       
говорим: за исключением, когда лицо назначается на должность, государственную   
должность, члена правительства. То есть государственный гражданский служащий,   
а полпред президента - это госслужащий, в отличие от члена правительства, и     
госслужащий не вправе замещать эту должность, если его избирают или назначают   
на госдолжность Российской Федерации. Например, если избирают депутатом         
Госдумы, госслужащий должен уйти со своей должности на госслужбе. И             
исключение одно-единственное: если это лицо будет назначено членом              
правительства, например, или зампредом правительства (как наш пример с          
Хлопониным), или федеральным министром, он тоже член правительства. И это его   
не заставляет прекращать свою работу на должности государственной гражданской   
службы, в частности в должности полномочного представителя президента в         
федеральном округе.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов.                                                  
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, то, что Кавказ - болевая зона,      
несомненно, то, что нужны нестандартные меры, - тоже. С этой точки зрения у     
меня больше доверия к опыту в экономике назначенного вице-премьера. Но два      
уточнения.                                                                      
                                                                                
Первое: нет ли противоречия Конституции? Кстати, нам демократы пропели все      
уши: разделение властей как главный принцип. Так вот, сейчас мы впервые видим   
соединение. Они не противоречивые, но тем не менее разные структуры:            
администрация президента с президентом и правительственная структура. То есть   
нет ли противоречия Конституции?                                                
                                                                                
И второе: если можно, поточнее скажите, как выглядят полномочия нового          
вице-премьера в сфере взаимодействия с силовиками?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Что касается принципа разделения властей, я думаю, что здесь         
никакого противоречия нет, потому что принцип разделения властей (мы уже это    
как-то обсуждали по другим законопроектам) - это не некий абстрактный           
инструмент, некий абстрактный принцип, он сочетается с правилами, с             
принципами системы сдержек и противовесов, когда все ветви и институты власти   
не работают автономно, за изолированными какими-то заборами с колючей           
проволокой, а работают, осуществляя все свои функции и полномочия, в тесном     
взаимодействии. И если вспомнить даже краткую историю современного              
парламентаризма, то у нас по должности главы исполнительной власти субъектов    
Российской Федерации определённое время являлись членами Совета Федерации. То   
есть здесь законодательные функции и функции исполнительной власти на уровне    
субъектов тоже сочетались достаточно эффективно, как вы помните, и никто и не   
ставил ни в практическом, ни в теоретическом плане вопрос о противоречии        
Конституции Российской Федерации.                                               
                                                                                
Второе. Когда мы говорим о том, какими полномочиями будет обладать конкретное   
должностное лицо, нам надо сказать, что оно будет обладать совокупным           
потенциалом: первое - это тот самый указ, о котором я говорил, в котором        
описываются полномочия полпреда, а второе - это Федеральный конституционный     
закон "О Правительстве Российской Федерации", в котором закреплены полномочия   
заместителей председателя правительства. Повторяю: мы с вами решаем вопросы     
нормативно-правового регулирования, и поэтому весь этот набор полномочий в      
полном объёме будет иметься у конкретного должностного лица, у Хлопонина        
Александра Геннадьевича.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина.                                         
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гарри Владимирович, как бы изящно вы ни уходили от     
ответов на конкретные наши вопросы, всё-таки вы понимаете, что вызваны они      
тоже исключительно тревогой в связи с той ситуацией, которая складывается на    
Северном Кавказе. Конечно, вопросы вызывает больше сам инструментарий решения   
этой проблемы. Согласитесь, о недостатке уважения свидетельствует тот факт,     
что 19-го появляется указ президента о создании нового федерального округа и    
о введении должности вице-премьера, 20-го Нарышкин уже представляет Хлопонина   
главам регионов, он выступает с программой, но только сегодня, 22-го, в Думе    
мы обсуждаем этот законопроект. И всё-таки мы читали указ от 2000 года. Гарри   
Владимирович, скажите, пожалуйста: насколько эффективна вообще система          
создания федеральных округов, сколько стоит она государству и что, только       
Устинов не справился со своими обязанностями или все остальные?.. (Микрофон     
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. Ещё раз повторяю, что     
вы вправе отвечать только на те вопросы, которые касаются непосредственно       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                  
                                                                                
Уважаемая Нина Александровна, если вас не устраивают мои ответы, то в           
принципе вы можете задавать вопросы и сами же на них отвечать, и так, как вам   
это будет угодно, и давать любые оценки. Но давайте мы всё-таки будем           
относиться с уважением ко всем, кто находится в этом зале, и к тем, кто         
находится вне стен этого зала. Поэтому я готов двадцать пять раз повторять      
одно и то же разными словами, потому что многие из вас задают одни и те же      
вопросы разными словами. Я ещё раз могу ответить, но думаю, что в этом нет      
особого смысла.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть.                                           
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович и уважаемый Олег Викторович! Я хочу ещё раз        
высказать сожаление от имени фракции, что подобные организационные и кадровые   
вопросы решались помимо парламента. Отсюда столько досужих домыслов и столько   
вопросов. Вопросы могут не нравиться, но они есть, и на них необходимо          
отвечать, хотя бы в приложении к этим законопроектам, с которыми напрямую       
вроде бы эти вопросы не связаны.                                                
                                                                                
Ситуация на Северном Кавказе сложилась чрезвычайная, как следует из вашего      
выступления. Поэтому хотелось бы понять, какой конкретно инструментарий         
всё-таки будет в руках у полномочного представителя, и, самое главное, не       
потребует ли эта ситуация наделения его какими-то ещё чрезвычайными             
полномочиями, и не потребуется ли от Государственной Думы принятие каких-то     
ещё решений. Какой всё-таки видится в перспективе эта проблема?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, во-первых, у вас, а также у Нины      
Александровны прозвучал тезис о том, что это всё чуть ли не за спиной           
парламента происходит. Ещё раз обращаю ваше внимание, я об этом специально      
говорил в своём докладе: пункт указа президента о назначении Хлопонина          
полпредом президента вступает в силу после вступления в силу (извините за       
неоднократность употребления этого слова) федерального конституционного         
закона, проект которого мы с вами сегодня рассматриваем. А вы не забывайте,     
что помимо Государственной Думы есть ещё Совет Федерации и Президент            
Российской Федерации в этой цепочке по подготовке законов. Это первое. И то,    
что Хлопонина представляли как лицо, назначенное на эту должность, означает     
ровно то, что он уже начал знакомиться с людьми, с регионами, с                 
проблематикой. Никаких решений об использовании того самого инструментария, о   
котором вы спрашиваете, нет и не будет до тех пор, пока парламент не одобрит    
соответствующий федеральный конституционный закон. Это первое. И поэтому        
давайте уж, если мы все так ратуем за чистоту взаимоотношений и за реализацию   
принципа разделения властей, эти вещи всё-таки оценивать и говорить о них       
достаточно корректно. Это первое.                                               
                                                                                
Второе. Никаких элементов чрезвычайщины сегодня нет. Речь идёт о том, что       
есть, и я об этом тоже специально говорил и ещё раз повторю (это не проблема    
для меня - повторить и в третий раз): это тот самый инструментарий, который     
есть у любого полпреда и у любого заместителя Председателя Правительства        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Я не собираюсь сейчас вам пересказывать ни указ о полпреде, ни положения        
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации",    
с которыми можно ознакомиться самостоятельно, но здесь нет ни элементов         
чрезвычайности, ни элементов эксклюзивности по отношению к конкретному          
человеку. Это нормативный правовой акт, это федеральный конституционный         
закон. И вопрос о том, насколько эффективно этот инструментарий будет           
использоваться, - этот вопрос касается уже того, как будет реализовывать весь   
набор этих полномочий конкретный человек, конкретное должностное лицо. И        
только после этого мы с вами будем говорить, насколько это сработало или        
насколько не сработало.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые докладчики, вы, безусловно, являетесь квалифицированными, если я не   
ошибаюсь, заслуженными юристами Российской Федерации. Одного из вас даже        
зампредседателя парламента назвал гением. Скажите, пожалуйста, насколько        
соответствует статье 12 Конституции, в которой прямо говорится о том, что       
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной      
власти, абзац второй статьи 11 закона "О Правительстве Российской Федерации",   
где говорится о том, кто не вправе занимать другие должности в органах          
государственной власти и органах местного самоуправления (подчёркиваю)?         
                                                                                
И второе. Скажите, пожалуйста, не принижаете ли вы конституционный закон,       
когда делаете главную ссылку на указ президента, вместо того чтобы за девять    
лет, может быть, предложить ещё один конституционный закон, если уж они так     
необходимы представительству президента? Потому что власть ведь... Смотрите:    
статью 6 дополнить частью второй следующего содержания: "В соответствии с..."   
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, я так понимаю, что определение       
"гений" было вам адресовано, поэтому отвечайте вы.                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Я бы хотел отказаться от...                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От ответа или от определения?                             
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. От всякого рода определений.                                       
                                                                                
Мне представляется, что в плане самой по себе законодательной техники и         
соотношения нормативных актов: федеральный конституционный закон, федеральный   
закон, указ Президента Российской Федерации, вот в рамках этой логики в         
соотношении данных нормативных актов нет никаких заметных противоречий. Речь    
идёт о том, что совершенно точно в рамках правовой системы... Если сам          
федеральный закон устанавливает возможность регулирования другими               
нормативными актами, то они, естественно, могут регулировать те или иные        
вопросы, то есть может быть установлен больший объём регулирования или          
меньший объём регулирования. Мне представляется, это абсолютно нормальная,      
совершенно допустимая логика.                                                   
                                                                                
Следующий момент, на который хотел бы обратить внимание. При работе с этим      
нормативным материалом мы имеем дело с Федеральным конституционным законом "О   
Правительстве Российской Федерации". Второй документ, с которым мы имеем        
дело, - это Федеральный закон "О государственной гражданской службе             
Российской Федерации". И наверное, продолжая эту логику, вы пытались говорить   
ещё о соотношении с Федеральным законом "Об общих принципах организации         
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации", то есть вы имеете в виду 184-й          
федеральный закон от 6 октября 1999 года. Мы действительно специально           
останавливались на соотношении этих нормативных актов, прежде чем предлагать    
тексты Государственной Думе, и анализировали эту проблему. В этой связи после   
довольно долгой и продолжительной дискуссии мы пришли к выводу о том, что в     
логике тех текстов, которые предлагаются Государственной Думе, какого-либо      
рода нарушений построения правовой конструкции нет. И это, в частности,         
проявилось в том, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы         
отметило, что замечаний нет. То есть, Николай Васильевич, этот вопрос,          
который вы в настоящее время затрагиваете, он нами действительно                
дополнительно анализировался.                                                   
                                                                                
Но теперь возвращаемся к следующим вопросам. Вне зависимости от оценки самого   
по себе вхождения или невхождения муниципальных органов в структуру органов     
государственной власти тем не менее в федеральном законодательстве              
последовательно регулируется правовой статус муниципальных образований,         
муниципальных органов государственной власти и тому подобное, и поэтому мне     
представляется, что содержащееся в тексте упоминание не является... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения ответа на вопрос.           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Содержащееся в тексте упоминание не является нарушением логики     
нормативного акта.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич.                                 
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я думаю, что мы сейчас занялись софистикой. И мы очень правильно делаем, что    
ищем варианты ответов на те проблемы, которые возникли перед нами в связи с     
рассмотрением предлагаемых проектов федерального закона и федерального          
конституционного закона. Я думаю, что далеко не всё так просто. Законопроекты   
корреспондируются с указом президента, который решает свою проблему. Указ       
президента вышел в 2000 году, и за девять лет можно было принять федеральный    
конституционный закон или федеральный закон, который разрешил бы проблемы,      
обозначенные в указе президента. Указное право продолжает действовать, и это    
очень плохо. Указное право может работать в течение месяца, полутора месяцев,   
двух месяцев, а когда девять лет работает - это что-то ненормальное. Но         
вместе с тем к вопросу о разных жанрах. Я вот держу Конституцию Российской      
Федерации, это самый важный документ у нас... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ.                                                           
                                                                                
Руслан Георгиевич, вы пятьдесят секунд - я следил за временем - говорили о      
чём-то, десять секунд отвели на вопрос и не задали его.                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот Плигин говорит, что у него есть ответ на незаданный   
вопрос.                                                                         
                                                                                
Десять секунд добавьте Гостеву.                                                 
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г. Вот не могли бы вы указать конституционное положение,              
послужившее основанием образования федеральных округов?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плигин или Минх, кто?                         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Прежде всего, Руслан Георгиевич, что касается указного права, то   
я в данной ситуации просил бы обратить внимание на формулировку. Речь идёт о    
том, что в соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители   
председателя правительства и федеральные министры могут замещать должности. В   
данной ситуации речь идёт о конкретном документе, который будет касаться        
конкретного лица. То есть это не указное право, это не создание правового       
поля. Вот это очень важный аспект, который хотелось бы отметить.                
                                                                                
Следующий момент. Конституция Российской Федерации очень точно и предметно      
регулирует полномочия Президента Российской Федерации, в частности, в рамках    
этих полномочий президент в том числе может принимать и те решения, которые     
касаются федеральных округов.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, достаточно. Присаживайтесь, Владимир             
Николаевич.                                                                     
                                                                                
По ведению - Харитонов.                                                         
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, я бы хотел встать на защиту Тамары Плетнёвой и    
других коллег из фракции КПРФ.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А кто их обидел?                                          
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Мы, оппозиция, ратуем за единственное - за последовательность   
государственного мышления. 2000 год - это тогда президент нас убеждал в         
необходимости создания федеральных округов и их представителей...               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все согласны с Морозовым, что это не   
по ведению, это выступление от фракции. Вы имеете право выступать от фракции,   
берите слово, выходите на трибуну, но, скорее всего, это произойдёт после       
перерыва, потому что у нас до перерыва осталась одна минута.                    
                                                                                
По ведению - Иванов Сергей Владимирович.                                        
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Да, я как раз хотел предложить: давайте закончим этот вопрос,      
потом пойдём на перерыв.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так у нас четыре выступления - сорок минут. Рохмистров    
выступает десять минут, Харитонов - десять, Москалец - десять, я уже знаю,      
Багдасаров - одиннадцать. Так что перерыв на тридцать минут.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2488 по 2961 из 6045
Коллеги, процедура выступлений. Есть ли желающие выступить? Есть. Гостев,       
Иванов, Москалец и Багдасаров - четыре выступления, подводим черту.             
                                                                                
Пожалуйста, Гостев Руслан Георгиевич.                                           
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г. Уважаемые коллеги, я хотел бы отметить, что фракция                
Коммунистической партии Российской Федерации полностью разделяет                
озабоченность президента положением дел на Северном Кавказе. И думаю, что та    
характеристика ситуации на Кавказе, которая дана президентом, весьма            
исчерпывающая, она показывает сложность проблем, которые стоят перед            
субъектами Федерации, находящимися на Северном Кавказе.                         
                                                                                
Мы обсуждали очень активно и достаточно долгое время вопрос, поддерживать или   
не поддерживать предложения, которые внесены сегодня, и решили, что             
принципиально поддержим их. Но вместе с тем действительно есть о чём            
поразмышлять, рассматривая эти два законопроекта. Почему поразмышлять? Потому   
что, когда обращаешься к Конституции Российской Федерации, то таких             
структурных образований в нашей Федерации, как федеральные округа, не           
находишь. Есть очень важные посылы, относящиеся к субъектам Федерации. В        
частности, в статье 66, часть 5, говорится, что "статус субъекта Российской     
Федерации может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и       
субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным      
законом". Ряд соответствующих федеральных конституционных законов мы уже        
рассматривали в этом зале. Когда шло объединение тех или иных субъектов         
Федерации, это делалось на основании соответствующей федеральной и              
конституционной законности, и тут всё ясно. В то же время, я подчёркиваю,       
если всем ясно, что указ президента якобы полностью является законодательно     
исчерпывающим, мне представляется, что это далеко не так. И я акцентирую        
внимание на том, что прошло девять лет с момента принятия указа о создании      
федеральных округов, в общем-то, было время осмыслить и внести                  
соответствующие изменения в законодательство, причём не девять лет спустя,      
желательно, чтобы это произошло в течение полутора-двух месяцев, тогда, когда   
созрела идея и указ, выполняющий временную роль для того, чтобы поддержать      
законность и порядок, в общем-то, восторжествовал.                              
                                                                                
Я думаю, что сегодня нам очень полезно было бы изучить ситуацию, узнать, что    
же дали федеральные округа, осуществили ли они прорыв с точки зрения            
экономики, хозяйствования, политических моментов, что получилось, что не        
получилось. Ведь в конечном итоге, я подчёркиваю, эти федеральные округа        
объединили так, как захотелось Президенту Российской Федерации, парламент       
России - и Государственная Дума, и Совет Федерации - к этому никакого           
отношения не имели.                                                             
                                                                                
Хотя, я подчёркиваю, на мой взгляд, конечно же, очень важно рассмотреть целый   
ряд острых социально-экономических проблем, которые имеют место теперь уже в    
Северо-Кавказском федеральном округе. Я хотел бы вам здесь напомнить и о том,   
что работала комиссия Катренко по Северному Кавказу, много идей было            
наработано. К сожалению, многие из них оказались невостребованными. Среди них   
оказались и положения, касающиеся занятости в республиках Северного Кавказа.    
Думается, что к тому, что было наработано этой комиссией, сегодня необходимо    
вернуться, ибо республики Северного Кавказа действительно нуждаются и в         
поддержке, и в помощи федерального центра. Но я думаю, что главная задача не    
в том, чтобы оказать финансовую помощь, материальную поддержку какую-то, а      
прежде всего в том, чтобы создать необходимые условия для того, чтобы сами      
республики, те народы, которые населяют Северный Кавказ, могли бы заработать,   
получили работу. И в соответствии с теми знаниями, опытом, которые имеют эти    
народы... Все они очень трудолюбивые, знающие, что такое труд, любящие труд,    
любящие свою родину, готовы, в общем-то, за счёт своего собственного труда      
сделать очень много для того, чтобы выйти на передовые рубежи в Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Вы знаете, на примере Хлопонина мне весьма интересным представляется            
объединение должностей заместителя председателя правительства и полномочного    
представителя президента. И хотя некоторые коллеги уже высказались, что         
здесь, наоборот, усилится линия, связанная с реализацией идеи создания          
Северо-Кавказского федерального округа, мне представляется, здесь есть          
всё-таки определённые проблемы, те проблемы, которые, если рассматривать с      
точки зрения права... Конечно, можно сказать, что в конечном итоге президент    
и правительство относятся почти к одной линии власти, но это далеко не так.     
Давайте Конституцию смотреть, я подчёркиваю, и, какая бы она ни была, уважать   
те положения, которые там изложены. Президент и правительство - это разные      
ветви власти, разные представители власти, и, естественно, они могут и должны   
решать всё своими методами и формами.                                           
                                                                                
В заключение хочу... Да, один очень важный момент, этический. Вы знаете, мне    
трижды в разных городах России, в разных округах приходилось бывать, когда      
приезжали полномочные представители президента, и я вам скажу, что помпа при    
приёме полномочных представителей невероятная. Думаю, что только приём          
Президента России или председателя правительства в какой-то степени может       
посоперничать с тем приёмом, который оказывают полномочным представителям. Я    
думаю, что это абсолютно неправильно, ибо в существующей иерархии власти        
полномочный представитель, руководящий любым федеральным округом, не            
заслуживает столь огромного внимания - перекрываются улицы, трассы и так        
далее, и так далее. Люди возмущаются, но возмущение остаётся с ними, а сам      
полномочный представитель действует так, как ему надо.                          
                                                                                
В заключение я ещё раз хочу подчеркнуть, что мы, принципиально подходя к той    
ситуации, которая сложилась на Юге нашей страны, на Северном Кавказе,           
поддерживаем документы, которые представлены сегодня на наше рассмотрение.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР выступает депутат Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, как уже сказал Игорь Владимирович Лебедев,      
наша фракция поддержит данные законопроекты. Причём хочу заметить, что мы,      
как оппозиционная партия, всегда в штыки воспринимаем все такие нововведения,   
идущие от исполнительной власти, и прежде всего исходим из того, кому выгоден   
данный законопроект. Вот с этой точки зрения мы всегда анализируем любые        
нововведения, которые вносятся в Государственную Думу, и как раз смотрим на     
коррупционную ёмкость законопроекта, предоставление отдельных привилегий тому   
или иному субъекту рынка или той или иной категории жителей.                    
                                                                                
В данном случае мы этот законопроект поддерживаем как раз потому, что он        
выгоден в первую очередь именно России в целом. Понимаете, законопроект-то      
технический, по большому счёту: даётся разрешение совмещать как бы две          
должности, и всё, но всех нас интересует, во-первых, то, что округ, который     
создан, действительно очень проблемный округ, у него очень низкая, так          
скажем, экономическая база, для того чтобы у него была возможность эффективно   
развиваться. И вот это совмещение просто-напросто даёт возможность каким-то     
макаром усилить, так скажем, полномочия для превращения этого округа в          
полноценную финансово независимую территорию. Это первое.                       
                                                                                
И второе. Вы знаете, у нас очень мало законопроектов, которые вносятся именно   
для того, чтобы исправить положение дел на том или ином участке фронта, если    
можно так выразиться. А их должно быть больше, потому что законодательство      
постоянно меняется и жизнь меняется. В первую очередь именно потому, что        
меняется жизнь, меняется и законодательство. То есть если требуется какой-то    
отрасли дать толчок для развития, преференции какие-то, почему бы не принять    
закон, который позволит это сделать? А уже потом, когда поднимется та или       
иная отрасль или тот или иной регион, можно сделать их положение более-менее    
равным по сравнению со всеми остальными субъектами. Вот как раз в этом плане    
мы поддерживаем эти нововведения.                                               
                                                                                
И ещё хочется сказать, что, конечно, многим из нас неприятно, может быть, что   
принято решение и мы тут же, с колёс, выносим на рассмотрение и принимаем       
сразу в трёх чтениях данные законопроекты. Повторяю: если бы мы здесь увидели   
действительно какую-то коррупционную составляющую или отдельные льготы, мы      
бы, конечно, никогда не поддержали данные вещи. Но это, повторяю, выгодно       
России в целом, потому что не может так долго продолжаться то, что территории   
Северного Кавказа, лишённые сколько-нибудь стабильной экономической базы,       
находятся на дотационном положении, что там безработица и оттуда постоянно      
идёт... Сами понимаете, безработные люди за любую работу хватаются, в том       
числе и за противоправную, то есть, используя оружие, пытаюся таким образом     
как-то заработать. Я, конечно, не оправдываю их, но тем не менее.               
                                                                                
Вот это основная задача, и именно поэтому данные законопроекты будут нами       
поддержаны. Предлагаю Государственной Думе не политизировать данный вопрос.     
Это действительно важно для России и важно для того, чтобы Северный Кавказ      
стал нормальным, полноценным регионом, который в состоянии сам себя             
прокормить.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Депутат Москалец, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В связи с тем что в вопросах     
депутатов по рассматриваемым законопроектам прозвучал в том числе тезис о       
необходимости учёта правовых последствий таких предложений, хотелось бы         
обратить ваше внимание на одно объективное, я бы сказал, обстоятельство,        
которое мы связываем с таким свойством права, как его отставание от жизни. А    
если это, уважаемые коллеги, так, то в случае, если мы не будем работать в      
режиме принятия прорывных норм, правил и законов, право может идти и по пути    
ограничения развития общества, может стать его тормозом, приводя к              
сворачиванию наиболее перспективных идей и решений.                             
                                                                                
Полагаю, мы уже достаточно с вами осознали, что процесс совершенствования       
законодательства теперь уже не остановится никогда, тем более что государство   
развивается постоянно, а право и государство ведь настолько связаны, что        
раздельное существование, пожалуй, никто в этом зале не может себе и            
представить. Правотворчество с абсолютной явностью стало разновидностью         
государственной деятельности, и, полагаю, нам нужно только радоваться           
отсутствию надуманной политической конкуренции между ветвями власти. А то,      
что президент страны принимает меры к построению такой системы управления,      
которая обеспечивает функционирование всей организации государства самым        
оптимальным образом, очевидно ведёт к согласованию текущих интересов            
субъектов управления различных уровней с объективными целями развития всей      
системы нашего государства.                                                     
                                                                                
Поэтому позитивно предлагаю оценивать и некоторые тенденции к отказу от         
поддержания организации в одномерном состоянии, так как если сохранять только   
текущие благоприятные тенденции, то этим можно достичь какого-то результата     
лишь на коротком промежутке времени, краткосрочного результата, а дальше        
будет только ухудшение. Поэтому управление - это и стратегия, и перспектива.    
                                                                                
Важно отметить, что у нас всё более и более проявляются факты,                  
свидетельствующие о намерениях обеспечить суть и систему правового              
государства, хотя и наталкивающиеся почти постоянно на инерционные подходы,     
которые в свою очередь во многом несовместимы с настоящим временем и            
требованиями развития. Мы ведь даже - я думаю, вы согласитесь, уважаемые        
коллеги, - традицию воспринимаем как нечто абсолютно позитивное и почти не      
задумываемся о том, что традиция может вызвать и апатию, и умственный застой,   
ибо традиция - это ведь ещё и недопущение перемен.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, в данных законодательных инициативах Президент Российской    
Федерации заложил не только новые, но и интересные идеи. Следует признать,      
что институт президентской власти в России в разных формах и ранее              
использовал, и небезуспешно, нестандартные и неординарные подходы для решения   
сложнейших задач. Вот хотя бы вспомните начало 90-х годов. К примеру, в 92-м    
году прошлого века был назначен полномочный представитель Президента России     
для решения вопросов урегулирования вооружённого конфликта на территории        
Молдовы и Приднестровья. Вы скажете: ну и что? Отвечу. Результатом стало то,    
что уже семнадцать лет там нет открытого вооружённого противостояния, а всё     
остальное зависит только от готовности сторон к политическому урегулированию.   
                                                                                
Таким образом, уважаемые коллеги, внесённые Президентом Российской Федерации    
законопроекты весьма значимы для дальнейшего развития системы власти и          
управления, крайне важны для территорий нового федерального округа, усиливают   
надежду на окончательное урегулирование проблем как республик, входящих в       
этот округ, так и страны в целом. И поэтому предлагаю рассматриваемые           
законопроекты соответственно одобрить и принять в первом чтении и поддержать    
в целом.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Багдасаров. Клялся, что уложится в десять минут. Не знаю.               
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле мы сегодня рассматриваем один из               
наиважнейших законов, который давным-давно уже вызрел. Я хотел бы напомнить     
вам, что сравнение ситуации на Северном Кавказе с ситуацией в "Речнике" или     
ещё где-то по меньшей мере несерьёзно, хотя, конечно, эти вопросы тоже надо     
решать. Но о чём идёт речь? Мы как-то забываем, что у нас на части территории   
нашей страны идёт борьба с терроризмом, идёт борьба с очень сильным             
противником. На самом деле за эти годы наш противник тоже менялся, и, я вам     
прямо скажу, менялся с точки зрения, я бы сказал, затруднения борьбы с ним.     
На сегодняшний день на Северном Кавказе мы ведём борьбу не просто с             
террористическими организациями, а с террористическими организациями,           
впитавшими, в плохом понимании этого слова, самое лучшее из того, что есть в    
мировом терроризме.                                                             
                                                                                
Речь идёт о так называемом сетевом терроризме, когда структуры, которые там     
имеются, так называемые джамааты, действуют в системе сетевых моментов, и       
разгром их в связи с этим затруднён. Можно разгромить сегодня одну, завтра      
вместо одной появятся три, пять, десять и так далее. Поэтому сосредоточение     
власти в одних руках, власти, данной президентом и правительством, - это        
просто назрело, это необходимо. И искать в законах какие-то несоответствия с    
чем-то, ну, извините меня, несерьёзно, законы пишут люди, мы с вами. Если       
надо что-то поменять - надо экстренно поменять, главное - решить некую          
задачу. Назначается человек, под власть которого попадает очень тревожный,      
очень сложный регион, и ему придётся решать эту задачу. Сейчас мы говорим,      
что решение этой задачи лежит в экономической плоскости. Это так и не так на    
самом деле, вот в этом-то самое интересное.                                     
                                                                                
Действительно, есть иллюзия, что, если завтра мы создадим всем рабочие места,   
терроризм иссякнет. Мировая практика борьбы с этим злом не знает такого. Если   
вдруг завтра кто-то из вас попытается изучить ситуацию на Северном Кавказе в    
плане участников террористического подполья, он с удивлением узнает, что там    
значительная часть людей имеют высшее образование, большая часть достаточно     
хорошо экономически обеспечены и вообще у них нет проблем, но при этом они      
воюют.                                                                          
                                                                                
Поэтому есть несколько задач. Всё-таки экономическая есть? Да, есть. Просто     
взять экономическую ситуацию где-то в центре России или ещё где-то и            
переложить туда с учётом эффективности распоряжения средствами, эффективности   
менеджмента - это, мягко говоря, неправильно. На самом деле, и мировой опыт     
это доказывает, модель экономической ситуации уже выработана, чтобы как-то      
увлечь население и не допустить его вливание в террористические организации.    
Такую систему уже придумали до нас с вами, и недавно один из разработчиков      
этой структуры, гражданин Бангладеш, получил Нобелевскую премию. Эта            
структура выработана под эгидой так называемого института ислама и              
экономического фонда, возглавляемого Исмаилом Агаханом IV - мировым лидером,    
так называемым, одним из самых влиятельных людей в исламском мире и на          
Западе. Эта структура называется "микрокредитование", "микрострахование" и      
прочее, прочее, прочее. Эта структура уже работает в отдельных, очень           
серьёзных регионах Пакистана, Афганистана и Центральной Азии и даёт свой        
эффект, как мне кажется.                                                        
                                                                                
Очень важно помочь представителю президента и вице-премьеру правительства по    
работе там. Не просто критиковать или, наоборот, сказать: всё нормально, всё    
хорошо - и на этом всё закончится. Я считаю, что вот эти наработки, которые     
уже имеются... Мы должны помочь господину Хлопонину, я официально заявляю       
представителю президента: я готов помочь в плане контакта господина Хлопонина   
с личностью, о которой я сказал, тем более Агахан IV встречался с               
руководством нашей страны в некий период. Мы ничего нового не придумаем, всё    
придумано за полторы тысячи лет истории. Мы должны в этом плане помочь решить   
этот вопрос.                                                                    
                                                                                
В то же время есть вопрос, который я бы поставил на первое место, -             
идеология. Если вы поговорите со специалистами по борьбе с терроризмом на       
Северном Кавказе, они скажут: да, действительно, есть сетевая структура         
терроризма. А что их объединяет - экономика? Да нет, они со временем стали      
самодостаточными, самофинансируемыми, то есть они находят возможность           
финансирования себя. А что же их объединяет? Идеология, идеология               
экстремизма. И в этом плане, к сожалению, тоже надо будет решать вопрос, в      
этом плане вообще сплошная запущенность. Как же мы сможем противостоять         
этому? Мы и здесь должны помочь представителю президента и вице-премьеру        
правительства. На сегодняшний день единственным идеологическим                  
противодействием этому является помощь носителям традиционного ислама, тем      
религиозным деятелям, которые там могут объединить вокруг себя людей и          
противостоять радикальным движениям.                                            
                                                                                
На Северном Кавказе у нас очень распространены суфийские ордена, это и          
накшбандийя, и кадирийа, и так далее, кстати, первый имеет корни в              
Центральной Азии. Почему мы представителей этих традиционных религий, которые   
хорошо относятся к официальной власти и так далее, не поддерживаем? Вы          
посмотрите, что творится на Северном Кавказе: убивают священнослужителей -      
одного, второго, третьего. Причина предельно простая - угроза: или ты с нами,   
или мы тебя убьём. А что происходит с носителями идеологии прямо                
противоположного характера? Согласно закону об экстремизме им дают              
незначительные уголовные наказания, они живы, здоровы и выходят на свободу.     
Таким образом люди загоняются в тупик. Мы должны оказать им всемерную           
поддержку. В аппарате представителя президента и вице-премьера должны быть,     
условно, лучшие умы, которые смогут это наладить, иначе мы далеко не            
продвинемся.                                                                    
                                                                                
Мы с вами должны посмотреть и помочь в следующих моментах: принять ряд          
законов в этом плане. Например, во многих странах мира, где имеется подобное    
движение, существуют законы, или распоряжения правительства, или указы и        
распоряжения главы государства о запрете на территориях страны, которые эта     
зараза уже затронула, так называемой салафии, или чествования ислама. Есть ли   
у нас это? Нет. То есть мы с вами не запретили законодательно идеологию,        
которая порождает терроризм. Вы вдумайтесь в это! Это первое.                   
                                                                                
Второе. Мы должны принять соответствующие законы, ужесточающие и в уголовном    
плане, и в технологическом плане распространение идей радикального              
религиозного направления. Интернет у нас забит всем этим, нет ни одного, ни     
одного соответствующего антиматериала по этому вопросу. Включай Интернет,       
входи, миллионы людей посещают эти сайты различных так называемых джамаатов,    
или то, что я называю сетевой структурой радикализма. Почему у нас этого не     
делается? Вот как-то представитель Башкирии выступил, но тут оказалось, что     
там один спорит с другим, и всё это мы перечеркнули. Нет, мы должны отбросить   
все идеи внутреннего характера в регионах, межпартийного характера, потому      
что это должно нас всех объединять - терроризм.                                 
                                                                                
И ещё хочу отметить одну вещь. А кто вам сказал, что только на Северном         
Кавказе это имеет место? Эта зараза уже имеет место в центральных регионах,     
Приволжском и Уральском округах. Поэтому если мы там не остановим, то,          
извините меня, большой вопрос о существовании Российского государства           
встанет.                                                                        
                                                                                
Наконец, третья составляющая - помощь извне. Наши силовые ведомства говорят:    
извне террористы получают помощь. И такие факты подтверждаются. Я вам           
приводил пример по Грузии: создана мощная идеологическая инфраструктура в       
поддержку терроризма - телестанции, радиостанции и газеты, - финансовая и       
прочая. Вы почитайте некие грузинские газеты, где прямо говорят о               
необходимости дать гражданство Грузии молодым ребятам-ингушам. И там это        
всячески пропагандируется и приветствуется. А для чего молодым ингушам давать   
гражданство Грузии? Догадайтесь сходу. Приграничный, кстати, с Грузией          
субъект Российской Федерации. Да потому что на базе их затем создать боевые     
формирования, которые будут воевать. Ситуация приобретает очень опасный         
характер, и поэтому мы с вами должны подумать, возможно, провести слушания с    
участием целого ряда профильных комитетов, разработать систему и помочь         
Хлопонину, помочь аппарату президента, помочь аппарату правительства, для       
того чтобы решить эту страшную проблему. Она касается всех нас, абсолютно       
всех. Скажу вам честно и откровенно: эта тенденция также связана с              
проблемами, событиями, происходящими в Центрально-Азиатском регионе. Идёт       
слияние двух потоков терроризма - северокавказского и центральноазиатского. И   
в момент кризиса, который уже постепенно вызревает и который нельзя видеть,     
это будет страшный для нас с вами процесс.                                      
                                                                                
Поэтому надо, конечно, голосовать за этот законопроект во всех трёх чтениях,    
отбросить все эти запятые, "Речники" и так далее в сторону, потому что это      
есть ключевой вопрос существования Российского государства, нашей с вами        
национальной безопасности. И не просто отбросить и забыть, проголосовав за      
это, а помочь, помочь Хлопонину, помочь соответствующей нашей исполнительной    
власти в деле борьбы с терроризмом.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Да, вы уложились во время,       
немножко осталось даже.                                                         
                                                                                
Представитель президента на заключительном слове не настаивает. У комитета      
есть желание? Пожалуйста, Плигин Владимир Николаевич.                           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, я бы хотел сказать следующее. Я признателен     
всем, кто ставил вопросы при обсуждении данных законопроектов. Эта              
признательность связана с тем, что только на основании соблюдения Конституции   
и анализа права можно создать в стране прогнозируемую и предсказуемую           
ситуацию. Поэтому я бы хотел обратить внимание на то, что законопроекты         
полностью соответствуют статье 5 Конституции Российской Федерации,              
определяющей субъектный состав Российской Федерации, соответственно не          
меняется... Кстати, это Руслану Георгиевичу Гостеву говорю. Они полностью       
соответствуют статье 10, которая предполагает разделение на законодательную,    
исполнительную и судебную власти. При этом я бы просил обратить внимание на     
то, что характеристика президентской власти в Российской Федерации и            
вычленение её в качестве некой самостоятельной, выходящей за рамки статьи 10,   
не предусматривается. И таким образом, она полностью входит в данные            
характеристики власти.                                                          
                                                                                
Это предложение президента полностью соответствует части 1 статьи 80,           
определяющей, что Президент Российской Федерации является главой государства,   
части 2, определяющей полномочия президента как гаранта Конституции, части 3.   
Это полностью соответствует пункту "б" статьи 83 Конституции, говорящему о      
том, что он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства        
Российской Федерации, и пункту "д", говорящему о том, что он по предложению     
председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности    
заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. Таким образом,    
данные предложения, что очень важно, полностью вписываются... регулируются      
Конституцией Российской Федерации, и в этом есть смысл развития правовой        
системы - сделать её точной, предсказуемой, гарантирующей и действующей в       
течение длительного срока.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение, и по рекомендации комитета я         
ставлю на голосование данный законопроект. Сначала мы голосуем федеральный      
конституционный закон, который мы одобряем, по Регламенту, в первом чтении.     
Это пункт 6 повестки дня.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобряется.                                                                     
                                                                                
Два человека не проголосовали, кто-то вышел из зала.                            
                                                                                
Так, теперь давайте проголосуем по пункту 7, проекту федерального закона "О     
внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственной           
гражданской службе Российской Федерации". Первое чтение. Пожалуйста,            
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Плигин. Предложение.                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, предлагаю одобрить федеральный                  
конституционный закон в целом и принять федеральный закон в целом.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет замечаний? Нет.                              
                                                                                
Ставлю на голосование предложение комитета одобрить в целом изменения в         
федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              449 чел.99,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе             
Российской Федерации" в целом. Голосуйте, коллеги.                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я всегда голосую.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              449 чел.99,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто для стенограммы говорю, что мы это делали в      
рамках объявленного утром "часа голосования".