Заседание № 206
О проекте федерального закона № 315369-4 "О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона "О политических партиях" (по вопросу о представлении руководящему органу партии итогов проверки документов партии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23. О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона "О политических партиях" (в части представления руководству партии итогов проверки). Доклад депутата Государственной Думы Виктора Аркадьевича Тюлькина. Пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А. Уважаемые коллеги, со свойственной мне партийной прямотой должен признаться, что это, пожалуй, первый случай за трёхгодичную деятельность, когда я стою на трибуне с законопроектом, при написании которого я искренне надеялся и даже верил и был убеждён, что он пройдёт в этом зале. К сожалению, промежуточные итоги показывают, что этого может и не случиться. Но тем не менее готовился я именно конструктивно отстаивать процедуру, потому как все мы помним, как на заре демократии с таким воодушевлением многократно повторялась фраза "Демократия - это процедура". И во многом авторы были правы, потому что процедура - это установление определённых правил, и правила должны быть одинаковыми и одинаково понимаемыми разными субъектами, участвующими в процессе, - и проверяющей стороной, и проверяемой, и истцом, и ответчиком, и властью, и оппозицией и так далее. Поэтому речь, конечно, идёт о поддержании демократических начал. И суть закона предлагаемого проста: прописать некоторые процедуры для проверяющей стороны, а именно начал проверять - значит, должен быть какой-то срок, в течение которого может быть проведена эта проверка. Предлагается три месяца. Этого вполне достаточно для того, чтобы прояснить ситуацию, выявить недостатки, проконсультироваться и прочее, и прочее. Второе предложение, которое здесь содержится. Проведена проверка - изложи, пожалуйста, её конкретные результаты, конкретные, которые можно: а) пощупать, б) обжаловать в соответствующей инстанции, если не согласен, поспорить в конце концов, но эти результаты должны быть, должны быть известны. Вот вся суть закона. А теперь всё остальное выступление будет посвящено тому, чтобы эти предложения обосновать и увязать, так сказать, с жизнью, показать, что есть настоятельная необходимость рассматривать этот вопрос и что он действительно актуален. Первое. Необходимо потому, что открыто, откровенно представители Федеральной регистрационной службы - вот многие сидящие в этом зале, например Владимир Вольфович, Сергей Александрович, не дадут соврать - на совещании прямо заявляли, даже радостно: так это вы, законодатели, процедуры не прописали, поэтому мы творим что хотим, и не будет вам ни результатов, ни справок. Когда-нибудь будем в суде обжаловать. Так, Владимир Вольфович? Так. Это первый довод. Второй. Вольно или невольно, в условиях многопартийности, в том числе наличия оппозиции, вступает в действие заказной политический фактор. И я уже приводил с этой трибуны цитату, ещё раз приведу. Заместитель министра юстиции Сидоренко (октябрь 2001 года, совещание в Центральной избирательной комиссии, брошюра выпущена, кто хочет, может посмотреть) ставит задачу: расчистить политическое поле от мусора. И чего после этого ждать, когда у нас министры сейчас могут быть членами партии, правящая партия есть? Всё, регистрирующий орган превращается в политический веник, так сказать, который выполняет соответствующую функцию, а процедуры не прописаны. Отсюда всё определяется соображениями так называемой целесообразности, или это можно определить как политический заказ. Оппоненты в том числе в отзывах на данный законопроект вроде бы приводят аргументы, говорят: "Слушай, тут же по срокам немножко, кое-что прописано. Не чаще чем раз в год может проверяющая служба знакомиться с документами. Ты посмотри, как здорово". Очень здорово, они так и знакомятся: в январе начали знакомиться, а в декабре ещё не закончили, ещё идут последние переписки, поступают всякие акты и так далее. И вообще, что касается слова "знакомиться", вот если бы мы заняли позицию такую: приходи знакомься, вот у нас региональное отделение имеет центр в деревне, там первичные, там эти... Они же не хотят, они требуют, чтобы им данные положили на стол, собрали и принесли со всего региона и заявления, и справки, и протоколы и так далее, и тому подобное. Поэтому указание на то, что должен быть ограничен срок проверки каким-то критерием, конечно, разумно, и в других областях это действует. Возьмите, например, закон о гарантиях прав юридических лиц и предпринимателей при проведении проверок и госконтроля. Это кровью выстраданный закон. Так там процедуры расписаны, предусмотрено, что должен быть указ о проверке или приказ, должен быть план проверки, должны быть оговорены сроки (как правило, не более чем месяц), предусмотрена выдача конкретного акта с конкретно расписанными обнаруженными недостатками, по пунктам, по разделам, который может быть оспорен и прочее, прочее. Ещё одно возражение, которое содержится в заключениях. Говорят: "Вы употребляете выражение "с подробным изложением результатов проверки". Это неправильно, юридически грамотнее было бы сказать "с полным перечнем причин". Во, "полный перечень причин". Так, послушайте, перечень они и сейчас представляют. Они присылают нам результаты и говорят: "Полный перечень, вы нарушили пункты такие-то закона, и вы нарушили пункты такие-то устава". Мы говорим: "Так давайте конкретные примеры, и будем разбираться". - "Нет, конкретных примеров не будет, будет полный перечень". Они могут свести полный перечень к нарушению всего закона в целом, и разбирайся... И жизнь показывает, что на практике это порой принимает не просто уродливые, а иногда забавные формы. Ну, например, я читаю справку по проверке нашей ленинградской областной организации, где чёрным по белому написано (послушайте): в результате выборочного телефонного обзвона мы установили, что численность вашей организации не может быть более двухсот семидесяти восьми человек. Ну, кто силён в математике, объясните мне, как они с выборочным обзвоном выходят на определение численности с точностью до человека, не говоря уже о том, что сам метод обзвона, он ведь... По телефону можно папой римским представиться. И нормальный человек на такие телефонные звонки не отвечает. Я уже не говорю о нарушении пунктов закона, когда в телефонном разговоре с соседями, жёнами и так далее раскрываются, вообще-то, закрытые сведения о политической принадлежности соответствующих людей. Я должен отметить, что этот вопрос неоднократно поднимался и в Госдуме, и на других форумах, например на совещаниях в Центральной избирательной комиссии. С Вешняковым у нас много противоречий, и история наших отношений очень нелёгкая, но надо ему отдать должное, он регулярно проводит совещания по правоприменительной практике избирательного закона, в том числе с трансляцией мониторной по всей территории России. Только мы какие-нибудь нововведения здесь натворим - собирает, выслушивает, обсуждает проблемы. В регистрирующей службе, наоборот, хотя несколько раз давали обещания, но уходят от проведения совещаний. Пробовали в Думе поднять этот вопрос, говорят: давайте в рабочем порядке. В рабочем порядке представители девяти партий обратились к председателю Грызлову, он дал поручение комитету, Сергей Александрович сидит, никак не может организовать. Уходят они от этого вопроса, не хотят и прямо об этом заявляют. Вот пример разговора моего с начальником управления по делам политических партий. Я говорю: "Слушай, в 91-м году, во времена Ельцина, после известных событий, запрета КПСС, я регистрировался, так в Минюсте помогли, где-то подправили, объяснили, что здесь не так написано, рекомендовали, как правильнее". Теперь не хотят, мол, "у нас "одно окно", ты сдай, заплати деньги, мы тебе через месяц вернём с отказом". И ты снова сдавай, снова плати деньги - ни консультаций, ни обмена мнениями, ничего нет! Отвечает мне: "Слушай, Виктор Аркадьевич, ну ты отстал от жизни. Что такое политическая партия? Это политическая борьба. За что? За власть. А мы кто? А мы представители власти. Мы не помогать, мы тормозить должны". И тормозят, тормозят на полную катушку, на каждом, так сказать, повороте и прочее, и прочее. Хотел отметить особенно методы проверок, в том числе с привлечением милиции и прокуратуры, о чём поднимались вопросы в этом зале, а также об утечке вот этих данных, - это будет ещё не раз и не два рассматриваться в судах. И моё глубокое убеждение, что комитету, независимо от тех вопросов, которые я сейчас поднимаю, и от моих предложений, предстоит ещё над этими процедурами работать, работать и работать, потому что, конечно, так нельзя. И как пример можно привести закон "О выборах...", где расписано, как проверяются подписи, какие делаются выборки, кого привлекают, какие далее следуют действия и прочее, и прочее. И особо в заключение обращаю внимание на такой забавный просто факт. Сказано, что партия в своей внутренней жизни самостоятельна, руководствуется уставом, а на устав накладываются ограничения законом по целому ряду пунктов. И вполне понятно и логично, что, проверяя деятельность партии, эта регистрирующая служба и должна проверять те пункты, на которые законом ограничения налагаются, например, чтобы были только граждане России. Понятно? Понятно. Чтобы были только совершеннолетние - тоже ясно. Чтобы тайное голосование в определённых моментах было - тоже понятно. Но ведь они начинают копаться в уставе, залезать в сугубо внутрипартийные дела и делать замечания по этим делам: "Почему у тебя рабочая группа называется бюро? У тебя в уставе это не написано". Начинаешь объяснять, что ту рабочую группу, которая выполняет специальные функции оперативного регулирования, мы и назвали бюро, имеем право. Нет, говорят, в суд будем подавать. И если так дальше пойдёт, вот так они за уставом смотреть будут, то они всех позакрывают, начиная с "Единой России". У вас цели там прописаны, они скажут: за плохую поддержку президента вас закрыть, Владимира Вольфовича - за недостаток либерализма, тех, кто в "Родине", за недостаточный патриотизм, так сказать, прикроют, а меня - за плохую работу по распространению идей научного коммунизма в массах. (Оживление в зале.) Всё это смешно было бы, коли не было бы так грустно. А то, что вопрос, вообще-то, назрел и он диктуется самой жизнью, - факт, и этого отрицать практически невозможно. Поэтому я по крайней мере прошу подумать о том, что творится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Аркадьевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Зайнуллы Абдулгалимовича Багишаева. Пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, Виктор Аркадьевич очень подробно, я бы даже сказал, эмоциально выступил. Но я хочу быть гораздо более конкретным и выступить гораздо короче, потому что надо всё-таки сказать о сути: в чём же тут дело, что хочет Виктор Аркадьевич? Вот он в пояснительной записке очень кратко пишет, что законопроект обязывает эти органы доводить до руководства политических партий, проверяемых региональных отделений результаты проверок и их выводы. Вы знаете, уже вот даже к тому, что написал Виктор Аркадьевич и что он подписал, можно, как он говорит, проверяющему и придраться, и остановить, и затормозить и так далее, и так далее. В чём тут суть? Уважаемые коллеги, я просто прочитаю, вот я немножко выполню обязанность Виктора Аркадьевича, потому что он много говорил, но ничего конкретного. Что он предлагает? Он предлагает дополнить положениями следующего содержания... Уважаемые коллеги, всех это касается, всех руководителей партий. "Проверка документов политической партии по сроку не должна превышать трёх месяцев со дня её начала. По итогам проверки, в случае обнаружения нарушений законодательства, уполномоченные органы в установленный срок представляют руководству партии..." - снова я подчёркиваю, - "...и её региональным отделениям, которые подверглись проверке, акт с подробным изложением её результатов и выводами". Вот я выполнил, сказал часть того, что должен был сказать Виктор Аркадьевич. А теперь о том, как надо к этому относиться. Прежде всего давайте посмотрим, уважаемые коллеги, что же написано в предложениях и что написано в законе. Итак, я уже говорил, проверка документов. Законодатель немножко иначе трактует вот это положение: уполномоченные органы по контролю не чаще одного раза в год знакомятся с документами политических партий. Уважаемые коллеги, мы с вами видим, что законодатель более деликатно, более, можно сказать, мягко трактует вот это положение. Виктор Аркадьевич весь вечер с этой трибуны говорил о проверке, проверке, проверке, законодатель говорит: знакомиться. Знакомиться - это более мягкий вариант, более, так сказать, мягкое положение, что ни говори. А Виктор Аркадьевич здесь договорился, вы знаете... да, если написать "проверка", так оно и будет, Виктор Аркадьевич, тогда здесь нужен перечень того, что проверяется, перечень каких-то определённых положений: кто, как по времени, по сроку, что тут должно быть. Действительно, если будет то, что вы говорите, здесь должна быть такая указивка, что, знаете, тут и трёх месяцев не хватит, о которых вы говорите, не хватит трёх месяцев. Целый год - с января по декабрь - будут проверять, и времени никогда не хватит. Далее что здесь говорится: не более трёх месяцев. Теперь давайте конкретно скажем, уважаемые коллеги: кто проверяет, какие уполномоченные органы? Росрегистрация - раз. Кому она подчиняется, вы знаете, да? Это самостоятельная структура, которая подчиняется только закону. Какие ещё органы проверяют политические партии? Это прежде всего Центральная избирательная комиссия и региональные, тоже самостоятельные структуры, никому не подчиняются, кроме закона. И третье - финансовые и налоговые органы (налоги, деньги, поступления и финансы), тоже структуры совершенно самостоятельные. Теперь вот вы, Виктор Аркадьевич, говорите: не более трёх месяцев срок. Скажите, как вы можете брать на себя роль состыковать работу трёх абсолютно самостоятельных федеральных и региональных органов, чтобы они согласовали в течение трёх месяцев? Это невозможно ни в каких случаях! Здесь говорится: один раз в год. Вот если будет проверка, будут проверять целый год. А здесь написано: знакомиться. Знаете, для того чтобы ознакомиться, соответствует ли устав политической партии закону, достаточно, наверное, одного хорошего, думающего, знающего, в чём суть политических партий, юриста, и он может вынести, как говорится, все решения. И следующее, уважаемые коллеги, о чём тут Виктор Аркадьевич совершенно не говорил. Внести эти изменения в закон "О политических партиях" - стало быть, сразу поставить в неравные условия политическую партию, общественное объединение и некоммерческую организацию тоже. Можем ли мы вот так сделать, не говоря о том, в какие условия мы другие общественные объединения поставим? Мне кажется, в этом-то как раз и кроются вот эти вещи... Ну и, уважаемые коллеги, я думаю, что у нас должен быть такой подход, чтобы всё соответствовало закону. Закон на сегодняшний день действует. Я, конечно, понимаю, в чём беда, о чём тут хочет сказать Виктор Аркадьевич. Виктор Аркадьевич, мы всё понимаем. Мы все читали материалы пресс-конференции Мовчана. Мы все знаем о том, какие решения принимаются, что Росрегистрация действительно проверяет политические партии. Впереди у нас, как говорится, большое политическое мероприятие - выборы в региональные и федеральные органы власти. Мы всё это прекрасно понимаем. Но вы не на том пути стоите. Не так надо решать, не так, мне кажется, надо ко всем этим вопросам подходить. Вы знаете, от того, что мы говорим, давайте, мол, проверьте и так далее, и так далее... Вы знаете, был выдающийся композитор и музыкант Ференц Лист, который написал выдающееся произведение для скрипки с оркестром. Вот он на одной странице написал: играть быстро. На следующей пишет: ещё быстрее. На третьей странице: очень и очень быстро. На четвёртой странице: быстро, как только возможно. На пятой странице всё-таки опять написал: играть быстро. Не от слов это зависит, не от слов, не от усиления каких-то вещей, а от глубокого понимания и общего подхода - от концепции тех законов, которые относятся к политическим партиям. И последнее, что я хотел сказать. Виктор Аркадьевич, мне кажется, когда вы пишете "проверка" - проверка каких-то конкретных оснований, вы хотите взять на себя роль какого-то партийного цензора. А то, что касается конкретных результатов и так далее, то тут тоже всё очень ясно и чётко прописано: выносить политической партии предупреждение и так далее, и так далее. Мне кажется, что вы не совсем на правильном пути и сейчас дискуссия покажет это. Правительство дало отрицательное заключение на законопроект депутата Тюлькина, комитет также вынес отрицательное решение, которое я поддерживаю. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллега Багишаев. Уважаемые коллеги, первое чтение. Вопросы есть? Раз, два, три, четыре. Пожалуйста, коллега Локоть, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. У меня к представителю комитета вопрос и к основному докладчику. Сначала к представителю комитета. Не хочу никого оскорбить, но есть русская пословица: жалует царь, да не жалует псарь. То есть я говорю о практике применения. Вы совершенно верно сказали о том, как записано в законе, что подразумевал законодатель, когда писал закон, но есть практика применения закона. Не зря докладчик в своём докладе говорил: представить итоги проверки. Мне тоже приходится представлять документы по региональному отделению КПРФ, и попробуй я не представь эти документы. Конечно же, я представляю на любой чих, на любое требование проверяющих я всё время отзываюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. Я знаю, что вы всё вовремя, хорошо представляете. ЛОКОТЬ А. Е. Вопрос заключается в следующем. Из вашего заключения следует, что вы не согласны в основном с терминологией... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, ответьте. БАГИШАЕВ З. А. Ну, я думаю, что у вас вопрос тот же самый. Так в этом и кроется, извините меня, вся суть-то: знакомиться или проверять. Вот если проверять, Владимир Вольфович, уважаемый депутат Локоть, то точно чиновник и будет проверять. А если знакомиться, то, мне кажется, это несколько иная процедура. Вот законодатель, то есть мы с вами, определил именно такую формулировку: знакомиться. Давайте читать закон: знакомиться с документами - и всё тут понятно. Что же тут непонятного? Я тут ничего другого сказать не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Аркадьевич, вы хотите сами задать вопрос? Ну так, вообще-то, вы докладчик сами. Ну, пожалуйста, пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А. Если я докладчик, это не значит, что я самый умный в данном вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это правильно. ТЮЛЬКИН В. А. Поэтому я хотел бы у коллеги Багишаева Зайнуллы Абдулгалимовича уточнить, правильно ли я понял мнение комитета, ну и соответственно его, что верен термин "знакомиться с документами" и что Росрегистрация, в том числе Мовчан Сергей Николаевич, употребляя постоянно термин "проверка", в том числе на упомянутой вами пресс-конференции на интернет-сайте, нарушает законы, когда организует экспертизы судебные и графологические, когда посылает милиционеров, привлекает паспортно-визовые службы и так далее. Правильно ли мы понимаем, что они нарушают закон? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А. Виктор Аркадьевич, знаете, я ведь депутат, а не судья, чтобы давать оценку, правильно они поступают или неправильно. Перед нами закон. Мы с вами действуем по закону. А уж что говорят чиновники, - ведь проверяют-то нас с вами чиновники, все партии проверяют чиновники, - уж что они говорят, какими словами, в том числе и господин Мовчан... я затрудняюсь, правда, сказать, какими словами он говорит. Речь идёт о том, чтобы трактовать закон, давайте мы будем основываться на положениях закона. Вот из этого надо исходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сергей Иванов, пожалуйста. Где он? Снял вопрос. Всё, уважаемые коллеги, все вопросы заданы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? Кузнецов, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от независимых? Нет никого. Кузнецов Виктор Егорович. Пожалуйста. Вопрос кому? КУЗНЕЦОВ В. Е. Зайнулле Абдулгалимовичу вопрос. Я так понял, что вы не согласны с тем, что в ходе проверки проверяющий, или, скажем, тот, кто знакомится, и тот, кто предоставляет для ознакомления документы, не должны в принципе контактировать, выяснять причины и так далее. Как объяснил докладчик, фактически предоставляют перечень каких-то нарушений без всяких объяснений, то есть эта процедура не позволяет выяснить действительные основания претензий. Вы ведь с этим не согласны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А. Уважаемый коллега, если мы внесём изменения, вот давайте предположим, и запишем слово "проверка", то будет вот точно так, как вы говорите, ну, будет так, ещё круче будет, потому что проверяет не партийный человек, а проверяет чиновник. А для чиновника, извините меня, вот дай ему бумагу, возьми её и сделай. Надо стоять на точке зрения закона, на положениях закона! Мы с вами - и мы, и любая партия, и в том числе ваша партия, уважаемый Виктор Аркадьевич, - будем страдать от этих вещей. Надо стоять на точке... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста. От фракций выступления по три минуты давайте определим. Мы сегодня шли нормально по повестке, но у нас ещё очень много записалось на "час заявлений". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ещё не... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, выступайте. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Голосовать надо, чтобы по три минуты выступать, но если уже объявили выступающего, то нельзя, вот после меня измените регламент. Виктор Аркадьевич, у вас в названии партии есть три буквы РКП... РПК - Революционная партия коммунистов, сперва у вас РКРП - Российская коммунистическая рабочая партия, а потом ещё эти три буквы. Так вот, если откроем словарь русского языка, то революционная партия - это партия, которая добивается власти путём насилия. Вас вообще нельзя даже допускать ни к чему, то есть вы противоречите всем законам, ибо в Конституции чётко указано, в Уголовном кодексе указано: ни одна партия не может ставить своей задачей свержение существующего строя, а тем более революционным путём. То же самое у КПРФ: девятый пункт программы КПРФ - построение коммунистического общества. Тоже любой прокурор западной страны уже запретил бы. Вы должны благодарить, что вас ещё эта власть, не наша, а в принципе ваша, терпит. И если уж говорить о самой проблеме, то вы должны прекрасно понимать, что КПСС была единственной партией, а вся система Ельцина была направлена на то, чтобы разрушить её. И естественно, разрушая ту одну, большую, может быть, даже очень хорошую партию, вызвали негативное отношение к любым другим партиям. Когда разрешили многопартийность, было создано около двухсот партий, из них 90 процентов липовые, фиктивные, у них никогда не было ни пяти тысяч, ни десяти тысяч, ни тем более пятидесяти тысяч. И в этом зале коммунист Лукьянов вносил поправки в закон такие, чтобы иметь право отстранить от выборов. Что регистрация... Зарегистрировали - так к выборам не допускают! Это он с Шейнисом из "ЯБЛОКА", когда они были здесь, вот такой закон приняли, когда, если кто-то из тройки как кандидат в депутаты утюг не указал в декларации об имуществе, вся партия снимается с выборов. Кто это сделал? Коммунист Лукьянов. Кто дал задание? Вы знаете, кто дал задание. Теперь вы пытаетесь пенять, обвинять те же структуры в том, что они к вам придираются. Так вы же должны прекрасно понимать, что в России постоянно приживается левая идеология, а она самая опасная. Она красивая, она хорошая - справедливость, равенство, но это невозможно. Невозможно! И мы губим нашу страну левой идеологией. Нам нужны кулацкая Россия, чтобы пахала день и ночь семья кулака, и Савва Морозов, или Мамонтов, или Путилов, чтоб заводы строил, строил заводы! А мы их всех пораскидали, нам это не понравилось, сегодня их нет уже - ни кулаков, ни Путиловых нет. И опять вы хотите левую идеологию. Сколько левых партий? Ведь весь зал сидит здесь - и всё левые партии: "Единая Россия" - 99 процентов были членами КПСС, вашей партии, вы - КПРФ, вы - РКРП. А здесь вообще пять названий, они и "Родина", и Народно-Патриотический Союз, и СЕПР, и "Народная Воля", и "Патриоты России" - кто они? Они все от вас вышли, это ваши, все были в КПРФ: партия Селезнёва, партия Гудкова... Сколько вас уже? В одном зале вас пятнадцать партий! Вы понимаете, что страна с ума сойдёт? И все левые, левые, левые, коммунизм, социализм... А где он, коммунизм-социализм? Ведь уже была партия у власти. Вы в Конституции (единственная в мире страна!) записали, что КПСС - решающая, главная политическая сила советского общества. Всё! Главнее вас нет никого - ни судов, ни прокуроров. У вас был КГБ мощнейший, армию в одиннадцать миллионов - одиннадцать миллионов армия! - Грачёв получил от советской власти в 91-м году. И вы всё потеряли! И теперь он снова хочет маленькую партию сделать. Что, вы надеетесь прийти к власти, что ли? Неужели вы не понимаете, что к вам не придираются, а просто вы не нужны уже, именно по названиям партий, по левой идеологии. Неужели не понятно? Девяносто лет Октябрьской революции в этом году. Что мы получили за девяносто лет? Какие партии, когда разгромили Российскую Империю и собственно Советский Союз сама Коммунистическая партия расчленила?! Сама: коммунист Ельцин, коммунист Шушкевич, коммунист Кравчук. Что вы перед нами что-то ещё говорите? Ну совесть надо иметь! Вы уже были у власти, вы уже построили... И мы радовались, я радовался, мы верили вам, что КПСС - ум, честь и совесть нашей эпохи, мы никогда негативно к этому лозунгу не относились. Мы с удовольствием шли 1 Мая и 7 Ноября на демонстрации, мы стояли в очереди в Мавзолей Ленина. Что вам ещё надо?! Нам всем повязали галстуки, и мы гордились, комсомольские значки надели. Мы стояли в очереди, чтобы вступить в КПСС, в очереди стояли! Есть такая страна в мире, где бы в очереди стояли десятки лет, чтобы вступить в правящую партию? А есть такая страна, чтобы в Уголовном кодексе эту партию защищали? Была 58-я статья, об антисоветской пропаганде. Любая фраза против советской власти - в тюрьму. Сколько людей прошло через тюрьму! Я работал здесь накануне этой демократической революции. Я говорил: "Давайте повысим цены на картошку, 30 копеек пакет - половина гнилой, пускай будет не по 10 копеек за килограмм, а по 20". - "Ты что здесь антисоветской пропагандой занимаешься?" Я предлагал поднять цены, чтобы не было гнилой картошки в пакете (мы её покупали в универсамах, 30 копеек за пакет, половина - гнилой) - и это уже была антисоветская пропаганда. А теперь вы ищете варианты, мол, цепляются к вам, к уставу, к чему-то ещё. Это же... Вчера была передача "Судите сами": 92 процента за нашу с вами позицию - не допустить, пусть не прикасаются к памятникам советским воинам. Меня бы позвали эстонцы, я бы им сказал, с их позиции почему надо убрать, и они проголосовали бы за то, что надо убрать. Ненавидят нас эстонцы. Они не к памятнику плохо относятся, они к нам относятся плохо, они никогда не хотели быть в составе Российской Империи. Нам их передал шведский король - компенсация после разгрома Швеции в 1721 году по Ништадскому договору, - потом их Германия оккупировала, мы. То есть они не хотят ни с кем... Дело не в памятнике, они нас ненавидят, и они ходят плюют на наш памятник, а мы им говорим: не трогайте. Что за идеология?! Да заберите скорее, что вы позволяете над могилой глумиться?! Если там действительно лежат советские солдаты, давайте заберём - нет, пусть стоит! Они будут ходить плевать и поганой краской его красить. Вот ваша позиция! Она до сих пор сохраняется. И Запад на стороне эстонцев, потому что эстонцы нас ненавидят как страну, и Российскую Империю ненавидели. Не хотят они нас, вот не приемлют нас. Простой пример. Если бы памятник Басаеву стоял у нас на Октябрьской площади вместо Ленина, что бы москвичи сказали? Написали бы: уберите этот памятник, мы не хотим, чтобы здесь стоял какой-то Басаев, герой какой-то там кавказской войны. Вот так они относятся к нашему памятнику. Можете их понять? Поэтому в этом проблема. А вы говорите: итоги проверки вот дайте вам. "Виктор Аркадьевич, приезжайте, кофе здесь, виповский зал, вот у вас..." Вы говорите, что у вас есть достаточное количество членов партии. Откуда? Миллионам людей противна любая партия. Откуда у вас, у десяти левых партий, по пятьдесят тысяч человек? Вы кому голову морочите? Если есть пятьдесят тысяч, то только вот у КПРФ, ЛДПР и "Единой России", всё, больше ни у одной партии нет минимальной численности, пятидесяти тысяч, и структуры по всей стране, а Минюст уже зарегистрировал семнадцать. Да четырнадцать липовых партий, а вы свою ещё тянете сюда. Три есть, и КПРФ на двадцать тысяч в год уменьшается: естественный уход, а значит, через десять лет останется две - ЛДПР и "Единая Россия", вот и всё. Поэтому какие итоги проверки, чего проверять? Или КПРФ останется и ЛДПР (я говорю к примеру), а они уйдут, другие. Есть коренные партии. Власть может принять... только чиновников всех примет с членами семей - и всегда у них будет сто, двести тысяч. У них два миллиона чиновников, пусть 10 процентов вступят в их партию - у них всегда будет двести тысяч, не подкопаешься к партии власти. КПРФ - наследница КПСС, там было двадцать миллионов членов партии. И у ЛДПР есть, потому что всю страну объехали сотни раз, и действительно народная партия из беспартийных. И нам уже двадцать лет, а вам всем здесь сидящим? Вы же все моложе нас, и все на багаже КПСС - все! Все ваши министры были в КПСС, президенты все были в КПСС, и вы здесь все сидите - 99 процентов были в КПСС! И вы нам ещё начинаете доказывать!.. Вы между собой не можете договориться. Вы одна партия, кто вам мешал эту партию и сохранить? Никто не мешал. Так и садитесь все под знамёнами одной партии: вы все коммунисты - и все вопросы решайте вместе. Вторая партия будет оппозиционная - ЛДПР, а всё остальное действительно мусор, уберём. Мы же сами мусорим, так сказать, на каждом шагу. Виктор Аркадьевич, я всю страну объехал десять раз - нигде не слышал ничего о РКРП, нигде. КПРФ есть, "Единая Россия" есть. Никакой "Справедливой России" нет и всех остальных. "СПС" и "ЯБЛОКА" тоже нет, всё лгут, а их зарегистрировали уже. Для кого? Для Запада. Есть у нас прозападные партии. Нет у них структуры и пятидесяти тысяч членов! Вот из этого всего исходите. Поэтому, если чиновники Минюста, милиции или Росрегистрации реально проверят любую партию, я вам говорю, останется всего три, только три партии. Ответственно заявляю с этой трибуны: ни у кого нет пятидесяти тысяч, кроме этих трёх партий, и это нужно понять. И не обижайтесь, Виктор Аркадьевич. Работа у вас будет, будет работа, поможем вам с работой, и всё будет хорошо. И депутатом, может быть, будете. Но цепляться, чтобы чиновники вам итоги проверки, туда, сюда... Если по-настоящему проверить, я вам сказал: ещё четырнадцать нужно закрыть немедленно и оставить только три. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Кравец Александр Алексеевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, что написано "по ведению". Сейчас Кравец, а потом я вам дам слово, Харитонов, по ведению. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Артур Николаевич. Я хотел бы просто обратить внимание на то, что речь идёт о конкретном законопроекте, о конкретной проблеме. Конечно, политическая клоунада, наверное, вносит разрядку в нашу нудную работу, и тем не менее давайте говорить по делу. Законопроект порождён реалиями, с которыми сталкиваются сегодня политические партии, и прежде всего те партии, которые работают в режиме оппозиции. Я ещё раз подчёркиваю, что все те факты, о которых говорил мой коллега Виктор Аркадьевич, порождены реальной жизнью, и разговоры о том, какие партии закрыть или не закрыть, - это второй вопрос. На самом деле правоприменительная практика, деятельность сегодняшних наших регистрационных служб показывают, что здесь порой может царить и царит зачастую просто произвол, царит политический заказ. И когда коллега Багишаев говорит о том, что они подчиняются только закону, - ну, я не знаю, может быть, это и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заканчивайте фразу. КРАВЕЦ А. А. ...на самом деле мы каждый раз встречаемся с политическим заказом, когда получаем предупреждение ни за что, причём сфабрикованное предупреждение. Поэтому закон этот нужен, важен, он позволяет корректировать тот сырой закон "О политических партиях", который имеет место быть. Призываю поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступить выступили. По ведению - Харитонов. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы не говорили, что по фракциям. Пожалуйста, по ведению, Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Значит, я как личность Владимира Вольфовича уважаю, но пусть он не обижается на меня, если я ему скажу, что он проповедует... политический оборотень, сам является политическим оборотнем. Он является... занимается политическим бизнесом. Я очень сожалею, что на съезде народных депутатов в своё время в числе трёхсот человек я отдал за него голос, когда он баллотировался на пост Президента Российской Федерации. И то, что сегодня он говорит... Я глубоко уверен, что он сам себе... он протестует внутри, потому что в нём нормальные, здоровые славянские корни, и когда он пытается своими выступлениями вызвать непонятно какой политический ажиотаж... (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну это не совсем по ведению, Николай Михайлович, дорогой! Уважаемые коллеги, давайте голосовать, есть такое предложение... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов по ведению, пожалуйста. Потом Малышкин, и голосуем. Всё. Только по ведению прошу, без... ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Абсолютно по ведению. В связи с выступлением Владимира Вольфовича в отношении КПСС я хотел бы сказать, что ЛДПР порождено КГБ, а КГБ порождено КПСС. Тем самым... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё ясно, Сергей Алексеевич. Пожалуйста, Малышкин. Только прошу: по ведению по законопроекту. МАЛЫШКИН О. А. По законопроекту и по ведению... Ну, вы друг друга попродавали, а виноват Жириновский! Ничего не пойму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это опять не по ведению. МАЛЫШКИН О. А. Попродавали друг друга - виноват Жириновский!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, обменялись уже... Ещё можно после окончания заседания поговорить. Друг друга знают по двадцать лет... Уважаемые коллеги, давайте выступать по законопроекту. У докладчика есть заключительное слово? Есть. Пожалуйста. Это по Регламенту. Пожалуйста. А у содокладчика нет, так я понимаю. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово, хорошо. Пожалуйста, Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Уважаемые коллеги, во-первых, я благодарен выступавшим за то, что они ушли от чисто технических деталей и гораздо глубже копнули тему законопроекта. Во-вторых, я тоже постараюсь быть конструктивным и начну с того, что приглашаю Владимира Вольфовича на демонстрации, о которых он с такой ностальгией и радостью вспоминал. И даже обязуюсь постараться обеспечить безопасность его личности, дабы его не закидали там чем-нибудь простые и непородистые... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Аркадьевич, ну вы-то давайте по законопроекту! Вы опять к Владимиру Вольфовичу... Пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А. А по законопроекту я должен ответить на вопросы всё-таки сущностные, а именно вопросы революции. Если бы Владимир Вольфович и другие господа читали словари не современные, а общепризнанные в мире, они бы убедились, что революция - это не просто пиф-паф, а это смена одной общественно-политической формации на другую, причём более прогрессивную. Почему же против того, чтобы двигаться к более прогрессивному, Владимир Вольфович тут возражает и кричит: "Закрыть надо! Не пустить!"? Та же самая погода, например, на которую он ссылался, ещё и ещё раз доказывает: не может современный капитализм в мировом масштабе обеспечить нормальное, уверенное развитие цивилизации. Не может! Не может, вот вам факт. Думать надо, куда идти. И то общество, которое предусмотрено теорией коммунизма, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, чем вас не устраивает, Владимир Вольфович? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТЮЛЬКИН В. А. Его не устраивает, он тут не раз выступал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Аркадьевич, дорогой, ну давайте по законопроекту! ТЮЛЬКИН В. А. Вы позвольте, я буду выступать так, как считаю необходимым! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну... ТЮЛЬКИН В. А. А насчёт замечаний, потренируйтесь на Владимире Вольфовиче, когда он сюда выйдет. А я пока выступлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я на всех буду тренироваться. Пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А. И ещё, справедливости ради, Владимир Вольфович. Я согласен с тем, что из КПСС вышло много всякого разного, в том числе сидящего в этом зале. Вот лично я был членом ЦК. Я из Ленинграда редко приезжал, может раз в два месяца, в ЦК сюда, но каждый раз, когда я сюда в ЦК приезжал, я в буфете ЦК встречал Владимира Вольфовича. Поэтому, если... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас что, вечер воспоминаний? Ну давайте... ТЮЛЬКИН В. А. ...если все вышли из КПСС, то ЛДПР вышла из буфета ЦК КПСС. Не знаю, что лучше, уважаемые господа и товарищи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Аркадьевич, я серьёзно вам говорю. ТЮЛЬКИН В. А. И я серьёзно. У меня ещё семь минут и три секунды, поэтому, разрешите, я буду продолжать. А теперь по существу, и прежде всего от монитора... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет, не от монитора. Это заключительное слово, совсем другой регламент. Пожалуйста, говорите, скоро закончится время. ТЮЛЬКИН В. А. Отвечая товарищу Багишаеву, я сказал бы, что страшно далёк он от народа и ничего не знает, что делается в жизни-то, если бы не догадывался, что всё-таки он выполняет другую функцию, другой заказ. Игра вокруг слов "проверка" или "знакомиться" - она, вообще-то, не стоит внимания. Я согласен, давайте напишем "знакомиться". Давайте. Ну я за, давайте. Где Зайнулла Абдулгалимович, где он? Давайте пропишем. Но ведь сейчас же процедура знакомства мы вам рассказали во что выливается: год длится, судебные эксперты подключаются, милицию отвлекают от важных дел - борьбы с преступностью и чёрт его знает с чем, она ходит проверяет квартиры, фамилии и ещё что-то где-то. И просим-то мы, вернее, предлагаем только одно: списки живых людей - пятьдесят пять тысяч - давай каждого проверять вживую. Не какими-то, чёрт его знает какими, методами, а вживую. Мы готовы отвечать за своих. В том числе ответим, есть они у нас или нет. Поэтому какие бы вы ни приводили доводы, в том числе ваш тезис о том, что надо руководствоваться ознакомлением, а не проверкой, как вы говорите, общая концепция (пример мы уже имеем, я его приводил здесь), общая концепция - разгрести мусор, как они считают, оставить только себя. Владимир Вольфович говорит: "Надо ещё четырнадцать закрыть". Владимир Вольфович, вас, кстати, не оставят. Пройдёт ещё какой-то срок - всё, выполнили вы свою функцию на историческом этапе, до свидания, почётная пенсия... Ну, наверное, барахлишко не будут отнимать в знак заслуг - работайте, живите... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Аркадьевич! ТЮЛЬКИН В. А. А я всё-таки призываю думать о будущем, поэтому прошу - ну, поддерживать, наверное, вряд ли я уговорю всех, а хотя бы задуматься, особенно комитет, особенно председателя комитета, который знает, о чём идёт речь, и чувствует себя неловко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Аркадьевич. Багишаев, пожалуйста, заключительное слово. БАГИШАЕВ З. А. Спасибо, Виктор Аркадьевич. Владимир Вольфович, Владимир Вольфович, я хотел бы вот к вам обратиться. Владимир Вольфович, секунду! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАГИШАЕВ З. А. Да подождите! Владимир Вольфович, я хотел бы обратиться к вам. Вот как вы думаете: на одну Россию трёх коммунистических партий не многовато ли? Вот они между собой никак не могут договориться, для того чтобы принять какую-то согласованную позицию, а здесь пытаются нас учить, как и что тут нужно делать. Будет так, как вот решит законодатель, и именно сейчас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, уважаемые коллеги, голосуем. У представителей правительства и президента нет желания выступить, я так понимаю. Кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Включите режим голосования. Вообще, интересно здесь у нас. Вот я соскучился, улетал далеко так, 9 тысяч километров на вертолёте мы пролетели. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 30 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 315369-4 "О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона "О политических партиях" (по вопросу о представлении руководящему органу партии итогов проверки документов партии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункты 26 и 27. Мне сообщили, что отсутствует Виктор Аркадьевич Тюлькин. В следующий раз законопроекты мы рассмотрим без его участия.
Заседание № 204
О проекте федерального закона № 315369-4 "О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона "О политических партиях" (по вопросу о представлении руководящему органу партии итогов проверки документов партии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Я прошу перенести вопросы 24 и 25 на более поздний срок в связи с отсутствием докладчика - депутата Тюлькина.
Депутат Локоть предлагает снять с повестки дня пункт 24 и... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, секундочку. Депутат Багишаев, у вас по этому выступлению? Пожалуйста, депутату Багишаеву включите микрофон в связи с предложением депутата Гостева. БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, два этих вопроса, 24-й и 25-й, мы четыре раза выносили на пленарные заседания и по разным причинам откладывали. Сегодня внесли пятый раз. Я не знаю, что мешает депутату Тюлькину, автору двух поправок в закон, присутствовать на пленарном заседании, он с этим своим вопросом не обращался в Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, и нет его письменного заявления в регламентной группе. Я прошу оставить вопросы, а по докладчику определимся в ходе рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста, ваше предложение уточните. Вот депутат Багишаев от имени комитета говорит, что никаких предложений от депутата Тюлькина по этому вопросу не поступало. И вчера мы этот вопрос рассматривали, да, на Совете Государственной Думы. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, ни разу не откладывалось рассмотрение этого вопроса по вине докладчика. Сегодня Тюлькин позвонил, у него несчастье в семье, у него умер родственник, он отсутствует по уважительной причине и просил перенести слушание этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я слышу мнение председателя комитета Попова, что действительно в связи с личной трагедией депутата принять к сведению заявление депутата Локотя и снять с повестки дня два вопроса - 24-й и 25-й. Снимаются возражения? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон депутату Попову включите. От комитета официальную позицию дайте, потому что депутат Багишаев настаивает. Пожалуйста, официальная позиция председателя комитета. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Я предлагаю всем депутатам согласиться с предложением уважаемого коллеги Локотя и перенести 24-й и 25-й вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть другие точки зрения? На следующее заседание, на среду переносим. Принимается без голосования, поскольку возражений нет. Депутат Багишаев предлагает на Совете обсудить возможность рассмотрения данного вопроса на следующем заседании. Доведите до сведения депутата Тюлькина.