Заседание № 197

26.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 315203-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (о праве граждан на оппозиционную деятельность).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6347 по 6565 из 8600
И переходим к пункту 33. О проекте федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О политических партиях". Докладывает депутат               
Государственной Думы Вадим Георгиевич Соловьёв.                                 
                                                                                
Напоминаю, что у нас осталось шестнадцать минут до начала "часа голосования".   
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Во вторник,   
накануне встречи с лидерами парламентских партий, Дмитрий Анатольевич           
Медведев выступил с заявлением, в котором затронул вопросы государственного и   
партийного строительства. Так, Президент Российской Федерации отметил, что с    
определённого периода в нашей политической жизни стали проявляться симптомы     
застоя - возникла угроза превращения стабильности в стагнацию, а такой застой   
одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиции, и вот почему.       
Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе, она          
деградирует, но, если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть,   
она "бронзовеет" и в конечном счёте тоже деградирует, как и любой живой         
организм, который остался без движения.                                         
                                                                                
С этими словами Президента Российской Федерации нам, представителям             
оппозиции, трудно не согласиться, так как мы хорошо знаем, что нынешняя         
избирательная система построена таким образом, что по соответствующей команде   
она способна обеспечить партии власти результат в 110 процентов, о чём          
постоянно свидетельствуют выборы в Туве, Дагестане, Ингушетии, Мордовии и в     
целом ряде других субъектов Российской Федерации.                               
                                                                                
Кто и зачем создал эту систему, думаю, никому из присутствующих в этом зале     
объяснять не нужно. Поэтому с целью оздоровления российской политической        
системы мы, депутаты фракции КПРФ Зюганов, Мельников, Решульский, Куликов,      
Соловьёв, и предлагаем на ваше рассмотрение проект федерального закона "О       
внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", который        
приводит преамбулу Федерального закона "О политических партиях" в               
соответствие с положениями статьи 13 Конституции, согласно которой в            
Российской Федерации признаётся идеологическое и политическое многообразие.     
                                                                                
Законопроект также раскрывает основное содержание права на оппозиционную        
деятельность как права на разработку, распространение и реализацию законными    
способами положений и документов, предлагающих альтернативные основные          
направления внутренней и внешней политики государства, пути и средства          
решения политических, экономических и социальных вопросов. Участие граждан в    
оппозиционной деятельности предлагается осуществлять исключительно через        
политические партии, одной из основных целей которых является выражение         
мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до   
сведения широкой общественности и органов государственной власти.               
                                                                                
Законопроект содержит бланкетную норму, предусматривающую принятие              
федерального закона об основных гарантиях оппозиционной деятельности в          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, согласно Конституции Российская Федерация является           
правовым демократическим государством, которым признаётся политический          
плюрализм и идеологическое многообразие. Демократия, как отмечается во          
Всеобщей декларации прав человека, основана на праве каждого принимать          
участие в управлении государственными делами, поэтому она требует наличия       
представительных институтов на всех уровнях, в частности парламента, в          
котором представлены все слои общества и который обладает необходимыми          
полномочиями, в том числе по осуществлению надзора за деятельностью             
правительства.                                                                  
                                                                                
Наличие политической оппозиции в парламенте и за его пределами является         
важнейшим компонентом нормально функционирующей демократии. При этом            
важнейшим условием её функционирования является создание благоприятной          
правовой базы, позволяющей ей выполнять свои функции на равных условиях с       
партией власти. К сожалению, по нашему мнению, в Российской Федерации такая     
правовая база сформирована в недостаточном объёме. Так, например, по            
имеющейся у нас информации, в семидесяти двух субъектах Российской Федерации    
представителям оппозиции отказано в предоставлении освобождённых депутатских    
мест в региональных парламентах, а также во включении её представителей в их    
руководящие органы.                                                             
                                                                                
В конце октября Конституционный Суд Российской Федерации удовлетворил жалобу    
депутата-коммуниста Алтайского краевого Законодательного Собрания Игоря         
Вольфсона, которому представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" в очередной раз отказали в    
переходе на профессиональную работу, и это в условиях наличия в краевом         
парламенте двух освобождённых депутатских вакансий.                             
                                                                                
Несмотря на наличие Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и     
статусе депутата Государственной Думы...", только за последние два года к       
материальной ответственности по искам представителей партии власти были         
привлечены лидеры оппозиции: Зюганов - по иску Тулеева на 900 тысяч рублей,     
Рашкин - по иску Володина на 1 миллион рублей, Нина Александровна Останина -    
по искам администрации Кемеровской области и господина Володина на 640 тысяч    
рублей и так далее. За что? За то, что они, реализуя своё конституционное       
право, подвергли критике их деятельность. Целый день, даже несколько дней,      
банк ВТБ считал представленные Валерием Фёдоровичем Рашкиным 60 килограммов     
рублей и копеек, собранные сторонниками КПРФ в счёт исполнения судебного        
решения в пользу господина Володина.                                            
                                                                                
Не могу в своём выступлении не затронуть и вопрос отсутствия равных условий     
для оппозиции при формировании избирательных комиссий, руководство которых      
сегодня на 97 процентов состоит из представителей партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". О     
каких честных выборах в этой ситуации может идти речь! Не выдерживает никакой   
критики и перекос в средствах массовой информации в пользу освещения            
избирательной кампании партии власти во время проведения выборов, особенно на   
федеральных телеканалах. Именно эта ситуация привела к тому, что КПРФ и         
политическая партия "ЯБЛОКО" были вынуждены обжаловать результаты выборов       
депутатов Государственной Думы четвёртого созыва в Европейский Суд по правам    
человека, который, по поступившей к нам информации, начнёт рассмотрение этой    
жалобы в феврале 2011 года.                                                     
                                                                                
Важнейшим условием деятельности оппозиции, предусмотренным резолюцией ПАСЕ      
1601 "Процедурные рекомендации относительно прав и обязанностей оппозиции в     
демократическом парламенте", является возможность оппозиции обращаться в        
конституционный суд и требовать проведения анализа принятых законов на          
предмет соответствия конституции. Формально такая норма имеется и в нашем       
законодательстве, однако для её реализации на практике требуются подписи        
девяноста депутатов, что реально лишает оппозицию такой возможности. Эти и      
подобные им примеры наглядно свидетельствуют об отсутствии в нашей стране       
общепризнанных прав и условий, обеспечивающих эффективную деятельность          
оппозиции, что ведёт к загниванию, застою в нашей общественно-политической      
жизни.                                                                          
                                                                                
В связи с вышеизложенным авторы законопроекта и фракция КПРФ считают            
необходимым его принять - это будет первым шагом на пути создания гарантий      
деятельности политической оппозиции - и призывают депутатов его поддержать.     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад от комитета делает Сергей Александрович Марков.                        
                                                                                
МАРКОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, права       
оппозиции должны быть защищены в любом обществе, и, как вы знаете, они          
защищены нашей Конституцией. Наши коллеги из Коммунистической партии уже        
озвучивали подобного рода инициативы, даже вносили в Государственную Думу       
законопроект "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской      
Федерации". Однако эта законодательная инициатива не была поддержана. Почему,   
чем руководствовались депутаты Государственной Думы предыдущего созыва, когда   
не поддержали эту инициативу? Аргументы большинства депутатов были уже тогда    
просты и понятны, но приходится их повторять.                                   
                                                                                
Дело в том, что часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации признаёт     
идеологическое многообразие, а часть 3 признаёт также политическое              
многообразие, многопартийность. Коллеги, это уже всё есть, всем понятно, что    
основной закон страны имеет высшую юридическую силу. Кроме того, в законе "О    
политических партиях" записано, что партия имеет право пропагандировать свои    
идеологию, цели и задачи, тем самым опять признаётся идеологическое             
разнообразие. Статья 13 Конституции гарантирует и оппозиционную деятельность,   
потому что часть 2 этой статьи прямо указывает, что никакая идеология не        
может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Дело в       
том, что существует и ряд других законов. В законе "О политических партиях",    
в который недавно были внесены поправки, закреплено право политических партий   
свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать       
свои цели и задачи. Это же указано и в законе "Об общественных объединениях",   
где общественным объединениям предоставляется возможность пропагандировать      
свою деятельность. Это же указано в Законе Российской Федерации "О средствах    
массовой информации", в Федеральном законе "О гарантиях равенства               
парламентских партий при освещении их деятельности государственными             
общедоступными телеканалами и радиоканалами", который, как вы знаете, был       
принят по инициативе президента. Также по инициативе президента был принят      
закон, который даёт возможность непарламентским партиям, а значит, по           
определению, оппозиционным партиям, использовать в том числе трибуну            
Государственной Думы для высказывания своих идей по ключевым проблемам          
развития страны. И как вы знаете, видимо, 10 декабря мы будем заслушивать в     
этом зале представителей партий, которые не вошли в парламент. Таким образом,   
возможность оппозиционной деятельности полностью защищена неоднократно - и в    
Конституции Российской Федерации, и в многочисленных законах.                   
                                                                                
В этой связи вызывает даже некоторое недоумение интерес абсолютно везде, так    
сказать, пихнуть лишний раз понятие "оппозиционная деятельность". Зачем?        
Коллеги, ну давайте мы и в предыдущие законы - в закон о пособиях для детей,    
в закон о поддержке научно-технической деятельности, в закон о политической     
деятельности - тоже запишем гарантии оппозиционной деятельности. Дело же не в   
этом, дело, так сказать, в том, что законодательно это полностью обеспечено и   
наша задача, скорее, практику правоприменения полностью привести в              
соответствие с законами.                                                        
                                                                                
Наш коллега Вадим Георгиевич упомянул президента, сослался на него. Вадим       
Георгиевич, вы прямо противоречите президенту, прямо бросаете ему вызов.        
Президент недавно в видеообращении заявил о том, что по его предложению был     
направлен пакет законопроектов, которые расширяют возможности для               
деятельности оппозиции, в частности политических партий. И мы, прежде всего     
голосами парламентского большинства - "ЕДИНОЙ РОССИИ", приняли эти              
законопроекты президента, приняли их вопреки мнению оппозиции. Вы тогда были    
против мнения президента, вы и сейчас здесь пытаетесь нам доказать, что         
президентские законопроекты ничего не улучшили, ничего не дали. Это неправда,   
это неправда! И при этом вы пытаетесь прикрыться мнением президента. Коллеги,   
вы либо тогда за президента, либо сейчас - вы определитесь, нельзя быть         
одновременно и за, и против. Таким образом... (Шум в зале.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, когда вы выкрикиваете с места, вы                
демонстрируете свою слабость. Спокойно, мужества побольше и держите удар.       
                                                                                
МАРКОВ С. А. Кроме того, принятые предложения в закон "О политических           
партиях", наоборот, сужают возможности оппозиционной политической               
деятельности, потому что в наших законах и Конституции, по сути дела, право     
оппозиционной деятельности признаётся и за общественными движениями также.      
Когда политическая партия пытается только себе присвоить право на оппозицию,    
она тем самым лишает права на оппозиционную политическую деятельность           
многочисленные... миллионы людей, действующих в рамках гражданского общества    
неправительственного сектора, и тем самым подрывается возможность               
общественной активности. Кроме того, известно, что право оппозиционной          
деятельности не определено в законе, и в этом смысле создаётся                  
неопределённость, на что неоднократно указывалось Конституционным Судом.        
Кроме того, некоторые юридические коллизии возникают ещё и в связи с тем, что   
это право является конституционным как бы по своей природе, а наши коллеги      
предлагают запихнуть его в преамбулу закона.                                    
                                                                                
Таким образом, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений   
и религиозных организаций не поддерживает концепцию данного законопроекта,      
считает, что она является непродуманной, недостаточно системно обоснованной.    
Вы хорошо видели, что наш коллега, который представлял законопроект,            
предыдущее выступление, не столько говорил о законопроекте, сколько говорил     
обо всём вообще, и так далее. Мы можем понять желание оппозиции критиковать,    
это законное право. У Компартии в полной мере есть возможность выйти на         
трибуну и, оттолкнувшись от этого законопроекта, критиковать всё что угодно,    
но это одновременно характеризует слабость этого законопроекта, который не      
является в достаточной степени системно обоснованным. Поэтому мы не             
поддерживаем его и предлагаем отклонить в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
Спасибо и Компартии за активную оппозиционную деятельность.                     
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Б. В. Грызлов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7268 по 7704 из 8600
Думаю, что надо завершить рассмотрение вопроса, который мы начали               
рассматривать, это вопрос 33, и потом уже перейти к протокольным поручениям.    
Доклад и содоклад мы выслушали. Есть ли необходимость задать вопросы по         
пункту 33 порядка работы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
Локоть А. Е. Уважаемый Сергей Александрович, честно говоря, ни из доклада, ни   
из записки я не понял и прошу разъяснить... Основная причина, по которой        
комитет не поддерживает данный законопроект, звучит таким образом: понятие      
оппозиционной деятельности сегодня не разъяснено в законодательстве             
Российской Федерации. Написано буквально следующее: понятие "оппозиционная      
деятельность" не определено ни в законопроекте, ни в законодательстве           
Российской Федерации. Значит ли это, что де-юре оппозиционных партий не может   
быть в Российской Федерации, или, если они есть, они не имеют права на свою     
деятельность?                                                                   
                                                                                
Председательствующий. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
Включите микрофон Маркову Сергею Александровичу на рабочем месте.               
                                                                                
Марков С. А. Конечно, не значит. Оппозиционная деятельность полностью           
поддерживается Конституцией Российской Федерации, оппозиционные политические    
партии могут выражать своё мнение. Но речь идёт о том, что российской           
Конституцией, существующими законами полностью гарантировано право любой        
политической партии высказывать любые свои взгляды, если они соответствуют      
закону и Конституцией не ограничиваются, в том числе, естественно, и            
оппозиционные.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Александрович, а вы знакомы с заключением вашего комитета,     
где написано о том, о чём говорил Анатолий Евгеньевич?                          
                                                                                
И второе. Могли бы вы привести пример того, что, скажем, в какой-либо из        
стран "семёрки" комиссия составлена по принципу однопартийности?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Маркову.                                
                                                                                
Марков С. А. Коллеги, естественно, я более чем знаком с этим текстом,           
поскольку мы работали над ним достаточно долгое время, он раньше должен был     
обсуждаться, но по каким-то причинам не обсуждался. Повторяю, у нас на          
рабочем столе этот законопроект достаточно долго находится, и мы все очень      
хорошо знакомы с его рекомендациями.                                            
                                                                                
Что касается стран "большой семёрки", там существует огромное количество        
самых разных комиссий, там существуют самые разные политические партии и        
движения. Естественно, они практически всегда представлены, как и у нас.        
Совсем недавно у нас работала спецкомиссия, и, как вы знаете, туда вошли        
представители и других партий, а не только "ЕДИНОЙ РОССИИ".                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
Романов В. С. Вопрос к депутату Маркову. Просьба, если владеете информацией,    
прокомментируйте ситуацию с оппозицией в Великобритании, стране долгой          
буржуазной демократии с устойчивыми традициями. Нам говорят, что лидеры         
оппозиции там получают пакет документов, тот, который везут премьеру. Неужели   
в Великобритании без закона об оппозиции такие процессы регулируют?             
                                                                                
А для комментария по России вот такой штрих: мне пятнадцать лет газета          
самарской областной администрации "Волжская коммуна" не даёт строчки            
напечатать. Вот вам и оппозиция!                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марков.                                       
                                                                                
Марков С. А. Коллеги, конечно, это выходит за пределы законопроекта, но         
должен сказать, что в таких системах, как в Великобритании и Соединённых        
Штатах Америки, сложилась другая традиция. Дело в том, что там на протяжении    
многих лет было только две партии, остальные все фактически были отсечены от    
участия в управлении. Я вам скажу прямо, что в британском и американском        
парламентах на протяжении десятилетий даже туалеты различались, там было два    
варианта: один - для партии правящей, другой - для оппозиционной, и только      
недавно там появились женские туалеты. Понимаете? Это не соответствует нашей    
традиции, у нас другая традиция, мы по-другому работаем.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич.                                 
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Сергей Александрович, в пояснительной записке сказано, что       
участие граждан в оппозиционной деятельности предполагается исключительно       
через политические партии. На ваш взгляд, не является ли это сужением прав      
граждан?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
МАРКОВ С. А. Да, без сомнения, предложение в данном случае автора               
законопроекта о том, что оппозиционная деятельность осуществляется именно       
через политические партии, - и предлагается эта поправка именно в закон "О      
политических партиях" - сужает возможность выражения оппозиционных взглядов.    
Мы уже говорили о том, что наши коллеги из Коммунистической партии, видимо,     
забыли, что кроме партий есть ещё и огромное количество                         
общественно-политических движений, которые также имеют право на свою            
собственную позицию, в том числе на критическую позицию по отношению к          
действующей исполнительной власти.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к депутату Маркову.                                
                                                                                
Безусловно, сфера деятельности оппозиции очень широка и охватывает большое      
количество вопросов, и, если бы это был единый закон, было бы, конечно,         
удобнее. Но тем не менее мы понимаем, что в этом зале закон такой принят не     
будет, касаются эти вопросы не только возможности выступать, но и возможности   
наказывать тех, кто у власти, за фальсификации и прочее.                        
                                                                                
Вопрос у меня самый простой. Вы, когда выступали, всё время обращались к нам,   
к Компартии. Согласны ли вы с нами, что у нас сегодня в стране единственная     
оппозиционная партия - КПРФ?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Маркову микрофон.                                
                                                                                
МАРКОВ С. А. Вы знаете, я полагаю, что зал пленарных заседаний                  
Государственной Думы - это не место для политологических оценок. У нас есть     
другие возможности, ресурсы. Я с удовольствием в других форматах дам вам        
полный ответ о степени оппозиционности различных политических партий. Кстати    
сказать, я его уже неоднократно давал.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня для начала будет вопрос к нашим братьям по оружию. Мы из      
чувства солидарности ваш законопроект поддержим, но хотелось бы, чтобы вы       
объяснили, что практически он даст оппозиционным партиям, а это - я полагаю,    
вы согласитесь - не только КПРФ.                                                
                                                                                
Второй вопрос, к коллеге Маркову. Не находите ли вы, что есть ряд вещей,        
которые требуется корректировать в законодательстве, не только то, что мы       
сейчас обсуждаем, может быть? Ну, например, в рамках равного доступа партий в   
эфир на региональном уровне определить минимальный объём этого эфира, потому    
что по пятнадцать секунд на каждую партию - это, согласитесь, тоже равный       
доступ.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон братьям по оружию. Другой формулировки я не слышал.           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но получается, что нет братьев по оружию.                 
                                                                                
Тогда Маркову включите микрофон.                                                
                                                                                
МАРКОВ С. А. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Уважаемый коллега, я полагаю, что доступ к средствам массовой информации        
должен быть детализирован в той мере, в какой практика правоприменения          
докажет неэффективность тех законов, которые работают. Мне уже неоднократно     
приходилось говорить о том, что законы являются работающими ещё и в том         
случае, если они достаточно просты, понятны. Ряд парламентов стран Евросоюза    
уже начали создавать комиссии по упрощению законодательства, поскольку они      
накопили такие сложные системы, с которыми люди зачастую не могут справиться.   
Поэтому, если мы увидим, что практика правоприменения нынешнего закона выявит   
какие-то сложности, ущербность, возможно, нужно пойти по пути детализации. Но   
мне представляется, что нынешний закон, принятый прежде всего "ЕДИНОЙ           
РОССИЕЙ", большинством Государственной Думы, в редакции, предложенной           
президентом, пока должен пройти обкатку, как говорится. Мне кажется, пока       
такого рода противоречий и проблем не обнаружилось, поправок никаких делать     
не надо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна.                              
                                                                                
АПАРИНА А. В. Сергей Александрович, вы должны были выступать как содокладчик,   
но вы выступали в роли отчитывающего коммунистов и употребляли такие            
выражения... Я как к юристу к вам обращаюсь: разъясните, что это такое, какое   
отношение имеют к законопроекту, с содокладом по которому вы выступали, такие   
слова, как "запихнуть", "пихнуть", - что здесь имелось в виду? Это первое.      
                                                                                
Второе. Вот вы много об оппозиции говорили, поясните, как юрист, что имел в     
виду президент, когда говорил, выступая три-четыре дня назад, - я, может        
быть, это просмотрела - о том, чего удалось добиться в интересах оппозиции, и   
о том, что якобы чуть ли не системная ротация идёт в законодательных            
(представительных) органах и из других партий предлагается создать              
руководящее ядро. Может быть, это всё просто неизвестно нам. Вы член "ЕДИНОЙ    
РОССИИ", там, где руководит "ЕДИНАЯ РОССИЯ"... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марков Сергей Александрович.                  
                                                                                
МАРКОВ С. А. Уважаемые коллеги, прежде всего я имел в виду то, что              
предложения, которые были озвучены президентом на протяжении 2009-2010 годов,   
так скажем, об уточнении развития российской политической системы, были         
направлены на то, чтобы она функционировала более эффективно, и в том числе     
на то, чтобы были созданы лучшие возможности для политических партий. Эти       
законы, как вы знаете, были приняты прежде всего благодаря парламентскому       
большинству, в том числе "ЕДИНОЙ РОССИИ". И мне казалось тогда странным то,     
что одновременно звучали отсылки к президенту, к его мнению, которое            
представляла тогда оппозиция, и при этом они всегда голосовали против этих      
законопроектов, которые, собственно говоря, были предложены президентом. Вот    
такая дисфункция политической активности, конечно, вызывает некоторое           
недоумение.                                                                     
                                                                                
А что касается лексики, то она, насколько я понял из вашей цитаты, была         
полностью литературной и достаточно образной.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Шеин Олег Васильевич.                        
                                                                                
ШЕИН О. В. Да, я по ведению.                                                    
                                                                                
Приятно, вместо слова "запихнуть" вы употребляете теперь слово "дисфункция".    
Просто хотел бы отметить, коллега Марков, что не только "ЕДИНАЯ РОССИЯ"         
голосовала за законопроекты президента - мы их тоже поддерживали. Я просто      
просил бы вас учесть это в дальнейшем. Давайте не будем здесь делить друг       
друга.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить у представителей          
фракций? Вижу: Иванов Сергей Владимирович, Москалец Александр Петрович и Шеин   
Олег Васильевич.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович.                                       
                                                                                
Вы знаете, данный законопроект, он довольно интересный. Нам вот содокладчик     
говорит: ну, а что же вы тут хотите, в принципе всё уже есть, всё уже           
продекларировано, записано - вы имеете право делать всё, что сказано в          
Конституции. Как тут не вспомнить замечательного руководителя кооператива из    
фильма "Гараж", который говорил: уж что-что, а право-то вы имеете. А как        
воплотить это право? Если действительно всё есть, то почему бы не дополнить     
преамбулу, как предлагают авторы, и всё было бы нормально? Нет, тут самое       
главное-то в другом. Самое главное заключается в том, что если мы вот это       
примем, то тогда уже на основании этого мы будем иметь право на реализацию и    
распространение не противоречащими закону способами положений документов,       
предлагающих альтернативные основные направления внутренней и внешней           
политики, - вот это и есть самое главное. На деле-то вроде бы как есть, но      
такие инструкции, которые сейчас существуют, эти права абсолютно нивелируют,    
и для того чтобы провести - как вот мы недавно в законопроекте писали -         
какой-то незначительный митинг или пикет, нужно собрать кучу согласований, и    
вам это всё равно запретят под разными предлогами. Кстати, вы знаете, у нас     
опять же в Курске ещё один интересный случай был: чтобы запретить проводить     
все общественно-политические мероприятия на Красной площади - у нас тоже        
такая есть, - Красную площадь объявили ни много ни мало заповедником.           
Интересно, какие звери там обитают, в этом заповеднике? Это не шутка, есть      
официальный документ.                                                           
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, я думаю, что не стоит так легковесно относиться к   
данному законопроекту. В конце концов, мы все грешим только одним: мы вроде     
бы как представлены в парламенте, но вот именно что только представлены. И      
хорошо ещё, что буква "д" в этом слове сохранилась, а то если она оттуда        
пропадёт, то всё будет как в одном известном произведении: преставились наши    
оппозиционные партии. Вот чтобы этого не случилось, давайте всё-таки дадим      
возможность и выступать, и распространять, и вести агитационную деятельность,   
как нам хочется, не противореча закону и не мешая никому. Вы даже этого         
сделать не хотите, и это, наверное, самая большая наша беда: мы тему            
какую-нибудь поднимем, продекларируем её, а дальше-то дело не двигается,        
поэтому у нас ни президентские, ни премьерские поручения, не говоря уже о       
госдумовских запросах, не исполняются. Вот как в "Прожекторе перестройки"       
раньше было: проблему осветили и благополучно про неё забыли, а она как была,   
так и осталась.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалец Александр Петрович, пожалуйста.                  
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я решил выступить больше всего из-за того,    
что Локоть Анатолий Евгеньевич, наш коллега, попросил, так сказать, раскрыть,   
развернуть ситуацию, разъяснить её. Так вот, уважаемые коллеги, к сожалению,    
авторы неверно указывают, что законопроект приводит некоторые положения         
Федерального закона "О политических партиях" в соответствие с положениями       
статьи 13 Конституции. Ошибка, в частности, состоит в том, что признавать       
политическое многообразие и обеспечивать и развивать его - это несколько        
разные вещи, а основной тезис проекта закона как раз звучит как некая           
гарантия оппозиционной деятельности, и даже предлагается принять закон об       
основных гарантиях такой деятельности. Но, уважаемые коллеги, всё-таки          
Конституцию нужно изучать в режиме взаимодействия норм. И если есть указание    
в пояснительной записке на часть 1 статьи 13, то почему тогда забыли про        
часть 4 этой же статьи, где указывается, что общественные объединения равны     
перед законом и, таким образом, так называемая оппозиция никакими               
преимуществами - имеются в виду правовые - не обладает?                         
                                                                                
Авторы законопроекта забыли и о том, что подвергать сомнению порядок, в         
соответствии с которым организовано государство, и можно, и допустимо, но       
только при обязательном соблюдении условий, при которых не наносится ущерб      
самому государству. Да и вообще, когда звучит слово "оппозиция", то почему-то   
слышится слово "противостояние", хотя режим политического многообразия на       
самом деле должен содействовать процессу волеизъявления народа, то есть         
политическое многообразие - это должен быть позитив, направленный на            
самоорганизацию и саморазвитие общества, так как политические партии должны     
являться, так сказать, институтом функционирования демократии, но только в      
рамках правового государства. А чтобы обеспечить соблюдение рамок правового     
государства, мы не должны искажать само понимание и сущность права на           
объединение в политические партии, и поэтому как ограничения, так и             
преференции для них должны строго следовать духу и букве Конституции, о чём,    
вообще-то, ясно говорил содокладчик от комитета. И ведь Конституция сама по     
себе, как известно, является продуктом общего согласия всех групп населения,    
и нарушать это состояние, нам кажется, абсолютно нецелесообразно.               
                                                                                
И вот с учётом этого мы, конечно, поддерживаем мнение Комитета по делам         
общественных объединений и религиозных организаций об отклонении данного        
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Сегодня здесь был проголосован закон по митингам, против которого    
голосовали все три иные фракции, кроме самой большой. Между тем, этот закон     
объективно и очевидно регулирует именно права и интересы оппозиции в нашей      
стране. И мне кажется, после таких голосований говорить о том, что у нас идут   
навстречу оппозиции, нельзя. Не случайно поэтому в зарубежных парламентах       
есть практика, когда по определённого рода категории вопросов парламентское     
большинство, представляющее только одну партию, обязательно должно получить     
поддержку хотя бы ещё одной фракции в этом парламенте, любой, неважно какой     
из иных. Это первое.                                                            
                                                                                
Второе. Я хотел бы обратить внимание, что оппозиция - это не какие-то           
маргиналы. В марте этого года на выборах в региональные парламенты за три       
другие партии голосовали 47 процентов избирателей этих территорий. В октябре    
этого года за три другие партии голосовали 44 процента избирателей,             
проживающих в соответствующих субъектах Федерации. Это чуть меньше половины -   
не намного меньше, но чуть меньше половины. И поэтому, когда в семидесяти       
двух регионах нашей страны ни один представитель иной партии, за вычетом        
партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не имеет возможности занять освобождённую должность в   
парламенте, - это тоже откровенное ограничение возможности нормальной работы    
оппозиции, и в том числе ограничение возможности вести нормальную дискуссию.    
                                                                                
Мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", считаем необходимым... Мы поддержим этот             
законопроект, мы его из солидарности поддержим. Я всё-таки надеюсь, что в       
заключительном слове его авторы нам объяснят, в чём его практическое            
преимущество для нас, я попросил бы коллегу Соловьёва высказаться. Так вот,     
мы считаем необходимым обязательное принятие решения не просто о равном         
доступе партий в эфир (кстати, об этом мы говорили раньше, чем вы, президент    
поддержал нас, а не вас, вы были вынуждены проголосовать за то, о чём сказал    
президент, хотя, может быть, кому-то не хотелось), равный доступ партий в       
эфир должен быть элементарно регламентирован, потому что пятнадцать секунд в    
месяц на партию - это тоже равный доступ, хотя мы понимаем, что какие-то        
партии равнее, чем другие, и сверх этих пятнадцати секунд могут получать        
возможность выступления - как просто депутаты, якобы нефракционные, как мэры    
городов, губернаторы и прочие. Нас, кстати, радует, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на      
мартовских выборах, кажется, от активного применения ресурса губернаторов       
откажется. Хотя я подозреваю, что это решение было вынесено не "ЕДИНОЙ          
РОССИЕЙ". Так вот, возвращаясь к теме равного доступа партий в эфир, мы         
считаем необходимым определить минимальный объём этого эфира и определить       
обязательные дебаты на региональном телевидении, на каналах региональных ГТРК   
по любым темам, корректные, культурные дебаты, с тем чтобы можно было бы        
подтягиваться к истине.                                                         
                                                                                
Мы, конечно, будем ставить вопросы - мы такого рода законопроект вносим, в      
настоящее время готовим его - о том, чтобы при формировании участковых          
избирательных комиссий эти комиссии формировались на равной основе от всех      
партий, можно даже непарламентские пригласить туда, а председатели комиссий -   
да, пусть назначаются вышестоящим избиркомом, это будет, наверное,              
рационально.                                                                    
                                                                                
Возвращаясь к как бы обобщению, хочу сказать следующее. Да, мы поддерживаем     
законопроект в данном случае. Мы совершенно не считаем, что в последние два     
года - хотя действительно было очень много демократических образований по       
инициативе Президента Российской Федерации - смогли снять проблему, связанную   
с действиями и задачами неправящих партий в Российской Федерации, я не хочу     
употреблять слово "оппозиционных" - неправящих партий. Проблемы эти есть,       
проблемы эти серьёзные. Мы понимаем, почему и каким образом у нас подчас        
фальсифицируют выборы, поэтому мы считаем необходимым продолжить это            
демократическое движение. И говорить о том, что нам надо подождать ещё          
чего-то... Не надо нам ничего ждать, мы и так уже дождались до дефицита         
бюджета в 2 триллиона рублей в год, хватит.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента?          
Полномочному представителю правительства? Докладчику с заключительным словом?   
Да. Пожалуйста, включите микрофон Соловьёву Вадиму Георгиевичу.                 
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемый господин председатель, уважаемые коллеги! В ответ на   
аргументы господина Маркова хочу сказать о том, что они не выдерживают          
никакой критики, так как именно в предложенных нами поправках к федеральному    
закону раскрывается содержание понятия оппозиции, а если оно недостаточно       
точно сформулировано, то ничего не стоит его поправить ко второму чтению.       
                                                                                
Не решает вопрос о гарантиях оппозиционной деятельности и действующее           
законодательство, что я подробно, на конкретных примерах показал в своём        
выступлении. Но ещё раз сошлюсь и возьму в качестве примера федеральный закон   
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ибо          
отсутствие в нём гарантий для оппозиционных политических партий приводит к      
тому, что им под разными предлогами отказывается в проведении протестных        
акций. Так, накануне праздника Великого Октября, например, мэрия города Твери   
попыталась отказать коммунистам в проведении праздничной демонстрации и         
митинга под предлогом, что на этот маршрут и на это же время была подана        
аналогичная заявка от трёх граждан, не имеющих никакого отношения ни к          
Компартии Российской Федерации, ни к празднику Великого Октября. Таким, явно    
некорректным, образом Тверская партия власти хотела добиться снятия             
коммунистами выдвинутого ими лозунга: "Губернатора Зеленина - в отставку!" И    
таких примеров отказа оппозиции в проведении протестных акций можно привести    
множество. Вот такие гарантии для оппозиции в сегодняшнем законодательстве.     
Поэтому попытка партии власти уйти от принятия предложенного нами               
законопроекта объясняется, на мой взгляд, отнюдь не его правовыми               
недостатками, а желаниями вопреки мнению Президента Российской Федерации        
установления в России однопартийной системы.                                    
                                                                                
В ответ на вопрос коллеги Шеина я хочу сказать, что даёт эта норма. Она         
представляет собой бланкетную норму, предусматривающую принятие комплексного    
расширенного федерального закона об основных гарантиях оппозиционной            
деятельности в Российской Федерации. Вот что она даёт.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик тоже хочет выступить с заключительным         
словом.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Марков Сергей Александрович.                                        
                                                                                
МАРКОВ С. А. Коллеги, я предельно кратко. Я считаю, что это была серьёзная и    
плодотворная дискуссия, которая действительно выявила слабость законопроекта,   
так что даже от собратьев по оружию последовали недоумённые вопросы о том,      
что же представляет из себя цель этого закона. Мне кажется, что он              
действительно бьёт мимо цели, поскольку права оппозиционной деятельности        
достаточно гарантированы как Конституцией Российской Федерации, так и           
законами, и в том числе теми новыми законами, поправками, которые были          
приняты Государственной Думой по инициативе Президента Российской Федерации     
за последний год. Мы с вами уже поработали над законопроектами, которые         
улучшают возможности оппозиции и гарантируют её права на деятельность.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении проект      
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических   
партиях".                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              138 чел.30,7 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    142 чел.                                          
Не голосовало                 308 чел.68,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.