Заседание № 240
О проекте федерального закона № 315134-4 "О внесении изменения в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за создание препятствий законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Сергея Алексеевича Попова. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству просит принять в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект вчера был доложен вам во втором чтении. Все необходимые экспертизы проведены. Замечаний нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу депутата Попова? Нет. Выносим на "час голосования". Сергей Алексеевич, присаживайтесь.
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение. Включите режим голосования... По мотивам от фракции ЛДПР - депутат Митрофанов. Пожалуйста, включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, речь идёт об ответственности за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Действительно, такую меру надо вводить, надо усиливать ответственность, надо всячески повышать статус уполномоченного по правам человека, и в условиях развитой демократии это постоянно происходит. Но хочу обратить ваше внимание на следующее. Я помню, как боролись за закон "Об Уполномоченном по правам человека...", как в своё время боролись за первого назначенца на эту должность. Столько было политических интриг, стычек здесь, в Думе, и политической борьбы! Мы избрали уполномоченного, и что, заметна его работа? Сейчас мы избрали второго уполномоченного, посла Лукина, я очень хорошо его знаю и очень хорошо к нему отношусь. Он выдающийся дипломат и учёный-эксперт, но это не его работа - быть уполномоченным. Уполномоченным должен быть человек, который постоянно мучает всё общество, постоянно мучает бюрократические организации, привлекает внимание. Он постоянно должен проникать в места исполнения наказаний, он постоянно должен быть на виду, к нему должны идти потоки людей, миллионы людей. В своё время, которое мы критикуем, товарищ Калинин принял до десяти миллионов людей за всю свою деятельность. Посчитали, что за десятилетия работы он лично принял миллионы людей. В Политбюро была договорённость, что по звонку Калинина любой чиновник на местах всегда всё делает, и народ знал: вот есть такой человек, Калинин, попадёшь к нему в Москве (он без записи принимал три раза в неделю, к нему очереди стояли), и он решит вопросы. По его звонку чиновнику говорили: "Выдайте ему паспорт, и всё, хватит проверять его, он потерял паспорт, он был на фронте. Выдайте удостоверение, не трогайте, пропишите" и так далее. Вот это был уполномоченный по правам человека в условиях критикуемого советского времени. А сейчас куда идти человеку, куда идти потерянным людям? Вот такой уполномоченный нам нужен - наделённый силой. По его команде все губернаторы всё делают - на это президент должен им указать, - но это должен быть человек, который в неделю принимает десятки, сотни людей в своей приёмной. Он с ума должен сходить! Он должен ставить острые вопросы, его должны все знать, каждая собака в стране его должна знать. У нас нет такого уполномоченного, к сожалению, нет такого уполномоченного, потому что это ещё и вопрос темперамента, это вопрос жизненной активности и так далее. Вот мы сейчас примем хорошее решение, но у нас нет уполномоченного. Да, у нас будет ответственность, по бумагам - полный ажур, но давайте пройдёмся по... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну всё-таки хотелось бы, чтобы уполномоченный был в здравом уме. Уважаемые депутаты, нет других желающих выступить по мотивам. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 46 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0% Результат: принято Принимается.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 315134-4 "О внесении изменения в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за создание препятствий законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; принят в первом чтении 13 декабря 2006 года с названием "О внесении изменений в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Сергей Алексеевич Попов сделает доклад по данному законопроекту. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, законопроект, предлагаемый вам во втором чтении, касается установления ответственности за неисполнение законных требований уполномоченного по правам человека. Этот законопроект достаточно подробно рассматривался нами в первом чтении, и ко второму чтению от Правительства Российской Федерации поступила одна поправка, которая заключается в том, что нужно писать не "Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации", а "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Комитет с этим абсолютно согласен и благодарит правительство за очень хорошую поправку. Поэтому комитет просит эту поправку поддержать и поддержать законопроект в целом. А поскольку проведена лингвистическая экспертиза, имеется заключение Правового управления, то есть все экспертизы проведены, мы просим одновременно принять законопроект и в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, таблица поправок, рекомендованных к принятию, состоит из шести поправок к тексту. Есть ли вопросы или желание вынести на отдельное голосование? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу поправок, рекомендованных к принятию? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 20 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8% Результат: принято Принято. Прошу проголосовать за данный законопроект во втором чтении. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, отклонённых нет. Таблица одна. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 54 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9% Проголосовало против 13 чел.2,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принимается. Пункт 24, проект федерального закона "Об утверждении..."... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что в третьем? Хорошо. Не возражает Косопкин Александр Сергеевич против принятия законопроекта в третьем чтении? КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Любовь Константиновна, я, вообще-то, всегда возражаю. Просто я не нашёл... Проведены ли все экспертизы? Поэтому, я думаю, ничего страшного, если мы завтра в третьем чтении рассмотрим данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 315134-4 "О внесении изменений в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за создание препятствий законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, есть возможность рассмотреть пункт 12. Это проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Сергея Алексеевича Попова. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, вот вчера у нас был день Конституции, правда, ещё год назад это был праздник, а теперь вот волей "Единой России" он стал только памятным днём, но тем не менее я думаю, что все мы сходимся в том, что требования Конституции нужно выполнять. В том числе нужно выполнять и требования конституционных законов. Так вот, Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" установлено, что за неисполнение законных требований уполномоченного по правам человека должностные лица несут ответственность. Тем не менее на протяжении вот уже нескольких лет, достаточно многих лет, такой ответственности установлено не было. В действующем КоАПе есть ответственность за воспрепятствование деятельности уполномоченного, вмешательство в его деятельность с целью повлиять на его решение, а вот ответственности за неисполнение его законных требований не было. И вот, восполняя этот пробел, мы с Владимиром Николаевичем Плигиным внесли предложение установить ответственность за неисполнение законных требований уполномоченного по правам человека, такую же, между прочим, как и ответственность за неисполнение законных требований палат Федерального Собрания. Мы просим принять законопроект в первом чтении. Законопроект одобрен правительством, пришёл положительный отзыв. От подавляющего большинства органов государственной власти субъектов Российской Федерации пришли положительные заключения, а в тех отрицательных, которые пришли (их там три-четыре или пять), нет мотивов, там так: не поддерживаем. Комитет поддержал, просим поддержать и вас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Есть ли вопросы у депутатов? Нет... Есть один вопрос у Смолина Олега Николаевича. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. У меня не вопрос, я прошу предоставить возможность выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Кто ещё, кроме Олега Николаевича, хотел бы выступить? Никого. Олег Николаевич, пожалуйста. Я прошу уложиться в три минуты. Включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Спасибо большое. Уложусь, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, естественно, я прошу Государственную Думу поддержать законопроект. Тем более приятно то, что и правительство дало на него положительное заключение. Поддержать его нужно по следующим причинам. Мне представляется, что сейчас любые шаги, направленные на развитие и защиту прав человека в Российской Федерации, должны приветствоваться. Я вынужден вам напомнить, уважаемые коллеги, что года три назад в Ульяновской области социологи провели опрос на тему о том, когда права человека были защищены лучше. Оказалось: полагают, что права защищены лучше сейчас, - 2 процента населения; полагают, что они были защищены лучше в последние годы советского периода, - более 50 процентов населения. Это не случайно, поскольку для так называемых простых людей наиболее важными являются не чисто политические права человека, которые, кстати, тоже сейчас не беспроблемные, но прежде всего социальные права. Я вынужден напомнить то, о чём говорил сегодня с утра. Если правительство полагает, что в России только 15 процентов населения относится к бедным, то по международным данным получается практически 53 процента. Я вынужден напомнить, что по такому важнейшему праву, как право на жизнь, ситуация тоже оставляет желать лучшего. И здесь не кто-нибудь, а Михаил Зурабов говорил, что Россия по средней продолжительности жизни женщин занимает девяносто первое место в мире, по средней продолжительности жизни мужчин - сто тридцать шестое место в мире. Я вынужден напомнить, уважаемые коллеги, что и с политическими правами не всё обстоит благополучно. Так, по данным организации "Репортёры без границ", по уровню свободы печати в России за последние пять лет мы никогда не поднимались выше сто двадцать первого места в мире, последние данные - сто сорок седьмое место из ста шестидесяти восьми. И наконец, летом текущего года социологи провели исследование, которое называется "Определение индекса счастья", и страна оказалась на сто шестьдесят седьмом месте в мире. Поэтому, конечно, расширять возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите этих прав - это пусть маленький, но шаг, безусловно, в правильном направлении. Недавно мы отмечали Международный день прав человека - некоторые празднествами, некоторые акциями протеста, сути дела это не меняет. Я думаю, что нам нужно было бы подумать о превращении Международного дня прав человека в праздничный день в Российской Федерации, но это на будущее. А сейчас прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителя президента и представителя правительства? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 04 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.