Заседание № 248
О проекте федерального закона № 315092-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (об исключении неоправданных расходов федерального бюджета и обеспечении интересов обороны страны и безопасности государства в сфере железнодорожного транспорта; принят в первом чтении 23 мая 2003 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единство". Я прошу законопроекты 23 и 24 поставить на 14-е и на 15-е место, после конституционных законопроектов второго чтения. Это законы с поправками Президента, они очень короткие, и я бы попросил пойти навстречу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Коллеги, депутат Рубежанский просил пункты 23 и 24 рассмотреть сразу после пункта 14. У нас после пункта 14 сейчас поставлен пункт 29. Тогда сразу после рассмотрения пункта 29. Законопроекты действительно имеют важное значение, и их необходимо принять в эту сессию. Я думаю, что Рубежанский достаточно серьезно обосновал необходимость принятия данных законопроектов. Мнение комитета по этому вопросу тоже высказано: включить сегодня и рассмотреть сегодня. Они включены, единственное, мы передвигаем их чуть поближе. Кто за предложение депутата Рубежанского, чтобы пункты 23 и 24 рассмотреть после рассмотрения пункта 29, который у нас поставлен под номером 15? Прошу проголосовать. Железнодорожный устав и дополнение в закон о введении в действие части первой Налогового кодекса. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 25 сек.) Проголосовало за 241 чел. 53,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел. 46,4% Результат: принято Принято.
Пётр Николаевич Рубежанский доложит нам также пункт 24 - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Пожалуйста, Пётр Николаевич. РУБЕЖАНСКИЙ П. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет представляет вашему вниманию подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" с новым наименованием "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Изменение названия связано с уточнением содержания первоначального текста законопроекта. Поскольку дополнение в законопроект только одно, это и пришлось отразить в его наименовании. Комитет подготовил ко второму чтению текст законопроекта и таблицы принятых и отклоненных поправок. Эти материалы у вас на руках. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Согласно заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы, по проекту не осталось замечаний. В связи с вышеизложенным Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять указанный проект федерального закона во втором чтении. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1? Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу поправок, рекомендованных к принятию? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 01 сек.) Проголосовало за 322 чел. 71,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел. 28,4% Результат: принято Принимается. Коллеги, кто имеет вопросы по таблице поправок, рекомендованных к отклонению? Таких нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу поправок 2? Статс-секретарь хороший в Министерстве путей сообщения, грамотный, - Анна Григорьевна Белова - умеет договариваться. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 40 сек.) Проголосовало за 321 чел. 71,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел. 28,7% Результат: принято Принимается. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. (Шум в зале.) Вы в Думу-то их не пускаете, а уж в Правительство... помолчали бы, а то мы не знаем, как вы стараетесь ради женщин, чтобы они никуда не попали. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 13 сек.) Проголосовало за 340 чел. 75,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел. 24,4% Результат: принято Коллеги, во втором чтении законопроект принят. Имеется проект постановления о принятии закона в третьем чтении, имеется заключение Правового управления. Александр Алексеевич, нет у вас возражений? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы в рамках "часа голосования" принять данный закон в целом? Прошу проголосовать. Кто без карточки, коллеги? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 57 сек.) Проголосовало за 344 чел. 76,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел. 23,6% Результат: принято Принято. Спасибо, Пётр Николаевич.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 315092-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (об исключении неоправданных расходов федерального бюджета и обеспечении интересов обороны страны и безопасности государства в сфере железнодорожного транспорта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, фиксированное время, вопросы 22 и 23. Один из докладчиков, Пётр Николаевич Рубежанский, предлагает, чтобы докладчики выступали сразу по двум законам - по 22-му и 23-му. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Анна Григорьевна Белова. БЕЛОВА А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра путей сообщения Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! На рассмотрение Государственной Думы в первом чтении выносятся проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Данные законопроекты разработаны в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года. Законопроекты были согласованы без замечаний со всеми федеральными исполнительными и причастными органами власти, а также с соответствующими подразделениями Администрации Президента, ГГПУ Президента Российской Федерации и Экономическим управлением Президента. 13 марта законопроекты были одобрены на заседании Правительства и 4 апреля внесены в Государственную Думу. Хотела бы отметить, что принятые Государственной Думой в декабре прошлого года федеральные законы "О железнодорожном транспорте..." и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заложили надежную правовую основу для эффективного развития такой стратегически важной для России отрасли, как железнодорожный транспорт. Вносимые Правительством Российской Федерации законопроекты, хочу подчеркнуть, не ставят своей целью каким-либо образом изменить тот нормативно закрепленный компромисс, который был достигнут благодаря длительной и кропотливой работе в Государственной Думе. Напротив, законопроекты еще в большей степени позволяют обеспечить соблюдение интересов Российской Федерации в части обороны страны и безопасности государства. По сути, Президент обратился с просьбой внести четыре поправки в целях исключения неоправданных расходов федерального бюджета, а также совершенствования системы организации перевозок железнодорожным транспортом в условиях развития конкуренции. Таким образом, строго укладываясь в рамки заранее согласованной концепции, законопроекты предусматривают внесение изменений, прежде всего ориентированных на государственные интересы. Также хотела бы обратиться к вам с просьбой и отметить, что в случае принятия сегодняшних законопроектов в первом чтении в ближайшее время Правительством будет внесена еще одна поправка. Дело в том, что в принятом законе об особенностях управления и распоряжения имуществом предусмотрена правопреемственность гражданской задолженности при образовании акционерного общества "Российские железные дороги", однако законодательной основы для передачи налоговой задолженности нет. И поэтому сегодня разработана и согласована позиция, которая позволит избежать потерь при реструктуризации организаций и учреждений железнодорожного транспорта бюджетов всех уровней - федерального, региональных и муниципальных - и обеспечить при передаче организаций погашение в полном объеме в том числе налоговой задолженности. Хотелось бы отметить, что при подготовке принятых в декабре прошлого года законов по структурной реформе мы встретили большое понимание сути проводимых преобразований в отрасли, стремление внести позитивные изменения и искренне надеемся на поддержку Государственной Думой вносимых сегодня законопроектов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Григорьевна. Я так понимаю, что это по двум законопроектам. Содоклад члена Комитета по энергетике, транспорту и связи Петра Николаевича Рубежанского. Пожалуйста. РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единство". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые самые стойкие депутаты, терпеливые! Комитет по энергетике, транспорту и связи рассмотрел внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Законопроекты направлены на исключение неоправданных расходов федерального бюджета и соблюдение интересов Российской Федерации в части обороны страны и безопасности государства, а также совершенствование системы государственного регулирования железнодорожного транспорта в условиях развития конкуренции. Комитет поддерживает концепции законопроектов, вместе с тем, по мнению комитета, тексты законопроектов нуждаются в определенных корректировках. Так, законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не вносит в текст закона ни одного дополнения, поэтому в наименовании проекта слова "и дополнений" надо исключить. Необходимо также изменить порядок вступления в силу настоящих законопроектов, так как законы "О железнодорожном транспорте..." и "Устав железнодорожного транспорта..." уже вступили в силу с 19 мая 2003 года, поэтому законопроекты никак не могут вступить в силу, как это предполагается по тексту, одновременно с указанными федеральными законами. Существует еще ряд незначительных погрешностей. Все эти недоработки комитет предполагает устранить в процессе подготовки законопроектов ко второму чтению. В связи с вышеизложенным Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять указанные проекты федеральных законов в первом чтении. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы оставайтесь тогда, Пётр Николаевич, на трибуне. Уважаемые коллеги, первое чтение, если есть вопросы, давайте запишемся сразу по двум законопроектам. Включите режим записи на вопросы. Так, покажите, пожалуйста, список. Один Пономарёв. Так я и так видел его. Алексей Алексеевич Пономарёв, пожалуйста. ПОНОМАРЁВ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос? Что-то у вас с голосом? Ну, это, вообще, тяжело, конечно. Еще раз. ПОНОМАРЁВ А. А. Лучше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, ты встань тогда и своим голосом скажи. Охрип микрофон, наверное. Включите микрофон Кравца. ПОНОМАРЁВ А. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! У меня вопрос будет к Анне Григорьевне. Анна Григорьевна, я понимаю Рубежанского, он как содокладчик, как представитель комитета высказался о каких-то погрешностях в законопроекте, подготовленном для первого чтения, а вот от вас мне бы хотелось все-таки услышать конкретику по этому законопроекту. Вы сказали о том, что есть некоторые вопросы, касающиеся исключения финансирования железнодорожной отрасли из федерального бюджета. Это всё понятно, но в чем именно заключаются эти вопросы, вы так и не раскрыли, собственно говоря, в этом законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Анна Григорьевна, оттуда, с места. БЕЛОВА А. Г. Спасибо большое. В пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте..." вносятся изменения, предусматривающие возмещение только тех потерь в доходах, которые возникли в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате на железнодорожном транспорте общего пользования. Если в той редакции, которая была уже принята, было записано, что возмещаются потери в доходах в результате тарифного регулирования, это означало, что если, по сути дела, государственное тарифное регулирование будет занижать доходную базу, то компенсация потерь в доходе будет осуществляться из средств государственного бюджета. Это ограничивало возможности тарифного регулирования, поэтому по поручению Президента это положение корректируется и уточняется: будет производиться возмещение только тех потерь в доходах, которые возникли в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате. В пункт 2 статьи 15 закона и в абзац первый пункта 5 статьи 16 вносятся корректировки, предусматривающие исключение слов "соблюдение требований безопасности движения". Данные изменения вносятся в целях устранения имеющегося дублирования функций государственного контроля и надзора на железнодорожном транспорте. По сути дела, эти функции осуществляются как государственными ревизорами специальной службы на железнодорожном транспорте, так и представителями федерального исполнительного органа власти в области железнодорожного транспорта. Чтобы устранить это дублирование и тем самым сократить расходы государственного бюджета, признано необходимым устранить эти, по сути дела, перекрестные функции. И также вносятся изменения в абзац четвертый пункта 5 и в абзац четвертый пункта 6 статьи 15 закона, связанные с порядком "закрытия указанных железнодорожных путей в судебном порядке", потому что было отмечено, что необходимо заменить это словами "в судебном порядке возмещения расходов по содержанию указанных железнодорожных путей или их закрытия". Это нужно для закрепления прав собственника железнодорожных путей в судебном порядке решать все вопросы, связанные с необходимостью закрытия данных путей. И о последних изменениях в законе, их предлагается всего четыре в четырех пунктах. В абзаце пятом пункта 1 статьи 20 слова "федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта создается" заменяются словом "действует", поскольку речь неидет о создании специальной службы государственного контроля и надзора на железнодорожном транспорте, по сути дела, такая служба уже существует, поэтому было бы некорректно говорить, что она создается, она уже действует. Вот суть всех вносимых изменений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Григорьевна. Нет вопросов больше? Есть ли желающие выступить? Нет. Где? Я не вижу кто. Солдаткин, так я понимаю? Пожалуйста, включите микрофон депутату Солдаткину. СОЛДАТКИН Д. Ф. Спасибо. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! В процессе работы над проектом федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" члены Комитета по обороне неоднократно высказывали свои замечания и предложения. К сожалению, многие поправки депутатов нашего комитета, направленные на обеспечение интересов обороны и безопасности государства, были приняты лишь частично, а при так называемом частичном принятии поправок некоторые их положения были искажены. Еще большее сожаление вызывает тот факт, что ответственный комитет не прислушался к мнению Комитета по обороне, когда тот в ходе подготовки Устава железнодорожного транспорта к третьему чтению настаивал на необходимости устранения ряда логических противоречий и технических ошибок, имеющихся в законопроекте. Однако усилия Комитета по обороне, который излагал свою позицию не только в Комитете по энергетике, транспорту и связи, но и в Министерстве путей сообщения Российской Федерации, видимо, все-таки не пропали даром. Правительство Российской Федерации меньше чем через три месяца после подписания Устава железнодорожного транспорта Президентом Российской Федерации представило в Думу законопроект о внесении изменений и дополнений в этот устав. Учитывая изложенное, Комитет по обороне полностью поддерживает концепцию рассматриваемого сегодня законопроекта, который направлен на ликвидацию ошибок и недочетов, допущенных при разработке и поспешном принятии Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". При этом комитет считает целесообразным в полной мере использовать предоставленную Правительством Российской Федерации возможность и максимально усовершенствовать устав, принятый 24 декабря 2002 года. Для этого следует дополнить законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта" рядом новых положений. Некоторые из них уже сформулированы в официальном заключении Комитета по обороне за № 132/57 от 24 апреля 2003 года, другие еще могут быть представлены депутатами Государственной Думы в виде поправок ко второму чтению. Вывод. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 315092-3. Комитету по энергетике, транспорту и связи при подготовке законопроекта ко второму чтению учесть предложения комитета-соисполнителя, то бишь Комитета по обороне, и обеспечить устранение недостатков, выявленных в Федеральном законе "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Нет больше желающих выступить? В заключительном слове нет необходимости? Нет. У представителя Президента нет вопросов? У представителя Правительства? Нет. По ведению - депутат Митрофанов. Пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Ну, в целом мы сейчас будем голосовать, но у меня небольшое замечание Анне Григорьевне есть. Сегодня обсуждался устав железных дорог, а она не в форме. Вот есть форма железнодорожная... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не в форме - имеется в виду не в железнодорожной форме? МИТРОФАНОВ А. В. Не в железнодорожной форме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно. А так она в форме. (Оживление в зале.) МИТРОФАНОВ А. В. Это да, но хотелось бы видеть в железнодорожной форме, чтобы видно было, что это, так сказать, представитель железнодорожных властей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Голосуем, да? Уважаемые коллеги, законы по отдельности мы голосуем. Пункт 22: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", об исключении неоправданных расходов федерального бюджета и совершенствовании системы государственного регулирования железнодорожного транспорта. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 39 сек.) Проголосовало за 269 чел. 59,8% Проголосовало против 46 чел. 10,2% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел. 29,6% Результат: принято Принят законопроект в первом чтении. Пункт 23: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", об исключении неоправданных расходов федерального бюджета и обеспечении интересов обороны и безопасности государства в сфере железнодорожного транспорта. Кто за то, чтобы принять этот законопроект в первом чтении? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 32 сек.) Проголосовало за 281 чел. 62,4% Проголосовало против 29 чел. 6,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел. 31,1% Результат: принято Принимается. Спасибо, Анна Григорьевна. В следующий раз в форме приходите.