Заседание № 135

17.12.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 314570-6 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённых в установленном порядке технических проектов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6682 по 6951 из 7407
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.3      
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
Докладывает Николай Владимирович Власенко, член Совета Федерации,               
представитель Калининградской областной Думы.                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЛАСЕНКО Н. В., член Совета Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Меня наша областная Дума        
попросила представить этот законопроект. Он направлен на усиление               
административной ответственности за самовольную добычу и сбыт незаконно         
добытых полезных ископаемых, в том числе общераспространённых полезных          
ископаемых, ну, если по-простому, за добычу, в частности, песка на территории   
Калининградской области.                                                        
                                                                                
Вы знаете, что у нас в 2018 году будет проходить чемпионат мира по футболу,     
сейчас очень активно начинается строительство объектов. Создаётся много         
нелегальных карьеров: на сегодняшний день насчитывается где-то около            
пятидесяти легальных карьеров и чуть менее пятидесяти - нелегальных. Прибыль    
от нелегальной добычи песка достигает 500 процентов, то есть это сопоставимо    
с доходами криминального бизнеса, и, конечно, очень большое количество          
правонарушений в этой сфере происходит: по самым общим оценкам, где-то 200      
миллионов рублей в год теряет калининградский бюджет в связи с этой             
незаконной добычей.                                                             
                                                                                
Поскольку задерживаемая правоохранительными органами техника, применяемая при   
незаконной добыче песка, не подлежит конфискации, она возвращается владельцу    
и через некоторое время опять, как правило, берётся в аренду и применяется      
при незаконной добыче полезных ископаемых. За такую незаконную деятельность     
уплачивается только штраф, размер которого для физических лиц составляет от 3   
тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч          
рублей, для юрлиц - до миллиона рублей. Вроде бы большая сумма, но, как         
правило, доказать, что это принадлежало юрлицу, невозможно, к тому же даже      
пятитысячный штраф, налагаемый на физлицо, оспаривается в судах и понижается    
до 3 тысяч рублей. В итоге можно посчитать, сколько получают с одного           
незаконного карьера. Вот смотрите, "КамАЗ" легально добытого песка стоит 14     
тысяч рублей, а "КамАЗ" нелегально добытого - где-то 2-3 тысячи рублей. В       
сутки с одного карьера может быть вывезено до двухсот-трёхсот "КамАЗов" -       
представляете, какая приличная сумма в сутки может набегать при добыче с        
нелегального карьера! И конечно, штраф в 3 тысячи рублей ничтожен и не          
позволяет, к сожалению, навести порядок в этой сфере.                           
                                                                                
Я хотел бы вам ещё напомнить, что некоторое время назад рассматривался          
похожий законопроект о незаконной добыче янтаря, инициированный тоже            
Калининградской областной Думой, когда мы тоже просили ужесточить санкции за    
незаконную добычу и включить норму о конфискации оборудования и инструментов,   
связанных с такой добычей. Тогда нашли компромиссный вариант и приняли          
решение отдавать это на усмотрение суда, но тем не менее даже такое, можно      
сказать, половинчатое решение привело к тому, что на 30 процентов была          
снижена вот эта незаконная добыча. Похожий алгоритм мы предлагаем и по          
незаконной добыче песка, я думаю, что такая проблема есть во многих наших       
регионах: мы предлагаем внести в часть 1 статьи 7.3 КоАП изменения,             
устанавливающие в качестве дополнительного наказания конфискацию орудия         
совершения административного правонарушения.                                    
                                                                                
Как нам кажется, реализация данного закона позволит усилить административную    
ответственность за незаконную добычу. Просьба поддержать данный законопроект.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет            
внимательно рассмотрел указанную законодательную инициативу. Следует            
отметить, что на данный законопроект имеется отрицательный отзыв                
правительства от 21 ноября текущего года. В заключении комитета есть ряд        
замечаний правового характера. Также следует отметить, что применение такой     
административной санкции, как конфискация орудия совершения административного   
правонарушения, в настоящий момент имеет свои особенности с учётом позиции      
Конституционного Суда, который определил, что не могут быть изъяты орудия       
совершения административного правонарушения у лиц, которые не являются их       
собственниками.                                                                 
                                                                                
Кроме того, следует отметить, что в настоящий момент действующим                
законодательством предусмотрена достаточно жёсткая ответственность в том        
числе за незаконное недропользование. Эта ответственность не только             
административная, но и уголовная, по статье 171 Уголовного кодекса.             
                                                                                
Исходя из этих аргументов, комитет полагает, что данную законодательную         
инициативу необходимо отклонить.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов?                                                    
                                                                                
Прошу записаться.                                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к автору законопроекта. А существует ли какая-нибудь статистика   
о количестве, размерах штрафов, совокупно собранных с нарушителей               
природоохранного законодательства и законодательства о недропользовании, по     
перечисленным случаям, хотя бы по Калининградской области, за последние         
два-три года, чтобы мы смогли оценить размер ущерба и штрафные санкции,         
которые в связи с этим были наложены?                                           
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Владимирович, пожалуйста.                         
                                                                                
ВЛАСЕНКО Н. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
По последней информации - сейчас идут судебные споры на эту тему: если я не     
ошибаюсь, было наложено штрафов на сумму около 80 миллионов рублей за этот      
год, но собрано, по-моему, 25 миллионов.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
У меня вопрос к представителю автора законопроекта. А каков ныне действующий    
порядок лицензирования, не является ли он чрезмерно избыточным и                
запретительным? В частности, в своё время ко мне, как к депутату,               
представляющему Иркутскую область, обращались коллеги, которые жаловались на    
избыточность регулирования этой процедуры. Не является ли она причиной того,    
что недропользователи вынуждены нарушать эту процедуру?                         
                                                                                
ВЛАСЕНКО Н. В. Вопрос правильный, Андрей Дмитриевич, но мы должны понимать,     
что любое лицензирование - это всегда ограничение права, соответственно,        
всегда будет определённый процент людей, которые эту лицензию не получают. Я    
говорил, что в Калининградской области 50 легальных карьеров, и в принципе      
даже при строительстве так называемого Приморского кольца - это большая         
дорога, которая несколько лет строилась, - в общем-то, хватало песка. Надо ли   
расширять количество участников? Ну, это вопрос, наверное, больше               
экономический, чем законодательный.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, мы говорим здесь об административном, об уголовном           
наказании, и представитель Калининградской областной Думы привёл данные: на     
сумму 25 миллионов в год собирается штрафов. Ну вот, смотрите, если речь идёт   
о песке - это одна ситуация, а если речь идёт о незаконной добыче угля - это    
совершенно другая ситуация, там не напугаешь никого административным,           
уголовным наказанием, могут сдать даже кого-то, так сказать, но будут дальше    
добывать. Оборудование стоимостью в десятки миллионов - это "БелАЗы", это       
японские "комацу", это гигантские экскаваторы - вот суть! И только              
конфискация поможет противостоять таким противоправным действиям! А ведь        
когда они копают, они ещё и экологию нарушают совершенно ужасным образом.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Владимирович, пожалуйста.                         
                                                                                
ВЛАСЕНКО Н. В. Я согласен с Дмитрием Ивановичем, потому что незаконные          
карьеры на самом деле бывают до 30 метров глубиной - представляете объёмы       
добычи? И я согласен, что нужна только такая экономическая мера, как            
конфискация имущества, потому что все задержанные эти "КамАЗы", эти помпы,      
как было и с янтарём, естественно, берут в аренду, и понятно, что им, как       
физическим лицам, грозит фактически только штраф.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И. Спасибо. Мой вопрос задал уже Шингаркин.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я призываю вас голосовать за представленный      
законопроект, и вот почему. Действительно, такие несанкционированные выемки     
песка и других ископаемых, к сожалению, происходят и в других регионах          
России, но есть одна особенность. Дело в том, что Калининградская область -     
это отдельный регион, очень небольшой регион по территории, но очень ценный,    
и не только для меня, потому что я там родился и вырос, это действительно       
природная жемчужина, когда-то это была лучшая земля на территории Германии,     
там есть что сохранять и есть что улучшать. К сожалению, пока нет возможности   
это делать, но я уверен: придёт время, когда Калининградская область будет      
жемчужиной Российской Федерации.                                                
                                                                                
То, что сегодня творят вот такие горе-бизнесмены, уродуя эту жемчужину,         
действительно очень трудно передать словами, это надо видеть. И вот коллеги     
правильно подсказывают, что эта территория сейчас напоминает послевоенную       
территорию больше, чем когда-то после войны, после бомбёжки. Такие раны         
наносятся вот такими бизнесменами, которые хотят просто заработать денег,       
уйти от налогообложения, хотят, чтобы это было только для них.                  
                                                                                
Поэтому есть один способ - коллеги из Калининградской областной Думы            
правильно предложили - только материально их наказывать, причём не штрафом      
(это не тот рубль, которым надо наказывать), и не тюрьмой, конечно же, надо     
наказывать, чтобы нам потом каждый год амнистию не устраивать, а таким          
способом, как конфискация орудий преступления. Прошу и призываю всех            
проголосовать за представленный законопроект.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу обратить внимание: мы ведём речь о преступлении        
против государственной собственности, против собственности, принадлежащей       
всему народу, ведь согласно Конституции Российской Федерации недра              
принадлежат народу. Таким образом, лица, которые, не имея лицензии,             
разрабатывают месторождения, - неважно, какие это полезные ископаемые, песок    
или, как мы с вами говорили, уголь, а также они могут заготавливать не только   
полезные ископаемые, но и лес, например, - осуществляют незаконную              
экономическую деятельность с целью извлечения прибыли.                          
                                                                                
Совершенно однозначно здесь имеет место злой умысел должностных лиц, то есть    
организаторов данного преступления. В случае если отсутствует организация в     
виде какого-нибудь ООО, а существует просто группа лиц, то получается, что      
всевозможные виды аренды на кого бы то ни было также проходят либо              
непосредственно через этих лиц, либо через подставные организации. Таким        
образом, имеется широкий спектр орудий преступления, являющихся имуществом,     
зачастую очень дорогим имуществом, собственно говоря, применение которого и     
приводит к нанесению ущерба Российской Федерации в целом. Когда мы говорим об   
экологическом ущербе, источником которого являются промышленные предприятия,    
мы все понимаем, что само предприятие, завод, его инженерно-технические         
сооружения, установки являются имуществом. В случае нанесения существенного     
вреда окружающей среде с такого предприятия в судебном порядке могут быть       
взысканы материальные средства, вплоть до доведения до банкротства, в том       
числе в результате продажи его имущества. В отношении группы лиц, которые       
организационно-правовым образом не сформировались и арендовали имущество, или   
группы лиц, которые организовались в виде какого-то ООО, имеющего ничтожно      
малую уставную стоимость, введение процедуры возмещения вреда именно            
юридическим способом, не гражданско-правовым, затруднительно. В данном случае   
представляется целесообразным удержание орудий, с помощью которых совершено     
преступление, путём конфискации или даже ареста. Это логично: допустим,         
правоохранительные органы задерживают банду мошенников, которые изготавливают   
фальшивые денежные знаки, - трудно представить, что станок, с помощью           
которого такие знаки изготовлены, не будет конфискован. В данном случае         
производство, добыча полезных ископаемых незаконным образом приводит к такому   
же обогащению группы лиц и также целесообразно как минимум арестовать           
имущество, а по решению суда в качестве возмещения ранее нанесённого ущерба     
взыскать необходимую сумму, в том числе путём конфискации и продажи             
конфискованного имущества.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              146 чел.32,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    147 чел.                                          
Не голосовало                 303 чел.67,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.