Заседание № 14

16.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 3145-6 "О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (о взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с общественными наблюдательными комиссиями по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2483 по 3573 из 5871
Уважаемые коллеги, по решению Совета Государственной Думы вопросы 9, 10 и 11    
мы рассматриваем с одним докладом Гарри Владимировича Минха. Итак, переходим    
к рассмотрению вопросов: о проекте федерального закона "Об общественном         
контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения     
родителей", о проекте федерального конституционного закона "О внесении          
изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона "Об                
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и о проекте           
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях". Доклад Гарри Владимировича Минха -           
полномочного представителя Президента Российской Федерации.                     
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему        
вниманию представляется пакет из трёх законопроектов. Базовый законопроект -    
проект федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав       
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и два сопровождающих   
законопроекта, касающихся этой проблематики: проект федерального                
конституционного закона "О внесении изменений в статью 36-1 Федерального        
конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской      
Федерации" и проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Мы с вами уже неоднократно рассматривали значительное количество                
законодательных инициатив, которые вносились и Президентом Российской           
Федерации, и вами и которые были направлены на создание правовых основ для      
обеспечения большей защищённости прав детей. Сегодня мы с вами поработаем над   
проблематикой защиты прав детей, которые остались без попечения родителей.      
                                                                                
По существу тех инициатив, которые я вам сегодня буду докладывать.              
Законопроект "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и       
детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает введение нового      
для нас института - института общественного контроля за этими детьми. Сегодня   
в самом начале нашего пленарного заседания звучали данные о количестве детей,   
которые потеряли своих родителей. Слава богу, большая часть этих детей          
находится на попечении взрослых людей, своих законных представителей, хотя      
это и не их физические родители, но тем не менее, вместе с тем у нас есть       
большое количество детей, судьба которых складывается не так удачно и которые   
вынуждены состоять, скажем так, под присмотром учреждений, обеспечивающих       
защиту и организующих жизнь и быт детей-сирот. В настоящее время в таких        
учреждениях воспитывается более восьмидесяти тысяч детей, из них подавляющее    
большинство воспитываются в государственных учреждениях. Негосударственных      
учреждений у нас пока небольшое количество, и в них воспитывается примерно      
пятьсот шестьдесят детей.                                                       
                                                                                
Законопроект предусматривает создание системы общественного контроля и          
устанавливает, что объектом общественного контроля как раз являются те          
организации, которые созданы для детей-сирот и детей, оставшихся без            
попечения родителей. Общественный контроль устанавливается за двумя             
категориями лиц, которые содержатся в этих организациях: прежде всего это       
дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, и вторая          
категория - это лица в возрасте до двадцати трёх лет из числа детей-сирот и     
детей, оставшихся без попечения родителей, это формально уже не дети, так как   
они совершеннолетние, но тем не менее, пока у них нет возможности выйти         
из-под надзора этой организации, они остаются под надзором этих организаций     
для детей-сирот.                                                                
                                                                                
В качестве инструментов общественного контроля законопроект называет            
общественные наблюдательные комиссии. Предлагается двухуровневая система        
общественных наблюдательных комиссий: на федеральном уровне - Федеральная       
общественная наблюдательная комиссия и на уровне субъектов Российской           
Федерации - региональные общественные наблюдательные комиссии. Кроме этих       
комиссий двух уровней субъектами общественного контроля могут быть и отдельно   
взятые члены федеральной и региональных общественных наблюдательных комиссий.   
Также к общественному контролю могут привлекаться доверенные специалисты -      
люди, у которых есть специальные познания в области педагогики, психологии,     
конфликтологии, то есть те, кто может профессионально работать с детьми         
указанных категорий.                                                            
                                                                                
Основные задачи этих инструментов общественного контроля: первое -              
организация содействия в осуществлении прав детей-сирот, второе - подготовка    
предложений, направленных на совершенствование законодательства, касающегося    
защиты прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в             
организациях для детей-сирот, третье - информирование должностных лиц и         
государственных органов на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской   
Федерации по соответствующей проблематике.                                      
                                                                                
Во главе этой системы будет находиться Федеральная общественная                 
наблюдательная комиссия, которая будет оказывать методическую, информационную   
и организационную помощь наблюдательным комиссиям регионального уровня.         
Федеральная комиссия может обобщать результаты общественного контроля и         
направлять соответствующие материалы в федеральные органы государственной       
власти. Федеральная общественная наблюдательная комиссия - и это касается       
напрямую организации работы Государственной Думы - будет иметь возможность      
направлять для работы в комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания       
своих представителей с правом совещательного голоса.                            
                                                                                
Общественный контроль федеральная комиссия будет осуществлять в случае          
грубого или массового нарушения прав, свобод и законных интересов.              
Непосредственный общественный контроль будут осуществлять уже региональные      
общественные наблюдательные комиссии. Для того чтобы этот контроль был          
достаточно эффективным, предусматривается, что комиссии могут использовать      
следующие формы деятельности. В первую очередь посещать организации для         
детей-сирот, рассматривать предложения, заявления и жалобы тех лиц - ну, это    
сами дети, безусловно, или их представители, - которые находятся в              
организациях для детей-сирот. Кроме того, такие предложения, заявления и        
жалобы могут подавать и иные лица, которым в силу разных обстоятельств просто   
стало известно, что нарушаются права детей и лиц, которые находятся в этих      
организациях.                                                                   
                                                                                
По итогам общественного контроля региональные комиссии также могут направлять   
материалы в федеральные органы власти, в органы власти субъектов,               
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному      
при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, в Общественную палату.   
Региональные общественные наблюдательные комиссии должны обеспечить             
сотрудничество различных организаций, юридических, физических лиц, для того     
чтобы создавать благоприятные условия в организациях для более комфортного      
пребывания там детей-сирот и лиц, которые остались без попечения родителей.     
                                                                                
Порядок формирования общественных наблюдательных комиссий состоит в             
следующем. Основная роль отводится Общественной палате Российской Федерации.    
Члены комиссий как федерального, так и регионального уровня будут назначаться   
Советом Общественной палаты Российской Федерации. Кроме того, Совет             
Общественной палаты будет устанавливать численность общественных                
наблюдательных комиссий. При этом в законопроекте предусмотрено, что состав     
федеральной комиссии должен быть не менее пятнадцати человек, а региональной    
- не менее пяти человек. Кандидатуры в состав наблюдательных комиссий могут     
предлагаться общественными и иными негосударственными организациями, которые    
отвечают требованиям, установленным законом. Уполномоченный по правам           
человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской       
Федерации по правам ребёнка и их коллеги в субъектах Российской Федерации       
также могут предлагать кандидатуры.                                             
                                                                                
Устанавливаются требования к членам общественных наблюдательных комиссий и к    
доверенным специалистам: таковыми не могут быть лица, у которых есть неснятая   
или непогашенная судимость либо в отношении которых есть решение суда, что      
они являются недееспособными или ограниченно дееспособными. Решение о           
назначении всех членов общественных комиссий принимает, как я уже сказал,       
Совет Общественной палаты. Надзор за соблюдением законодательства Российской    
Федерации в этой сфере предлагается возложить достаточно традиционно на         
прокуратуру Российской Федерации.                                               
                                                                                
Одновременно с принятием этого базового проекта федерального закона             
предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный конституционный     
закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", так как    
мы расширяем компетенцию уполномоченного, и, кроме того, в Кодекс Российской    
Федерации об административных правонарушениях. В Кодекс Российской Федерации    
об административных правонарушениях предлагаются изменения, направленные на     
то, чтобы установить административную ответственность должностных лиц,          
которые будут препятствовать осуществлению общественного контроля, а также      
членов общественных наблюдательных комиссий в том случае, если они сами при     
проведении этого общественного контроля будут нарушать требования               
законодательства Российской Федерации. Такие дела будут рассматривать мировые   
судьи, а возбуждать дела по этим административным правонарушениям будут         
прокуроры, так как надзор, как я уже сказал, предлагается возложить на          
прокуратуру Российской Федерации.                                               
                                                                                
Вот основное содержание этих трёх законопроектов. Уважаемые депутаты, я прошу   
вас поддержать эти инициативы президента, проголосовать за принятие двух        
проектов федеральных законов в первом чтении и одобрить проект федерального     
конституционного закона в первом чтении.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Содоклад по пункту 9 первого заместителя председателя Комитета по вопросам      
семьи, женщин и детей Екатерины Юрьевны Семёновой. Пожалуйста.                  
                                                                                
СЕМЁНОВА Е. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу               
поблагодарить Гарри Владимировича за столь подробный доклад по концепции        
законопроекта, который я, как содокладчик, сейчас доложу от имени комитета.     
                                                                                
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального        
закона "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей,      
оставшихся без попечения родителей", внесённый Президентом Российской           
Федерации, и сообщает следующее. Данный законопроект является своевременным,    
обоснованным и, безусловно, положительно повлияет на защиту детей-сирот и       
детей, оставшихся без попечения родителей, с точки зрения соблюдения их прав    
и обеспечения гарантий оказания государственной поддержки.                      
                                                                                
Указанный проект закона определяет порядок и условия оказания общественными     
объединениями, иными юридическими лицами и физическими лицами содействия, в     
том числе и материального, организациям для детей-сирот, формирует понятийный   
аппарат, устанавливает формы общественного контроля с привлечением              
гражданского общества и фактически вводит новый общественно-государственный     
институт. Вместе с тем комитет отмечает необходимость его доработки ко          
второму чтению с учётом некоторых замечаний неконцептуального характера.        
                                                                                
На законопроект были получены положительные отзывы Правительства Российской     
Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Также           
комитетом было получено более ста сорока положительных отзывов на этот          
законопроект из разных субъектов, от законодательных собраний субъектов         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по вопросам семьи,        
женщин и детей просит поддержать данный законопроект и принять его в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Юрьевна.                               
                                                                                
Содоклад по пунктам 10 и 11 сделает Дмитрий Фёдорович Вяткин, заместитель       
председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.                                                  
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Если вы не             
возражаете, то я один содоклад сделаю по двум вопросам.                         
                                                                                
Законопроект о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об       
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" внесён в составе      
пакета законодательных инициатив, в том числе тех, о которых уже доложили.      
Данный законопроект предусматривает внесение в Федеральный конституционный      
закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"             
изменений, которые устанавливают порядок взаимодействия уполномоченного с       
Федеральной общественной наблюдательной комиссией и региональными               
общественными наблюдательными комиссиями по контролю за обеспечением прав       
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусматривается      
участие уполномоченного по правам человека в формировании указанных             
общественных наблюдательных комиссий, ежегодное направление комиссиям           
материалов по итогам общественного контроля, а также информирование             
Общественной палатой Российской Федерации уполномоченного о том, что            
общественные наблюдательные комиссии сформированы в правомочных составах, а     
также об изменениях в их составах. Это достаточно небольшие, но, с нашей        
точки зрения, очень важные изменения.                                           
                                                                                
Второй законопроект, который предлагается принять в составе пакета,             
предусматривает установление административной ответственности за нарушение      
законодательства об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и    
детей, оставшихся без попечения родителей, а также административной             
ответственности членов общественных наблюдательных комиссий за нарушение        
законодательства Российской Федерации в этой сфере.                             
                                                                                
Предложения, которые высказаны в заключении комитета, не носят                  
концептуального характера и могут быть учтены ко второму чтению.                
                                                                                
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
предлагает одобрить проект изменений в федеральный конституционный закон и      
принять проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской    
Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу записаться на вопросы по пунктам 9, 10 и 11.           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
У меня единственная просьба: пожалуйста, называйте, к кому вопрос.              
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич.                                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, в законопроекте упоминаются        
некие доверенные лица, доверенные специалисты. Могли бы вы пояснить, какие      
критерии к отбору этих доверенных лиц и какая ответственность и права у них?    
В докладе это не прозвучало. И не считаете ли вы необходимым в самом            
законопроекте закрепить права и обязанности этих доверенных лиц?                
                                                                                
И второй вопрос: какая предусматривается ответственность членов общественных    
комиссий за разглашение врачебной тайны, различных конфиденциальных сведений,   
персональных данных о детях, с которыми они ведут доверительные беседы,         
общаются и так далее?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, когда я перечислял субъекты             
общественного контроля за обеспечением прав этих категорий детей, то называл    
как одного из субъектов доверенных специалистов. Это люди, которые,             
во-первых, отвечают всем требованиям, которые предъявляются к потенциальным     
членам общественной комиссии соответствующего уровня, во-вторых, обладают       
специальными профессиональными знаниями в тех областях, которые предполагают    
более квалифицированное, более качественное общение с детьми, особенно с        
детьми, которые находятся в не самой комфортной жизненной ситуации. Так что     
такой подход, такие требования устанавливаются. Поскольку это субъекты          
общественного контроля, права у них такие же, как у и членов комиссии, просто   
при включении в процесс общественного контроля они будут утверждаться           
решением соответствующей комиссии - либо федерального, либо регионального       
уровня, то есть список тех лиц, которых мы называем доверенными лицами,         
доверенными специалистами, будет утверждён решением либо федеральной, либо      
региональной комиссии по общественному контролю. И затем они уже будут          
действовать в рамках практически тех же полномочий, что и члены этих            
комиссий, можно их в этом плане даже приравнять друг к другу.                   
                                                                                
Что же касается вопроса об ответственности за разглашение персональных          
данных, то здесь она универсальная: независимо от того, получил ли ты эту       
информацию в рамках контрольных мероприятий или просто они стали тебе           
известны в рамках каких-то других процессов и процедур, ответственность         
общая, специальная ответственность здесь предусматривается только за то, что    
кто-то нарушает... превышает именно свои полномочия или, наоборот,              
препятствует осуществлению этих полномочий, предусмотренных в рамках этого      
пакета законодательных инициатив президента. Ответственность за получение       
этой информации по другим каналам и за разглашение этой информации наступает    
в общем порядке.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Золочевский Виталий Сергеевич.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, наверняка данная законодательная инициатива       
направлена на расширение демократических свобод, демократической составляющей   
в нашей стране, но у меня возникают большие опасения, что данная процедура      
может оказаться в очередной раз бюрократической. Как же мы будем                
контролировать данные общественные наблюдательные комиссии, когда, возможно,    
появятся очередные коррупционные сговоры, тем более если они будут              
существовать по всей стране? Очень большое опасение возникает также в связи с   
тем, что мы опять начинаем бороться с последствиями, а не с причинами. Мы       
должны прежде всего заботиться о том, чтобы дети были хорошо воспитаны, чтобы   
они были здоровы, обуты, одеты, а мы опять боремся - это касается и многих      
наших законодательных инициатив и действующих законов - уже с тем, что          
произошло.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Виталий Сергеевич, я сейчас буду вынужден взять и          
прочитать две страницы текста, которые я не прочитал, где идёт подробное        
перечисление тех инициатив, которые стали действующим законодательством и       
посвящены различным аспектам защиты детей, отражающих ровно тот подход, в       
рамках которого вы задаёте вопрос. Повторюсь, это всё было принято пятой        
Государственной Думой. Я не могу сказать, что вы недостаточно информированы,    
потому что одно дело, когда ты информирован методом невключённого               
погружения... Коллеги, которые работали в пятом созыве, могут подтвердить мои   
слова о том, что мы принимали значительное количество законодательных           
инициатив, - я с этого, кстати, начал свой доклад, не расшифровывая, -          
которые были посвящены и защите от негативного информационного воздействия, и   
усилению уголовной ответственности за различные преступления, направленные      
против детей, поэтому я бы не согласился с тем, что мы эту проблему             
рассматриваем некомплексно.                                                     
                                                                                
И вторая часть вопроса: не будет ли это очередным каким-то неэффективным,       
бюрократическим инструментом? Ну, во-первых, это институт общественного         
контроля, негосударственная структура, и никаких инструментов ни финансовых,    
ни организационных, ни каких-либо иных в отношении и общественных комиссий      
(они именно так и называются), и членов этих общественных комиссий              
государство иметь не будет. Единственно, будет, и это естественно, надзор       
прокуратуры за тем, чтобы они действовали в рамках тех правовых положений,      
которые мы с вами сейчас обсуждаем. В этом смысле они, безусловно, гораздо      
менее подвержены действию бюрократической составляющей, которая присуща         
институтам государственной или муниципальной власти. Во-вторых, это             
инструмент общественного контроля, так как предложения по составу этих          
комиссий прежде всего исходят от так называемых NGO (использую нерусскую        
аббревиатуру), то есть некоммерческих организаций, это достаточно серьёзный     
инструмент общественного контроля со стороны тех, кто рекомендовал тех или      
иных членов общественных комиссий: если они будут вести себя некорректно,       
неэффективно, можно поставить вопрос о досрочном прекращении их полномочий.     
Но, повторю, это всё будет в руках общественных организаций,                    
негосударственных организаций, тех, кто рекомендовал, давал предложения по      
персональному составу общественных комиссий.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Решульский Сергей Николаевич.                                      
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо. Я на вопрос записывался.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич, задавайте вопрос.          
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос по первому законопроекту к Гарри                 
Владимировичу.                                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович уважаемый, в статье 12, пункт 2, подпункт 1, речь идёт об    
организациях, которые имеют право выдвигать своих представителей, и здесь       
сказано: общероссийские, межрегиональные, местные общественные и иные           
негосударственные организации. Что это за иные негосударственные организации?   
Вот сейчас я услышал от вас, что вроде бы это некоммерческие организации. Так   
вот есть ли среди этих негосударственных организаций организации с участием     
иностранного капитала или иностранных представителей?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Николаевич, я бы два аспекта вашего вопроса         
выделил.                                                                        
                                                                                
Первое. Количество этих организаций достаточно большое, просто у меня сейчас    
нет на руках этой цифры, я её вам попозже в рабочем порядке передам. Здесь      
есть ещё дополнительный критерий - это не менее трёх лет работы после           
государственной регистрации. Иные - это по отношению к общественным             
организациям, различного уровня общественные организации - это те, чья          
деятельность регулируется законодательством об общественных организациях,       
иные негосударственные организации не являются общественными учреждениями,      
общественными фондами, общественными организациями, повторю, по закону "Об      
общественных объединениях". Это могут быть и правозащитные организации,         
которые имеют несколько иные организационно-правовые формы, и целый ряд         
других организаций организационно-правового, скажем так, формата, которые       
работают в области защиты прав детей и взрослых. Поэтому здесь такая            
достаточно широкая конструкция.                                                 
                                                                                
Вторая часть вопроса: есть ли там организации с иностранным капиталом? Ну,      
говоря чисто юридическим языком, там нет ни уставного капитала, ни каких-то     
акционерных составляющих, где есть пакет, где доля участия иностранных          
юридических или физических лиц, что юридически корректно могло бы быть          
определено. Безусловно, это не секрет, вы знаете, что довольно большое          
количество наших негосударственных организаций осуществляют целые направления   
своей деятельности за счёт иностранных грантов. Мы понимаем, что такая          
проблема, возможно, есть, но независимо от того, каков источник                 
финансирования, если это всё будет вписываться в логику, в целеполагание тех    
инициатив, о которых мы сегодня говорим, и будет вписываться в                  
законодательство Российской Федерации, то, безусловно, мы будем это тоже        
приветствовать.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Гарри Владимирович, вот у меня по 9-му пункту вопрос. Здесь очень много         
говорится о том, как всё это создаётся, а у меня вопрос: что будет на выходе?   
                                                                                
Вот простой пример. Приходит ко мне на приём человек из детского дома и         
говорит: мне нужно жильё. Он имеет право его получить. Я ничего, к сожалению,   
не могу сделать, потому что исполнительная власть говорит: нету, огромное       
количество на очереди, нету ничего! Вот в соответствии с предлагаемым законом   
как эти общественные комиссии смогут обеспечить право ребёнка на получение      
жилого помещения?                                                               
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, я думаю, что сама постановка          
вопроса в такой форме может нас привести в определённом смысле к подмене        
понятий, к подмене тезисов. Почему? Потому что если у ребёнка, у сироты, есть   
право на получение жилья - мы с вами не так давно как раз рассматривали в       
Государственной Думе проект закона, который был посвящён этой проблематике, -   
а нет жилья ни в натуре, ни в денежной форме, то, безусловно, сколько бы мы     
ни создавали инструментов государственного или общественного контроля...        
Вспомните произведение известного писателя Соловьёва про Ходжу Насреддина:      
сколько бы мы с вами ни повторяли слово "халва", во рту от этого слаще не       
будет. Поэтому в этой части на ваш вопрос может быть вот такой ответ.           
                                                                                
Если же говорить по существу законопроекта, я могу только повторить те формы    
деятельности, те полномочия, которые будут у членов комиссии и у самой          
комиссии, но, так как вы это всё уже слышали и я вижу по вашей реакции, что     
вам этого не надо, будем считать, что я ответил на ваш вопрос.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горячева Светлана Петровна.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, скажите, пожалуйста, а как будут                  
финансироваться эти комиссии? Предусмотрены ли средства, какие это средства?    
Не получится ли так, что мы, создавая общественную комиссию, потом превратим    
постепенно её в бюрократический орган с очень размытыми функциями, об этом      
уже сегодня говорилось? Это первое.                                             
                                                                                
И второе. Вообще, мне кажется, то, что только Общественная палата должна        
давать кандидатуры или утверждать эти кандидатуры, - это неправильно. Не        
считаете ли вы, что нужно предусмотреть норму закона о праве или обязанности    
Общественной палаты заранее публиковать список кандидатур в состав этой         
комиссии, чтобы у общественности была всё же возможность их обсуждать? А то     
потом найдём мы таких трудящихся в этой комиссии, которых и близко к детям      
нельзя допускать! Вам не кажется, что нужно ко второму чтению вот такую         
поправку внести?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемая Светлана Петровна, я уже говорил, что, на мой взгляд, в    
законе есть определённые гарантии того, что не будет создан дополнительный      
бюрократический механизм. Никакого бюджетного финансирования деятельности       
этих комиссий не предполагается, потому что, как только мы начнём запускать     
механизм бюджетного финансирования, сразу возникает вопрос: кто заказывает      
музыку? И ответ понятен, если исходить из нашего с вами жизненного опыта.       
                                                                                
По второму вашему вопросу. Я не совсем согласен с вашим прочтением              
законопроекта и утверждением, что только Общественная палата имеет отношение    
к формированию этих комиссий. Круг участников процесса, которые предлагают      
кандидатуры, очень широкий, я называл их, не буду повторять, в том числе это    
и общественные организации, и есть ограничения по количеству кандидатур,        
которые может выдвинуть та или иная общественная организация как федерального   
уровня, так и регионального уровня, поэтому здесь уже есть гарантии защиты от   
какой-то монополизации или от одностороннего подхода. Это первое.               
                                                                                
Второе. Законопроект предусматривает обязанность Общественной палаты, а         
конкретно секретаря Общественной палаты, когда начинается процедура             
формирования той или иной общественной комиссии на федеральном уровне или на    
региональном уровне, за три месяца до этого разместить в "Российской газете"    
и других государственных средствах массовой информации официальное объявление   
об этом, - это будет, если мы с вами этот законопроект превратим в закон, -     
или, если потребуется, о какой-то корректировке персонального состава, или о    
прекращении полномочий, потому что есть срок полномочий - три года - этих       
общественных комиссий. Сначала будет процедура публичного выдвижения            
кандидатур, публичного обсуждения, но внутри той или иной общественной          
негосударственной организации, потом она будет предлагать свои кандидатуры и    
уже на более широкой площадке будет обсуждение этих кандидатур, выдвинутых      
различными участниками процесса, в том числе, кстати, и должностными лицами -   
Лукиным, Астаховым, если говорить о федеральном уровне, и их коллегами на       
уровне субъектов Российской Федерации. Поэтому здесь, мне кажется, есть         
определённые гарантии. Ну, если вы видите, что там по процедуре нужно как-то    
усилить этот общественный диалог, общественную дискуссию вокруг тех или иных    
персоналий, давайте посмотрим.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Деньгин Вадим Евгеньевич.                         
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос Гарри Владимировичу.                                                     
                                                                                
Гарри Владимирович, по теме административного штрафа для должностных лиц в      
размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей, который налагается за                 
воспрепятствование осуществлению в соответствии с законодательством             
общественного контроля: достаточно открыть Интернет (я сейчас прямо открыл и    
посмотрел по разным регионам - по Новосибирской области, от которой я избран,   
например, по Псковской области и иным), чтобы увидеть, что кругом нарушения     
при выделении квартир, жилья детям-сиротам. Вопрос: вы не считаете, что         
данный штраф чиновники-мерзавцы... им плевать, что 500 рублей, тысяча рублей,   
они будут думать: ничего страшного не произойдёт, если мы не выделим            
детям-сиротам эти квартиры. Я считаю, что нужно увеличить сумму в десять раз,   
в двадцать раз, вот тогда другим неповадно будет!                               
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Вадим Евгеньевич, я думаю, что в данном случае вы, может   
быть, не совсем точно прочитали текст законопроекта. Тот размер штрафа, о       
котором вы справедливо говорите, вилка от 500 рублей до 1 тысячи рублей, -      
это не за конкретное нарушение прав детей, а за то, что должностные лица        
организации, в которой дети находятся, не пускают членов общественной           
комиссии, дают им какую-то ложную информацию, приводят их в какие-то            
потёмкинские деревни и так далее, и так далее. То есть имеется в виду           
деятельность, которая препятствует работе общественного контролёра, а не        
деятельность, которая связана с тем, что, если пользоваться вашей               
терминологией, мерзавцы не дают квартиру, это не такое нарушение. Тут           
говорится о воспрепятствовании деятельности члена общественной наблюдательной   
комиссии, а вы говорите о другом правонарушении, и там другая                   
ответственность, в том числе и уголовная, если обнаружены какие-то корыстные    
вещи. Речь идёт исключительно о таком правонарушении: если кто-то не пускает,   
за это штраф от 500 рублей до 1 тысячи рублей. Сейчас этого инструмента нет,    
и поэтому мы с вами, естественно, не можем практику проанализировать, её нет.   
Это мера превентивная, она не карательная, не смертельная, так сказать, но мы   
должны понимать, что надо пускать членов общественных комиссий, которые         
контролируют этот процесс. Зачем повышать штраф? У нас с вами практики нет,     
вы даже аргументацию предложили абсолютно из другой темы. И другая сторона      
тут может быть - когда член этой комиссии приходит и начинает себя вести не     
очень корректно с точки зрения законодательства. Поэтому давайте мы сейчас      
этот механизм запустим, повторю, что это никакого отношения не имеет к          
нарушению прав детей, это разные нарушения и здесь разные виды                  
ответственности, вплоть до самой тяжёлой. У нас речь идёт только о двух видах   
нарушений: когда не пускают контролёров, которых мы с вами ещё пока не имеем,   
либо когда контролёров пустили, а они сами нарушают законодательство,           
связанное с этой проблематикой. Поэтому здесь, я думаю, ваши опасения, они      
несколько, ну, скажем так, опережающие.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Список вопросов исчерпан, просьба записаться на выступления по пунктам 9, 10,   
11.                                                                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, сегодня в пятиминутном выступлении          
Екатерина Юрьевна довольно убедительно говорила о самом дорогом, что есть у     
нашего государства, о малолетних гражданах, тем более что речь в этих           
законопроектах идёт о тех детях, которые уже получили, скажем так,              
психологическую травму, потеряв своих родителей. Исходя из этих посылов,        
конечно, если не вдаваться в подробности, концептуально надо было бы            
поддержать и первый законопроект, и второй, и третий, которые представлял       
здесь уважаемый Гарри Владимирович, но вместе с тем, я думаю, вы согласитесь,   
что дьявол-то кроется в деталях всегда.                                         
                                                                                
Я не просто так задавал вопрос по статье 20, что же это за иные                 
негосударственные организации и будут ли эти негосударственные организации      
представляться иностранными гражданами, ведь мы действительно в пятом созыве    
много копий сломали, но так в принципе, на мой взгляд, и не решили вопрос,      
проблему усыновления наших детей иностранными гражданами, необходимо было       
дождаться массовой гибели наших российских детей, усыновлённых американцами,    
чтобы уже на уровне президента зазвучала эта тема. Нас очень смущает, что       
именно такое невнятное толкование статьи 20, о тех возможных вариантах, кто     
будет представлять своих, извините за тавтологию, представителей в эти          
общественные комитеты, может привести к тому, от чего мы уже, по-моему, все,    
в том числе и пока ещё президент Дмитрий Анатольевич Медведев, начинаем         
наконец-то отказываться.                                                        
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна Горячева задала очень правильный вопрос: а кто же   
будет обеспечивать деятельность этой общественно-бюрократической системы? Я     
предлагаю вам посмотреть на статью 11 данного законопроекта, и всё станет       
ясно. Как только чей-то представитель - какой-то непонятно какой, без           
ограничения, негосударственной организации - будет включён в состав этой        
наблюдательной комиссии, ему, вернее организации, сразу будет предложено        
возмещать расходы, связанные с осуществлением его полномочий, и оказывать       
содействие в материально-техническом и информационном обеспечении. Дорогие      
мои друзья и коллеги, ну ничего бесплатного, тем более в нынешнем мире, не      
бывает, и если кто-то начинает оказывать содействие финансовое, материальное    
и так далее, значит, он имеет в этом какую-то свою заинтересованность. А если   
вы посмотрите на пункт 2 этой статьи, то прочтёте, что обеспечение              
деятельности общественных наблюдательных комиссий может осуществляться также    
иными не запрещёнными законодательством Российской Федерации способами. А       
разве эта норма, уважаемый Гарри Владимирович, не говорит о том, что можно из   
госбюджета, из регионального бюджета финансировать эти общественные             
организации? Именно вот такая формулировка даёт широкие возможности как из      
бюджета государственного или регионального, муниципального финансировать, так   
и из общественных негосударственных фондов.                                     
                                                                                
Не могу не обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, ещё и на такой момент.    
Мои товарищи и коллеги также уже задавали этот вопрос: почему мы к членам       
общественных наблюдательных советов и к доверенным лицам - это статьи 14 и,     
опять же, 20 этого законопроекта - применяем такие мягкие критерии оценки их    
возможности или невозможности участвовать в этих комиссиях? Вот давайте         
возьмём ту же статью 14 - здесь сказано о погашенной или непогашенной           
судимости и так далее. Но ведь у нас есть действующий Трудовой кодекс, мы не    
забыли про него, и там есть 331-я статья, в которой говорится о праве на        
занятие педагогической деятельностью, и здесь ведь мы после долгих споров       
наконец-то нашли ту формулировку, которая позволяет закрыть доступ к самому     
дорогому, что есть в нашей стране, как было сказано в начале нашего             
заседания, тем мерзавцам, которые могут не только извратить психологию наших    
детей, тем более уже пострадавших, но и вообще лишить их жизни. Здесь ведь      
чётко и ясно сказано про имевших судимость: про тех, кто занимался педофилией   
или нарушал половую неприкосновенность и так далее, то есть имеется целый       
перечень - я не буду его зачитывать. Я не понимаю, почему разработчики          
обошлись такой мягкой формулировкой, вместо того чтобы взять полностью 331-ю    
статью Трудового кодекса и использовать её именно в этом законе. Если мы        
создаём новую общественную структуру и возлагаем на неё какие-то надежды,       
хотелось бы, конечно, в расчётах и вообще в прогнозах, в планировании           
показать, что, создав такие общественные наблюдательные комиссии, мы хоть в     
какой-то степени улучшим положение этих бедных детей - тогда бы мы только       
способствовали этому.                                                           
                                                                                
Не могу не остановиться ещё на одном вопросе, который тоже вызывает сомнения,   
- о качественной разработке данного законопроекта. Нет, не концепции, поймите   
меня правильно. Да, надо создать все государственные контрольные органы, надо   
создать все общественные контрольные органы, контрольные комиссии и так         
далее, ну, детей надо защищать, это действительно будущее наше. Но опять        
берём статью 19, часть 1, пункт 3, это о том, кто имеет право беседовать с      
этими детишками. Вот здесь прямо, чётко написано, что член общественной         
наблюдательной комиссии или доверитель, доверенное лицо имеют право             
беседовать с детьми без свидетелей. Ну где вы это видели? Вы тогда              
сопоставьте с тем, что я вам сказал про негосударственные организации, с тем,   
как это будет финансироваться, - и как же мы своих детей, наших российских      
детишек будем оставлять один на один без психолога, без педагога и так далее?   
Да можно получить такие результаты после этих бесед, что мы все будем           
хвататься за голову и срочно что-то менять! У нас есть уже принятая, законом    
утверждённая норма, что все беседы, в том числе и просто собеседование с        
детьми, обязательно проводятся с участием психолога, педагога или человека,     
компетентного в этой области.                                                   
                                                                                
Я могу приводить примеры ещё по многим статьям, которые просто подтверждают,    
что у нас всё больше и больше вырождается нормальная, профессиональная          
практика подготовки законопроектов. Жаль, что это уже коснулось и               
президентской структуры, у президента огромные возможности, и он мог бы,        
прежде чем вносить такие законопроекты, потребовать от своих сотрудников, от    
тех, кто разрабатывал этот законопроект, хотя бы тщательных формулировок и      
объяснения по всем статьям законопроекта, который вносится.                     
                                                                                
Я ещё раз подчёркиваю, чтобы потом не было никаких обвинений и криков, что      
вот это крайне необходимо, нужно и так далее: мы, уже наученные горьким         
опытом общения здесь, в Государственной Думе, когда на веру принимали те или    
иные обязательства или обещания, в такой редакции, хотя в целом, если по        
названию смотреть, вроде бы всё приемлемо, концептуально законопроект           
поддержать не можем. Наша фракция воздержится при голосовании по первому        
законопроекту в первом чтении. Мы подготовим все поправки.                      
                                                                                
Кстати, я должен обратить внимание вот ещё на что. У нас уже складывается - я   
думаю, все опытные депутаты это подтвердят - какая-то порочная практика         
содокладов. Ведь часть из того, что я говорил... (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите на тридцать секунд.                              
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Часть из того, что я говорил, отражено в заключении            
комитета, с которым выступала Екатерина Юрьевна. Вот мы что-то говорим о        
содержании, а о содержании говорить не надо, надо было сказать, что вот по      
этому законопроекту есть такие-то замечания.                                    
                                                                                
Так вот во втором чтении, если это всё будет учтено, мы готовы поддержать       
этот законопроект. По второму и третьему у нас пока таких замечаний нет,        
поэтому мы их поддержим... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Мануйлова Ирина Викторовна.                                                     
                                                                                
МАНУЙЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
По 9-му пункту, об общественном контроле.                                       
                                                                                
Действительно, сегодня в российском законодательстве принято немало законов и   
поправок, которые улучшают положение детей-сирот и детей, оставшихся без        
попечения родителей, дают им возможность получить образование, профессию,       
жильё и, в общем-то, стать достойными, полноправными гражданами, реализовать    
личностный потенциал, создать семью, но это законодательно, а на практике, к    
сожалению, сегодня только около 10 процентов таких детей реально получают       
хорошее образование, создают полную, благополучную семью, в которой             
воспитываются дети. Функции по защите прав и интересов детей-сирот и детей,     
оставшихся без попечения родителей, сегодня согласно статье 121 Семейного       
кодекса возложены на органы опеки и попечительства. Наделены также правом на    
участие в осуществлении этой деятельности и органы местного самоуправления.     
Как правило, между ними устанавливаются на основании соглашения о               
сотрудничестве достаточно тесные контакты. В отдельных муниципальных            
образованиях учреждены специализированные правозащитные органы, институты       
уполномоченных по правам ребёнка. Однако, к сожалению, мы по-прежнему           
регулярно получаем информацию о том, что права и интересы детей-сирот и         
детей, оставшихся без попечения родителей, нарушаются. Именно поэтому фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что законопроект об общественном контроле является     
актуальным, необходимым и своевременным, потому что данный законопроект         
устанавливает организационные и правовые основы осуществления общественного     
контроля за обеспечением прав этих детей, предусматривает создание              
общественных наблюдательных комиссий, которые смогут реально обеспечить         
независимый общественный контроль. И вот здесь, пожалуй, главное слово - это    
"независимый", именно это делает возможным своевременное выявление нарушений    
прав и законных интересов этих детей, а привлечение к работе комиссий и         
доверенных специалистов во многом поможет снять те вопросы, которые сегодня     
здесь прозвучали, и, безусловно, повысит эффективность работы комиссий.         
                                                                                
Мы много сегодня говорим о формировании и становлении гражданского общества в   
России, но связываем это преимущественно с теми протестными акциями и           
митингами, которые наблюдаем. А ведь, по большому счёту, гражданское общество   
- это в первую очередь и огромное количество общественных объединений,          
некоммерческих организаций, которые в течение многих лет берут на себя          
обязательства по выполнению социальных задач, в том числе таких, как            
поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, защита их     
прав и свобод, материальная поддержка детских домов, проведение отдельных       
мероприятий, повышение интеллектуального и культурного уровня развития этих     
детей, организация их отдыха и оздоровления, включая каникулярное время.        
                                                                                
В качестве примера хочу привести событие, которое произошло в Новосибирске      
1-2 марта, - это открытый гражданский форум "Гражданский диалог", который       
показал, что имеющиеся сегодня в области общественные организации иногда        
гораздо более качественно и эффективно справляются с выполнением тех            
социальных задач, которые возложены на государственные учреждения. Не           
использовать потенциал и возможности этих организаций при решении такого        
важного вопроса, как защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся    
без попечения родителей, было бы просто преступно, поэтому данный               
законопроект определяет порядок и условия оказания общественными                
объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а       
также отдельными лицами содействия организациям для детей-сирот и детей,        
оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые находятся в этих     
учреждениях. Законопроект также прописывает возможные формы такого              
содействия, и принятие данного закона будет способствовать ещё и привлечению    
институтов гражданского общества к решению проблемы обеспечения прав            
детей-сирот, а это будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению       
гражданского общества в нашей стране. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проект    
закона поддерживает.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наш депутат          
Решульский облегчил мне задачу, потому что со всем, о чём он говорил, я         
полностью согласна. Остановлюсь вот на таком моменте. Получается, что мы,       
сидящие в одном зале, очень волнуемся о будущем наших детей, особенно самых     
обездоленных - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в    
то же время имеем разные точки зрения на то, как это осуществить. Вот честно    
хочу сказать: да, правильно, Дмитрий Анатольевич заботится о том, чтобы как     
можно больше граждан нашей страны вовлечь в управление государством, в          
деятельность, полезную для государства и так далее, но вот после принятия       
этого закона что изменится? Честно говоря, я сомневаюсь, что вообще что-либо    
изменится. Прежде всего мы не ставим чётко вопросы, что такое права ребёнка и   
что мы должны защищать. Вы скажете, что это есть в другом законе. Вот когда     
мы говорим о том, что в статьях нужно что-то подчеркнуть, всегда                
аргументируют тем, что это всё уже есть, уже где-то об этом написано, а когда   
нужно подчеркнуть, что именно власть хотела бы это сделать, тут можно и         
повторить, о чём уже говорил Сергей Николаевич Решульский.                      
                                                                                
Что такое права ребёнка, что мы должны защищать? Ну, это, наверное, чтобы       
ребёнок жил хотя бы в сносных условиях, чтобы ребёнок был здоров, чтобы могли   
о здоровье его заботиться и в нужный момент оказать необходимую помощь, чтобы   
ребёнок всегда был одет, обут, сыт и чтобы питался он не просто чем-нибудь, а   
необходимыми ему качественными продуктами. Необходимо и такой вопрос учесть,    
что дети-сироты ждут свою семью, они хотят иметь семью, и поэтому вопросы       
усыновления тоже связаны с правами этого ребёнка, хотя мы не спрашиваем         
детей, когда отправляем их на усыновление за рубеж. Ещё нужно учесть, что,      
когда эти дети становятся взрослыми, им нужно жильё. Вот об этом несколько      
раз сегодня уже упоминали, потому что жильё - это больной вопрос, не решённый   
совершенно в нашей стране. Кто его должен выдавать - вот тут конкретно надо     
посмотреть и последить. Видите, какой спектр проблем! А теперь ещё              
добавляется сюда вопрос о надругательстве над детьми и о наказаниях, которые    
бывают в этих учреждениях, - физических наказаниях, которые недопустимы. Это    
тоже нарушения их прав. Всё это нужно чётко прописывать.                        
                                                                                
И теперь давайте посмотрим, какие же люди компетентные могут все эти права      
ребёнка защищать? Я всегда считала, будучи директором школы-интерната, где      
много было детей-сирот и тех, кто был под опекой... Но кто будет проверять?     
Вот тут написано в одной статье: наказание, если вдруг такой директор           
непослушный не пустит такую комиссию, - 500 рублей, 1 тысяча рублей. Можно      
было эту статью вообще не писать, директора пускают всегда - это послушные      
люди, они боятся наказания (чаще всего ведь на них отыгрываются!), они пустят   
эту комиссию, а вот кто будет проверять - это очень важно. У нас разве?.. Я,    
например, всегда руководствуюсь интересами государства и думаю, что у нас       
много государственных структур, есть и управление образования, есть теперь      
целая структура - уполномоченный по правам человека, которые этим занимаются.   
Нет, давайте мы ещё сюда впишем общественные организации, да ещё вдобавок       
иные какие-нибудь! Какие иные, непонятно. Мне непонятно, как это может          
действовать, когда не прописаны финансовые средства и говорят: нет, не          
потребуется денег из бюджета. Но это значит просто продекларировать опять, в    
очередной раз заботу, которой, по сути, на деле не будет. И ещё говорят:        
нельзя тут бюджетные средства использовать, потому что кто платит, тот и        
музыку заказывает. А кто же бесплатно у нас сегодня работает? Тогда эти         
общественные организации будут работать на деньги, которые им кто-то другой     
платит. А когда кто-то другой платит, меня очень настораживает это.             
                                                                                
То есть вопросов здесь очень много, и не потому, что мы не хотим принимать      
этот законопроект, как раз наоборот, название-то очень хорошее, но правильно    
сказал уже представитель наш, что нам необходимо посмотреть, будут ли во        
втором чтении учтены замечания. Ведь можно написать текст красивый, как мы      
все заботимся о детях и так далее... И вот теперь пустим в эти школы, и в       
детские дома, и в семейные детские дома ещё и общественность! Это не всегда     
даёт плюсы. Я знаю, как мы стали пускать представителей общественности в        
места заключения и к чему это привело. Зачастую это приводит не к               
положительному, а к отрицательному результату - многие обнаглевшие там          
сидящие начинают считать, что, видите ли, они ещё и герои! Я думаю, что любое   
дело должен делать профессионал.                                                
                                                                                
И я честно говорю, не скрываю, я тоже считаю, что Общественная палата - это     
пятое колесо в телеге государственной. И зачем она нужна была, я тоже не        
знаю, и кто её членов избирает и назначает, тоже не знаю. И плюс к тому ещё     
придумали, что они по нашим законопроектам должны давать свои, так сказать,     
анализы, резюме. А теперь ещё хотим дать им право формировать вот этот          
контрольный орган! Знаете, такое впечатление, что этот закон, будем говорить,   
скоропалительный, как будто нужно быстрее-быстрее что-то принять, нужно         
что-то сделать, потому что об этом было сказано в послании президента.          
Раньше, в советское время, был народный контроль, в народный контроль           
избирались люди, государственные мужи, которые имели огромный опыт, но даже     
тогда не всегда их решения были совершенно верными и справедливыми. Поэтому     
вот за эти законопроекты, особенно за первый, мы подождём голосовать,           
посмотрим, что будет ко второму чтению.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Зубов Валерий Михайлович.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Вы знаете, я не буду полемизировать ни по вопросу, насколько эта                
общественно-бюрократическая система будет ослаблена или усилена, ни по          
вопросу о созреваемом качественном гражданском обществе у нас в стране, я бы    
хотел немножко сместить акцент обсуждения данной проблемы и заявить следующий   
тезис: вообще-то, мы решаем частные вопросы, не решив самого главного. Меня     
всегда мучил один вопрос: почему у нас в стране всё-таки так много бездомных    
детей? И даже если они у нас в детдомах - это безродительские дети. Почему их   
так много? Какова, вообще, здесь основа?                                        
                                                                                
Моё поколение помнит изумительный по своим художественным достоинствам фильм    
"Евдокия", в котором показаны корни данной проблемы. Там люди совершают очень   
благородное дело, то, о чём мы все мечтаем, - не имея своих детей, усыновляют   
чужих. Но такие люди постоянно в тревоге за то, что их семья будет разрушена    
общественным мнением, и вынуждены всё время менять место жительства, чтобы      
прятаться, их шантажируют тем, что они усыновляли детей.                        
                                                                                
Недавно, ну, относительно, несколько лет уже назад, прошёл у нас фильм          
"Кука", который не получил никакого особого резонанса, где показана борьба      
маленькой девочки за своё существование в окружении огромного количества и      
организаций, и людей, которые должны были бы ей помочь, но она вынуждена        
самостоятельно пробиваться в жизни, убегает из одной из тех организаций, куда   
её всё-таки насильно втягивают, и начинает жить, выбрав свой путь. Ну, конец    
там хороший и счастливый, но вот вопрос: почему всё-таки так много у нас        
бездомных детей?                                                                
                                                                                
Полемика по поводу усыновления иностранцами, мне кажется, достаточно            
прямолинейно и плоско проходила в Государственной Думе, потому что не было      
дано ответа на один очень важный вопрос: почему мы не усыновляем детей из тех   
стран, которые усыновляют наших? Это вопрос, на который надо бы ответить. Я     
уже не говорю о том, что количество детей, страдающих в России, ну, просто      
несопоставимо с количеством усыновлённых детей, пострадавших за рубежом, это    
просто разные порядки. Вот два момента, которые опять же на слуху.              
                                                                                
Ещё когда был Советский Союз, произошла трагедия в одной республике, теперь     
это уже заграница, в Армении, - разрушительное землетрясение в Спитаке. И       
после этого, конечно, была масса погибших людей, масса в первый момент          
детей-сирот, и тут же такой гражданский порыв - всесоюзная кампания по          
усыновлению. Результат какой? Ни одного ребёнка не было усыновлено за           
пределами Армении, всех усыновили армянские семьи, они посчитали, что это их    
дети, и они их усыновили.                                                       
                                                                                
Я проживаю в Красноярском крае, у нас есть огромное поселение староверов. Нет   
такого понятия, как беспризорный, лишившийся родителей, если ребёнок            
принадлежит к общине староверов. Как это получается? Я убеждён в том, что,      
обсуждая организационные, юридические вопросы, связанные с этой сложной         
проблемой, финансовые вопросы, давая кому-то права контроля больше или          
меньше, определяя порядок этого контроля, мы никак не подступимся к             
идеологической, психолого-национальной основе того, что у нас постоянно         
воспроизводится количество бездомных детей, постоянно воспроизводится           
количество неблагополучных семей.                                               
                                                                                
Мы с вами сформировали в рамках бюджета фонд поддержки кинематографии. Можно    
ли назвать хоть один фильм, который получил поддержку этого фонда, на           
создание которого был получен кредит Внешэкономбанка, который затронул бы вот   
такую болезненную, сложную, не очень-то коммерческую тему? Нет, не можем        
назвать, а именно под это создавался фонд и под это, очевидно, всё-таки         
Внешэкономбанк выдавал кредиты.                                                 
                                                                                
Наша фракция проголосует за данные законопроекты, но есть мнение в нашей        
фракции, что вот всё как-то по верхушкам, всё как-то уходим от основной         
проблемы. А проблема заключается в очень простых по постановке вопросах,        
решения которых пока не видно: почему в России из года в год, и в тяжёлые       
времена, и во время тучных финансовых лет, воспроизводится безотцовщина,        
почему у нас детские дома генерируют поколение, почти с ходу готовое попасть    
в преступную среду, почему мы не можем видеть ни через средства массовой        
информации, ни через демонстрацию реальных примеров, когда эта проблема         
решается как-то по-другому, почему наших детей усыновляют зарубежные            
усыновители, почему мы даже своих усыновить не можем, а в тех случаях, когда    
усыновляем, потом получаются вот такие трагические истории, которые мы          
неоднократно здесь разбирали?                                                   
                                                                                
Мы поддержим законопроект, но нам кажется, что всё-таки это достаточно          
поверхностная, робкая попытка подступиться к решению проблемы безотцовщины в    
стране.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Поневежский Владимир Александрович.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Хочу поддержать концепцию    
всех трёх законопроектов и предлагаю одобрить их в первом чтении по следующим   
основаниям. Предлагаемые законопроекты направлены на создание конкретных        
правовых механизмов, необходимых для осуществления общественного контроля за    
обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.      
Так, в соответствии с предлагаемыми законопроектами Уполномоченный по правам    
человека в Российской Федерации принимает участие в формировании общественных   
наблюдательных комиссий, в свою очередь общественные наблюдательные комиссии    
ежегодно направляют уполномоченному материалы по итоговому осуществлению        
общественного контроля за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся     
без попечения родителей. То есть эти изменения, которые вносятся                
законопроектом, целесообразны и своевременны.                                   
                                                                                
Кроме того, хочу сказать, что законопроект "О внесении изменений в Кодекс       
Российской Федерации об административных правонарушениях" создаёт механизмы     
реального административного принуждения, необходимые для эффективного           
осуществления общественного контроля. В частности, законопроект                 
предусматривает установление административной ответственности за нарушение      
законодательства об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и    
детей, оставшихся без попечения родителей, а также административной             
ответственности членов общественных наблюдательных комиссий за нарушение        
законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность организаций   
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путём дополнения   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой          
статьёй 19.32-1.                                                                
                                                                                
Кроме того, я полностью разделяю мнение комитета, что правовая норма должна     
отвечать критериям формальной определённости, ясности, недвусмысленности, и в   
этой связи составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1   
и 2 предлагаемой статьи 19.32-1, нуждаются в уточнении. Но, учитывая, что       
высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены    
в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении, предлагаю      
поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Золочевский Виталий Сергеевич.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Хотел бы в первую очередь поддержать коллегу Зубова в связи   
с тем, что он поднял вопрос усыновления детей-сирот. Ведь действительно эта     
проблема не просто актуальна, уважаемый господин Астахов ещё в середине         
прошлого года сказал, что у нас более семисот тысяч детей-сирот. Проблема, на   
мой взгляд, более легко решаема, чем принято полагать. Ведь смотрите, у нас в   
последнее время в стране активно используются электронные средства: создаются   
разные интернет-сайты, "электронное правительство", госуслуги, мы скоро будем   
даже в поликлиники в электронную очередь записываться. Ну почему бы не          
создать федеральную базу по усыновлению, где могли бы быть данные и о детях,    
которых можно усыновить, и родители тоже могли бы регистрироваться в этой       
базе? Но надо, чтобы именно от государства исходила инициатива создания такой   
системы. Многие люди хотят иметь детей, многие семейные пары, но они не могут   
иметь детей и с удовольствием взяли бы себе ребёнка из детского дома. Не у      
всех это получается.                                                            
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович вносил инициативу относительно помощи в          
размере 100 тысяч рублей для матерей, которые не хотят иметь ребёнка, то есть   
которые хотят отказаться от детей. К сожалению, Государственная Дума не         
поддержала этот законопроект. Многие законопроекты нашей фракции были           
направлены именно на решение этой проблемы. Может быть, путём озвучивания       
данного предложения её решение получит какой-то новый виток, Гарри              
Владимирович? Я надеюсь, что это будет обсуждено.                               
                                                                                
Во многих странах иметь ребёнка - это привилегия, почему в нашей стране         
другой подход к тому, чтобы именно усыновить ребёнка, и люди борются,           
доказывают в специальных комиссиях - вот когда имеют значение комиссии, - что   
они в состоянии взять себе детей? А я знаю много примеров, мне известно много   
людей, которые берут детей изначально с целью не воспитать их, а заработать,    
получить средства, потому что на этих детей выделяются деньги, и не всегда      
они достаточно адекватны, не всегда они в состоянии воспитать здорового члена   
общества, и деньги в этой ситуации - камень преткновения. Вот как вариант: мы   
же проводили переаттестацию в МВД, когда сотрудниками полиции все стали, -      
давайте проведём переаттестацию сотрудников приютов, тех конкретных людей,      
которые следят за детьми, давайте посмотрим, что они и кто они. Вот тогда       
действительно нужны будут те комиссии, советы, о которых вы говорите.           
                                                                                
Я в 2005 году, когда возглавлял всероссийскую молодёжную организацию ЛДПР,      
ездил в посёлок сельского типа Вохма Вохомского района Костромской области,     
он находится практически в 500 километрах от Костромы, и туда пока доедешь по   
разбитой дороге, с ума сойдёшь. Я ездил, чтобы привезти детям-сиротам в         
детский дом пятьдесят велосипедов от партии ЛДПР. И вот представляете, я туда   
приезжаю - там менее пяти тысяч человек проживает и за 200 километров до        
этого посёлка Вохма перестаёт ловить мобильная связь. Какие там общественные    
организации будут формировать данные комиссии, советы, которые будут            
проверять? А это районный центр.                                                
                                                                                
Что далеко ходить? Я избран от Владимирской области, там большинство            
общественных организаций не функционирует, они созданы для того, чтобы          
включать граждан членами территориальных избирательных комиссий, участковых     
избирательных комиссий от известной нам партии, для того, чтобы у этой партии   
было большинство, понимаете? В чём здесь будет заключаться работа этих          
общественных организаций? Ведь эти организации в большинстве своём не в         
состоянии даже лишний компьютер себе купить, не то что... Они по большей        
части пытаются заработать денег, чтобы нормально функционировать, и у нас в     
итоге не будет даже... То есть страшно, кто будет представлять такие советы в   
некоторых регионах. Понятно, что в больших городах и в субъектах типа Москвы,   
Санкт-Петербурга, в развитых регионах будет всё в порядке.                      
                                                                                
Вы сказали, что функции данных советов будут представлять собой больше          
контрольные функции. Ну вот смотрите, подобные контролёры... Понимаете, у нас   
в стране много контролёров. Вот в Москве в троллейбусах контролёров убрали и    
ввели турникеты. На мой взгляд, государственная система должна работать         
больше как пропускной турникет, нежели контролёр, тогда это будет отлаженным    
и эффективным.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Сергеевич.                               
                                                                                
Кулиева Василина Васильевна.                                                    
                                                                                
КУЛИЕВА В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По мере возрастания рисков и        
усиления угроз детству требуется всё более целенаправленная и сильная           
государственная политика и планомерная профилактическая работа. Признавая       
кризисное положение детей, необходимо прилагать максимальные усилия по защите   
прав данной категории граждан. Принятие законопроекта "Об общественном          
контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения     
родителей" будет способствовать обеспечению прав и законных интересов           
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также привлечению    
институтов гражданского общества к решению проблемы обеспечения прав            
указанных детей.                                                                
                                                                                
Мне хотелось бы вернуться к законопроекту "О внесении изменений в Кодекс        
Российской Федерации об административных правонарушениях", где сказано:         
воспрепятствование осуществлению в соответствии с законодательством             
Российской Федерации общественному контролю влечёт предупреждение или           
наложение административного штрафа. Коллеги, пока мы предупреждаем, может       
произойти всё что угодно: помещение ребёнка в психиатрическую больницу, как     
это было в городе Наро-Фоминске, в Подмосковье, суициды. Так что фракция ЛДПР   
предлагает рассмотреть вариант усиления мер ответственности должностных лиц,    
вплоть до увольнения, за нарушение законодательства об общественном контроле    
за обеспечением прав детей-сирот.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово. Гарри Владимирович, пожалуйста.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Иван Иванович.                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, прежде всего я хотел бы вас поблагодарить за то, что        
вопросам защиты прав детей мы всегда вместе с вами уделяем достаточно большое   
внимание. И сам ход дискуссии, и то, что и председательствующий сегодня         
предоставил возможность выступить всем, кто записался и на вопросы, и на        
выступления, это действительно говорит о том, что тема, которую мы с вами       
сегодня обсуждаем, весьма и весьма актуальная. При этом я хотел бы буквально    
два замечания, вернее, два комментария высказать по поводу нашей дискуссии.     
                                                                                
Первое. Безусловно, всё-таки формат обсуждения конкретных законодательных       
инициатив я не стал бы совмещать с форматом парламентских слушаний по           
проблематике вообще. При всём уважении к позициям фракций, к лидерам фракций,   
к инициативам, которые направлены на комплексное рассмотрение или решение       
детской, назовём её так, проблематики, - безусловно, это всё заслуживает        
внимания и дополнительной оценки - формат пленарного заседания и рассмотрение   
конкретных законодательных инициатив - это всё-таки другой жанр.                
                                                                                
И второе. Так как записывались разные представители от одних политических       
фракций, то здесь я хотел бы для себя... по крайней мере, у меня возникла       
одна дилемма, которую я не знаю, как разрешить. Например, коллега из одной      
фракции говорит, что нужно исключить возможность государственного               
вмешательства, он видит опасность в том, что в соответствии с формулой любые    
не запрещённые законодательством средства могут допустить возможность и         
бюджетного финансирования. Хотя это, конечно, не так, и Сергей Николаевич это   
знает, поскольку возникает ответственность за нецелевое использование           
бюджетных средств, ведь бюджетные средства - это не средства физического лица   
или юридического лица, бюджетные средства имеют целевое назначение, и, если     
нет соответствующего полномочия у органа власти, любое расходование денежных    
средств на иные цели - это в принципе может повлечь даже и уголовную            
ответственность, это запрещено. А другой представитель этой же фракции          
говорит: давайте мы всё, упрощённо говоря, огосударствим. И вот такая позиция   
фракции, когда один говорит: "Все на левый борт", другой: "Все на правый        
борт", - это или перспектива, скажем так, дальнейшего отказа от голосования,    
или действительно какая-то несогласованность позиции. Здесь всё-таки, мне       
кажется, если идёт высказывание позиции фракции не по конкретным статьям, а     
именно концептуально, наверное, было бы хорошо, чтобы я мог понимать логику     
нашей дальнейшей работы, хотя бы в какую сторону какой вектор предлагается      
для доработки тех или иных положений законопроекта.                             
                                                                                
Ещё раз всем большое спасибо, и я надеюсь на вашу поддержку.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Екатерина Юрьевна Семёнова, будете выступать с заключительным словом? Нет.      
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин? Тоже нет.                                             
                                                                                
Тогда выносим пункты 9, 10, 11 на "час голосования".                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4755 по 4807 из 5871
В первом чтении голосуется проект федерального закона "Об общественном          
контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения     
родителей".                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пункт 10 повестки, предлагается одобрить проект федерального конституционного   
закона "О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного        
закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение принято, законопроект одобрен.                                          
                                                                                
11-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс        
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.