Заседание № 237
О проекте федерального закона № 314401-4 "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка размещения осуждённых при отбывании наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к законопроектам, рассматриваемым в третьем чтении. Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по безопасности Сергея Николаевича Абельцева. АБЕЛЬЦЕВ С. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Прежде всего позвольте поприветствовать директора Федеральной службы исполнения наказаний Калинина Юрия Ивановича, находящегося здесь в зале. Законопроект "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" принят во втором чтении 15 июня текущего года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении я подробно объяснял причины, по которым необходимо внести данные изменения. Как показывает международная практика, ни в одной стране мира не применяется деление осуждённых для их направления в исправительные учреждения по признаку гражданства или по национальному признаку. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, практически в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы определены колонии общего и строго видов режимов для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, в этих же колониях содержатся и осуждённые граждане России. Тем самым настоящим законопроектом мы лишь узаконим сложившуюся практику. Содержание осуждённых иностранцев на общих основаниях ни в коей мере не ущемит их правовое положение как иностранных граждан. В частности, никто не умаляет их право, предусмотренное частью пятой статьи 12 кодекса, в отношении ведения переписки, дачи объяснений, обращений и прочего на родном языке. В необходимых случаях администрация колонии обязана и имеет возможность пригласить переводчика. Содержать же переводчиков в штате колонии совершенно не имеет смысла, поскольку в учреждениях уголовно-исполнительной системы в настоящее время отбывают наказание граждане пятидесяти восьми разноязычных стран. Необходимо также отметить, что Президентом Российской Федерации 5 февраля этого года подписан Федеральный закон "О признании утратившим силу абзаца шестого пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства будут содержаться с подозреваемыми и обвиняемыми российскими гражданами. Уважаемые депутаты, Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Есть ли замечания по части данного предложения комитета? Нет. Спасибо, присаживайтесь.
Объявляется "час голосования". Пункт 6. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Третье чтение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования - депутат Митрофанов. Я не могу не дать слово. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые друзья, мы, как в прошлый раз, поддерживаем эту поправку и понимаем при этом, что часть заключённых, считающихся иностранцами, являются выходцами из так называемого ближнего зарубежья. По сути дела, это наши бывшие граждане, они знают язык, и только в силу политических обстоятельств оказались гражданами других стран, поэтому их это особенно касается. Им, я думаю, переводчики особенно не нужны, поэтому здесь правильнее, так сказать... Мы поддерживаем этот закон. И к Юрию Ивановичу Калинину просьба такая: поскольку на днях в Думе в связи с приездом Чавеса будет свалка, в полном составе фракция КПРФ придёт, вряд ли наши интеллигентные сотрудники ФСО её остановят - выделите конвойный спецназ, пожалуйста, для того чтобы, так сказать, здесь не было никаких ЧП, когда депутаты будут прорываться в зал, чтобы слушать Чавеса. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 59 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 236
О проекте федерального закона № 314401-4 "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка размещения осуждённых при отбывании наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов второго чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Доклад сделает заместитель председателя Комитета по безопасности Абельцев Сергей Николаевич. Пожалуйста, Сергей Николаевич. АБЕЛЬЦЕВ С. Н. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Прежде всего хочу поприветствовать находящегося с нами в зале директора Федеральной службы исполнения наказаний Юрия Ивановича Калинина. Проектом предусматривается внесение изменений в части вторую и третью статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность размещения осуждённых в ближайших исправительных учреждениях, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации, исходя из реальных возможностей уголовно-исполнительной системы, а также возможность содержать иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вместе с осуждёнными российскими гражданами. К законопроекту поступила одна поправка депутата Керимова, который исключает слово "ближайшие" из абзаца второго пункта 1, что позволяет учесть замечание Государственно-правового управления Президента Российской Федерации по данному законопроекту. Комитет по безопасности предлагает эту поправку принять. Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает необоснованным исключение из содержащегося в части третьей статьи 73 кодекса перечня категорий осуждённых, которые должны направляться для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, иностранных граждан и лиц без гражданства. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, во исполнение требований действующей нормы части третьей статьи 73 кодекса, устанавливающей, что осуждённые - иностранные граждане и лица без гражданства должны направляться для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, практически в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы определены колонии общего и строгого видов режима для содержания указанных лиц. В этих же колониях содержатся и осуждённые граждане России. Необходимо отметить, что данное требование кодекса по традиции перешло из предыдущих редакций аналогичных кодексов республик, входивших в состав бывшего СССР, и было обусловлено закрытостью государственной системы советского периода, а также специфическим составом содержащегося тогда контингента - это шпионы, диверсанты и прочие. Между тем, как показывает международная практика, ни в одной стране мира не применяется деление осуждённых при их направлении в исправительные учреждения по гражданскому или национальному признаку. Содержание осуждённых - иностранцев на общих основаниях ни в коей мере не ущемит их правовое положение как иностранных граждан. В частности, никто не умаляет их права, предусмотренного частью пятой статьи 12 кодекса, в отношении ведения переписки, дачи объяснений, обращений и другого на родном языке. В необходимых случаях администрация колонии обязана и имеет возможность пригласить переводчика. Содержать же в штате колонии переводчиков совершенно не имеет смысла, поскольку в учреждениях уголовно-исполнительной системы в настоящее время отбывают наказание граждане пятидесяти восьми разноязычных стран. Необходимо также отметить, что Президент Российской Федерации 5 февраля этого года подписал Федеральный закон № 9-ФЗ "О признании утратившим силу абзаца шестого пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые - иностранные граждане и лица без гражданства будут содержаться вместе с подозреваемыми и обвиняемыми - российскими гражданами. Также необходимо отметить, что законопроект принят нами в первом чтении, а значит, концепция законопроекта получила одобрение. Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает утвердить таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, и принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, таблица поправок состоит из одной поправки, рекомендованной к принятию. Есть ли по ней замечания? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 43 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принимается. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 15 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9% Результат: принято Принимается. Есть предложение - у вас на руках имеется проект постановления - принять этот законопроект и в третьем чтении. Есть ли у кого-то возражения? Нет. По мотивам - Жириновский Владимир Вольфович... Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Спасибо. В целом поддерживаю этот законопроект, тем более докладывает его представитель нашей фракции, который разбирается в этих вопросах. Но хочу всё-таки понять несколько моментов, связанных с уголовно-исполнительной системой. Иностранцы будут содержаться вместе с нашими гражданами - не приведёт ли это, так сказать, к обмену опытом и усилению процессов создания международной преступности? Нигерийские товарищи поделятся с нашими, как надо работать по наркоте, какие есть пути. Китайские товарищи тоже расскажут много интересного. Теперь они все вместе будут, времени будет полно, язык общения, как правильно сказал Сергей Николаевич, будет найден так или иначе, на ломаном русском или на ломаном английском объяснятся. Не просто так в Советском Союзе эту публику накапливали в отдельном месте, потому что велась определённая работа с ними. Какая работа, я думаю, всем понятно в этом зале. Насколько эту работу можно будет вести, когда заключённые в смешанном составе будут находиться? Так что вопросы здесь есть. И понятно, что в мире нигде нет отдельной системы, поэтому так или иначе нам надо будет что-то делать. Но тем не менее эти особенности нужно учитывать, чтобы не создавать международную транснациональную преступность. Второе. Конечно, мы считаем - и, я думаю, Сергей Николаевич Абельцев предложит это в ближайшее время, - что необходимы всё-таки некоторые изменения в уголовно-исполнительной системе по части демократизации в нормальном понимании этого слова, то есть, условно говоря, доступ женщин - или жён, или подруг - в учреждения уголовно-исполнительной системы должен быть либерализован, безусловно, чтобы несколько изменить там обстановку. То же самое касается и женских колоний - доступ туда людей другого пола, особенно супругов, должен быть упрощён. Как мы считаем, это надо записать в законе, ситуация здесь должна измениться. И есть ряд других мер и идей, которые необходимо осуществлять. В целом, конечно, это очень сложная система. И надо отметить, что это одна из немногих систем в государстве, которая пережила все качки и турбулентность начала 90-х годов, середины 90-х годов. Конечно, с большими проблемами, но система выжила и нуждается, конечно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Косопкин Александр Сергеевич, пожалуйста. КОСОПКИН А. С. Любовь Константиновна, у меня просьба к комитету и к докладчику ограничиться сегодня только вторым чтением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не возражают комитет и докладчик? Митрофанов по третьему чтению выступал по мотивам. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Воздержаться. Поддерживаем предложение Александра Сергеевича Косопкина.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 314401-4 "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка размещения осуждённых при отбывании наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, у нас последний вопрос порядка работы остался, за исключением трёх альтернативных законопроектов. Мне подсказывают, что докладчики по пунктам 13.1, 13.2 и 13.3 не возражают, чтобы мы сейчас рассмотрели пункт 21, а потом - три законопроекта из разряда альтернативных. Нет возражений, коллеги? Нет. Чтобы уж потом сосредоточиться на этом пункте порядка работы... Я приглашаю на трибуну депутата Абельцева Сергея Николаевича. Он доложит проект федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я знаю, но докладчики не возражают. АБЕЛЬЦЕВ С. Н. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Проектом предлагается внесение изменений в части вторую и третью статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность размещения осуждённых в ближайших исправительных учреждениях, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации, исходя из реальных возможностей уголовно-исполнительной системы, а также возможность содержать иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вместе с осуждёнными - российскими гражданами. Разработка проекта федерального закона обусловлена следующим. Ежегодно в места лишения свободы поступают более трёхсот тысяч осуждённых. Федеральной службой исполнения наказаний принимаются меры по их размещению в строгом соответствии с законодательством. Вместе с тем действующая редакция статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей направление осуждённых, предусматривает в случае невозможности размещения осуждённых в исправительных учреждениях по месту жительства или по месту осуждения возможность направлять их в другой, но только ближайший субъект Российской Федерации. При этом не учитывается то обстоятельство, что при наличии в уголовно-исполнительной системе достаточного количества исправительных учреждений для размещения всех осуждённых к лишению свободы в ряде регионов они отсутствуют либо количество их явно недостаточно. Это в первую очередь касается Москвы и Московской области. В целях рационального размещения осуждённых, которых приходится вывозить для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали до осуждения, в связи с отсутствием исправительных учреждений или их перенаполнением и разработан данный проект федерального закона. Комитет Государственной Думы по безопасности в соответствии с замечаниями Государственно-правового управления Президента Российской Федерации предлагает при рассмотрении законопроекта во втором чтении исключить слово "ближайшие" из абзаца второго пункта 1 проекта, поскольку в кодексе отсутствует чёткое юридическое понятие этого термина, что может привести к произвольному его толкованию при осуществлении правоприменительной деятельности. Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает необоснованным исключение из содержащегося в части третьей статьи 73 кодекса перечня категорий осуждённых, которые должны направляться для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, иностранных граждан и лиц без гражданства. По данным Федеральной службы исполнения наказаний России, во исполнение требований действующей нормы части третьей статьи 73 кодекса, устанавливающей, что осуждённые - иностранные граждане и лица без гражданства должны направляться для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, практически в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы определены колонии общего и строгого видов режима для содержания указанных лиц. В этих же колониях содержатся и осуждённые - граждане России. Необходимо отметить, что данное требование кодекса по традиции перешло из предшествующих редакций аналогичных кодексов республик, входивших в состав бывшего СССР, и было обусловлено закрытостью государственной системы советского периода, а также специфическим составом содержавшегося тогда контингента - шпионы, диверсанты и прочие. Между тем, как показывает международная практика, ни в одной европейской стране не применяется деление осуждённых при их направлении в пенитенциарные учреждения по национальному признаку. Содержание осуждённых - иностранцев на общих основаниях ни в коем случае не ущемит их правового положения как иностранных граждан. В частности, никто не умаляет их право, предусмотренное частью пятой статьи 12 кодекса, в отношении ведения переписки и дачи объяснений, обращений на родном языке. В необходимых случаях администрации колонии обязаны и имеют возможность пригласить переводчика. Содержать же в штате колонии переводчиков совершенно не имеет смысла, поскольку в учреждениях уголовно-исполнительной системы в настоящее время отбывают наказание граждане пятидесяти восьми разноязычных стран. Необходимо также отметить, что Президентом Российской Федерации 5 февраля этого года подписан Федеральный закон № 9-ФЗ "О признании утратившим силу абзаца шестого пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые - иностранные граждане и лица без гражданства будут содержаться вместе с подозреваемыми и обвиняемыми - российскими гражданами. Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Вы слышали мнение комитета. Есть ли желание у представителя президента высказаться? У представителя правительства? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Комитет за. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 53 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принимается законопроект.
ИВАНОВ С. В. Артур Николаевич, спасибо большое. Уважаемые коллеги, я всё-таки хотел бы заметить, что было небольшое нарушение Регламента, может быть, даже большое нарушение Регламента. По пункту 21, который мы обсуждали, комитетом-соисполнителем был Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Было абсолютно отрицательное заключение этого комитета. Огромное количество замечаний было высказано и в заключении Правового управления. Но, к сожалению, почему-то комитет-соисполнитель не выступил и не доложил свою позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы учтём это, Сергей Владимирович.