Заседание № 243
05.09.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 314152-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2649 по 2812 из 3192
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Государственный Совет Удмуртии просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Вот только я хотела бы уточнить: по 17-му или по 18-му вопросу Козерадский записался? По 18-му. Так, всё понятно. Содоклад от комитета сделает Гаджимет Керимович Сафаралиев. Пожалуйста, Гаджимет Керимович. САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Необходимость внесения данного законопроекта обосновывается авторами тем, что в ходе реализации в Удмуртской Республике Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был выявлен ряд противоречий. Отмечается также ряд положений, реализация которых без внесения соответствующих изменений и уточнений вызывает существенные трудности в правоприменительной практике. С целью решения указанных проблем представленным вашему вниманию законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако с большинством предложенных решений Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не может согласиться. Так, например, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается норма, допускающая вхождение в состав сельских муниципальных образований посёлков, не являющихся сельскими населёнными пунктами, что несёт в себе логическое противоречие и не может быть поддержано. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается расширить на городские округа действие части 2 статьи 12 федерального закона номер 131, определяющей порядок изменения границ муниципальных районов. При этом не учитывается, что городской округ является городским поселением, не входящим в состав муниципального района, а регулирование порядка изменения территории городского округа не может осуществляться так же, как регулирование изменения территории муниципального района. Пунктами 3 и 6 статьи 1 законопроекта предлагается урегулировать порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, создаваемого в результате преобразования муниципальных образований. Однако предлагаемые нормы неполны и внутренне противоречивы. Статью 19 закона номер 131 предлагается дополнить положением, устанавливающим, что федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, могут определять конкретные органы местного самоуправления, которые наделяются указанными полномочиями (пункт 4 статьи 1 законопроекта). Однако данное положение будет противоречить положению Конституции Российской Федерации, которое устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно исполняют свои полномочия. В этом предложении также не учитывается, что разграничение полномочий органов местного самоуправления по исполнению отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, является предметом правового регулирования самих органов местного самоуправления. В законопроекте предлагается также дополнить положения федерального закона номер 131 и Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" положением, допускающим право не выносить на публичные слушания проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, если федеральный закон или закон субъекта, в соответствие с которым приводится устав муниципального образования, не предусматривает возможности внесения альтернативных изменений в устав. Данное предложение также не может быть поддержано, так как при этом не учитывается, что положения федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, имеющих прямое действие, не требуется дублировать в уставе муниципального образования. В уставе должны отражаться только те положения законодательства, которые предписывают определённое правовое регулирование в уставе муниципального образования. Например, включение новых пунктов в перечень вопросов местного значения, определяемый 131-м законом, не означает необходимости простого их дублирования в уставе. Кроме указания вопросов местного значения в уставе должны содержаться положения, которые определяют порядок решения данного вопроса местного значения; положения, разграничивающие полномочия по их решению между органами местного самоуправления муниципального образования; нормы, определяющие необходимость и порядок создания муниципальных учреждений и предприятий в порядке решения данного вопроса местного значения; положения, которые определяют порядок управления и содержания муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения; положения, которые устанавливают порядок контроля за решением вопросов местного значения, и нормы, которые регулируют иные правоотношения. Авторы законопроекта предлагают внести изменения в положения 131-го федерального закона и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующие участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Также предлагается ввести норму, устанавливающую регистрацию органов местного самоуправления в качестве юридических лиц в том же порядке, в каком это предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей. С этими положениями нельзя согласиться, поскольку они противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. Комитет по вопросам местного самоуправления полагает, что совершенствование положений законодательства, в том числе 131-го федерального закона, в части, регулирующей участие органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях, необходимо, однако считает, что нормы, предложенные в законопроекте, не отвечают этой цели и не могут быть поддержаны. Правительство Российской Федерации также не поддерживает данный законопроект по тем же основаниям. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать предложение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое за доклад. Коллеги, есть ли вопросы к содокладчику? Есть вопрос. Пожалуйста, депутат Никитин Владимир Петрович. НИКИТИН В. П., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Гаджимет Керимович, скажите, вот ваш комитет всё-таки предполагает какое-то совершенствование 131-го закона? Потому что действительно в нём очень много противоречий - и с точки зрения образования самих муниципальных структур и так далее. Вот у нас в Калининградской области одиннадцать городских округов ликвидировано решением уставного суда, хотя Верховный Суд подтвердил правомерность их существования. С этой точки зрения всё-таки когда комитет предполагает какую-то ясность... Вот статьи 2, 9, 11 - они во многом не соответствуют друг другу, по-разному понимают... Пожалуйста, ответьте на этот вопрос. САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемый Владимир Петрович, дело не в том, что предполагает сделать комитет, уже рядом правовых актов, предложенных законодательными собраниями регионов, эти изменения были внесены в 131-й закон. Кроме того, комитет за время работы Думы этого созыва провёл более пятнадцати выездных заседаний по самым актуальным и жгучим вопросам, которые касались непосредственно регионов. И, обсудив на местах, в регионах, эти проблемы, мы принимали положительные решения. Так что здесь предполагаются, конечно, изменения, потому что закон не идеальный. И действительно в нашей стране, которая намного больше и имеет более сложную систему, чем европейские страны и другие, имеющие уже такие законы о самоуправлении, конечно, предполагается внесение изменений, и они вносятся. Так что настрой положительный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Гаджимет Керимович. Был один вопрос. Есть ли желающие выступить? Представители правительства и президента тоже не желают высказаться. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 32 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Не принято.