Заседание № 23

28.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 313907-3 "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними" (внесен депутатами Государственной Думы Н. М. Безбородовым, И. А. Ждакаевым, Н. П. Залепухиным, А. В. Митрофановым, В. И. Севастьяновым и депутатами Государственной Думы третьего созыва П. Т. Бурдуковым, Ф. Г. Зиятдиновой, В. М. Ивером, В. Н. Лысенко, Г. И. Стрельченко, В. Н. Тетериным, А. А. Шабановым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2867 по 3254 из 4191
Переходим к пункту 11 порядка работы, к пунктам 11.1 и 11.2. Два                
альтернативных законопроекта. Пункт 11.1, проект федерального закона "О         
государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". Доклад     
представителя Правительства Российской Федерации руководителя Федеральной       
службы по надзору в сфере транспорта Александра Васильевича Нерадько.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕРАДЬКО А. В., представитель Правительства Российской Федерации,               
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!          
Статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33         
Воздушного кодекса Российской Федерации воздушные суда отнесены к недвижимому   
имуществу, а права собственности и другие вещные права на них - к объектам,     
подлежащим государственной регистрации. Статьей 33 Федерального закона "О       
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"        
определено, что государственная регистрация прав на воздушные суда подлежит     
правовому регулированию отдельным законом.                                      
                                                                                
Проект данного закона представлен вашему вниманию. Основными целями и           
задачами проекта федерального закона "О государственной регистрации прав на     
воздушные суда и сделок с ними", внесенного Правительством Российской           
Федерации, является обеспечение легитимности залоговых, арендных, лизинговых    
и других сделок с воздушными судами, создание эффективных механизмов            
обеспечения кредитования изготовления новых воздушных судов, повышение          
безопасности за счет фиксации достоверных сведений о собственниках и            
пользователях воздушных судов и привлечение инвестиций в авиационную сферу      
путем снижения рисков на рынке гражданского оборота воздушных судов.            
                                                                                
Важной особенностью законопроекта является установление централизованного       
порядка государственной регистрации прав на воздушные суда, которую             
предусматривается осуществлять единым органом, положение о котором              
утверждается Правительством Российской Федерации. Регистрация прав              
осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на   
воздушные суда, которому придается статус федерального информационного          
ресурса. При этом проект закона предусматривает неограниченный срок хранения    
и запрещает уничтожение, а равно изъятие из реестра содержащихся в нем          
документов.                                                                     
                                                                                
Структурно законопроект состоит из шести глав, объединяющих двадцать шесть      
статей, в которых последовательно рассмотрены общие вопросы организации и       
функционирования системы государственной регистрации прав на воздушные суда,    
положение об органе, обеспечивающем государственную регистрацию прав, порядок   
регистрации, особенности регистрации отдельных видов прав, ответственность, а   
также заключительных и переходных положений.                                    
                                                                                
Что касается социально-экономических последствий принятия законопроекта, то     
расчеты показывают, что необходимая численность персонала органа                
государственной регистрации прав на воздушные суда составит тридцать пять       
человек, а годовые затраты федерального бюджета на его содержание - 18          
миллионов рублей в год. Стоимость одной операции по регистрации прав на         
воздушные суда составит 1900 рублей. При этом затраты федерального бюджета на   
создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда будут        
покрываться государственными пошлинами, взимаемыми за государственную           
регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о                
зарегистрированных правах.                                                      
                                                                                
Реализация представленного законопроекта позволит обеспечить рост инвестиций    
в авиационную сферу, ускорит темпы изготовления новых воздушных судов,          
повысит число и надежность ипотечных и лизинговых сделок. Важность целей и      
задач, решаемых законопроектом, экономия эксплуатационных расходов за счет      
снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования и покрытие       
бюджетных затрат подтверждают прогноз благоприятных социально-экономических     
последствий принятия и реализации закона.                                       
                                                                                
Хотелось бы также отметить, что о необходимости такого закона неоднократно      
говорилось на парламентских слушаниях. Так, еще в октябре 2001 года в Совете    
Федерации состоялись слушания о состоянии отечественной авиации и авиационной   
промышленности и мерах по их сохранению и развитию, в рекомендациях которых     
было отмечено, что для нормального функционирования лизинговых схем крайне      
необходим закон о государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок   
с ними.                                                                         
                                                                                
Учитывая изложенное, а также значимость наличия эффективного механизма          
государственного регулирования гражданского оборота воздушных судов, единых     
правил и методов государственной регистрации прав на воздушные суда, прошу      
вас поддержать проект федерального закона "О государственной регистрации прав   
на воздушные суда и сделок с ними", внесенный Правительством Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
И в заключение хотелось бы поблагодарить многих депутатов Государственной       
Думы, которые принимали участие в совершенствовании положений данного           
законопроекта. Все ценные замечания использовались рабочей группой при          
разработке проекта и, безусловно, будут учтены в ходе дальнейшей работы над     
законопроектом в случае его одобрения в первом чтении. Прошу поддержать         
проект закона.                                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Васильевич. Присаживайтесь.            
                                                                                
По второму, альтернативному законопроекту слово для доклада предоставляется     
депутату Государственной Думы Алексею Валентиновичу Митрофанову. Пожалуйста.    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин председатель, уважаемые депутаты! Вашему    
вниманию предлагается законопроект "О государственной регистрации прав на       
гражданские воздушные суда и сделок с ними". Представляемый мною законопроект   
был внесен еще в 1998 году, но из-за отсутствия заключения Правительства        
Российской Федерации много раз переоформлялся, в марте 2003 года заключение     
было получено. Зная, что Правительством Российской Федерации подготавливается   
текст законопроекта на эту же тему, мы согласились отложить его рассмотрение    
до внесения Правительством Российской Федерации своего варианта                 
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Разрешите остановиться на сути законопроекта. Появление его связано с тем,      
что во второй Государственной Думе в Комитете по вопросам геополитики           
разрабатывались все законопроекты, связанные с авиацией, космосом, морями,      
океанами, госграницей, и значительная часть законопроектов была принята и       
подписана президентом. Среди разработанных законопроектов был и предлагаемый    
законопроект.                                                                   
                                                                                
Статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что   
права на воздушные суда, их возникновение, передача и прекращение, подлежат     
государственной регистрации. Дело в том, что воздушные суда - единственный      
вид судов, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации в         
качестве объектов недвижимости, в отношении которых сохраняется правовой        
вакуум в вопросе регистрации прав на них. Министерство транспорта Российской    
Федерации установило правила регистрации гражданских воздушных судов, то есть   
присвоение гражданским воздушным судам номера борта, и всё, а вот что           
касается регистрации прав на суда, то в правилах сказано, что они этот вопрос   
не решают. Воздушный кодекс Российской Федерации, первый текст которого был     
разработан также в бывшем комитете по геополитике, в статье 33 устанавливает,   
что регистрация прав на воздушные суда осуществляется в соответствии со         
статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 131               
Гражданского кодекса отсылает регистрацию прав к Федеральному закону "О         
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними",      
подписанному президентом в 1997 году. В статье 4 этого федерального закона      
сказано, что действие его не распространяется на воздушные и морские суда,      
суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, в вопросе       
регистрации прав на гражданские воздушные суда до сих пор существует правовой   
вакуум. Получается, что в настоящее время прав на все гражданские воздушные     
суда ни у кого нет, а мы с вами летаем на гражданских воздушных судах, у        
которых нет собственника, а есть только бортовой номер. Федеральный закон о     
порядке регистрации прав на гражданские воздушные суда крайне необходим, так    
как отсутствие регистрации сдерживает инвестиции и развитие авиации в целом,    
грубо говоря, воздушные суда не могут быть оформлены в залог, а могут           
закладываться по отдельности, планер там, двигатель и так далее, что сейчас и   
происходит.                                                                     
                                                                                
Хотя предлагаемый рядом депутатов законопроект по названию отличается от        
внесенного правительством словом "гражданские", то есть мы ограничивали         
законопроект только гражданскими воздушными судами, законопроекты наши мало     
чем отличаются друг от друга. Правительство также исключило регистрацию прав    
на государственные воздушные суда и на воздушные суда, зарегистрированные в     
иностранных государствах.                                                       
                                                                                
Права на воздушные суда и сделки с ними подлежат госрегистрации в Едином        
государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними. В статьях 12    
и 22 предусмотрены правовые нормы порядка регистрации; перечень документов      
для осуществления регистрации, требования к документам; основания для отказа    
в регистрации прав; действия органов государственной регистрации прав при       
получении информации о гибели воздушного судна; исправление ошибок,             
допущенных при регистрации, и так далее. Таким образом, законопроект включает   
весь правовой механизм регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.      
Всё руководство государственной регистрацией прав возлагается на специальный    
уполномоченный правительством федеральный орган государственной власти в        
области регистрации прав.                                                       
                                                                                
Мы согласны с замечаниями Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному,         
арбитражному и процессуальному законодательству, что в законопроекте            
необходимо отразить госрегистрацию прав на государственные воздушные суда,      
используемые в коммерческих целях. Это можно сделать при подготовке             
законопроекта ко второму чтению. Уважаемые депутаты, замечания Комитета         
Совета Федерации по промышленной политике, нашего Правового управления тоже     
можно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению, поэтому прошу      
вас поддержать законопроект и принять его в первом чтении, но и прошу учесть,   
что сильных отличий между нашим проектом и проектом правительства нет.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович, присаживайтесь.            
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по гражданскому,      
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлу               
Владимировичу Крашенинникову. Пожалуйста.                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сразу      
хотелось бы сказать, что предлагаемые вашему вниманию достаточно системные      
нормативные акты - это акты, которые впервые в Российской Федерации             
регулируют процедуру государственной регистрации прав на воздушные суда и       
сделок с ними. Напомню, что в соответствии с как отечественным, так и           
международным законодательством воздушные суда признаются недвижимым            
имуществом, соответственно, весь правовой механизм, относящийся к статусу       
недвижимости, конечно, распространяется и на воздушные суда.                    
                                                                                
Сразу хотел бы поддержать Алексея Валентиновича в том, что эти два              
законопроекта очень похожи - и очень многие нормы, и структура, и даже          
концепции, - кажется, что писали одни и те же люди. Единственное различие в     
том, что депутатский проект внесен немножко раньше, а проект, который внесен    
правительством, прошел обработку в недрах правительства, я думаю, что и в       
недрах Министерства юстиции, его смотрело очень внимательно Главное             
государственно-правовое управление, поэтому с точки зрения                      
юридико-технической, подчеркиваю, на мой взгляд и на взгляд комитета,           
правительственный законопроект сделан несколько лучше.                          
                                                                                
Мы полагаем, что принятие такого закона, конечно, улучшит ситуацию с нашими     
воздушными судами. Совершенно очевидно, что государственная регистрация прав    
на суда и сделок с ними позволит укрепить права на это имущество, а значит,     
повысить инвестиционную привлекательность тех предприятий, которые занимаются   
эксплуатацией воздушных судов, и обеспечить большую безопасность воздушных      
судов при их эксплуатации. Мне кажется, что эти аспекты нельзя не принимать     
во внимание, и конечно, данные законопроекты очень важны для российской         
экономики и для российского права.                                              
                                                                                
Отдавая предпочтение законопроекту, который внесен Правительством Российской    
Федерации, вместе с тем хотел бы высказать замечания, которые все-таки          
существуют и которые, на мой взгляд, ко второму чтению вполне можно             
устранить. Дело в том, что в законопроекте воздушные суда делятся на            
коммерческие и некоммерческие, и соответственно, государственная регистрация    
некоммерческих судов осуществляться не будет, будет осуществляться их учет,     
что, на мой взгляд, существенно ухудшает их правовое положение, потому что      
этих некоммерческих судов не будет в реестре. Соответственно, какие-либо        
сделки с некоммерческими воздушными судами будут непубличными и их правовое     
положение будет намного хуже. Я также хотел бы обратить внимание на то, что у   
нас достаточно много некоммерческих организаций, у которых есть воздушные       
суда и которые в тех или иных случаях используют их в коммерческих целях.       
Следовательно, возникает путаница. Вообще, я, честно говоря, не встречался с    
тем, чтобы в российском законодательстве недвижимость делилась на               
коммерческую и некоммерческую, я не знаю и в международном законодательстве     
такого деления. Я понимаю деление, связанное, например, с военной авиацией,     
потому что там может быть специфический учет и там возможно невключение         
соответствующих объектов и прав в единый реестр. Но вот такое деление - на      
коммерческие и некоммерческие, - на мой взгляд, требует обсуждения и,           
конечно, исправления ко второму чтению.                                         
                                                                                
Мне кажется, правительству нужно обратить внимание на то, что сейчас в первом   
чтении принята глава 26 Налогового кодекса, где говорится о государственной     
пошлине. В отличие от депутатского законопроекта, где предусматривается плата   
за регистрацию, в правительственном законопроекте говорится о государственной   
пошлине, что, конечно же, правильно, но вместе с тем в проекте, который         
принят в первом чтении, государственная пошлина за регистрацию воздушных        
судов отсутствует. Следовательно, вам после принятия в первом чтении данного    
законопроекта, конечно, нужно работать, в том числе и над проектом главы 26     
Налогового кодекса.                                                             
                                                                                
Мне кажется, что, говоря об органе, который должен осуществлять                 
государственную регистрацию... У вас в правительственном проекте говорится:     
"орган (организация)". Дело в том, что "организация" - это все-таки             
гражданско-правовой термин, а "орган" - публично-правовой, то есть              
административно-правовой, имеется в виду орган, который обладает какими-то      
властными полномочиями. Вот эта двоякость, на мой взгляд, должна быть           
устранена, и по образу и подобию с законом о государственной регистрации прав   
на недвижимость, мне кажется, здесь должен быть федеральный уполномоченный      
орган со всеми вытекающими государственными полномочиями.                       
                                                                                
Мне представляется, что есть также некоторые противоречия законопроекта         
базовому закону о госрегистрации прав на недвижимость, когда речь идет о        
государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов. Вы        
знаете, что у нас и по Гражданскому кодексу, и по закону о государственной      
регистрации прав на недвижимость возможны сделки с предприятиями как            
имущественными комплексами, и, соответственно, должна быть произведена          
государственная регистрация. В статье 22 законопроекта говорится, что если      
предприятие зарегистрировано и в имуществе предприятия есть воздушные суда,     
то они автоматически включаются в реестр воздушных судов. На мой взгляд,        
здесь существует противоречие, потому что все-таки процедура и те данные,       
которые вносятся, несколько все-таки другие.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, по этому законопроекту есть еще некоторые замечания, но,     
на мой взгляд, вполне можно при надлежащей подготовке этого законопроекта эти   
замечания учесть. И еще раз хочу вернуться к депутатскому законопроекту, где    
все-таки речь идет только о гражданских воздушных судах, где говорится не о     
госпошлине, а о плате, ну и также я еще раз хочу подчеркнуть, что все-таки      
юридико-техническая проработка у правительственного законопроекта несколько     
выше. Поэтому комитет по законодательству рекомендует принять в первом чтении   
законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по этим законопроектам? Нет вопросов.      
Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, депутат Гончар Николай Николаевич.      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, господин председатель! Исключительно важный     
закон, необходимо обязательно принять его, и желательно на этой сессии, но      
вместе с тем принципиальной разницы между правительственным и депутатским       
законопроектами, как уже неоднократно отмечалось, нет. Однако хотелось          
обратить внимание правительства на следующее. Может так получиться, что этот    
законопроект, в случае если он станет законом, легитимизирует те очевидно       
незаконные способы ввоза гражданских воздушных судов, которые, к сожалению,     
практиковались двумя нашими авиационными компаниями - это компания "Аэрофлот"   
и компания "Трансаэро", - когда в нарушение действующего законодательства, и    
буквы, и духа его (я имею в виду прежде всего Таможенный кодекс), этим двум     
авиационным компаниям предоставлялось право, пролонгированное в итоге на        
десять лет, ввозить гражданские воздушные суда иностранного производства без    
таможенных пошлин, без налогов и без сборов. В результате, по материалам        
Счетной палаты, наша страна понесла за период действия этих распоряжений        
правительства (подчеркиваю, даже не постановлений) потери в сотни миллионов     
долларов. Более того, с 1 января этого года вступил в силу новый Таможенный     
кодекс, напрямую запрещающий это делать, однако ни в отношении "Аэрофлота",     
ни в отношении "Трансаэро" распоряжения, повторяю, наносящие реальный ущерб     
нашей стране, не отменены.                                                      
                                                                                
Здесь присутствует господин Нерадько, хочу ему сказать: в распоряжении          
правительства, подписанном тогдашним главой правительства Путиным, условием     
продления этих льгот было заключение инвестиционного соглашения, по которому,   
в частности, компания "Трансаэро" за три года должна была закупить десять       
самолетов "Ту-204", подчеркиваю - закупить, а не взять в аренду, чего тоже не   
было сделано, а вашему министерству и вам, в частности, было поручено           
ежегодно докладывать правительству о том, как выполняется это инвестиционное    
соглашение. Сообщаю вам, хотя вы об этом знаете: ни одного самолета закуплено   
не было! Более того, дошло до такой мерзости, что на прошлом МАКСе компания     
"Трансаэро" выкатила самолет со своей эмблемой, продемонстрировав его           
президенту как свое приобретение, а на самом деле оно таковым не являлось.      
Конечно, смелые люди, играть в такие шутки с президентом я бы счел              
рискованным! Но тем не менее объясните, пожалуйста, нам, почему Правительство   
Российской Федерации вами, в том числе и вами лично, не было об этом            
проинформировано?                                                               
                                                                                
Думаю, прежде чем доводить этот законопроект до окончательного чтения в         
Государственной Думе, нужно в обязательном порядке инициировать отмену всех     
распоряжений, которые противоречат действующему законодательству. Спасибо за    
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному     
представителю президента? Полномочному представителю правительства?             
Докладчикам? Пожалуйста, Нерадько Александр Васильевич.                         
                                                                                
НЕРАДЬКО А. В. Уважаемый Николай Николаевич, режим таможенного ввоза на         
таможенную территорию Российской Федерации не имеет никакого отношения к        
положениям представленного законопроекта. Данный законопроект касается          
регистрации прав собственности на воздушные суда и сделок с ними. Те самолеты   
двух авиакомпаний, о которых вы говорите, были ввезены на территорию            
Российской Федерации под регистрационными номерами других государств. Данный    
законопроект не предусматривает установления права собственности на воздушные   
суда, зарегистрированные в иностранных государствах. Спасибо.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться по двум альтернативным          
законопроектам. Будет последовательное...                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, пожалуйста, Алексею Валентиновичу Митрофанову          
включите микрофон.                                                              
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Я хотел бы задать один вопрос господину Нерадько, давно        
хотел задать, вот публично хотел спросить: а почему правительство шесть лет     
шло к этому законопроекту? Вот вы толкали шесть лет всю эту историю и вдруг     
родили сейчас законопроект. Вот что мешало, расскажите, хоть одно слово         
скажите, мне просто интересно всегда было, что там было причиной: кто-то        
давил, не давил или просто как-то не хотелось?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Васильевич.                         
                                                                                
НЕРАДЬКО А. В. Мне представляется, что столь длительное время разработки        
данного законопроекта прежде всего было связано с трансформацией авиационных    
властей, которые на протяжении последнего времени трансформировались, ну, по    
крайней мере девять раз. Вот это всё и приводило к затяжке подготовки этого     
проекта. Безусловно, он необходим для развития авиационной индустрии в          
Российской Федерации. Спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Приступаем к голосованию. Голосуем по каждому из этих законопроектов и потом    
показываем результаты. Пожалуйста, по пункту 11.1 прошу определиться            
голосованием. Комитет поддерживает.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Теперь определяемся по пункту 11.2.                                             
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 11.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0%                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 11.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за               48 чел.10,7%                                     
Проголосовало против          100 чел.22,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    148 чел.                                          
Не голосовало                 302 чел.67,1%                                     
                                                                                
По пункту 11.1 368 голосов за, по пункту 11.2 48 голосов за. Принимается        
законопроект под номером 11.1 повестки дня.