Заседание № 259
О проекте федерального закона № 313774-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (по вопросу изменения (отмены) правового режима особой охраны и (или) изменения границ особо охраняемых природных территорий; внесен членами Совета Федерации В. Н. Бавловым, Б. Ж. Жамбалнимбуевым, В. П. Орловым и депутатами Государственной Думы Н. П. Залепухиным, Р. А. Храмовым, В. С. Чертищевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
И Рим Сагитович Бакиев еще просил слова, тоже не записался. Пожалуйста. БАКИЕВ Р. С., фракция "Отечество - Единая Россия". Спасибо, Георгий Валентинович. Замена содокладчика по вопросу 14: вместо Грачёва - Бакиев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 14. Понятно, хорошо.
Пункт 14 повестки дня - проект федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Доклад члена Совета Федерации Виктора Петровича Орлова. Пожалуйста, Виктор Петрович. ОРЛОВ В. П., член Совета Федерации. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции федерального закона от 30 декабря 2001 года, № 196-ФЗ). Концепция законопроекта довольно проста: фактически ликвидируется упущение в природоохранном законодательстве, когда, установив порядок учреждения особо охраняемых природных территорий, то есть заповедников, заказников и так далее, не предусмотрели порядок и основания для корректировки или изменения принятых решений, за исключением одного случая, когда требуется расширить границы территории именно государственного заповедника. Вам хорошо известно, что учреждение особо охраняемых территорий осуществляется тремя уровнями исполнительной власти - федеральным, региональным и муниципальным - в зависимости от уровня конкретной заповедной территории. Но однажды принятое решение не может быть пересмотрено, скажем, с целью изменения границ заповедной территории без изменения ее площади либо с изменением площади, с целью перевода части территории из одного режима охраны в другой, например из режима без права хозяйственной деятельности в режим с правом ограниченной хозяйственной деятельности и так далее. В то же время жизнь требует коррективов, эти коррективы касаются социально-экономического развития регионов и прилегающих территорий, особенно в плане реализации федеральных программ социально-экономического развития. Поэтому мы и предусмотрели здесь два концептуальных положения. Первое. Все правовые действия по изменению или отмене правового режима, изменению границ особо охраняемых природных территорий осуществляются в том же порядке, который прописан законом, учреждающим правовой режим особой охраны. И второе. Предлагается ограниченный перечень оснований для изменения правового режима или границ особо охраняемых природных территорий. Коротко, это государственные нужды, интересы обороны и безопасности, необходимость создания транспортной инфраструктуры федерального значения в соответствии с федеральной программой социально-экономического развития. Вот суть концепции законопроекта. По имеющимся возражениям я мог бы коротко дать пояснения. Конкретный пример. В Корякском автономном округе есть природный заповедник - Парапольский дол. По нему пролетают по весне на север, а по осени на юг гуси. А у нас за пределами заповедника расположен административный район, семь населенных пунктов. Мы не можем проложить туда автодорогу, потому что территория отведена государственному заповеднику. Понимаете, вопросы жизнеобеспечения населения ставятся ниже, нежели необходимость сохранения мест пролета птиц. Я считаю, что это не совсем справедливо. Я прошу вас внимательно рассмотреть ситуацию и поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по экологии Бакиева Рима Сагитовича. Пожалуйста. БАКИЕВ Р. С. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! На представленный вашему вниманию проект федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" имеется официальный отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, много замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по экологии также не поддерживает данный законопроект по следующим причинам. Первое. Законопроект нуждается в проведении государственной экологической экспертизы в связи с тем, что касается важных в экологическом отношении вопросов о порядке изменения правового режима или границ особо охраняемых природных территорий, имеющих большое природоохранное, оздоровительное, рекреационное значение. Второе. Предусматривая порядок и основания для изменения правового режима особой охраны или изменения границ особо охраняемых природных территорий законопроект использует юридически неточные термины, которые дают возможность их расширительного толкования. Например, изменение границ может означать либо изъятие части земель, либо их расширение. Статья 8 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", устанавливает, что порядок расширения границ государственных природных заповедников производится в том же порядке, что и их образование. В этой связи отсутствует необходимость устанавливать иной порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий. Третье. Предлагаемые поправки вносят внутренние противоречия в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливая в качестве основания для отмены правового режима и границ особо охраняемых природных территорий необходимость реализации федеральных программ социально-экономического развития и создания транспортной инфраструктуры федерального значения, в то время как согласно пункту 4 статьи 2 закона такие программы разрабатываются с учетом наличия земель особо охраняемых природных территорий. И последнее. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает различный правовой режим в зависимости от категорий особо охраняемых территорий. Так, например, на территориях государственных природных заповедников и национальных парков законом установлен жесткий природоохранный режим, не предусматривающий изменения их правового режима и возможности изъятия их земель. Земли государственных природных заповедников и национальных парков с момента их образования объявляются федеральной собственностью, предоставляются их администрациям в постоянное бессрочное пользование и не могут быть приватизированы. Указанные требования основываются на положениях Земельного кодекса, федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", запрещающих изъятие земель природозаповедного фонда. И пятое. Предлагаемые поправки создают угрозу сохранению биологического разнообразия естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, что в конечном результате может привести к разрушению всей сложившейся в Российской Федерации системы особо охраняемых природных территорий. Уважаемые депутаты, в этой связи Комитет по экологии рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Один вопрос. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня к содокладчику вопрос, к уважаемому Риму Сагитовичу. Вот как к специалисту обращаюсь, как к человеку, который профессионально может ответить на вопрос: а с гусями-то мы можем справиться вот в этой ситуации, о которой говорил докладчик? Может, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, достаточно действующих уже законов и положений, которые позволяют провести эту дорогу. Или, может, гуси тут действительно мешают? (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Бакиев. БАКИЕВ Р. С. С гусями... Уважаемый Решульский Сергей Николаевич, мы не сможем... Природа создала этот путь, и гуси будут сами решать. Если мы нарушим движение гусей, гусей не будет. Мы много осушили болот, много провели всевозможных работ... Мы уничтожили болота, и в результате у нас ни малых рек, ни зверей не стало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Запишитесь на выступления. Включите ускоренный режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Только один Бурдуков записался. Пожалуйста, Павел Тимофеевич Бурдуков. БУРДУКОВ П. Т., Агропромышленная депутатская группа. Спасибо. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Мне кажется, этот законопроект направлен не на то, чтобы дорогу построить и с гусями бороться, а скорее на то, чтобы у некоторых новых русских была возможность строить свои коттеджи в особо привлекательных местах, и в том числе на берегу озер, в заповедниках и так далее, в природоохранной зоне. Поэтому я считаю, что принимать этот закон не нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Рыбаков. Но вы не записывались. Пожалуйста. РЫБАКОВ Ю. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я прошу прощения: видимо, не ту кнопочку нажал. Никак не могу согласиться с докладчиком по данному законопроекту, который совершенно очевидно поставил человека в приоритетное положение по отношению к гусям. Во-первых, надо сказать, что гуси летают, а не ходят. Поэтому никакого соотношения между передвижением гусей и дорогой я вообще не вижу. Но в отличие от людей гусей не так просто купить, для того чтобы чьи-то корыстные интересы защищались здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование данный проект федерального закона. Все мнения вы слышали. Комитет рекомендует его не принимать. Кто за то, чтобы его принять? Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 47 сек.) Проголосовало за 6 чел. 1,3% Проголосовало против 18 чел. 4,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 24 чел. Не голосовало 426 чел. 94,7% Результат: не принято Не принимается законопроект.