Заседание № 163

01.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 313756-8 "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, признанных вещественными доказательствами в ходе производства по уголовному делу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3197 по 3459 из 4391
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 82    
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад и содоклад       
сделает Даниил Владимирович Бессарабов.                                         
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё одно           
предложение о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, в статью     
82, разработано в целях оптимизации процедуры хранения и уничтожения изъятых    
из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей         
продукции и предметов, используемых для их производства, оборота, а также в     
целях сокращения расходов средств федерального бюджета, направляемых на их      
хранение.                                                                       
                                                                                
Нужно признать, что в последнее время и Государственная Дума, и правительство   
сделали немало для того, чтобы урегулировать вопросы оборота этилового          
спирта, навести порядок. В то же время, по статистике, которой мы               
располагаем, с мест изъятия вывезено 129 миллионов тонн нелегального            
этилового спирта, при этом уничтожено по решению судов только 68,5 миллиона     
литров нелегальной продукции, то есть 57 процентов общего объёма изъятой        
продукции. Общая масса хранимых в соответствии с постановлением правительства   
продукции, предметов и оборудования составляет 71,5 тонны, и 51 тонна из них    
хранится более трёх лет. То есть сроки хранения изъятой спиртосодержащей        
продукции очень длинные, и только ежемесячно государство из федерального        
бюджета тратит на эти цели свыше 70 миллионов рублей - несложно посчитать,      
что в год эти цифры приближаются к 900 миллионам рублей. Я вас уверяю, что      
эти цифры неокончательны, поскольку следственные органы часто передают          
изъятую продукцию, в том числе спиртосодержащую, на ответственное хранение,     
ещё не оплатив по факту, но такие обязательства у федерального бюджета          
возникают. Всё это нужно учитывать. Продукция, предметы, изъятые из             
незаконного оборота, не имеют законного собственника и в результате             
определения их судьбы по окончании соответствующих процессуальных процедур      
подлежат уничтожению, утилизации или реализации на основании соответствующего   
решения суда. Практика расследования уголовных дел, связанных с изъятием из     
незаконного оборота этилового спирта, показывает нецелесообразность хранения    
таких предметов после проведения необходимых исследований. Опыт их              
длительного хранения свидетельствует о невозможности обеспечения их             
сохранности.                                                                    
                                                                                
Говоря об актуальности этой темы, этого предложения, инициативы, нужно          
говорить не только о том, что в результате мы сохраним средства федерального    
бюджета, которые сегодня очень нужны, и будем вправе направить их на другие     
цели, но и о безопасности, о здоровье наших граждан. К сожалению, была          
трагедия, отравление "Мистером Сидром", мы все знаем - это есть в средствах     
массовой информации, - в чём причины и как это отразилось на здоровье наших     
граждан. Однако действующая конструкция пункта 7 части второй статьи 82         
Уголовно-процессуального кодекса допускает возможность неограниченного по       
времени хранения изъятых из незаконного оборота продукции и предметов. В то     
же время очень часто производство по делам категории, о которой мы говорим,     
просто приостанавливается в силу разных причин - и эта спиртосодержащая         
продукция находится на ответственном хранении на различных складах.             
                                                                                
В связи с этим в законопроекте предлагается внести изменение в пункт 7 части    
второй статьи 82 УПК, исключив из него слова "либо передаются на хранение в     
порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Сейчас после       
проведения всех нужных исследований есть вилка, которая в действующей           
конструкции нормы заложена в УПК: либо продукция реализуется, уничтожается      
или утилизируется, либо передаётся на ответственное хранение, так вот           
ответственного хранения уже не будет, нужно будет только уничтожать - в этом    
суть, смысл наших предложений.                                                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и                
законодательству поддерживает концепцию законопроекта. Обозначен ряд            
направлений, замечаний, по которым нужно дорабатывать инициативу к              
рассмотрению во втором чтении. Схожую позицию занимает правительство:           
поддерживает с учётом доработки ко второму чтению. У Правового управления       
концептуальных замечаний нет.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
Даниил Владимирович, в пояснительной записке достаточно подробно                
рассказывается - приведены цифры, статистика, - сколько денег тратится на       
хранение, сколько спирта было изъято, сколько хранится, сколько уничтожено и    
так далее. И вы в своём докладе сказали о страшных событиях, отравлении         
сидром, когда 6 тонн было, ну, просто-напросто, давайте своими именами вещи     
называть, продано с охраняемых складов, - результат мы все прекрасно знаем.     
Скажите, пожалуйста, может, вы знаете, у нас в связи с этой трагедией была      
проведена инвентаризация спирта, который находится на складах? Ведь, ну,        
грубо говоря, у нас одна циферка (государство за это ещё и деньги платит), а    
по факту, получается, этого спирта уже давно нет, он уже давно продан. Не       
было у вас такой информации в рамках подготовки этого законопроекта?            
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. К сожалению, нет        
подобной информации. Инициатива нами вносилась раньше, но мы понимали, что на   
уровне системы есть пробелы, есть проблемы, их надо решать в нашем              
законодательстве. И события, о которых вы говорите, на наш взгляд, только       
подтвердили правильность пути, по которому мы идём.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прокофьев Артём Вячеславович.                                                   
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В. Уважаемый Даниил Владимирович, вопрос о 43 процентах, которые   
не уничтожены, требует отдельной реакции Государственной Думы, это же около     
40 миллионов литров получается. Если у нас такие прецеденты были и с            
"Мистером Лисом", вот стало всем известно, то, возможно, это действительно,     
как здесь коллеги уже обозначили, носит системный характер. Это первый          
вопрос.                                                                         
                                                                                
И второй. Всё-таки там же был метиловый спирт, а здесь речь идёт, как я         
понимаю, исходя из документов, об этиловом спирте. То есть подпадает ли вот     
тот случай?.. Там было хранение метилового спирта, - правильно ведь я           
понимаю? - который потом попал в этот продукт. Будет ли регулироваться этим     
законом такой случай, или всё-таки дополнительное регулирование требуется?      
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Артём Вячеславович, не будем затрагивать, что называется,      
фактические обстоятельства конкретного уголовного дела, оно расследуется. В     
той части, в которой мы владеем информацией из средств массовой информации,     
ну, вы правильно приводите факты.                                               
                                                                                
Что касается конструкции нормы, мы её предлагаем в целях оптимизации, в ней     
говорится вообще про срок хранения и уничтожения изъятых из незаконного         
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также     
предметов, используемых для их производства и оборота, - то есть это более      
широкий термин, который используется и в отраслевом законодательстве. И по      
факту под это подпадают и те случаи, о которых вы задаёте вопрос.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Хамзаев Бийсултан Султанбиевич.                                                 
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С. Я считаю, что архиважна в целом, во всём, что касается            
сокращения, скорость. Вот я не до конца о механизме, может, услышал. И          
президент поставил такую задачу, и председатель правительства потом перед       
своими специальными службами: надо увеличивать скорость при сокращении, чтобы   
контрафакт, суррогат, вообще незаконный алкоголь не хранился за бюджетные       
деньги в таких гигантских объёмах. Всех впечатлили миллионы литров, а, по       
сути, в общем обороте это, конечно, капля в море, мы прекрасно понимаем. Как    
вот ускорить сокращение и как сейчас это на практике будет выглядеть? Сколько   
это времени займёт: неделю, месяц, полгода, год, два? Вот можете ответить?      
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Мы предлагаем свой механизм ускорения вот   
этого движения, направленного на то, чтобы судьба спиртосодержащей продукции    
определялась в кратчайшие сроки, а именно в течение месяца с момента            
проведения исследований, чтобы эта продукция была уничтожена, утилизирована     
или реализована, по формулировке в Уголовно-процессуальном кодексе, в течение   
месяца, 30 дней.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Даниил Владимирович, так всё-таки уничтожена или реализована? Вот главный       
вопрос. Миллионы литров спирта, спиртосодержащей продукции - это же огромные    
деньги, даже не сосчитать. Вот что приоритетно? Если это можно реализовать,     
то, ну, не знаю, просто сжечь... Ну, не просто сжечь на улице и отравить        
окружающую среду, а с пользой... Неужели у нас нет возможности всё-таки         
использовать в кратчайшие сроки? Ну, это продукция, мы в последнее время        
принимали уже решение о том, чтобы различный конфискат не пускать под           
бульдозеры, а использовать его. Вот здесь что?                                  
                                                                                
И самое главное, а что с оборудованием, с транспортными средствами? Я так       
понял, что их тоже будут уничтожать, если они использовались для производства   
и... (Микрофон отключён.)                                                       
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Олег Анатольевич, мы в этой части не меняем норму,   
закреплённую в статье 82 Уголовно-процессуального кодекса. В проекте написано   
так: "После проведения необходимых исследований вещественные доказательства,    
указанные в настоящем пункте, передаются для уничтожения, утилизации или        
реализации по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской   
Федерации". Это означает как раз несколько вариантов их дальнейшей судьбы.      
                                                                                
Но я напомню, что мы с вами не так давно приняли норму, позволяющую конфискат   
использовать в том числе для благих целей - на проведение специальной военной   
операции, в том числе через Народный фронт. Всё в наших силах, мы создаём       
правовые основания использовать это так, как нужно Родине, так, как полезно     
для здоровья людей, в том числе с учётом финансовых интересов государства и     
следствия прежде всего.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович, присаживайтесь.             
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста.                                     
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С. Здесь на самом деле ключевая мысль должна быть такая: мы для      
себя в первую очередь должны понять, что не надо успокаиваться, считать, что    
вот этот законопроект решает комплекс сложных, давно нерешаемых вопросов. К     
сожалению, мы, даже приняв в полном виде, без каких-то доработок или            
изменений, данный законопроект, реально с мёртвой точки, что называется,        
слабо двигаемся. Объясню почему.                                                
                                                                                
Вот смотрите, значит, по факту. 2016 год все помнят? В Иркутске было            
отравление алкоголем, было выявлено полтора миллиона литров контрафактного      
алкоголя, поставили всё это на склад. Через год я туда приехал вместе со        
своим товарищем Эдуардом Петровым, журналистом, - выявили продажу с этого       
склада, было уголовное дело, разбирательство. Через год опять приехали - с      
этого же склада опять продают! Два года алкоголь там хранился, его держали за   
бюджетные деньги - и продавали оттуда аккуратно.                                
                                                                                
Я к чему это всё говорю? 100 миллионов литров алкоголя - такое впечатление,     
что этого много. 19 миллиардов литров алкоголя за прошлый год в России          
произведено! Я не могу с вами согласиться, что этот алкоголь надо как-то        
продавать или ещё что-то делать.                                                
                                                                                
Коллеги, послушайте, нам в первую очередь сюда надо позвать представителей      
Росалкогольрегулирования, посадить их вот сюда, вот в эту ложу, задать им       
конкретные вопросы: что происходит с точки зрения государственного              
регулирования того, что мы сегодня алкоголем называем? Сплошная коррупция!      
Нам говорят, что 60 процентов - контрафакт, 25-30 процентов - суррогат. Что     
вы нам предлагаете с этой алкогольной продукцией делать? Это не миллионы, это   
миллиарды литров!                                                               
                                                                                
В этой части, конечно, важно, чтобы мы, депутаты, посыл общества слышали        
правильно. Общество говорит сегодня: спасите, помогите, хотим выжить,           
алкоголя слишком много. А мы рассуждаем: сроки сократить надо. Что надо         
сделать? Выявили контрафактный алкоголь, суррогат, определили, что это          
контрафакт, - моментально надо уничтожать, вообще не надо хранить на складах,   
потому что это только развивает коррупцию.                                      
                                                                                
Метиловый спирт - вы задали вопрос - не имеет отношения к этому                 
законопроекту. Важно, чтобы мы комплексно работали, регулятор должен быть       
один, причём понятный, - сегодня, к сожалению, это не так. За метиловый         
спирт, значит, отвечает Минпромторг, Минпромторг ничего делать не хочет -       
аккуратная, спокойная, слабая риторика. Ситуации, как с "Мистером Сидром",      
какие-то другие, к сожалению, будут повторяться.                                
                                                                                
В этой части от нас зависит, от нашей принципиальной позиции, и я, конечно,     
призываю вас, профильные комитеты - и по безопасности, и по экономике: вот      
сюда давайте позовём Росалкогольрегулирование, пусть отчитаются нам, что        
происходит на алкогольном рынке и какова там доля контрафакта, суррогата и      
всего остального. И тогда вот эти законопроекты, которые мы принимаем, не       
будут иметь карикатурный характер. Вот к этому призываю - надеюсь, вы меня      
поддержите.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Даниил Владимирович, есть необходимость в заключительном слове? Нет.            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.