Заседание № 141

12.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 313636-7 "О внесении изменения в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение порядка и сроков рассмотрения парламентских и депутатских запросов, а также обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2876 по 3410 из 4521
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1     
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
Докладывает Владимир Владимирович Сысоев.                                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, считаю, что законопроект крайне важен, он затрагивает        
сегодня каждого депутата, любого уровня, поэтому прошу вас внимательно к нему   
отнестись.                                                                      
                                                                                
Одной из форм работы депутатов любого уровня является парламентский запрос и    
депутатский запрос, данные формы работы предусмотрены Федеральным законом "О    
статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы          
Федерального Собрания Российской Федерации", также это урегулировано            
региональными законами о статусе депутата, уставами муниципальных               
образований. Кроме того, согласно Федеральному закону "О парламентском          
контроле" парламентский запрос и депутатский запрос члена Совета Федерации и    
депутата Государственной Думы является одной из форм парламентского контроля.   
Эффективность парламентского контроля зависит не только от наличия механизмов   
реализации, но и от наличия эффективного механизма привлечения должностных      
лиц к ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных              
обязанностей. Отсутствие же соответствующих санкций превращает механизм         
парламентского контроля из реального инструмента в декоративный институт.       
                                                                                
Обратимся к такому инструменту парламентского контроля, как парламентский       
запрос. Согласно соответствующему федеральному закону для нас предусмотрена     
лишь возможность направления повторного парламентского запроса, в случае если   
ответ на него будет признан палатой неудовлетворительным, то есть мера          
наказания отсутствует вообще. Таким образом, направление повторного             
парламентского запроса представляет собой единственную предусмотренную          
законодательством возможность парламентариев отреагировать на                   
неудовлетворительный ответ должностного лица. Такой подход, на мой взгляд,      
безусловно вызывает сомнения в действенности данной формы парламентского        
контроля.                                                                       
                                                                                
На сегодняшний день ответственность за нарушение порядка ответа на              
парламентский запрос вообще не установлена (об этом я уже сказал).              
Привлечение должностного лица к ответственности возможно лишь за несоблюдение   
сроков ответа на обращение парламентариев и лишь в случае уклонения             
должностного лица от предоставления информации либо в случае предоставления     
заведомо неполной или ложной информации (соответствующая статья - статья 287    
Уголовного кодекса).                                                            
                                                                                
Хочу отметить, что у каждого из нас, я думаю, есть в имеющейся практике         
примеры недобросовестного отношения ряда ответственных должностных лиц и        
органов исполнительной власти к ответам на запросы и звонки депутатов и         
сенаторов. За примерами далеко ходить не буду, приведу один из них. 25 января   
депутаты - авторы законопроекта о том, чтобы запретить перевалку угля           
открытым способом, направляют запрос в правительство для получения              
заключения, и только 4 июня 2018 года, фактически через 5 месяцев, приходит     
ответ. Ну это что, надлежащее исполнение обязанностей? Я, конечно, понимаю,     
что сегодня господин Приходько уже не работает в правительстве, но, наверное,   
должны быть меры наказания, чтобы правительство и должностные лица такого       
себе не позволяли.                                                              
                                                                                
Анализ же норм действующего административного законодательства показывает,      
что на сегодняшний день вообще отсутствует административная ответственность     
за нарушение порядка предоставления ответа на парламентский и депутатский       
запросы, в том числе за нарушение срока. Более того, установленная              
ответственность за невыполнение законных требований члена Совета Федерации и    
депутата Государственной Думы - послушайте внимательно! - в пять раз меньше,    
чем ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения           
обращений граждан. Также подчеркну, что сегодня установлена такая форма         
деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, как         
обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по     
немедленному пресечению обнаружившихся нарушений прав граждан, однако           
ответственность должностных лиц за невыполнение данного требования вообще       
отсутствует.                                                                    
                                                                                
Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает также     
ответственность за нарушение порядка рассмотрения запросов или обращений        
депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти    
субъекта Российской Федерации и депутатов представительного органа              
муниципального образования. В случае неполучения ответа наказание должностных   
лиц, к сожалению, просто отсутствует.                                           
                                                                                
На практике часто возникают ситуации, когда должностные лица исполнительных     
органов государственной власти и органов местного самоуправления нередко        
задерживают ответы, дают формальные ответы либо перепоручают ответы тем         
лицам, которые на это не уполномочены, вследствие чего работа над обращениями   
граждан по защите их прав тормозится или попросту вообще прекращается. Именно   
поэтому депутаты разных уровней, получившие от граждан жалобы на работу         
чиновников, я считаю, должны иметь дополнительные рычаги воздействия на них.    
По этому вопросу поступает много обращений и от муниципальных депутатов         
различных фракций, представляющих разные слои населения. Таким рычагом может    
стать установление ответственности должностного лица за неисполнение или        
ненадлежащее исполнение своих обязанностей в данной сфере.                      
                                                                                
Законопроект, который я вам сегодня представляю, предполагает установление      
административной ответственности за нарушение порядка и сроков рассмотрения     
парламентских и депутатских запросов, обращений депутатов законодательного      
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской           
Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования, а     
также обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы к       
соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному    
пресечению обнаружившихся нарушений прав граждан. При этом предлагается         
установить размер санкций, аналогичный размеру санкций за нарушение порядка     
рассмотрения обращений граждан.                                                 
                                                                                
Принятие данного законопроекта, я считаю, позволит обеспечить более полную,     
эффективную реализацию таких форм деятельности парламентариев (в том числе      
форм парламентского контроля), как парламентский запрос, депутатский запрос,    
обращение с требованием принять меры по немедленному пресечению                 
обнаружившихся нарушений прав граждан.                                          
                                                                                
Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение, потому что,   
как мы прекрасно понимаем, оно, конечно, не будет усиливать меры                
ответственности в отношении членов правительства и должностных лиц. Если        
говорить о заключении профильного комитета - очень хорошо, что у комитета       
есть понимание того, что штрафы должны быть подняты до уровня санкций,          
связанных с неответами гражданам, но удивляет, почему комитет не хочет          
поддержать данный законопроект в первом чтении и ко второму чтению при          
необходимости его доработать.                                                   
                                                                                
Данный законопроект направлен на усиление такого статусного института, как      
парламентский запрос, депутатский запрос от депутатов различных уровней         
власти. Прошу поддержать.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
С содокладом выступает Отари Ионович Аршба.                                     
                                                                                
АРШБА О. И. Чтобы мой коллега Сысоев Владимир Владимирович не удивлялся, я      
поясню позицию комитета в этой части.                                           
                                                                                
Уверен, что коллега Сысоев и подписанты проектируемого закона руководствуются   
исключительно желанием сделать более эффективными запросы, в которых отражены   
чаяния их избирателей, и таким образом помочь людям. Я напрочь отвергаю мысли   
о том, что у товарищей, которые проектировали этот закон, есть мнение, что      
наш запрос должен выглядеть как карающий меч избранника и что все органы        
должны, получив его, просто трепетать, приседать и отвечать сразу же, в         
течение пяти или десяти минут. Уверен, что такие тайные мысли отдельных из      
нас когда-то посещали при виде несправедливости, но думаю, что в данном         
конкретном случае Владимир Владимирович руководствовался исключительно первой   
позицией, о которой я сказал.                                                   
                                                                                
Теперь по существу, мнение комитета. Мы говорим о статье 17.1 КоАП. В           
настоящий момент в ней предусмотрена одна позиция, которая устанавливает        
ответственность органов и организаций перед депутатами Государственной Думы и   
членами Совета Федерации. Спасибо, что вы отметили наше, комитетское            
понимание ваших чаяний, связанных с увеличением штрафов, но сразу вам по        
этому поводу заявлю, учитывая высказанные замечания: это возможно только в      
случае принятия замечаний - вот тогда положение по увеличению размера штрафа    
тоже пройдёт, однако в данной конкретной конструкции сие сделать невозможно.    
Вы предлагаете распространить действие статьи 17.1 Кодекса об                   
административных правонарушениях и на депутатов, проще говоря, регионального    
уровня. Комитет вам вежливо ответил, что это противоречит принципам             
административного законодательства и речь идёт о прерогативе, скажем так,       
региональных властей. Кстати сказать, в большинстве регионов, в частности в     
Москве и во многих других регионах, эти вопросы уже решены: приняты             
региональные законы, которые вводят эту норму ответственности перед             
муниципальными и региональными коллегами.                                       
                                                                                
Проще говоря, мы изложили все свои доводы и считаем, что законопроект не        
может быть рекомендован к принятию.                                             
                                                                                
С неизменным уважением, ваш Отари Аршба. Всего доброго.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович.                                   
                                                                                
Вопросы есть?                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Отари Ионович, с неменьшим уважением, но должен      
вас огорчить: за последние десять лет резко упала ответственность               
исполнительной власти при ответах на запросы даже депутатов Государственной     
Думы. Мне кажется, что комитет недооценил инициативу коллег, которые в          
принципе часто сталкиваются, поскольку в силу молодости более активно           
работают с избирателями, как раз с тем, что не могут получить даже              
элементарных ответов, а ответственность отсутствует. Может, здесь надо          
внимательнее посмотреть, комплексно? Потому что я не знаю, как у вас, а у нас   
были случаи, когда депутату Госдумы глава сельского поселения отказывал во      
встрече с избирателями. Дворец культуры есть, а встречаться негде, понимаете?   
Запрос пишете, а вам там кто-то, восьмая вода на киселе, отвечает: вот вы       
знаете, в этот момент... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Отари Ионович.                                
                                                                                
АРШБА О. И. Дворец культуры есть, а культуры нет. Ясно.                         
                                                                                
Ну, что я могу вам, дорогой мой друг и коллега, ответить? Позицию комитета я    
изложил, сейчас изложу позицию председателя комиссии по этике. Тут всё          
печально в смысле качества наших запросов и вечного желания воткнуться в        
чужие проблемы и кому-то за счёт чего-то помочь. Я не буду эту статистику       
приводить, потому что положением о комиссии... Это всё касается наших людей,    
это весьма тонкие вещи. У нас жёстко прописано, что и как мы можем спрашивать   
у правоохранительных органов, у правительственных органов. И если кому-то       
кто-то не отвечает, то у нас есть инструмент - поручение палаты, у нас есть     
регионы, откуда мы все вышли, мы можем до любой... Как говорили во времена      
моей молодости в органах, если власти нужно и народу нужно, то завтра в         
Патриарших прудах будет подводная лодка стоять.                                 
                                                                                
Вы не путайте личное с государственным. Тут простые вещи, и я попытался         
изложить, что отношения и эмоции - это одно, а качество проектируемой статьи    
(мы всё-таки законодатели) - это другое, там много недостатков, которые надо    
устранить, и можно будет вернуться к этому вопросу, бога ради.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Владимир Владимирович, отчасти я с вами соглашусь, проблема    
есть, но тем не менее я хотел бы посмотреть на предмет немного с другой         
стороны, узнать ваше мнение. А как вы смотрите на то, чтобы также была          
усилена ответственность и депутатов всех уровней? Потому что, ну, давайте       
говорить откровенно, у нас тоже есть несвоевременные ответы на обращения,       
некачественные ответы на обращения и так далее. У нас же по Конституции         
органы власти разделены: есть исполнительные, есть законодательные... Мы        
хотим увеличить ответственность, усилить ответственность исполнительных         
органов власти, но про себя забываем. Как вы смотрите на то, чтобы всё-таки     
разработать законопроект и пакетно усилить ответственность как                  
исполнительных, так и представительных органов власти? Ваше мнение?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон.                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Андрей Геннадьевич, я очень рад, что вы разделяете озабоченность   
авторов законопроекта. Ведь в первую очередь данный законопроект направлен на   
повышение, на мой взгляд, авторитета народных избранников и уважения к ним со   
стороны тех людей, которые сегодня работают в исполнительных органах власти.    
Если люди избирают депутатов, то депутаты должны защищать интересы тех людей,   
которые их избрали, и одна из форм такой работы - это депутатские запросы. Я    
вам пример уже привёл. Если Правительство Российской Федерации позволяет себе   
давать ответы через пять месяцев и отсутствуют вообще какие-либо виды           
наказания за это, то что тогда происходит на уровне сельских поселений?         
Депутаты сегодня и такой пример привели.                                        
                                                                                
Я могу вам привести ещё пример: буквально недавно в Ханты-Мансийском            
автономном округе - Югре, в Сургутском районе, в посёлке Барсово, я пришёл      
награждать воспитателей детского садика и вынужден был вручать                  
благодарственные письма депутата на крыльце, потому что не положено, нельзя,    
потому что так распорядилась вышестоящая власть. Вот это работа!..              
                                                                                
Теперь по поводу ответственности депутатов. У нас с вами уже установлена        
ответственность за неответы, за отсутствие ответов гражданам, она установлена   
соответствующим федеральным законом. В течение 30 дней депутат любого уровня    
должен дать ответ. И я хочу сказать, что эта норма об ответственности есть, и   
она в пять раз выше, чем за неответы, за отсутствие ответов чиновничьего        
аппарата депутатам Государственной Думы.                                        
                                                                                
В законопроекте предлагается чётко и конкретно прописать, в каких случаях       
полагается наказание, там чётко и конкретно всё расписано (я надеюсь, что все   
депутаты ознакомились с данным законопроектом). Это внесло бы существенный,     
важный вклад в правоприменительную практику, потому что сейчас добиться         
наказания чиновника любого уровня практически невозможно: прокуратура           
перепихивает на участковых, участковые - на вышестоящие органы своего УВД, и    
так ходим по кругу. А в итоге мы с вами, депутаты, получаем соответствующее     
отношение людей, потому что не можем решить те или иные вопросы, касающиеся     
защиты прав граждан. Наверное, защита простых людей должна стоять на первом     
месте. И нужно, чтобы был реальный и эффективный инструмент (а у нас с вами     
есть Кодекс об административных правонарушениях), который навёл бы порядок в    
отношениях с должностными лицами государственного, регионального и              
муниципального уровня.                                                          
                                                                                
Теперь по поводу тех многих норм, которые у нас с вами якобы есть в             
региональных законах. Во многих региональных законах, в законах субъектов       
Российской Федерации, вообще нет никакой ответственности за неответы, за        
отсутствие ответов депутатам регионального уровня, муниципального уровня.       
Вроде депутаты есть, вроде должны взаимодействовать... Такие примеры есть, их   
достаточно много, и каждый из вас прекрасно об этих ситуациях знает и всё       
понимает.                                                                       
                                                                                
Я прекрасно понимаю Отари Ионовича, который говорил о том, какие запросы мы     
пишем. Качественные они или некачественные - вопрос не в том. Вопрос в том,     
что на эти запросы ответы не приходят! Вот это проблема, из-за этого институт   
народного избранника деградирует, таким образом, деградирует авторитет          
депутата любого уровня в стране. Поэтому давайте будем как-то усиливать         
ответственность, раз эти нормы предусмотрены сегодня законодательством -        
нормы ответственности должностных лиц за неответы депутатам любого уровня.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста.                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сразу хочу          
сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в     
котором предлагается повысить ответственность за невыполнение должностным       
лицом требований законодательства в отношении депутатского или парламентского   
запроса, а также предлагается расширить действие статьи 17.1 Кодекса об         
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
На самом деле мы готовы согласиться, что нередки случаи, когда представители    
исполнительной власти в нарушение требований действующего законодательства не   
отвечают на запросы, игнорируют их, задерживают ответы, бывает, что ответы      
подписаны не теми лицами, которым адресовано обращение, а иногда, как было      
сказано, эти ответы подписывают те лица, на которых в принципе и направлена     
жалоба.                                                                         
                                                                                
В своём выступлении коллега Сысоев задал вопрос: почему комитет не хочет        
поддержать данный законопроект? Хотел бы отметить, что в данном случае надо     
исходить из того, что федеральным законодательством не может быть установлено   
наказание в отношении нарушений, совершённых в части неисполнения требований    
региональных или муниципальных властей, и предложенные изменения не             
согласуются с принципами законодательства об административных                   
правонарушениях. Такая ответственность должна устанавливаться законами          
субъектов Российской Федерации. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"          
предлагает данный законопроект отклонить.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.                            
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле, с   
моей точки зрения, коллеги из фракции ЛДПР подняли очень важный вопрос. Мы      
уже лет десять назад создали ассоциацию депутатов различных уровней и можем     
сказать, что за десять лет произошло резкое ухудшение, я бы сказал так,         
позиции депутата как такового. И если вы посмотрите, то увидите, что в связи    
с этим происходит резкий рост коррупции. Ведь для чего нужно разделение         
властей? Оно нужно для того, чтобы работа наших институтов власти не            
строилась так, как поётся в украинской песне "Сам пью, сам гуляю". А в данной   
ситуации, когда исполнительная власть доминирует при формировании               
Государственной Думы, при формировании законодательных собраний, при            
формировании городских и районных собраний депутатов и даже органов местного    
самоуправления поселений, теряется роль контроля представительной власти над    
исполнительной. И в принципе когда мы с вами формируем собрания поселений,      
районов сплошь из людей, получающих зарплату в бюджетной сфере, то фактически   
возникает "княжеская" система правления: я тебя "записал" депутатом, поэтому    
сиди и помалкивай, статус есть. И в результате даже у вас есть проблема с       
подбором кандидатов в депутаты в местные органы власти - туда не хотят идти,    
потому что там бесправие, отсутствие денег и возможностей решения               
элементарных вопросов. Это первое.                                              
                                                                                
И Отари Ионович здесь реплику бросил, лично за себя отвечаю: я один из          
немногих депутатов, кто, имея право приватизировать квартиру, которую           
выдавали, не приватизировал, никогда ничего не путал, живу в квартире,          
полученной через 12 лет работы на "Ростсельмаше" и не сожалею об этом, потому   
что мне там приходится только ночевать иногда. Ну а имущество своё              
посмотрите, мне кажется, некорректно отвечать депутату таким образом.           
                                                                                
Второе. Вы посмотрите, что происходит. Вы ведь приняли законы о                 
госкорпорациях, которые распоряжаются триллионами государственных средства,     
зарабатывают колоссальные деньги, фактически вы сделали госкорпорации           
частными структурами, внутри которых себе вот такие зарплаты рисуют,            
дивиденды вот такие рисуют, а депутат по сегодняшнему законодательству не       
вправе писать запросы в госкорпорации и просить у них какую-либо информацию.    
Не кажется ли вам, что здесь кто-то очень серьёзно пролоббировал свою           
беспредельную власть и отсутствие всякого контроля?                             
                                                                                
Третье. Зачем нужна представительная власть, если вы депутата лишаете           
элементарных прав, если представительная власть не вправе получить даже то,     
что положено? Вы имейте в виду, что во многих представительных органах власти   
депутаты получают документы, даже при рассмотрении бюджета, ровно за полчаса    
до начала заседания, а в некоторых случаях их раздают уже во время, в начале    
заседания Думы или собрания депутатов. В результате подавляющее большинство в   
принципе ничем не владеет. И как правило, это опытные мэры и сити-менеджеры     
сейчас делают так - на раз-два.                                                 
                                                                                
С моей точки зрения, к этому вопросу надо отнестись более внимательно, потому   
что на самом деле происходит падение авторитета в том числе депутатов           
Государственной Думы в связи с принятыми нами поправками о том, чтобы           
приравнять к митингам и так далее встречи депутата с избирателями. Всё это в    
корне неправильно и, по моему мнению, усугубляет диктат исполнительной власти   
по отношению к представительной и ведёт к резкому увеличению коррупции как      
таковой, которая наряду с антигосударственной деятельностью Банка России        
является сегодня одной из базовых проблем, ведущих к ухудшению дееспособности   
власти в России.                                                                
                                                                                
Мы поддержим этот проект закона.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рыжак Николай Иванович.                                                         
                                                                                
Николай Иванович, от фракции?                                                   
                                                                                
От фракции выступление, поставьте соответствующее время, пожалуйста.            
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всякая ветвь власти должна уметь    
себя позиционировать не с точки зрения самолюбования, утверждения, а с точки    
зрения влияния на общественно-политические процессы, предвидя их дальнейшее     
развитие. Мы должны отчётливо представлять, что выборы, их результаты           
свидетельствуют, причём убедительно, о том, что народ начинает прозревать.      
Протестный потенциал пока ещё робкий, пока ещё не в активной форме, но          
глубокое молчание, игнорирование важнейших политических событий - это           
предвестники, зримые предвестники того, что рано или поздно народ спросит,      
причём спросит все ветви власти. Он не будет разбираться, почему капитализм,    
который начал в третий раз строиться в России в 91-м году, столь уродлив,       
столь, я бы сказал, агрессивен и столь невнимателен к идеям справедливости, к   
идеям подлинной демократии. Поэтому, когда разговор заходит о парламентском     
контроле как о важнейшем индикаторе, показателе истинного развития              
демократических структур государства, мы должны относиться к этому предельно    
внимательно. И здесь я поддерживаю Николая Васильевича и Владимира              
Владимировича, которые ещё раз акцентируют наше внимание на важнейшем           
элементе - умении влиять, умении контролировать, умении соблюдать разумный      
баланс ветвей власти.                                                           
                                                                                
Я не думаю, что это попытка самолюбования, попытка самоутверждения. Это как     
раз вот та боль, те предложения, которые позволят нам на определённом           
этапе... Я как-то говорил коллеге Костенко, что вот эта наша какая-то           
заданность, попытка любой ценой сохранить наше влияние на исполнительный        
орган власти и на негативные процессы, которые заявляют о себе в нашем          
обществе, закончится неудачей. В любом случае мы все ответственны за те         
негативные процессы, которые происходят в стране, и только всем миром мы        
можем преодолеть их дальнейшее негативное развитие. Недавно на одном из         
мероприятий "ЕДИНОЙ РОССИИ" один из функционеров сказал, что формирование       
антикоррупционного законодательства - это прерогатива единственно "ЕДИНОЙ       
РОССИИ". Да неправильно это всё! Мы не можем только на "ЕДИНУЮ РОССИЮ" это      
возложить, мы все в одинаковой степени ответственны за это.                     
                                                                                
Возможно, есть технические недоработки в этой законодательной инициативе,       
возможно, они присутствуют, но каждый раз, когда возникает подобный вопрос,     
мы должны предельно внимательно реагировать и всё делать для того, чтобы        
внести изменения. Что мы реально сейчас контролируем? Ну, в какой-то степени    
бюджетный процесс. Мы абсолютно не контролируем, как развиваются процессы в     
правоохранительной сфере, что делается в ФСБ. К кому обращаться кадровому       
сотруднику, если есть какое-то чванство, нарушение со стороны руководителя? А   
ведь во всех демократических государствах это возможно!                         
                                                                                
Мы должны, может быть, оттолкнувшись от сегодняшней беседы, от сегодняшней      
инициативы, в принципе разобраться в формах, в методах, в способах ведения      
парламентского контроля и подумать, как его расширить, чтобы не нарушить        
баланс властей, но чтобы и авторитет нашего парламента зазвучал, возрос. Вот    
даже наши коллеги по ОБСЕ, по другим структурам спрашивают: "А у вас вот эта    
форма реализуется?", а мы ничего не можем ответить. "А форма прямой             
демократии реализуется?" И мы тоже ничего не можем ответить.                    
                                                                                
Но ведь наступит момент, когда оппозиционные силы встанут на защиту всех тех    
процессов, которые негативно развиваются, вот почему, Николай Васильевич, я     
целиком поддерживаю вас. Не чиновники на местах должны регулировать, мы         
найдём формы взаимодействия, но столкновение с какими-то протестными            
явлениями, с какими-то негативными процессами мы в состоянии - и это наша       
задача, людей ответственных - каким-то образом предотвращать, что-то            
предлагать людям, идти на диалог с людьми и тем самым решать те задачи,         
которые поставил президент. Без диалога, без доверия людей мы эти задачи не     
решим, а парламентский контроль - это как раз элемент выстраивания диалога и    
завоевания доверия наших избирателей.                                           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
По ведению - Альшевских Андрей Геннадьевич.                                     
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Я прошу прощения, кнопка не сработала. Буквально минутку       
можно?                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемые коллеги, автор на самом деле поднял довольно         
важную тему - тему ответственности, но я хотел бы обратить внимание,            
высказать свою точку зрения: ответственность должна быть обоюдной. На самом     
деле я полностью согласен со многими, кто здесь говорил, что падает авторитет   
органов власти, растёт недоверие к ним и так далее, но самое-то важное, что     
мы должны обратить внимание в том числе и на себя, депутатов. Я не зря сказал   
об ответственности представительных органов власти. Почему? Ну, свежие          
примеры: только что закончилась избирательная кампания, и во всех регионах,     
где она проходила, начиная от сельских поселений и до больших муниципальных     
образований, кандидаты, которые шли на выборы, по большей части от              
оппозиционных партий, говорили людям честно и откровенно... ну, может быть,     
не честно, но откровенно, что, в случае если их изберут, они не допустят        
пересмотра, повышения пенсионного возраста, повысят пенсии и сделают многое     
другое, - в общем раздавали обещания, выполнение которых не входит в            
полномочия тех органов представительной власти, куда они избирались. И          
самое-то интересное, что никто за это ответственности не несёт и не понесёт!    
                                                                                
Может быть, на самом деле пришла пора нам совместно, всеми фракциями            
разработать федеральный закон о предвыборных обещаниях? Пусть кандидаты,        
которые участвуют в выборах в местные, муниципальные представительные органы    
власти, если что-то обещают людям, то в рамках полномочий тех органов, куда     
они избираются, а в случае если они обещают что-то сверх своих полномочий -     
снимать их с выборов, досрочно прекращать их полномочия. И на самом деле это    
вернёт доверие людей к органам власти. Так что, думаю, если мы говорим об       
ответственности, мы должны ответственность рассматривать как обоюдную.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово.                                                           
                                                                                
Депутату Сысоеву включите микрофон.                                             
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, очень интересная дискуссия, и практически       
никто не отрицал того, что нам необходимо поднимать и авторитет депутатов       
любого уровня, и уважение к ним. Мы все прекрасно понимаем, что те нормы        
ответственности, которые установлены, сейчас реально не работают,               
правоприменительная практика говорит, что добиться какого-либо наказания        
практически невозможно. Если вы посмотрите внимательно проект федерального      
закона, который сегодня я предлагаю вам поддержать, то увидите, что там         
чётко, конкретно прописаны все нормы: как, кого, за что и какие штрафы.         
                                                                                
Все аргументы по поводу депутатов законодательных собраний, представительных    
органов муниципальных образований о том, что это региональные нормы и это       
находится в ведении российских регионов... Ну если у нас эти нормы в            
российских регионах не работают уже десятилетиями, их просто нет, значит,       
есть проблема, значит, это нужно как-то урегулировать на федеральном уровне.    
                                                                                
Если вас не устраивает то, как я прописал нормы, прямые нормы, прямые           
наказания, давайте тогда примем законопроект в первом чтении и ко второму       
чтению предусмотрим нормы, по которым региональные законы должны быть           
приведены в соответствие с федеральными, чтобы всё-таки нормы об                
ответственности были предусмотрены, чтобы мы дали сегодня региональным          
депутатам, муниципальным депутатам, сельским депутатам реальные инструменты и   
чтобы они могли работать. Ведь выборы - это очень важный инструмент вообще      
профилактики каких-либо стачек, митингов, революций. Люди голосуют за           
депутата, дают ему полномочия и верят в то, что он будет приходить к ним и      
будет помогать решать их вопросы. А происходит наоборот: происходит             
деградация статуса депутата - так быть не должно.                               
                                                                                
Ещё раз прошу вас поддержать данный законопроект, он очень важен, важен для     
членов Совета Федерации и депутатов любого уровня: и депутатов                  
Государственной Думы, и депутатов законодательных собраний, и депутатов         
муниципального и сельского уровней. Прошу вас поддержать данный законопроект.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     91 чел.                                          
Не голосовало                 359 чел.79,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.