Заседание № 99

09.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 313307-4 "Об Администрации Президента Российской Федерации" (внесён Б. А. Виноградовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5877 по 6132 из 7376
Уважаемые коллеги, пункт 24, проект федерального закона "Об Администрации       
Президента Российской Федерации". Докладывает первый заместитель председателя   
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству Александр Петрович Москалец.                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный            
законопроект мы рассматриваем в отсутствие докладчика, который, конечно, мог    
бы представить и свои обоснования, но само название проекта таково, что и       
мотивы, и доводы, и обоснования, и цели фактически находятся на поверхности.    
Да и автор цель законопроекта указал вполне ясно - это определение правового    
статуса Администрации Президента Российской Федерации. Однако при обосновании   
своей позиции автор взял столь неверное направление, что доведение позиции      
комитета много времени не потребует. За базу своих обоснований автор взял       
постановление Конституционного Суда Российской Федерации ещё от 27 января       
1999 года по делу о толковании статей 71, 76 и 112 Конституции Российской       
Федерации и, используя как аналогию мотивировочную часть постановления          
Конституционного Суда, стал утверждать, что правовое положение администрации    
президента должно регулироваться федеральным законом. Но при этом автор         
законопроекта, к сожалению, выделил только одну позицию постановления           
Конституционного Суда, вместо того чтобы отразить весь взаимоувязанный          
комплекс его доводов, послуживших основой ещё в то время для отказа по          
запросу Государственной Думы, считавшей, что совокупность, порядок              
образования и деятельность федеральных органов исполнительной власти должны     
устанавливаться федеральным законом. А ведь Конституционный Суд указал при      
этом, что на конституционном уровне не устанавливается ни полный перечень       
федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды,                
различающиеся своим правовым статусом, и поэтому не исключается возможность     
регулирования указанных вопросов другими нормативными актами исходя из          
предписаний Конституции, устанавливающей полномочия Президента Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Таким образом, отнесение того или иного вопроса к ведению Российской            
Федерации (это статья 71 Конституции) не означает невозможности его             
регулирования иными, помимо закона, нормативными актами, ну, кроме случаев,     
когда сама Конституция исключает это, требуя принятия указываемого ею           
нормативного акта. Ну вот, к примеру, статья 96 Конституции указывает, что      
порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов               
Государственной Думы устанавливаются федеральными законами, и такие законы,     
мы с вами знаем, имеются. Также согласно статье 101 Конституции палаты          
принимают свои регламенты, и они тоже приняты, а вот уже вопрос о том, какие    
и как создавать комитеты и комиссии, - Конституция отдаёт это на усмотрение     
самих палат.                                                                    
                                                                                
А теперь, вновь обращаясь к доводам Конституционного Суда, информирую вас,      
уважаемые депутаты, что суд признал право Президента Российской Федерации       
издавать указы по вопросам установления системы федеральных органов             
исполнительной власти и порядка их организации и деятельности. И здесь мы с     
вами должны исходить из того, что структура федеральных органов                 
исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства    
Российской Федерации по осуществлению функций, перечисленных в статье 114       
Конституции и конкретизированных в Федеральном конституционном законе "О        
Правительстве Российской Федерации".                                            
                                                                                
Следующее неверно взятое автором направление - это слишком вольное толкование   
статьи 83 Конституции, а ведь эта статья прямо закрепляет исключительное        
право Президента Российской Федерации самостоятельно формировать                
администрацию президента. Ссылка же автора на прецеденты формирования Счётной   
палаты, прокуратуры, института Уполномоченного по правам человека явно          
несостоятельна хотя бы потому, что Конституция в отношении их прямо указывает   
на необходимость регулирования их деятельности именно федеральными законами     
(это статьи 101, 103 и 129 Конституции).                                        
                                                                                
Ну и в заключение отмечу, что в большей части текста рассматриваемого           
законопроекта просто дословно цитируются указы президента, а также              
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" и      
Федеральный закон "О государственной гражданской службе...", таким образом,     
ничего сколько-нибудь существенного или значимого в ныне существующее           
правовое поле он не вносит.                                                     
                                                                                
И вот с учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и       
государственному строительству рекомендует вам, уважаемые депутаты,             
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, для справки просто уточните: а        
нельзя было вот в этой ситуации вообще не выносить этот законопроект? У нас     
же есть определённая процедура, и совершенно очевидно, что самим фактом         
внесения инициатор нарушает Конституцию, положения Конституции. Комитет не      
рассматривал такую возможность: не выносить этот законопроект на рассмотрение   
палаты?                                                                         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Нет, мы, уважаемые коллеги, так не ставили вопрос, а исходили    
из того, что есть надлежащий субъект права законодательной инициативы и даже    
если он сегодня не имеет таких полномочий, то всё равно законопроект от этого   
не становится в чём-то ущербным и он должен рассматриваться в установленном     
Регламентом порядке.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, хотя вы меня не убедили.                         
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие?.. Руслан Георгиевич Гостев.    
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я разделяю точку зрения, что не нужен закон по администрации президента и, в    
общем-то, это дело президента, но есть нюанс, который мы должны, пусть и не     
принимая какой-то документ, но всё-таки осмысливать - сегодня, завтра и         
послезавтра.                                                                    
                                                                                
Дело в том, что созданный при президенте орган сегодня командует всем и вся,    
даёт ценные указания правительству, ну, за исключением господина Путина,        
который только что был президентом (если бы он не был президентом и не          
командовал одной партией, то, я думаю, администрация президента только так бы   
закручивала и Путина). Какой выход из этой ситуации? Как поставить              
администрацию президента на место - что она обслуживает президента, выдавая     
рекомендации, и не имеет права лезть в вопросы, которые не входят в её          
компетенцию?                                                                    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, ну, вообще-то, если посмотреть Конституцию,   
то мы найдём там прямой ответ на этот вопрос. Там написано, что президент -     
он и глава государства, он и гарант исполнения и соблюдения Конституции, и он   
обеспечивает взаимодействие и координацию органов власти (имеется в виду не     
только исполнительная власть, но и законодательная тоже). И давайте прямо       
спросим себя: где бы мы с вами сегодня были, если бы не институт                
президентской власти в то время, когда страна стояла перед угрозой вообще её    
распада даже в нынешних границах? Я думаю, что время нас ещё рассудит, но       
институт президентской власти нам нужно беречь, охранять и помогать ему и       
дальше совершенствоваться.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, не будем, наверное...                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, хочет выступать Коломейцев, и Гостев хочет           
выступать. Ну давайте будем выступать.                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле    
внесение этого законопроекта - очень важный элемент в части наведения           
порядка. То, о чём говорил Руслан Георгиевич в своём вопросе, витает в          
воздухе. Вот я сегодня общался с одним совсем недавно очень                     
высокопоставленным человеком, который жаловался: захожу в правительство -       
вроде бы о чём говорить, если президент озвучил, - а мне говорят: "Ну и что,    
что он озвучил?" - захожу в администрацию президента - говорят: "Ну и что,      
что президент сказал?" С моей точки зрения, отдавать на откуп чиновнику даже    
администрации президента так много полномочий без ответственности - это         
безответственно. Почему? Потому что неправильно, если официально избранный      
орган, каковым является Государственная Дума, реально управляется из            
администрации президента определёнными чиновниками, в корне неправильно,        
потому что это влияние на политическую систему, это вмешательство в дела        
политических партий, это, наконец, необоснованное вмешательство в экономику,    
когда чиновник администрации диктует управленческие решения в вопросах, в       
которых он не компетентен. И самый вопиющий факт, с моей точки зрения,          
который способствует разрастанию коррупции, - когда чиновники администрации     
президента одновременно являются председателями советов директоров каких-то     
крупных компаний (я напомню вам: у нас совсем недавно каждый заместитель        
главы администрации - их там было, кажется,  девять - был председателем         
совета директоров какой-то рентной компании). Объясните мне: как чём же тогда   
защищают государственные интересы сотрудники аппарата или администрации         
президента, если каждый тянет на себя? С нашей точки зрения, необходимо         
принимать законом, а не просто отдавать на откуп кому-то регламентацию          
деятельности очень большого и очень заполненного здания на Старой площади. С    
нашей точки зрения, должна быть чёткая регламентация прав, ответственности и    
обязанностей, потому что, по мнению многих экспертов, у нас сегодня очень       
любят распоряжаться правами, абсолютно забывая про ответственность и            
обязанности. Охота в заповедных местах - это как раз элемент                    
безответственности, которая возведена в ранг: когда чиновник может себе         
позволить и нарушать требования законов, и пренебрегать Красной книгой. А       
представьте себе, если он в таких святых вопросах нарушает нормы, как он        
относится к людям, которыми он управляет? Да никак он не относится! Он их не    
считает за людей.                                                               
                                                                                
Поэтому мы считаем принятие этого закона нужным шагом и в нужном направлении    
и будем его поддерживать.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гостев.                                           
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г. Я благодарен Александру Петровичу за то, что он прочитал           
элементы лекции о роли президентской власти в Российской Федерации, и хочу      
сказать, что хорошо знаю и Конституцию, и те позиции, которые относятся к       
президенту, его роль, значимость и так далее, и так далее. Сегодня я не буду    
спорить об этом, хотя есть целый ряд моментов, которые можно поставить на       
обсуждение и сказать, что далеко не всегда президентская республика или         
полупрезидентская республика, или то, что у нас есть, - лучшая форма            
правления и так далее, и так далее. Я не оспариваю сейчас это.                  
                                                                                
Я говорил и говорю о других вещах, которые связаны непосредственно с            
администрацией президента, а администрация президента и президент - это не      
одно и то же, потому что - здесь уже было сказано - бывает так, что президент   
говорит одно, а его советники ближние в недалёком прошлом говорили совсем       
другое и раскручивали совсем другие комбинации в нашем обществе и в нашем       
государстве. Мы об этом хорошо знаем, это было и при первом Президенте          
Российской Федерации, да иногда и при втором президенте, и сейчас бывают        
такие нюансы. Возьмём хотя бы советника по экономическим вопросам. Смотрите,    
как он иногда себя ведёт, забегая вперёд решений правительства. Его дело -      
рекомендации, советы президенту, а президент примет решение, озвучить ту или    
иную позицию или же, наоборот, переработать, и скажет: иди посиди в кабинете    
и подумай, что ты сказал здесь. Ну и так далее. Поэтому я думаю, что должна     
быть регламентация деятельности администрации президента, её работы.            
                                                                                
И ещё один очень важный момент. Ведь вы посмотрите: администрация президента    
ныне раздута до безумия. В своё время, когда шли на прорыв демократии и         
рушили Советский Союз, говорили: Центральный комитет КПСС - огромная машина.    
Чем нынешняя машина администрации президента отличается в количественном        
отношении? Я подчёркиваю: количественном отношении. Потому что если в           
Центральном комитете КПСС до 80-х годов, до Меченого, принималось что-то, то    
уж и спросить могли, и сделать так, чтобы была выполнена какая-то работа.       
Сейчас никто ни за что не отвечает, но вместе с тем надувают щёки будь здоров   
как. Поэтому из этого мы должны исходить, из дела - нужна ли такая огромная     
администрация или нет. А может быть, её раздуть ещё больше и сделать            
правительство экономическим отделом администрации президента? Тогда будет всё   
понятно.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли на заключительном слове Александр           
Петрович? Настаивает. Да, секундочку! Я хочу обратиться как раз к               
представителю того органа, о котором только что говорил Руслан Георгиевич:      
Гарри Владимирович, вы хотите принять участие в дискуссии? Нет, не              
настаивает. А представитель правительства? Также нет. Тогда, пожалуйста,        
Москалец.                                                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, ну давайте всё-таки ответим себе честно,      
ведь всё то, что регулирует сегодня деятельность и правовой статус              
администрации президента, управлений и других структур, - ведь всё находится    
в открытой информационной сети. Сегодня вы можете поднять и указ об             
администрации президента (вот он у меня на руках), и положение об               
администрации президента, и положения о Государственно-правовом управлении, о   
полномочном представителе, об Экспертном управлении и тому подобном. То есть    
правила игры, правила работы нам всем известны, и тут говорить-то и не о чем.   
Ну и всё-таки при обсуждении таких серьёзных вопросов я бы не применял некие    
формулы, которые вообще на уровне прессовки воздуха руками воспринимаются.      
Ну, вот депутат Коломейцев сказал, что он с неким ответственным чиновником о    
чём-то там говорил, - вот всегда какие-то околоточные формулы. А я вот вам      
говорю, что я много сотен не просто выступлений, а докладов по законопроектам   
сделал, и ни одно моё выступление заранее ни перлюстрировано, ни проверено,     
ни как-то по-другому охвачено цензурой просто не было.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 24. Комитет      
против.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               65 чел.14,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     65 чел.                                          
Не голосовало                 385 чел.85,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.