Заседание № 127
О проекте федерального закона № 313281-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части определения полномочий органов местного самоуправления в сфере организации газоснабжения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, проектом федерального закона уточняются отдельные положения Федерального закона № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в том числе его понятийный аппарат, положения, определяющие полномочия соответствующих органов исполнительной власти в области газоснабжения. Предлагаемые законопроектом изменения в часть первую статьи 8 наделяют федеральный орган государственной власти полномочием по утверждению методики расчёта уровня газификации; изменениями, касающимися дополнения закона статьёй 8-1, уточняются имеющиеся полномочия органов местного самоуправления в сфере организации газоснабжения населения. Актуализация действующего законодательства Российской Федерации будет способствовать созданию условий для увеличения темпов газификации в Российской Федерации. В ходе доработки законопроекта ко второму чтению раскрыто содержание схем теплоснабжения и схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Это намного упростит строительство газопроводов и подключение домовладений в населённых пунктах. Проект прошёл необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам, коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Хорошо, конечно, что такой законопроект мы сейчас примем, но хочу сказать, что отдельные регионы Российской Федерации, в частности Кировская область, являются наименее газифицированными, а проблемы взаимодействия между межрегионгазом, местным муниципалитетом и, так скажем, большим "Газпромом", к сожалению, приводят к тому, что гражданам приходится скидываться, выделять очень большие деньги из личных бюджетов (доходит до 150-170 тысяч рублей с домовладения), а потом в течение двух-трёх лет меняется администрация области, меняется администрация региона, дальше идёт команда местному муниципалитету не поддерживать отношения с газораспределяющей организацией, соответственно, замораживается подключение граждан, они этот газ не получают. Вторая проблема - это когда выделяются средства (в частности, в Кировской области у нас два куста, были выделены дополнительные средства, чтобы произвести газоснабжение двух районов), но подрядные организации не выполняют в срок свои работы, соответственно, большой "Газпром" не принимает станции по перекачке газа - в результате районы остаются без газа. Провели второй конкурс, второй раз выделили деньги - опять такая же история, то есть подрядные организации не строят, а газораспределяющая организация Кирова говорит, что мы, дескать, невольны, не мы выбираем заказчика, не мы выбираем подрядчика, в результате нам никаких претензий не предъявляйте. И это при том, что люди уже заплатили за подключение своего дома к газу, - местные муниципалитеты продолжают, к сожалению, топить мазутом и другими видами топлива, в результате, в частности, в Слободском районе зимой тариф достигает 9-10 рублей за кубометр, а в отдельных районах Кировской области, в частности в городе Котельниче, в платёжке за двухкомнатную квартиру в зимний отопительный период тариф доходит до 10-11 рублей за кубометр. То есть, представьте, при том размере пенсии, который сегодня реально имеется, 9-10 тысяч рублей, при той зарплате педагогов, которая составляет 12, 14, 16 тысяч рублей в месяц (хотя, понятно, среднестатистический размер показывают совершенно другой), люди вынуждены половину своего бюджета, а иногда и больше отдавать за коммунальные услуги. При этом закон, который так часто пропагандируют, о котором так часто говорят: если расходы на коммуналку превышают 22 процента доходов семьи, то они компенсируются... Так вот, муниципальные власти Котельничского района, например, не выдают эти справки, и люди просто не могут получить компенсацию. Мы очень надеемся, что принятие закона позволит хотя бы частично решить эти вопросы, в целом они не решены, к сожалению, такие вопросы имеются на территориях, где... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Газгиреев Юшаа Орснакиевич, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ГАЗГИРЕЕВ Ю. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом уточняются отдельные положения Федерального закона "О газоснабжении...". Принятие данного законопроекта позволит улучшить решение вопросов газофикации в нашей стране. Докладчик и содокладчик основные положения данного законопроекта уточнили. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", 4-й вопрос. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 19 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 313281-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части определения полномочий органов местного самоуправления в сфере организации газоснабжения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Павел Николаевич Завальный, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, напомню, данный законопроект направлен на повышение эффективности газификации, снижение административных барьеров на муниципальном уровне. Поступило шесть поправок: четыре рекомендуются к принятию, две - к отклонению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по 1-й таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 18 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по 2-й таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 45 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 08 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 95
О проекте федерального закона № 313281-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части определения полномочий органов местного самоуправления в сфере организации газоснабжения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра энергетики Кирилл Валентинович Молодцов. МОЛОДЦОВ К. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые господа депутаты! Правительством Российской Федерации внесён в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Работа над законопроектом велась не один год, в ней были задействованы фактически все органы федеральной власти, региональные органы власти, органы местного самоуправления и компании, участвующие в газоснабжении. В результате нашей совместной работы появилась редакция законопроекта, которая учитывает ранее имевшиеся замечания, отражает актуальные предложения, которые нужно реализовать, и прежде всего направлена на стимулирование газификации в Российской Федерации. В частности, в законопроекте предлагается уточнить само понятие газификации и определить, кем выполняются разработка и утверждение методики расчёта уровня газификации, в связи с тем что сейчас такой методики не существует, конкретизировать имеющиеся полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения. Данный законопроект прошёл все необходимые процедуры. Реализация закона не потребует дополнительных затрат из бюджетов всех уровней. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Кирилл Валентинович, присаживайтесь. С содокладом выступает Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, суть законопроекта Кирилл Валентинович изложил, я хочу сказать пару слов о газификации как таковой. За последние десять лет уровень газификации в целом достиг 68 процентов, при этом в городах - 71 процента, в сельских населённых пунктах - 58 процентов (до этого было 53 процента). До 2022 года мы в принципе планируем закончить эту программу - ожидается уровень газификации трубным газом порядка 80 процентов, это предел, на который вообще можно выйти там, где есть централизованная система газоснабжения. Дальше газификация может идти уже за счёт использования СПГ, пропан-бутана, сжиженных углеводородных газов. Для лучшей организации этой работы ровно год назад было принято решение Минэнерго и проведён мониторинг выполнения программы газификации, а отвечают за реализацию программы газификации субъекты Российской Федерации - рабочая группа отработала практически во всех федеральных округах. По итогам деятельности этой рабочей группы как раз и родились предложения по изменению законодательства с целью улучшения возможностей законодательного обеспечения реализации программы газификации. В рамках рассмотрения законопроекта в первом чтении мы провели "круглый стол", где обсуждали в целом ситуацию, программу газификации. Есть ряд предложений, направленных на улучшение качества законопроекта, в том числе в заключении нашего комитета, в заключении комитета-соисполнителя - это комитет по вопросам местного самоуправления, также есть предложения по конкретизации обязанностей и полномочий муниципальных образований, касающихся реализации программы газификации на муниципальном уровне. Всё это будет учтено ко второму чтению. Получены положительные отзывы из 74 субъектов Российской Федерации, заключение профильного комитета Совета Федерации тоже положительное. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Щаблыкин Максим Иванович. ЩАБЛЫКИН М. И. Уважаемый Кирилл Валентинович, скажите, пожалуйста, а достаточно ли срока в 180 дней для того, чтобы подготовить межрегиональные и региональные программы газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций? МОЛОДЦОВ К. В. Максим Иванович, спасибо за вопрос. На самом деле региональные и межрегиональные программы газификации реализуются в соответствии с постановлением правительства № 903 с июля прошлого года. Уже утверждены 63 программы; в 17 субъектах Федерации подготовлены программы, которые частично не соответствуют методике и рекомендациям, они дорабатываются; в двух регионах, в Тульской и Астраханской областях, такие программы существуют, но признаны не соответствующими методике, соответственно, они сейчас также дорабатываются. Программы газификации как таковые пока не разработаны только в трёх регионах - в Магаданской области, Камчатском крае и Мурманской области, и связано это только с тем, что своего источника газификации в этих регионах пока нет. Скорее всего, газификация там будет реализовываться на принципах альтернативной газификации, собственно, этим вопросом мы тоже будем заниматься. Ну вот пока так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. У меня к Кириллу Валентиновичу вопрос. Здесь написано про городские поселения и городские округа, а про сельские просто забыли или во втором чтении вы это внесёте? И ещё. В прошлые годы негласно в программы газификации не включались сельские населённые пункты, где менее 100 дворов, даже если 99 дворов, уже не включались. Сейчас это правило изменили? МОЛОДЦОВ К. В. Спасибо за вопросы, Наталья Дмитриевна. Ко второму чтению мы в любом случае доработаем все вот такого рода юридико-технические замечания, но хочу отметить одно: в понятии газификации и порядке разработки таких программ прежде всего должны учитываться интересы муниципальных образований. Сейчас эта работа строится между газоснабжающими организациями и соответственно органами управления субъекта Федерации, задача фактически спускается на уровень муниципальных образований, вот в этом смысле не учитываются приоритеты и интересы конкретных муниципальных образований. И в этом состоит суть новаций, которые мы предлагаем внести в федеральный закон. Ко второму чтению мы учтём это обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Кирилл Валентинович, есть ли на данный момент у правительства понимание, каким образом будет разрабатываться и реализовываться схема газоснабжения населения, как это будет регулироваться, а также какова роль местного самоуправления в этих вопросах? МОЛОДЦОВ К. В. Собственно, этому и призван служить закон № 69-ФЗ, и на это направлены вносимые в него новации. Понимание есть, оно определяется Энергетической стратегией России, которая сейчас должна быть обновлена и принята (этот вопрос находится в работе в правительстве), Генеральной схемой развития газовой отрасли, которая включает в том числе и вопросы газификации Дальнего Востока, ну, и, соответственно, региональными и межрегиональными программами, о которых я уже сказал. Таково понимание и таков набор стратегических документов планирования в газовой отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Корниенко Алексей Викторович. КОРНИЕНКО А. В. Вопрос Кириллу Валентиновичу. В законопроекте предлагается возложить на органы местного самоуправления функции по подготовке населения к приёму газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами. Неясно, какой конкретно набор полномочий возлагается на муниципалитеты для достижения данной цели и сколько в финансовом выражении это будет им стоить? Не столкнёмся ли мы с тем, что разные региональные программы будут требовать от муниципалитетов разного объёма работ и финансовых вложений? В условиях ограниченности многих муниципальных бюджетов органы местного самоуправления должны точно понимать, чего от них требует закон, и рассчитывать свои финансовые возможности. Например, на Дальнем Востоке и в Сибири газ не идёт в дома граждан в том числе из-за неопределённости полномочий региональных и местных властей и, главное, источников их финансового обеспечения. Данный законопроект, на мой взгляд, эту проблему не решает, а только повторяет уже закреплённые в статье 7 нормы. МОЛОДЦОВ К. В. Спасибо за вопрос, Алексей Викторович. Вопрос немножко шире, чем то, что мы сейчас пытаемся реализовать. На органы местного самоуправления муниципальных образований не планируется возложить какой-либо финансовой ответственности. И по результатам взаимодействия с 74 субъектами, с Институтом законодательства и сравнительного правоведения, с администрацией президента нам понятно, что дополнительной финансовой нагрузки на муниципалитеты этот законопроект, эти новации не предусматривают. Суть новаций заключается в том, что речь должна идти не о переводе на газ каких-либо субъектов потребления, а о том, что уровень газификации определяется необходимыми элементами подключения к сетям газоснабжения. В связи с этим муниципальные образования должны сами определять, кого и как они хотят подключать. Мы считаем, что внесения каких-либо изменений в 131-й закон - и это подтвердили правоведы - не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Кирилл Валентинович, непонятно, почему вы считаете, что реализация этого закона не потребует расходов из бюджета, всё-таки дополнительные полномочия всегда требуют бюджетных расходов. Это во-первых. А во-вторых, не усилит ли это ещё больше дифференциацию между городскими и сельскими поселениями в обеспечении газом? Понятно, что города богаче, у них будут деньги на реализацию этих полномочий, а в сёлах этих денег не будет, и газификация будет в большей степени проходить в городах и в меньшей степени в сёлах, что не есть хорошо, потому что сёла как раз наиболее нуждаются в газе на данный момент. МОЛОДЦОВ К. В. Михаил Васильевич, спасибо за вопросы. Постараюсь не повторяться. С учётом обсуждения в первом и, возможно, во втором чтении хотелось бы обсудить детали, раз считается, что будут какие-то дополнительные затраты. Но проблема заключается в том, что сейчас, повторю, решение вопросов газификации определяется на уровне регионального органа власти, то есть фактически это максимум энергетическое министерство конкретного субъекта. В результате получается, что приоритеты - какие населённые пункты, почему эти населённые пункты, с какой численностью населения и с каким объёмом потребления должны подключаться, - по большому счёту, устанавливаются по выбору самого верхнего уровня, муниципалитеты не могут влиять на этот процесс. Задача - спуститься на более низкий уровень, для того чтобы было понимание, каковы приоритеты, какие конкретно населённые пункты, в какой очерёдности должны подключаться к газу. Вот, собственно, основная задача. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо. У меня вопрос к уважаемому Кириллу Валентиновичу. Нельзя ли попросить министерство, вас, чтобы вы ко второму чтению законопроекта представили нам справку по уровню газификации в целом по России, вы сейчас цифры назвали, а также в разрезе каждого субъекта Российской Федерации, возможно даже с пятилетней или десятилетней перспективой, которая сегодня намечена правительством? МОЛОДЦОВ К. В. Валентин Сергеевич, спасибо за вопрос. На самом деле я в принципе прямо сейчас могу передать такую справку по 85 субъектам, в том числе и в разрезе газификации городов и сельской местности. Цифры самые различные. Справка будет предоставлена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Кирилл Валентинович, безусловно, этот законопроект надо поддержать и муниципалитеты надо включать в эту схему, которая работает, но я хотел бы задать вопрос шире. Сейчас у населения, у людей, да и у промышленных предприятий, и у иных хозяйствующих субъектов, возникает вопрос: почему берут много платежей - за подключение, за лимиты, за счётчики? Может газоснабжающая организация взять на себя эти расходы? И ваше видение: когда в этом деле будет наведён порядок? МОЛОДЦОВ К. В. Спасибо за вопрос, Валерий Степанович. Что касается подключений, у нас есть три группы по приоритетности подключений, при этом в различных регионах приоритеты могут определяться по-разному. Есть субъекты, которые потребляют до 5 кубических метров, до 500 кубических метров и свыше 500 кубических метров в месяц. В зависимости от этого, от объёма потребления определяется и стоимость подключения, она может быть - рекомендательно - до 50 тысяч рублей, может быть существенно выше, в том числе устанавливаться по индивидуальным, так сказать, проектам. Эта задача не совсем касается федерального закона, но в любом случае ситуация требует урегулирования. Что касается счётчиков - это отдельная задача, мы провели такую работу. С учётом того что к 1 января 2019 года предполагается фактически установление по всей газовой сети счётчиков для всех потребителей, такого рода счётчиков должно быть поставлено ещё порядка 1 миллиона. Для того чтобы реализовать эту задачу, потребуются достаточно существенные средства. Сейчас работа ведётся в том числе и с газоснабжающими организациями. Вполне возможно, что мы будем ходатайствовать о том, чтобы газоснабжающие организации сейчас осуществляли работу по установке счётчиков, либо это будет впоследствии учтено в работе, либо они будут это делать за собственный счёт, за счёт своей прибыли. Сейчас мы такую инициативу прорабатываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Петрунин Николай Юрьевич. ПЕТРУНИН Н. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на решение очень важной задачи: он призван разграничить полномочия федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере газоснабжения и, по сути, дать чёткий ответ на вопрос, кто за что отвечает. В минувшем году Министерство энергетики проделало огромную работу по анализу состояния региональных программ газификации, были проведены выездные совещания во всех федеральных округах, в ходе которых выяснилось, что в целом ряде субъектов Российской Федерации программы газификации были приняты с нарушением сроков, а где-то не приняты до сих пор. Это значит, что проживающее в этих регионах население остаётся как бы в подвешенном состоянии, не зная точно, будет ли в их домах газ, если будет, то когда, а главное, кто может дать им ответы на эти вопросы. В случае принятия закона подготовка населения к приёму газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации, а также полномочия по согласованию схем газоснабжения будут окончательно закреплены за органами местного самоуправления, и это логично: региональные власти находятся, как говорится, на земле и хорошо знают специфику своей территории, именно им решать, где лучше выделять земельные участки под прокладку газопроводов и кому выдавать разрешения на их строительство. Очевидно, что предлагаемые изменения будут способствовать повышению темпов газификации субъектов Российской Федерации и тем самым повышению качества жизни населения. На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и призывает коллег из других фракций также проголосовать за него. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" приняла решение не голосовать за данный законопроект. Не голосовать по той причине, что заявленная в данном законопроекте цель ускорения темпов газификации Российской Федерации потенциально невыполнима, пока мы не решим другой важнейший вопрос, который сегодня поднимался уже в этом зале, и поднимался вне зависимости от партийной принадлежности представителями всех фракций, - вопрос о стоимости газа и стоимости подключения к сети. Эта тема понятна нам всем, особенно представителям сельских территорий, понятно, сколько на сегодня это стоит. В декабре перед зданием Государственной Думы стояла женщина с плакатом, на котором было написано: "300 метров трубы = 120 лет моей пенсии". И мы действительно понимаем, что цифры стали непомерными и аппетиты газовых монополистов стали непомерными. На региональной неделе я был в селе Клевакинском в Режевском районе, вот на прошлой неделе (пользуясь случаем, передаю привет с трибуны Государственной Думы), так вот там люди 20 лет ждут газа - 20 лет ждут газа! Был один проект, второй проект, третий проект, и вот они собрались и уже говорят: "Вот мы что-то ждём-ждём газа, а сейчас вот прикинули, даже если его проведут к нам - исполнится наша давняя мечта, - то сколько будет стоить подключиться? Вот посмотрели по соседям - 100 тысяч, 150 тысяч, 200 тысяч рублей". Мы понимаем, что такое 200 тысяч рублей для населения на селе: они не смогут подключиться, то есть, по сути, эти цены не дают людям реально воспользоваться благами цивилизации, которые есть. И как мы можем говорить о наращивании темпов газификации - в таком законопроекте, в другом законопроекте, - если мы не решили главную проблему стоимости газа, непомерной стоимости газа для населения? У нас в Свердловской области это 100-200 тысяч рублей, а я думаю, что здесь есть представители регионов, где такие цифры доходят до миллиона: это абсолютно реальный случай, когда людям зарядили от миллиона рублей и выше. Получается, что подключение к газовой сети стоит дороже, чем всё домохозяйство, соответственно, люди просто не имеют возможности подключиться. Какие мы предлагаем пути решения? Путей решения здесь может быть два - по максимуму и по минимуму. По максимуму стоит продолжать говорить и с этой трибуны, и с других высоких трибун и требовать, чтобы подключение к газовой сети производилось за счёт газораспределительных организаций. Это не какой-то голимый популизм, это не какие-то там обещания, мы не говорим то, что якобы просто народ хочет услышать, это реальные факты: во многих европейских государствах - в Германии, Финляндии, Швеции - подключение для населения бесплатное, за это платит газораспределительная организация, которая потом продаёт им газ, более того, подобное бесплатное подключение есть даже в некоторых регионах Украины. То есть они продают наш российский газ людям, бесплатно подключают к сетям население своих стран, а мы позволяем газовым монополиям драть с россиян вот такие деньги, которые больше, чем стоят их дома. Законопроекты на этот счёт вносились, я так понимаю, уже неоднократно в Государственную Думу, вот сегодня есть в повестке такой законопроект - он стоит дальше, - наши коллеги его внесли. Но вот, честное слово... Я с ноября депутат Государственной Думы, вот этот законопроект внесён, и с ноября до сих пор мы его не рассмотрели. А это один... Я от фракции, можно мне добавить время для выступления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ИОНИН Д. А. А это один из важнейших приоритетов для наших избирателей, и мы понимаем, что это один из важнейших приоритетов, хотя бы исходя из того количества вопросов - правильных, абсолютно аргументированных вопросов, - которые здесь звучали. Если мы говорим, что правительство и Государственная Дума не могут принять решение сразу и перевесить все эти расходы на газораспределительные организации, значит, мы должны заниматься тем, чтобы... должны обуздать цены, обуздать аппетиты газовых монополистов. К сожалению, мы должны признать, что постановление правительства № 1314 на эту тему, которое в конце 2013 года появилось, поставленных целей не достигло, потому что цены растут. Цены растут астрономическими темпами, и завтра мы не сможем говорить о каких-то... Агентство стратегических инициатив говорит об уровне газификации как о важнейшем показателе, вот у нас министерство говорит об уровне газификации как о важнейшем показателе - не будет у нас реально необходимых нашей стране показателей газификации, пока мы не поднимем важнейший вопрос о ценах! И позиция партии и фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не голосовать за законопроект - это просьба и призыв ко всем депутатам Государственной Думы и к правительству, чтобы мы взялись за эту работу. Предложения о том, как эту работу проводить, сегодня приведены, и мы готовы их и в дальнейшем представить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Валентинович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. МОЛОДЦОВ К. В. Мы готовы продолжать дискуссию, в том числе по вопросам, которые только что прозвучали. В моём понимании вопрос о газификации, о её продолжении во многом будет связан с тем, как мы будем регулировать дальнейшие шаги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Николаевич, будете выступать? Депутату Завальному включите микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, я должен ответить на этот вопрос, вопрос о подключении домохозяйств к системам газораспределения. Тут надо понимать, что газораспределительные организации работают на тарифе, они занимаются доставкой газа до потребителей, а инвестируется строительство поселковых сетей либо за счёт муниципального бюджета, либо за счёт регионального бюджета, такая схема. Либо мы должны учесть в тарифе эти затраты - а как быть с тем, что кто-то уже подключился, где справедливость? Этот вопрос неоднократно обсуждался. Те субъекты Федерации, которые побогаче, скажем так, имеют возможность за свой счёт подключить в том числе домохозяйства, при этом для льготных категорий населения, к которым относятся и пенсионеры, эти подключения делаются именно за счёт бюджета, то есть проблема эта частично, как говорится, решена. В целом же вопрос ценообразования в газовой отрасли до сих пор не решён. Газ - единственный вид топлива, цена на который устанавливается государством. Надбавка ГРО у нас составляет не более 10 процентов к цене на газ, а если взять ту же Европу, на которую ссылаются, мол, там бесплатно подключение, то есть за счёт ГРО, то там надбавка ГРО в 2 раза увеличивает оптовую цену для потребителей, поэтому там есть источник, для того чтобы в том числе и счётчики ставить, и подключение делать бесплатно. Вопрос ценообразования давайте, если хотите, отдельно обсудим, чтобы все понимали суть вопроса. Этот законопроект направлен на другое, он призван облегчить все процедуры согласования подключения газа населению, убрать лишние административные барьеры, чтобы достичь той цели, о которой я сказал, - газификация не менее 80 процентов населения страны, тем более что каждый следующий процент стоит дороже, чем предыдущий, чтобы самые отдалённые деревни газифицировать, чтобы тот, кто не имеет газа, его получил. Законопроект направлен именно на это. Ещё раз прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 21 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.