Заседание № 45
О проекте федерального закона № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в части уточнения правового режима садовых, огородных и дачных земельных участков; принят в первом чтении 15 октября 2013 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Доклад члена Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Максима Ивановича Щаблыкина. Пожалуйста. ЩАБЛЫКИН М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! 10 июля 2013 года в Думу Правительством Российской Федерации был внесён законопроект, разработанный в целях реализации положений ряда постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми предоставлялась возможность регистрации граждан по месту жительства. Законопроект был принят в первом чтении 15 октября 2013 года. Комитет по природным ресурсам предлагает отклонить этот законопроект в связи с принятием Госдумой нашего созыва 15 марта 2017 года в первом чтении законопроекта "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве...", в котором учитываются все эти нормы. Данная позиция подкреплена также письмом правительства от 7 апреля. Предлагается снять данный законопроект с рассмотрения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 22 повестки дня. Кто за то, чтобы отклонить данный проект федерального закона, ранее принятый в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 05 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 120
О проекте федерального закона № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в части уточнения правового режима садовых, огородных и дачных земельных участков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Докладывает Сергей Макарович Назаров, заместитель министра регионального развития Российской Федерации. Пожалуйста. НАЗАРОВ С. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра регионального развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" подготовлен во исполнение постановлений Конституционного Суда. Конституционным Судом были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения данного федерального закона в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, пригодных для постоянного проживания. Законопроектом предлагается исключить из указанного федерального закона положения, ограничивающие право граждан на регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, и предусматривается право граждан, имеющих в собственности пригодные для постоянного проживания жилые помещения, переоформлять их в качестве индивидуальных жилых домов в порядке, установленном законодательством. Кроме того, терминология, использованная в данном законе, приводится в соответствие с действующим законодательством, так как закон был принят в 98-м году и законодательство с тех пор претерпело много изменений, например, термин "жилое строение" заменяется термином "индивидуальный жилой дом" и так далее. Таким образом, предлагается внесением в федеральный закон поправок, которые были подготовлены во исполнение постановлений Конституционного Суда, решить данную проблему. Прошу поддержать представленный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по земельным отношениям и строительству Алексея Юрьевича Русских. Пожалуйста. РУССКИХ А. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по земельным отношениям и строительству рассмотрел указанный законопроект, направленный на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, которыми была разрешена регистрация граждан в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках. Законопроектом вносятся изменения в статью 1 закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и устанавливаются, в частности, новые понятия: "садовый земельный участок", "дачный земельный участок" и "огородный земельный участок". Комитет поддержал законопроект, поскольку его положения позволят реализовать нормы конституционного права граждан на выбор места жительства, но у нас имеются отдельные замечания. С учётом сложившейся негативной практики использования садовых и дачных земельных участков не по целевому назначению, в том числе для строительства многоквартирных домов, гостиниц, административных и офисных зданий, необходимо конкретизировать, какие вспомогательные объекты допускается размещать на таких участках. В процессе доработки ко второму чтению необходимо также урегулировать порядок переоформления жилых строений в индивидуальные жилые дома. Законопроект поддерживается комитетами-соисполнителями - Комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитетом по аграрным вопросам. На основании изложенного Комитет по земельным отношениям и строительству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект при рассмотрении его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Крутов Андрей Дмитриевич, пожалуйста. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. В Иркутской области, которую я представляю в Государственной Думе, порядка полутора тысяч садоводств, более миллиона человек пользуются садовыми участками. Мы плотно с ними работаем, проводили летом форум садоводов Иркутской области, и помимо таких вопросов, как прописка, их, конечно, волнуют гораздо более насущные проблемы, в частности вопросы дорог, вопросы транспортной доступности. Очень больно смотреть, когда пожилые люди идут с рюкзаками 5-8 километров по пыльной грунтовой или гравийной дороге, чтобы добраться до своего садового участка. У меня вопрос: планирует ли правительство какие-то дополнительные меры, в том числе финансовую поддержку, для садовых и дачных товариществ? НАЗАРОВ С. М. Спасибо, Андрей Дмитриевич. Я хочу акцентировать внимание на том, что данный законопроект разработан в соответствии с теми замечаниями, которые были сделаны Конституционным Судом, во исполнение решений Конституционного Суда. Относительно того, о чём вы говорите, - да, наверное, данный закон, 66-й, требует серьёзной, глубокой переработки, но ещё раз повторяю: в законопроекте локально решается эта проблема. Если говорить об инженерной и о социальной инфраструктуре в садоводческих и огороднических объединениях, то надо сказать, что в решении Конституционного Суда отмечено, что регистрация по месту жительства в таком жилом доме не будет приводить к приобретению соответствующей территорией статуса населённого пункта, - следовательно, и обязательств у официальной власти не возникнет. Однако если данные объединения расположены на территории населённого пункта и будут отнесены к жилой зоне исходя из полномочий муниципалитета и документов территориального планирования, в частности из правил землепользования и застройки, то, соответственно, у муниципалитета возникнут обязательства в плане социально-инженерной инфраструктуры. Так вот, ещё раз: данный законопроект направлен на локальное решение той проблемы, которая была обозначена Конституционным Судом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопросы к представителю правительства. В законопроекте предлагается заменить понятие "жилое строение" на понятие "индивидуальный жилой дом". Не приведёт ли это к тому, что, как только кто-то заимеет вот такой "индивидуальный жилой дом", его сразу исключат из очереди? Скажут: у вас улучшение жилищных условий - вы не можете претендовать на что-то другое! Это могут быть и ветераны, и многодетные семьи и так далее. То есть это фактически скрытая попытка ликвидировать существующие очереди, которые практически не продвигаются. И ещё такая ситуация возможна: дети возьмут и пропишут на садовом участке своего отца-ветерана - участника войны, а потом скажут: "Вы видите, в каких условиях живёт бедный ветеран - участник войны? Обеспечьте ему условия!" И получится, что семья, которая имеет неплохие жилищные условия, будет претендовать на хорошую дополнительную квартиру, потому что выселила своего отца, или мать, или дедушку в какой-то садовый домик. НАЗАРОВ С. М. Понятно. Спасибо за вопросы, Владимир Николаевич. По поводу переименования: понятие "жилое строение" в сегодняшнем градостроительном и жилищном законодательстве отсутствует и переименование как раз позволяет решить вопрос регистрации людей на дачных участках. О правовых последствиях принятия данного закона я затрудняюсь сейчас сказать. Давайте посмотрим ко второму чтению, как оградить людей от того, о чём вы сказали, от снятия с очереди. Наверное, возможны такие последствия, необходимо ещё доработать законопроект, подумать, нужны ли какие-то ограничения в связи с данными вопросами. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Макарович, существует ли статистика плотности дачных массивов по стране? Ведь этот закон мы принимаем не только для мегаполисов, вы знаете, как живёт глубинка, там в большинстве своём дачи - это построенные в советское время скромные домики, ни у кого и мысли не возникало там прописываться, а сейчас, когда общество социально расколото, есть как высокий, так и низкий уровень жизни, эта проблема обострилась. Ещё раз: какова статистика распределения по стране дачных массивов? НАЗАРОВ С. М. Ну, статистику я сейчас не могу привести. Да и какую статистику приводить - по количеству? Не могу цифры сейчас назвать, потому что сложно разделить дачные кооперативы... К сожалению, просто нет данных по количеству, но я не очень понимаю, что у вас вызывает опасение с точки зрения их количества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уточните потом, Валентин Сепанович. Ильдар Ирекович Гильмутдинов, пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Макарович, можно вам вопрос? Вы знаете, у депутатов Госдумы очень много предложений по закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", есть даже инициатива субъектов по этому вопросу, получается, что это самая неурегулированная область. Скажите, пожалуйста, означает ли ваше выступление, что Минрегион вплотную будет заниматься этой тематикой и вами, я так понимаю, эта тема будет подниматься, а также будут ли поддержаны другие наши инициативы по этому закону? НАЗАРОВ С. М. Спасибо, Ильдар Ирекович. Действительно, я сказал, что данный закон, наверное, требует более глубокой переработки, и соответствующее поручение правительства есть, но много противоречий не в той части, о которой я сегодня докладываю, а в целом. Сейчас у нас с Министерством сельского хозяйства идут консультации, и я думаю, что мы придём к каким-то решениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня небольшое выступление. Я посмотрел финансово-экономическое обоснование к этому проекту закона - там написано, что никаких средств из бюджетов всех уровней на реализацию закона не потребуется. Ну, вообще-то, это или полулукавство, или лукавство. Вы представляете, появился дом на садово-огородном участке, где прописан какой-то человек, - значит, обязательно должна быть улица, номер дома, эти данные должны быть занесены в какой-то реестр в муниципальном образовании, должны быть документы, где всё это зафиксировано: мало ли что может случиться. Наверное, в этот дом могут присылать какие-то письма, телеграммы и так далее - он должен быть на учёте, должен быть почтовый адрес. Вызов скорой помощи - тоже должен стоять на учёте этот дом. То есть в связи с этим законом - может, он и правильный - потребуются огромные бюджетные средства, чтобы узаконить такое строение, оповестить о нём все службы: и административные, и здравоохранения, и образования, и все остальные. Поэтому хотелось бы, чтобы, когда вносите такие законопроекты, всё-таки была объективная справка о финансово-экономическом обосновании. А то получается, денег нет, закон примем, а потом потребуется миллиард, 2 миллиарда, три или больше по всей стране. Ну, наверное, это неправильно - входить в Госдуму с таким недоработанным законопроектом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, я просто хочу предупредить тех граждан, которые воспользуются нормами этого закона, что они правильные и полностью соответствуют постановлению Конституционного Суда, но есть определённые риски. Вот последнее постановление Конституционного Суда от 30 июня 2011 года № 13-П позволяет придавать статус жилого дома тем домам, которые находятся на землях сельхозназначения. Уже звучала эта тема, но на самом деле орган местного самоуправления, за границами которого находится этот земельный участок и этот дом, признанный жилым домом, за них не отвечает и не обслуживает эту территорию, потому что это дополнительные бюджетные расходы. Кто тут может помочь? Здесь может помочь только депутатский корпус, орган местного самоуправления, который принимает решение о включении или невключении в границы населённого пункта этих территорий, учитывая действительно бюджетную обеспеченность и возможность предоставлять услуги, о которых беспокоятся коллеги-депутаты. Так что это компетенция органа местного самоуправления. Второй момент. Вот я совершенно не согласна с позицией уважаемого Владимира Николаевича о том, что там пропишут ветерана и потребуют новое жильё. Ведь дом нельзя признать жилым, если он не соответствует стандартам благоустройства, которые приняты на данной территории. Решение будет приниматься в соответствии с постановлением правительства, и никогда не признают холодный дом, в котором нет возможности проживать круглогодично, жилым домом. Об этом тоже надо помнить. Ещё один момент, о котором надо помнить гражданам, когда они будут регистрироваться: если они состояли на учёте по старому месту жительства, а теперь, после признания жилым дома на землях сельхозназначения, они здесь зарегистрируются, их могут снять с учёта и не поставить вновь по тем же самым причинам, о которых я говорила. И даже если этот дом в границах населённого пункта, всё-таки будет учитываться общая площадь этого помещения. Вот об этих рисках надо просто гражданам помнить, а нам с вами надо разъяснять это гражданам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Дорианович Валенчук. ВАЛЕНЧУК О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что на самом деле принятие этого закона давно назрело. Этот законопроект - настоящий народный законопроект, потому что огромное количество людей мечтает прописаться в домах на своих дачных участках, на своих садовых участках. Сегодня это решит многие социальные проблемы, потому что пожилое поколение, возрастные наши садоводы с удовольствием будут прописываться в домах на дачных участках и уступят молодёжи своё жильё в городах, тем самым мы решаем ещё и жилищную проблему. Ну а что касается нюансов, безусловно, во втором чтении мы будем законопроект дорабатывать и, я думаю, сделаем так, что он будет работать только на человека, только для человека. Наша фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович? Александр Юрьевич? Не выступают. Сергей Макарович, пожалуйста, вам слово. НАЗАРОВ С. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я думаю, те замечания, которые были высказаны, ко второму чтению будут учтены. Ну, замечания уже были, и предварительно мы с комитетом обсуждали, думаю, что мы их учтём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Юрьевич, вы будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 34 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.