Заседание № 181
О проекте федерального закона № 312970-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об использовании электронных документов в ходе досудебного производства по уголовному делу).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматривается 7-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад сделает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет подготовил названный законопроект для рассмотрения в третьем чтении. Речь в нём идёт о расширении возможностей использования новых информационных телекоммуникационных технологий в ходе уголовного производства, в частности на досудебной стадии, - это ещё один шаг внедрения современных технологий в процесс. Напомню, мы последовательно это делали, создавая правовую основу и накопив соответствующий опыт на практике в гражданском процессе, в арбитражном, при рассмотрении административных дел. Год назад во взаимодействии с правительством, с Верховным Судом были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в части судебного рассмотрения, использования информационных технологий на стадии судебного производства. И вот сейчас мы создаём такую возможность, создаём правовую основу для использования на досудебной стадии, в частности на уровне следствия. Хотел бы поблагодарить депутатов комитета, представителей всех фракций, поскольку была проделана большая работа между первым чтением и окончательной редакцией и документ был поддержан единогласно представителями всех фракций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите, пожалуйста, список. Синельщиков Юрий Петрович. Пожалуйста, с места. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, конечно, электроника в досудебном производстве нужна, в этом нет никаких сомнений, но представляется, что этот законопроект всё-таки не до конца проработан, не полностью проработан. Надо иметь в виду, что, вообще-то, эта тема обсуждалась не только у нас в комитете в связи с этим законопроектом и в первом, и во втором чтении, она широко обсуждается и в других ведомствах, и на научных конференциях, посвящённых вопросам уголовного судопроизводства, и высказывают множество различных замечаний, которые непонятно как здесь могут быть решены. Вот мне, например, неясно, каким образом обеспечивается предупреждение об уголовной ответственности заявителя, который подаёт заявление о совершённом преступлении в электронном виде. Фракция не будет поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 7-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 06 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 312970-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об использовании электронных документов в ходе досудебного производства по уголовному делу).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило три поправки, они поддержаны комитетом, представителями всех фракций. Просил бы утвердить таблицу и принять законопроект во втором чтении. В случае поддержки просил бы включить законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 07 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 31 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Коллеги, завтра рассмотрим в третьем чтении. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 139
О проекте федерального закона № 312970-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об использовании электронных документов в ходе досудебного производства по уголовному делу).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
38-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что 9 января 2023 года вступил в силу федеральный закон, который мы с вами приняли в конце 2022 года, о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Данным федеральным законом предусмотрена возможность подачи в суд ходатайства, заявления, жалобы, а также изготовления судебного решения - обращаю ваше внимание - в форме электронного документа. Вот эти наши шаги - это была последовательная работа по внедрению электронного документооборота в различные формы судопроизводства: в арбитражный процесс, в гражданско-процессуальное законодательство, в КАС, Кодекс административного судопроизводства, и, как итог, в уголовный процесс, так как всё-таки на этих этапах затрагиваются существенные права граждан, в том числе их право на свободу, в результате того что может быть применено наказание. Вместе с тем вопросы использования дистанционной формы участия в отдельных следственных действиях на стадии досудебного производства по уголовному делу остаются неурегулированными. В связи с этим для оптимизации досудебной стадии уголовного судопроизводства за счёт использования современных цифровых платформ и технологий, для повышения доступности правосудия предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации положением, устанавливающим, что "ходатайство, заявление, жалоба, представление, требование, не содержащие охраняемую федеральным законом тайну, при наличии технической возможности могут быть поданы в суд, прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю... в электронном виде, в том числе в форме электронного документа". Кроме того, предлагается предусмотреть возможность изготовления обвинительного заключения, обвинительного постановления, обвинительного акта и иных процессуальных документов в форме электронного документа и их вручения в соответствующей форме. На что хотел бы обратить внимание? Ещё раз скажу по первой теме, о том, что ходатайство, заявление, жалоба, представление, требование, не содержащие охраняемую федеральным законом тайну, могут в такой форме представляться при наличии технической возможности. Кроме того, они подаются в форме электронного документа, подписываются лицом, направившим такой документ, усиленной квалифицированной электронной подписью, если УПК РФ не установлено иное. Указанные документы могут быть поданы посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", либо информационной системы, определённой Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде, либо системы электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. На наш взгляд, это позволит упростить порядок обмена документами между участниками уголовного судопроизводства и снизить процессуальные издержки сторон. Обращаю внимание, что именно такой порядок подобных процедур, использования этих информационных технологий на сегодняшний день, как отработанный механизм, уже действует на судебной стадии уголовного судопроизводства. Это уже отработанная практика, она не вызывает сложностей, если какие-то моменты возникают, они тут же отрабатываются. Перехожу к теме обвинительного заключения. Как показывает практика, по многоэпизодным уголовным делам с большим количеством потерпевших, свидетелей, например о преступлениях, совершённых в сфере долевого строительства, связанных с созданием финансовых пирамид, совершённых в составе преступного сообщества, объём обвинительного заключения может превышать 100 томов по одному уголовному делу, а с учётом наличия в уголовном деле нескольких обвиняемых данный объём возрастает кратно. Изготовление документов такого объёма на бумажных носителях требует значительных организационных и материальных затрат. Мы с авторами попросили вот только по ведомству МВД аналитическую информацию, статистику, количество уголовных дел, где объём обвинительного заключения свыше 20 томов. Так вот в 2019 году в системе МВД России направлено прокурору с обвинительным заключением 1387 уголовных дел, объём которых больше 20 томов, общее количество томов - 60 514, общий объём обвинительных заключений по данным уголовным делам составил 187 463 тома. В 2020 году соответствующий общий объём составил 109 967 томов, то есть практически 110 тысяч томов, а в 2021-м существенно выше - уже более 150 тысяч томов. Коллеги, такое впечатление, что такими бы тиражами книжки для наших детей издавали, хорошую детскую художественную литературу, а не штамповали для всех участников процесса обвинительные заключения. Именно поэтому мы предлагаем в том числе как альтернативный вариант внедрить форму электронного документа на этом этапе. Собственно говоря, вот в этом суть нашей инициативы. Выскажу позицию комитета. Она заключается в том, что такое последовательное внедрение электронного документооборота на разных стадиях в том числе уголовного процесса - это последовательная наша работа, её надо расширять. Концепция поддерживается. Но есть существенные замечания, комитет их изложил в заключении. Первое, вызывает сомнения дополнение соответствующими положениями статьи 474-1 УПК, поскольку урегулируется порядок использования электронных документов в суде и не учитывается специфика работы органов прокуратуры, предварительного расследования. Мы будем дорабатывать ко второму чтению. Второе, следует уточнить порядок подачи в электронном виде заявления о преступлении в связи с невозможностью обеспечить соблюдение требований УПК о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Мне кажется, надо согласиться с этими позициями. Также учтём положительное заключение правительства, в котором при этом высказаны замечания по положениям, действительно нуждающимся в доработке. И отмечу, что Верховный Суд также поддержал концепцию и высказал предложения для доработки ко второму чтению, они будут комитетом проработаны, найдут отражение в законопроекте ко второму чтению. А в первом чтении концепцию прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Цифровизация - это, конечно же, хорошо, но правильно ли я понимаю, что обвиняемым, находящимся в СИЗО, разрешат фактически пользоваться техническими средствами? Если нет, то каким образом обвиняемый будет ознакомляться с обвинительным заключением? И как этот факт ознакомления будет удостоверяться? В обвинительном заключении должна быть подпись не только следователя, но и его начальника, а также прокурора, но об этом в законопроекте нет данных. Фактически это будет являться основанием для возвращения дела прокурору. И изменения предусматривают, что для получения обвинительного заключения в форме электронного документа не требуется согласие обвиняемого. Хотелось бы спросить, как-то отражены в законопроекте эти моменты? БЕССАРАБОВ Д. В. Владимир Владимирович, спасибо за ваши вопросы. Всё-таки с учётом дискуссии, обсуждения, на которое я обратил ваше внимание, с учётом позиции Верховного Суда и позиции правительства, позиции нашего комитета, депутатов комитета, в котором мы это обсуждали, мы, как авторы, склонны считать, что нам надо более чётко прописать альтернативность и право выбора для стороны, участника этого процесса - работать ему с традиционным бумажным документом, с обвинительным заключением в данном случае, как мы говорим, либо уходить в альтернативный формат, когда участнику уголовного судопроизводства будет предоставлена возможность получать электронный документ. Ну, скажем, с учётом своей адвокатской практики я понимаю... Мне, как адвокату, было бы удобнее в своё время получать это в электронном виде, работать с этим документом. Наверное, кому-то из обвиняемых это неудобно, им нужно работать с бумажным носителем, тем более в случаях, когда человек находится в следственном изоляторе, может быть, ограничен судом, даже когда это подписка о невыезде, домашний арест, в праве пользоваться электронными средствами коммуникации, соответственно, он лишён такой возможности, и мы должны этот момент предусмотреть. Пока же написано, что, в случае если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения, выполненная в форме электронного документа на техническом средстве, предоставляемом органом предварительного расследования, вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения, то есть механизм электронного документооборота процедурно тоже прописан. Но я ещё раз вас заверяю, что мы более чётко расставим акценты в этом вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Даниил Владимирович, в продолжение предыдущего вопроса: как всё-таки будет вручаться электронное обвинительное заключение обвиняемым, которые находятся, например, под домашним арестом или у кого запрет на совершение определённых видов действий? Я правильно понимаю, что будет всё-таки альтернатива - это, как и раньше, вручение обвинительного заключения в бумажном варианте? БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Анжелика Егоровна. Я ссылался на дискуссию в комитете - я, как и соавторы этого законопроекта, целиком поддерживаю её результаты: нам надо этот нюанс отработать ко второму чтению и более чётко это прописать. Я думаю, мы найдём здесь компромиссные формулировки, которые на начальном этапе позволят участникам уголовного судопроизводства в том числе на досудебной стадии чувствовать, что их процессуальные права защищены в полной мере. Есть желание работать с бумажным носителем - работаем, есть возможность, техническая и прочая, готовность к работе с электронным документом - выбираем такой формат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", пункт 38. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 26 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.