Заседание № 142
О проекте федерального закона № 312862-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части принятия дополнительных законодательных мер по защите государственной тайны).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный проект федерального закона направлен на совершенствование правовых механизмов, которые прямо связаны с вопросами допуска, доступа к государственной тайне и в связи с этим с ограничением права граждан на выезд из Российской Федерации, а также с обеспечением режима секретности. Так вот, в ходе подготовки данного проекта федерального закона к третьему чтению проведены все необходимые экспертизы, замечаний правового, юридико-технического, лингвистического характера нет. По этим основаниям Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в третьем, окончательном чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассматриваемый проект федерального закона поддержит и будет голосовать за принятие его в третьем, окончательном чтении. И прежде всего потому, что предлагаемые новеллы в случае принятия федерального закона дадут возможность осовременить институт государственной охраны, более эффективно обеспечивать режим секретности, тем более с учётом тех вызовов и угроз, с которыми мы уже сталкиваемся, да и можем столкнуться в будущем, а главное, более полно соответствовать требованиям государственной политики в сфере обеспечения режима государственной тайны. Также подчеркну - это важно, - что проектируемые новеллы обусловлены целым рядом причин, которые прямо связаны и с проведением специальной военной операции, и с фанатичным санкционным давлением, и, конечно же, с активизацией иностранных спецслужб. Что же касается вопросов, которые мы затрагивали при рассмотрении данного проекта федерального закона в первом чтении, во втором чтении, то позволю себе обратить внимание на то, что в рамках реализации государственной политики в сфере обеспечения защиты государственной тайны нами последовательно реализуются принципы как допуска к государственной тайне, так и доступа к государственной тайне, и государственная политика шаг за шагом реализует эти принципы таким образом, чтобы те лица, которые обладают определёнными полномочиями и имеют допуск к государственной тайне, получали доступ к ней тогда, когда в этом есть реальная необходимость, когда есть объективные причины для доступа к сведениям, которые составляют государственную тайну. Этот принцип применяется при формировании соответствующих номенклатур должностей и, конечно же, на основе тщательного общего анализа объёма секретных сведений, циркулирующих в органах государственной власти. Уважаемые коллеги, что же касается непосредственно нас с вами, депутатов Государственной Думы, сенаторов Российской Федерации, то допуск к государственной тайне оформляется в особом порядке. Этот порядок заключается в том, что при ознакомлении с соответствующими нормативными правовыми актами, действующими законами о государственной тайне мы также знакомимся с правилами ответственности за нарушение действующих норм, которые касаются государственной тайны, под роспись. Каких-либо проверочных мероприятий на этот счёт, как вы знаете, не проводится. Что касается доступа - это те вопросы, которые неоднократно поднимал Алексей Владимирович, - то он, уважаемые коллеги, предоставляется тогда, как я уже подчеркнул... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я напомню вам, что с территории Российской Федерации преспокойно уехали один бывший премьер, два заместителя председателя правительства, руководитель администрации президента, большое количество министров, которые все были допущены к государственной тайне и владели государственными секретами, - ничто не помешало им спокойно выехать и проживать сейчас за границей. Те предложения, которые сегодня вносятся, ну, на наш взгляд, нужные, правильные, но поверхностные, по большому счёту, они не решают стратегических вопросов, например вопросов владения зарубежным имуществом. Я напомню, мы несколько десятков раз вносили соответствующие предложения: запретить чиновникам, в том числе допущенным к государственной тайне, иметь за рубежом какое-либо имущество, но в этом зале все наши предложения были проигнорированы и отклонены. Вот следствием этого является та картина, о которой я только что говорил. В принципе законопроект во многом технический, мы бы поддержали, если бы он не содержал довольно существенный вариант ущемления наших с вами прав, депутатов Государственной Думы. Я напомню, что мы представляем интересы народа, и, по большому счёту, та редакция, которая действует в настоящий момент, когда сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы в период исполнения своих полномочий без всяких условий, без всяких проверок допускаются к государственной тайне... вот сегодня предлагается это изменить. Теперь депутаты и сенаторы будут допускаться к государственной тайне в случае необходимости. Что такое "в случае необходимости", я пытался выяснить. Мне сказали: ну, это будет где-нибудь в Регламенте прописано, может быть, какая-нибудь комиссия будет создана, и, соответственно, она будет решать, имеете вы право или не имеете права. Ну и соответственно, я приводил вам классические примеры. Приходишь на завод, который выполняет оборонзаказ, а тебе говорят: завод у нас выполняет оборонзаказ, нужен соответствующий допуск к государственной тайне, а если у вас допуска нет, тогда, извините, мы вас не допустим, независимо от того, что трудовые права нарушаются, независимо от количества жалоб или других каких-то чисто депутатских вопросов, - вот идите в Госдуму, там в Регламенте всё написано, собирайте комиссию, и, может быть, в этом конкретном случае вам допуск дадут. В связи с этим мы предлагали оставить прежний вариант, и вчера была поправка соответствующая внесена. Совершенно безосновательно и Александр Дмитриевич, и автор законопроекта упрекнули нас в том, что она там что-то сужает или ограничивает. Нет, если внимательно прочитать, то понятно, что поправка касается только абзаца первого статьи 21-1: сохраняется за сенаторами и депутатами на период исполнения ими своих полномочий прежний порядок доступа. Причём мы говорим в данном случае не просто о доступе - захотел и пошёл, - но и об ответственности. То есть депутат имеет право, и, если он считает необходимым, он идёт подписывает соответствующие бумаги и несёт ответственность в соответствии с этим законом, в том числе соглашается с ограничениями на выезд, ещё с какими-то, но это его право, которое он может реализовать, а может не реализовать. Сегодня мы этого права его лишаем, тем самым, естественно, ограничиваем и контроль депутатский, ограничиваем возможности - ограничиваем сами себя, что, на наш взгляд, совершенно невозможно, и институт депутатов Государственной Думы, когда-то важный, когда-то принципиальный, когда-то стратегический, всё больше и больше скукоживается, мы превращаемся в голосователей в этом зале. Это неправильно. Мы не будем поддерживать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ну, наша фракция всё равно поддержит этот законопроект, хотя к нему у нас есть претензии. И претензии практически те же самые, о которых только что коллега Куринный сказал. Я считаю, что ограничивать право депутатов на перемещение нельзя. Того порядка, который у нас существует, когда мы должны уведомлять о выездах за границу соответствующие комитеты или председателя, в зависимости от должности, замещаемой в Государственной Думе, вполне достаточно, и вносить законодательные ограничения на пересечение границы для представителей народа, я думаю, излишне. А что касается того, что сегодня у нас особая ситуация и нужно особое внимание уделить контролю за носителями гостайны, ну, с этим мы согласны, я думаю, мало кто с этим будет спорить. Основные споры у нас возникли прежде всего вокруг доступа к гостайне и связанных с этим ограничений для избранных представителей граждан. Напоминаю, мы не являемся госслужащими - мы лица, замещающие государственные должности, мы получили временный мандат на представление интересов избирателей, поэтому ограничивать наши с вами полномочия, я считаю, неправильно. Тем не менее наша фракция, ещё раз подчеркну, поддерживает этот законопроект, потому что мы считаем, что тема актуальна, Анатолий Борисович абсолютно правильно сказал, что в условиях специальной военной операции этому нужно уделять особое внимание. То, что какие-то наши госслужащие, замещавшие высокие посты, выехали, ну, на мой взгляд... Я соглашусь с тем, что это упущение, и, наверное, из этого нужно будет сделать какие-то выводы в дальнейшем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 36 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 141
О проекте федерального закона № 312862-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части принятия дополнительных законодательных мер по защите государственной тайны; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Борисовича Выборного. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, напомню, что в рамках данного проекта федерального закона речь идёт о совершенствовании правовых механизмов, которые связаны с допуском, доступом к государственной тайне, ограничением права граждан на выезд из Российской Федерации, а также обеспечением режима секретности. Так вот, по результатам подготовки проекта федерального закона ко второму чтению поступило девять поправок, из них шесть поправок включены в таблицу поправок, которые рекомендованы Комитетом по безопасности и противодействию коррупции к принятию, и три поправки рекомендованы комитетом к отклонению. Поправки 1, 2 и 6, которые рекомендованы к принятию, носят юридико-технический характер. Что же касается поправки 2, то она устанавливает, что государственная тайна - это защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также устанавливает новые основания для отказа в допуске к государственной тайне. В частности, наличие у лица или его близких родственников гражданства (подданства) иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего их право на проживание на постоянной основе на территории другого государства. Поправка 3 предусматривает в том числе, что решение об ограничении права на выезд из Российской Федерации осведомлённых в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы принимается соответственно председателем палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации - председателем законодательного органа данного субъекта, глав муниципальных образований - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а судей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов - в соответствии с положением, утверждённым Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Президиумом Совета судей Российской Федерации. Поправкой 4 предлагаются соответствующие корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в части наделения данного Судебного департамента полномочиями по ограничению выезда из Российской Федерации судей, осведомлённых в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях. И три поправки, как я только что сказал, предлагаются к отклонению. Они не могут быть поддержаны, поскольку могут снизить уровень обеспечения безопасности, режима секретности, да и в целом защиты государственной тайны, а термин "процедура", который предлагается, не предполагает юридически оформленного права. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний правового характера по данному проекту федерального закона нет. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации законопроект поддерживает. При таких обстоятельствах Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает поддержать таблицы поправок № 1 и № 2 и проект федерального закона принять во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня про поправку 2, где ограничение на выезд депутатов и сенаторов, я хотел бы её вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, если нет других... Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 46 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Гартунг - по поправке 2. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря, меня как бы удивляет эта поправка. Дело в том, что у нас у всех, у депутатов и у сенаторов, равный статус, мы выбраны гражданами и, при всём уважении к председателю, ограничивать нас в передвижении... Ну, наверное, должен быть какой-то другой механизм прописан в законе. Мне кажется, это странная ситуация, для меня она неприемлема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Валерий Карлович, данная поправка тщательно отработана, она полностью согласуется с концепцией данного проекта федерального закона, полностью соответствует и логике развития законодательства, и государственной политике на этот счёт, и, самое главное, тем принципам, которых мы придерживаемся при рассмотрении вопросов об обеспечении сохранности государственной тайны. Как вы знаете, есть допуск, а есть доступ к государственной тайне, и, например, среди наших парламентариев, в том числе депутатов Государственной Думы, доступ к государственной тайне имеют не больше 8 процентов. Прописывать другой правовой механизм помимо того, который предусмотрен в самой материи данного проекта федерального закона и в рамках данных поправок, нецелесообразно, в этом нет никакой необходимости. Данный механизм наиболее выверен и, по мнению экспертов, полностью согласуется с государственной политикой в данной сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здесь, я так понимаю, решение принимается председателем в порядке, определяемом Государственной Думой. Да, такая формулировка? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 14 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается поправка 2. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите результаты. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Извините, ошибка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. В таблице № 2 у нас три поправки. Поправка 1 выносится на отдельное голосование. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 33 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается. По поправке 1 - Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, предлагается сохранить прежний порядок доступа к государственной тайне для всех депутатов Государственной Думы. Я напомню, что законопроект резко ограничивает количество тех, кто будет допущен к государственной тайне: будут особые списки, особые группы, ну и, соответственно, остальные депутаты, скажем так, 430 из 450, доступ к государственной тайне в прежнем порядке не будут иметь. Соответственно, это осложнит и вашу работу многообразную, посещение предприятий в том числе. Я понимаю, что у депутатов от оппозиционных партий будет гораздо больше проблем с этим: им будут говорить, что у них нет допуска к государственной тайне, у них нет специального разрешения, полученного в особом порядке в Государственной Думе, поэтому вот их в одно место не пустят, в другое место не пустят, запретят ознакомляться с какими-то документами, которые будут иметь особый порядок... Поэтому, на мой взгляд, стоит и надо сохранить прежний порядок доступа к государственной тайне на основании закона для любого депутата, если он считает необходимым такой доступ получить, в противном случае мы получим резкое снижение прав, и без того ограниченных, депутатов Государственной Думы, а это самый верхний уровень, таких всего 450, я напомню, на всю страну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, в той редакции, которую вы предлагаете, вы существенно сужаете круг лиц, которые наделяются правом доступа к государственной тайне в особом порядке. Здесь мы ведём речь не только о депутатах Государственной Думы, сенаторах Российской Федерации, но и о должностных лицах, которые замещают должности, предусмотренные перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, это судьи, адвокаты, другие лица - участники уголовного судопроизводства, а также главы муниципальных образований. Что же касается непосредственно парламентариев, в данном случае вы говорите про депутатов Государственной Думы, данный принцип, я напомню, предусмотрен в строгом соответствии со складывающейся государственной политикой на этот счёт в сфере обеспечения режима секретности и защиты государственной тайны. Как вы знаете, нами последовательно реализуется принцип, как я только что подчёркивал, допуска и доступа к государственной тайне только для тех лиц, которые в силу своих обязанностей должны иметь по объективным причинам такой допуск и фактически должны иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Этот принцип, как вы знаете, активно применяется при формировании соответствующих номенклатур должностей государственных органов на основе анализа складывающейся правоприменительной практики, объёма в целом секретных сведений, циркулирующих в органах государственной власти. По этим причинам ваша поправка не может быть поддержана. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как "неправильно"? Вы действительно сужаете спектр применения данной поправки. В остальном, кроме того что вы исключаете судей, больше ничего, никакой разницы в текстах нет. Коллеги, ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, предлагаемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 15 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 43 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все необходимые экспертизы, поэтому просьба поставить его в порядок работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Принимается.