Заседание № 258
О проекте федерального закона № 312734-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен Комитетом по труду и социальной политике к рассмотрению в третьем чтении, Правовое управление Аппарата Государственной Думы к законопроекту замечаний не имеет. Прошу рассмотреть законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по данному предложению комитета? Нет. Выносим на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 56 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 257
О проекте постановления Государственной Думы "О Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования" (проект № 312734-4 )
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты, у нас есть предложения двух комитетов - комитета по труду и комитета по образованию. С первым предложением выступил депутат Иванов, со вторым - депутат Гребенников. Вот у меня названия этих двух законопроектов, предлагается рассмотреть их сегодня, правильно я понимаю предложения двух комитетов? Уважаемые депутаты, ставлю на голосование... Это мы должны проголосовать, я так понимаю, да? Мы не можем без голосования обойтись? Итак, могу ли я поставить на голосование вопрос о том, чтобы включить в повестку дня оба этих законопроекта или нужно по отдельности голосовать? Я думаю, что никто не возражает, - оба. Тогда ставлю на голосование. Кто за то, чтобы включить сегодня в порядок работы проекты федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования"? Законопроекты второго чтения. Я ставлю на голосование предложения депутатов Гребенникова и Иванова. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 06 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3% Результат: принято Включили в повестку дня.
Уважаемые коллеги, следующий законопроект. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект Комитетом по труду и социальной политике подготовлен ко второму чтению. Комитет представляет на рассмотрение Государственной Думы две таблицы поправок - рекомендуемых к принятию и рекомендуемых к отклонению. Прошу данные таблицы поправок рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у вас на руках две таблицы. Первая состоит из девяти поправок, которые комитет предлагает принять. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 38 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7% Результат: принято Принимается. Таблица 2, здесь восемь поправок, это поправки, которые комитет рекомендует отклонить. Есть ли у депутатов намерение рассмотреть отдельно какую-либо из этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 2 из восьми поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 23 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6% Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования", второе чтение. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 09 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9% Результат: принято Принято. Включите микрофон на центральной трибуне. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к третьему чтению. Правовое управление замечаний по нему не имеет, то есть он готов к рассмотрению в третьем чтении, но, как я уже здесь говорил, когда его представлял, он связан с законопроектом, который докладывал Валерий Васильевич Гребенников, поэтому мы можем, конечно, рассмотреть и принять его в третьем чтении сегодня или завтра, после того как будет принят тот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, давайте тогда, раз мы уже решили всё-таки не торопиться и подготовиться к третьему чтению по базовому законопроекту, а это взаимосвязанный с ним, мы завтра пакетом и рассмотрим. Не возражает комитет? Нет, не возражает. Спасибо большое вам за понимание.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 312734-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Викторовича Ливанова. Пожалуйста. ЛИВАНОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части предоставления права представительным объединениям работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда. Законопроект исходит из того, что при сохранении сложившейся в последнее время самостоятельности образовательных организаций, прежде всего вузов, академической автономии образовательного сообщества в целом позиция этого образовательного сообщества должна быть увязана, скоррелирована с позицией объединений работодателей, то есть потребителей образовательных услуг, особенно когда речь идёт о прогнозировании, мониторинге потребностей промышленности в кадрах. Законопроектом предусматривается: предоставление объединениям работодателей права участвовать в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребностей экономики в профессиональных кадрах; предоставление работодателям информации о состоянии подготовки профессиональных кадров на рынке труда федеральными органами исполнительной власти, к ведению которых отнесены вопросы профессионального образования; включение в понятие системы образования в качестве её составляющей объединений работодателей, являющихся основной заинтересованной стороной в подготовке квалифицированных кадров, что, в свою очередь, обуславливает обязанность государственных органов привлекать объединения работодателей к участию в решении вопросов в сфере образования; отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации установления порядка участия общероссийских отраслевых и межотраслевых объединений работодателей в решении вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров. Законопроект будет способствовать усилению связи образования с рынком труда, вовлечению заинтересованных и компетентных представителей общественности в определение перспектив совершенствования профессиональной подготовки российских граждан. Для реализации законопроекта выделения дополнительных средств не требуется. Прошу поддержать представленный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Викторович. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Олега Витальевича Еремеева. Пожалуйста. ЕРЕМЕЕВ О. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Как уже отметил докладчик, законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об объединениях работодателей", в статьи 8 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статьи 4 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Законопроект направлен, как уже было отмечено, на обеспечение участия объединений работодателей в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда в профессиональных кадрах. Комитет по труду и социальной политике, рассмотрев данный законопроект, считает, что его принятие позволит: первое - улучшить положение дел с планированием процесса подготовки кадров, особенно в начальном профессиональном образовании; второе - не только улучшить ресурсное обеспечение системы образования, но и сконцентрировать его на подготовке действительно необходимых на рынке труда кадров; третье, повысить заинтересованность работодателя в подготовке кадрового потенциала. На законопроект поступили отзывы из двадцати шести субъектов Российской Федерации. В пяти отзывах содержится согласованная поддержка законопроекта, и в двадцати одном согласованного мнения нет. Тем не менее Комитет Совета Федерации по социальной политике также поддерживает законопроект. Этот законопроект слушался на заседании российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений и был поддержан. Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике также рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо. Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчикам? Не вижу. Есть ли желающие выступить? Кибирев, пожалуйста, даю вам слово. Потом Иванова. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Фракция Компартии Российской Федерации считает этот закон актуальным и, естественно, за этот закон проголосует. Положение с кадрами, особенно массовых профессий, в России сейчас абсолютно провальное. ПТУ позакрывали, токарей, кузнецов, слесарей сегодня не хватает даже на нынешнее действующее хилое производство. Высшее образование - ну, когда-то в России было шестьсот вузов, сейчас, говорят, три тысячи их уже. Кого они готовят в основном? Юристов, экономистов, менеджеров, которых уже столько, что трудоустраиваться им негде, и они, естественно или к большому сожалению, идут торговать на рынок зарубежным ширпотребом. Конечно, в России действуют некоторые отрасли, которые самостоятельно для себя готовят кадры, скажем, тот же самый железнодорожный транспорт. Есть в регионах очень интересный опыт взаимодействия работодателей и системы высшего образования. Вот в моём родном Краснодаре активно действует технологический университет (ректор Петрик Анатолий Алексеевич). Сейчас в этом университете, в отдельном управлении лежит пять тысяч договоров, на которых три подписи - вуза, студента и работодателя, будущего потребителя возможностей этого специалиста. Но такой опыт не находит распространения в России, и, конечно, жаль. Повторяю, закон нужный, хотя этот закон достаточно вялый и не очень конкретный. Вот возьмём одну его статью, которая вносит изменения в закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Статья 24 дополняется пунктом 10, который будет выглядеть теперь так: к компетенции Правительства Российской Федерации в плане её расширения относится дополнительно установление порядка участия общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей в решении вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров. Участие - хорошо, поучаствовали, а дальше что? Мы считаем, что надо, конечно, закон этот принимать, но обязательно его доработать и предусмотреть тот порядок, который существовал у нас многие годы при советской власти, когда готовили кадры, эти кадры распределялись, эти кадры приезжали на место работы, и вот это, так сказать, социальное неудобство, которое сегодня проклинается многими, что посылали на работу, компенсировалось возможностями роста профессионального, карьерного, заработной платы, предоставлением жилья. И люди с удовольствием это делали, наверное, многие из нас это пережили. И я точно по такой же системе воспитывался и становился специалистом. Мы за этот закон проголосуем, но мы считаем, что его во многом надо конкретизировать, и соответствующие поправки мы в него внесём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич. Иванова Валентина Николаевна, пожалуйста. ИВАНОВА В. Н. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, действительно, в этом направлении комитет вместе с министерством достаточно долго, на протяжении двух лет, работал и подготовил свой законопроект. Но вместе с тем, поддерживая данный законопроект, мне хочется сказать о том, что, конечно же, в этом законопроекте пока нет экономического механизма, который бы заинтересовывал работодателей заниматься поддержкой образовательных учреждений, здесь нет экономического механизма, который бы поддержал договорные взаимоотношения между вузом и работодателями, а мы понимаем, что только при этом условии можно говорить о поддержке работодателями высших учебных заведений, о создании конкурентоспособной системы высшего образования. На мой взгляд, в рамках будущей доработки обязательно требуется оговорить, чтобы те затраты, которые работодатель несёт по договорным отношениям на подготовку студентов, обязательно относить на себестоимость выпускаемой продукции. Иначе те положения, которые в настоящее время имеются в законе, о том, что работодатели могут и разрабатывать прогноз, и проводить мониторинг, предоставлять информацию, - это всё рекомендательные нормы, но не затрагивающие сущностные взаимоотношения работодателей и вуза. И вот в этой ситуации мы, конечно же, обращаемся к Министерству образования и науки с просьбой рассмотреть более серьёзно, внимательно законопроект Комитета по образованию и науке и вместе заняться его продвижением. Нужно этот законопроект, конечно, принимать, голосовать за, но понимать, что этот вопрос требует серьёзного законопроекта, значительно большей работы, увязки с соответствующими налоговыми вещами и так далее. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 26 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Принято.