Заседание № 186
13.10.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 312620-4 "О внесении изменений в статью 23-1 Федерального закона "О ветеранах" (о повышении размера ежемесячной денежной выплаты членам семей отдельных категорий ветеранов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4899 по 5184 из 6769
Пункт 18 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 23-1 Федерального закона "О ветеранах". Новгородская областная Дума представила письменное уведомление, в котором просит рассмотреть данный законопроект без участия своего представителя. Сразу даю слово для содоклада председателю Комитета по делам ветеранов Николаю Дмитриевичу Ковалёву. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по делам ветеранов рассмотрел законопроект "О внесении изменений в статью 23-1 Федерального закона "О ветеранах". Указанный законопроект направлен на повышение размера ежемесячных денежных выплат отдельным категориям членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Предусматривается увеличить размер ЕДВ с 600 до 1000 рублей членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне, лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Поддерживая в целом намерение Новгородской областной Думы увеличить размер ЕДВ членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, Комитет Государственной Думы по делам ветеранов вместе с тем отмечает следующее. Концепция законопроекта предоставляет преимущественное право на увеличение членам семей погибших (умерших) указанных категорий лиц (пункт 4 статьи 23-1 Федерального закона "О ветеранах") ЕДВ до тысячи рублей, дополняя статью 23-1 отдельным пунктом 5. Вместе с тем за пределами правового регулирования настоящего проекта федерального закона остались такие категории, как участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, проходившие военную службу в частях, не входивших в состав действующей армии (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), у которых ЕДВ остаётся в пределах 600 рублей. Такое положение противоречит концепции Федерального закона "О ветеранах", который устанавливает правовые гарантии социальной защиты - я это особо подчёркиваю - в первую очередь ветеранов войны. Кроме того, реализация законопроекта в части только одной категории граждан численностью около семисот двадцати девяти тысяч человек без учёта интересов других ветеранов, указанных в подпункте 4 пункта 4 статьи 23-1 Федерального закона "О ветеранах", может привести к усилению социальной напряжённости в обществе, и прежде всего в среде ветеранов, и это неадекватно воспринимается в настоящее время ветеранской общественностью, они воспринимают это как нарушение принципа социальной справедливости. На законопроект получено заключение Правительства Российской Федерации, которое его не поддерживает. Такого же мнения придерживается Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также указывается на недостатки, в том числе юридико-технического характера. Законопроект поддержали сорок восемь субъектов Российской Федерации, в том числе двадцать девять высших органов исполнительной власти, против высказались тридцать субъектов, в том числе двадцать четыре высших исполнительных органа власти субъектов Российской Федерации, то есть мнения, как мы видим, разделились приблизительно пополам. С учётом изложенного комитет не поддерживает указанный законопроект в предложенной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Я хочу добавить, что создана рабочая группа для решения этих вопросов в комплексе и председательствующий сегодня на нашем заседании Олег Викторович Морозов руководит работой этой группы. В ближайшее время проблема эта будет решена комплексно для всех категорий ветеранов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопрос. Кузнецов Виктор Егорович. Подводим черту, один вопрос. КУЗНЕЦОВ В. Е. Совершенно понятны основания появления этого законопроекта. Конечно, во время войны умерло, погибло достаточно много людей, но остались вдовы, остались дети и так далее, и так далее, и ни законом "О ветеранах", ни другими законами их поддержка просто не предусмотрена всё это время. Мы сейчас говорим, что вопросы, связанные с ветеранами, мы должны решать. Да, должны, конечно, но в конце концов можно скоординировать эту цифру, посмотреть, сколько сейчас вот этих вдов. Их не так уж и много, действительно не так уж и много, ветеранов мало, и их очень мало. Я думаю, было бы правильно всё-таки найти решение, скажем так, проблем для этой категории граждан. КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемые коллеги, абсолютно правильно поставлен вопрос, и сегодня он решается-то самым простейшим образом: нужно установить достойные пенсии, и тогда не будет у нас вот этих проблем, когда мы создаём разные условия для различных категорий ветеранов и невозможно найти универсальную формулу. Ведь смотрите, общепринятая цифра, я её усредняю, - порядка тридцати миллионов погибших в Великой Отечественной войне, умножаем на количество членов семьи, в среднем трое - получается сто миллионов человек могут претендовать на... (Шум в зале.) Секунду! Ещё раз: мы же говорим о детях погибших. А как установить причинно-следственную связь, наступила ли смерть человека, который скончался после Великой Отечественной войны, в результате последствий военных действий? Итак, мысль очень простая: свыше ста миллионов людей претендуют в таком случае на эту помощь. И конечно, здесь я уже говорил это и ещё раз считаю необходимым подчеркнуть - чем дальше мы уходим от войны, тем больше категорий лиц, которые претендуют на звание участников войны. По-человечески я людей понимаю, но решить проблему невозможно. Это вдовы, это семьи погибших, я всё время выступаю перед этими... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дети участники, которые... КОВАЛЁВ Н. Д. Дети, конечно, дети. Последняя фраза. Я всё время выступаю перед этими категориями лиц. Найдите формулу, которая устроит всех. Как только мы выделяем одну из категорий ветеранов, со стороны всех остальных поднимается волна возмущения, и это справедливо, кстати. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Николай Дмитриевич. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутат Кибирев и депутат Овсянников, да? Два депутата записались на выступления. Подводим черту. Вы тоже хотите, Вера Егоровна? Да. Три тогда. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, фракция Компартии Российской Федерации проголосует за этот законопроект. Мы видим в нём большой социальный смысл - поднять с шестисот до тысячи рублей единые денежные выплаты и расширить социальный состав получающих эти выплаты. Но мне хотелось подчеркнуть, что есть особая логика в том, что этот законопроекта внесён Новгородской областной Думой. Хотя в войну пострадали абсолютно все территории Советского Союза, но город Новгород был одним из самых разрушенных, самых пострадавших, и это, естественно, отражалось и на его жителях. Философский вопрос: а зачем эти денежные выплаты делать? Да делать их надо по той причине, что доходы основной массы населения России, сегодняшней России никуда не годятся. Малые пенсии, нищенский минимальный размер оплаты труда, низкая заработная плата у очень многих. И по этой причине доплаты или выплаты - это маленькая доля компенсации за то, что эти люди не получают. Правительство считает, что такой закон поддерживать невозможно, потому что он ставит в привилегированное положение отдельные социальные группы. Но, следуя этой логике, мы никогда ничего решить не сможем, потому что обязательно найдётся кто-то обиженный. При всём глубочайшем уважении к другим категориям граждан, которые получают социальную помощь от государства, при глубочайшем уважении, я бы всё-таки заметил, что у них-то ничего не отнимается, но добавляется другим. Давайте всем сразу добавим! Не можем. Тогда давайте пообещаем вот той категории, которая не подпадает под то, чтобы им увеличить выплаты, добавить в следующий раз. Ссылка на пресловутый 122-й закон. Но или не читали, или мои уважаемые коллеги забыли, что в федеральном законе номер 122 есть статья 153, по-моему, последняя, в которой написано, что в случае если с введением этого закона какие-то категории граждан будут получать на федеральном или на региональном уровне выплаты и доходы меньше, чем они получали раньше, то этого быть не должно. Но посмотрите на тех же самых ветеранов труда: в отношении их эта статья закона нарушается каждый день. Их лишили бесплатного проезда в общественном городском транспорте, в пригородном, отменили льготную плату за телефон и за радио в размере 50 процентов, ликвидировали бесплатное зубопротезирование и так далее, и так далее, то есть эти категории ветеранов стали получать меньше. Значит, социальная напряжённость возникает не по той причине, что кому-то собираются платить, а из-за несправедливости самого этого закона. Не будет у нас ста миллионов претендующих на этот закон! Новгородцы насчитали семьсот двадцать девять тысяч и денег 3 миллиарда 184 миллиона. Но вспомните, у нас в следующем году фактически будет два бюджета в расходной части. Есть один бюджет - расходы, есть профицит и Стабилизационный фонд, которые в сумме ровно на 5 процентов больше, чем расходная часть бюджета. Да, эти цифры, как говорится, все расчётные, надо ещё год прожить и эти деньги получить, заработать, мы всё это прекрасно понимаем. Но мы не забываем о том, что у нас бюджет этого года будет примерно на миллиард рублей больше по доходам, чем запланировано в законе. Поэтому этот законопроект, который вводит дополнительные выплаты, - это, так сказать, малая компенсация этим категориям граждан за то, что они не получают от общества и государства. Мы считаем его справедливым, этот законопроект, мы считаем его посильным для финансов нынешней России, и, повторяю, Компартия проголосует за этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Олег Викторович. Я коротко, потому что депутат Кибирев практически половину сказал того, что хотел сказать я. Поддержать надо, ведь не просто так родился законопроект. Семьи умерших прекрасно понимали, за что же воевали-то отцы. И вот сегодня докладчик по законопроекту очень хорошо сказал, что чем дальше годы окончания военных действий в Великой Отечественной войне, тем больше претензий на получение субсидий, дополнительных выплат и так далее, и тому подобное. И совершенно прав депутат Кибирев, который, в общем-то, обозначил, почему чем дальше, тем больше. Потому что существенно упал жизненный уровень. Новгородская-то область, в общем-то, и в прежние годы не славилась зажиточностью какой-то, а сегодня тем более. Поэтому мы считаем, что, имея в совокупности действительно такой большой профицит, сумасшедший профицит, и прекрасно понимая, зачем он заложен - чтобы накануне думской кампании навертеть, так сказать, ряд популистских решений за счёт этих финансов, - мы должны поддержать законопроект. Фракция ЛДПР его поддержит и проголосует за. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллега Оськина Вера Егоровна. Включите микрофон, пожалуйста. ОСЬКИНА В. Е. Спасибо большое. Тема, которую мы сегодня обсуждаем, очень важная, но я не могу согласиться ни с Борисом Григорьевичем, ни с Виктором Егоровичем, и вот по какой причине. Проблема людей этих, людей пожилого возраста, решается, и решаем её мы с вами. И я могу вам привести в пример закон, за который мы только что проголосовали, по-моему, в июле, и в котором расширили круг вдов для второй пенсии, вдов погибших. У нас имели право на вторую пенсию только вдовы погибших в японскую и Великую Отечественную войну, сейчас имеют право вдовы всех погибших военнослужащих, исполнявших свои служебные обязанности и в мирное время, в наше время. Сюда же вошли и военнослужащие правоохранительных органов, которые принимали участие в контртеррористических операциях. Это первое. Второе. По жителям блокадного Ленинграда решился вопрос наконец-то, по последнему призыву пытаемся решить вопрос, и я думаю, что нам это удастся сделать. Следующее. Мы можем расширять круг льготников до бесконечности и, как сказал Николай Дмитриевич, дойдём опять до ста миллионов человек, которые у нас имели льготы буквально до принятия 122-го закона. Простите меня, пожалуйста, мы могли бы принимать эти законы, не неся за это никакой ответственности, но мы, фракция "Единая Россия", не можем себе позволить так поступить, как, например, поступили в 95-м году вы, имея большинство в Государственной Думе, приняв законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов...". Законы практически не выполнялись в полном объёме до принятия 122-го закона, вот что я хотела бы сказать. А по 122-му закону - всё-таки давайте не будем лукавить - мы тратим на эти нужды, и на лекарственное обеспечение, и на оздоровление людей пожилого возраста, в три-четыре раза больше финансовых средств, чем тратили по двум названным законам, принятым в 95-м году. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна. Уважаемые коллеги, представители президента, правительства?.. Заключительное слово, пожалуйста. Николаю Дмитриевичу Ковалёву включите микрофон. КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемые коллеги, я обращаюсь прежде всего к Борису Григорьевичу. Всё замечательно, конечно, и понятен социальный пафос, и политическое решение, другого, собственно, мы и не ожидали, но вы почитайте текст законопроекта, почитайте его внимательно! Возникает вопрос: почему членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - тысячу рублей, а членам семей других погибших, в других госпиталях работавших, - им что? Поэтому я ещё раз подчёркиваю, что комплексное решение проблемы будет найдено, и найдено в ближайшее время. Мы такой законопроект внесём, и рабочая группа свои предложения представит на ваш суд. Поэтому данный законопроект, в такой редакции, я предлагаю всё-таки отклонить и прошу всех, и КПРФ в том числе, поддержать это решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Дмитриевич. В суд не надо, конечно, на решение. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 19 сек.) Проголосовало за 100 чел.22,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8% Результат: не принято Не принято.