Заседание № 145
О проекте федерального закона № 312507-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу повышения возраста граждан, подлежащих призыву на военную службу; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 43, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Андрея Валериевича Картаполова. Пожалуйста. КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект федерального закона № 312507-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении 14 июня этого года. К законопроекту поступило шесть поправок, пять из них включены в таблицу № 1. Во-первых, поправками предлагается сохранить так называемую нижнюю границу призывного возраста и возраста направления на альтернативную гражданскую службу 18 лет, а верхнюю установить до 30 лет (сейчас - 27 лет). Я знаю, что решение комитета активно обсуждается, готов привести аргументы в его пользу, если потребуется голосовать отдельно по поправке. Во-вторых, вводится правовой механизм привлечения на территориях, определённых Президентом Российской Федерации, к участию в охране общественного порядка, к обеспечению общественной безопасности, к борьбе с диверсионно-разведывательными группами и к защите государственной границы в период мобилизации, действия военного положения и в военное время специализированных государственных унитарных предприятий. Это то, о чём мы долго говорили, - народное ополчение; определяется, как они будут действовать, что они будут собой представлять. Вот такую форму, коллеги, мы предлагаем, она абсолютно ясная, понятная - полагаем, что вы её поддержите. В-третьих, предлагается установить возможность заключения гражданами, пребывающими в запасе, и военнослужащими по призыву так называемых коротких контрактов сроком не только до одного года, но и на один год. И одна поправка включена в таблицу № 2, готов мотивировать её отклонение в случае вынесения на отдельное голосование, но мы её подробно в комитете обсудили - полагаю, что автор поправки с нами согласился. Правовое управление замечаний по тексту законопроекта, подготовленного с учётом поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, не имеет. Комитет по обороне предлагает одобрить таблицу поправок № 1, таблицу поправок № 2 и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 05 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 28 чел.6,2 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По ведению - Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я знаю Регламент, но в виде исключения прошу уважаемого Андрея Валериевича пояснить высказывания председателей двух комитетов Совета Федерации - по обороне и по конституционному законодательству: они высказались против повышения верхней границы призывного возраста без повышения нижней границы, тем более что в соответствии с редакцией первого чтения все, кто хотел, могли отправиться на военную службу с 18 лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Олег Николаевич, не совсем удобно комментировать здесь заявления представителей верхней палаты, но, насколько я знаю, они изменили своё мнение и готовы поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице 2? Есть. Включите режим записи. Куринный, пожалуйста. Микрофон включите депутату Куринному. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Речь в поправке идёт о сохранении той планки, того периода призыва, который существует сейчас, это девять лет, с 18 до 27 лет. При предполагаемом перемещении этой планки... Предполагалось перемещать верхнюю границу не сразу до 30, а на один год, соответственно, был бы период 19-28 лет, 20-29 лет, ну и 21-30 лет. На мой взгляд, это правильный вариант, который сохраняет стабильность правового регулирования и не вызывает опасений привлечения дополнительных категорий. Я почему хочу вынести на отдельное голосование данную поправку? Хочу, чтобы Андрей Валериевич подтвердил то, что было сказано представителями Министерства обороны на заседании комитета, - что лица, которые достигли сейчас 28 лет, 29 лет, и те, кто достигнет возраста 27 лет на протяжении 2023 года, не будут призваны в рамках вот... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. КАРТАПОЛОВ А. В. Мы подробно разбирали эту поправку на заседании комитета, Алексей Владимирович согласился с нашими доводами. Что он сейчас просит донести до всех, чтобы вы все знали? Мы будем предлагать включить норму о вступлении закона в силу с момента его подписания, за исключением положения как раз о призывном возрасте, а его будем предлагать ввести в действие с 1 января 2024 года. При этом те граждане, которым исполнится 27 лет в 2023 году, хоть 31 декабря, в 23 часа 59 минут, станут военнообязанными запаса и не будут подпадать под призыв в 2024 году. Те, кому сейчас исполнилось 28, 29 лет, уже в запасе. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотели эту поправку вынести на голосование или просто вопрос задавали? Ставится на голосование поправка 1 (она там единственная, собственно говоря) из таблицы № 2. Комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 17 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2 % Результат: не принято Поправка не принимается. Коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 44 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 13 чел.2,9 % Воздержалось 27 чел.6,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении проект закона. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КАРТАПОЛОВ А. В. Коллеги, комитет благодарит за поддержку. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект прошёл все экспертизы и готов к принятию в третьем чтении, соответствующий проект постановления имеется. Я прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу сказать Андрею Валериевичу: вы были очень убедительны, когда 14 июня мы принимали в первом чтении вот этот законопроект, вы действительно говорили убедительно, и мы поддержали ваше предложение о синхронном повышении призывного возраста, мы поддержали ваше предложение о поэтапном увеличении призывного возраста. Но понимание того, чем вызвана резкая смена аргументации... Это вызывает недопонимание и у призывников, и в родительском сообществе. Такая смена позиции без какого-то внятного обсуждения, мне думается, не на пользу вот той ситуации, которая сейчас складывается... с самого начала частичной мобилизации. Отсутствие чётких правил игры всякий раз приводит к ненужному напряжению в обществе. Ведь вы аргументировали необходимость увеличения призывного возраста тем, что ребята в 21 год уже могут получить высшее образование и, будучи вооружены дипломом, призываются на службу. Сейчас, мало того что это восемнадцатилетки, мы ведь прописали в законе ещё и право призывников без того, чтобы они отслужили три месяца, без того, чтобы они получили образование, сразу заключать контракт. В погоне за вот этими небольшими, так сказать, контрактными деньгами... Думается, многие выпускники школ будут просто соблазнены возможностью заработать эти деньги, другой возможности у многих сегодня нет. Конечно, мы понимаем необходимость принятия отдельных документов, которые определяют порядок частичной мобилизации, полной мобилизации, но скажите, пожалуйста, изменения, касающиеся призывного возраста, чем вы можете аргументировать? Тем более что вот такое шараханье нам объяснить очень сложно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Красов Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. Изменяя призывной возраст, мы что, коллеги, делаем? Мы изменяем количественный призывной ресурс. Как нам известно, - мы философские законы изучали, да? - количественные преобразования могут дать качественные преобразования. У призывных комиссий и сотрудников военкоматов будет возможность из большего количества призывников выбрать более качественных призывников, и наши федеральные органы исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена военная служба, получат более качественных военнослужащих, а это повлияет в том числе на безопасность нашего государства, нашего общества, это повлияет на безопасность каждого гражданина Российской Федерации. Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. Коллеги, просим вас сделать то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект закона, пункт 43. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 28 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 13 чел.2,9 % Воздержалось 28 чел.6,2 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 312507-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (по вопросу повышения возраста граждан, подлежащих призыву на военную службу).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Пожалуйста, Андрей Валериевич Картаполов. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается повысить призывной возраст и установить, что призыву на военную службу подлежат граждане в возрасте от 21 года до 30 лет. При этом нижний предел призывного возраста - 18 лет сейчас у нас нижний предел - предлагается повышать с 18 лет до 21 года поэтапно начиная с 1 января 2024 года, далее ежегодно плюс по одному году, то есть мы к возрасту 21 год подойдём к 1 января 2026 года. Это позволит выпускникам школ спокойно и эффективно готовиться к вступительным экзаменам, больше не будет необходимости отвлекаться на мероприятия, связанные с прохождением медосвидетельствования, профотбора, заседанием призывной комиссии, получением отсрочки для обучения. У нас с вами ежегодно порядка 675 тысяч граждан реализуют своё право на отсрочку от призыва на военную службу именно в связи с получением образования. Кроме того, и это важно, никакие отсрочки от призыва на военную службу данным законопроектом не отменяются. Всем гражданам гарантируются получение образования всех уровней и его непрерывность до завершения одного из уровней профессионального образования - в техникуме, в колледже или в высшем учебном заведении. Соответственно, исполнить свою конституционную обязанность по защите Отечества такие граждане смогут уже после завершения обучения. Те же граждане, которые захотят пройти военную службу по призыву при достижении ими восемнадцатилетнего возраста, - а таких достаточное количество - тоже смогут это сделать, законопроект предоставляет такую возможность. Для этого им всего-навсего необходимо написать заявление в призывную комиссию. Подать такое заявление могут и граждане в возрасте от 27 до 30 лет, которые сейчас пребывают в запасе, - те, кто не прошёл военную службу, не имея на то законных оснований. Законопроект предусматривает своего рода возможность реабилитации для таких граждан: они могут пройти, по сути, по желанию военную службу по призыву. Как нам видится, это хорошая возможность обменять тухлую справку уклониста на честный военный билет и снять ограничение для поступления на государственную гражданскую службу или муниципальную службу. У нас ежегодно с воинского учёта призывников снимаются и передаются на воинский учёт граждан, пребывающих в запасе, порядка 80 тысяч человек, достигших двадцатисемилетнего возраста, при этом из них не проходивших военную службу около 30 тысяч человек. По законопроекту имеются отдельные замечания, которые не влияют на его концепцию и могут быть учтены при подготовке ко второму чтению. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по концепции нет. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Коллеги, прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Коллеги, мы рассмотрим этот законопроект и перейдём к законопроектам, рассматриваемым по сокращённой процедуре, и к проекту постановления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Валериевич, тут несколько этапов повышения: вот с 1 января 2024 года - с 19 до 30 лет, сейчас призывной период с 18 до 27 лет, девять лет, а тут он расширяется до одиннадцати лет. Логично в данном случае и верхний предел аккуратно повышать, а не сразу до 30 лет, то есть, грубо говоря, с 19 до 28 лет, потом с 20 до 29 лет. Какова логика расширения призывного периода? КАРТАПОЛОВ А. В. Алексей Владимирович, смотрите, мы намеренно оставляем верхнюю границу, большое количество людей туда попадает, вот чтобы они могли в рамках этого закона закончить обучение и нормально пройти военную службу. Это позволит им это сделать. Что касается восемнадцатилетних ребят, мы оставляем им эту возможность. В то же время поэтапное повышение, на наш взгляд, проще понимается в обществе и значительно упростит работу военных комиссариатов и призывных комиссий по учёту, по формированию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г. Андрей Валериевич, я хочу, чтобы вы не забыли о том, что у нас по целому ряду творческих специальностей появилась возможность получения бесплатного второго высшего образования, именно по целому ряду творческих специальностей. Вот учтите это, чтобы наших ребят в середине срока получения второго высшего образования не забирали в армию. КАРТАПОЛОВ А. В. Мы, конечно, это не забудем, но в армии тоже нужны творческие люди. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Валериевич, вы предлагаете возраст 21 год и мотивируете это тем, что человек может получить высшее образование. Но высшее образование, как правило, получают в возрасте с 18 до 22-23 лет, следовательно, речь идёт о призыве студентов третьего-четвёртого курсов. Это ничуть не улучшит ситуацию, а создаст напряжённость определённую среди самих студентов и их родителей. Может, стоит поднять возраст - не 21 год, а 22 или 23 года - и дать студентам возможность получить полноценное образование? Или за вот этим возрастом, 21 год, стоит другая причина, а не получение высшего образования? КАРТАПОЛОВ А. В. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Здесь нет никакой другой причины, но, в общем-то, получение высшего образования - это не главная задача, которая решается данным законопроектом. У нас человек, который проходит обучение в высшем учебном заведении, в рамках теперь этого закона сможет спокойно его получить, закончив вуз, и пройти эту службу. Никто никого не будет забирать со второго, с третьего или с пятого курса. Человек спокойно доучивается и идёт служить на один год - никакой проблемы вообще! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 25 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 13 чел.2,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект. Спасибо.