Заседание № 180
15.09.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 312483-4 "О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1484 по 2097 из 7418
Фиксированное время, 11.00. Проект федерального закона "О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма". Министр находится в зале. Доклад официального представителя Президента Российской Федерации министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Викторовича Лаврова. Пожалуйста, на трибуну, Сергей Викторович. ЛАВРОВ С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, министр иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма - это первый антитеррористический договор, который был принят ООН по инициативе России. Таким образом, успешно завершён начатый нами в своё время многолетний и достаточно упорный процесс по согласованию первого универсального документа о борьбе с терроризмом массового уничтожения. Кроме того, данная конвенция - это ещё и первый международный договор, который принят государствами для предотвращения террористических преступлений, пока, к счастью, не имевших место, это договор, работающий на упреждение, на создание правовых рамок, для того чтобы не допустить подобных явлений. Конвенция нацелена на то, чтобы подвести правовую базу под эффективное противодействие актам ядерного терроризма, включая их пресечение и при необходимости, не дай бог, ликвидацию их последствий, на то, чтобы обеспечить антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома, пресечь теракты с использованием самодельных ядерных устройств. Она также обеспечивает неотвратимость ответственности лиц, которые могут быть виновными в совершении актов ядерного терроризма, неотвратимость на основе принципа "либо выдай, либо суди". Конвенция предусматривает механизм возвращения похищенных радиоактивных материалов, ядерных устройств или веществ по окончании любых разбирательств, связанных с подобными преступлениями, и после консультаций с заинтересованными государствами-участниками такие материалы должны передаваться государству-участнику, которому они принадлежат. Конвенция будет выполняться в тесном взаимодействии с Международным агентством по атомной энергии, и это важный технологический момент. На сегодняшний день конвенцию подписали сто семь государств, пять ратифицировали, но для вступления в силу этого документа необходимо двадцать две ратификации. И Россия, как инициатор конвенции, конечно, могла бы показать пример и одной из первых такую ратификацию осуществить. Важно, что мы не ограничились просто принятием этого документа, мы инициировали совместно с Соединёнными Штатами, когда президенты Путин и Буш в июле этого года встречались в Санкт-Петербурге, работу по созданию механизма реализации положений конвенции. Президенты России и США приняли решение о запуске глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, суть которой как раз и заключается в том, чтобы разработать практические инструменты для реализации тех задач, которые в этой конвенции сформулированы. Считаем, что конвенция соответствует интересам Российской Федерации, она вносит существенный вклад в формирование дополнительной правовой базы для международной антитеррористической коалиции, и просим депутатов поддержать предложение о её ратификации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам Юлия Александровича Квицинского. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма", который был внесён в Госдуму Президентом России 22 июня сего года. Значение конвенции, её содержание и основные положения были только что изложены в выступлении Сергея Викторовича. На проект федерального закона имеется отзыв Правительства Российской Федерации, а также заключения нашего Комитета по обороне и Правового управления. Поступили также заключения от комитетов Совета Федерации по международным делам и по обороне. Все они положительные. Разработанная по российской инициативе конвенция получила широкую поддержку международного сообщества. Создание правовой базы международного сотрудничества для противодействия актам ядерного терроризма, включая их предупреждение, пресечение и ликвидацию последствий, безусловно, является весьма актуальным вопросом в общем контексте борьбы международного сообщества с терроризмом. Конвенция - это солидный, тщательно проработанный документ, который охватывает все стороны проблемы. Надо отметить, что эта конвенция не касается и никоим образом не может быть истолкована как касающаяся вопроса о законности применения или угрозы применения государством ядерного оружия. В то же время конвенция обеспечивает неукоснительность применения принципа "суди или выдай" в отношении любых физических или юридических лиц, если они незаконно и умышленно завладели радиоактивным материалом или изготовили соответствующее устройство с намерением причинить смерть или серьёзные увечья, нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде, повредить ядерный объект, чтобы вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от оного. Ответственность распространяется также на угрозу совершить такие преступления, на соучастие и способствование подобным незаконным действиям. Связанная с такими преступлениями просьба о выдаче или взаимной правовой помощи не может быть отклонена лишь на том основании, что она касается политического преступления или преступления, вызванного политическими мотивами. Конвенция открыта для подписания всеми государствами с 14 сентября 2005 года, вступает в силу на тридцатый день после сдачи Генеральному секретарю ООН двадцать второй ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. Любое государство - участник конвенции имеет право денонсировать её путём письменного уведомления Генерального секретаря ООН. Денонсация вступает в этом случае в силу по истечении одного года с даты получения такого уведомления. С учётом всего изложенного Комитет по международным делам считает возможным рекомендовать одобрить проект федерального закона № 312483-4. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Юлий Александрович. Какие есть вопросы у депутатов? Много рук вижу. Прошу записаться. Покажите, пожалуйста, результаты записи. Десять человек записались. Депутат Апарина, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Викторович, у меня к вам вопрос не только как к министру иностранных дел, но и как к члену правительства. Мы, фракция наша, поддерживаем проект закона и будем голосовать за него. Но у меня в связи с этим вопрос по борьбе с терроризмом. Вопрос такой: скажите, а как вы оцениваете тот факт, что готовятся совместные учения российских и американских войск, якобы предусматривающие совместные действия по борьбе с терроризмом? Какие же тут совместные действия, если США - фактически главный террорист? Югославия, Ирак, Афганистан и другие - это страны, которые подверглись и нападению, и давлению США. И вы сами, выступая в своё время как министр иностранных дел, по Ираку... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, включите микрофон. ЛАВРОВ С. В. Спасибо. Для того чтобы мы могли эффективно бороться с международным терроризмом, коалиция должна быть подлинно глобальной: проявления терроризма не знают границ. Факты, которые мы, к сожалению, ежедневно практически видим на экранах телевизоров, это подтверждают. Поэтому проблема нашего взаимодействия в любой точке мира со странами, которые располагают необходимым потенциалом, является ключевой. Соединённые Штаты - одна из таких стран. Это абсолютно не означает, что мы согласны с тем, как попытались решить проблему Югославии, с тем, как сейчас пытаются решать проблемы Ирака - проводя вначале боевые действия, а потом пытаясь умиротворить, урегулировать ситуацию, но лишь создавая при этом условия для того, чтобы террористы пользовались хаосом. Это вещи, которые не связаны между собой. Борьба с терроризмом должна осуществляться. Точно так же мы ведём последовательно линию на то, чтобы на международной арене все страны действовали в соответствии с нормами международного права, эта линия будет продолжаться, могу вас заверить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович. ГЛОТОВ С. А. Вопрос уважаемому Сергею Викторовичу. Уважаемый Сергей Викторович, фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР)" будет поддерживать ратификацию конвенции. Вместе с тем по статье 7 и другим статьям конвенции, о механизме сотрудничества и, собственно, реализации этого документа, а также по тем оговоркам традиционным, которые делает Российская Федерация при ратификации конвенций по борьбе с терроризмом, есть вопрос: достаточно ли заложено средств и сформирован ли, собственно, сам механизм реализации этой конвенции? ЛАВРОВ С. В. Спасибо. Что касается исполнительной власти, то у нас для реализации конвенции всё готово. Все ведомства, которые участвуют в работе по борьбе с мировым терроризмом, поддержали и подписание этой конвенции, и до этого её разработку, и впоследствии её ратификацию. Все механизмы готовы. Все статьи, которые содержатся в этой конвенции, будут исполняться эффективно. И у нас есть основания полагать, что взаимодействие с партнёрами из других стран также будет чётким. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сергей Викторович, только что депутат Апарина сказала, что США - государство-террорист. Значит, и глава государства террорист. Значит, и наш президент, если он хорошо относится к Америке, встречается с тем президентом, и вы встречаетесь с Кондолизой Райс... Не видите ли вы здесь чего-то оскорбительного в адрес наших высших должностных лиц? И нет ли здесь сомнения, вообще, в устройстве международных отношений? Если сами государства - участники данной конвенции террористы, какой смысл принимать эту конвенцию? С кем мы будем бороться? Как министр, как вы считаете, допустимы такие высказывания в зале заседаний Государственной Думы, которые могут расстроить наши отношения с той страной, которая является для нас главным партнёром в борьбе с террором? ЛАВРОВ С. В. Владимир Вольфович, я уже свою позицию изложил, когда отвечал на вопрос депутата Апариной, и я чётко разделил необходимость взаимодействия с Соединёнными Штатами, с другими странами в борьбе с террором, с одной стороны, и, с другой стороны, наше отношение к тому, как реализуются внешнеполитические цели, которые Соединённые Штаты ставят перед собой. Это не секрет, мы далеко не во всём согласны, мы не разделяем односторонних силовых методов, мы это говорим открыто нашим американским партнёрам и ведём с ними разговор о том, как нам всё-таки, учитывая печальный опыт односторонних действий в прошлом, вместе, сообща действовать не только против террора, но и по урегулированию конфликтов, которые в мире ещё сохраняются, на основе международного права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. МИТРОФАНОВ А. В. Митрофанов по карточке Иванова. Уважаемый Сергей Викторович, вопрос следующий: не кажется ли вам, что подобная конвенция и разработка механизма по взаимодействию - это пролог к некоему глобальному контролю над ядерными вооружениями, в том числе и в России? Что будет некий международный механизм контроля? Всё-таки ядерные силы - это элемент национальной политики, а когда они будут контролироваться, - тем более в 90-е годы американцы, так сказать, влезли в эту тему: они нам строили хранилища, они нам встраивали электронные системы, они хорошо знают о том, что происходит с нашими ядерными силами, - не пролог ли это в дальнейшем того, что под видом борьбы с терроризмом будут просто контролироваться наши национальные ядерные силы? Везде будут стоять американские инспектора, которые будут говорить: не дай бог нападение, так вы, ребята, докладывайте, куда тут чего вы перемещаете - ракеты, боеголовки тактические. Ведь у нас десять - двенадцать тысяч боеголовок ядерных, у нас... (Микрофон отключён.) ЛАВРОВ С. В. Ответ короткий: нет. Конвенция никоим образом не затрагивает вопросы ядерной деятельности государств, будь то нераспространение ядерного оружия или те вопросы, о которых вы упомянули. То, что касается надёжности хранения наших ядерных материалов, наших ядерных вооружений, - это отдельная тема. И действительно, есть контакты с Соединёнными Штатами по данному вопросу, но они осуществляются строго на паритетной основе. Все те односторонние перегибы, которые были в договорённостях 90-х годов, устранены в наших соглашениях с американцами по этим вопросам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Головатюк Андрей Михайлович. ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемый Сергей Викторович, в докладе Юлия Александровича Квицинского прозвучала фраза о том, что данная конвенция будет распространяться и на граждан, и на организации, и на государство. Вот в связи с ратификацией Россией данной конвенции не попадём ли мы в непростую ситуацию по отношению к Ирану? Мы знаем, что Соединённые Штаты обвиняют Иран в попытках ядерного терроризма, ядерного воздействия на весь мир, а мы, как известно, помогаем Ирану в строительстве его атомных электростанций. Не получится ли для нас вот такая непростая ситуация, именно для России, в связи с подписанием данной конвенции? ЛАВРОВ С. В. Наше сотрудничество с Ираном в ядерной области абсолютно транспарентно, абсолютно законно, оно осуществляется в соответствии с международным правом под полным контролем МАГАТЭ. Иран и ядерный терроризм - это тема, в общем-то, абстрактная, потому что каких-либо конкретных фактов в этой связи никто не приводил никогда. И помимо всего прочего, если вы говорите об организациях и гражданах, наше собственное законодательство весьма жёсткое в плане пресечения любых незаконных поставок ядерных материалов или связанных с этим технологий куда-либо за рубеж. Эта конвенция направлена на решение совсем других задач. Она не ограничивает законное, правомерное сотрудничество с зарубежными странами в ядерной области, она направлена на пресечение попыток незаконно получить доступ к ядерным материалам и использовать их для изготовления устройств, которые послужили бы осуществлению терактов. Я здесь не вижу никакой опасности, потому что, ещё раз повторю, аргументы у нас есть и все законы, которые требуется, свои и международные обязательства мы соблюдаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Макашов Альберт Михайлович. МАКАШОВ А. М. Спасибо. Товарищ министр, поднимался ли в Организации Объединённых Наций вопрос о наличии у Государства Израиль, на его территории, ядерного оружия и его компонентов? ЛАВРОВ С. В. Поднимался, и неоднократно. В целом ряде резолюций Совета Безопасности ООН содержится положение о необходимости начать работу по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Эта тема не уходит с повестки дня. Сейчас, когда рассматриваются вопросы ближневосточного урегулирования, в том числе и вопросы ядерной программы Ирана, эта тема постоянно обсуждается, и позиция Совета Безопасности находит своё подтверждение. Конечно, не могу сказать, что есть какое-то реальное продвижение в решении вопроса о создании такой зоны, но убеждён, что после урегулирования ближневосточного конфликта этот вопрос неизбежно встанет во главу угла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Два депутата: Головатюк и Митрофанов, и подводим черту. А, три, четыре, ещё Кашин. Ну, первым я назвал Головатюка. Пожалуйста, включите микрофон. ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемые коллеги, я думаю, что мы действительно достигли того уровня, когда нам необходимо подписать данную конвенцию по борьбе с актами ядерного терроризма. Военные знают, что у нас ещё с советских времён шли разговоры о мини-ядерных бомбах, мини-ядерных торпедах и других боеприпасах, в которых используется ядерный потенциал. Неизвестно, куда они делись после распада Советского Союза. Понятно, что они находятся под контролем, но в связи с тем, что коррупция у нас проникает во все органы и структуры не только власти, но и правоохранительных органов, не исключено, что именно эти ядерные припасы могут в дальнейшем стать объектами торга между террористами и представителями каких-то структур, которые занимаются обеспечением охраны данных боеприпасов. Поэтому я считаю, что мы должны непременно поддержать подписание данной конвенции и приветствовать то, что оно идёт несколько впереди... приветствовать поступательное движение вперёд при подписании данной конвенции и её опубликовании. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы, по всей видимости, поддержим ратификацию Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, но ряд скептических замечаний всё-таки есть, безусловно. Дело в том, что всё-таки ядерные вопросы традиционно должны быть предметом национального режима. Я не знаю, как можно сотрудничать в этой борьбе с актами ядерного терроризма. Разве не хватало других документов, которые могли регулировать сотрудничество правоохранительных органов? Конечно, звучит неплохо, но на самом деле реально каждое государство, если оно самостоятельное государство, само должно контролировать свои ядерные силы, свои ядерные возможности. То, что у нас в 90-е годы был перекос в этом вопросе, о чём справедливо говорил министр, это вообще возмутительно - все наши ядерные вопросы американцы контролировали на месте буквально, всё наводнено было инспекторами. К сожалению, и сейчас в этой сфере тоже не всё благополучно, насколько нам известно по депутатским каналам. В хранилищах установлена американская техника, они всё знают о том... По линии 12-го управления, которым руководил Валынкин Игорь Николаевич, все ядерные боезаряды были сконцентрированы в определённых местах, они не находятся сейчас на полковом или дивизионном уровне, я имею в виду тактические силы и средства. И американцы имеют об этом представление, о чём неоднократно в прессе сообщалось. Можно, конечно, сказать, что это разные вещи, но я говорю вам более глобально: тема борьбы с терроризмом - это общая идея, используемая американцами для координации действий между правоохранительными органами, для внедрения в правоохранительные органы других государств, то есть под этим флагом устраиваются встречи, сотрудники правоохранительных органов, так сказать, встречаются, обсуждают различные вопросы. Раньше этого не было, в советское время. Мы знаем, спецслужбы на высоком уровне практически не контактировали, ну, кроме как по каким-то вопросам в закрытом режиме. Сейчас это происходит открыто, публично, и под этим флагом формируется некая такая интернациональная общность, цель которой - передел власти и денег, и только это, а не борьба, конечно, ни с каким терроризмом. Но есть, конечно, у американцев и практические цели. Это саудовская история. Понятно, что семейство Бушей 30-40 лет связано с саудовской семьёй и они делят вместе с ним деньги очень серьёзные. 100 миллиардов в год зарабатываются саудовской семьёй, и работают очень плотно с ними, и никакой демократии нет в Саудовской Аравии. Поэтому на словах, конечно, борьба с так называемым мусульманским терроризмом, а на самом деле с теми людьми, которые хотят поменять режим в Саудовской Аравии, - вот это суть борьбы с терроризмом, предложенной Бушами всему миру. Мы поддерживаем это по своим тактическим соображениям, расширяем то, что у нас есть, свои идеи, но мы должны знать реальную цену этим словам, потому что терроризм - это инструмент, он был всегда. Он был и сто лет назад, когда убивали министров и царей, он был двести лет назад. Это просто инструмент, инструмент либо национальной борьбы, либо национально-освободительной, либо для достижения каких-то целей. Бороться с инструментом - это как бороться с гриппом, это бессмысленно. Грипп всё равно будет, так сказать. Конечно, какие-то меры противодействия гриппу надо предпринимать, но надо понимать и реальную цену. Американцы, когда это делают, хорошо знают, что делают. Буши уничтожили практически всех противников саудовской семьи - и Саддама Хусейна, и Сирию прижали, и сейчас, видите, хотят добить Иран. Просто зачистят поле для своих людей. Почему-то они не собираются демократизировать режим в Саудовской Аравии. Там нет парламента, там нет демократии, там вообще ничего нет из цивилизованного арсенала, но никто никогда не ставит вопрос об изменении режима в Саудовской Аравии, потому что это священная корова, где кормятся и республиканцы, и семейство Бушей, и нефтяные компании и так далее. И это никто не тронет, даже если там будут публично убивать людей и вешать их за ноги. Никто не будет называть их террористами, террористы - это те, кто против этого режима. И очень неприятно, что сюда же подплели и мусульманство как религию, и мусульмане обижаются, тоже не понимают. То есть мы участвуем в этой большой нефтяной игре, которую кто-то выдумал ещё в начале 70-х годов, когда мир делился по-новому, будем так говорить, при участии Советского Союза. Ну, советские игроки оказались примитивными, они выбыли из этой делёжки, не хотели поддерживать своих, я имею в виду Саддама и того же Каддафи и так далее. А американцы сидят со своими и спокойно это делают, и нам подкидывают все эти темы: давайте бороться с терроризмом, давайте то, сё, раз эти люди в исламе, раз эти люди в чалме - это наши общие враги. Никакие они не общие враги, есть враги американцев, есть наши внутренние проблемы. И у меня нет ощущения, что акты ядерного терроризма могут быть пресечены совместной международной работой. Ну, документы пусть принимаются, они хорошо звучат, но это всё из разряда советских мирных инициатив. Сколько их было в 70-е годы, в 80-е! Бесконечные советские мирные инициативы, ни к чему не приведшие на самом деле. И не помогли они выжить Советскому Союзу. Никакие международные союзники не прибежали в августе 91-го года спасать Советский Союз, и мирные инициативы не помогли, потому что это была неправильно построенная система, система донорства бестолкового, а не жёсткие финансовые интересы, как это выстраивают американцы в своих взаимоотношениях. Поэтому мы поддержим, но очень скептически относимся. И не думаю, что эта конвенция, как и ряд других, станет серьёзным как бы камнем на пути к распространению терроризма. И ещё раз повторяю: терроризма никакого нет. Есть терроризм в понимании семьи Бушей, есть терроризм в нашем понимании - он там, скажем, с Юга исходит, - есть терроризм в понимании Индии, есть терроризм китайский, как они понимают. У каждого свои проблемы. А этот бренд - это такая выдумка диск-жокейская, для того чтобы всех собрать как бы под одной темой и ещё собрать руководителей правоохранительных органов, спецслужб, создать им мотивацию для сотрудничества. Только так люди, которые внимательно наблюдают за процессами, воспринимают эту ситуацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сперва о позиции о том, что ратификация, реализация конвенции не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Поскольку в конвенции речь идёт об обезвреживании радиационных материалов, их хранении и транспортировке, дополнительные функции должно государство взять на себя, естественно, это как раз повлечёт расходы. Я уже не говорю о том, что необходимо будет изменять законодательство. Но пусть это останется на совести тех, кто принял решение, что это всё можно сделать бесплатно. Но что мне нравится в этой конвенции и на что другие депутаты внимания не обратили - это механизм сотрудничества государств в предотвращении актов ядерного терроризма, который предусматривает конвенция. Тем самым мы, если все подпишут конвенцию, обеспечим ситуацию, когда этих актов не будет. Мы должны сотрудничать, обмениваться информацией по предотвращению, выявлению, пресечению и расследованию всех преступлений, охваченных конвенцией. И конвенция предполагает меры для охраны конфиденциальности полученной информации - вот что самое главное. То есть участники конвенции будут молчать, ничего никому не будут говорить, и правильно, о той информации, которую получат, если станет известно, что где-то, в какой-то стране какая-то группа лиц собирается совершить ядерный какой-то террористический акт, теракт с применением ядерного оружия. Вот в чём весь смысл, я думаю, конвенции (может быть, не все внимательно прочитали), поэтому её нужно обязательно ратифицировать. И здесь нельзя отрицать необходимость постоянного сотрудничества, и именно всех правоохранительных органов, спецслужб, военных ведомств, дипломатов. Это как бы верх той деятельности, которой они должны заниматься, ибо самое опасное - это именно использование ядерного оружия для совершения терактов отдельными физическими лицами в любой точке планеты. Мы как бы заранее готовимся к этому и должны иметь правовые основания. В этом ещё один плюс, поскольку мы инициаторы этой конвенции. То, что не сработали другие инициативы, - это тоже легко объяснить, на то и разница в мышлении, в позиции. Самое лёгкое - это мешать гражданам высказывать свою позицию. Конечно, не будут выполняться многие международные договоры, как не выполняются конституции во многих странах и граждане нарушают почти все законы, принятые в стране. Это всегда будет, поэтому на это делать ссылку, мне кажется, не совсем правильно. Было предположение, что эта конвенция может быть шагом в будущем к более тотальному контролю вообще за всеми ядерными материалами. Это тоже правильно, потому что неустойчивая демократия в некоторых странах: могут к власти вернуться те силы, которые снова установят тоталитарные режимы, снова будут затыкать глотку любой оппозиции, выдвигать свои идеи, свою оценку истории и, как говорится, пытаться компенсировать свои потери. Пятнадцать лет я думал о том, почему же провалился ГКЧП в нашей стране? Ведь всё хорошо, идеи хорошие и правильные, и всё руководство было там, и вся армия, и КГБ. Вот спасибо одному из депутатов нашей Думы, он мне раскрыл глаза наконец, и я понял, почему народ не поддержал, и сожалею, что в этом зале предлагал принять амнистию политическую в отношении членов ГКЧП. Правильно народ, к сожалению, пошёл не за ними, а, к сожалению, за Ельциным. Эта конвенция предполагает то же самое - что могут к власти в некоторых странах, владеющих ядерным оружием, прийти люди, которые снова восстановят лагеря, снова будут уничтожать всех, кто с ними не согласен. Пока им разрешено только предлагать решения о лишении слова, но потом они могут вернуться к власти и расконсервировать наши пермские и мордовские концлагеря. Поэтому надо обязательно нам стараться уберечь все страны мира от того, чтобы где-то возникали реваншистские, тоталитарные режимы, которые могут принести много беды, а самое страшное, если будут использоваться для этого непосредственно акты ядерного терроризма. С этим нужно вести борьбу, и это, видимо, делает наше руководство не случайно, ибо у нас больше всего опасности возврата к власти тех сил, которые не смогли победить в 91-м году и через пятнадцать лет находятся на различных уровнях в эшелонах власти и лелеют надежду всё-таки наказать всех тех, кто с ними не согласен, и навязать всем только один взгляд на историю - тот, который они считают правильным. И это опасно, это одна из причин, почему от нас отвернулись все страны бывшего Советского Союза, никто не хочет с нами вступать в союзные отношения. С нами не хотят, не мы задерживаем создание союзного государства, даже самая близкая страна Белоруссия не хочет, и правильно не хочет, и Украина правильно стремится в Евросоюз и в НАТО. Я сожалел во время этой "оранжевой революции", что там они бунтуют. Вот из-за этого они бунтуют - они боятся, что и в России вернутся эти люди к власти и снова этот аркан власти набросят на все бывшие советские территории. Мы должны говорить по факту, факт - абсолютное большинство государств бывшего Советского Союза не хотят больше быть в союзе в Россией, и в самой России многие не хотят быть в союзе с властью. Очень хорошо, что хоть дипломаты наши делают правильные шаги. Считаю правильным ратифицировать данную конвенцию, и в будущем обязательно перейти к тотальному контролю за всеми видами вооружений, не только ядерного, но и всех остальных. Потому что люди вправе выбрать, с кем они будут - с теми, кто даёт возможность говорить, или с теми, кто затыкает глотку, кто бросает в концлагеря, кто миллионы людей уничтожает и запрещает говорить о том, что они были уничтожены, кто оставил нас без дедушек и бабушек, без родителей, кто направил их в Соловки, в трудовые лагеря, кто не давал возможности десятки лет найти могилы наших родителей. С ними надо бороться. Поэтому полностью, Сергей Викторович, поддерживаем, принимайте все меры к тотальному контролю за всеми вооружениями, ядерными материалами. И следить за демократией, чтобы не было возможности вернуться к власти тем, кто угрожал миру ядерной войной, провоцировал её или может использовать ядерное оружие для достижения своих узкопартийных целей. Поэтому надо обязательно эту конвенцию ратифицировать и вступать в контакты со всеми странами мира, чтобы обеспечить безопасность всех граждан и наличие такой демократии, чтобы никто нигде на планете Земля никому рот не затыкал никогда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, конечно, пространная речь Владимира Вольфовича далеко, так сказать, не благообразила лицо высшей стадии капитализма - глобализма, в результате которого в последние годы здесь, к нашему несчастью, депутаты Государственной Думы принимают соответствующие законы и постановления. Мы понимаем, что именно исходя из новых реалий складываются подобные решения, принимаются подобные конвенции. Но ведь если посмотреть внимательно на эти реалии, то можно увидеть, что в поисках террористов были уничтожены государства, целые народы и там, по большому счёту, не нашли никакого ядерного оружия. Мы говорим сейчас об Ираке. На кону такие страны, как Иран. Мы с вами не так давно пережили большую трагедию в Ливане. И перечень этот можно продолжать. И именно глобализм с новой политикой, с новой стратегией экономического и политического порабощения, в том числе и ведущих стран мира, сегодня влияет на решение всех основных вопросов. А доморощенные благодетели, вот это кровавое лицо агрессоров, которые инициируют разные конвенции, законы, в том числе и эту конвенцию, которую фракция будет поддерживать... Ещё раз хочу сказать: не надо, так сказать, благообразить истинный смысл инициатив тех хозяев и заправил, которые будут осуществлять борьбу с терроризмом. К несчастью и сожалению, пособники внутри нашей страны - не в лице МИДа, а в лице тех, кто клевещет на нашу великую историю, кто продаёт свою Родину за гроши, за копейки, продаёт не только свою Родину, но и свою совесть, свою честь. И я хочу этим людям сказать, что они негодяи. Бабушка моего сына - фронтовой водитель, а дед Иван Павлович в 39-м году ушёл на фронт и в 46-м вернулся. До тридцати лет человек не нюхал в отличие от некоторых, кто здесь клевещет на наших отцов и дедов, водки и пива, воевал, воевал так, что в конце концов мы победили и Знамя Победы водрузили над Рейхстагом. Отец и мать - сегодня они живы - просили сказать вам в лицо, что вы гнусно клевещете на наше великое генетическое достояние. В данном случае, уважаемые товарищи из МИДа, нам хочется, очень хочется, чтобы роль России была, конечно, совершенно другой. Нас тут вот убеждали на днях, что надо в ВТО вступать. И благодетели доморощенные здесь будут говорить о том, чтобы в Америке, во Франции селянам не давали денег, чтобы выравнять, подвести развитие производства продуктов сельского хозяйства к нашей нищете, нашему разорению. Видимо, думают не о том, чтобы весь мир получал, в том числе люди, бедно живущие, доступное продовольствие и лекарства, как принято решениями на всех больших международных мероприятиях, где эти темы обсуждались, а о том, чтобы, видимо, мальтузианские идеи воплощались в мире в жизнь, чтобы не на войнах, а именно с помощью новых технологий уничтожать целые сотни миллионов людей. Видимо, эти, что ли, идеи сегодня проповедуются у нас? Но мы-то знаем, кто заправляет сегодня в ВТО. Мы знаем, что аппарат ВТО - это одни представители Соединённых Штатов Америки. Они отражают интересы именно западных стран. И кто позволит бойко рассуждающим здесь с трибуны или с других трибун вот так говорить в отношении тех государств? Кто их будет слушать? Откроют ли они рот, высунут ли язычок на других трибунах, когда бывают за рубежом? Да нет же! Исходя из этого, уважаемые товарищи, поддерживая всё это, мы хотим ещё раз напомнить о том механизме, который сегодня вызывает опасения, и о повышении роли нашей России в этих вопросах. Мы говорим о том, что необходимо наряду с этой конвенцией принять исчерпывающие меры и уже в бюджете этого года выделить деньги, которые пошли бы на охрану наших ядерных арсеналов и наших объектов, на укрепление всех составляющих, потому что под предлогом того, что мы слабо охраняем свои арсеналы, те же американцы и другие могут потребовать ещё и охрану наших ядерных арсеналов и так далее. И в заключение я хотел бы сказать товарищу министру: не принимайте поспешных заявлений по поводу проведения совместных учений. Вчера во всех наших регионах прошли митинги, мощные пикеты, везде было много молодёжи, все осудили это, по существу, незаконное решение о проведении совместных учений с той страной, лицо которой сегодня окровавлено в последних бойнях мирных в том числе граждан, бойнях за передел мира, за энергетический и экологический ресурс. Здесь правильно мои коллеги говорили об этом. Мы поддержим, но такие сомнения мы обязаны высказать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Викторович, есть ли необходимость с заключительным словом выступить? ЛАВРОВ С. В. Олег Викторович, буквально только по финансовому аспекту. Дополнительных финансовых затрат из бюджета не будет, могу заверить, что все средства на безопасное хранение ядерного оружия, ядерных материалов выделяются. Мы ведь этим озабочены не только в связи с тем, что конвенцию принимаем, это делалось всегда и будет делаться, это автоматическая процедура. И всё, что в конвенции предусмотрено, уже делается в Российской Федерации, так что дополнительных финансовых последствий на самом деле не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юлий Александрович Квицинский, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма" (в рамках "часа голосования"). Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 18 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8% Результат: принято Принимается закон.