Заседание № 175

07.07.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 312469-4 "О ратификации Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1971 по 2589 из 9786
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 9.       
Проект федерального закона "О ратификации Протокола о порядке формирования и    
функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств -   
участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года". Доклад    
официального представителя Президента Российской Федерации начальника           
Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первого заместителя   
министра обороны Российской Федерации генерала армии Юрия Николаевича           
Балуевского.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации,    
начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый      
заместитель министра обороны Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты! Вашему         
вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Протокола о     
порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной      
безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от    
15 мая 1992 года".                                                              
                                                                                
Указанный протокол подписан президентами государств - участников Договора о     
коллективной безопасности 25 мая 2001 года на сессии Совета коллективной        
безопасности в городе Ереване. Протокол ратифицирован всеми государствами -     
членами Организации Договора о коллективной безопасности, за исключением        
Российской Федерации, и вступил в силу 16 мая 2002 года.                        
                                                                                
Указанный протокол направлен на создание международно-правовой базы             
сотрудничества государств - членов Организации Договора о коллективной          
безопасности в области формирования и функционирования сил и средств системы    
коллективной безопасности коалиционных (региональных) группировок войск (сил)   
и объединённых военных систем, а также органов управления ими.                  
                                                                                
Ратификация протокола позволит перейти к практическим действиям по созданию     
системы коллективной безопасности и будет способствовать дальнейшему развитию   
военно-политической составляющей Организации Договора о коллективной            
безопасности.                                                                   
                                                                                
Протокол не содержит правил иных, чем предусмотрено законодательством           
Российской Федерации. Реализация протокола не потребует дополнительных          
расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать данный законопроект.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Присаживайтесь.                 
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Андрея Афанасьевича Кокошина. Пожалуйста.           
                                                                                
КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
"Единая Россия".                                                                
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был        
рассмотрен в комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками, и наш         
комитет рекомендует принять его. Такая же позиция выражена и соисполнителями    
по данному законопроекту - Комитетом Государственной Думы по обороне и          
Комитетом Государственной Думы по безопасности.                                 
                                                                                
Мы отмечаем, что данный документ носит конкретный, практический характер. Он    
действительно позволит, как говорил Юрий Николаевич Балуевский, приступить к    
созданию соответствующих группировок. Собственно, уже многое делается в этом    
направлении. В частности, этим протоколом предусматривается создание            
группировки войск Восточно-Европейского региона. Такая группировка фактически   
уже создана в рамках Союзного государства, что было предусмотрено данным        
протоколом. В целом создание региональных группировок - это очень важное        
направление обеспечения и нашей безопасности, и безопасности наших друзей и     
союзников по ОДКБ, которое отвечает специфике каждого региона, и                
соответствующим образом будут формироваться эти группировки.                    
                                                                                
Просим поддержать данный законопроект.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Алкснис        
Виктор Имантович, пожалуйста. К кому вопрос?                                    
                                                                                
АЛКСНИС В. И. У меня вопрос к Юрию Николаевичу Балуевскому.                     
                                                                                
Юрий Николаевич, в соответствии с этим договором Россия берёт на себя ряд       
обязательств, фактически она является главной ударной силой, можно сказать,     
этого договора. Но возникают серьёзные сомнения в способности Вооружённых Сил   
Российской Федерации в современных условиях выполнять возложенные на них        
задачи. Ну, я сошлюсь на информацию из открытых источников. Например, вчера     
"Независимая газета", ссылаясь на источники в Генеральном штабе (я              
подчёркиваю: источники в Генеральном штабе), утверждала, что наша система       
противоракетной обороны не обнаружила запуска корейских ракет, что состояние    
нашей системы ПВО в Дальневосточном регионе катастрофическое, что из            
пятнадцати комплексов в районе Владивостока сейчас осталось только пять, что    
сплошное радиолокационное поле отсутствует, есть только очаговое в районе       
Владивостока, Камчатки, что станции дальнего обнаружения... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вопрос фактически задан...                            
                                                                                
Добавьте время, пожалуйста, депутату Алкснису.                                  
                                                                                
АЛКСНИС В. И. Я хотел бы уточнить, это действительно так или же всё-таки...     
потому что вот эта разноголосица... Так обнаружили мы эти ракеты, запуск        
корейских ракет или не обнаружили? Способны мы это сделать или нет? На этот     
вопрос ответьте, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Николаевич.                              
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Уважаемый Виктор Имантович, я бы, ну, наверное, сказал так:    
не надо пользоваться сомнительными источниками, а надо обращаться               
непосредственно в Генеральный штаб. Как начальник Генерального штаба, я         
официально заявляю, что вчера нами сделан доклад Президенту Российской          
Федерации, в котором мы фактически указали конкретные районы падения всех       
разрушившихся головных частей ракет в результате пусков, сделанных корейскими   
вооружёнными силами. Поэтому заявлять о том, что российские Вооружённые Силы    
не способны сегодня решать задачи, в том числе в рамках Договора о              
коллективной безопасности... я бы, наверное, не брал на себя такую              
ответственность.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли ещё вопросы? Митрофанов Алексей Валентинович.     
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Юрий Николаевич, вопрос в развитие. Скажите: на нашей          
территории, в нашей акватории падали ракеты или это американская выдумка?       
Ведь прошла такая информация. Или американцы дезинформировали мир?              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Николаевич.                              
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Я могу сказать, что районы падения всех ракет на широте        
порядка 40 градусов в Японском море. Таким образом, районы падения этих ракет   
находятся далеко от территории Российской Федерации.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Юрий Николаевич, депутаты обеспокоены - об этом говорили сегодня   
в начале пленарного заседания - подписанными в мае этого года соглашениями о    
проведении осенью этого года в Нижегородской области совместных учений          
российских Вооружённых Сил и вооружённых сил Соединённых Штатов Америки. Нас    
очень тревожит этот вопрос по понятным причинам: недавние события в Крыму,      
пропагандистские акции НАТО на территории Российской Федерации... Мы сделали    
запрос по этому поводу, дали протокольное поручение, но прошу вас вот сейчас    
дать информацию, если вы можете, об этих договорённостях.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Если вы имеете в виду учения с вооружёнными силами             
Соединённых Штатов в рамках двусторонних учений "Торгау", то хочу сказать,      
что в прошлом году российские подразделения Вооружённых Сил принимали участие   
в подобных учениях на территории Западной Германии. Действительно, такие        
учения планируются. Если Государственная Дума выйдет с предложением             
прекратить нам контакты с вооружёнными силами Соединённых Штатов, я думаю,      
наши Вооружённые Силы будут исполнять политическое решение, принятое вами.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов? Есть.                                
                                                                                
Савельев Юрий Петрович, пожалуйста.                                             
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                
                                                                                
Юрий Николаевич, у меня такой вопрос. В ежегодном послании Президент России     
Владимир Владимирович Путин обратил внимание на необходимость перевооружения    
стратегических ядерных сил модификациями ракетных комплексов "Тополь-М" и       
"Булава", говорил о морском и сухопутном (шахтном и подвижном) вариантах.       
Однако, выступая спустя несколько дней, министр обороны Иванов сказал, что до   
2015 года мы выпустим около пятидесяти вот этих ракет. Это получается меньше,   
чем мы теперь выпускаем ежегодно. В то же время России для того, чтобы          
компенсировать выбывающие ракетные системы (мы все хорошо знаем), нужно         
вводить ежегодно не менее сорока - пятидесяти ракет типа "Тополь-М". У меня     
вопрос: это, вообще, дезинформация потенциальных противников или это реальный   
факт, что мы до 2015 года выпустим только немногим более пятидесяти ракет?      
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Спасибо, уважаемый Юрий Петрович, за такой, как говорят,       
профессиональный вопрос. Ну, вот начну, наверное, ответ с того, что мы          
однозначно не можем иметь в 2016 году ту группировку, которая имеется сегодня   
в стратегических ядерных силах, не можем, и в этом нет необходимости в силу     
тех подходов, которые заложены в реформирование Вооружённых Сил.                
Действительно, Вооружённые Силы переходят на принципиально новые системы        
стратегических ядерных сил. Могу лишь сказать (и здесь в закрытом режиме это    
обсуждалось), что к 2016 году практически полностью будет перевооружена         
морская ядерная составляющая - перейдём на новые подводные лодки проекта 955    
с ракетным комплексом "Булава". Что касается наземной составляющей,             
действительно основу российской наземной составляющей Ракетных войск            
стратегического назначения составят ракетные комплексы "Тополь-М"               
стационарного и мобильного базирования. Вопрос про пятьдесят ракет. Я, честно   
говоря, затрудняюсь сказать, откуда эта цифра. По моим данным, количество       
ракет, конкретно ракет, а не комплексов, будет значительно больше.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы исчерпаны. Есть ли необходимость выступить? Алкснис Виктор Имантович,   
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, в своём вопросе к начальнику Генерального      
штаба я неспроста поставил под сомнение, способны ли наши Вооружённые Силы в    
современных условиях отвечать на все те вызовы, которые ставит сегодня перед    
нами жизнь. Я коснусь хотя бы только одного вида наших Вооружённых Сил -        
Военно-воздушных сил. С одной стороны, действительно, вроде всё хорошо,         
ежедневно, постоянно телевидение, другие средства массовой информации           
сообщают, что у нас идёт успешное освоение новой боевой техники, наши           
авиационные заводы выпускают самолёты (которые, правда, почему-то в основном    
поставляются куда угодно, в Венесуэлу или ещё куда-нибудь, но только не в       
наши Военно-воздушные силы), лётчики успешно летают. Но те отдельные            
происшествия, которые случаются, говорят совершенно о другом.                   
                                                                                
Не так давно, в апреле этого года, командующий силами спецназначения, то есть   
бывший командующий войсками Московского округа ПВО (того, что называлось        
округом ПВО), сделал сенсационное заявление, оказывается, в настоящее время,    
несмотря на все победные реляции, поставка топлива в Военно-воздушные силы      
составляет всего лишь четверть от минимально необходимого. Вы представляете,    
только 25 процентов топлива поставляется в Военно-воздушные силы от             
минимально необходимого для поддержания хотя бы уровня боевой подготовки        
лётчиков! И последние громкие лётные происшествия, к сожалению, подтверждают    
эти горькие слова.                                                              
                                                                                
Я напомню ещё раз о произошедшей в прошлом году катастрофе, вернее, аварии      
самолёта "Су-27", когда лётчик Троянов катапультировался над Литвой. При этом   
выяснилось, что лётчик Троянов за предшествующие восемь месяцев, а это больше   
половины учебного года, налетал всего четырнадцать часов. В советского время    
такого лётчика просто не выпустили бы в воздух. Он не имел права вообще         
летать в сложных метеоусловиях, и его не имели права выпускать в этот полёт.    
Даже то, что этот самолёт "Су-27" упал практически через сорок минут после      
взлёта с аэродрома, говорит о том, что не было полной заправки топлива,         
поскольку "Су-27" может до четырёх часов держаться в воздухе.                   
                                                                                
Ситуация с поставками топлива в Военно-воздушные силы практически срывает       
боевую подготовку. Лётчики наши не летают. Я напоминаю цифры: в индийских ВВС   
сейчас налёт лётчика одного - триста часов в год (триста часов в год!), в       
странах НАТО - не менее двухсот пятидесяти часов в год, наши лётчики            
налётывают максимум по пятьдесят часов в год. О каком боевом мастерстве, о      
какой способности наших лётчиков сражаться в случае какого-то возможного        
обострения ситуации, быть надёжной защитой для нашей страны можно говорить,     
если они летают в пять раз меньше, чем лётчики противостоящих стран?! О чём     
можно говорить?! И при этом, я повторяю, звучат победные реляции, что всё       
прекрасно, всё хорошо.                                                          
                                                                                
Сегодня мы говорим, что в наши войска пошла новая боевая техника, и выдаём      
это за огромное достижение. Какая новая боевая техника?! Бюджетом на этот год   
запланирована поставка в наши части авиационные всего лишь семнадцати           
модернизированных самолётов "Су-27". Это из трёхсот пятидесяти, имеющихся на    
вооружении. А ведь сегодня "Су-27" - это основной самолёт наших                 
Военно-воздушных сил. Так такими темпами мы будем модернизировать наши          
Военно-воздушные силы двадцать лет!                                             
                                                                                
Сейчас нам рассказывают, что вот уже через два года у нас на вооружении         
появится самолёт пятого поколения. О чём вы говорите, уважаемые коллеги?!       
Чтобы иметь самолёт пятого поколения, нужно иметь двигатель пятого поколения,   
для этого нужно иметь радиоэлектронное оборудование пятого поколения. Да, у     
нас есть фюзеляж, поскольку у нас хорошая наука авиационная, действительно мы   
всегда были способны создавать классные самолёты, именно фюзеляжи классных      
самолётов. Мы всегда отставали и по двигателям, и по электронике. Сегодня это   
отставание усилилось многократно, и мы уже практически не в состоянии делать    
авионику электронную на том уровне, как та, которая сегодня ставится на         
перспективные западные самолёты. И поэтому, ещё раз повторяю: вызывает          
серьёзное беспокойство то состояние Вооруженных сил, которое сегодня у нас      
имеется.                                                                        
                                                                                
Я не так давно поднимал вопрос в связи с вот этой катастрофой самолёта          
"Су-25" при перелёте в Санкт-Петербург для участия в обеспечении безопасности   
саммита. И выясняется, что у нас сегодня лётчиков кормят по лётному пайку       
только в дни полётов! А я напоминаю, что это не такой пустяк. Вот тогда         
Владимир Вольфович посмеялся: "А чего же его жена не накормила?" Так вот,       
Владимир Вольфович, в авиации лётный паёк рассчитан именно исходя из того,      
что лётчики несут огромные физические нагрузки, у них перегрузки, и этот        
научно обоснованный и сбалансированный паёк должен это компенсировать, дать     
лётчикам возможность эти лётные задания выполнять. Лет тридцать назад, когда    
шла вьетнамская война, к нам прибыли учиться летать тогда на новом самолёте     
"МиГ-21" вьетнамские лётчики. Они не могли на нём летать, они просто по         
своему физическому состоянию не могли, их в течение полугода откармливали       
нашим лётным пайком и только после этого выпустили в воздух. Ещё в 1929 году    
было принято специальное решение Политбюро о том, чтобы лётный состав питался   
в столовой только для лётного состава, поскольку это необходимо, потому что     
это непосредственным образом влияет на состояние здоровья лётного состава. А    
сегодня выясняется, что, когда лётчики проходят медицинскую комиссию в          
центральном научно-исследовательском авиационном институте, там они теряют      
сознание на центрифуге, потому что они по своему физическому состоянию не       
могут уже летать. И при этом ещё говорят о том, что у нас всё прекрасно, всё    
хорошо.                                                                         
                                                                                
Поймите меня, я не собираюсь тут поливать грязью наши Вооружённые Силы, но у    
меня вызывает серьёзное беспокойство состояние наших Вооружённых Сил. Я         
служил в авиации и знаю, что это такое, и когда я встречаюсь сегодня с теми     
людьми, кто служит, и они говорят обо всех тех ужасных вещах, что сегодня       
происходят в наших Военно-воздушных силах, в Вооружённых Силах в целом, то      
это, конечно, вызывает у меня серьёзную обеспокоенность состоянием наших        
Вооружённых Сил, их способностью обеспечить выполнение поставленных перед       
ними задач, в том числе и по Договору о коллективной безопасности.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ещё есть желающие выступить? Я тогда предлагаю выступить по одному              
представителю от депутатских объединений.                                       
                                                                                
От фракции КПРФ - Локоть Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста.                       
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Юрий Николаевич! Я хотел бы продолжить тему        
состояния Вооружённых Сил нашей страны, и прежде всего состояния                
противовоздушной обороны. Здесь перед нами выступал министр обороны, и я ему    
этот вопрос задавал.                                                            
                                                                                
Юрий Николаевич, уважаемый, та концепция построения ПВО, которая принята в      
нашей стране, - она ущербна для обороноспособности нашей страны. Мы тогда, в    
ельцинский период, не от хорошей жизни, конечно, а от финансового голода, что   
называется, перешли к объектовой ПВО и фактически разрушили стройную систему    
противовоздушной обороны.                                                       
                                                                                
То, что говорил депутат Алкснис, совершенно верно. У нас не существует больше   
над страной единого радиолокационного поля. Мы не можем контролировать          
объекты, пролетающие над территорией Российской Федерации, у нас есть дыры, и   
колоссальные дыры, особенно в северном направлении. И ничего в этом             
направлении, как я полагаю, не делается.                                        
                                                                                
Более того, Юрий Николаевич, пользуясь случаем, я высказываю озабоченность      
разработчиков средств противовоздушной обороны. Та комиссия, которая была       
создана по вашему приказу при Генштабе, которая рассматривала концепцию         
развития и предложения по построению противовоздушной обороны, приняла          
решение о прекращении ряда перспективных, важнейших тем, и это нас очень        
беспокоит. Речь идёт не о существовании государственного заказа для             
предприятий, а о безопасности страны.                                           
                                                                                
Второе. Тема развития отношений с НАТО. Нас очень тревожит этот вопрос. НАТО    
в целом ведёт себя весьма бесцеремонно на территории стран СНГ, на территории   
бывшего Советского Союза. Мы знаем, что НАТО уже окружила нас базами по         
периметру Российской Федерации и не собирается оттуда уходить. НАТО дошла       
того, что на территории суверенной страны - Российской Федерации, нашей с       
вами Родины, - проводит пропагандистские акции от Дальнего Востока до запада,   
заходя при этом в высшие учебные заведения и привлекая молодёжь, и это нас      
крайне тревожит.                                                                
                                                                                
Общественность возмущена. Вы знаете, что эта акция, которая проходила на        
территории Российской Федерации, вызвала широкое возмущение общественности. И   
вот я высказываю искреннее сожаление, что в основном в этом протесте            
участвовали только левые силы, только КПРФ. А ведь президент, выступая весной   
со своим посланием, говорил об этом товарище волке, который нас с вами кушает   
и нас с вами не слушает. Президент высказывал озабоченность.                    
                                                                                
А мы после этого проводим переговоры в мае и приходим к соглашению о            
проведении вот этих новых учений, "Торгау", в центре России, в Нижегородской    
области, вблизи наших ядерных центров. Ясно, что туда приезжают не только те,   
кто участвует в этих учениях, приезжают с разведывательными целями и будут      
вести на законных основаниях почти легальную разведку на территории             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Я считаю, учитывая ваши высказывания, Юрий Николаевич, что нам следует, Борис   
Вячеславович, завтра рассмотреть и принять политическое решение о том, чтобы    
приостановить все наши контакты с Соединёнными Штатами, и прежде всего с        
агрессивным блоком НАТО.                                                        
                                                                                
Варшавского Договора нет, Советского Союза нет. Мы знаем, в каком состоянии     
наши Вооружённые Силы, а НАТО как не свёртывала, так и не свёртывает свою       
деятельность, более того, она активизируется, движется дальше на Восток.        
Поэтому, Борис Вячеславович, мы предлагаем принять (я вношу это предложение     
от фракции) политическое решение с учётом заявления начальника Генерального     
штаба о том, чтобы прекратить, приостановить эти контакты с НАТО.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Швец. Пожалуйста, Любовь Никитична.                                
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Я хочу сказать, что сегодня здесь было высказано очень много претензий и        
вопросов в адрес руководства Генерального штаба. И вообще, это касается и       
правительства. Но мы не должны забывать одного: степень нашей боеспособности,   
степень безопасности России, степень её вооружённости решается в этом зале,     
когда рассматривается бюджет, когда мы выделяем жалкие деньги на нашу           
обороноспособность. Поэтому первые виновники того, что мы сегодня не всё        
видим, не всё знаем и не всё можем, - депутаты Государственной Думы.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста, ваше         
выступление.                                                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, мы поддерживаем ратификацию протокола о    
порядке формирования (это я сразу хочу сказать от фракции), однако у нас, как   
и у других коллег, много вопросов.                                              
                                                                                
Вот фраза Юрия Николаевича Балуевского меня насторожила, когда он сказал:       
давайте прямо скажем, что до 2015-2016 годов у нас не будет финансовой          
возможности делать там то-то и то-то. Почему нет? Юрий Николаевич, это не та    
ситуация, какая была десять лет назад, - ситуация пустого бюджета, когда у      
нас был дефицит бюджета и мы жили на эмвээфовские транши, и, естественно,       
были условия, которые нам ставил МВФ. У нас сейчас колоссальные, огромные       
ресурсы финансовые. Все ссылки военных и других на то, что нет денег и у нас    
финансовые ограничения, давайте оставим за дверьми здесь. Эти разговоры         
закончились, при Черномырдине они закончились. Огромные ресурсы государства!    
И если не выделяется на модернизацию ядерных сил денег, значит, это             
политическое решение. Давайте так и скажем, что это политическое решение.       
Делают шесть - восемь "Тополей..." в год - это преступление просто, это         
вообще удивление вызывает. Что нам стоит сейчас строить и сорок, и пятьдесят,   
и сколько надо!.. И не только "Тополей...", давайте примем предложение ряда     
крупных научных организаций строить тяжёлые ракеты. Почему мы не можем делать   
тяжёлые ракеты? Почему "Тополя..."? "Тополя...", "Тополя..." - пятнадцать лет   
одно и тоже! А тяжёлые ракеты? Почему мы не можем перейти к модернизации? Это   
касается ядерной ситуации, и она у нас печальная. У нас что останется? У нас    
к 2010 году останется сто блоков и четыре-пять подводных лодок на ходу,         
которые будут полностью окружены американцами, и американцы будут их            
контролировать. И что дальше? И "Ту-160", которые бы по здравому смыслу надо    
рассредоточить, не держать в одном месте, в Энгельсе, рассредоточить и          
перебрасывать мобильно, если мы действительно хотим держать армию в состоянии   
подготовки к реальным боевым действиям, а не просто подставить их всех... Их    
уничтожат сразу первыми ударами, как уже было 22 июня. Неужели мы этого не      
можем понять?!                                                                  
                                                                                
Теперь второй момент, очень серьёзный, то, чего не понимают коммунисты и        
никогда не поймут, видимо: мы живём в другом обществе. Швец говорит про         
депутатов, которые должны выделять больше. Я с вами согласен, и я бы выделял    
больше, но можно выделять и в десять раз больше, а эффективность будет та же,   
и нам будут рассказывать, что на это не хватает денег, то не получается, это    
не идёт. Так работает бюрократическая система. На чём работает, так сказать,    
система в Америке? На огромных лоббистских силах. И прежде всего потому, что    
ВПК в частных руках. Пока мы не отдадим военно-промышленный комплекс в          
частные руки, ничего здесь не будет, мы так и будем слушать вот эти все         
разговоры о том, что это не получается. Нет сил, сил, имеющих деньги, реально   
заинтересованных.                                                               
                                                                                
Вы знаете, как в течение десяти лет и сейчас бегают по нашей Думе нефтяники     
или, скажем, газовики. Почему? Частный бизнес. У них колоссальные               
возможности! Мы помним, как одна компания нефтяная до 2003 года всё решала в    
Думе, всё решала. Почему? Частная, понимаете? Частная! И если бы были частные   
военно-промышленные компании, то, я вас уверяю, увеличился бы бюджет, была бы   
новая техника, нас бы убеждали, что нужны новые вертолёты, что старые           
самолёты надо менять каждые три года, лётчики бы имели... Понимаете, нельзя     
по-советски мыслить. Не будет возвращения к советской системе, к товарищу       
Сталину, который, по сути дела, выделял любые деньги, любые решения мог         
принимать. Сейчас такой системы нет, а значит, нет заказчика. Значит,           
заказчиками должны стать частные военно-промышленные компании.                  
                                                                                
Ельцин этого не сделал, к сожалению. У него и сил не хватило, и было давление   
извне, американцы давили, они тогда влияли сильно на нас внутри страны. Мы не   
дали ни военных заказов военной промышленности тогда, ни возможности            
продавать на рынок и не давали их приватизировать. Мы их просто уничтожали      
эти десять лет.                                                                 
                                                                                
Моё предложение стратегическое: нужно указами президента отдать                 
приватизацию... конечно, не всем, чтобы туда не зашли те, кто хочет развалить   
эти предприятия. Это должно проходить под контролем спецслужб, под контролем    
ФСБ. Ну, если Шипунов станет владельцем своего предприятия, я не против. Я      
тогда буду знать, с кого спросить за перспективы, за десять - пятнадцать лет.   
И тогда у него будут деньги, чтобы лоббировать, и тогда у него будут деньги,    
чтобы выходить на западные рынки и устанавливать новые отношения с армией, и    
только так, и по-другому нельзя в условиях новой экономики.                     
                                                                                
Ну что мы сделали? Мы дали, скажем, энергетикам развиваться, и они неплохо      
развиваются, несмотря на все минусы. И всё время говорим: ТЭК, ТЭК. Где         
деньги? В ТЭКе. Где деньги? В ТЭКе. А почему не в ВПК? Под ними колоссальные    
земли, колоссальные возможности у предприятия. Вот дайте "МиГу"                 
приватизироваться - сколько там будет возможностей и средств! Но на это         
должно быть решение президента, президент должен это сделать указом. Никаких    
открытых форм, никаких американцев, никаких иностранных компаний, отдать в      
руки тех людей, которые тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят лет работают в   
этой отрасли, и мы их знаем. Им отдать в руки это всё, принять это              
политическое решение, наконец-то взять ручку и расписать это всё. И тогда,      
вот увидите, товарищ Швец, как будет развиваться наша военная промышленность.   
Вы увидите, что, оказывается, все заинтересованы, что всё надо, что нужны       
тяжёлые ракеты. А так - это разговоры впустую. Потому что главный заказчик -    
президент и премьер, а у них тысяча других дел, тысяча других, так сказать,     
влияний, тысяча других интересов, потому что огромная страна. Они не могут,     
как Сталин, сказать: выдаю полбюджета, чтобы завтра мне сделали новые ракеты.   
Не получается это сейчас, это другая страна, другой мир, открытые границы и     
так далее. Поэтому нужен совершенно другой подход, принципиальный подход,       
иначе армия будет сжиматься, как шагреневая кожа, а мы будем выслушивать        
здесь объяснения, почему уже меньше радиолокаторов, почему это не получается,   
почему лётчики падают. Надо докопаться до причин. Раз живём в рыночной          
экономике, надо отдать это в частные руки, но под контролем государства, под    
контролем ФСБ, под контролем правоохранительных органов. Но кто-то должен       
взять на себя это политическое решение, потому что по-другому нельзя.           
Конечно, контролировать, чтобы предприятия не потеряли профильность, чтобы      
земли использовались по назначению, ну и так далее. Но, я думаю, те люди,       
которые работают в этой сфере, поймут, какой сделали ход в их пользу. Они       
поймут, они будут это ценить. Они будут понимать, что надо развивать эту        
сферу, и тогда через десять лет всё расцветёт, это точно совершенно. И будет    
борьба за проекты, борьба за новые самолёты, за новые ракеты, за новые          
возможности, за то, чтобы армия участвовала в зарубежных операциях. А сейчас    
это бюрократическая тема. Ничего никому не надо, копейки делят между собой,     
так сказать, вовлечённые товарищи. Все директора военных предприятий знаете     
чем занимаются? Борются за свои кресла. 80 процентов времени отбивают атаки,    
так сказать, комиссии отца Денисия, прокуратуры, депутатские запросы...         
Борются со всем этим, работой заниматься нельзя. И по-другому не бывает в       
государстве, когда чиновники делят пять копеек. Если чиновники делят пять       
копеек, значит, всегда будет такая ситуация, всегда некогда будет этим          
заниматься.                                                                     
                                                                                
Возьмите сейчас, например, мясищевский завод тот самый. Хотят назначить         
главным конструктом авиационного предприятия человека, который делал            
холодильные установки. За всю историю никогда не было, чтобы главным            
авиаконструктором был человек, который никогда не видел авиационных чертежей.   
Это что такое?! И что делать в условиях государства, когда сверху сказали -     
пришёл новый, он говорит: всё, теперь предприятие моё, меня назначили, всё      
это моё, так сказать, отойдите все в сторону! Это плохо, так не должно быть.    
И предприятия должны быть отданы в руки частные, но не просто в частные руки    
людей - мастеров по холодильным установкам, а тех людей, кто работал, кто       
создавал это, кто сорок - пятьдесят лет работал, но под контролем президента,   
ещё раз подчёркиваю, под контролем ФСБ, безусловно, потому что это особая       
вещь, это не просто швейная фабрика.                                            
                                                                                
Поэтому ещё раз к вам обращаюсь по этому поводу: об этом надо серьёзно          
подумать и сказать вслух, хватит уже, так сказать, говорить, мы за пятнадцать   
лет всё додумали. И, товарищ Швец, государственное не значит лучшее.            
Государственное, ещё раз подчеркиваю, не значит лучшее. Поверьте, уже сколько   
раз мы в этом убеждались, начиная от ресторанов и кончая самолётами.            
Государство должно выполнять свою задачу: регулирование, балансирование,        
создание условий, так сказать, - вот этим должно заниматься государство. А      
бизнесом - не дай бог! Управлением ГУПами - не дай бог! Управлением МУПами -    
не дай бог! Не должно этого происходить. И поэтому ещё раз присоединяюсь к      
опасениям многих наших товарищей в связи с состоянием, пополнением              
Вооружённых Сил, состоянием ракетно-ядерных... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гончар Николай Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу напомнить               
присутствующим, в течение сорока минут рассказывавшим, кто что знает про        
проблемы армии, что вопрос называется "О ратификации Протокола о порядке        
формирования и функционирования сил и средств системы коллективной              
безопасности государств - участников Договора...". На тему армии, особенно      
если хочется выступить, можно сказать ну всё что угодно: про количество         
керосина, про приватизацию ВПК. Данный документ, который мы сейчас должны       
обсуждать, первое, к этому отношения не имеет; второе, имеет исключительное     
значение по существу. И то, что определены конкретные направления, конкретные   
регионы, исключительно важно, и, вне всякого сомнения, этот законопроект        
заслуживает как грамотного обсуждения, так и принятия. Поэтому от имени         
фракции предлагаю полемику бессмысленную прекратить, документ поставить на      
голосование и принять.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич.                              
                                                                                
Но у нас выступили представители всех депутатских объединений, поэтому я уж     
предложу тогда фракции "Родина" также выступить, но я видел две руки:           
Варенникова Валентина Ивановича и Савельева Юрия Петровича. Я думаю, уступим    
Варенникову Валентину Ивановичу, да?                                            
                                                                                
Пожалуйста, Варенников Валентин Иванович.                                       
                                                                                
ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".              
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы, конечно, несколько         
отклонились от темы, которая должна быть рассмотрена, но вполне понятна         
тревога, которая высказана депутатами. Депутаты говорят о тех тяжёлых           
моментах, на которые обязаны Министерство обороны и Генеральный штаб обратить   
внимание.                                                                       
                                                                                
В то же время я хочу обратить внимание, дорогие коллеги, на то, что произошло   
за последние годы. Мы не должны забывать, что произошло с 90-го по 99-й год.    
Ведь вообще был мрак у нас в Вооружённых Силах. И то, что сейчас Вооружённые    
Силы поднимаются медленно, но всё-таки уверенно, - это же очень важный          
фактор. Поэтому мне кажется, что Генеральный штаб, Государственная Дума,        
правительство должны быть едины в своих позициях в отношении обороны страны,    
и всё, что требуется для обороны страны, обязательно надо выделять, тем более   
что мы такие возможности имеем.                                                 
                                                                                
Я целиком и полностью поддерживаю мысль о том, что военно-промышленный          
комплекс, Борис Вячеславович, конечно, надо вернуть в лоно, так сказать,        
государственного подчинения.                                                    
                                                                                
Не может быть такого, чтобы в военно-промышленном комплексе командовали         
частные лица и они определяли бы погоду. Мало того, я полагаю, что не следует   
нам упрекать Генеральный штаб, Министерство обороны в том, что мы продаём       
различным странам в том числе в мирных целях наше вооружение, в частности       
авиацию, самолёты. Наоборот, мы должны это поощрять, но потенциал, которым      
сейчас располагает наш военно-промышленный комплекс, не даёт возможности        
решить полностью задачи, которые на него могут быть возложены.                  
                                                                                
В связи с этим у меня есть просьба поручить нашему Комитету по обороне,         
товарищу Заварзину, вместе с Генеральным штабом ещё раз пересмотреть позиции,   
о которых сейчас говорили наши депутаты, и вновь сформулировать возможные       
предложения для утверждения в бюджете, который мы будем рассматривать в         
ближайшее время. Всё.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Иванович.                               
                                                                                
С заключительным словом предлагаю выступить Юрию Николаевичу Балуевскому.       
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Спасибо, уважаемый Председатель Государственной Думы! Я не     
хочу отвечать на каждый вопрос, который здесь прозвучал, не потому, что не      
знаю, а потому, что некоторые вопросы, ну, по большому счёту, скажу очень       
аккуратно, не соответствуют действительности. Ну, один из примеров. Когда       
уважаемый Алексей Валентинович говорит, что у нас будет сто блоков к 2010       
году - это неправда, будут тысячи блоков.                                       
                                                                                
А теперь что я предлагаю? Действительно, мыслить по-старому нельзя. И,          
уважаемые депутаты, вот только вчера я вернулся с учений, которые мы            
проводили более недели в Сибирском регионе. Вот это было действительно новое    
мышление - новое мышление в формах организации и ведения военных действий и     
новое мышление в структурах Вооружённых Сил, от соединения до объединения.      
Поэтому я бы предложил: если Государственная Дума хочет, - а я полагаю, здесь   
прозвучало именно желание до конца разобраться - Министерство обороны и         
Генеральный штаб готовы (подчёркиваю, готовы), теперь уже на осенней сессии     
наверное, дать ответы на все вопросы, включая вопросы оснащения Вооружённых     
Сил новыми системами вооружений, подходов к строительству Вооружённых Сил и     
их развития на ближайшую, средне- и долгосрочную перспективу.                   
                                                                                
Единственное я могу сказать - что 2 июня на заседании Военно-промышленной       
комиссии была одобрена государственная программа развития вооружений на         
период до 2015 года. Это сбалансированная программа. Конечно, если будет        
больше денег, эта программа изменится в сторону увеличения количества           
образцов вооружений, которые мы планируем закупать. А в целом эта программа     
обеспечивает (подчёркиваю: обеспечивает) развитие Вооружённых Сил на            
ближайшую и обозримую перспективу в соответствии с теми рисками и угрозами,     
которые имеют место быть сегодня.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы всесторонне рассмотрели данный вопрос, и я предлагаю      
вынести его на "час голосования". Нет возражений.                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2907 по 2925 из 9786
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о   
порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной      
безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от    
15 мая 1992 года". Кто за? Прошу голосовать.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.