Заседание № 97

12.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 31241-3 "Об издании учебной литературы и обеспечении ее доступности" (внесен депутатами Государственной Думы И. И. Мельниковым, О. Н. Смолиным, А. В. Скочем, В. Д. Гребенюком, Т. В. Плетнёвой, членом Совета Федерации В. В. Сударенковым и В. А. Мироновым в период исполнения полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2889 по 3551 из 5995
Приступаем к рассмотрению пункта 20, здесь два альтернативных законопроекта.    
По первому из них слово предоставляется Олегу Николаевичу Смолину.              
Законопроект называется "Об издании учебной литературы и обеспечении ее         
доступности".                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич.                                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Вашему вниманию   
представляется для принятия в первом чтении проект федерального закона "Об      
издании учебной литературы и обеспечении ее доступности". Законопроект был      
внесен почти пять лет назад двумя членами Совета Федерации и группой            
депутатов Государственной Думы третьего созыва. Конечно, сейчас мы его          
написали бы отчасти по-другому, но мы полагаем, что все огрехи закона вполне    
можно поправить ко второму чтению. К сожалению, второе чтение, видимо, не       
состоится, потому что позиция правительства и профильного комитета              
негативная, закон, что называется, обречен, но, как известно, даже              
обреченному дают последнее слово. Вот по поводу этого закона и в связи с этим   
законом я хочу сказать о ситуации с учебным книгоизданием в современной         
России.                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу вам напомнить, что в Российской Федерации               
обеспеченность учебниками на данное время составляет 80 процентов, то есть      
каждый пятый ребенок школьного возраста учебниками не обеспечен. В некоторых    
регионах обеспеченность учебной литературой составляет 50 процентов, то есть    
каждый второй ребенок учебниками не обеспечен. Более половины учебников,        
которыми сейчас пользуются школьники, переслужили положенный срок - четыре      
года. Четверть учебников морально устарели. Для сравнения могу вам сказать,     
что в тех индустриально развитых странах, на опыт которых мы любим              
ориентироваться, обычно бесплатные учебники входят в понятие бесплатного        
образования. Ну, например, самая западная, самая капиталистическая из всех      
стран - Соединённые Штаты Америки: 90 процентов детей учатся в                  
государственных или муниципальных бесплатных школах с бесплатными учебниками    
при заработной плате какого-нибудь американского сельхозрабочего в одну         
тысячу долларов (при этом минимальная заработная плата в Российской Федерации   
- примерно 25 долларов). Но там никому в голову не приходит насильно собирать   
деньги с родителей, как это имеет место в большинстве российских школ.          
                                                                                
Если говорить о ситуации с учебным книгоизданием, которую мы пытались в         
какой-то мере отрегулировать нашим федеральным законом, то эту ситуацию можно   
описать так: это уравнение, в котором половина величин неизвестна, а вторая     
половина отрицательная.                                                         
                                                                                
Давайте я расскажу о некоторых проблемах. Позиция первая - бюджет. Мы           
прекрасно знаем, что федеральный бюджет по 122-му закону и сопутствующим        
изменениям снял с себя ответственность за учебное книгоиздание и переложил      
его на бюджеты регионов Российской Федерации или местного самоуправления. Я     
хотел бы заметить, что, во-первых, это, с нашей точки зрения,                   
противоестественно, поскольку наиболее богатым является именно федеральный      
бюджет, и вряд ли нужно здесь напоминать, что профицит федерального бюджета     
прошлого года - 685 миллиардов рублей.                                          
                                                                                
Во-вторых, Российская Федерация оказывается в сложном положении, ей трудно      
задавать федеральные стандарты, а это предполагается сделать: до 70-75          
процентов всего содержания образования предполагается формировать на            
федеральном уровне, в то время как Федерация за это не платит. Ведь у нас не    
случайно говорят: "Кто платит, тот и заказывает музыку". В данном случае        
Федерация пытается "заказывать музыку" (содержание образования), но платить     
за нее вовсе не хочет.                                                          
                                                                                
Ну и в-третьих, уважаемые коллеги, у меня на руках находятся данные по          
семидесяти восьми регионам Российской Федерации, как финансируется издание      
учебной литературы. Эти данные говорят о том, что в этом отношении существует   
колоссальное неравенство: например, если Московская область 30 миллионов        
рублей за первый квартал текущего года выделила на эти цели, то Белгородская    
область - ноль, Брянская область - 3 миллиона, Владимирская область - 5         
миллионов, Воронежская область - нет бюджета, Калужская область - 2 миллиона    
и так далее. Я не буду перечислять вам все семьдесят восемь ситуаций по всем    
семидесяти восьми регионам, вы при желании эту информацию сможете получить.     
Это позиция номер один.                                                         
                                                                                
Позиция номер два: проблема издания учебной литературы усугубляется тем, что    
в Российской Федерации резко сокращены налоговые льготы для издателей учебной   
литературы. Если во всем мире принято снижать ставки для таких издателей, то    
в России, во-первых, отменена льгота по налогу на прибыль для издателей, а      
во-вторых, снижена льгота по налогу на добавленную стоимость, точнее,           
уменьшена льгота по налогу на добавленную стоимость: было ноль - стало 10       
процентов. Мало того, в прошлой Думе был провален закон, который                
распространял налоговые льготы на учебную литературу на магнитных носителях.    
Ну и наконец, мы постоянно слышим предложения по отмене всех оставшихся         
льгот, что, безусловно, приведет к повышению цен на учебники.                   
                                                                                
Позиция номер три: проблема учебников связана с проблемой стандарта. До сих     
пор закон о государственном образовательном стандарте не принят. Я знаю, что    
часть образовательной общественности судится по поводу приказа министерства     
образования от 5 марта прошлого года, которым был введен этот самый             
образовательный стандарт. В настоящее время Министерство образования и науки    
предлагает отменить вообще минимальное содержание образования в Российской      
Федерации. Ясно, что это приведет либо к расползанию образовательного           
пространства, либо, если вместо образовательных стандартов будут регулировать   
процесс на основе единой программы, как было в советский период, к резкому      
ограничению вариативности.                                                      
                                                                                
Позиция номер четыре: правила игры. Вы знаете, мне приходилось немало           
встречаться с различного рода издателями, в том числе в рамках собраний         
книжного союза: постоянно требуют даже не денег бюджетных, требуют одного -     
стабильных правил. Между тем правила выпуска учебной литературы меняются        
достаточно регулярно. Вот отрегулировать эти правила мы хотели бы нашим         
законом об издании учебной литературы.                                          
                                                                                
Далее позиция номер пять: очень важная позиция, связанная с содержанием         
школьного учебника, это собственно его содержание. Да, общие требования         
понятны - это научность, это интерес и это патриотические ценности. Но между    
тем сейчас очень много жалоб на содержание школьных учебников, в том числе на   
то, что существует некоторый субъективизм в отборе этих школьных учебников.     
Например, когда областные (региональные) органы власти к нам обращались с       
просьбой высказаться по поводу недопустимости преподавания новейшей истории     
по учебникам Кредера, мы это делали, но не особенно результативно. Когда же,    
скажем, в учебнике Далуцкого прошло в качестве вопроса: "Согласны ли вы с       
Григорием Явлинским в том, что Российское государство движется в направлении    
к полицейскому типу государства?", - то этот учебник был немедленно исключен    
из перечня. Хотя, на мой взгляд, учить детей размышлять, в том числе давать     
возможность высказывать старшеклассникам разные точки зрения, - это             
нормальная ситуация.                                                            
                                                                                
Позиция номер шесть: форма. Уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, что как   
раз форма многих российских учебников оставляет желать много лучшего. Многие    
из них, будучи хорошими по содержанию, написаны крайне тяжелым языком. До сих   
пор вспоминаю историю, когда в стандарт старшей школы предложили записать       
понятие релевантной информации в математике и на мои вопросы к математикам,     
ректорам, заместителям министра и так далее, и так далее никто из них не смог   
сказать, что же это такое на самом деле. Хотя, повторяю, в школьный стандарт    
было записано. Совершенно понятно, что чрезмерно усложненная форма учебного     
издания затрудняет ребенку освоение материала и превращает его в ребенка        
отстающего или с задержкой психического развития.                               
                                                                                
И наконец, уважаемые коллеги, что касается ряда других проблем, связанных с     
изданием учебной литературы, то принят закон "Об авторском праве", о чем в      
свое время мы неоднократно говорили.                                            
                                                                                
Что касается нашего законопроекта, то хотел бы напомнить, что он представляет   
собой попытку по возможности регулировать практически все из перечисленных      
мною проблем. Ну, например, этот законопроект предусматривает участие           
федерального бюджета в финансировании выпуска учебников. Мы предполагали, что   
за счет федерального бюджета должно осуществляться приобретение по заявкам      
субъектов Российской Федерации для 70 процентов обучающихся в государственных   
и муниципальных школах учебников и учебных пособий из числа тех, которые        
включены в федеральный комплект, а также их доставка на территорию              
соответствующего субъекта Российской Федерации. Приобретение учебников для      
остальных 30 процентов, как мы предполагали, должны профинансировать сами       
субъекты Российской Федерации за счет внебюджетных источников. Почему 70        
процентов? Ситуация очень простая. Вы знаете, что к представителям низшего      
класса в Российской Федерации относится как раз, по европейским меркам, не      
менее 70 или 75 процентов населения.                                            
                                                                                
Далее. Мы предусматривали приобретение учебников и учебных пособий для всех     
обучающихся в государственных и муниципальных специальных (коррекционных)       
школах. Эта проблема очень острая, с ней постоянно к нам обращаются, в том      
числе ко мне лично, поскольку эти учебные издания, как и издания на языках      
коренных малочисленных народов Севера, издаются явно в недостаточном            
количестве.                                                                     
                                                                                
И наконец, приобретение учебников и учебных пособий для обучающихся в           
подведомственных образовательных учреждениях. Эта позиция закона в данный       
момент реализована, ее можно было бы и снять, поскольку она, повторяю, уже      
зафиксирована в действующем законодательстве.                                   
                                                                                
И наконец, приобретение учебников и учебных пособий для педагогических          
работников Российской Федерации, многие из которых при существующем уровне      
заработной платы испытывают по этому поводу большие проблемы.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, меня огорчает позиция Правительства Российской Федерации     
по этому законопроекту. Например, в заключении правительства написано, что мы   
не можем выделять средства из федерального бюджета, когда не финансируются      
многие федеральные законы. Правда, заключение уже тоже достаточно старое. И     
мы полагаем, повторяю, что если бы чуть более 1 процента средств федерального   
бюджета было истрачено на учебники для детей, то ничего плохого в этом не       
было бы.                                                                        
                                                                                
Меня огорчает позиция профильного Комитета по образованию и науке, который      
главным образом ссылается на 122-й закон и сопутствующие законодательные        
акты. Я полагаю, что 122-й закон - это не "священная корова", мы на нем уже     
изрядно обожглись, и чем быстрее мы его поправим, в том числе в этой части,     
тем будет лучше.                                                                
                                                                                
Короче говоря, уважаемые коллеги, мы полагаем, что без обеспечения доступными   
учебниками невозможно реализовать конституционную норму статьи 43 о             
бесплатном для гражданина школьном образовании. Поэтому, несмотря на все        
заключения, мы просим поддержать этот законопроект.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы сначала заслушаем, я думаю, доклад по второму,            
альтернативному проекту федерального закона, потом послушаем содоклад, а        
потом уже вопросы и ответы.                                                     
                                                                                
Игорь Владимирович Лебедев подал письмо, что его интересы будет представлять    
Свиридов Валентин Валентинович.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Валентин Валентинович.                                              
                                                                                
СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Образование - задача           
стратегическая, являющаяся неотъемлемой составной частью системы национальной   
безопасности страны. Будущее любой страны основывается на уровне и качестве     
образования граждан. Конституция Российской Федерации гарантирует               
общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных   
или муниципальных образовательных учреждениях. Бесплатный учебник - одна из     
главных составляющих данного права. На государстве лежит ответственность за     
то, чему и как учат наших детей.                                                
                                                                                
В результате неопределенности понятия "федеральный учебник" нарушается единое   
образовательное пространство. При росте количества названий учебных изданий с   
91-го по 99-й год в пять раз тиражи упали в два раза. Обеспечение школьников    
учебниками находится на недопустимо низком уровне. Сейчас уже можно говорить    
о неравенстве доступа к учебной литературе. При значительном расслоении         
российских граждан по имущественному положению получить качественное            
образование, а следовательно, реализовать свое конституционное право на         
образование для многих становится всё сложнее и сложнее, в том числе из-за      
отсутствия законодательно закрепленного механизма обеспечения доступности       
учебной литературы для обучающихся. При крайне низких доходах подавляющей       
части населения страны положение с обеспечением учебной литературой создает     
явную угрозу системе общего образования в России. Сегодня в отдельных           
регионах каждый второй школьник не имеет необходимого комплекта учебников.      
                                                                                
Реальная возможность переломить кризисную ситуацию - это государственное        
финансирование и контроль за разработкой, изданием и доставкой учебников        
федерального комплекта для общеобразовательных учреждений. Важно принять        
более четкое определение понятий "федеральный учебник" и "федеральный           
комплект учебников". Необходимы единый государственный заказ, обеспеченный      
финансированием - 1 миллиард 856 миллионов рублей, строгая отчетность по всем   
затратам.                                                                       
                                                                                
Реализация этого закона даст возможность повысить качество образования,         
снизить стоимость учебной литературы за счет значительного увеличения           
тиражей, а также устранить многочисленных посредников между издательством и     
учащимися. И для сведения депутатов добавлю, что этот законопроект, так же      
как и предыдущий, пять лет пробивал себе дорогу к этой трибуне.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по образованию и науке Николая Ивановича         
Булаева.                                                                        
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и       
науке, фракция "Единая Россия".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Обсуждаемые проблемы, на мой   
взгляд, действительно актуальны, и действительно законопроекты, которые мы      
сегодня рассматриваем, пять лет пробивали себе дорогу и на эту трибуну, и на    
заседания комитета, в течение пяти лет на заседании профильного комитета эти    
законопроекты ни разу не были представлены и ни разу не были рассмотрены. У     
меня вызывает глубокое сожаление, что члены комитета, выступившие сегодня, не   
инициировали рассмотрение этих законопроектов, которые они считают очень        
важными для страны и очень важными для каждого учащегося. Я считаю, что         
профильный комитет совершенно правильно рассматривает в течение года уже эти    
законопроекты. Мы пришли к пониманию и решению, что сегодня отлежавшие пять     
лет в комитете без движения законопроекты не отвечают духу времени, не решают   
те проблемы, которые вообще нужно было бы решить, приняв эти законопроекты.     
                                                                                
Действительно, сегодня наиболее актуальными и важными являются несколько        
проблем: проблема качества учебника, проблема доступности учебника. Что         
касается качества учебника, то очень многие говорят, что качество учебника      
определяется, как правило, тем количеством, которое есть. Большое количество,   
но, к сожалению, качество не всегда выше. Так вот, по первому законопроекту,    
о котором докладывал Олег Николаевич, предполагается, что при проведении        
конкурса по тому или иному учебнику учебников должно быть не менее трех. Не     
менее трех - сколько тогда? Мы сегодня говорим, что это множество учебников,    
которые есть по одному предмету, не дает возможности ни учителю, ни ученику     
определить, какой же учебник для них является приемлемым, потому что учитель    
лишен возможности приобрести все эти учебники, учитель лишен возможности        
иметь грамотные экспертные оценки по этим учебникам. Я считаю, что первый       
законопроект и раньше, пять лет назад, и сегодня не решает тех проблем,         
которые заявлялись. Он дает большую вольницу книгоиздательским предприятиям,    
полиграфическим предприятиям, издателям. Да, он сохраняет эту вольницу, и он    
предполагает, что она и дальше будет в нашей стране.                            
                                                                                
Второй законопроект. Подпись с этого законопроекта я отозвал. Я был автором,    
членом рабочей группы по второму законопроекту. Он достаточно радикален. Я      
понимаю, что он очень радикален, в нем жестко ставился вопрос: федеральный      
учебник - это один учебник, победивший в федеральном конкурсе. И тогда мы       
имеем легкое и понятное определение того, что такое федеральный комплект, это   
ясно понимается - один учебник по одному предмету, все остальные учебники,      
участвовавшие в конкурсе, в отношении которых есть понимание, что они могут     
быть допущены в школу, даются с грифом "рекомендовано", как это сейчас и        
практикуется.                                                                   
                                                                                
К сожалению, наши предложения ранее работавшему профильному комитету найти      
золотую середину, прийти к созданию общей рабочей группы по доработке этих      
законопроектов не нашли понимания. Сегодня в комитете работает рабочая          
группа, она работает уже более полугода. Она работает вместе с                  
книгоиздателями, она работает вместе с Министерством образования и науки. И я   
надеюсь, что мы найдем решение тех проблем, о которых говорим, мы найдем        
решение проблемы качественного учебника, мы найдем решение проблемы             
доступного учебника. И я надеюсь, что все-таки мы найдем понимание того, что    
федеральный уровень, федеральный центр, определяя, что есть федеральный         
стандарт, возьмет на себя часть обязательств по финансированию этого            
федерального учебника. И я уверен, что мы близки к пониманию этой проблемы.     
                                                                                
Что касается сегодняшнего обсуждения, оно важно для нас, оно важно для школы,   
чтобы школа тоже понимала, в каком же состоянии находится сегодня эта           
проблема.                                                                       
                                                                                
У нас был федеральный экспертный совет. Сегодня новое министерство,             
Министерство образования и науки, в результате реорганизации обрело новый       
совет - Федеральный совет по учебникам. Мы не знаем, хуже это или лучше. Могу   
сказать одно: в федеральном экспертном совете и Дума, и Совет Федерации были    
представлены своими, ну, извините за тавтологию, представителями, в новом       
совете нас нет. Я думаю, что это техническая ошибка, надеюсь, что мы ее         
решим.                                                                          
                                                                                
Что касается, еще раз говорю, сегодняшней проблемы, то она необыкновенно        
актуальна, может быть, она является сегодня самой главной проблемой для         
школы. Проблемой качественного учебника сегодня обеспокоены все: и родители,    
и учителя, и дети. И я еще раз хотел бы подчеркнуть, что рабочая группа         
комитета работает. Ее возглавляет Сергей Борисович Суровов, который не          
новичок в этой отрасли, он был министром образования Саратовской области. И я   
думаю, что эта рабочая группа предложит в ближайшее время на рассмотрение       
Государственной Думы новый законопроект по этой проблеме.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Присаживайтесь.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам и содокладчику? Пока две       
руки только вижу.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. Потом Ближина Любовь Фёдоровна.         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
У меня к председателю комитета вопрос. Уважаемый Николай Иванович, все-таки     
ваша позиция в чем заключается? И тот и другой законопроекты, насколько я       
понимаю, ставят две проблемы: качество учебников и их бесплатность,             
доступность для учеников. Вот ваша позиция в чем заключается? Вы против этого   
или за? Есть отзыв Матвиенко, которая была тогда заместителем                   
премьер-министра, у нее весьма примечательная запись: экономически              
нецелесообразно. Вот комитет тоже исходит из этого?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Булаеву Николаю             
Ивановичу.                                                                      
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Спасибо за вопрос. Вопрос, конечно, интересный.                    
                                                                                
Я отвечу не как председатель комитета, я, наверное, отвечу как профессионал -   
общий стаж моей педагогической работы где-то около тридцати лет, и в основном   
это школьный опыт. Я за то, чтобы был качественный учебник. Я считаю, что       
понятие "бесплатное образование" включает в себя понятие "бесплатный            
учебник". И я думаю, что у нас есть сегодня и возможности, и желание найти      
решение этой проблемы. Думаю, что здесь сочетание региональных возможностей и   
активное участие федерального центра, федерального бюджета крайне необходимы.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ближина Любовь Фёдоровна.                     
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня такой был вопрос к Булаеву, в заключение я уже поняла суть дела...       
Николай Иванович, вы отклоняете оба законопроекта, я поняла, что вы уже вроде   
бы готовите новый законопроект. Скажите, пожалуйста, он будет как бы            
качественнее этих законопроектов? Потому что вопрос очень серьезный, и мне      
хотелось бы, чтобы этот законопроект был направлен на регулирование процессов   
издания, выпуска и доставки учебной литературы.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Булаев Николай Иванович.                      
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Спасибо, Любовь Фёдоровна, за вопрос.                              
                                                                                
На самом деле написание нового законопроекта вот в данном случае крайне         
сложное занятие, поскольку за это пятилетие... Если бы мы рассматривали эти     
законопроекты в 2001 году, я думаю, что у нас проблем было бы на порядок, то    
есть в десять раз, меньше. Сегодня мы рассматриваем законопроекты в             
совершенно новом правовом пространстве: приняты и 95-й, и 131-й, и 122-й        
законы, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы. И мы обязаны сегодня новый       
законопроект написать таким образом, чтобы противоречий не было. Сейчас         
необходимо написать законопроект, решающий проблемы и не имеющий противоречий   
с действующим законодательством. Я не скажу, что мы все проблемы решили на      
сегодняшний день, они частично решены, что-то мы пытаемся решить. Но в данном   
случае мы ставим перед собой одну главную задачу: школа должна получать         
качественный учебник, этот учебник должен быть доступен каждому ученику         
независимо от уровня материальной обеспеченности его семьи.                     
                                                                                
Мы очень много говорим о стартовых условиях, о равных стартовых условиях. Так   
вот, наличие комплекта учебников у каждого ученика и определяет стартовые       
условия. Эти стартовые условия должны быть одинаковы. У ребенка из семьи с      
большим достатком всегда есть учебник, и не один. У ребенка из семьи с          
небольшим материальным достатком, как правило, или старые учебники, или         
вообще части учебников нет. Наша задача - сделать так, чтобы эти стартовые      
условия были одинаковыми.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Так, пока две руки я вижу... Ближина Любовь         
Фёдоровна, Неверов Сергей Иванович, Габдрахманов и Савельев. Всё, ограничимся   
этим.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Ближина Любовь Фёдоровна.                                           
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф. Сейчас в каждом учебном заведении своя учебная литература.        
Например, в одном учебном заведении может быть несколько видов учебников по     
истории, литературе и так далее, где одни и те же события трактуются            
по-разному и очень часто это не соответствует действительности. Многие из       
этих учебников не соответствуют стандартам образования, но это еще не самое     
плохое. В большинстве регионов, и особенно в сельских районах, учебная          
литература вообще не закупается или закупается в таком количестве, которого     
не хватает для нормального обучения, о чем мы сегодня говорили.                 
                                                                                
В своих заключениях Правительство Российской Федерации не поддерживает оба      
законопроекта, считая, что предлагаемые законопроектами изменения               
действующего порядка финансирования, обеспечения учащихся учебной литературой   
потребуют выделения значительных дополнительных средств из федерального         
бюджета. Я считаю, что нужно больше выделять средств на образование и науку,    
разрабатывать и поддерживать законопроекты, которые ведут к улучшению           
образования в России. В нашей стране всегда было самое лучшее образование, и    
мы должны позаботиться не только о том, чтобы оно оставалось таковым, но и о    
дальнейшем его развитии.                                                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Неверов Сергей Иванович. У вас своя карточка?                       
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле вопрос, который сейчас мы обсуждаем при        
рассмотрении этих двух законопроектов, очень важный. И как правильно сказал     
председатель, очень много вопросов по поводу того, почему вообще в комитете     
пять лет пролежали эти законопроекты и не выносились на обсуждение. Каковы      
должны быть основные критерии при принятии этих законов? Анатолий Евгеньевич    
назвал два основных критерия - это качество и доступность тех учебников,        
которые должны быть, доступность для всех, кто сегодня по этим учебникам        
должен заниматься.                                                              
                                                                                
Но давайте посмотрим вообще, что произошло за эти пять лет? Сегодня у нас       
существует совершенно другое правовое пространство, сегодня совершенно другая   
законодательная база, в соответствии с которой мы живем. Это в первую           
очередь, конечно, разграничение полномочий, это межбюджетные отношения, это     
существенное изменение в законодательстве об авторских правах, о поставках      
продукции для федеральных государственных нужд, об образовании, в гражданском   
законодательстве, в Бюджетном кодексе. И сегодня, приняв эти два закона, мы     
их просто-напросто как бы отпускаем в плавание, когда они не будут работать в   
этом правовом поле, потому что нужно внести изменения в те законодательные,     
нормативные акты, которые я перечислил.                                         
                                                                                
Не случайно сегодня работает рабочая группа, которая очень серьезно             
занимается решением этой проблемы. Сегодня вопрос стоит об отклонении этих      
законов не по сути, еще раз хочу повторить, а по форме, по причине того, что    
просто-напросто за пять лет мы существенно изменили всё правовое                
пространство. И этой работой нужно заниматься, нужно, конечно, и при            
голосовании, может быть, дать поручение комитету очень серьезно подойти к       
этим вопросам, потому что, к сожалению, так складывается, что в ряде регионов   
по одному и тому же предмету совершенно по разным учебникам люди учатся и       
совершенно разные получают знания.                                              
                                                                                
Поэтому, наверное, правильней все-таки согласиться с решением комитета          
отклонить эти два законопроекта в первом чтении и очень серьезно проработать    
эту законодательную инициативу, законодательную базу по решению данной          
проблемы.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Юрий Петрович, пожалуйста.                                             
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что одним из важнейших направлений, по   
которым должна развиваться наша страна, является переход к всеобщему высшему    
образованию и выстраивание уже сейчас этой системы перехода в России к          
всеобщему высшему образованию, выстраивание всей системы, в том числе           
подготовка государственных образовательных стандартов нового уровня,            
затрагивающих как систему высшей школы, так и систему образования в             
довузовский период. В системе государственных образовательных стандартов        
решающая, важная роль должна быть отведена созданию учебников,                  
учебно-методических пособий, в том числе с развитой информационной              
технологической базой использования современных компьютерных средств. Это       
действительно очень важно, и если мы этого не сделаем, то Россия не сможет      
быть конкурентоспособной страной и, более того, не сможет обеспечить свою       
национальную безопасность, о чем сегодня здесь говорилось.                      
                                                                                
Базовые учебники должны быть созданы. Они должны быть созданы мощными           
коллективами педагогов-преподавателей, которые обеспечивали бы                  
преемственность и довузовской системы образования, и вузовской, и               
послевузовской систем. Это должно быть единое и непрерывное целое. Но           
дожидаться, пока мы выстроим эту систему, не приходится. Сегодня молодые        
люди, которые обучаются в системе довузовского образования, нуждаются в         
базовом учебнике. Без всякого сомнения, это важная задача, и нужно выделять     
сегодня деньги на создание базового учебника, который впитал бы в себя лучшие   
традиции прошлой русской и советской единой средней школы.                      
                                                                                
Я предлагаю, конечно, поддержать эти два законопроекта, не дожидаясь, что       
когда-то мы дело сдвинем, не следуя концепции нынешнего правительства,          
министерств, возглавляемых Германом Грефом и Алексеем Кудриным, которые         
говорят постоянно на всех уровнях: "Что мы будем поддерживать сегодня эту       
отрасль? Мы должны поддерживать другую отрасль". Когда же мы рассматриваем      
другую отрасль, они говорят: "А что мы будем поддерживать эту отрасль, когда    
сферу образования мы поддержать не можем?" А дело не сдвигается с места.        
Поэтому надо, конечно, поддержать законопроекты и сделать этот первый и         
важный шаг для поддержки нашего образования.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Габдрахманов Ильдар Нуруллович.                                     
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проблема действительно есть,   
и она очень актуальная. Но вариант, который предлагают авторы, вариант          
решения этой проблемы не позволит достичь той цели, которую ставят авторы. На   
мой взгляд, вариант, когда предлагается за счет средств федерального бюджета    
полностью финансировать выпуск бесплатных учебников, может решить некую         
тактическую задачу, но никак не стратегическую. Этой проблемы в принципе не     
существовало, если бы правительство при проводимой им межбюджетной политике     
большую часть средств бюджетов не централизовало на федеральном уровне. Ведь    
основной аргумент авторов заключается в том, что у регионов нет средств, для    
того чтобы выпускать бесплатные учебники. И понятна в этой связи позиция        
авторов законопроекта, когда они видят большую часть средств на федеральном     
уровне. Соответственно, вполне, скажем так, логично предложение: пусть          
федеральный бюджет всё сам и финансирует. Но если мы теперь все полномочия      
будем отдавать исключительно на федеральный уровень, то мы превратимся из       
федеративного в унитарное государство, что, конечно же, делать нельзя. Эти      
вопросы должны решаться исключительно самими регионами. Но вопрос заключается   
в том, что регионы должны иметь достаточные для этого средства. Конечно,        
сейчас, при формировании проекта бюджета на следующий год, правительство        
должно сбалансировать бюджеты субъектов, с тем чтобы регионы смогли             
обеспечить выпуск бесплатных учебников. И на мой взгляд, сейчас авторам         
законодательной инициативы нужно обратиться в правительство, где изложить       
свою позицию с обоснованием, с цифрами, чтобы Минфин при подготовке бюджета     
на очередной год все эти вопросы учел.                                          
                                                                                
Что же касается техники исполнения законопроекта, то, конечно, она не           
выдерживает никакой критики, и объяснение этому тоже есть - законопроект был    
внесен еще в 2000 году, соответственно, произошли очень существенные            
изменения. Если брать законопроект Лебедева, то он противоречит и Бюджетному    
кодексу, и закону о госзакупках, и базовому закону 122-му, и многим другим.     
Конечно, принимать такой законопроект даже в первом чтении было бы              
неправильно.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному              
представителю президента, полномочному представителю правительства?             
Заключительное слово докладчиков.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, как-то в последнее время мы всё время слышим    
примерно одно и то же на разные голоса: проблема есть, проблема важная, но      
решать мы ее не будем.                                                          
                                                                                
Я совершенно согласен с теми, кто говорил, что изменилось правовое              
пространство по сравнению с 2000 годом. Это действительно факт. В частности,    
принят 122-й закон, который затрудняет решение всех этих проблем. Но нельзя     
говорить, что мы собираемся дать детям учебники и при этом соблюсти             
действующее законодательство. Это невозможно как совмещение поста и             
обжорства. Это невозможно, потому что совершенно понятно, что если              
федеральный бюджет будет принимать участие в обеспечении учебной литературой    
детей и учителей, то для этого потребуется внесение изменений в тот самый       
122-й закон. Это во-первых.                                                     
                                                                                
Во-вторых, что касается предложения поработать с Минфином, чтобы он дал         
больше денег регионам. Коллеги, я бы напомнил тем, кто это говорит, как они     
голосовали по закону, отбирающему у регионов 1,5 процента налога на прибыль.    
Нельзя делать одно, говорить другое, а думать третье. Именно по этому закону    
я выступал и здесь призывал этого не делать, уважаемые коллеги, по              
требованию, между прочим, руководителей Омской области.                         
                                                                                
Далее. Упреки в том, что комитет прошлого созыва не рассматривал                
законопроект, мягко говоря, не соответствуют действительности. Мы его не        
рассматривали именно потому, что не хотели провала. А сейчас он                 
рассматривается именно в целях провала. Мы получили отрицательное заключение    
правительства, вели переговоры с министерством образования, мы пытались найти   
компромисс. И были даны обещания, что рано или поздно мы получим                
положительное заключение правительства. К сожалению, срока одной Думы на это    
не хватило.                                                                     
                                                                                
Что касается, уважаемые коллеги, рассуждений о том, что мы дали вольницу        
издателям, они просто основаны на том, что, видимо, законопроект не читали.     
Там предполагаются не просто жесткие правила конкурсного отбора, но             
ограничение нормы прибыли для издателей в тех случаях, когда они получают       
государственный заказ на выпуск учебника, именно для того, чтобы учебник не     
стоил бешеных денег, как это имеет место быть сейчас, уважаемые коллеги.        
                                                                                
Кстати, хочу отметить, что даже в советское время далеко не по каждому          
предмету был только один учебник. Мы стараемся ограничить свободу намного       
больше, чем было, - и при этом называют это вольницей. Так тоже часто бывает,   
вообще, лучшее - враг хорошего.                                                 
                                                                                
В заключение я хочу сказать только об одном, уважаемые коллеги. Вот мы все      
любим образование, все любим детей, все любим школу до тех пор, пока не         
доходит дело до голосований. Бывает же так, что, например, паучиха очень        
любит паука, но потом она его съедает, когда происходит соответствующий акт     
любви. Поэтому тех, кто на самом деле хочет помочь детям и школе, я призываю    
проголосовать за оба эти законопроекта. Принятие любого из них будет означать   
шаг вперед, потому что, уважаемые коллеги, мы сможем двигаться дальше, ко       
второму чтению. Они поддаются доработке.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить с заключительным словом Свиридову Валентину     
Валентиновичу? Нет.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, в режиме альтернативного голосования мы сейчас должны        
проголосовать по обсуждаемым вопросам. Ставится на голосование: принять в       
первом чтении проект федерального закона "Об издании учебной литературы и       
обеспечении ее доступности", пункт 20.1. Кто за? Прошу голосовать.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О федеральном      
комплекте учебников для общеобразовательных учреждений" в первом чтении,        
пункт 20.2. Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 20.1.                     
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               93 чел.20,7%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
                                                                                
93 - за.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 20.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              112 чел.24,9%                                     
Проголосовало против            9 чел.2,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    121 чел.                                          
Не голосовало                 329 чел.73,1%                                     
                                                                                
112 - за.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, оба законопроекта не набрали необходимого количества         
голосов, поэтому сейчас мы с вами должны определиться по тому законопроекту,    
который получил большее количество, то есть по пункту 20.2. Я еще раз ставлю    
законопроект на голосование в первом чтении.                                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              114 чел.25,3%                                     
Проголосовало против            7 чел.1,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    122 чел.                                          
Не голосовало                 328 чел.72,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.