Заседание № 25

10.02.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 31212-7 "О ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2676 по 3086 из 6574
Коллеги, у нас в соответствии с порядком работы на фиксированное время          
поставлен 14-й вопрос, блок "Ратификация международных договоров Российской     
Федерации". Приступаем к рассмотрению 14-го вопроса нашей повестки дня. О       
проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке создания и      
деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях            
государств - участников Содружества Независимых Государств". Доклад             
официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря -    
заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Игоря Николаевича      
Зубова.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Николаевич.                                                   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации,         
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Проект настоящего            
федерального закона внесён в Государственную Думу Президентом Российской        
Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Ратификация Соглашения о порядке   
создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на             
территориях государств - участников Содружества Независимых Государств имеет    
большое практическое значение для укрепления международного сотрудничества      
Российской Федерации в области раскрытия, расследования взаимосвязанных         
преступлений по уголовным делам, находящимся в производстве компетентных        
органов государств - участников СНГ. Соглашение подробно регламентирует         
вопросы создания, организации работы и прекращения деятельности совместных      
следственно-оперативных групп, которые будут обеспечивать представление         
доказательств и проведение совместных, согласованных процессуальных действий    
и оперативно-розыскных мероприятий на территории двух и более сторон и в их     
интересах. В документе чётко и исчерпывающе определяются задачи таких групп,    
а также полномочия их руководителей.                                            
                                                                                
Важным для практики обстоятельством является установление упрощённого порядка   
взаимодействия сторон при проведении совместных оперативных мероприятий и       
следственных действий, что свидетельствует о высоком уровне взаимного доверия   
между государствами, подписавшими соглашение, и является новым шагом на пути    
интеграции усилий государств - участников СНГ в сфере борьбы с преступностью.   
Компетентные органы сторон получают возможность быстро реагировать на запросы   
друг друга, обмениваться документами и информацией, а также непосредственно     
присутствовать при исполнении своих поручений, если это не противоречит         
законодательству запрашиваемой стороны. Соглашение также регламентирует много   
иных практических вопросов, которые могут возникнуть в деятельности             
совместных следственно-оперативных групп, включая оформление доказательств,     
документов, обеспечение конфиденциальности, разрешение споров и конфликта       
интересов и другое.                                                             
                                                                                
Статьёй 13 этого соглашения установлено, что оно не затрагивает прав и          
обязательств каждой из сторон, вытекающих для неё из других международных       
договоров, участником которых она является. В тексте документа имеется          
оговорка, согласно которой если другим международным договором Российской       
Федерации установлены условия сотрудничества менее благоприятные, чем           
предусмотренные соглашением, то Российская Федерация будет на основе            
взаимности применять положения соглашения.                                      
                                                                                
Предполагается, что от имени Российской Федерации компетентными органами,       
уполномоченными на участие в реализации соглашения, станут Следственный         
комитет Российской Федерации, ФСБ и МВД России и их подразделения на местах,    
центральными компетентными органами будут центральные аппараты указанных        
ведомств.                                                                       
                                                                                
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О       
международных договорах Российской Федерации" соглашение подлежит               
ратификации, поскольку действующим законодательством создание с компетентными   
органами иных государств совместных следственно-оперативных групп, а также      
упрощённый порядок взаимодействия при оказании правовой помощи по уголовным     
делам не предусмотрены.                                                         
                                                                                
Проект федерального закона о ратификации соглашения соответствует положениям    
Договора о Евразийском экономическом союзе и не противоречит иным               
международным договорам Российской Федерации.                                   
                                                                                
Реализация соглашения не потребует выделения дополнительных финансовых          
средств из федерального бюджета, поскольку все расходы будут осуществляться     
за счёт средств и в пределах, предусмотренных федеральным бюджетом на           
осуществление текущей деятельности компетентных органов.                        
                                                                                
Следует ожидать повышения эффективности международного сотрудничества с         
государствами СНГ, подписавшими и ратифицировавшими соглашение, - это           
Беларусь, Казахстан, Киргизия, ожидается Армения, Таджикистан, - особо на       
приграничных территориях, что особенно важно в условиях новых угроз и вызовов   
безопасности России и её союзников.                                             
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам       
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками Умахана Магомедгаджиевича Умаханова.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
УМАХАНОВ У. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Цель рассматриваемого         
соглашения заключается в международно-правовой регламентации отношений          
государств - участников СНГ в вопросах создания и деятельности совместных       
следственно-оперативных групп на территории государств - участников             
Содружества для раскрытия и расследования взаимосвязанных преступлений по       
уголовным делам. Ратификация соглашения отвечает интересам Российской           
Федерации, так как расширяет инструментарий отечественных спецслужб в борьбе    
с преступностью. Исполнение соглашения будет способствовать развитию            
интеграции на постсоветском пространстве.                                       
                                                                                
Хотел бы также обратить внимание на следующие аргументы в пользу ратификации:   
сотрудничество сторон в рамках соглашения осуществляется на русском языке;      
признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных        
актов федерального законодательства не потребуется; не потребуются              
дополнительные расходы из федерального бюджета.                                 
                                                                                
В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа; имеются         
положительные заключения Правительства Российской Федерации, Правового          
управления Аппарата Государственной Думы и комитета-соисполнителя - Комитета    
по государственному строительству и законодательству.                           
                                                                                
С учётом изложенного комитет по делам СНГ рекомендует Государственной Думе      
ратифицировать данное соглашение. Прошу поддержать.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть.                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список.                                          
                                                                                
Швыткин Юрий Николаевич.                                                        
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Игорь Николаевич, у меня к вам вопрос: предполагается ли подобного рода         
ратификация соглашения с Узбекистаном и с Азербайджаном? И есть ли встречное    
движение со стороны тех государств, с которыми мы подписали соглашение, по      
его ратификации?                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я назвал в своём выступлении те государства, которые подписали      
соглашение, - это Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия,             
Таджикистан. Соглашение ратифицировано и вступило в силу в Белоруссии,          
Казахстане и Киргизии; в Таджикистане и Армении проводятся соответствующие      
процедуры, связанные с ратификацией.                                            
                                                                                
Что касается присоединения к соглашению Азербайджана, Молдовы, Узбекистана,     
Украины и Туркменистана, то пока данные государства с такой инициативой не      
выступали, хотя соответствующие предложения им направлены.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шперов Павел Валентинович.                                                      
                                                                                
ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Игорю Николаевичу по пункту 4 статьи 5 и по пункту 6 статьи     
8: существует ли чёткий регламент, определяющий перечень причин для             
однозначного отказа запрашивающей стороне в исполнении запроса, или такое       
решение будет приниматься в индивидуальном порядке руководителем                
компетентного органа?                                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. В данном соглашении (а вы понимаете, что соглашение - это продукт   
долгих переговоров, каждая буква тщательно выверялась) у каждой стороны,        
которая его подписала, есть свои интересы и своё мнение, поэтому конкретного    
перечня таких причин я вам назвать не могу, но скажу, что каждая сторона        
(есть соответствующая норма) может принять решение о неисполнении запроса       
другой стороны, если это противоречит её интересам, без объяснения              
соответствующих причин. Я думаю, это абсолютно верно: это исключает             
возможность использования соглашения в иных целях, помимо тех, которые          
обозначены, и открывает широкое поле для работы по правильным направлениям.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Игорю Николаевичу.                               
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, безусловно, такие вещи, которые мы сегодня          
рассматриваем, должны нас радовать, поскольку укрепляются связи с нашими        
бывшими союзными республиками, это с одной стороны. С другой стороны, коль мы   
живём врозь, есть и такие вопросы, как вопросы материального обеспечения. Вот   
скажите, пожалуйста, группы, которые будут создаваться, будут постоянными или   
они будут создаваться по ходу дела, по запросам? И какая сторона должна         
всё-таки эти группы содержать - ведь их же надо содержать, они где-то должны    
жить, получать зарплату и так далее? А вопросы там, конечно, разные могут       
быть.                                                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. В тексте соглашения всё       
написано очень подробно: следственно-оперативные группы создаются при           
необходимости в строго установленном порядке на территориях каждой из сторон.   
Ни законы Российской Федерации, ни законы других государств в плане             
ограничения деятельности на своей территории - имеются в виду оперативная и     
следственная деятельность других государств - не нарушаются. Упрощение          
состоит в том, что в тех случаях, когда это надо, длительные и трудоёмкие       
действующие в настоящее время процедуры согласования, направления               
международных запросов через органы прокуратуры, которые потом идут через       
МИД, и так далее - всё это уходит в сторону, и вопросы решаются напрямую        
между двумя следственно-оперативными группами, которые создаются на             
территориях каждой из сторон по конкретным преступлениям, причём каждая из      
сторон работает на своей территории, направляет в упрощённом порядке запрос,    
и эта сторона, то есть наша сторона, решает все вопросы сама, а наши коллеги    
имеют возможность, если мы разрешим, присутствовать при проведении              
соответствующих мероприятий и быстро получить их результаты. Вот в чём смысл    
соглашения.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравец Александр Алексеевич.                                                    
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, понятно, что законопроект направлен на повышение    
эффективности работы правоохранителей, но в то же время его появление           
означает, что есть проблемы. Вот хотелось бы получить более конкретный ответ:   
какие проблемы были, когда не было данного соглашения, что подтолкнуло к его    
подписанию и привело нас к тому, чтобы принять этот закон? Если можно,          
примеры.                                                                        
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Александр Алексеевич, это очень просто сделать, и для этого даже    
конкретные примеры приводить не надо. Тенденции развития преступности говорят   
о повышении уровня её организованности, о её интернациональности. Преступники   
работают очень быстро, известно о международных поставках оружия, наркотиков,   
идёт торговля людьми, существуют каналы поставки проституток, незаконная        
иммиграция и так далее, и так далее. Конечно, традиционные процедуры нашего     
взаимодействия с партнёрами, с различными партнёрами, давно уже прописаны и     
работают достаточно эффективно, и мы придерживаемся их, естественно, но в       
плане оперативности... Если мы будем строго придерживаться процедур, которые    
приняты, вообще, в международном сообществе по линии Интерпола, по линии        
договоров о взаимной помощи по уголовным делам, то это потребует много          
времени: законодательство не предусматривает таких вариантов, как просто        
поднял трубку - и решил, позвонил - и тебе прислали какой-то документ           
оперативной почтой, приехал - и поприсутствовал при обыске, выемке,             
задержании и так далее. Мы много лет предлагали это сделать, только не всегда   
партнёры этого хотят - впрочем, многие хотели бы поработать на нашей            
территории, есть и такие случаи. Поэтому в данной ситуации речь идёт только     
об узком круге государств СНГ, с которыми у нас фактически нет границ, с        
которыми у нас прямое перемещение людей, товаров, грузов и так далее, и эти     
механизмы всего навсего дают возможность - не обязывают, а дают возможность -   
работать оперативно.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шперов Павел Валентинович.                                                      
                                                                                
ШПЕРОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мне понятны причины,   
по которым нужно это соглашение: мы ведём борьбу с международной                
преступностью, которая расширяется, захватывает всё новые территории,           
принимает новые формы. Но есть вопросы.                                         
                                                                                
Я думаю, все вы знаете о недавнем случае, произошедшем с одним из наших         
граждан. У нас, как вы знаете, есть очень много братских государств: есть       
очень братские, особо братские, близко братские государства. Так вот один наш   
гражданин - я не буду называть страну, дабы не вызвать каких-то международных   
скандалов, - был выдан властями одного нашего братского государства другому     
братскому государству по запросу второго в связи с тем, что посетил             
территорию, являющуюся предметом конфликта между ещё одним братским             
государством и вторым, упомянутым мной. Эта ситуация для меня очень, скажем     
так, непонятная: почему наших граждан так спокойно куда-то выдают? И в данный   
момент мы, конечно, понимаем, что у этого решения были политические мотивы,     
то есть интересы большой политики оказались выше прав человека, прав            
российского гражданина.                                                         
                                                                                
Сейчас, давая доступ к различным нашим базам данных, скажем так, органам        
следствия братских нам государств, мы можем подвергнуть опасности в первую      
очередь граждан Российской Федерации, а также наших соотечественников, права    
которых мы также должны защищать. Мы знаем, что во многих странах имеют место   
в том числе и политические процессы, которые можно легко завуалировать под      
уголовные, и с этим связан тот вопрос, который я задал, - о том, кто будет      
принимать решения и есть ли какой-то регламент, определяющий, в каких случаях   
выдавать, а в каких нет. Если решение будет отдано на откуп руководителям       
групп, то я не уверен, что они смогут правильно разобраться в ситуации и что    
в результате не будет нанесён ущерб гражданам Российской Федерации либо нашим   
соотечественникам. Поэтому в данной ситуации фракция ЛДПР не может поддержать   
ратификацию соглашения.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Водолацкий Виктор Петрович.                                                     
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данное             
соглашение было подписано президентами Российской Федерации, Армении,           
Беларуси, Киргизии, Казахстана и Таджикистана 16 октября 2015 года. Наши        
спецслужбы отработали тот регламент работы, который сегодня отвечает            
интересам Российской Федерации. Соглашение необходимо как правовая основа для   
раскрытия и расследования взаимосвязанных преступлений по уголовным делам.      
                                                                                
Необходимость ратификации соглашения следует из положений Федерального закона   
"О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно содержит        
правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.       
                                                                                
Следует отметить, что при осуществлении сотрудничества, как уже было сказано,   
все стороны используют русский язык. Ратификация соглашения отвечает            
интересам Российской Федерации, исполнение соглашения будет способствовать      
развитию евразийской интеграции на постсоветском пространстве, защите           
граждан, в том числе граждан России, от международной преступности. Форма       
соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации,          
общепризнанным принципам и нормам международного права, международным           
договорам Российской Федерации, федеральным и конституционным законам.          
                                                                                
Правительство Российской Федерации, Правовое управление Аппарата Госдумы и      
комитет-соисполнитель, Комитет по государственному строительству и              
законодательству, поддерживают ратификацию, замечаний не имеют.                 
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного      
закона, просим его поддержать.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович.                                 
                                                                                
Шхагошев Адальби Люлевич.                                                       
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я скажу буквально несколько слов об особенностях этого       
соглашения. Я считаю, что это новация в международном праве в рамках СНГ,       
потому что само соглашение достаточно прикладное и рабочее, его ратификация в   
принципе усиливает зону безопасности.                                           
                                                                                
В своём выступлении я оттолкнусь от вопроса, который задал коллега Кравец, -    
о тех преступлениях, которые нас серьёзно волнуют сегодня, и расскажу, на что   
может повлиять создание подобных следственно-оперативных групп. Ну, в первую    
очередь это, конечно, терроризм: эта проблема стоит абсолютно обособленно, и    
когда президент вносит на ратификацию подобные соглашения, то это,              
естественно, является продолжением политики по созданию коалиции в борьбе с     
международным терроризмом в целом. Кто хочет - присоединяется, кто не хочет -   
пока ожидает, но без подобной следственно-оперативной работы вести              
эффективную борьбу с терроризмом нельзя, терроризм обязательно придёт в любой   
регион - куда-то позже, куда-то раньше, - если ему не противостоять.            
                                                                                
И ещё о том, что нас сподвигло к заключению соглашения. На территории СНГ мы    
сегодня ищем четыре тысячи человек, это люди, которые совершили преступления    
террористического характера, и самая главная задача этих                        
следственно-оперативных групп должна заключаться в том, чтобы выявить так       
называемые спящие террористические ячейки, которые сегодня есть в странах       
СНГ.                                                                            
                                                                                
Я, как человек, имеющий опыт работы в управлении по борьбе с организованной     
преступностью, хочу рассказать о том, что собой представляют современные        
организованные преступные группировки. Это мощные организации, которые хорошо   
ориентируются в пространстве СНГ, и не только СНГ, с горизонтальными связями,   
с финансовыми потоками, и должен сказать, что они однозначно сейчас на один     
шаг опережают правоохранительные органы. Что этому можно противопоставить?      
Если вы заметили, даже между правоохранительными органами разных субъектов      
Российской Федерации организовать взаимодействие сегодня тяжело, а если речь    
идёт о странах, то, конечно, это сделать ещё тяжелее, но когда создаётся        
совместная следственно-оперативная группа, это называется - полный контакт.     
Да, конечно, у нас есть очень крупные организации вроде ОДКБ, Союзного          
государства, но как раз таки подобные современные группы позволят обеспечить    
возможность получения информации о явных преступлениях, о контактах, той        
информации, которая недоступна, уходит от крупных организаций, и в итоге мы     
получаем ту статистику, которую имеем, то есть они призваны как раз таки        
решить эти вопросы. Более того, подтверждая, что это нужно, должен сказать,     
что сейчас оперативников, следователей становится всё больше, и это результат   
той реформы, которую мы провели, и той воли, которую проявляют наши коллеги     
из стран Содружества Независимых Государств.                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.         
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я хочу выразить благодарность всем, кто          
поддержал президентскую инициативу.                                             
                                                                                
И мне очень жаль, что фракция ЛДПР не будет голосовать за это очень важное с    
точки зрения практики соглашение. Возможно, я не сумел донести до вас суть      
соответствующего пункта, поэтому хотел бы пояснить: в статье 8 соглашения,      
пункты 6 и 7, говорится, что поручение может быть не исполнено, если это        
может нанести ущерб суверенитету, общественной безопасности, общественному      
порядку, публичному порядку или другим существенным интересам государства - в   
данном случае имеются в виду интересы нашего государства - либо противоречит    
законодательству или международным обязательствам запрашиваемой стороны. И в    
случае если поручение не может быть исполнено, руководитель национальной        
следственно-оперативной группы компетентного органа запрашивающей стороны       
уведомляется об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения.     
Речь идёт о том, что решение в конечном счёте будет принимать министр           
внутренних дел, то есть довольно высокопоставленное должностное лицо, -         
заметьте: не начальник следственной группы в ранге полковника, капитана или     
майора, а министр внутренних дел.                                               
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич.                                
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.