Заседание № 20
О проекте федерального закона № 311999-3 "О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 2, законопроекту, рассматриваемому во втором чтении: "О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В первом чтении законопроект был принят 7 октября 2003 года. Рассматриваемым законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность за нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выражающееся в трех составах: первое - несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства; второе - уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания; третье - несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Целью законопроекта является усиление государственного контроля за процессами миграции, сокращение количества нелегальных мигрантов, что должно способствовать улучшению криминогенной обстановки в регионах Российской Федерации, особенно подверженных незаконной миграции, снижению роста напряженности в обществе и достижению социально-политической стабильности на территории нашего государства. Предлагается за указанное правонарушение установить штраф в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда вместо ранее установленного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Указанное представляется оправданным и не вызывает возражений, учитывая значительную распространенность противоправных действий и степень их общественной вредности. Законопроект поддерживают субъекты Российской Федерации. Все поступившие отзывы от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации положительны. К законопроекту поступила одна поправка, депутата Сергея Алексеевича Попова, которая рекомендована комитетом к принятию и включена в таблицу 1, за которую прошу проголосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, таблица 1, включающая одну поправку. ПЛИГИН В. Н. Комитет рекомендует принять данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по данной поправке? Нет. Тогда нам необходимо проголосовать по этой поправке, за таблицу 1. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 47 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, предлагаю проголосовать за принятие законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 32 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы. Имеются заключения Правового управления на окончательный текст законопроекта и на проект постановления о принятии законопроекта в целом. Документы распространены среди депутатов. Прошу проголосовать за принятие законопроекта в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, объявляется "час голосования". Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 39 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принято, закон принят в третьем чтении.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 311999-3 "О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 27 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Константин Алексеевич Маркелов, член Совета Федерации. МАРКЕЛОВ К. А., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обусловлена необходимостью обеспечения действенных мер по предотвращению незаконной миграции в Российскую Федерацию. Он разработан в русле вновь принятой концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, утвержденной 1 марта 2003 года Правительством Российской Федерации, в которой прямо говорится, что необходимо совершенствовать законодательство по вопросам выдворения из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (депортации), усиливать их ответственность за нарушение правил пребывания на территории России. В связи с незаконной миграцией существенно обострилась криминогенная обстановка в Астраханской области, Краснодарском крае, Курганской, Оренбургской областях, а также в центральных регионах - в Москве, Московской области и ряде других. По данным органов внутренних дел за 2002 год и вот этот год, сейчас в России находится около пяти миллионов нелегальных мигрантов. Учитывая данное обстоятельство, Комитет по делам СНГ Совета Федерации занимался разработкой данного законопроекта, законопроект неоднократно обсуждался в комитетах и комиссиях Совета Федерации с привлечением ученых, юристов и других специалистов. Положительные отзывы дали Правовое управление Аппарата Совета Федерации, Федеральная пограничная служба, Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Также положительные заключения есть от Администрации Президента Российской Федерации и от Правительства Российской Федерации. Можно сказать, что сегодня практика применения этой нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сложилась. По данным МВД России, количество выявленных административных правонарушений, связанных с незаконной миграцией, имеет устойчивую тенденцию к росту, и с момента ввода данной статьи в действие с 1 июля 2002 года и по первое полугодие 2003 года было рассмотрено более полутора миллионов случаев правонарушений по данной статье. Дополнительных расходов из федерального бюджета для реализации данного федерального закона не требуется, наоборот, можно ожидать пополнения в бюджет. Прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Алексеевич, присаживайтесь, пожалуйста. От Комитета по государственному строительству - Николай Иванович Шаклеин. Пожалуйста. ШАКЛЕИН Н. И. Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел данный законопроект и, изучив практику, пришел к выводу, что действительно для того, чтобы повысить эффективность действия вот этой нормы, есть необходимость усилить санкцию статьи. Заключение комитета положительное, рекомендуем поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчикам? Будут. Коломейцев Николай Васильевич. Говорите, к кому вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Маркелову вопрос. Скажите, пожалуйста... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, оставайтесь все на своих местах. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Константин Алексеевич... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы будете отвечать по карточке Немцова, да? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да можно с трибуны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Иванович, вернитесь назад на трибуну. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Времени моего уже десять секунд, даже пятнадцать прошло. Вопрос такой: скажите, пожалуйста, касается ли ваш закон лиц, которые случайно оказались негражданами после принятия закона "О гражданстве Российской Федерации"? Вы знаете, что среди тех десяти миллионов, о которых вы говорили, девять - это как раз те, кто с 1992 года живет в России, имеет паспорт, голосует регулярно, но сейчас, из-за того что у них прописка украинская или белорусская, они не являются гражданами и вы их завтра будете штрафовать, так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Алексеевич Маркелов, по карточке Немцова Бориса Ефимовича. МАРКЕЛОВ К. А. Данный законопроект касается именно тех, кто признан нарушителем законодательства о миграции. А те граждане, о которых вы говорите, не являются нарушителями законодательства, и поэтому закон не касается их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ли еще вопросы к докладчикам? Есть. Пожалуйста, Чехоев Анатолий Георгиевич, ваш вопрос. Говорите кому. ЧЕХОЕВ А. Г. Маркелову. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. ЧЕХОЕВ А. Г. Уважаемый Константин Алексеевич, вот у нас есть сейчас закон "О гражданстве Российской Федерации", готовятся поправки к этому закону, есть закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Не считаете ли вы необходимым сейчас пока воздержаться, допустим, от принятия этого законопроекта и дождаться, пока мы примем поправки к закону "О гражданстве..."? Это значительно, я бы сказал, нормализует правовое поле, в котором можно работать. На сегодняшний день в России действуют две концепции: одна концепция, написанная Починком, другая концепция была написана Блохиным, тогда еще министром, и непонятно, по какой концепции миграционной политики мы вообще будем закон принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутата Немцова, Константин Алексеевич Маркелов ответит на вопрос. МАРКЕЛОВ К. А. Спасибо за вопрос. Дело в том, что мы понимаем опасения по поводу того, что новый закон по гражданству внесет некоторые коррективы. Но это закон об административных правонарушениях, и он как раз в рамках сегодняшнего законодательства. Я думаю, проблем с принятием или внесением поправок в закон "О гражданстве..." тут никаких не будет. Уже имеется достаточно хорошая практика его исполнения, но речь как раз идет о том, что необходимо усиливать ответственность за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации. Это независимо от того, сегодняшний или новый закон будет принят. Эта норма административного законодательства, поэтому ее нужно принимать, мне кажется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константин Алексеевич, позвольте, я тоже вам задам короткий вопрос. Занимался ли кто мониторингом тех проблем, которые связаны с регистрацией лиц из стран СНГ, приезжающих к нам сюда в гости, по приглашению, на лечение, которым нужно в течение трех дней отметиться, зарегистрироваться? Ведь это такое хождение по мукам! Проверялось это или нет? Потому что вы знаете, что творится с этими людьми. Пожалуйста, Маркелов по карточке Немцова. МАРКЕЛОВ К. А. Геннадий Николаевич, у меня нет цифр по данному именно моменту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот эти три дня... просто они ничего не успевают - и сразу штраф. МАРКЕЛОВ К. А. Я по данному моменту сказать не могу, но по данной статье, по административным правонарушениям, уже было со времени принятия кодекса полтора миллиона случаев таких нарушений. И тенденции к уменьшению пока нет, поэтому и предлагается усилить данную норму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Еще есть вопросы, коллеги? Басыгысов Виталий, вы поднимаете руку, у вас вопрос? Нет. Хорошо, присаживайтесь, Николай Иванович. Кто хотел бы выступить? Чехоев Анатолий Георгиевич. Больше я не вижу желающих выступить, поэтому один депутат Чехоев. А, нет, еще Надеждин. Пожалуйста. ЧЕХОЕВ А. Г. Вы знаете, уважаемые коллеги, совсем недавно, вот до наших парламентских каникул, здесь выступал перед нами заместитель министра внутренних дел - руководитель Федеральной миграционной службы России. И, наверное, многие обратили внимание на то, что он выступал тогда 15 минут, а потом еще и ответы... В основном он сводил свою миграционную политику только к чисто милицейским действиям: зарегистрировал, где он должен зарегистрироваться, оштрафовал, если нет там трех суток или что, - в основном к административным мерам. В то время как миграционная политика - это политика, наверное, в большей степени социальной направленности. У нас сегодня беженцев, вынужденных переселенцев столько, что мы не знаем по сей день, что с ними делать. Мы закладываем ежегодно копейки, вот сейчас вся миграционная служба из бюджета получает 916 миллионов рублей на свое содержание, а на обустройство беженцев и вынужденных переселенцев - 146 миллионов рублей, то есть вы видите, какие несоразмерные цифры. Я очень боюсь того, что сегодня мы, ужесточив правила пребывания граждан, неграждан - это проблемы пограничников, пусть они смотрят там, на границе, - просто-напросто опять дадим дополнительную кормушку кое-кому, в том числе милиции, и не более того. Я вам простой пример приведу. Вот сейчас готовятся поправки в закон "О гражданстве Российской Федерации", и уже сейчас, как говорится, рынок сразу отреагировал на это. Если, например, до недавнего времени, когда было сказано президентом, что он внесет поправки и будет значительная либерализация, паспорт гражданина Российской Федерации стоил от 600 долларов, то сейчас он уже стоит 200 долларов и милиция торопится, зная, что скоро будут поправки, так как дело уже может уплыть из рук. Поэтому я бы очень просил не снимать данный закон. Я не хочу, чтобы Россия была проходным двором каким-то и все кому не лень здесь гуляли. Но я за то, чтобы мы сначала приняли закон "О гражданстве...", где все поправки уже утвердим, а вот после этого, когда у нас будет три закона: первый - закон "О гражданстве..." с поправками, второй - "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и третий закон - "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", - которые вместе, я думаю, создадут правовое поле, в этих рамках можно будет принять законы об усилении административных мер. Поэтому убедительная просьба у меня не снимать, а просто, может быть, перенести, с тем чтобы после мы приняли более взвешенный и хороший закон, поправки хорошие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Георгиевич, как вы понимаете, перенести невозможно, завершается обсуждение закона, раньше надо было решать. Надеждин Борис Борисович, пожалуйста. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, наша фракция будет голосовать против этого закона, и часть причин заключается абсолютно в том же, о чем говорили уже депутаты: сейчас, когда новый закон о гражданстве внесен президентом, поправки фундаментальные в закон, незачем пересматривать штрафы. А вторая ремарка - она крайне проста. Ну, просто взятки, которые платятся, строго пропорциональны размеру штрафа. Эта система коррумпирована просто невероятно! Все прекрасно знают, что по действующему драконовскому закону гражданство получить невозможно. А цена за решение этого вопроса чуть ли не вывешивается в ОВИРах, знаете, там просто людям говорят, сколько надо заплатить, и всё будет нормально. Поэтому повышать штрафы до принятия фундаментального решения по гражданству просто неправильно, это просто еще одна кормушка для коррумпированных чиновников ОВИРа. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие еще выступить? Нет. С заключительным словом, Константин Алексеевич Маркелов, хотели бы выступить? Нет. Николай Иванович Шаклеин? Нет. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 42 сек.) Проголосовало за 221 чел. 49,1% Проголосовало против 52 чел. 11,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 273 чел. Не голосовало 177 чел. 39,3% Результат: не принято Не принимается. Пункт 28 повестки: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вернуться к голосованию? Николай Николаевич Гончар предлагает вернуться к голосованию по 27-му, прежде чем обсуждать 28-й. Хорошо, кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 40 сек.) Проголосовало за 243 чел. 98,8% Проголосовало против 3 чел. 1,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 246 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято К голосованию вернулись. Кто за то, чтобы законопроект, который докладывали Константин Алексеевич Маркелов и Николай Иванович Шаклеин, принять в первом чтении? Прошу голосовать. Нет-нет, это еще 27-й. Не услышали Надеждина, а он был ведь прав. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 20 сек.) Проголосовало за 274 чел. 60,9% Проголосовало против 42 чел. 9,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел. 29,8% Результат: принято Принят.