Заседание № 109

10.04.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о принятии во втором чтении законопроекта, принятого в первом чтении с названием "О внесении изменений в отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций")

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4858 по 5002 из 8224
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У меня убедительная просьба   
включить в повестку дня и сейчас рассмотреть во втором чтении законопроект "О   
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в    
части санации страховых организаций). Этот вопрос вчера рассматривался на       
заседании Совета Государственной Думы, у администрации президента возникли      
определённые вопросы, которые вчера вечером были урегулированы. Все материалы   
по этому законопроекту размещены в базе Государственной Думы ещё вчера          
вечером, с ними можно было ознакомиться. А учитывая, что у нас осталось до      
конца работы, до отпусков, всего лишь два заседания, и учитывая важность        
этого законопроекта в связи с ситуацией на финансовых рынках, прошу дать        
возможность доложить этот законопроект во втором чтении сейчас.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нам необходимо обменяться мнениями.    
У кого иные точки зрения?                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, пользу рассмотрения этого вопроса   
поясните, пожалуйста. Владимир Владимирович Бортко хотел бы услышать, о чём     
речь идёт, почему, вы считаете, этот законопроект необходимо рассмотреть        
сейчас, что вы понимаете под санацией страховых организаций. Если можно,        
кратко.                                                                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. В прошлом году мы приняли закон о санации кредитных               
организаций, и если бы не была запущена процедура оздоровления этих             
организаций, то сейчас мы переживали бы очень тяжёлые потрясения на             
финансовых рынках, в связи с тем что у банка "Открытие", "БИНБАНКа",            
"Промсвязьбанка" надо было бы отзывать лицензии, а это тяжелейшее потрясение    
для финансовых рынков. У страховых организаций ещё больше риски и влияние на    
ситуацию, если возникнет угроза отзыва лицензии. Этим законопроектом            
предлагается по аналогии с оздоровлением кредитных организаций ввести           
соответствующий механизм для страховых организаций. Вот у здания Госдумы        
стоят люди с плакатами из-за "Югры" - то же самое будет, если мы не примем      
этот закон и у какой-то крупной страховой организации отзовут лицензию.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги... Что?                                           
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Владимирович Лебедев, ваше предложение.                       
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.     
                                                                                
Спасибо большое, Вячеслав Викторович.                                           
                                                                                
Дело в том, что коллега Аксаков, наверное, мог бы внести предложение с утра,    
когда мы обсуждали проект повестки дня, тем более если он говорит, что все      
противоречия с администрацией президента были сняты ещё вчера вечером. Просто   
если следовать строго букве Регламента, то нужно признать, что мы, уважаемые    
коллеги, сегодня утром повестку дня сформировали и утвердили, мы не можем в     
течение дня по желанию любого депутата или комитета что-то включать в           
повестку, что-то исключать из повестки: мы её уже утвердили. И чтобы сейчас     
принять какое-то решение, мы должны отменить своё решение об утверждении        
повестки дня - если следовать строго букве Регламента, - заслушать вновь        
Аксакова по поводу включения этого вопроса, проголосовать за это, потом вновь   
проголосовать и утвердить повестку. Я не думаю, что что-то случится с этим      
законопроектом, если мы примем его в четверг, например, а завтра на заседании   
Совета включим нормально в повестку дня.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, что случится, если мы не примем     
законопроект?                                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. На самом деле на моё предложение повлияла ситуация на             
финансовых рынках, которая сейчас беспокоит в том числе Центральный банк. Я     
спокойно смотрел бы на то, что мы этот законопроект приняли бы в мае, и не      
ставил бы этот вопрос сейчас здесь, но в связи с тем, что возникли вопросы,     
которые надо было урегулировать, были проведены консультации с финансовыми      
властями, которые просили этот вопрос по возможности рассмотреть.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас этот вопрос стоял в повестке, насколько я           
понимаю, когда на заседании Совета вы его вчера обсуждали? Надо было его        
оставить... Что?                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А если сейчас ситуация будет требовать, чтобы закон       
был? Тот, кто снимал, собственно, должен был думать об этом. Кто согласился     
от комитета?                                                                    
                                                                                
Бортко Владимир Владимирович - по ведению. Пожалуйста.                          
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Друзья мои, понимаете, у нас сегодня не как вчера. Когда я спрашивал, зачем     
сегодня рассматривать законопроект, это не означало, что, например, мы будем    
против, просто хотелось бы точно знать зачем. Если действительно нужно, если    
этого требуют сегодняшние обстоятельства, то, конечно, нужно его принимать за   
десять минут, без всяких разговоров, только нужно внятно объяснять зачем.       
Если это связано с тем, что произошло вчера или позавчера (я уже не помню,      
когда точно санкции были введены), если закон каким-то образом выведет нашу     
страну из этой ситуации, то, конечно, нужно принимать, а если это просто        
очередной законопроект, если кому-то что-то захотелось, это совершенно другая   
история. Объяснять нужно внятно, на мой взгляд.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, исходя из постановки вопроса           
председателем комитета мы в соответствии с Регламентом, как сказал Игорь        
Владимирович Лебедев, должны проголосовать за отмену решения по повестке в      
целом. Коллеги, нет возражений? Мы выходим на данное решение, не возражаете?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Тогда ставится на голосование предложение коллеги Аксакова, в связи с чем мы    
должны принять решение об отмене ранее принятого решения по повестке, которую   
утром приняли в целом. Коллеги, кто за то, чтобы отменить голосование по        
повестке в целом? Кто за? Голосуем.                                             
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отменяется ранее принятое решение.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба проголосовать предложение нашего коллеги Аксакова.   
                                                                                
Пожалуйста, тогда сформулируйте его, название законопроекта сформулируйте.      
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба         
включить в повестку сегодняшнего заседания законопроект № 311128-7 "О           
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в    
части санации страховых организаций.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение    
коллеги Аксакова. Кто за то, чтобы включить вопрос, предложенный коллегой       
Аксаковым для рассмотрения, в повестку?                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается предложение коллеги Аксакова.                                       
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5038 по 5058 из 8224
Итак, Анатолий Геннадьевич, материалы есть у нас? У нас нет пока материалов,    
поэтому мы даже название не можем зачитать, не знаем, какое количество          
поправок, нет материалов по таблицам поправок. Как мы будем ставить на          
голосование?                                                                    
                                                                                
Гарри Владимирович, мне коллеги из президиума говорят, что это было ваше        
предложение - внести этот законопроект. А что поменялось за ночь?               
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Анатолий Геннадьевич доложил, что в течение вчерашнего дня, ну и на самом       
деле сегодня с утра шли консультации, поэтому на вопросы, которые были          
поставлены, были даны ответы.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В таком случае, коллеги, лучше не исключать из            
повестки, а продолжить консультации, тогда мы не будем входить вот в такие      
дебаты.                                                                         
                                                                                
Коллеги, давайте тогда полчаса отведём для того, чтобы подготовили все          
материалы. Правильно? Правильно.                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6024 по 6127 из 8224
Коллеги, мы дополнительно включили во втором чтении проект федерального         
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации". Все документы размещены в системе, и вот у меня есть таблица        
поправок даже в печатном виде.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот           
законопроект был рассмотрен нами в первом чтении 13 декабря 2017 года. Суть     
его заключается в том, чтобы Центральный банк с помощью своих ресурсов и        
процедур в случае возникновения проблем у страховой системно значимой           
организации мог осуществлять процедуру оздоровления такой организации.          
                                                                                
Мы видим на примере кредитных организаций, что такие меры необходимы,           
поскольку отзыв лицензий у таких крупных банков, как "Открытие", "БИНБАНК",     
"Промсвязьбанк", мог привести к серьёзным потрясениям на финансовом рынке и к   
большим социальным последствиям. Страховые компании тоже имеют очень большое    
социальное значение, поскольку в крупных организациях обслуживаются, являются   
их клиентами миллионы наших граждан и в случае отзыва лицензии у страховой      
организации граждане попали бы в очень сложную ситуацию: если бы эта            
организация попала в число неустойчивых, вряд ли она смогла бы в полном         
объёме выполнить свои обязательства перед кредиторами.                          
                                                                                
С учётом того что сейчас на финансовых рынках мы наблюдаем серьёзные            
колебания, страховые резервы, в частности благодаря собранным с населения       
средствам, вкладываются в различные активы, в том числе они могут               
вкладываться в активы организаций, которые сейчас подпали под санкции,          
соответственно, страховая организация может серьёзно потерять в результате,     
например, падения доходности на рынке ценных бумаг, и ей будет тяжело           
выполнять обязательства перед клиентами, в том числе физическими лицами. В      
связи с этим по аналогии с банками предлагается ввести такой же механизм для    
страховых организаций.                                                          
                                                                                
В ходе подготовки ко второму чтению поступило девять поправок, все они в        
таблице рекомендуемых к принятию. Прошу поддержать таблицу поправок.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Да.                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Николаевич, а почему вы не записались? По ошибке, да?                      
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, извините, я не совсем по           
Регламенту. Можете ли вы пояснить, какая новая поправка или новые поправки      
появились в результате последних консультаций, ради которых, собственно,        
сначала снимали законопроект, а сегодня его вернули?                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. По предложению администрации президента включили практически      
одно предложение: если Центральный банк имеет претензии к страховой             
организации и выписывает предписание, требуя исправить нарушения, которые       
обнаружил в её деятельности, страховая организация в течение месяца может       
ответить, что учла замечания Центрального банка, всё исправила,                 
соответственно, Центральный банк может принять это к сведению и отменить        
предписание. Бывают случаи, когда выписывается предписание и оно длительное     
время не отменяется, даже если финансовый институт все замечания учёл,          
нарушения устранил и вполне может спокойно, нормально работать. Вот для того,   
чтобы таких коллизий не возникало, администрация президента предложила этот     
пункт прописать в законе, мы это сделали и согласовали документ.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, больше нет вопросов по таблице поправок.         
Ставится на голосование таблица поправок № 1, розданная комитетом.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку. Прошу рассмотреть        
законопроект в третьем чтении в четверг, 12 апреля.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          

Заседание № 84

13.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7133 по 7484 из 10579
41-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых             
организаций". Доклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку     
Юрия Павловича Олейникова.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы знаете, страховой     
надзор в последние два-три года серьёзным образом усиливается. После того как   
Государственная Дума внесла изменения в закон о страховом деле, эта функция     
передана регулятору - Центральному банку Российской Федерации, и он последние   
два года этими процессами управляет.                                            
                                                                                
По итогам анализа отчётности участников рынка страховых услуг выявилась         
весьма тревожная картина: многие из страховщиков не имели достаточных           
реальных активов, подтверждали отсутствующие на балансе деньги и ценные         
бумаги фиктивными выписками из банков и депозитариев, покупали акции            
непубличных компаний, паи закрытых инвестиционных фондов и отражали их на       
своём балансе по цене, которая во много раз превышала рыночные оценки,          
приобретали активы по сделкам РЕПО или за счёт заёмных средств, проводили       
операции перестрахования, не связанные с реальной передачей риска, завышали     
стоимость той собственности, той недвижимости, которой владели. В настоящее     
время усилиями Банка России на рынке наводится порядок, с рынка                 
последовательно выводятся те, кто допускал подобного рода нарушения,            
фальсификацию и необъективную отчётность. В отношении некоторых участников      
рынка страховых услуг даже пришлось по подготовленным документам возбуждать     
уголовные дела за хищение и мошенничество.                                      
                                                                                
Центробанк условно делит страховые компании и страховщиков на четыре            
категории: с высоким риском, с умеренным, с низким риском и безрисковые. Доля   
высокорисковых страховщиков в результате чисток, которые проводились            
последние два года, значительно сократилась: в 2015 году их количество          
сократилось на 88, в 2016-м - на 114, в 2017-м - на 49. Не нужно пугаться       
этих цифр, потому что доля этих страховщиков составляла всего 2-3 процента от   
всех страховых премий, но, по мнению экспертов, эти участники рынка серьёзным   
образом осложняли и дискредитировали страховой рынок. Крупные игроки с рынка    
в последнее время не уходили и не уходят, их бизнес растёт и уже достиг         
такого уровня, когда уход страховщика с рынка может создать угрозу              
стабильности всей финансовой системы страны или её региональной части, не       
говоря уже о неизбежности в таком случае серьёзных социальных потрясений и      
напряжённости.                                                                  
                                                                                
Такая ситуация стала предметом довольно серьёзных обсуждений и анализа, в       
результате чего в июле этого года Президент Российской Федерации дал            
поручение Центробанку и правительству подготовить необходимые изменения в       
действующее законодательство. Предлагаемый сегодня вашему вниманию              
законопроект является, по сути, плодом совместных усилий Центрального банка,    
правительства и депутатов Государственной Думы, и я хотел бы поблагодарить      
многих из вас, потому что почувствовал, с каким интересом и одобрением этот     
законопроект был воспринят, - вы присоединились, участвуете в подготовке, в     
обсуждении этого законопроекта.                                                 
                                                                                
Данный законопроект представляет собой пакет поправок в федеральные законы      
"Об организации страхового дела...", "О Центральном банке..." и "О              
несостоятельности (банкротстве)" и создаёт механизмы санации страховых          
организаций, представляющих высокую социальную значимость. За основу            
проектируемых изменений взят уже наработанный опыт, который мы получили после   
принятия закона о финансовом оздоровлении кредитных организаций. Этот закон     
действует уже больше полугода, и мы можем сделать выводы о действенности        
инструментов и механизмов, которые он позволил применять. По аналогии мы        
предлагаем предоставить целый набор инструментов Центробанку.                   
                                                                                
Сейчас в арсенале Центрального банка как органа страхового надзора имеются      
только санкции, касающиеся лицензий. Рассматриваемый законопроект значительно   
расширяет набор инструментов воздействия регулятора - предлагается наделить     
Центробанк правом проведения оценки активов и пассивов страховых компаний, их   
резервов, правом запрещать страховщику совершать определённого размера          
сделки, правом устанавливать перечень надёжных для инвестирования активов и     
так далее.                                                                      
                                                                                
Плюс к этому создаётся специальный фонд, который может служить фондом           
стабилизации страховой деятельности. Центробанку даётся право вводить           
временное управление в те страховые компании, которые не просто вызывают        
особую тревогу, но и - что выявляется в ходе специальных проверок               
сформированными группами профессионалов - могут быть подвергнуты банкротству    
или ликвидации, что может повлечь за собой серьёзные социальные проблемы.       
                                                                                
Законопроектом предлагается ввести обязанность страховщиков инвестировать       
свободные средства на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и      
доходности и установить запрет на выдачу страховщиками займов за счёт           
собственных средств и на другие рисковые виды инвестиций.                       
                                                                                
Целью санации, которая в этом случае возможна, является восстановление          
капитала страховых организаций до соблюдения нормативного соотношения           
собственных средств и принятых на себя обязательств. Для восстановления         
капитала санируемой страховой организации Банк России получит возможность       
приобретать акции этих страховых компаний и потом передавать или продавать их   
другим собственникам.                                                           
                                                                                
Я уже сказал о создании фонда и временной администрации. Всё это мы обсуждали   
в экспертном совете, состоящем из представителей страховых организаций, и в     
последние месяцы - в страховом сообществе, и получили одобрение предлагаемых    
мер. Правительство сделало некоторые замечания, которые будут учтены ко         
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Прошу вас поддержать нашу законодательную инициативу.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Юрий Павлович, то, что наводить порядок в страховых    
компаниях надо, я думаю, показала нам ситуация с дольщиками, когда страховые    
компании только деньги собирали, а, по сути, никаких рисков не покрывали.       
                                                                                
Вопрос: вот этот фонд, который будет формироваться, компенсационный или как     
его там назовут, кто будет формировать и на основе каких принципов? И второй    
вопрос: санационные действия Центробанка на каких принципах будут строиться,    
потому что это в законопроекте чётко не прописано? Сегодня не совсем понятно    
- если проводить параллель с банковской системой, - почему кого-то Центробанк   
санирует, выделяя сотни миллионов, а то и миллиардов рублей, а кого-то          
бросает на произвол судьбы, собственно, тонуть? Как это будет в отношении       
страховых компаний регулироваться, какими нормативными актами или, может        
быть, какими-нибудь ещё дополнительными?                                        
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Я сказал, что предлагается внести изменения в три закона, в     
том числе в закон о банкротстве, которым предусмотрены определённые действия,   
матрицы, по которым действует Центральный банк.                                 
                                                                                
Что касается фонда санации или фонда управления, он не выделяется специально    
или отдельно. По сути, это как бы некий дополнительный резерв средств,          
который будет использоваться фондом, который сегодня занимается санацией        
кредитных организаций, и управляющая команда будет одна и та же, и методы и     
инструменты будут те же самые. Всё это будет осуществляться на основе           
получения объективной информации благодаря введению целого ряда норм, которые   
Центробанк предлагает и которые этим законопроектом будут утверждены. И         
специальные группы и комиссии будут выезжать, и временная администрация при     
необходимости будет в этих страховых компаниях, то есть будут применяться все   
меры, чтобы обеспечить плавный переход из кризисной ситуации к нормализации и   
последующему управлению или передаче в другие руки этой страховой компании.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Юрий Павлович, как показывает практика, в общем-то, механизм          
правильной санации кредитных организаций не выработан. Почему? Вот только за    
время руководства Набиуллиной закрыто около 400 банков, на санацию потрачено    
более 1 триллиона 200 миллиардов рублей, но, к сожалению, когда приходили       
временные управляющие, там, кроме неликвидных бумаг, ничего не было, все        
активы были выведены, многие топ-менеджеры и их семьи оказывались за рубежом.   
Скажите, где гарантии, что это не повторится со страховыми компаниями, тем      
более что до этого, если вы помните, ещё более 100 НПФ тоже канули в Лету?      
Всё-таки я не увидел в законопроекте механизмы, чтобы мы могли предсказывать,   
что вот этой страховой компании завтра может не быть, ну просто нет             
индикатора, мне кажется.                                                        
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Я думаю, что мы должны положиться на профессионализм            
Центрального банка, именно Центральный банк и его профессиональная команда      
будут заниматься оценкой платёжеспособности и надёжности страховых компаний,    
в законах всё это изложено.                                                     
                                                                                
Почему мы говорим, что будем действовать по аналогии с тем, как сегодня         
санируют, как сегодня идёт работа с кредитными организациями? Потому что уже    
есть наработанный опыт, в том числе матрицы требований, которые Центральным     
банком устанавливаются и распространяются. Говорить, что Центробанк             
использовал, израсходовал триллионы рублей, ещё рано, потому что пока деньги    
используются для обеспечения жизнеспособности больших банков, о которых вы      
неоднократно здесь говорили, для обеспечения возможности их существования и     
гарантий не только вкладчиков, но и крупных предприятий, которые имели там      
счета. Банки не останавливают свою работу, они продолжают действовать в         
рамках новых правил и жёсткого контроля со стороны Центрального банка, и вы     
видите, что и банк "Открытие", и "БИНБАНК" продолжают деятельность, и не        
наступило каких-то чрезвычайных системных мер разложения экономики и            
последствия от их проблемных ситуаций.                                          
                                                                                
Я думаю, то же самое мы будем делать и со страховыми компаниями. Это ведь       
системная мера, она связана и с аудиторской деятельностью, контроль за          
которой тоже предполагается передать Центральному банку, и так далее. Весь      
рынок финансовых услуг будет жёстко контролироваться и действовать по вновь     
установленным правилам, которые обеспечат стабильность и последовательное       
управление всеми процессами.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Юрий Павлович, вы предлагаете довериться профессионализму           
конкретных людей, но нет людей, которые не ошибаются, и, к сожалению, нет       
тех, кого нельзя, что называется, за 300 процентов какой-то прибыли уговорить   
пойти не по тому пути. И к сожалению, нет примеров того, чтобы эти              
профессиональные деятели, в том числе и из Центробанка, находили и возвращали   
сотни миллиардов, если не триллионы якобы пропавших денег в банках, они даже    
не обращаются в следственные органы, хотите - проверьте. Мы просили             
следственные органы Следственного комитета, Генеральной прокуратуры ответить,   
что делается по поиску этих денег и по привлечению к ответственности            
банкиров? Ничего не делается, потому что из ЦБ до сих пор нет обращений. А вы   
предлагаете опять то же самое распространить на страховые компании...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Нам приходится очень часто работать с сотрудниками              
Центрального банка, и мы убеждаемся в том, что они грамотно и последовательно   
наводят порядок на финансовом рынке России, а Эльвира Сахипзадовна с этой       
трибуны вам, по-моему, чётко говорила, какие действия в связи с санацией        
двух-трёх крупных банков предпринимаются Центробанком. В настоящее время        
осуществляется серьёзное изучение их балансов, их ответственности, их           
капиталов, будут подготовлены необходимые документы, которые и подтвердят,      
были ли эти средства похищены и выведены из России или просто                   
непрофессионально использованы. Вчерашние и позавчерашние сообщения о           
действиях с несколькими банками, которые допускали незаконные действия на       
рынке - и эти действия были пресечены, - только подтверждают, что Центробанк    
сегодня довольно строго относится к финансовой дисциплине и последовательно     
наводит порядок.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Предлагаемый законопроект, наверное, нужен, но, мне кажется, работать нужно     
комплексно: а) надо обязательно принять новый закон о Центральном банке; b)     
надо, вообще-то, принять новый закон об аудите; с) надо в Уголовный кодекс      
ввести более жёсткую ответственность для топ-менеджеров за их работу и,         
конечно же, для аудиторов.                                                      
                                                                                
Давайте посмотрим, что написано, скажем, в проверочных документах по банку      
"Открытие": в июле нужный рейтинг банку "Открытие" получить не удалось, 15      
процентов займов просрочены, не обслуживаются, 20 процентов квалифицируются     
как сомнительные, также имеют высокую степень риска и низкую маржу - АКРА       
оценило кредитоспособность банка на одну ступень ниже, чем требовалось. Я вам   
напомню, что и "Открытие", и "БИНБАНК", и целый ряд других банков в условиях    
кризиса получали огромную государственную поддержку, то есть у них не было      
проблем с доступом к так называемой ликвидности, как у других коммерческих      
банков, тем не менее они, санировав других, в конечном итоге оказались          
банкротами.                                                                     
                                                                                
Это я вам к чему говорю? С моей точки зрения, сегодня страховые компании        
зачастую аффилированы с той же банковской системой и, к сожалению, не           
выполняют задачу оздоровления экономики, а заняты зарабатыванием денег. Мне     
кажется, пока мы не поменяем функции и пока Центральный банк, страховые         
компании, пенсионные фонды всяких видов не станут кровеносной системой          
экономики и как раз теми самыми инвестиционными механизмами, у нас ничего не    
получится. И здесь, мне кажется, было бы правильно вернуться к опыту            
Соединённых Штатов Америки времён Великой депрессии - посмотрите, у Рузвельта   
был расписан порядок: он сначала ужесточал отношение к банковской системе и     
чётко её регламентировал. В противном случае, ну, банк ради банка, который...   
Банковская система зарабатывает больше триллиона, а убыточность предприятий     
растёт, у нас недоступность финансовых ресурсов является, вообще, главным       
признаком нашего кризиса.                                                       
                                                                                
Мне кажется, что в первом чтении надо принять законопроект, но нашему           
комитету по финансам, вообще-то, надо комплексно, вместе с Центральным          
банком, с Минфином разобраться в ситуации. Если мы будем отдельно дёргать       
каждый кирпичик, дом просто будет валиться, а заткнуть кирпичик назад в         
фундамент не получится.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксаков Анатолий Геннадьевич.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы действительно стремимся   
к тому, чтобы системно решать проблемы, возникающие на нашем финансовом         
рынке.                                                                          
                                                                                
Скажем, завтра предполагается рассмотрение законопроекта, связанного с          
регулированием аудиторской деятельности, и мы считаем необходимым прописать     
нормы, которые повышают ответственность аудиторов за заключения, которые они    
представляют в том числе и общественности. К сожалению, зачастую, видя          
нарушения в финансовых организациях, они не подают соответствующих сигналов,    
в том числе и регулятору, и законопроект, который будет предложен на ваше       
рассмотрение, эту проблему должен решить.                                       
                                                                                
Мы с вами весной приняли закон, в соответствии с которым по-новому              
осуществляется оздоровление кредитных организаций, и примеры санации            
"БИНБАНКа", банка "Открытие" как раз демонстрируют большую эффективность        
этой процедуры. Здесь говорили о возмещении ущерба, который понесли             
финансовые организации, за счёт средств собственников, менеджеров компаний -    
по этим двум банкам соответствующая процедура уже осуществляется благодаря      
принятому закону. И по аналогии с законом о санации кредитных организаций как   
раз предложен новый вариант, чтобы то же самое можно было применить в           
отношении страховых компаний.                                                   
                                                                                
Я хотел бы отметить, что на самом деле у нас, скажем так, перед глазами нет     
страховых компаний, которые в ближайшее время могли бы подвергнуться этой       
процедуре, но нам важно предоставить Центральному банку возможность применить   
эту процедуру, если вдруг страховые компании столкнутся с какими-то             
проблемами. При этом, конечно же, в первую очередь под санацию должны попасть   
те компании, которые несут в себе системные риски, прежде всего риски потерь    
для российских граждан. Принятие этого закона имеет большое социальное          
значение, в том числе, кстати, и для решения проблемы дольщиков, о которой      
сегодня здесь говорили, поэтому я просил бы вас поддержать этот законопроект.   
                                                                                
Если говорить о деталях, а здесь говорили, что надо детализировать вопросы,     
связанные с подключением к этой процедуре страховых организаций, то ко          
второму чтению ЦБ обязан представить проект нормативного документа, без этого   
мы не примем законопроект во втором чтении. Поэтому детали обязательно будут    
соответствующим образом прописаны, мы будем этого требовать от ЦБ.              
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шулепов Евгений Борисович.                                
                                                                                
ШУЛЕПОВ Е. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это как раз    
один из тех законов, которые повышают надёжность нашей финансовой системы,      
финансовой системы России. Все мы помним недавний скандальный случай со         
страхованием строительного рынка: более 30 миллиардов рублей страховые          
компании, как говорится, освоили, и мы их найти пока не можем. Для того чтобы   
подобные случаи не повторились у нас, в нашей практике, и подготовлен данный    
законопроект. В первую очередь законопроект, безусловно, защищает граждан и     
их средства, кроме того, он защищает страховые компании, повышая их             
надёжность, повышая их устойчивость. В связи с этим и вводится в действие       
этот фонд, и Центральный банк берёт на себя дополнительные обязанности, как     
главный регулятор финансового рынка у нас в России.                             
                                                                                
Наша фракция, фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поддерживает решение Комитета     
по финансовому рынку и будет голосовать за принятие данного законопроекта.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Докладчик? Нет.                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых   
организаций".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.