Заседание № 141
О проекте федерального закона № 310910-8 "О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и статьи 3 и 13 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" (в части закрепления правовых основ конгрессно-выставочной деятельности; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и статьи 3 и 13 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 1 июня нынешнего года. К законопроекту поступило четыре поправки, все они рекомендуются к принятию. Две поправки носят уточняющий характер в отношении конгрессно-выставочной деятельности, и ещё двумя поправками предлагается уточнить полномочия Госкорпорации "Ростех" в отношении федеральных казённых предприятий. Связано это с тем, что во исполнение указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № 987 Правительством Российской Федерации 31 декабря 2022 года было принято решение о преобразовании 12 федеральных казённых предприятий в акционерные общества и передаче 100 процентов акций этих предприятий "Ростеху" в качестве имущественного взноса. Поправка позволит быстрее интегрировать переданные предприятия в систему корпоративного управления Госкорпорации "Ростех" для эффективного выполнения государственного оборонного заказа в целях поддержки специальной военной операции, обеспечения специальной военной операции. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту нет, ГПУ президента также поддерживает законопроект. Прошу утвердить таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 37 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 03 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 50 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принят единогласно.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 310910-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" (в части закрепления правовых основ конгрессно-выставочной деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра промышленности и торговли Алексей Владимирович Груздев. ГРУЗДЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона "О промышленной политике...". Законопроектом предлагается ввести понятие "конгрессно-выставочное мероприятие", а также уточнить виды информационно-консультационной поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления субъектам деятельности в сфере промышленности в части организации и содействия в проведении конгрессно-выставочных мероприятий. Законопроект разработан во исполнение утверждённого Правительством Российской Федерации плана мероприятий по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года. Инициатива закрепления на законодательном уровне понятия "конгрессно-выставочные мероприятия" призвана способствовать поступательному развитию выставочной и конгрессной деятельности, дальнейшей консолидации профессионального сообщества и повышению качества оказываемых услуг по организации и проведению соответствующих мероприятий, направленных на поддержку российских субъектов экономической деятельности и продвижение отечественной продукции и услуг на международные рынки. Предусмотренное законопроектом понятие "конгрессно-выставочные мероприятия" содержит следующие отличительные признаки: определение субъектов, осуществляющих деятельность по организации и проведению соответствующих мероприятий; определение целей проведения мероприятий; установление требований к определению сроков и места проведения мероприятия. Указанные признаки позволяют чётко идентифицировать конгрессно-выставочные мероприятия, отделив их от иных видов массовых мероприятий. Помимо ранее отмеченных положительных эффектов для развития конгрессно-выставочной деятельности в законопроекте предусмотрены изменения в Федеральный закон "О промышленной политике...", которые позволят осуществлять эффективный статистический анализ в упомянутой сфере, объективно оценивая её вклад в экономику, и формировать стратегию её дальнейшего комплексного развития. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович довольно подробно изложил суть законопроекта. Я хотел бы добавить, что, закрепляя на законодательном уровне возможность оказания поддержки проведению конгрессно-выставочных мероприятий, государство тем самым намерено расширить географию присутствия отечественных промышленных предприятий на внутренних и международных торговых рынках. Конгрессно-выставочная деятельность является эффективным маркетинговым инструментом презентации бизнес-продуктов и продвижения конкурентной промышленной продукции, работ и услуг. Кроме того, важно отметить, что принятие закона станет основой для официальной государственной статистики по конгрессно-выставочной деятельности, которая позволит не хаотично, а эффективно использовать этот механизм в интересах государства. Ранее официальной статистики по данному направлению не проводилось, велась ведомственная статистика - по оперативным данным Минпромторга, в прошлом году было проведено 328 выставок. Законопроект также окажет положительное влияние на эффективность реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", составной частью которого является поддержка отечественных производителей, нуждающихся в информационном сопровождении и в финансовой поддержке деятельности по продвижению отечественной продукции на международные рынки. У комитета есть ряд редакционных замечаний, которые, мы надеемся, ко второму чтению будут учтены. Комитет концептуально поддерживает законопроект и предлагает принять его в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, поддержка отечественных производителей - это, конечно же, приоритет государственной политики. И такой формат, как конгрессно-выставочные мероприятия, - это один из эффективных маркетинговых инструментов и, можно даже сказать, драйверов экономики. Отрадно и то, что в следующем году, в 2024 году, в России планируется первое конгрессно-выставочное мероприятие Организации Договора о коллективной безопасности. В связи с этим скажите, пожалуйста, введён ли уже EXPO ID для участия в конгрессно-выставочных мероприятиях в России? И если да, то насколько он эффективен, насколько в принципе позволит упростить въезд на выставки для иностранцев? ГРУЗДЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Уважаемый Анатолий Борисович, действительно у нас разработан в уже упомянутом мною плане мероприятий целый набор мер и решений, которые способствовали бы повышению эффективности выставочно-ярмарочной, конгрессной деятельности, и среди них такое, как повышение доступности и привлекательности мероприятий, которые проводятся на территории Российской Федерации, для международных участников. И EXPO ID - это один из инструментов, который мы сейчас реализуем в экспериментальном порядке, совместно в том числе с Фондом "Росконгресс", который на сегодня обладает максимальной экспертизой проведения международных масштабных конгрессно-выставочных мероприятий. По итогам этого эксперимента предлагается внести правительству уже конкретные предложения по масштабированию и системному внедрению этого инструмента. Что предполагается? Предполагается, единожды внося международного участника в базу, в дальнейшем уже не запрашивать дополнительно информацию об индивидуальном предпринимателе или об этой организации, о представителе международной организации, а также осуществлять более эффективно обмен необходимыми данными, чтобы оформлять приглашения на участие, регистрацию, привлекать внимание других участников мероприятия к участию в той или иной организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Новичков Николай Владимирович, пожалуйста. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к коллеге Груздеву. Алексей Владимирович, мы вносим поправки в закон "О промышленной политике...", при этом мы понимаем, что конгрессно-выставочная деятельность не ограничивается отраслями промышленности. Поясните, как мы будем регулировать эту деятельность, ну, например, в сфере культуры? Вот у нас культурный форум скоро состоится, например. ГРУЗДЕВ А. В. Николай Владимирович, спасибо большое за вопрос. Действительно, мы, как авторы этой инициативы, подготовили изменения в Федеральный закон "О промышленной политике..." исходя из того, что конгрессно-выставочные мероприятия в значительной степени нацелены на продвижение высокотехнологичной продукции, услуг, работ, в том числе на международные рынки. И поэтому мы посчитали возможным на сегодняшний момент в отсутствие иных федеральных законов, где бы это можно было отразить, инициировать внесение изменений именно в закон "О промышленной политике...", внедрив именно эти понятия о мероприятиях. Тем не менее ваш вопрос совершенно справедлив. И Владимир Владимирович, когда представлял позицию комитета, отметил, что сейчас есть определённые редакционные правки, и мы постараемся этот вопрос урегулировать перед вторым чтением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Я хотел бы добавить, что есть Федеральный закон "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", и там, в общем-то, всем направлениям конгрессно-выставочной деятельности уделяется большое внимание, поэтому в закон "О промышленной политике..." приоритетно попадают те положения, которые затрагивают именно отраслевую специфику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Алексею Владимировичу. Ну, в связи с предыдущим вопросом всё-таки уточните, пожалуйста, распространяются ли положения предлагаемого законопроекта, допустим, на ярмарки, выставки в сфере сельского хозяйства, сельхозпродукции и так далее? Вот конкретно эта сфера меня интересует. ГРУЗДЕВ А. В. С точки зрения внесения изменений в закон "О промышленной политике..." мы исходим из того, что эти положения в первую очередь распространяются на мероприятия, которые проводятся в отраслях промышленности. Что касается ярмарочных мероприятий, мы их отдельно вынесли за скобки этой дефиниции, потому что существует отдельный закон о регулировании внутренней торговли, где ярмарочные мероприятия отдельно описаны. Тем не менее мы исходим из того, что само понятие "конгрессно-выставочное мероприятие", которое нами предложено, носит универсальный характер. Я в своём докладе упомянул те базовые критерии, которые носят межотраслевой характер, ключевым из них является определение организаций - субъектов, которые являются организаторами этих мероприятий. Базовые критерии по проведению мероприятий универсальны, независимо от того, проходит это мероприятие в сфере агропромышленного комплекса, касается ли это мероприятие культурной составляющей. Обязательно должны быть конкретные сроки и соответствующая оборудованная площадка для проведения такого рода мероприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Владимирович, для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей конгрессно-выставочная деятельность станет основным или одним из дополнительных видов деятельности. Вы справедливо пишете - и Правовое управление соглашается с вами, - что ваш законопроект не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы. Но у нас же в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который утверждён в январе 2014 года, не включена конгрессно-выставочная деятельность. Планируете ли вы внести изменения в этот общероссийский классификатор и предполагаете ли представить вот этот проект изменения нам сюда, в Государственную Думу? ГРУЗДЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос, уважаемая Нина Александровна. Нами были предусмотрены соответствующие изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в ОКВЭД 82.3, это деятельность в конгрессной и выставочной сфере. И более того, с целью как раз реализации более адресного и комплексного подхода по учёту этого вида деятельности сам ОКВЭД 82.3 был расширен. С 1 марта текущего года был выпущен соответствующий приказ Росстандарта, который разделил всех участников этого сектора на три категории: организаторы выставочных мероприятий, организаторы конгрессных мероприятий и организаторы мероприятий, которые носят сопутствующий характер в интересах выставок и конгрессов. Так что на сегодняшний момент такие изменения уже существуют, ОКВЭД действует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Алексей Владимирович, в пояснительной записке сказано, что отсутствие в системе законодательства понятийно-терминологической определённости в части конгрессно-выставочных мероприятий создаёт риски противоречивого толкования правовых актов. В чём они заключаются, эти риски? И приведите, пожалуйста, пример таких рисков. ГРУЗДЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Я уже упомянул, что для нас было крайне важно чётко идентифицировать само понятие "конгрессно-выставочное мероприятие", в том числе чётко отделив его от иного рода мероприятий массового порядка, которые также проводятся на территории нашей страны, есть соответствующие акты, которые это регулируют. В частности, такими массовыми мероприятиями могут быть какие-то культурные события, концерты. И для нас было важно чётко определить, что такое конгрессно-выставочное мероприятие, какова его специфика, с какой целью такие мероприятия проводятся. В дальнейшем это нам позволит в том числе оптимизировать и актуализировать те нормативные акты, которые направлены на поддержку и развитие выставочно-ярмарочной деятельности. В частности, у нас существуют на сегодняшний момент финансовые инструменты поддержки конгрессно-выставочной деятельности. Есть постановление правительства № 342, которое предусматривает государственную поддержку Российского экспортного центра для развития и повышения инфраструктуры по продвижению российских товаров и услуг, что позволяет нам софинансировать организацию коллективных национальных экспозиций в России и за рубежом. Есть ещё один документ, который касается содействия выставочно-ярмарочной деятельности, - это постановление о возмещении части затрат на обеспечение участия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, организаций в международных выставочных мероприятиях с индивидуальными стендами. И вот даже с точки зрения кодификации и унификации определения категорий этих мероприятий для нас крайне важно наличие такого понятийного аппарата на уровне федерального законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Уважаемый Алексей Владимирович, из 80 миллионов трудоспособного населения у нас в перерабатывающих отраслях экономики занято только около 8 миллионов, включая занятых в добыче природных ресурсов. Юристов, охранников, экономистов у нас, к сожалению, в разы больше. Понятно, что когрессно-выставочные мероприятия добавят рекламу технических профессий, но всё равно вопрос: есть ли какие-то идеи у нас в министерстве промышленности относительно кардинального изменения структуры занятости нашего общества в сторону технических профессий? ГРУЗДЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос, Евгений Иванович. Но я позволил бы себе несколько возразить относительно роли и эффекта воздействия выставочно-ярмарочной, конгрессной деятельности для повышения привлекательности тех или иных профессий, интереса к ним, особенно если мы с вами будем рассматривать те мероприятия, которые посвящены достижениям в области промышленности, а также для продвижения высоких технологий, работ и услуг. Возможность участвовать в семинарах, "круглых столах", выставках и знакомиться с достижениями, на мой взгляд, повышает привлекательность именно этих профессий, потому что и промышленная продукция, и технологии - это как раз результат работы и творчества коллективов, инженеров, учёных. С этой точки зрения, мне кажется, есть совершенно прямая связь. Кроме того, конечно же, есть целый ряд и мероприятий, и программ, которые посвящены подготовке специалистов, повышению привлекательности, взаимодействию профильного министерства с предприятиями, вопросам целевого набора, подготовке программ обучения специалистов, в том числе с возможностью прохождения практики на промышленных предприятиях, когда абитуриенты и студенты, проходя обучение, имеют возможность уже на выпускных курсах проходить практику на предприятиях, в лабораториях. На наш взгляд, даже выставочно-ярмарочная деятельность может быть вполне эффективным инструментом повышения привлекательности технических профессий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 49 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.